Что такое инкрементальные расходы
Приростные затраты (инкрементные) затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления и продажи дополнительной партии продукции.
Предельные (маржинальные) затраты представляют собой дополнительные затраты в расчете на единицу продукции.
Таким образом, затраты обеих категорий затрат появляются в результате изготовления дополнительной продукции: одни — в расчете на единицу, другие — на весь выпуск.
Пример
Дополнительные расходы и доходы при увеличении выпуска и продаж с 1000 до 1100 шт. в неделю являются приростными затратами и доходами на производство и реализацию дополнительных 100 шт. в неделю.
В краткосрочном периоде приростными затратами бывают обычно переменные затраты. Но приростными могут быть и постоянные затраты. Если постоянные затраты в результате принятия решения меняются, их увеличение или уменьшение будет дополнительными затратами или уменьшением исходных затрат. Если же в результате принятия решения постоянные затраты не меняются, приростные постоянные затраты будут нулевыми, т.е. нерелевантными.
Правило принятия решения по приростным затратам/доходам следующее: если дополнительные доходы превышают дополнительные расходы, то следует принять решение, в противном случае — отклонить его.
Итак, предельные (маржинальные) затраты и доходы представляют собой дополнительные расходы/поступления только на одну дополнительную единицу выпускаемой продукции, в то время как приростные затраты/поступления отражают дополнительные расходы/поступления в результате выпуска некоторого количества добавочных единиц продукции. Этот термин обычно используется экономистами.
Приростные (инкрементные) и предельные (маржинальные) затраты и доходы всегда релевантны, так как они и есть результат принятия решения.
Пример
Составлена программа сбыта компании на следующий год.
Показатель | Сумма, д.е. |
Выручка (доход) от реализации | |
Реализовано 50 000 ед. продукции по цене 20 д.е. за 1 ед. | 1 000 000 |
Торговые издержки | |
Расходы на рекламу | 100 000 |
Оклады персонала, занимающегося сбытом продукции | 80 000 |
Проездные (командировочные) расходы продавцов | 50 000 |
Плата за аренду торгового помещения | 10 000 |
Руководство компании рассматривает вопрос о создании в следующем году новой территории сбыта на севере страны. Предусматривается увеличить расходы на рекламу на 30% и ввести в штат дополнительную должность продавца-коммивояжера с жалованьем в 15 000 д.е. в год, который будет заниматься реализацией товаров на новом рынке. Кроме того, ожидается повышение проездных (командировочных) расходов на 10% в год. Объем годового планового задания по реализации продукции по существующей цене для новой территории сбыта составляет 10 000 ед. продукции. Ориентировочная стоимость переменных производственных затрат составляет 5 д.е. на 1 ед. продукции. Следует ли компании исходя из этого создавать новый район сбыта?
Решение требует детального анализа только приростных (инкрементных) доходов и затрат, которые могут появиться в результате создания новой территории сбыта, так как имеющийся объем доходов и связанных с ним затрат останется неизменным, т.е. нерелевантным.
Приростный (инкрементный) анализ доходов и расходов
Показатель | Сумма, д.е. | Сумма, д.е. |
Приростные (инкрементные) доходы (20 д.е. х 10 000 ед.) | 200 000 |
Продолжение таблицы 1.5
Инкрементные затраты | ||
Расходы на рекламу (100 000 д.е х 30%) | 30 000 | |
Оклады персонала, занимающегося сбытом продукции | 15 000 | |
Проездные (командировочные) расходы (50 000 д.е. х 10%) | ||
Производственные переменные затраты (5 д.е. за 1 ед. х 10 000 ед.) | 50 000 | (100 000) |
Инкрементная прибыль | 100 000 |
Как видно, компании выгодно создавать новый район сбыта, поскольку приростные доходы выше приростных затрат на 100 000 д.е. Заметим, что можно было бы пересчитать общие показатели деятельности компании (т.е. вместе с данными об уже имеющихся в смете доходах и затратах) и сравнить их с первоначальными данными, но результат будет тем же. Легче сравнивать только приростные (релевантные) показатели.
Планируемые затраты-затраты, которые рассчитываются на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. К ним относятся все производственные затраты организации.
Рассмотренные ранее классификации затрат не решают всех задач контроля за ними. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками. Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов, следовательно классифицировать затраты для целей контроля.
По влиянию менеджера центра ответственностизатраты делятся на регулируемые и нерегулируемые.
Регулируемые затратыподвержены влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые затратыон воздействовать не может. Например, затраты, связанные с нарушением технологической дисциплины в цехе, находятся в ведении начальника цеха, однако на общехозяйственные расходы он влиять не может, поскольку это прерогатива руководителей высшего звена, для него это нерегулируемые затраты.
Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности управленческого персонала (например, повышение цен на ресурсы).
Ненормируемые затраты — затраты, для которых нормы заранее не определены.
В теории общественного равновесия трансакционные издержки являются по своей природе социальными потерями, которые препятствуют позитивным процессам и ускоряют негативные. Совокупный объем трансакционных издержек рассматривается как критерий эффективности любых типов хозяйств [6].
В большинстве случаев трансакционные издержки определяются как операционные расходы, т.е. издержки сверх основных затрат на производство и обращение.
В зарубежной литературе обычно выделяется пять классов трансакционных издержек:
§ измерение (квалификация информации);
§ спецификация и защита прав собственности;
§ оппортунистическое поведение (уклоняющееся от условий контракта) [6].
Трансакционные издержки применительно к предприятию представляют собой совокупные затраты в сфере обмена, имеющие трансакционное назначение, то есть связанные с обслуживанием процесса перераспределения ресурсов и продукции. В их состав включаются затраты, связанные с поиском информации, ведением переговоров, заключением и реализацией контрактов с включением транспортных расходов и расходов на складирование, контролем за их исполнением; затраты на поиск и выбор партнеров, измерение, защиту и спецификацию прав собственности. Все остальные составляющие текущих затрат относятся к затратам на производство и реализацию продукции.
Содержание и задачи управление затратами
Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 9213 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Приростные затраты (инкрементные) затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления и продажи дополнительной партии продукции.
Предельные (маржинальные) затраты представляют собой дополнительные затраты в расчете на единицу продукции.
Таким образом, затраты обеих категорий затрат появляются в результате изготовления дополнительной продукции: одни — в расчете на единицу, другие — на весь выпуск.
Пример
Дополнительные расходы и доходы при увеличении выпуска и продаж с 1000 до 1100 шт. в неделю являются приростными затратами и доходами на производство и реализацию дополнительных 100 шт. в неделю.
В краткосрочном периоде приростными затратами бывают обычно переменные затраты. Но приростными могут быть и постоянные затраты. Если постоянные затраты в результате принятия решения меняются, их увеличение или уменьшение будет дополнительными затратами или уменьшением исходных затрат. Если же в результате принятия решения постоянные затраты не меняются, приростные постоянные затраты будут нулевыми, т.е. нерелевантными.
Правило принятия решения по приростным затратам/доходам следующее: если дополнительные доходы превышают дополнительные расходы, то следует принять решение, в противном случае — отклонить его.
Итак, предельные (маржинальные) затраты и доходы представляют собой дополнительные расходы/поступления только на одну дополнительную единицу выпускаемой продукции, в то время как приростные затраты/поступления отражают дополнительные расходы/поступления в результате выпуска некоторого количества добавочных единиц продукции. Этот термин обычно используется экономистами.
Приростные (инкрементные) и предельные (маржинальные) затраты и доходы всегда релевантны, так как они и есть результат принятия решения.
Пример
Составлена программа сбыта компании на следующий год.
Показатель | Сумма, д.е. |
Выручка (доход) от реализации | |
Реализовано 50 000 ед. продукции по цене 20 д.е. за 1 ед. | 1 000 000 |
Торговые издержки | |
Расходы на рекламу | 100 000 |
Оклады персонала, занимающегося сбытом продукции | 80 000 |
Проездные (командировочные) расходы продавцов | 50 000 |
Плата за аренду торгового помещения | 10 000 |
Руководство компании рассматривает вопрос о создании в следующем году новой территории сбыта на севере страны. Предусматривается увеличить расходы на рекламу на 30% и ввести в штат дополнительную должность продавца-коммивояжера с жалованьем в 15 000 д.е. в год, который будет заниматься реализацией товаров на новом рынке. Кроме того, ожидается повышение проездных (командировочных) расходов на 10% в год. Объем годового планового задания по реализации продукции по существующей цене для новой территории сбыта составляет 10 000 ед. продукции. Ориентировочная стоимость переменных производственных затрат составляет 5 д.е. на 1 ед. продукции. Следует ли компании исходя из этого создавать новый район сбыта?
Решение требует детального анализа только приростных (инкрементных) доходов и затрат, которые могут появиться в результате создания новой территории сбыта, так как имеющийся объем доходов и связанных с ним затрат останется неизменным, т.е. нерелевантным.
Приростный (инкрементный) анализ доходов и расходов
Показатель | Сумма, д.е. | Сумма, д.е. |
Приростные (инкрементные) доходы (20 д.е. х 10 000 ед.) | 200 000 |
Продолжение таблицы 1.5
Инкрементные затраты | ||
Расходы на рекламу (100 000 д.е х 30%) | 30 000 | |
Оклады персонала, занимающегося сбытом продукции | 15 000 | |
Проездные (командировочные) расходы (50 000 д.е. х 10%) | ||
Производственные переменные затраты (5 д.е. за 1 ед. х 10 000 ед.) | 50 000 | (100 000) |
Инкрементная прибыль | 100 000 |
Как видно, компании выгодно создавать новый район сбыта, поскольку приростные доходы выше приростных затрат на 100 000 д.е. Заметим, что можно было бы пересчитать общие показатели деятельности компании (т.е. вместе с данными об уже имеющихся в смете доходах и затратах) и сравнить их с первоначальными данными, но результат будет тем же. Легче сравнивать только приростные (релевантные) показатели.
Планируемые затраты-затраты, которые рассчитываются на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. К ним относятся все производственные затраты организации.
Рассмотренные ранее классификации затрат не решают всех задач контроля за ними. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками. Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов, следовательно классифицировать затраты для целей контроля.
По влиянию менеджера центра ответственностизатраты делятся на регулируемые и нерегулируемые.
Регулируемые затратыподвержены влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые затратыон воздействовать не может. Например, затраты, связанные с нарушением технологической дисциплины в цехе, находятся в ведении начальника цеха, однако на общехозяйственные расходы он влиять не может, поскольку это прерогатива руководителей высшего звена, для него это нерегулируемые затраты.
Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности управленческого персонала (например, повышение цен на ресурсы).
Ненормируемые затраты — затраты, для которых нормы заранее не определены.
В теории общественного равновесия трансакционные издержки являются по своей природе социальными потерями, которые препятствуют позитивным процессам и ускоряют негативные. Совокупный объем трансакционных издержек рассматривается как критерий эффективности любых типов хозяйств [6].
В большинстве случаев трансакционные издержки определяются как операционные расходы, т.е. издержки сверх основных затрат на производство и обращение.
В зарубежной литературе обычно выделяется пять классов трансакционных издержек:
§ измерение (квалификация информации);
§ спецификация и защита прав собственности;
§ оппортунистическое поведение (уклоняющееся от условий контракта) [6].
Трансакционные издержки применительно к предприятию представляют собой совокупные затраты в сфере обмена, имеющие трансакционное назначение, то есть связанные с обслуживанием процесса перераспределения ресурсов и продукции. В их состав включаются затраты, связанные с поиском информации, ведением переговоров, заключением и реализацией контрактов с включением транспортных расходов и расходов на складирование, контролем за их исполнением; затраты на поиск и выбор партнеров, измерение, защиту и спецификацию прав собственности. Все остальные составляющие текущих затрат относятся к затратам на производство и реализацию продукции.
Содержание и задачи управление затратами
Управление затратами – это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования ресурсов предприятия.
Выполнение функций управления реализуется путем воздействия управляющей подсистемы (субъекта управления) на управляемую подсистему (объект управления).
Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.д.). Отдельные функции управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии. Например, диспетчер влияет на координацию и регулирование производственного процесса, а следовательно, на производственные затраты; бухгалтер выполняет учет затрат и т.п.
Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию (использование) и утилизацию продукции (работ, услуг).
При организации управления затратами необходимо соблюдение ряда принципов.
Основные принципы управления затратами сводятся к следующему:
ü системный подход к управлению затратами;
ü единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;
ü управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия;
ü сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции;
ü недопущение излишних затрат;
ü широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
ü совершенствование информационного обеспечения о затратах;
ü повышение заинтересованности подразделение предприятия в снижении затрат [2,4,6,13,21].
Соблюдение всех принципов управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.
Управление затратами предприятия предполагает организацию, планирование, регулирование, анализ и контроль формирования и снижения затрат предприятия.
Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 1554 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Инкрементальные расходы. Себестоимость.
Но вот совсем недавно возникло необходимость в осваивании понятия приростных/инкрементных затрат.
Согласно тому определению этих затрат, которое я нашел, инкрементные затраты это затраты, которые возникают при выпуске каждой дополнительной единицы продукта. Или например это те затраты, которых бы удалось избежать, откажись от производства этой дополнительной единицы продукта.
Может ли кто-нибудь пояснить на языке домохозяек :), что это за затраты такие и чем они отличаются от прямых, которые также увеличиваются параллельно с ростом объема производства.
Заранее огромное спасибо Всем за предоставленные ответы.
Огромное спасибо за столь обширный ответ.
Судя по всему с затратами и определением себестоимости вы знакомы не понаслышке.
Может Вы могли бы мне порекомендовать источник, где исчерпывающие описаны все классификации затрат и их цель их применения.
Ого, это как? Можно пример?
Мои неквалифицированные пять копеек.
И здесь главный вопрос: можешь ты этим управлять или нет.
Даже той же амортизацией, могу ошибаться, но в принципе допускается нелинейная амортизация, а от объёмов выработанной продукции.
Допустим склад. Есть у вас расходы на аренду склада. Вроде как бы всё постоянное. Перезаключаем все договора на ответственное хранение. И бах: постоянные, становятся переменными.
Всё определяется возможностью влияния. Можно даже бухгалтерию пересадить на другие трудовые договора и сделать переменными.
Тоесть, если я правильно понимаю то для опредеделения того, что затраты инкрементальные необходимо понимать что такое норматив нормальной загрузки. Все что превышает этот норматив и является инкрементальными затратами. Но втаком случае кто и как должен определять какой объем затрат будет нормальным а какой сверхнормативным?
Так и есть. Смотреть нужно по ситуации. По крайней мере, для целей экономического анализа и, возможно, управленческого учета. С бухгалтерским учетом сложнее и в то же время проще. Там есть стандарты и инструкции, которым нужно следовать.
И здесь главный вопрос: можешь ты этим управлять или нет.
Даже той же амортизацией, могу ошибаться, но в принципе допускается нелинейная амортизация, а от объёмов выработанной продукции.
Допустим склад. Есть у вас расходы на аренду склада. Вроде как бы всё постоянное. Перезаключаем все договора на ответственное хранение. И бах: постоянные, становятся переменными.
Всё определяется возможностью влияния. Можно даже бухгалтерию пересадить на другие трудовые договора и сделать переменными.
Классификация на постоянные и переменные самая сложная с практической точки зрения. Нужно действительно смотреть, могут ли снизиться затраты в случае вынужденного простоя, либо нет.
Что касается амортизации, то это, по любому, фиктивный расход. Все будет зависеть от принятой учетной политики.
Но, автор топика, видимо, интересовался именно маржинальными затратами, которые как раз связаны с изменением производства на одну единицу. Это нужно в учебник экономической теории для полного понимания. Макконелл и Брю. Экономикс могу посоветовать. Сам по нему когда то учился. Или ищите информацию по темам предельные издержки. По предельной полезности для полноты понимания также не помешало бы почитать. Там как раз графики красивые, производные, дифференциалы.
Вот это непростой вопрос. Для всего недвижимого, всё просто. У оборудования например есть ТТХ. Ну нельзя произвести больше, чем предусматривает проектная мощность.
А вот для всего другого, предмет серьёзного осмысления.
Cost Accounting: Traditions and Innovations By Jesse T. Barfield, Cecily A. Raiborn, Michael R. Kinney
ну написал же «(за исключением регламентированного учёта)».
Так: «1 работника с фиксированной зарплатой» (фиксированная зарплата называется оклад).
На самом деле, по ощущению, тема несколько более сложная, чем может показаться. По крайней мере для меня. Просто потому, что включается фактор экономии от масштабов.
Дело не только в регламентации. В управленческом учете тоже должны быть определенные и постоянные правила, т.е. учетная политика. Если произвольно и часто менять методы учета, то это будет уже не учет. Изменения в учетной политики должны быть редкими и оправданными. По крайней мере, если это существенные изменения. Мелочи обычно отдаются на откуп профессионального суждения учетчика. Если допустить частные изменения, то данные окажутся несопоставимыми во времени.
А так в любом практическом учете имеется куча исключений и правил, связанных как раз с тем, что на практике затруднительно уложить все в некоторую простую с теоретической точки зрения схему. Практические затруднения в разделении постоянных и переменных затрат это, как раз, хорошо иллюстрируют.
Так: «1 работника с фиксированной зарплатой» (фиксированная зарплата называется оклад).
На самом деле, по ощущению, тема несколько более сложная, чем может показаться. По крайней мере для меня. Просто потому, что включается фактор экономии от масштабов.
Кстати, хороший такой анализ здесь крайне затруднителен, поскольку просчитать заранее, как скажутся на расходах эффект масштаба и различные комбинации факторов производства можно только весьма приблизительно. Теоретические конструкции здесь используются для объяснения и понимания общих зависимостей и закономерностей в экономике предприятия. Практическая реализация предполагает совсем иной уровень осмысления. Честно говоря, сомневаюсь в ее возможности. Если только грубые прикидки. Хотя в научной литературе и в диссертациях эта тема довольно популярна, прикладных исследований, которые действительно можно применять на практике, встречать не приходилось. Если, конечно, не считать заезженного CVP-анализа.
Но вот совсем недавно возникло необходимость в осваивании понятия приростных/инкрементных затрат.
Согласно тому определению этих затрат, которое я нашел, инкрементные затраты это затраты, которые возникают при выпуске каждой дополнительной единицы продукта. Или например это те затраты, которых бы удалось избежать, откажись от производства этой дополнительной единицы продукта.
Может ли кто-нибудь пояснить на языке домохозяек :), что это за затраты такие и чем они отличаются от прямых, которые также увеличиваются параллельно с ростом объема производства.
Заранее огромное спасибо Всем за предоставленные ответы.
Нужен контекст. Приведите ссылку на Друри с указанием раздела и страницы.
В учебнике Друри есть такая фраза
Кстати, давно не был на форуме. Зашел совершенно случайно и сразу же наткнулся на Ваш вопрос. Мистика.
Принципы калькулирования затрат в управленческом учете
Типы затрат
Целевые затраты
Целевая затрата — это любой вид деятельности, требующий обособленного измерения понесенных на него расходов. Другими словами, если пользователи бухгалтерской информацией хотят узнать о затратах только по отдельной составляющей деятельности, то она и называется целевой затратой или направлением учета. В качестве примеров целевых затрат можно привести калькуляцию себестоимости товара, калькуляцию стоимости обслуживания клиента банка или пациента больницы, калькуляцию затрат на содержание отдельного подразделения или района сбыта, то есть в действительности все то, что вызывает необходимость численно оценить используемые ресурсы.
Прямые и косвенные издержки
Понесенные расходы, распределяемые по целевым затратам, можно разделить на две категории: прямые и косвенные издержки.
Прямые издержки — это те расходы, которые могут быть точно и единственным способом отнесены к конкретной целевой затрате.
Косвенные издержки — к какой-то целевой затрате точно и единственным способом отнесены быть не могут.
Пример: предположим, что анализируемая целевая затрата — это письменный стол, производимый организацией. В этой ситуации затраты на древесину, используемую для производства письменных столов, могут быть точно отнесены к конкретному столу и поэтому классифицированы как прямые издержки. Аналогично, заработная плата работников, чье время труда может быть измерено при изготовлении ими конкретного стола, также является прямыми издержками. И наоборот, заработная плата контролеров по качеству выпускаемой продукции или аренда производственного оборудования не могут быть точно отнесены к конкретному столу, и поэтому такие расходы должны классифицироваться как косвенные издержки.
Однако иногда прямые издержки трактуются как косвенные, так как отнесение каких-то расходов непосредственно к целевой затрате исходя из практических соображений является нецелесообразным.
Таким образом, прямые издержки могут быть отслежены точно, потому что их можно физически привязать к конкретному объекту, в то время как в отношении косвенных издержек этого сделать нельзя.
Категорирование производственных издержек
Основные производственные материалы включают все те материалы, которые используются в производстве конкретного продукта и могут быть точно учтены.
Вспомогательные производственные материалы — материалы, которые применяются для ремонта оборудования, которое используется для выпуска многих столов.
Труд основных (производственных) работников включает те расходы на труд, которые могут быть напрямую отнесены на конкретный продукт.
Труд вспомогательных работников включает в себя заработную плату сотрудников, работающих в отделах, обслуживающих всю компанию, в конкретном продукте точно выделена быть не может. Также к этой категории относится заработная плата всех сотрудников, непосредственно не принимающих участие в выпуске конкретного продукта, но оказывающих помощь в производственном процессе, также классифицируются по этой категории.
Вспомогательные материалы и затраты на вспомогательные работы являются составляющей производственных накладных расходов.
Основные затраты относятся к прямым издержкам на продукт и состоят из затрат на труд, непосредственно затраченный на производство конкретного продукта, плюс расходы на основные производственные материалы, плюс любые прямые издержки. Например, к этому типу относятся расходы на аренду оборудования, требующегося для выпуска конкретной продукции.
Производственные накладные расходы включают все виды производственных затрат. Сюда включаются все расходы на вспомогательный труд и вспомогательные материалы, плюс косвенные производственные расходы.
Распределение затрат — процесс оценивания расходов на все ресурсы, использованные для выпуска продуктов, для которых применяются не прямые измерения, а косвенные.
Затраты за отчетный период и себестоимость продукции
Себестоимость продукции — это расходы, идентифицируемые применительно к приобретенным товарам или произведенным для перепродаж.
Затраты за отчетный период — это расходы, не учитываемые при определении себестоимости запасов, поэтому они рассматриваются как расходы, приходящиеся на период, когда они были понесены.
Схема учета затрат за отчетный период и себестоимости продукции:
Динамика затрат
Краткосрочные переменные издержки изменяются прямо пропорционально объему продукции или уровню деятельности, т.е. активизация деятельности в два раза приведет к удвоению переменных издержек. Общие переменные издержки являются линейной функцией, а издержки этого рода на единицу продукции — величиной постоянной.
Постоянные издержки — это расходы в течение рассматриваемого периода времени, остающиеся неизменными по величине в широком диапазоне объемов производства. Общие постоянные издержки являются одинаковыми для всех уровней активности, в то время как постоянные издержки на единицу продукции снижаются пропорционально росту уровня активности.
Полупеременные издержки – расходы, имеющие постоянную и переменную составляющую.
Релевантные и нерелевантные издержки и поступления
Релевантные затраты и поступления или затраты и поступления будущего периода, или значимые затраты и поступления — это те будущие затраты и поступления, которые меняются в результате принятия решения. Те же затраты и поступления, на которые принимаемое решение влияния не оказывает, называются нерелевантными, т.е. к нему не относящимися (незначимыми).
Например, если кто-то из нас должен сделать выбор, отправиться в поездку на собственном автомобиле или не общественном транспорте, налог на автомобиль и затраты на страховку автомобиля в данном случае являются несущественными, поскольку они остаются теми же самыми, независимо от того, какой вид транспорта выбран. Однако затраты на бензин для автомобиля — совсем другое дело, так как они зависят от нашего варианта выбора, и поэтому этот вид издержек является для принимаемого решения релевантным.
Устранимые и неустранимые затраты
Устранимые затраты — это те расходы, которых можно избежать, которые могут быть сэкономлены, если не принимать какой-то альтернативный вариант, в то время как неустранимые затраты будут понесены в любом случае.
Невозвратные издержки
К этой категории относятся такие расходы, как затраты на уже приобретенные ресурсы, причем общее количество этих ресурсов не зависит от выбора между различными альтернативными вариантами их дальнейшего использования. Другими словами, они представляют расходы, понесенные в результате решений, принятых в прошлом, и не могут быть изменены никаким последующим решением в будущем.
Невозвратные издержки являются для принятия рассматриваемого решения незначимыми, однако они отличаются от нерелевантных затрат, поскольку не все нерелевантные затраты являются невозвратными.
Альтернативные издержки
Иногда для целей принятия решенй необходимо приписать затраты, которые на самом деле денежных трат не требуют.
Альтернативные (или вмененные) издержки — это затраты, измеряющие возможность, которая потеряна или которой пожертвовали в результате выбора одного из вариантов действий, когда от остальных вариантов приходится отказываться.
Альтернативные издержки используются только тогда, когда речь идет о дефицитных ресурсах. Если альтернативного использования ресурсов нет, то альтернативные издержки являются нулевыми, в противном случае, если речь идет о дефицитных ресурсах, альтернативные издержки существуют и должны быть учтены.
Инкрементные и маржинальные затраты
Инкрементные (иногда их называют приростными или дополнительными) затраты и поступления — это разница между понесенными расходами и поступлениями для рассматриваемых видов продукции при каждом анализируемом варианте. Инкрементные затраты могут включать или не включать постоянные издержки. Если постоянные издержки в результате принятия решения меняются, увеличение таких расходов приведет к дополнительным затратам. Если же в результате принятия решения постоянные издержки не меняются, инкрементные затраты по этой составляющей будут нулевыми.
Инкрементные затраты и поступления в принципе похожи на концепцию маржинальных затрат и маржинальных поступлений. Основное различие заключается в том, что маржинальные издержки/поступления представляют дополнительные расходы/поступления только на дополнительную единицу выпускаемой продукции, в то время как инкрементные затраты/поступления отражают дополнительные расходы/поступления в результате выпуска енскольких добавочных единиц продукции.
Позаказная и попроцессная калькуляция затрат
Существует два основных типа систем учета, которые компании могут адаптировать для своих целей: позаказная калькуляция (калькуляция работ) и попроцессная калькуляция (калькуляция процессов).
Позаказная калькуляция относится к системам калькуляции затрат, используемым в организациях, где каждая единица или партия выпускаемой продукции или услуг является уникальной. Это обусловливает необходимость знать издержки по каждой выпускаемой единице продукции и поэтому их приходится вычислять отдельно. Таким образом, термин «заказ» (или «работа») в данном случае относится к каждой отдельной единице или партии выпускаемой продукции. Системы позаказной калькуляции применяются и в тех отраслях, где выпускаются товары или услуги на заказ. Например, такие услуги своим клиентам обеспечивают аудиторские фирмы, так как каждому их клиенту требуются услуги, для предоставления которых необходим разный объем используемых ресурсов.
Системы попроцессной калькуляции применяются к тем ситуациям, когда выпускается множество одинаковых единиц продукции, и необходимости уточнять затраты применительно к каждой из них нет. Здесь продукты выпускаются одинаковыми, требуют одинаковой величины прямых издержек и у них одинаковые накладные расходы. Поэтому уточнять затраты на выпуск каждой отдельной единице не нужно. Вместо этого вычисляются средние затраты на каждую выпущенную единицу, для чего общие расходы, понесенные на продукт или услугу за рассматриваемый период времени, делятся на общее число единиц продуктов или услуг за этот же период.
На практике эти две системы калькуляции представляют полярные стороны одного, общего процесса учета. Более того, характер продукции, выпускаемой во многих организациях, иногда требует комбинирования элементов обоих этих систем.
Классификация затрат по целям управленческого учета
Классификация затрат делятся на две группы:
Здесь четко прослеживается, что объект затрат — продукт, работа или услуга. Сначала затраты в разрезе экономических элементов распределяются по сферам деятельности предприятия — производству, управлению и сбыту, затем перераспределяются на продукт или на период. И то и другое — требование финансовой отчетности, в отчете о прибылях и убытках необходимо отдельно показать производственную себестоимость реализованной продукции, административные (управленческие) и сбытовые расходы. Затем вводится критерий прямого или непрямого отнесения издержек на объект затрат, в результате чего в составе производственных затрат выделяются основные и накладные. Основные затраты группируются по видам в зависимости от экономической характеристики потребленных ресурсов.
Фактически на этом этапе мы получаем шесть статей затрат:
Это не что иное, как калькуляция себестоимости продукта по статьям затрат — осталось только детализировать некоторые статьи. В зарубежном управленческом учете детализация производится каждым предприятием самостоятельно в зависимости от особенностей продукта и производства. В отечественной практике, поскольку почти те же статьи калькуляции в течение длительного времени были обязательными, а сейчас — официально рекомендуемыми, выводить их из классификации затрат не принято. Обычно просто описывается перечень из традиционных 13–14 статей, а уже затем применительно к ним обсуждается вопрос о том, какие из них прямые или косвенные, постоянные или переменные и т.п.
АВС в схеме классификации затрат
На схеме, представленной ниже, хорошо видно, что, по сути, обе системы классификации (традиционная и ABC) затрат начинаются из одной отправной точки — ресурсов хозяйственной деятельности. Затем они распределяются по сферам деятельности: между АВС и традиционной системой учета затрат есть несомненное сходство, поскольку бизнес-процессы предприятия также группируются по этим же сферам. Однако если в традиционной системе далее переходят к распределению прямых и косвенных издержек и формированию статей калькуляции, то система АВС предполагает дальнейшую детализацию затрат по бизнес-процессам и видам деятельности. С точки зрения задачи обоснования управленческих решений, оценка затрат по видам деятельности и бизнес-процессам составляет самостоятельную ценность, поскольку это информационная база для бенчмаркинга и реинжиниринга бизнес-процессов. Кроме того, она же используется в бюджетировании на основе видов деятельности (activity-based budgeting — ABB) и последующем контроле выполнения бюджетов. Вполне возможно, что анализ затрат по видам деятельности поможет менеджерам среднего и низшего звена оптимизировать распределение рабочего времени — своего и своих подчиненных. Таким образом, хотя в общей схеме это лишь промежуточный этап, но он имеет множество применений в различных управленческих ситуациях.
Распределение затрат
Распределение прямых и косвенных издержек
Подходы к управлению затратами от SAP Profitability and Cost Management
Подходы к управлению затратами от Oracle Hyperion Profitability and Cost Management
Подходы к управлению затратами от SAS Activity-Based Management
Краткое описание функциональности:
Кликните по изображению мышкой, чтобы увеличить его
Полезные материалы
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021