Что такое иррациональные мысли

Рациональное и иррациональное мышление

Рациональное мышление отличается от иррационального тем, что в ее основе лежат логически обоснованные доводы и факты для размышлений и принятия решений. Иррациональное мышление – бессвязный ход мыслей, не имеющий строго выстроенной логической цепочки и основанный на предположениях и чувствах. Иррациональное мышление возникает из желания человека верить в свои фантазии.

Что такое иррациональные мысли. Смотреть фото Что такое иррациональные мысли. Смотреть картинку Что такое иррациональные мысли. Картинка про Что такое иррациональные мысли. Фото Что такое иррациональные мысли

Рациональное мышление – процесс, а не результат

Такой способ мышления – это способность строить логические цепочки, делать соответствующие выводы и принимать решения. Стремление мыслить рационально является положительным фактором для работы над собственными недостатками. Руководствуясь логическими размышлениями, человек не действует спонтанно, тем самым, исключая неприятные неожиданности. Рациональное мышление позволяет человеку видеть вещи в истинном свете, объясняет необъяснимое, успокаивает и показывает кратчайший путь к достижению необходимого результата. Этот способ помогает сконцентрироваться на одной цели, которая в данный момент считается первостепенной.

Чтобы научиться мыслить рационально, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Каждое размышление начинайте с поиска проверенных фактов. Иногда это сложно сделать, но без них невозможно выстроить логическую цепочку, которая приведет к верным выводам и правильным поступкам;
В размышлениях руководствуйтесь тем, что ваша точка зрения (равно как и окружающих) может быть неверна. Поинтересуйтесь у знакомых их видением данного факта.

Не судите о поступках и поведении людей только по внешним проявлениям. Вы думаете, что знакомый избегает общения с вами? На чем основаны ваши выводы? На логике или предположениях? Выясняйте правду, не стройте догадки. Найдите подтверждение тому, что избегают именно вас. Может быть, у человека неприятности, и он стремится ограничить общение со всеми. Ему не до вас;
Не додумывайте фразы за оппонента, не воображайте себе то, о чем он думает. Слушайте внимательно собеседников, и воспринимайте только то, что вам говорят;
Сомневаетесь в искренности слов и поступков человека? Поговорите напрямую, высказав претензии и задав вопросы.

Польза рационального мышления

Пользу от рационального мышления видно на простом примере. Вы выслушали от собеседника упреки и недовольство, выраженные в неприятии ваших взглядов и поведения. Первым порывом в этом случае будет ответить человеку тем же. Но, что вы получите в случае скандала? Взаимную неприязнь, душевный дискомфорт, и продолжительный разрыв отношений. Лучше сохранить собственное достоинство и душевное равновесие. Человек, обладающий рациональным мышлением, поступит проще – он проанализирует собственные поступки, которые вызвали критику и недовольство, и примет мнение того, кто его критиковал. Постарается найти консенсус – достигнуть согласия в том вопросе, на который у обоих существует собственное мнение. В то же время, даст понять оппоненту, что можно решать вопросы мирным соглашением, не обижая, и не унижая взглядов собеседника.

Что такое иррациональные мысли. Смотреть фото Что такое иррациональные мысли. Смотреть картинку Что такое иррациональные мысли. Картинка про Что такое иррациональные мысли. Фото Что такое иррациональные мысли

Рациональное мышление способствует тому, что человек возвращает себе спокойствие. Можно привести пример того, как мыслят люди, летящие в самолете, попавшем в зону турбулентности:

Иррационально мыслящий человек в ту же минуту представляет себе собственную гибель во всех подробностях.
Рационально мыслящий человек думает о том, что в прошлом полете была похожая ситуация, и все закончилось благополучно. К тому же, процент авиакатастроф от общего числа полетов в мире ничтожно мал.

В любом случае, лучше быть спокойным и хладнокровным до самого конца, чем «накручивать» себя, ухудшая ситуацию и паникуя.

Рациональное мышление характерно для людей следующих профессий:

Математики;
Военные;
Физики;
Химики и т.д.

В каждой области, где требуется знание точных наук, люди пользуются рациональным мышлением.

Иррациональное мышление – чувства и эмоции

Что такое иррациональные мысли. Смотреть фото Что такое иррациональные мысли. Смотреть картинку Что такое иррациональные мысли. Картинка про Что такое иррациональные мысли. Фото Что такое иррациональные мысли

Люди, не умеющие отделить факты от вымысла, и выстраивать логические цепочки размышлений пользуются иррациональным мышлением. Им сложно предусмотреть события и результат тех или иных действий, что приводит к спонтанным поступкам и лишним переживаниям. Однако рациональное мышление невозможно без присутствия иррациональной (духовной) составляющей. Например, художник не может объяснить принцип, которым он пользуется в подборе красок. Выясняется, что он противоречит законам логики, при этом создавая шедевры изобразительного искусства.

Однако обывателю нужно учить бороться с проявлениями иррационального мышления. Необходимо анализировать события и факты, чтобы исключить возможность мыслить иррационально.

При оценке той или иной ситуации, не впадайте в крайности типа «все или ничего» или «это однозначно черное, а это белое, и полутонов не существует». Чтобы бороться с такими проявлениями, есть несколько правил:

Нет плохих и хороших людей, все они со своими достоинствами и недостатками. В каждом человеке можно найти положительные качества и «закрыть глаза» на отрицательные;
Исключите из лексикона слова, выражающие крайнюю степень чего-либо. Например, «всегда» или «никогда». Не употребляйте их по отношению к окружающим и к себе самому;
Оставьте в стороне категоричное мышление. Лучше признавайтесь людям в том, что страдаете вспышками раздражительности, а не утверждайте, что вы вспыльчивая натура. Этим вы оправдываете свой недостаток.

Измените отношение к подобным мыслям:

Подумайте о том, что возникшая ситуация – это проблема, но не та, которая гарантирует неминуемую гибель или конец существования Вселенной;
Сравните создавшуюся ситуацию с поистине страшным событием – смертью близкого человека или состоянием людей в концентрационных фашистских лагерях.

Успокаивайте себя следующими размышлениями:

«Это пустяк, который не стоит того, чтобы заострять на нем внимание»;
«Неприятно, но не смертельно»;
«Все будет хорошо»;
«Земля не сойдет с орбиты, и человечество продолжит свое существование».

Если вы привыкли преувеличивать разрушительную силу той или иной проблемы, представляя себе страшные последствия возникшей ситуации, успокаивайтесь следующими мыслями:

Учитесь ожидать от жизни не только ударов, но и хороших моментов;
Постоянно повторяйте себе, что исход ситуации может быть плохим, но вероятность этого ничтожна
Не беспокойтесь о том, что может произойти. Ведь ключевое слово здесь «может». Скорее всего, этого вовсе не случится, а вы только зря тратите нервы;
Попробуйте спроектировать несколько вариантов развития событий, и высчитайте в процентном соотношении вероятность того, что результат будет самым плохим.

Что такое иррациональные мысли. Смотреть фото Что такое иррациональные мысли. Смотреть картинку Что такое иррациональные мысли. Картинка про Что такое иррациональные мысли. Фото Что такое иррациональные мысли

Это убеждение не только людей, которые используют иррациональное мышление, но и тех, кто слишком не уверен в себе. Переформулируйте выражение и убедите себя в том, что вам сейчас жить сложно, но постепенно вы преодолеете и эту преграду.

Главное – ответьте себе на вопрос о том, ваша ли это проблема на самом деле? Или вы просто переживаете чужую боль, выдавая за собственную.

Источник

Рациональное и иррациональное мышление: особенности, методы и советы по развитию

Что такое иррациональные мысли. Смотреть фото Что такое иррациональные мысли. Смотреть картинку Что такое иррациональные мысли. Картинка про Что такое иррациональные мысли. Фото Что такое иррациональные мысли

Вы чаще принимаете обдуманные решения или руководствуетесь интуицией, а может вы используете сразу два метода. Давайте разберемся, в чем разница между рациональным и иррациональным мышлением, и какой тип мышления лучше развивать. Рациональное мышление основывается на логическом принципе, блокируя влияние эмоций, настроения, все субъективные формы. Иррациональное мышление, наоборот, обращается в первую очередь к чувствам, эмоциям и переживаниям, не ограничивая мысли никакими рамками.

Рациональное и иррациональное мышление является противоположными сторонами одного целого. Многие предпочитают придерживаться рационального подхода, не развивая дополнительно другие способности. А ведь эти два типа мышления могут отлично дополнять друг друга. Изучив методы противоположных мышлений, вы сможете быстрее ориентироваться в различных неизвестных ситуациях.

Методы рационального мышления

Люди с развитым рациональным мышлением опираются на факты, логику, четкие рассуждения. Они не торопливы, даже медлительны в принятии решений. Каждый шаг они тщательно обдумывают, анализируя и сравнивая имеющиеся данные. Такие люди обладают следующими умениями:

Все эти приемы можно использовать как в научной деятельности, так и в обычной жизни. Рациональное мышление более развито у тех, кто увлекается точными или естественными науками: математика, химия, физика, биология.

Методы иррационального мышления

В основе иррационального мышления лежит импульсивное принятие решений, сформированное на эмоциях, самоощущение и чувствах. Рассмотрим принципы иррационального мышления:

Это основа иррационального мышления, также сюда можно добавить эмоциональные реакции, духовные прозрения, медитацию, подсознание, созерцание и другие. Иррациональное мышление более развито у тех, кто увлекается искусством, творчеством, верят в чудеса.

Развивать оба вида мышления можно в любом возрасте. Это непрерывный процесс, которые требует постоянной работы над собой. Существуют различные упражнения, которые помогут сформировать мышление как у взрослого, так и у школьника. Если вы хотите прокачать свои навыки, развить свои слабые стороны, то пройдите онлайн-курс «Эмоциональный интеллект». Узнаете, как повысить личную эффективность, научитесь работать со своей мотивацией, привычками, восприятием и эмоциональным состоянием.

Источник

4 занятие Когнитивный блок — мышление Тема Мышление. Рациональные и иррациональные мысли

Что такое иррациональные мысли. Смотреть фото Что такое иррациональные мысли. Смотреть картинку Что такое иррациональные мысли. Картинка про Что такое иррациональные мысли. Фото Что такое иррациональные мысли

Тема: Мышление. Рациональные и иррациональные убеждения.

«Посеешь мысль, пожнешь поступок; посеешь поступок, пожнешь привычку; посеешь привычку, пожнешь характер; посеешь характер, пожнешь судьбу»

Цель: Ознакомление с мышлением. Научиться различать рациональные и иррациональные мысли и установки.

Обсуждение домашнего задания.

Мини — лекция. Мышление как познавательный процесс. Рациональное — иррациональное мышление.

Задание на выявление иррациональных установок.

Задание на выявление рациональных убеждений.

Упражнение 1. Таблица рациональных иррациональных убеждений.

Упражнение 2. «Рациональные и иррациональные убеждения».

Домашнее задание.

Процедура: Обратная связь (анкета).

Мини — лекция. Мышление как познавательный процесс. Рациональное — иррациональное мышление.

„Если Вы хотите изменить свою реальность, то Вы должны изменить своё мышление.“ — Роберт Кийосаки

Решающим фактором для выживания организма является приём информации и её переработка. Мы не смогли бы выжить, если бы у нас не было функционального аппарата для приема информации из окружающей среды, ее обработки и планирования действий на основе имеющейся информации.

Аппаратом переработки информации является мышление, как познавательный процесс человека.

Мышление — это познавательный процесс деятельности человека, который даёт возможность познавать действительность, путём переработки поступающей информации.

Мышление — это сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражение мозгом окружающего мира.

Мышление вплетено в другие познавательные процессы, такие как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение.

Мышление тесно связано с действием и речью.

Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это форма существования мышления, с одной стороны, а с другой, мышление как аппарат переработки информации, даёт импульсы на последующие действия. То есть, мышление оказует влияние на наши поступки.

Каковы мысли, таковы эмоции и поступки.

Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков.

Мысль — это единица мышления. Из таких единиц мышления строится картина окружающего мира.

Мысли, человек упаковывает в речь.

Через речь человек глубже осознаёт переработанную информацию.

По Гальперину, его теория «Поэтапного формирования умственных действий», мысль сформирована только тогда, когда человек понимает, осознаёт полученную информацию и может её сформулировать своим языком.

Помню, когда я был студентом психологического факультета, общаясь с другими людьми, в первую очередь, семя, друзья, я постоянно проговаривал полученную в универе информацию. Тем самым повторял и осознавал её (теория Гальперина «Поэтапное формирование умственных действий»). Друзья, которым приходилась быть моими постоянными слушателями, говорили мне: «мы уже сами можем смело идти сдавать экзамены, как минимум на тройки». А для меня это было, переработка и осознание полученных знаний.

Вот вам и упаковка мысли в речь, вот вам и осознание мысли через речь.

Ещё мышление играет важнейшую роль в понимании людьми друг друга и в регуляции совместной деятельности.

Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями.

Эта цитата ярко говорит о главной задачи сегодняшнего занятия.

В начале кратко коснёмся когнитивного направления в психологии. А именно когнитивной психотерапии, где основателем является Аарон Бек.

А.Бек исходит из представления о том, что психические расстройства связаны с аберрацией (искажением) мышления — искаженной когнитивной переработкой информации. В результате возникают неадаптивные когниции — так определяется любое когнитивное содержание, вызывающее неадекватные аффекты и неадаптивное поведение.

А.Бек, условно разделил весь процесс человеческого мышления на три уровня.

Во-первых, он выделил произвольные мысли: наиболее поверхностные, легко осознаваемые и контролируемые.

Во-вторых, автоматические мысли. Как правило, это стереотипы, навязанные нам в процессе взросления и воспитания. Автоматические мысли, предшествуют эмоциональным и поведенческим реакциям

И, в-третьих, базовые схемы и когнитивные убеждения, то есть глубинный уровень мышления, возникающий в области бессознательного, который труднее всего поддается изменению. Всю поступающую информацию человек воспринимает на одном из этих уровней (или на всех сразу), анализирует, делает выводы и выстраивает на их основе свое поведение.

Неконструктивные мысли, Бек называл когнитивными ошибками.

Более подробно с этой схемой мы поработаем на следующем занятии.

Сегодня мы рассмотрим ещё одного представителя когнитивной психотерапии, это Альберт Эллис, американский психолог и когнитивный психотерапевт, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии, позже был назван РЭПТ — рационально — эмоционально — поведенческая терапия А.Эллиса.

Рационально-эмотивный подход был сформулирован в 50-x годах XX века, его автор – А. Эллис. Это направление можно описать моделью АВС :

А→ В→ С

Суть данной модели состоит в том, что многие люди заблуждаются, когда считают, что причиной последствий является значимое событие, в то время как между ними находятся еще и их системы убеждений. Убеждения могут быть либо рациональными, либо иррациональными, зависит от человека.

С точки зрения Эллиса, иррациональные установки – это жесткие эмоционально-когнитивные связи. Они имеют характер предписания, требования, приказа, носят, абсолютистский характер. Поэтому обычно иррациональные установки не соответствуют реальности. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям.

Иррациональные мысли — это мысли, которые обосновываются неправильно. Они не подтверждаются реальными фактами. Например, вы думаете: «Все гости могут увидеть, как трясется моя чашка». В дальнейшем оказывается, что никто из гостей даже не заметил этого. Или вы думаете: «Они не пришли ко мне в гости, потому что я не нравлюсь им», когда на самом деле на почте просто потеряли ваши приглашения.

Иррациональное мышление — мышление без логики и контроля.

Иррациональные убеждения живут в нашем сознании как команды, выражая требования, а не пожелания, необходимость, а не выбор.

Основными ошибки мышления А. Эллис считал:

Рациональные мысли — это реальные мысли. Они логически вытекают из реальных событий.

Рациональное мышление — мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели. Противоположно иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели.

Рациональное мышление — когнитивный, а не аффективный процесс. Можно было скатиться к чувствам и впечатлениям, но человек включил голову и начал думать.

Здесь важно слово «рациональное», как то разумное и логичное, которое отлично от телесного, эмоционального и чувственного. Это компетентность и знания, умения и навыки, а не чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.

Следствия рационального убеждения:

Резюме

Упражнение 1. Таблица рациональных иррациональных убеждений.

Цель. Ознакомление и выявление рациональных и иррациональных установок и убеждений.

Инструкция. В таблицу внесены иррациональные и рациональные убеждения. Из списка убеждений, выберите те, которые встречаются в вашем мышлении.

Иррациональные убежденияРациональные убеждения
1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

И мне необязательно должен нравиться каждый. Я знаю, что каждый не должен уподобляться мне. Я наслаждаюсь любовью, и даже если кто-то меня не любит, я все равно ОК. Чтобы обо мне ни думали другие, я все равно ОК. Я не могу заставить кого-нибудь уподобляться мне, и сам не буду уподобляться кому-то. Я не нуждаюсь в постоянном одобрении. Если кто-то не одобряет меня, я все равно буду ОК.

2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.

Т.е. человек делая какие-либо поступки не оставляет себе права на ошибку. Думает: «Я не должен ошибаться, ошибаться недопустимо». А если и ошибся, то начинает себя корить и занимается самоедством. Он не только себе не разрешает ошибаться, но и другим людям выставляет высокие требования.

2. Делать ошибки — это хорошо.

Ошибки – это то, что все мы делаем. Я все еще прекрасный и заслуживающий внимания человек, когда я делаю ошибки. Нет никакой причины расстраиваться, когда я делаю ошибку. Я пробую, и если я делаю ошибку, я продолжаю пробовать. Я осознаю причины моей ошибки. Это – ОК. Я принимаю как свои непосредственные ошибки, так и ошибки, которые делают другие.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

Т.е. человек выходит из себя, если у него что-то не получается, он хочет всё контролировать. А если что-то не получается, человек впадает в депрессию.

3 Люди, которые делают то, что мне не нравится, не обязательно плохие люди.

Они вовсе не должны быть наказаны только потому, что мне не нравится то, что они делают или делали. Люди должны быть такими, какими они хотят быть, а я буду таким, каким хочу я. Я не могу управлять другими людьми или изменить их. Они – такие, какие они есть. Все мы заслуживаем одинакового отношения.

4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.

Т.е. человек винит всех кроме себя, в своих неудачах. Для него виноваты правительство, страна, начальник и обстоятельства.

4. Я не стремлюсь всем управлять.

Я буду жить, даже если вещи и события чем-то отличаются от того, что я хочу. Я могу принимать людей, вещи и события такими, какие они есть, я принимаю себя таким, какой я есть. Не стоит расстраиваться, если вещи или события не становятся такими, какими они, по моему мнению, должны быть. Даже если они мне неприятны, я могу жить с этим.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.

Т.е. человек накручивает себя на неприятности, он постоянно ожидает чего-то плохого. Он живет в постоянных терзаниях и тревоге за будущее. Он не доверяет окружающему миру и ждет подвоха с любой стороны.

5. Я отвечаю за себя сам в течении всего дня.

Я отвечаю за свои чувства и свои поступки. Никто не вправе управлять моими чувствами. Если у меня неудачный день, я сам допустил это. Если у меня неудачный день, я уверен, что заслуживаю поощрения. Это – не удовлетворение требований других людей измениться так, чтобы чувствовать себя лучше. Только Я отвечаю за мою жизнь.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

Т.е. человек постоянно жалуется на свою жизнь, но ничего в ней не меняет. Например, человека не устраивает работа, он осуждает начальника, но менять работу он боится и находит этому множество оправданий.

6. Я могу осознавать, когда дела идут не так, как надо.

Я не должен пустить свои дела на самотек. Дела обычно идут только прекрасно, а когда это не происходит, я всегда могу исправить это. Я не должен тратить впустую свою энергию на терзания и тревогу. Небо не упадет, все будет ОК.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

Т.е. человек ищет одобрения и поддержки на стороне. Он не верит в свои силы и неспособен самостоятельно решать проблемы. Если ему надо сходить на важное дело – он берет с собой группу поддержки или перекладывает задачу на плечи другого.

7. Важно действовать.

Я могу! Даже когда передо мной стоит множество трудных задач, лучше действовать, чем убегать от них. Уход от задач не дает мне никаких шансов на успех или радость, настойчивость строит города. Стоящие дела стоят усилий. Я не способен сделать всё, но кое-что я могу сделать!

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. (Перфекционизм)

(Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.)

Т.е. человек хочет быть идеальным, самым лучшим и не дай Бог ему опозориться или ошибиться…

8. Я способен сам позаботиться о себе.

Я не нуждаюсь в ком-либо еще, чтобы заботиться о моих проблемах. Я могу сам думать и принимать решения. Я не нуждаюсь ни в чьей поддержке и помощи.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

Т.е. человек в подобных (похожих) условиях/ситуациях ожидает одинакового конца/развязки. Например, выражение: «Все мужики козлы» или «Все бабы стервы», применяют люди, которые несколько раз обожглись в отношениях и теперь заранее предвзято относятся к другим людям. Так же в ситуации, где человек один раз потерпел неудачу, он будет каждый раз ожидать провала.

9. Я не идеален.

Я не обязан всё знать и всё уметь. Я не сверхчеловек, чтобы быть энциклопедией. Я могу ошибаться и чего-то не знать. Зато всегда есть чему учиться.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

Т.е. человек оценивает поступки других людей и считает, что они неправильно что-то делают, он критикует, даёт советы и всячески пытается переубедить человека, что он неправ. Такие люди часто спорят, считая, что только они правы. Они вмешиваются в жизнь другого без его просьбы или разрешения.

10. Я могу измениться.

Я не должен следовать какому-то пути из-за того, что случилось в прошлом. Каждый день – новый день. Глупо думать, что я не могу ничего с этим поделать. Конечно, могу. Я не стою на месте, я всегда иду вперед!

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.

Т.е. человек ничего не делает для достижения своей цели. Он пессимистически настроен и не верит в свои силы. Даже если его что-то не устраивает – он ничего не предпринимает, чтобы это изменить, считая, что он перетерпит и далее всё будет хорошо. Например, у женщины пьющий муж, но она всю жизнь терпит его издевательства и боится изменить свою жизнь.

11. Другие люди способны сами отвечать за себя.

Я не могу решать чужие проблемы. Я не могу рассматривать чужие проблемы, как свои собственные. Я не могу вмешиваться в жизнь других людей. Они могут сами позаботиться о себе и решать свои собственные проблемы. Я помогаю людям, но я не могу делать за них всё.

12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

Т.е. человек может жаловаться на погоду и сравнивать своё настроение с ней. Например, если идёт дождь, то и настроение у человека плохое, пасмурное, если светит солнце – то можно радоваться и веселиться. Посмотрел грустный фильм, и настроение сразу ухудшилось. Его настроение зависит от окружающей среды.

12. Я могу быть гибким.

Есть много путей для достижения цели. У многих людей есть хорошие идеи по поводу того, как это делать. Некоторые из этих идей могут мне нравиться больше, другие – меньше, но все они заслуживают внимания.

13. Я хозяин своего тела.

Только от меня зависит, что я делаю, думаю или чувствую. Мои эмоции зависят только от моих мыслей!

Анализ задания.

Тестовое задание. Методика диагностики наличия и выраженности иррациональных установок Альберта Эллиса

Цель. Выявить иррациональные установки, осознать их отрицательное влияние на эмоции.

Задание.

После того как вы пройдёте тест, выделите из его списка (теста), те убеждения и установки, которые вы можете отнести к себе.

Обсуждение.

Упражнение 2. «Рациональные и иррациональные убеждения»

Цель. Научиться различать рациональные убеждения от иррациональных.

Инструкция. Для групповой работы.

Объединитесь в две группы. Одна группа выявит рациональные убеждения, вторая иррациональные убеждения. После окончания работы, каждая группа делится своими результатами.

Инструкция. Для индивидуальной работы.

Перед вами таблица с рациональными и иррациональными убеждениями и установками. Ваша задача, каждое утверждение отнести к той или иной установки. Напротив каждого утверждения запишите определённый знак: И — иррациональное; Р — рациональное.

Таблица рациональных и иррациональных убеждений.

Обсуждение.

Домашнее задание.

Цель: перенести навыки, приобретенные в ходе тренингового занятия, в реальную жизнь.

Задание. В течении недели наблюдать и записывать в рабочую тетрадь иррациональные и рациональные мысли, убеждения и эмоции, чувства. Не менее 5 примеров.

Пример:

СобытиеМысли иррациональныеЭмоции, чувстваМысли рациональныеЭмоции, чувства
Экзамен на водительские права (думаю об этом).Я буду завтра нервничать так сильно, что не смогу отличить правое от левого. Если я не сдам этот экзамен сейчас, то никогда его не сдам. Если они начнут смеяться надо мной, значит, я неудачник.тревога, паникаЯ хорошо подготовлен к экзамену. Волнуются все. С волнением я и раньше хорошо справлялся. Наконец – то, я завтра получу права.

Радость, приятное волнение, радостное ожидание. Уверенность в себе.
Выступление (думаю о нем).Я думаю, что все будут надо мной смеяться.тревога.Все выступающие волнуются. Это нормально. Волнение поможет взбодриться. Я хорошо подготовлен, знаниями по данному выступлению владею и т.д.Радость, удовольствие, приятные ожидания, уверенность в себе.

Таблица для задания.

СобытиеМысли иррациональныеЭмоции, чувстваМысли рациональныеЭмоции, чувства
1
2
3

Эти вопросы помогут вам по работе с мыслями.

Со временем вы сможете задавать себе другие вопросы, которые будут для вас полезными.

Обратная связь пройденого занятия.

Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *