Что такое интервал в музыке
Что такое интервалы в музыке, как их отличать и запоминать – 3 золотых совета
Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.
В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.
Разновидности интервалов
Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.
Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:
Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:
Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.
Простые интервалы
Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:
Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.
Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.
Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:
Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.
Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:
Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:
Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:
Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:
Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:
На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.
Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.
Качественная величина интервала
Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?
Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:
Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».
То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.
Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.
Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:
Тритон
Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.
Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:
Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.
А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.
Вот как звучит этот тритон:
Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.
Увеличенные и уменьшенные интервалы
Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:
Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:
Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.
Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным. Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.
Уменьшенные интервалы
Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда.
Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».
Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.
Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.
Составные интервалы
Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:
Рассмотрим эти интервалы подробнее.
Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:
Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.
Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:
Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.
Ундецима – Октава + Кварта.
Дуодецима — Октава + Квинта.
Терцдецима — Октава + Секста.
Квартдецима – Октава + Септима.
Квинтдецима – Октава + Октава.
Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.
А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:
Как научиться отличать интервалы
Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.
Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.
Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.
Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.
Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:
Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:
Септима — звуки расположены очень широко:
Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:
А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:
Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.
Прима – Свадебный марш
Малая Секунда – «К Элизе»
Большая Секунда – «Вальс собачек»
Малая Терция – «Оле-Оле»
Большая Терция – «Чижик Пыжик»
Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей
Малая Секста – «Прекрасное далеко»
Большая Секста – «В лесу родилась елочка»
Малая Септима – Танго
Большая Септима – «Sleepy Shores»
Чистая Октава – «Утиные истории»
Заключение
Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:
Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.
Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте . Д о новых встреч!
Интервалы в музыке: все основные виды
Интервалы в музыке представляют собой сочетание двух звуков, которые сыграны (взяты) последовательно или одновременно.
Если Вы когда-нибудь нажимали две клавиши на клавиатуре фортепиано последовательно или одновременно, то можете считать, что имели дело с музыкальным интервалом.
Музыкальный интервал – это расстояние между двумя звуками. При этом, нижний звук интервала называется его основанием, а верхний звук – вершиной.
Интервалы в музыке являются основой для построения аккордов.
Мелодические и гармонические интервалы
Мелодическим называется интервал, звуки которого взяты последовательно.
Такой интервал может быть двух видов: восходящий и низходящий.
Низходящий интервал читаеться с обязательным указанием направления (ре – ля вниз), а восходящий интервал с необязательным указанием такового (ре – ля вверх или просто ре – ля).
Гармоническим называется интервал, звуки которого взяты одновременно.
При таком взятии образуется созвучие.
Гармонические интервал не имеет направления и читается, обычно, от основания к вершине (ре – ля).
Величина интервалов
Величина интервала – это расстояние между его основанием и вершиной.
Интервалы в музыке измеряются двумя величинами: ступеневой и тоновой.
Ступеневая величина интервалов
Ступеневая величина интервала проявляется в количестве ступеней умещаемых между основанием и вершиной.
Всего существует восемь основных ступеней (в рамках одной октавы). Поэтому существует и восемь названий интервалов в зависимости от ступеневой величины (смотрите таблицу 1).
Таблица 1. Ступеневая величина интервалов от ноты До
Ступеневая величина | Номер ступени | Название интервала |
До — До | 1 | Прима |
До — Ре | 2 | Секунда |
До — Ми | 3 | Терция |
До — Фа | 4 | Кварта |
До — Соль | 5 | Квинта |
До — Ля | 6 | Секста |
До — Си | 7 | Септима |
До — До | 8 | Октава |
Для названия интервалов используются латинские слова (прима, секунда, терция и т.д.), а для обозначения проще использовать цифры (терция – 3, кварта – 4).
Ступеневую величину также называют количественной.
Тоновая величина интервалов
Тоновая величина интервала представляет собой количесто тонов или полутонов, заключённых между звуками интервала. Тоновая величина используется для более точного определения интервала.
Для определения тоновой величины интервала необходимо посчитать количество полутонов, которые умещаются между основанием и вершиной.
От тоновой величины зависит качество интервала, которое определяется прилагательными: чистая, большая, малая, увеличенная и уменьшенная. Такие прилагательные употребляются перед ступеневой величиной интервала (чистая кварта, большая терция, малая септима и т.д.).
Чистый – интервал, качество которого относится к примам, квартам, квинтам и октавам.
Малый – интервал на полтона меньше большого (качество, которое относится к секундам, терциям, секстам и септимам).
Большой – интервал на полтона больше малого (качество, которое относится к секундам, терциям, секстам и септимам).
Уменьшенный – интервал на полтона меньше малого.
Увеличенный – интервал на полтона больше большого.
Зависимость между качествами интервалов представлена на схеме.
Полное название интервала говорит о его количественном и качественном содержании.
Таблица 2. Тоновая величина интервалов от ноты До
Количество полутонов между основанием и вершиной | Название интервала |
0 | Чистая прима (уменьшенная секунда) |
1 | Малая секунда (увеличенная прима) |
2 | Большая секунда (уменьшенная терция) |
3 | Малая терция (увеличенная секунда) |
4 | Большая терция (увеличенная секунда) |
5 | Чистая кварта (увеличенная терция) |
6 | Увеличенная кварта (уменьшенная квинта) |
7 | Чистая квинта (уменьшенная секста) |
8 | Малая секста (увеличенная квинта) |
9 | Большая секста (уменьшенная септима) |
10 | Малая септима (увеличенная секста) |
11 | Большая септима (уменьшенная октава) |
12 | Чистая октава(увеличенная септима) |
Простые интервалы
Интервалы, которые находятся в пределах одной октавы называются простыми.
Исключением является только тритон. Его часто называют «особым» интервалом. Мы рассмотрим его отдельно.
Рассмотрим все простые интервалы.
Прима
Прима или унисон (чистая прима) – это интервал, состоящий из одной ступени.
Чистая прима состоит из ноты (например, До) и точно такой же её копии (ноты До). Взять данный интервал можно только в мелодическом виде – последовательно. В гармоническом виде чистая прима может быть сыграна только на двух разных инструментах.
На изображении представлена чистая прима.
Если увеличить чистую приму на полтона, то получится увеличенная прима.
Секунда
Секунда – это интервал, состоящий из двух ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная секунды. Основные – это малая и большая.
Малая секунда – это интервал в полтона (например, между До и Реb).
Большая секунда – это интервал в 1 тон (например, между До и Ре).
Уменьшенная секунда на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Терция
Терция – это интервал, состоящий из трёх ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная терции. Основные – это малая и большая.
Малая терция – это интервал в 1,5 тона (например, между До и Миb).
Большая терция – это интервал в 2 тона (например, между До и Ми).
Уменьшенная терция на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Кварта
Кварта – это интервал, состоящий из четырёх ступеней.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная кварта. Основная – это чистая.
Чистая кварта – это интервал в 2,5 тона (например, между До и Фа).
Уменьшенная кварта на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Квинта
Квинта – это интервал, состоящий из пяти ступеней.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная квинта. Основная – это чистая.
Чистая квинта – это интервал в 3,5 тона (например, между До и Соль).
Уменьшенная квинта на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Секста
Секста – это интервал, состоящий из шести ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная сексты. Основные – это малая и большая.
Малая секста – это интервал в 4 тона (например, между До и Ляb).
Большая секста – это интервал в 4,5 тона (например, между До и Ля).
Уменьшенная секста на полтона менше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Септима
Септима – это интервал, состоящий из семи ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная септимы. Основные – это малая и большая.
Малая септима – это интервал в 5 тонов (например, между До и Сиb).
Большая септима – это интервал в 5,5 тонов (например, между До и Си).
Уменьшенная септима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Октава
Октава – это интервал, состоящий из восьми ступеней.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная октава. Основная – это чистая.
Чистая октава – это интервал в 6 тонов (например, между До и До следующей октавы).
Уменьшенная октава на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Тритон
Тритон – это особый вид интервала.
Другие названия тритона – увеличенная кварта и уменьшенная квинта.
Тритон называется так потому, что имеет расстояние между двумя нотами равное трём тонам (например, между До и Фа#).
Составные интервалы
Составные интервалы представляют собой простые интервалы построенные через одну, две, три и более октав.
Проще говоря, интервалы, которые превышают октаву называются составными.
Интервалы, которые не превышают две октавы имеют собственные названия.
Нона – это секунда через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная ноны. Основные – это малая и большая.
Малая нона – это интервал в 6,5 тонов (например, между До и Реb через октаву).
Большая нона – это интервал в 7 тонов (например, между До и Ре через октаву).
Уменьшенная нона на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Децима
Децима – это терция через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная децимы. Основные – это малая и большая.
Малая децима – это интервал в 7,5 тонов (например, между До и Миb через октаву).
Большая децима – это интервал в 8 тонов (например, между До и Ми через октаву).
Уменьшенная децима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Ундецима
Ундецима – это кварта через октаву.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная ундецима. Основная – это чистая.
Чистая ундецима – это интервал в 8,5 тона (например, между До и Фа через октаву).
Уменьшенная ундецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима
Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима – это тритон через октаву.
Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима – это интервал в 9 тонов (например, между До и Фа# через октаву).
Этот интервал не имеет собственного названия.
Дуодецима
Дуодецима – это квинта через октаву.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная дуодецима. Основная – это чистая.
Чистая дуодецима – это интервал в 9,5 тонов (например, между До и Соль через октаву).
Уменьшенная дуодецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Терцдецима
Терцдецима – это секста через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная терцдецимы. Основные – это малая и большая.
Малая терцдецима – это интервал в 10 тонов (например, между До и Ляb через октаву).
Большая терцдецима – это интервал в 10,5 тонов (например, между До и Ля через октаву).
Уменьшенная терцдецима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Квартдецима
Квартдецима – это септима через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная квартдецимы. Основные – это малая и большая.
Малая квартдецима – это интервал в 11 тонов (например, между До и Сиb через октаву).
Большая квартдецима – это интервал в 11,5 тонов (например, между До и Си через октаву).
Уменьшенная квартдецима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Квинтдецима
Квинтдецима – это октава через октаву (интервал в две октавы).
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная квинтдецимы. Основная – это чистая.
Чистая квинтдецима – это интервал в 12 тонов (например, между До и До через две октавы).
Уменьшенная квинтдецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Таблица интервалов
Название интервала | Номер ступени | Количество полутонов |
Чистая прима | 1 | 0 |
Малая секунда | 2 | 1 |
Большая секунда | 2 | 2 |
Малая терция | 3 | 3 |
Большая терция | 3 | 4 |
Чистая кварта | 4 | 5 |
Тритон | 4 / 5 | 6 |
Чистая квинта | 5 | 7 |
Малая секста | 6 | 8 |
Большая секста | 6 | 9 |
Малая септима | 7 | 10 |
Большая септима | 7 | 11 |
Чистая октава | 8 | 12 |
Малая нона | 9 | 13 |
Большая нона | 9 | 14 |
Малая децима | 10 | 15 |
Большая децима | 10 | 16 |
Чистая ундецима | 11 | 17 |
Ув. ундецима / ум. дуодецима | 11 / 12 | 18 |
Чистая дуодецима | 12 | 19 |
Малая терцдецима | 13 | 20 |
Большая терцдецима | 13 | 21 |
Малая квартдецима | 14 | 22 |
Большая квартдецима | 14 | 23 |
Чистая квинтдецима | 15 | 24 |
Обращение интервалов
Если вершину простого интервала опустить на октаву или основание поднять на октаву, то получиться обращение интервала.
Для того чтобы узнать какой интервал получится в результате обращения нужно из 9 вычесть числовое обозначение интервала (номер ступени).
Обращением терции (3) будет (9 – 3) – секста (6).
Для того чтобы узнать качество обращённого интервала необходимо придерживаться следующих закономерностей:
— чистые интервалы обращаются в чистые;
— большие интервалы – в малые;
— увеличенные – в уменьшенные;
— уменьшенные – в увеличенные.
Исходя из вышеописанных закономерностей следует, что обращением чистой кварты будет чистая квинта, а обращением малой секунды – большая септима.
Энгармонизм интервалов
Энгармонизм интервалов проявляется в энгармонизме отдельных звуков, входящих в интервал.
Энгармонически равными будут интервалы, взятые изолировано, но звучащие одинаково.
При этом такие интервалы имеют разное написание.
Например, интервал Си – Ми будет энгармонически равным интервалу Доb – Ми. Хотя сам интервал не изменится и звучать будет одинаково. Но написание его, при этом, – разное.
Энгармонизм может быть двух видов: