Что такое исламская экономика
Основы и принципы организации исламской экономики
Исламская экономика – это этическая, нравственная экономика, целью которой является бизнес соответствующий канонам Ислама. А Ислам – это религия Всевышнего Аллаха, образ жизни, которым доволен Сам Великий Творец. Ислам был ниспослан людям через череду откровений, с которыми пришли пророки и посланники, начиная с Адама и заканчивая Мухаммедом (мир ему). Они разъясняли людям то, чего требует от них Всевышний, чтобы следуя данным требованиям добиться счастья и благополучия в обоих мирах. Требования Всевышнего Творца к верующим – есть положения религии, основанные на приказах и запретах. Положения религии касаются широкого спектра вопросов, в т.ч. и вопросов экономики, т.е. производства, распределения, обмена и потребления. [1]
Вчём сущность исламской экономики? Прежде всего, опираясь на кораническое Откровение (можно сказать, что ина авраамическую традицию вцелом)— это отказ от процента, от фьючерсных сделок, от «воздушной экономики». Наиболее родственной вэтом плане является методика работы впроектном инвестировании, практикуемая вевропейской экономике. Ноэто проектное инвестирование, которое связано сразделом рисков, сдолевым участием, то есть сам банк никаких процентов не получает. Банк изучает усвоего клиента бизнес-план, который тот ему предоставил, анализирует риски, и, если он это принимает, то потом происходит раздел прибылей. Это наиболее универсальная форма, хотя есть итакие, которые касаются торговых проектов. Например, существует исламское страхование ит. д. [2]
То есть главным является принципиальный запрет на игры со временем. Главная задача— не допустить игр со временем, то есть «закладывания» времени— особенно будущего, ещё не прожитого времени— впользу каких-то спекулянтов сегодня. Вчастности, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который ещё не вырос, что, кслову, на Западе является обычным делом.
Говоря об исламской системе экономики, необходимо отметить следующие главные принципиальные моменты организации:
1. Принцип соответствия реальности. Она исходит из новой расстановки экономических сил (субъектов общества), в которой имеется несколько центров. Политика либеральной экономики искусственно навязывает развитие экономки через финансовые структуры рынка и снижает эффект их действия. Экономический рост, основанный на началах либеральной экономики это рост макроэкономических показателей (ВВП, ВНП и т.п.) которая, берется во внимание повышения рейтинга инвестирования, но эта картина несоотвествстует реальности экономической стабильности.
По этому поводу мусульманский гений экономической мысли 14 века Ибн Халдун, говорит, что рост зависит не только от экономических показателей, но и от других факторов, которые определяют качество индивидов, общества, правителей и институтов, также он утверждает что развитие не означает простого экономического роста. Она включает в себя всестороннее развитие человеческого потенциала (социально-экономический, морально-нравственный, демографический). Таким образом, они способствуют истинному благополучиюлюдей, а также гарантируют не только выживание, но и рост экономики.[4]
Экономика может быть здоровой лишь при наличии в ней «здоровой души», основанной на принципах неподкупной справедливости.
С точки зрения Ислама понятие справедливости занимает центральное место в общественной жизни. Залог успеха любого объединения, от самой его маленькой единицы (семьи), до самой большой (государства), опирается непосредственно на этот принцип. Всевышний Аллах в Коране велит нам быть справедливыми, сторониться притеснений, соблюдая при этом беспристрастность: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание» (сура Ан-Нахль, аят 90).
Если бы на сегодняшний день, эти понятия воплощались в жизнь, а не просто существовали на словах, то вполне вероятно, по Милости Создателя, мир стал бы совсем иным.
По идеологии Ислама решающим условием экономического прогресса признаётся свобода предпринимательской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом понимается и как равенство экономических возможностей, и как свобода конкуренции. Согласно требованиям Ислама, все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена. Он предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Такой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг[1] и монополию и, естественно, на все виды экономических преступлений, которые одинаково трактуются в законодательствах разных стран. Соблюдение этих норм становится возможным лишь при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответственных лиц.
Конкуренция в мирской жизни, которая направлена на больший успех (самодостаточность и независимость), путём совершенствования в науке и технике и достижения прогресса в экономической сфере, с намерением достижения довольства Аллаха и обретения Рая, является похвальной, и такая конкуренция, на самом деле, связана с будущей жизнью. Поэтому, когда наши конкуренты будут предпринимать такие шаги, направленные на развитие общества, это должно нас только радовать. [4]
4. Принцип партнерства. Его нельзя во всех случаях противопоставлять принципу конкуренции. Нередко они оба в экономической системе совмещаются. Партнерские отношение в экономике должны образоваться и развиваться с появлением в нашем обществе социально ответственных собственников и менеджеров, и они должны решать социальные, экономические и экологические проблемы в рамках государства на долговременной и системной основе. Убедительный пример этому – возрастающий интерес во всем мире и в Казахстане, к исламской системе финансированию, как альтернативу западной модели, исключающую спекулятивную составляющую (ростовщичество) с опорой на партнерства.
Самым большим отличием исламской системой финансирования экономики от, неисламской, является шариатский запрет на ростовщичество во всех формах. Основным источником дохода обычных банков, как известно, является ростовщический процент. Исламские же банки и финансовые учреждения предлагают альтернативу, которая заключается в таких принципах партнерства, как например, мушарака, мудараба, мурабаха и др. продуктах, не противоречащих законам Ислама. Мушарака является аналогом совместного предприятия, мудараба – инвестиционного партнерства, мурабаха – аналогом продаж товаров или услуг с торговой наценкой, растянутых во времени.
5. Принцип гармонизации отношений. Все перечисленные принципы не приведут к стабильному развитию экономики, если они не будут дополнены этим важнейшим принципом. Сущность этого принципа заключается в гармонии между уровнями материальных потребностей и духовных запросов субъектов.[2]
Таким образом, вышеизложенные принципы исламской экономической системы, которые дополняют друг друга и взаимосвязанные, на наш взгляд, позволяют рационально выстроить экономические отношения, освободить и от многих проблем и стереотипов.
Сегодня исламская экономическая территория оказывается гораздо более устойчивой не только потому, что она связана ссырьём (которое крайне ненадёжно, ввиду того, что прыгает вценах иявляется не возобновляемым ресурсом), апотому, что общество устроено так, что оно фундаментально всвоей собственной среде ориентировано на реальную экономику. Это коллективная психологическая установка на реальное производство ина то, чтобы не давать спекулировать своим собственным временем.
Исламская экономика стоит на той позиции, что «деньги пахнут». Кпримеру, вы не можете пользоваться теми деньгами, которые получены от алкоголя. Так что те люди, которые вчастной жизни соблюдают исламские начертания, но причастны кторговле спиртной продукцией— сточки зрения шариата, совершают преступление. Поэтому те банки, которые имеют «мусульманское окошко», являются жульническими иобманывают диаспоры, которые хотят пользоваться исламскими банками на территории Европы. Нотам есть иполностью исламские банки, развитие которых конкурирует севропейскими аналогичными финансовыми структурами.
Западные хозяева большой экономики уже оценили преимущества мусульманской системы работы: отказ от фьючерсных игр, от создания суррогатов иориентация на реальный сектор. Эти принципы меняют экономическую ситуацию непосредственно взоне своего применения. Нонадо отдавать себе отчёт втом, что удельный вес сегодняшней исламской экономики несравним собщим финансовым балансом на планете. Поэтому крупицей соли не сделаешь чан сводой солёным, но кризис, при развёртывании которого мы присутствуем, отлично расчищает дорогу мусульманским методам.
1. У. Баймуратов. Мировой экономический порядок: необходимость гармонизации и реформирования Журнал Экономика: Стратегия и практика №3 (15), 2010
3. Г. Джемаль. Особенности исламской экономики. Интернет портал: Ислам тудай 2012.
4. Р.Габбасов. Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века Интернет портал: Ислам тудай 2013.
Что такое исламская экономика
Современная экономическая теория восходит к трудам либо древнегреческих, либо средневековых мусульманских экономистов. Однако, не осознавая этот факт, многие пытаются подогнать принципы исламской экономики под современную экономическую терминологию вместо того, чтобы делать наоборот. В этой статье, переходя от принципов к практике, мы попытаемся устранить подобное заблуждение и осветить истоки современных экономических концепций, а также ключевые аспекты исламской экономики, в том числе, валютной и фискальной политики.
Основы валютной политики
Принципы традиционной валютной политики были заложены в конце ХІХ века, когда их использовали для обеспечения золотого стандарта, и в самой современной форме они известны как «золотослитковый стандарт» (ЗСС). Система ЗСС упраздняет хождение золотых монет, однако государство дает согласие продавать золотые слитки по требованию по фиксированной цене в обмен на банкноты. До 1971 года большинство мировых национальных валют были обеспечены золотом. Примечательно, что современные денежные или электронные деньги не обеспечиваются золотом, при этом страны получают право выбирать режим валютного курса.
Валютная политика пытается стабилизовать экономику путем контролирования процентных ставок и расходов за счет ограничения государственных займов. Такая валютная политика – большая помеха для свободной рыночной экономики, потому что государство контролирует экономику через валютную политику, что невозможно при наличии золотого стандарта. Именно это произошло с так называемой свободной рыночной капиталистической экономикой в 1931 году, когда была отменена конвертируемость национальных валют в золото.
Со временем, чтобы контролировать такую свободную экономику с помощью валютной политики, к платежным средствам добавляли все новые «слои», то есть, сначала вводилось платежное средство, затем его подорванные позиции перекрывались за счет переоценки валютных средств, а сейчас – за счет понятия пластиковых денег.
Валютная политика в исламе
В исламской экономической модели изначально заложено понятие свободной экономики. Исламская экономическая система категорически против накопления материальных ценностей в одних руках и запрещает предоставление денег в долг под проценты, так как считает ростовщичество главным злом.
В отличие от традиционной валютной системы исламская экономическая система не испытывает на себе негативных последствий действия процентных ставок, сеньоража (выгоды, извлекаемой из эмиссии денег), займов денег у населения путем выпуска облигаций и т.п. Поскольку в исламской экономической системе отсутствует понятие процентной ставки, то валютная политика в ней ограничивается обеспечением золотого стандарта, для чего, собственно, она и была изначально создана.
Золотой стандарт основан на исламских принципах. Ислам считает товары, обладающие внутренней стоимостью, платежным средством. К товарам, приравниваемым к платежным средствам, относятся, например, золото, серебро, рис, финики, пшеница, ячмень, соль. Цена товара устанавливается самим рынком без какого-либо вмешательства государства.
Понятие денег превалировало еще до Последнего Пророка, мир ему, когда 1 золотой динар приравнивался к 10 дирхамам серебром. Даже сегодня серебро имеет определенный паритет к золоту. Золотых дел мастера ставили свое клеймо на изготавливаемые ими динары и дирхамы, что доказывало их подлинность.
Исторические данные свидетельствуют, что Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, видимо, был первым из праведных халифов, кто чеканил монеты, хотя некоторые источники гласят, что первым был Умар, да будет доволен им Аллах. После завоевания Персии на ее территории в ходу были три вида монет: «багли», которая равнялась 8 даникам (исламская мера веса, равная 8 зернам пшеницы или 1/6 дирхама), «табари», равная 4 даникам, и «магриби», которая равнялась 3 даникам. Умар (по некоторым данным, Усман) ввел дирхам, равный 6 даникам.
Согласно принципам исламской экономики роль центрального банка сводится к ведению внешней торговли, сертификации шариатских финансовых продуктов и регулированию деятельности финансовых учреждений. Следовательно, в соответствии с исламскими экономическими принципами, функции банка заключаются в посредничестве при оказании шариатских финансовых услуг, хранении золота клиентов и конвертации валюты в золото по требованию владельца банковского счета, помимо денежных операций на промежуточном этапе.
Основы фискальной политики
Фискальная/налогово-бюджетная политика отличается от валютной политики, которая рассчитана на регулирование экономики путем контроля над процентными ставками, обменным курсом и количеством денег в обращении. Фискальная политика использует два основных инструмента: государственные расходы и налогообложение. Изменения в проценте и структуре налогообложения и государственных расходов влияют на следующие экономические показатели:
Основы кейнсианской экономики
Кейнсианская экономическая теория или кейнсианство – направление современной экономической мысли, основанное на идеях английского экономиста ХХ века Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes).
Сторонники кейнсианства утверждают, что решения, основанные на соблюдении интересов частного сектора, иногда не дают эффективных результатов для макроэкономики. Поэтому они выступают за активное вмешательство государства в экономические процессы с помощью мер макроэкономической политики, в том числе валютного регулирования со стороны центрального банка и государственных мер в области налогово-бюджетной политики, с целью стабилизации результатов экономической деятельности. Эти принципы легли в основу кейнсианской экономической теории, впервые представленной в работе Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году. Ряд экономических школ оспаривают идеи Кейнса, считая их несостоятельными.
Кейнсианство, выступая за смешанную экономику с преобладанием частного сектора при значительном влиянии государства, служило экономической моделью в конце так называемой Великой депрессии, во время Второй мировой войны и в период послевоенного экономического подъема вплоть до 1973 года. В некоторой степени учение Кейнса утратило авторитет во время экономического кризиса в США, сопровождавшегося высокой безработицей при высоком уровне инфляции (это явление получило название «стагфляция»). Наступление мирового финансового кризиса в 2008 году спровоцировало новый всплеск интереса к теории Кейнса.
Фискальная политика в исламе
В период исламского правления в Медине произошли социальные преобразования в результате изменений в области земельного права: лица обоих полов любой национальной и религиозной принадлежности получали право покупать, продавать, закладывать и оставлять землю в наследство. В соответствии с Кораном все важные финансовые сделки в области сельского хозяйства, производства, торговли и трудоустройства должны были скрепляться подписями сторон, при этом у каждой стороны оставался один экземпляр договора. Таким образом, правила, принятые у нас, не чужды исламским экономическим принципам.
Как известно, исламские экономические принципы были выведены из умозаключений, представленных в Коране и Сунне. Первые исламские мыслители разработали разные экономические модели, которые стали прочным фундаментом для современной экономики.
Первые исламские экономисты
Одним из первых мусульманских мыслителей, посвятивших свои сочинения вопросам экономики, был ученик имама Абу Ханифы Абу Юсуф (731-798 гг.). Абу Юсуф был придворным юристом халифа Харун аль-Рашида, для которого он написал книгу о налогообложении «Китаб аль-харадж». В этой книге Абу Юсуф изложил свои взгляды на налогообложение, государственное финансирование, сельскохозяйственное производство. Он обсуждал преимущества принципа пропорционального налогообложения перед фиксированным налогом на собственность и считал, что такой подход стимулирует производство и предпринимательство. Кроме того, ученый рекомендовал щадящую налоговую политику, которая благоприятствовала бы производителю, а также централизованный сбор налогов для снижения коррупции. Абу Юсуф выступал за использование налоговых поступлений на развитие социально-экономической инфраструктуры и предлагал вводить разные типы налогов, например, налог на соль, налог на наследство и торговые пошлины.
Мусульманские ученые аль-Газали, аль-Фараби (873–950), ибн Сина (Авиценна) (980–1037), ибн Мискавейх, Насир ад-Дин ат-Туси (1201-1274), Ибн Хальдун (1332-1406), Асаад Давани одними из первых заговорили о преимуществах разделения труда. Они обсуждали в своих сочинениях принцип разделения труда в семье, обществе, на производстве и среди народов.
Многие ученые прослеживают историю мировой экономической мысли, начиная с «золотого века» мусульманского мира, который длился с VIII по XIII столетия. Мусульманские ученые единодушно восхваляли предпринимательскую инициативу и даже личную заинтересованность в накоплении материальных благ. Персидский философ Ибн Мискавейх (около 932/936—1030 гг.) пишет:
«Заимодавец желает благополучия должника, чтобы вернуть свои деньги, а не из любви к нему. В свою очередь, должник, не особо интересуется заимодавцем».
Ибн Таймия
Ибн Таймия до определенной степени изучил взаимосвязь между спросом и предложением. Он пишет:
«Если желание приобрести товар увеличивается, а его доступность уменьшается, то его цена растет. С другой стороны, если доступность товара увеличивается, а желание им владеть уменьшается, то цена снижается».
Ибн Таймия также провел всесторонний анализ рыночных механизмов с необычным для того времени теоретическим углублением в сущность предмета. Его рассуждения о преимуществах и недостатках рыночного регулирования и дерегулирования созвучны тезисам сегодняшнего дня.
Газали
Аль-Газали (1058-1111 гг.) относил экономику к наукам, связанным с религией, наряду с метафизикой, этикой и психологией. Однако историки отмечают, что эта связь не делает мусульманскую экономическую мысль статичной. Газали предложил объяснение неэластичности спроса на некоторые товары, а также писал о равновесной цене.
Газали также известен тонким пониманием теории денег и сформулировал еще одну версию закона Грешема.
Насир ад-Дин аль-Туси
Персидский философ Насир ад-Дин аль-Туси одним из первых дал определение экономики, которую он называл «хикмат-э-мадани», т.е. «наука городской жизни». В своем трактате «Насирова этика» он пишет, что эта наука состоит в «изучении универсальных закономерностей, регулирующих общественный интерес (благосостояние), постольку, поскольку они направлены через сотрудничество к оптимальному (совершенству)».
Фараби
Фараби указывает, что каждое общество испытывает дефицит хотя бы одного необходимого ресурса, поэтому баланс может быть достигнут только путем внутренней, региональной и международной торговли, причем эта торговля выгодна всем сторонам.
Ибн Хальдун
В 1964 году в издании Comparative Studies in Society and History была напечатана статья американского экономиста Джозефа Спенглера (Joseph Spengler) «Исламская экономическая мысль: Ибн Хальдун», которая сыграла большую роль в привлечении внимания Запада к заслугам средневековых мусульманских ученых. Ибн Хальдун – историк и историограф тунисского происхождения, которого часто называют одним из пионеров современной историографии, социологии и экономики.
Ибн Хальдун, вероятно, самый известный исламский ученый, писавший на экономические темы, его недаром считают отцом современной экономики. Политэкономическая теория ибн Хальдуна изложена во «Введении» («Мукаддима») к его «Истории мира» (Китаб аль-ибар). Одним из ключевых понятий его теории является «асабия» (сплоченность/солидарность/высокая нравственная сила) общества, благодаря которой, по его мнению, одни общества дают начало великим цивилизациям, а другие нет. Ибн Хальдун считал, что развитие общества происходит поступательно, хотя возможен резкий скачок, который ломает эту модель.
«Мукаддима» ибн Хальдуна была открыта и получила должную оценку европейских ученых только в ХІХ веке, хотя она оказала существенное влияние на османских историков ХVII века, таких как Хаджи Халифа и Мустафа Наима, которые опирались на его рассуждения о росте и упадке государств. В ХІХ веке западные ученые признали ибн Хальдуна одним из величайших философов исламского мира. Рассмотрим кратко ключевые положения теории ибн Хальдуна.
Как уже было сказано, в «Мукаддиме» ибн Хальдун излагает свои взгляды на разделение труда, опираясь на понятие «асабия» (сплоченность общества):
«Чем больше асабия, тем сложнее может быть разделение и больше экономический рост».
Теорию ибн Хальдуна часто сравнивают с современным кейнсианством, так как теория ибн Хальдуна явно говорит о взаимосвязи национального дохода с объемами инвестиций (практически то же, что и «мультипликатор Кейнса»). Однако между ними есть принципиальное отличие: в то время как Джон Кейнс объясняет экономическую депрессию предрасположенностью среднего класса к бережливости, ибн Хальдун утверждает, что к падению совокупного спроса приводит предрасположенность государства к накоплению во времена ограниченных инвестиционных возможностей.
Трудовая теория стоимости
Ибн Хальдун также выдвинул трудовую теорию стоимости. Он считал источником стоимости труд, необходимый для получения прибыли и накопления капитала, что очевидно при ремесленном производстве. Он утверждал, что даже если источником дохода является не ремесло, а что-то другое, ценность полученной прибыли и приобретенного (капитала) должна учитывать стоимость труда, затраченного на его получение.
«Без труда, он не был бы приобретен», пишет автор.
Население и экономический рост
Как отмечает ибн Хальдун, рост и развитие общества стимулируют спрос и предложение, при этом цену товаров определяют факторы предложения и спроса. Он также указывает на макроэкономические факторы, такие как прирост населения, развитие человеческого потенциала и последствия технического прогресса для экономического развития. Мусульманский ученый считает, что рост населения способствует росту благосостояния:
«С ростом цивилизации [населения], происходит рост доступной рабочей силы. В свою очередь, по мере увеличения прибыли увеличивается роскошь, а также привычка к роскоши и потребность в ней. Создаются ремесла для получения предметов роскоши. Увеличивается их стоимость и, как результат, в городе умножается прибыль. Производство процветает еще больше, чем раньше. И то же самое происходит на втором и третьем витке роста. Вся дополнительная рабочая сила служит обеспечению роскоши и благосостояния, в отличие от исходной рабочей силы, которая обслуживала жизненные нужды».
Концепция «экономики предложения»
Еще одним понятием современной экономической теории, предсказанным ибн Хальдуном, является «экономика предложения». Он утверждал, что «высокие подати часто приводят к упадку государства, в результате чего более высокие ставки налогов приносят более низкие доходы».
Ибн Хальдун впервые описал взаимосвязь между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок, которую в наши дни принято отображать с помощью «кривой Лаффера». Мусульманский ученый заключил, что если вначале повышение налоговых ставок дает повышение налоговых поступлений, то со временем оно приводит к уменьшению налоговых поступлений. Это происходит потому, что слишком высокие налоги лишают стимула производителей.
С помощью диалектического подхода ибн Хальдун описал последствия низкого и высокого налогообложения для общества:
«Знай, – сказано в «Мукаддиме», – что [статьи] налогов в начале существования государства невелики по своим долям, а сумма налогов велика, тогда как в конце существования государства доли велики, а сумма мала».
По словам ибн Хальдуна, в начале всякой династии налоги низки, но приносят большой доход в казну. Нация начинает богатеть, и нравы правителей становятся всё более взыскательными, их нужды растут. Поэтому они облагают подданных новыми налогами, а старые повышают. По мере того как растут налоги, рынки приходят в упадок, что сказывается на государстве. Происходит это потому, что налоги приносят подданным «стеснение и тягость, исчезновение доходов, а это убивает их надежды, связанные с торговлей». Следовательно, производство падает, а с ним и налоговые поступления.
Концепция денег
Ибн Хальдун понимал, что деньги служат мерилом ценности, средством обмена и сохранения ценности.
Концепция гигантских мультинациональных корпораций
Ибн Хальдун прогнозировал, что ответственные и организованные купцы со временем поставят свое дело так, что своим состоянием превзойдут богатства правителей.
Вывод
Из всего этого следует, что большая часть современных экономических понятий восходит к принципам, выведенным из Корана и хадисов. Основы современной экономики заложены в работах имама Абу Юсуфа, ибн Таймии, Газали, Фараби и др.
Принципиальное отличие заключается в концепции процента, которая полностью отсутствует в исламской экономической теории.