Что такое инвестиционная привлекательность региона
Экспертная оценка инвестиционной привлекательности регионов
В дотационных регионах особое внимание в сфере взаимодействия предприятий с бюджетной системой должно уделяться не фискальным функциям управления, а мероприятиям, связанным с повышением инвестиционной привлекательности территорий. Именно через инвестиции правительство таких регионов может увеличить приток финансовых ресурсов, что, в конечном счете, приведет к росту налоговой базы и региональных бюджетов. В этой связи оценка инвестиционной привлекательности регионов и выявление факторов, способствующих ее повышению, является актуальной задачей.
Согласно данным Министерства финансов РФ, за последние годы в России значительно выросло число дотационных регионов. Так в 2013 году дефицит региональных бюджетов побил все рекорды, достигнув цифры в 642 млрд. рублей. Причем положительных изменений в будущем, а именно сокращения бюджетного дефицита, в регионах не предвидится. По мнению министра финансов Силуанова А.Г. в том, что большинство региональных руководителей как не умели, так и не умеют привлекать инвестиции.
Согласно данной методике инвестиционная привлекательность регионов оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Первый представляет собой рейтинговую оценку доли региона на общероссийском рынке, второй – оценку масштабов значимых для инвестора тех или иных проблем в регионе.
Суммарный инвестиционный потенциал оценивается через потенциал в девяти сферах:
Интегральный риск формируется из управленческого, финансового, экономического, социального, экологического и криминального рисков.
Вклад отдельных составляющих в совокупный рейтинг инвестиционного потенциала и риска оценивается на основе анкетирования экспертов, потенциальных инвесторов, а также представителей банковского сообщества.
Соответственно, регион может иметь высокий (В) инвестиционный потенциал (П) – ВП и низкий (Н) инвестиционный риск (Р) – НР, т.е. быть наиболее перспективным для инвестирования.
Другие вариант очевидны: ВП и ВР, НП и НР, НП и ВР. Последний вариант – самый неблагоприятный для инвестирования в регион.
Рассматриваются также промежуточные случаи с умеренным инвестиционным риском и потенциалом.
Так, например, Пензенская область, согласно данным агентства «Эксперт РА», в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов располагается в группе 3B1, которая характеризуется умеренным риском (46-е место в стране), но низким инвестиционным потенциалом (52-е место в РФ), особенно в природно-ресурсной и производственной сферах.
Рассмотренная методика экспертного ранжирования, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании в связи со следующими возникающими проблемами:
Решение первой проблемы рассмотрим на примере инвестиционного потенциала одновременно с выявлением факторов, оказывающих на него наибольшее влияние.
Задачами исследования являлись:
Результаты многофакторного корреляционного анализа взаимосвязи между общим рейтингом инвестиционного потенциала региона (Y) и частными рейтингами инвестиционных потенциалов (X1, X2, … Xn) представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что в большей степени на совокупный инвестиционный потенциал оказывают влияние факторы X1-X6, X9 и в меньшей степени – X7, Х8. Мультиколлинеарность среди факторных признаков вполне объяснима логикой экономической взаимообусловленности показателей.
Исследование тесноты связи между среднегрупповыми рейтингами указанных видов потенциала и совокупным рейтингом инвестиционной привлекательности регионов дало следующие результаты (таблица 2).
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в наибольшей степени на интегральный рейтинг инвестиционного потенциала оказывает влияние среднеарифметический рейтинг интеллектуального потенциала, в который входит трудовой, институциональный и инновационный потенциалы. На втором месте социально-производственный потенциал и на третьем – ресурсный потенциал.
Таблица 2. Связь рейтингов частных инвестиционных потенциалов с рейтингом инвестиционной привлекательности региона
Данный вывод может иметь практическое применение в деятельности руководства дотационных регионов РФ по привлечению дополнительных инвестиций (внутренних и внешних).
В частности, результаты проведенного исследования были использованы при разработке локальных и нормативных актов Пензенской области, направленных на развитие инновационной деятельности в регионе.
Итак, эмпирическим путем, опираясь на логико-содержательный и статистический анализ проблем развития регионов в условиях инновационной экономики, мы приходим к выводу, что уровень интеллектуального потенциала существенно влияет на инвестиционную привлекательность территорий и необходимы меры по стимулированию и развитию его основных составляющих – трудовой, институциональной и инновационной.
Для решения проблемы определения степени согласованности мнений экспертов предлагается метод качественной оценки. Данные, полученные в результате экспертного ранжирования, сводятся в матрицу, имеющую следующий общий вид (таблица 3).
Таблица 3. Матрица данных экспертного ранжирования видов инвестиционного потенциала (риска)
где Аj – составляющие инвестиционного потенциала (риска),
Эi – объекты (эксперты);
rij –значение i-той строки и j-того столбца (соответствующий ранг Аi).
Затем определяется множественный коэффициент конкордации:
где К – число категорий качества, в нашем случае отвечающее за значимость составляющих инвестиционного потенциала (риска):
Только при w≥0,75 (хорошая согласованность) эксперты переходят к определению значений весов ki, исходя из количества полученных максимальных и минимальных рангов инвестиционного потенциала (риска) и условия ∑ki=1.
Предложенный способ повысит достоверность результатов экспертного ранжирования регионов и позволит точнее определить степень их инвестиционной привлекательности.
2 Лосева О.В., Финогеев Д.Г. Факторы повышения инвестиционной привлекательности регионов // Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П. М. Горева и В. В. Утемова. Концепт. 2014. Приложение № 20.
Инвестиционная привлекательность и ее повышение
Если предприятие нуждается в привлечении инвестиций, руководство должно сформировать четкую программу мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.
Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.
Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.
Отдельно стоит упомянуть о ситуациях, когда в интересах собственников компании необходимо продать ее по максимально высокой стоимости. Данное намерение возникает, как правило, при стремлении собственников сменить сферу деятельности, получив при продаже бизнеса достаточные средства для новых вложений. Мероприятия, направленные на достижение этих целей, называются предпродажной подготовкой и будут также рассмотрены в данной работе.
Существуют следующие основные виды финансирования предприятия из внешних источников: инвестирование в акционерный капитал, предоставление заемных средств.
Инвестирование в акционерный капитал компании (прямое инвестирование)
Инвестиции финансовых инвесторов представляют собой приобретение внешним профессиональным инвестором (группой инвесторов), как правило, блокирующего, но не контрольного пакета акций компании в обмен на инвестиции с последующей продажей данного пакета через 3-5 лет (в основном это венчурные и паевые фонды) либо размещение акций компании на рынке ценных бумаг широкому кругу инвесторов (в данном случае это могут быть компании любого направления деятельности или физические лица).
Инвестор в данном случае получает основной доход за счет продажи своего пакета акций (то есть за счет выхода из бизнеса).
В связи с этим привлечение инвестиций финансовых инвесторов целесообразно для развития предприятия: модернизации или расширения производства, роста объемов продаж, повышения эффективности деятельности, в результате чего будет расти стоимость компании и, соответственно, вложенный инвестором капитал.
Стратегическое инвестирование представляет собой приобретение инвестором крупного (вплоть до контрольного) пакета акций компании. Как правило, стратегическое инвестирование предполагает длительное или постоянное присутствие инвестора среди собственников компании. Зачастую конечной стадией стратегического инвестирования является приобретение компании либо слияние ее с компанией-инвестором.
В качестве стратегических инвесторов обычно выступают предприятия-лидеры отрасли и крупные объединения предприятий. Основной целью стратегического инвестора является повышение эффективности собственного бизнеса и получение доступа к новым ресурсам и технологиям.
Инвестирование в форме предоставления заемных средств
Основные инструменты — кредиты (банковские, торговые), облигационные займы, лизинговые схемы. (Лизинговые схемы могут быть отнесены к инвестициям в форме заемных средств с некоторыми оговорками, поскольку по своей сути лизинг является формой передачи имущества в аренду. Однако по форме получения дохода лизингодателем (в форме процента) лизинг близок к банковским кредитам.) Объемы привлекаемого финансирования могут быть от нескольких десятков тысяч долларов (кредиты) до десятков миллионов долларов. Сроки финансирования также могут колебаться от нескольких месяцев до нескольких лет. При данной форме финансирования основной целью инвестора является получение процентного дохода на вложенный капитал при заданном уровне риска. Поэтому данную группу инвесторов интересует дальнейшее развитие предприятия с точки зрения его возможности исполнить обязательства по выплате процентов и возврату основной суммы долга.
Таким образом, всех инвесторов можно разделить на две группы: кредиторы, заинтересованные в получении текущих доходов в форме процентов, и участники бизнеса (владельцы доли в бизнесе), заинтересованные в получении дохода от роста стоимости компании.
Инвестиционная привлекательность предприятия для каждой из групп инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода, в свою очередь, обусловлен уровнем рисков невозврата капитала и неполучения дохода на капитал. В соответствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъявляемые к предприятиям при инвестировании. Очевидно при этом, что основным требованием для инвесторов-кредиторов является подтверждение способности предприятия выполнить обязательства по возврату капитала и выплате процентов, а для инвесторов, участвующих в бизнесе, — подтверждение способности освоить инвестиции и увеличить стоимость пакета акций инвестора.
В процессе диагностики рассматриваются различные направления (аспекты) деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделенным направлениям.
По итогам экспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях современным нормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важным шагом, так как при анализе предприятия любой инвестор придает юридическому аудиту большое значение. Так, для кредитора важным этапом процесса переговоров с предприятием является подтверждение прав собственности на предоставляемое в качестве залога имущество. Для прямых инвесторов, приобретающих пакеты акций предприятия, важным моментом являются права акционеров и другие аспекты корпоративного управления, непосредственно влияющие на их способность контролировать направления расходования вложенных средств.
Проведение диагностики состояния предприятия является основой для разработки стратегии развития. Стратегия — это генеральный план развития, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и качественные показатели. Стратегия позволяет предприятию осуществлять планирование на более короткие периоды времени в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним). В нашей практике были случаи, когда инвестор не рассматривал локальные проекты предприятия, несмотря на их хорошие финансовые показатели, поскольку проекты не были связаны с общей концепцией развития предприятия. Однако если стратегия предусматривала реализацию локальных проектов и давала основание считать их реализацию целесообразной для предприятия в целом, решение о финансировании предприятия принималось положительное. Очевидно, что наибольшее значение наличие четкой стратегии имеет для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия, а именно, участвующих в бизнесе.
Имея долгосрочную стратегию развития, предприятие переходит к разработке бизнес-плана. В бизнес-плане подробно и детально рассматриваются все аспекты деятельности, обосновываются объем необходимых инвестиций и схема финансирования, результаты инвестиций для предприятия. План денежных потоков, рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет оценить способность предприятия вернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить проценты. Для инвесторов-собственников бизнес-план является основанием для проведения оценки стоимости предприятия и, соответственно, оценки стоимости капитала, вложенного в предприятие, и обоснованием потенциала его развития. Например, одно из ведущих предприятий Северо-Запада, работающее в стекольной отрасли, в процессе работы с венчурным инвестором провело разработку комплексного бизнес-плана своего проекта. Несмотря на низкую стоимость активов предприятия по сравнению с суммой необходимых инвестиций, инвестор оценил предприятие как инвестиционно привлекательное, поскольку бизнес-план обосновал потенциал роста предприятия для инвестора и увеличение стоимости капитала.
Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия, поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешних инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками. В этой связи возможно проведение мероприятий по созданию такой истории. Например, предприятие может провести выпуск и погашение облигационного займа на относительно небольшую сумму с коротким сроком погашения. После погашения займа предприятие в глазах инвесторов перейдет на качественно иной уровень, как кредитор, способный своевременно выполнить свои обязательства. В дальнейшем предприятие сможет на более выгодных условиях привлекать как заемные средства в форме следующих выпусков облигационных займов, так и прямые инвестиции.
Одним из самых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация может проводиться по нескольким направлениям.
1. Реформирование акционерного капитала. Данное направление включает в себя мероприятия по оптимизации структуры капитала — дробление, консолидация акций, все описанные в Законе об акционерных обществах формы реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действий является повышение управляемости компании или группы компаний.
3. Реформирование активов. В рамках реструктуризации активов можно выделить реструктуризацию имущественного комплекса, реструктуризацию долгосрочных финансовых вложений и реструктуризацию оборотных активов. Данное направление реструктуризации предприятия предполагает любое изменение структуры его активов в связи с продажей излишних, непрофильных и приобретением необходимых активов, оптимизацию состава финансовых вложений (краткосрочных и долгосрочных), запасов, дебиторской задолженности.
Комплексная реструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихся к нескольким из перечисленных выше направлений.
В процессе повышения инвестиционной привлекательности одно из крупнейших российских ювелирных предприятий провело комплексное реформирование системы управления. Проведение реформирования было вынужденным шагом для руководства компании, поскольку ей не удавалось привлечь инвестиции в необходимом объеме. В результате реформирования была повышена эффективность системы контроля затрат, бюджетирования, контроля исполнения планов. Следствием проведенных мероприятий стал рост рентабельности деятельности и появились реальные основания для инвестора рассматривать предприятие как способное эффективно освоить инвестиции.
Отдельно стоит упомянуть о ситуации, когда целью повышения инвестиционной привлекательности является продажа предприятия. Данный процесс называется предпродажной подготовкой и имеет целью повышение инвестиционной привлекательности и одновременное увеличение ее стоимости для потенциальных покупателей.
Таким образом, подготовка предприятия к привлечению инвестиций или к продаже — достаточно четко определенный, хоть и сложный процесс. Предприятие может сформировать программу мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволяет ускорить привлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость. Следует отметить, что описанные выше возможные мероприятия не требуют существенных материальных затрат, но результатом их реализации, помимо собственно роста интереса инвесторов к компании, является также повышение эффективности ее работы.
Инвестиционная привлекательность регионов России
Инвестирование стало достаточно часто встречаться в нашей стране как род финансовой деятельности человека.
Благодаря переходу Российской Федерации от плановой модели экономики к рыночной, каждый обычный человек теперь может осуществлять вложения и зарабатывать на финансовых биржах. Единственный критерий, который важен скорее для самого инвестора, так как определяет его уровень дохода, это определенные знания и умения, необходимые для инвестиционной деятельности.
Что такое инвестиционная привлекательность региона
Заработок посредством вложений может обеспечить достаточно высокий и постоянный уровень дохода для инвестора, если правильно выбрать проект для инвестирования. Критерии выбора разнообразны: нужно оценить риски, связанные с инвестированием в эту отрасль или конкретный объект, осведомиться о доходе от операции и тому подобное. Главное, что нужно сделать грамотному инвестору – это в первую очередь оценить инвестиционную привлекательность региона России.
Данный показатель отображает степень экономического, законодательного, политического, социального и финансового развития области инвестирования. Эту привлекательность определяет направление потоков инвестиций (куда больше идет вкладов – в регион или из него), движения интеллектуальных ресурсов (то есть обмен человеческими ресурсами, которые обладают нужными знаниями для какой-то отрасли), уровень инфляции, а также многие другие экономические факторы инвестиционной привлекательности.
То есть, проще говоря, этот показатель отображает выгодность или невыгодность вложения денежных средств в данный экономический район, сопровождающие этот процесс риски и возможные перспективы развития того объекта, чью инвестиционную привлекательность оценивают. Ее можно определять, как для конкретного объекта, так и для разных масштабов территории – области, региона, страны.
Составляющие инвестиционной привлекательности
Данное понятие является комплексным, собирательным, поэтому логично, что его можно разделить на составляющие. Такими составными частями являются инвестиционный потенциал и риск вложения денег в регион. Потенциал края – это возможность его развития при наличии достаточного объема инвестиций. Он показывает, готов ли регион принять инвестиции, сохраняться эти денежные средства и принесут ли доход инвестору. Включает в себя различные виды потенциалов, которые отражают его уровень развития.Риск при вложении финансов – это возможность утраты денежных средств, вложенных в какой-то объект в пределах территориального образования. Также является совокупностью многих видов рисков, в том числе законодательного, политического, социального, экологического и прочих.
Инвестиционная политика
Регион уже стал практически самостоятельной экономической частью страны, что определяется ее федеративным укладом. Такой уклад дает некоторую автономность отдельно взятым экономическим районам.
Инвестиционная политика региона направлена на улучшение его развития в экономической сфере, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, проведение модернизации. На государственном уровне формируется перспективная региональная инвестиционная политика, которая бы адекватно отвечала состоянию финансовых рынков, потребностям национального хозяйства, уровню спроса на ту или иную продукцию, а также структуре рыночной экономики в целом.
Разработка поэтапной реализации политики по инвестированию именуется инвестиционной стратегией региона. Именно этот параметр отвечает за воплощение всех тех экономических, финансовых и социальных преобразований, запланированных во время формирования политики вкладов.
Инвестиционный климат
Инвестиционный климат – это условия для денежных вложений в области региона, прежде всего иностранных. Этот показатель как раз оценивает риски, связанные с вложениями.
Важная составляющая климата региона – предоставление вкладчикам гарантий относительно их сбережений и капиталовложений. При современном положении вещей этот фактор является крайне важным. Все инвесторы хотят обезопасить себя и свои деньги.
Также одним из факторов, который помогает создать благоприятный климат для вложений в пределах экономического района, является законодательная база (налоговая). Этот пункт обеспечивает честность и прозрачность всех финансовых операций региона.
Привлекательность муниципального образования для вложения в него денег инвесторами
Стоит начать с того, что инвестиционная политика муниципального образования может несколько отличаться от таковой для большего территориального образования.
Само по себе муниципальное образование – это часть территории нашей страны, где наблюдается местное самоуправление для решения локальных вопросов. Их инвестиционная привлекательность рассчитывается так же, как и для края. Чтобы лучше понять, что это такое, представьте матрешку – меньшие муниципальные образования входят в большие, и так до государственного уровня.
Рейтинг регионов РФ по их инвестиционной привлекательности
Все регионы России можно разделить в зависимости от их привлекательности для инвесторов. Оценка инвестиционной привлекательности региона особенно важна, если вы хотите сделать крупное вложение, которое имеет национальное значение.
При оценивании привлекательности края используются показатели ВРП – валового регионального продукта. Он является локальным аналогом ВНП.
На основании этого показателя составляется инвестиционный рейтинг регионов России, который в 2015 году возглавил Татарстан. Также в тройку вошли Калужская область и Белгородская.
19 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Петербуржском Международном форуме в экономической сфере был представлен ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Было отмечено, что она выросла по сравнению с прошлым годом.
Показатели эффективности и привлекательности инвестиционных проектов.
Виды финансирования, разработка и инструкции по составлению.
Инвестиционная привлекательность предприятия, методы оценки и привлечения инвесторов.
Законодательство, инвестиционная деятельность и иностранные инвесторы.