Что такое инженерный менеджер
Профессия – инженер-менеджер
На программе ИОМ «Производственный менеджмент» готовят квалифицированных инженеров-управленцев. Расспросили наших студентов, преподавателей и выпускников, кому подходит эта профессия, к чему стоит быть готовым и как ИОМ помогает стать специалистом в сфере инженерного менеджмента.
Как становятся инженерами-управленцами?
Седракян Оганес, четвертый курс ФИМ ИОМ
В десятом классе я приехал на День открытых дверей в РАНХиГС и сразу влюбился в Академию. Направление выбрал, потому что мне оно близко: люблю посещать разные предприятия и изучать, как они устроены, наблюдать за производственными процессами и так далее. Очень нравится, что наш факультет многофункциональный. Мы изучаем все про производство, учимся управлять, делать статистический анализ – в общем все, чем должен заниматься топовый лидер.
Я четко вижу свои цели и себя в будущем. Буду возглавлять топовую производственную компанию.
Решетова Екатерина, третий курс ФИМ ИОМ
В своё время сделала выбор в пользу РАНХиГС, направление «Производственный менеджмент». Много о ней читала. Заинтересовала программа обучения, дисциплины и учебный план. Пообщавшись с деканом факультета, поняла, что это мое место! С каждым днём, вот уже третий год, нравится все больше и больше учиться здесь.
Мне очень интересны такие предметы, как «Управление внешнеэкономической деятельностью», «Бизнес-планирование» и «Промышленная политика». Спасибо преподавателям за подачу информации, с большим удовольствием посещаю пары.
В планах начать с родительского бизнеса, так как он напрямую связан с производством. В дальнейшем хотелось бы, конечно, найти ту работу, на которую я буду торопиться так же, как домой.
Что говорят преподаватели?
Мусаелян Игорь Каренович, преподаватель ФИМ ИОМ
Для работы в сфере инженерного менеджмента очень важны дисциплина и самодисциплина. Специалисты должны обладать навыками перспективного планирования, самостоятельно формировать круг задач, участвовать в их решении и, конечно же, владеть передовыми технологиями в сфере отраслевого менеджмента.
На мой взгляд, самое привлекательное в профессии – понимание логики того, как устроено производство, и формирование собственного взгляда на механизм управления бизнес-процессами компании.
Бородулин Александр Леонидович, старший преподаватель ФИМ ИОМ
С первого курса будущим инженерам-менеджерам надо самостоятельно учиться, развивать умение самому искать необходимую информацию и необходимых наставников.
А как все обстоит на практике?
Мерзликин Никита, выпускник ФИМ ИОМ 2019
Обычный день инженера-управленца очень динамичный. Он зависит от состава планируемых мероприятий, рабочего графика производства. Влияние оказывает и производственный план на неделю. Как правило, в 8:00 происходит выезд на предприятие, в 9:00-10:00 – совещание по текущему состоянию производства. Потом мы выходим в гембу (место рабочего процесса), анкетируем рабочих, делим задачи по скрам-методике и т.д. В конце дня происходит оценка производственного анализа и эффективности действий по его обеспечению в течение дня.
В нашей профессии надо быть готовым к отстаиванию и обоснованию своих решений, к работе с сопротивлением изменениям, к необходимости обучать сотрудников инструментам повышения производительности труда. А самое важное – уметь объяснить то, как предлагаемые решения смогут решить проблемы производства.
Начинающим специалистам советую изучать лучшие практики, смотреть, как все устроено у лидеров производительности, не стесняться задавать вопросы. Важно осознавать то, что на каждом предприятии своя ситуация, свои проблемы, свои алгоритмы выстраивания производственных процессов.
Мильчаков Дмитрий, выпускник ФИМ ИОМ 2018
Мой рабочий день начинается в девять утра. Работа в основном за компьютером, бывает разное: от анализа данных до составления справок и презентационных материалов. Всегда много работы с разного рода информацией и её систематизацией. Заканчиваем в 18:00, но иногда, если завтра важный день, то можно и задержаться.
Основы инженерного менеджмента
Вы будете перенаправлены на Автор24
Инженерный менеджмент
Существует несколько определений понятия «инженерный менеджмент»:
Инженерный менеджмент отличается от любого другого типа менеджмента, так как он имеет возможность применять ряд инженерных принципов и навыков в организации деятельности людей и реализации любых проектов. Такой менеджер имеет уникальную квалификацию для работ двух типов: управление техническими функциями, например, проектированием или производством на практически любом предприятии, и управление более широкими функциями – маркетингом или топ-менеджментом на высокотехнологическом производстве.
Инженерный менеджмент, таким образом, представляет собой искусство и науку планирования, организации, распределения ресурсов, направления и контроля деятельности организации, обладающие некоторым технологическим компонентом.
Инженерный менеджмент включает проектирование, эксплуатацию и непрерывное совершенствование целенаправленных систем, в которые входя люди, машины, деньги, время, информация и энергия через интегрирование инженерных и менеджерских знаний, рабочих приемов и навыков, необходимых в достижении поставленных целей на технологическом предприятии и учитывая некоторые аспекты проблем по окружающей среде, качеству и этике.
Готовые работы на аналогичную тему
Инженерный менеджмент, таким образом, выступает дисциплиной, направленной на принятие и воплощение в жизнь решений в области стратегического и операционного лидерства в текущих и новых технологиях и их воздействие на взаимосвязанные производственные системы.
История инженерного менеджмента
Принято считать, что в Технологическом институте Стивенса работает самая старая в мире кафедра инженерного менеджмента. В 1908 году основали первую Школу инженерного менеджмента. Позже, уже в Европе, начали формироваться бакалавриаты инженерного менеджмента. В 1959 году разработали программу инженерного менеджмента в Университете Дрексел. Университет науки и технологии Миссури, а ранее он был университетом Миссури-Ролла, создал кафедру инженерного менеджмента в 1967 году.
В Германии изучение инженерного менеджмента ведется с 1927 года и началось в Берлине. В Стамбульском технологическом университете работает несколько отделов инженерного менеджмента с 1982 года. В Великобритании такая кафедра сформировалась в университете Варвик в 1980 году.
В России образовательные программы по инженерному менеджменту появились только в 2014 году, они предполагают получение степени бакалавра и магистра. Во Франции программы по данному направлению появились еще позже – в 2018 году, предполагая обучение на протяжении 4-5 лет и получение магистерского образования.
Образовательные программы
Существует несколько учебных и сертификационных программ, доступных для получения базового, магистерского и даже докторского уровня образования, на факультетах инженерного менеджмента. Основные учебные программы дают возможность инженерам с легкостью ориентироваться в деловой среде.
В соответствии с требованиями быстрых темпов развития науки и техники, инженерный менеджмент вышел на уровень академической области за последние несколько лет. Кандидатам в магистратуру необходимо иметь бакалаврскую степень ученого в таких смежных областях с инженерным менеджментом, как математика, компьютерная наука, и прочие сферы. Магистерские программы дают возможность получать технические знания, в связи с чем они являются синтезом академических, научных, профессионально-прикладных и теоретико-методологических дисциплин, соответствующих программам МВА. Специализация в определенных сферах деятельности, или программа сертификации, может состоять из промышленного проектирования, технологий менеджмента, системной инженерии, продуктов и процессов, качества, организационного управления, оперативного управления, информационных и телекоммуникационных технологий и систем, первого этапа информационного менеджмента, маркетинга и финансов. Профессиональными и промышленными ассоциациями предложена программа сертификации посредством организации профессиональных семинаров и тренингов, которые призваны подтвердить знания и навыки инженерного менеджмента.
Обязательные навыки и дисциплины
Успешным инженерам-менеджерам обычно необходимо получить образование и накопить опыт в определенной области, к которой относят управление в целом и управление конкретным ограниченным кругом инженерных дисциплин, в частности. Помимо этого, успешным инженерам-менеджерам необходимо понимать, что факторы, побуждающие людей продолжать карьеру в рамках инженерного менеджмента, часто имеют существенные отличия от тех принципов, которые руководят людьми с исключительно чистым предпринимательским мышлением. Это значит, что навыки, которые нужны тренерам, наставникам и мотивированным техническим специалистам в сфере инженерного менеджмента могут существенно отличаться от навыков, которыми должны обладать специалисты в других областях менеджмента.
Инженерный менеджмент
Инженерный менеджер отличается от других менеджеров потому что он [или она] обладает как способностью применять инженерные принципы, так и навыки (skills) в организации и направлении (directing) людей и проектов. Он уникально клвалифицирован для двух типов работ: управления техническими функциями (такими, как проектирование или производство) в почти любом предприятии, так и управления более широкими функциями (такими, как маркетинг или топ-менеджмент) в высокотехнологическом предприятии. Daniel Babckok, 1978
Есть в США в 2007г. даже основан консорциум приличных университетов, которые согласуют в нём свои учебные программы инженерного менеджмента: http://www.mempc.org. Вот картинка, иллюстрирующая подход этого консорциума (http://www.mempc.org/images/skillsets.jpg):
Можно по инженерному менеджменту и Ph.D. защитить.
Тем не менее, возникает вопрос: является ли инженерный менеджмент отдельной полноценной дисциплиной с какими-то особыми практиками, или это просто такое «вечномодное» слово для обозначения произвольно сбалансированной учебным заведением смеси из инженерных дисциплин и дисциплин MBA? Переформулирую: есть ли в инженерном менеджменте что-то такое, чего не преподают ни чистым инженерам (в том числе системным инженерам), ни менеджерам (которые MBA или MSM)?!
На верхнем уровне мало что видно, ибо области знаний включают невинные с любой точки зрения:
1. Market Research, Assessment, and Forecasting
2. Strategic Planning and Change Management
3. Product, Service and Process Development
4. Engineering Projects and Process Management
5. Financial Resource Management
6. Marketing, Sales and Communications Management
7. Leadership and Organizational Management
8. Professional Responsibility, Ethics and Legal Issues
Одной из enabling technologies для моделеориентированности является ISO 15926. И тут нужно уточнить, что product models (plant models) являются уж точно инженерными/системно-инженерными. А вот project models с их factory physics попадают уже в модели инженерного менеджмента (с учётом вечного спора о том, входит или не входит управление проектами в состав практик системной инженерии).
Инженеры вместо бесчисленных менеджеров. Кто такой инженер-управленец и зачем он вообще нужен
Сейчас все больше выпускников идут в вузы на инженеров или разработчиков. Но задумывались ли вы когда-нибудь, кто будет управлять «технарями»? Вместе с Сергеем Серебренниковым, деканом факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС, знакомимся с инженерами-управленцами — специалистами будущего.
Сергей Серебренников — декан факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС:
История нашего факультета началась в 2014 году, когда команда молодых инициативных кандидатов наук начала дискуссию о том, какие специалисты на рынке управления будут востребованы в ближайшие пять лет. Тогда мы пришли к выводу, что на рынке фиксируется спрос на работников с двойным набором компетенций. Такой уникальный, работающий на стыке наук исследователь, с высокой вероятностью сделает открытие. Работающему на стыке отраслей специалисту будет проще построить новый успешный бизнес.
На сегодняшний день мы уникальная образовательная площадка по подготовке профессионалов-управленцев для промышленного сектора страны. Когда факультет создавался, за базовые основы его учебных планов был взят передовой опыт советской и российской научно-образовательной школы обучения инженеров-экономистов, а также лучшие практики зарубежной подготовки по программам engineering management и technology management. Мы сумели выстроить несколько обязательных траекторий обучения для наших студентов и слушателей: получение углубленных теоретических знаний, обширный практикум, а также развитие личностных и деловых качеств.
В итоге всех обсуждений в 2014 году был открыта первая программа, которая назвалась просто «Производственный менеджмент» и была направлена на сектор производства. Тогда мы считали, что на факультете будут готовить специалистов для российской промышленности. Так была построена работа факультета прошлые 5–6 лет. После этого пришла пандемия и мы поняли, что надо меняться: захватывать новые сферы.
Я для себя отвечаю так: инженер-управленец изучает не только экономику, но и хорошо разбирается в инженерии. То есть это такой руководитель на производстве, который достаточно погружен в технические процессы, чтобы ими руководить. Инженер-управленец может четко оценить, как работает тот или иной специалист, исходя из своих собственных знаний.
Когда я искал аналоги нашей идеи, я обратился к опыту СССР, где, например, существовала специальность «инженер-экономист». К слову, я и сам окончил именно такой Инженерно-экономический институт. Тогда студенты учились 5 лет на специалитете, из них 3 года они изучали техническую сторону вопроса — инженерию, а потом 2 года они изучали основы экономики и менеджмента. По сути это те же вещи, которые мы изучаем сейчас, только называются они теперь по-другому.
Так что инженеры-управленцы уже давно работают в нашей экономике, выполняя функции менеджеров
Мы привыкли, что везде встречаем менеджеров: в салоне по продажам мобильных телефонов, в ресторане и в крупном банке в кабинете на 27-м этаже. Создание факультета инженерного менеджмента — это амбициозная попытка вырастить того отраслевика, специалиста, который умеет говорить и с технарями, и с управленцами, и с экономистами на одном языке.
На нашем факультете мы не концентрируемся на той профессии, которую пишем в дипломе. Если я выучил закон Ома, теорию машин и механизмов, знаю сопротивление материалов, то никогда не допущу инженерной ошибки. Но специализация инженера-управленца не заканчивается на проектировании и расчетах на производстве. Инженер-управленец — это в первую очередь тот, кто мыслит по-другому. Он не должен строить мост, он должен придумать, как сделать это максимально быстро и эффективно.
Например, Стив Джобс придумал телефон без кнопок и изменил мир. Как до этого можно додуматься? Когда я первый раз держал в руках айфон, я не мог поверить в это. Но теперь-то весь мир ходит с бескнопочными телефонами и кнопочный скорее большая редкость.
Главное качество, которым должен обладать инженер-управленец, — свобода мысли
Такие люди просто не ставят себя в рамки «что-то можно, а что-то нельзя», «что-то правильно, а что-то неправильно». Они понимают, что такое управление, что такое предпринимательство, что такое инженерия, что такое творчество в профессии, и используют это, чтобы менять мир.
Из-за коронавируса активно развивается BioTech-медицина: изобретаются новые вакцины, средства защиты и выявления болезней. Тут особенно нужны люди, которые умеют мыслить вне рамок. Может, они придумают нестандартную и более удобную медицинскую маску, например со встроенными наушниками. А почему нет?
В крупных компаниях также происходит множество трансформаций. «Росатом» трансформируется из поставщика атомной энергии в настоящего цифрового гиганта. Но самый яркий пример — это Сбербанк, который эволюционировал от сберкассы до IT-компании уровня «Яндекса». Я думаю, что таких трансформаций в ближайшее время мы увидим еще очень много. Сейчас практически все обращается к цифровизации и развивается семимильными шагами.
Если изначально мы предполагали, что инженеры-управленцы будут востребованы в промышленности, то, когда пришла пандемия, их применение расширилось. Почти год весь мир тормозился, и теперь экономика будет резко ускоряться. И самый большой спрос будет на нестандартно мыслящих людей, которые могут изобрести что-то новое.
Факультет инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС готовит профессионалов будущего — квалифицированных инженеров-управленцев. На программах факультета студенты изучают работу предприятий, бизнес-процессы современных организаций и рыночные отношения. Помимо классического производственного менеджмента, поступающим доступна программа многопрофильного бакалавриата, на которой студент может менять направление обучения в зависимости от интересов. На протяжении всего обучения ведется работа с практикующими специалистами, которые помогают ученикам начать карьеру в сфере.
Системный инжиниринг и менеджмент 2.0: как получить профессию будущего
Профессии инженера, менеджера, управленца уже давно широко распространены. Однако появилось нечто, что включает их в единую, интегрированную концепцию, которая формируется прямо на наших глазах и являет собой специальность будущего. Это Системный инжиниринг и менеджмент формата 2.0. Для изучения данной концепции и создания кадрового резерва для уже сейчас формирующихся потребностей высокотехнологичной деятельности была разработана образовательная программа, в рамках которой запущен первый онлайн-курс “Системный инжиниринг и менеджмент 2.0”.
О концепции, программе и курсе нам рассказал Кондратьев Вячеслав Владимирович,
руководитель Rn&D ФРТК МФТИ, д.т.н., проф. МФТИ, руководитель и участник десятков проектов управленческого и инжинирингового консалтинга ведущих российских компаний, автор деловых бестселлеров и телевизионных передач.
Первый удивительный факт, который необходимо осознать: мы все владеем материалом этого курса на самом бытовом уровне.
Из чего состоит курс?
Первая тема — это тема о том, как разрабатывать рукотворные объекты.
Что значит рукотворный объект?
Рукотворный объект — это объект, который создан человеком. Его в природе не существовало, его создал “инженер” (работник, сотрудник). Но вот вопрос: как создавать рукотворный объект, как эти рукотворные объекты ремонтировать, как модернизировать, как их использовать? Можно сказать, что любой человек, который хоть раз держал молоток в руках, уже является инженером по определению. То есть у него есть орудие труда, с помощью которого он создает рукотворный объект. Поэтому первая тема, которая там рассматривается — это инженерия. И мы все умеем делать инжиниринг, но на бытовом уровне
Вторая тема, которая рассматривается в рамках курса — это экономика. Мы все ходим в магазины, все получаем заработную плату и т.д… А что такое экономика? Это деятельность для создания и обмена продуктов на драгоценности – на деньги.
Поэтому первая деятельность — это инженерная. Втора деятельность — это экономисты или бизнесмены. Они создают продукты или услуги и эти продукты (услуги) обменивают на деньги и за эти деньги покупают, что для них будет полезным. Владеем мы экономикой? Каждый из нас? Конечно владеем, но опять же на бытовом уровне.
Каждый раз, когда вы собираетесь поехать с шашлыками, вам приходится организовывать компанию и процессы (покупка продуктов, координирование встречи, уборка и т.д.) На таком простом бытовом примере мы рассматриваем третий элемент — менеджмент.
Если бы это 10 лет назад было, то этого было бы достаточно. Но сегодня есть еще один, четвертый, элемент, который называется “цифровая экономика”. Цифровая экономика — это применение вычислительных средств, устройств, коммуникаций для обработки и передачи информации. Почему цифровая экономика не входит в экономику? Сначала была экономика. Потом появился первый компьютер, и вместе с ним появилась цифровая экономика. То есть, это экономика, в которой часть процесса исполняется с помощью компьютера.
Что входит в цифровую экономику? Все процессы построены таким образом, что большая часть деятельности ведется и управляется компьютерами, в цифровой среде.
Но как определить, что мы перешли от экономики к цифровой экономике? Пока таких критериев не выработано. Удивительный факт, но и определения у цифровой экономики нет.
Доля цифровых услуг растет каждый день. Утром мы включаем смартфон и проверяем почту, днем работаем за компьютером, вечером смотрим кино в онлайн-кинотеатре.
Но если мы обратимся, скажем, к госпоже Меркель, которая является адептом цифровой экономики, она говорит – этого мало. Нам нужна другая цифра. По ее представлению, цифровая экономика – это индустрия 4.0., которая выглядит примерно так:
идея → разработка и проектирование с использованием цифровых технологий → цифровые модели → виртуальное моделирование и тестирование → роботизированное производство на основе созданных цифровых моделей и алгоритмов.
Если вы сегодня устраиваетесь на современное производство, то в каком-то объеме встречаетесь со всеми элементами. Разное производство – разные пропорции инжиниринга, экономики, менеджмента и цифровой части.
В каждой сфере деятельности — и в инжиниринге, и в экономике, и в менеджменте, и в цифровой части — мы должны соответствовать современным требованиям, то есть, по сути, быть специалистами во всех четырех направлениях.
Программа 2.0 — это одна из первых попыток в мире объединить “физиков” и “лириков”, создав универсального специалиста.
Возникает логичный вопрос: кто должен обучать общей системе? Преподаватель должен быть интегратором, объединяющим разные методологии в единую систему систем — мета-систему. Первоисточник компетенций — это, прежде всего, знания современного мирового уровня. А второе — это опыт.
Кто первый будет иметь такие расширенные компетенции, тот получит и стратегическое преимущество.
Первый курс является вводным. И он рассказывает о тех перспективах, которые возникают сейчас перед каждым молодым человеком или же перед человеком с компетенцией, перед всеми, кто хочет преуспевать в эру цифровой экономики. Мы создадим специалистов с более широким кругозором, с набором компетенций 360.
Теоретическая база в глобальном смысле разрабатывается на основе практики не просто ведущих, а единственных в своем роде компаний и корпораций, среди которых можно выделить Boeing и NASA, а также многие мировые автоконцерны. Но в процессе обучения мы будем отрабатывать модели на таких неожиданных “подопытных кроликах”, как русские народные сказки.
Куда же человек трудоустроится, изучая эту систему, если он окажется более продвинутым, чем производство, на которое он пришел? Безусловно, есть определенное отставание, о котором мы много говорим и которое преодолеваем. Каждое предприятие, чтобы выжить и развиваться, пойдет по пути цифровой экономики. Никакого другого варианта нет. А значит, специалисты нового формата востребованы уже сейчас, чтобы ускорить и запустить процессы изменений на предприятиях, а затем — чтобы грамотно ими управлять.
UPD: стартует второй курс по Программе 2.0
Подробности будут в самое ближайшее время!