Что такое иной агитационный материал

Разъяснение по вопросу административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах

Вопрос административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах регулируется статьей 5.12 КоАП РФ «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах».

Часть 1 статьи 5.12 предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума).

Печатные материалы — это листовки, плакаты, газеты, брошюры, календари и т.п. материалы, выполненные, как правило, на бумажном носителе. Аудиовизуальные материалы — изготовленные с помощью технических средств и сохраненные на кассетах, дисках и т.п. носителях произведения либо материалы, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового восприятия (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).

Изготовление агитационных материалов можно рассматривать как завершенный технологический процесс, результатом которого является конечная продукция — партия агитационных материалов. Под распространением понимается доведение агитационных материалов до широкого круга избирателей (участников референдума) с использованием разнообразных способов (раздача в руки, расклеивание, вывешивание на вертикальной поверхности, раскладывание по почтовым ящикам, на горизонтальной поверхности и т.п.).

В соответствии со статьей 54 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает по ст. 5.8 КоАП РФ «Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях».

Часть 2 статьи 5.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, выделенных органами местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Материал подготовлен старшим юрисконсультом правового направления ЛО МВД России на станции Мичуринск

Источник

Что такое иной агитационный материал

Ст. 54 (в ред. ФЗ от 09.03.2021 N 43-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 09.03.2021.

Статья 54. Условия изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

(в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 09.03.2021 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 54 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.

2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Все агитационные материалы кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах (в том числе в составе списка кандидатов) такого кандидата, должны содержать информацию об этом в соответствии с пунктом 9.4 статьи 48 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2021 N 43-ФЗ, от 20.04.2021 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 09.03.2021 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8.2 и 9.1 статьи 48 настоящего Федерального закона, пунктом 2 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, пунктами 9, 9.3 и 9.4 статьи 48 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2016 N 92-ФЗ, от 20.04.2021 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия оплаты своих работ (услуг).

(п. 9 в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Положения настоящей статьи применяются к изготовлению и распространению печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, в том числе изготовленных для распространения и распространяемых в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», за исключением агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 43-ФЗ)

Источник

Агитационные материалы

Порядок распространения агитационных материалов определен в главе VII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Агитационные материалы в зависимости от технического способа их изготовления и материального носителя информации могут быть печатными, аудиовизуальными, рукописными, машинописными, стендовыми и др.

Смотреть что такое «Агитационные материалы» в других словарях:

Агитационные материалы — при проведении избирательной кампании или референдума печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе… … Финансовый словарь

Агитационные материалы — (англ. agitation materials) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки … Энциклопедия права

АГИТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума … Юридическая энциклопедия

Агитационные материалы — 1) агитационные материалы печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании,… … Официальная терминология

Агитационные материалы — Агитационные материалы печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании,… … Википедия

Агитационные материалы — (англ. agitation materials) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума и… … Большой юридический словарь

Агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.… … Словарь юридических понятий

Агитационные материалы — печатные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по референдуму, отзыву депутата и предназначенные для массового распространения при проведении выборов, референдума, отзыва депутата; (Ст. 155 Избирательного кодекса… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Печатные агитационные материалы — растиражированные типографским способом (печатанием или тиснением) в каком либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изоискусства, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Аудиовизуальные агитационные материалы — вид агитационных материалов, которые представляют собой произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (как правило, с сопровождающим их звуком), предназначенных для зрительного и слухового восприятия с помощью… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Источник

Требования к агитационным материалам в СМИ

В этот статье — важные требования к содержанию и оформлению агитационных материалов при их публикации в печатных СМИ и сетевых изданиях.

Агитационный период выборов депутатов Госдумы восьмого созыва в 2021 году в СМИ начинается 21 августа 2021 г. и заканчивается в 23:59 ч. 16 сентября 2021. В этот период СМИ, которые заявили в избирательные комиссии о готовности публиковать агитационные материалы, будут плотно работать с агитацией.

Основные нормативные акты о выборах: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Я их буду называть “Закон № 67-ФЗ” и “Закон № 20-ФЗ”. Кстати, требования к агитматериалам в них практически дословно повторяются.

Обязательные сведения об агитационных материалах

Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать обязательную информацию:

Эти требования предусмотрены пунктом 2 статьи 54 закона № 67-ФЗ и частью 4 статьи 68 закона № 20-ФЗ. Требования также распространяются на материалы, которые публикуют сетевые издания.

Пример выходных данных для агитационного материала:

Изготовлено ООО «Фирма», юридический адрес: 000000, Областная область, г. Город, ул. Уличная, д. 8, кв. 8, ИНН 8880000000; тираж 1 экз., 08.08.2021; по заказу кандидата в депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ 8-го созыва Иванова Ивана Ивановича. Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной думы Федерального собрания 8-го созыва Иванова Ивана Ивановича

Позаботиться о наличии необходимых сведений должны кандидаты и изготовители агитационных материалов, но редакция СМИ перед публикацией должна проверить их наличие. Если их нет или они неполные, то размещать агитматериал нельзя.

Если материал изготовлен специально для сетевого издания, то количество экземпляров можно обозначить так: “тираж: единственный экз”. За достоверность сведений о тираже отвечают кандидаты.

Если сомневаетесь, как правильно указать размер тиража, уточняйте у своего регионального избиркома по телефону. Мы часто сталкиваемся с разными подходами в регионах, поэтому подстраховка лишней не будет. Но повторюсь, за достоверность сведений о тираже несут ответственность кандидаты, а не СМИ.

Агитматериалы для периодических печатных изданий

Если макет агитационного материала планируется опубликовать в периодическом печатном СМИ, то обязательная информация о нем отличается от общих правил.

Достаточно указать, из средств избирательного фонда какой политической партии, из средств избирательного фонда какого ее регионального отделения или из средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была оплачена публикация.

Если предвыборные агитационные материалы были опубликованы безвозмездно в соответствии с требованиями закона о выделении бесплатной печатной площади, то информация об этом также должна содержаться в публикации с указанием, какой политической партии, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена такая возможность.

Пример выходных данных для печатных СМИ:

Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Областная область – Окружной одномандатный избирательный округ № 888 Иванов Петр Иванович.

Агитационные материалы иноагентов

Иноагенты в законодательстве появились недавно, поэтому прогнозирую пристальное внимание контролирующих органов к их агитационным материалам. Для целей агитации избирательное законодательство разделяет иноагентов на два вида:

Поэтому любой агитационный материал таких людей должен содержать специальную маркировку — она предусмотрена пунктом 9.4 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и часть 9.3 статьи 62 Закона № 20-ФЗ.

Маркировка должна быть ясно видимой или ясно различаемой на слух и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

Пример маркировки агитационного материала иноагента:

Важный нюанс о двойной маркировке материалов иноагентов

Статьей 4 Закона о СМИ предусмотрена обязанность каждый раз маркировать физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, а также созданные им материалы. Требования к указаниям иноагента, предусмотренные Законом о СМИ, утверждены Приказом Роскомнадзора № 124 от 23.09.2020.

Эти требования не отменяют требования, предусмотренные избирательным законодательством, а требования избирательного законодательства не отменяют требования законодательства о СМИ.

Следовательно, при размещении агитационного материала иноагентов нужно выполнить требования о маркировке как Закона о СМИ, так и Закона № 67-ФЗ.

Из этого следует, что каждая публикация в СМИ агитационных материалов кандидатов, выполняющих функции иноагентов, должна содержать две маркировки!

Такую позицию озвучивает Роскомнадзор, склонен с ней согласиться.

Редакционные комментарии к агитационным материалам

Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом (п. 5 ст. 52 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 16 ст. 66 Федерального закона № 20-ФЗ).

Но редакции не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума — только за пределами информационных блоков.

Высказывания о кандидатах

Использование в агитационных материалах высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица (пункт 9 статьи 48 Закона № 67-ФЗ, пункт 9 статьи 62 Федерального закона № 20-ФЗ).

Фотографии людей в агитационных материалах

При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в установленных законом случаях.

Эти два случая предусмотрены пунктом 9.1 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и пунктом 9.1 ст. 62 Закона № 20-ФЗ:

В Рекомендация Роскомнадзора от 19 января 2018 г. поясняется, что запрет на использование изображений в агитационных материалах специально ограничивает возможности кандидатов использовать авторитет и популярность известных личностей.

Использование изображений неопределенного круга лиц при этом допускается постольку, поскольку эти изображения помогают донести до избирателей смысловую нагрузку сюжета, в котором используется изображение кандидата.

Под неопределенным кругом лиц Роскомнадзор предлагает понимать неперсонифицированных субъектов определенной социальной группы.

Например, врачей, учителей, пенсионеров, если именно на эти группы направлены программы кандидата или политической партии.

Другой пример — группа лиц, объединенных творческим замыслом агитационного материала: гости мероприятия, участники какого-либо события, спортсмены на соревнованиях, участники демонстрации, митинга, собрания и т.д.

То есть единственной целью присутствия фото людей в агитационном материале должно быть формирование образа и выражение позиции непосредственно кандидатом или политической партией.

Дети в агитационных материалах

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания детей в агитационных материалах

Ограничения установлены пунктом 6 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и пунктом 8 статьи 62 Закона № 20-ФЗ.

Важно понимать, что в агитационных материалах запрещены любые изображения детей, в том числе фото собственных детей кандидатов.

Честь, достоинство и деловая репутация в агитационных материалах

Редакция СМИ обязана предоставить кандидату или избирательному объединению возможность бесплатно опубликовать опровержение или ответ в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации, если были размещены информационные и агитационные материалы, способные нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения. Достоверность информации роли не играет.

Важный момент — возможность опубликовать опровержения должна быть предоставлена до окончания агитационного периода. Это прямо указано в пункте 6 статьи 56 Закона № 67-ФЗ.

Воспользуется кандидат правом на опровержение или нет, это другой вопрос. Главное — обеспечить ему эту возможность.

Отсутствие такой возможности, даже формальной, является самостоятельным основанием для привлечения главредов и редакций СМИ к административной ответственности по статье 5.13 КоАП РФ «Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации».

Названные правила об опровержении не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.

То есть, если диффамация “проскочила” в агитационном материале другого кандидата, то опровержение должно осуществляться по правилам Закона о СМИ и ст. 152 Гражданского кодекса, а не по правилам выборного законодательства.

Хотя я вижу явное противоречие пункта 6 статьи 56 Закона № 67-ФЗ самому себе. Пункт говорит о диффамации, опубликованной в информационных и агитационных материалах и сам же исключает опровержение диффамации в агитационных материалах. Судебной практики по этому вопросу я не нашел и буду благодарен, если поделитесь такой в чате Телеграм-канала.

В любом случае рекомендую избегать публиковать диффамационные материалы, и особенно в последних номерах печатных СМИ или в последние перед выборами дни в сетевых изданиях.

Также рекомендую прочитать мою статью о видах негативной информации.

Основания для отказа в публикации агитационного материала

Если что-то из списка ниже редакция обнаружит в агитационном материале, то следует отказать в его публикации:

Документооборот редакции СМИ в период агитации

Рекомендую запрашивать тексты минимум за 2-3 дня до даты публикации. Это время потребуется вам для заключения договора на размещение агитационных материалов, получения оплаты, согласование текста с вашими юристами и утверждение правок у кандидата.

Документооборот и последовательность действий в агитационный период важны также, как и содержание опубликованных материалов. Предлагаю следовать таким этапам:

Кто может заключить договор на агитацию: кандидат или партия?

Любые агитационные материалы можно распространять только по договору. Допускается заключение договора с федеральной партией, если она будет оплачивать агитматериалы кандидата Госдумы, который заявлен по списку (депутаты-списочники). Если депутат одномандатник, то договор заключается только напрямую с депутатом.

Региональная партия может заключить договор и оплачивать агитматериалы кандидатов в депутаты областных законодательных собраний.

Подписать договор может лицо по доверенности. Запрашивайте доверенность вместе с подписанным экземпляром договора.

Правила публикации соцопросов в период агитации

Эти правила достаточно просты, но Роскомнадзор и ЦИК утверждают, что во всем объеме нарушений избирательного законодательства они чаще всего и встречаются.

Поэтому если материал содержит конкретные данные, согласно которым можно спрогнозировать итоги предстоящих выборов, аналитика, содержащая предположения и прогнозы о возможных победителях среди кандидатов, возможное количество голосов,то в этот период его публиковать нельзя. Если только эти сведения не будут прямо обозначены как агитационные

При публикации опросов в СМИ нужно указывать следующие данные:

За 5 дней до дня голосования и в дни самого голосования нельзя публиковать в СМИ информацию, содержащую результаты опросов, прогнозы или иные данные относительно предстоящих выборов. Но и удалять из сетевых изданий ранее размещенные результаты опросов не нужно, если в нем указана дата размещения. Злоупотреблять возможностью менять даты публикации на сайте не стоит — может выйти боком и штрафом.

Ответственность СМИ за нарушение законодательства о выборах

“Нам нужно очень срочно это разместить!”, — прочитаете такие слова от кандидатов, скиньте им ссылку на эту статью. И заодно предложите им разделить ответственность.

За изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах статья 5.12 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

А повторное нарушение избирательного законодательства согласно статье 16.1 Закона «О СМИ» влечет приостановление выпуска СМИ до момента окончания голосования на выборах.

Блокировка сайта за нарушение избирательного законодательства

Статья 15.3 Закона № 149-ФЗ “Об информации…” допускает блокировку сайта, если на нем размещается информация с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах.

Если владелец сайта получит от Роскомнадзора требование об удалении агитационных материалов, то исполнить его нужно в течение суток. Требование об удалении может прислать и провайдер хостинга, если РКН решит направить требование через провайдера

Возражения против этого решения не предусмотрены, поэтому стоит его исполнить и уведомить РКН об удалении спорного материала. При желании уже потом можно искать справедливость в суде.

Следите за тем, чтобы все адреса электронной почты редакции были доступны и проверялись постоянно. В спам тоже заглядывайте.

Что такое иной агитационный материал. Смотреть фото Что такое иной агитационный материал. Смотреть картинку Что такое иной агитационный материал. Картинка про Что такое иной агитационный материал. Фото Что такое иной агитационный материалСкриншот из фильма “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”

Практики по блокировке сайтов за нарушение законодательства о выборах еще нет, но будет, не сомневаюсь. Понадобится помощь, обращайтесь к нам

Отвечаю на вопросы в Телеграм-чате. Больше полезной информации в Телеграм-канале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *