Что такое инициативное бюджетирование и для чего оно нужно
Отправить по почте
Инициативное бюджетирование
Перечень субъектов Российской Федерации, утвердивших в составе нормативных правовых актов мероприятия по развитию инициативного бюджетирования
Дата публикации: 01.12.2021
Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации
Дата публикации: 07.09.2021
Письмо Минфина России
от 31.03.2021 № 02-01-07/25206
Письмо Минфина России от 31.03.2020 № 02-01-07/25206 «О предоставлении сведений финансовыми органами субъектов Российской Федерации»
Дата публикации: 31.03.2021
Отчёт о проведённых региональных информационно-обучающих мероприятиях практикам инициативного бюджетирования при поддержке Минфина России
Дата публикации: 30.12.2020
Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации
Дата публикации: 30.12.2020
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 15.12.2020 № 1101 «Об утверждении методических рекомендаций по планированию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов»
Дата публикации: 24.12.2020
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 29.09.2020 № 955 «О подготовке ежегодного доклада о лучших практиках реализации инициативных проектов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях»
Дата публикации: 22.10.2020
Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях
Дата публикации: 08.10.2020
Письмо Минфина России
от 04.03.2020 № 02-01-04/16110
Письмо Минфина России от 04.03.2020 № 02-01-04/16110 «О предоставлении сведений финансовыми органами субъектов Российской Федерации»
Используйте инициативное бюджетирование, чтобы привлечь средства на развитие
Чем поможет муниципалитету инициативное бюджетирование
Инициативное бюджетирование подразумевает решение вопросов местного значения при непосредственном участии граждан. Они выбирают объекты, на которые будет выделено финансирование, а затем следят за реализацией проектов, в том числе осуществляют контроль за расходованием бюджетных средств. Программы инициативного бюджетирования принимают региональные органы государственной власти, а реализуют органы МСУ. В случае победы проекта в конкурсном отборе регион выделяет на его реализацию средства, часто при условии софинансирования из местного бюджета, за счет организаций и граждан. Объект, построенный или отремонтированный в результате реализации проекта, поступает на баланс муниципалитета.
На заметку: Граждане участвуют в общественном контроле на всех этапах реализации проекта: от составления сметы до приемки работ от подрядчика
Строительство и ремонт объектов инфраструктуры в рамках проекта инициативного бюджетирования выгодны для муниципалитета. Благодаря общественному контролю орган МСУ расходует бюджетные средства более эффективно и с минимальными коррупционными рисками. Местные жители заинтересованы и в том, чтобы подрядчик выполнил работы качественно.
ПРИМЕР 1. В поселке Владимировка Туркменского района Ставропольского края граждане в рамках контроля работы подрядчиков самостоятельно измеряли ширину уложенного асфальта и глубину вырытых траншей. Если эти параметры не соответствовали условиям муниципального контракта, жители требовали, чтобы подрядчик устранил нарушения. Они взвешивали каждую машину с асфальтом на зерновых весах и выявили общий недовес в 800 кг.
Инициативное бюджетирование помогает продлить срок эксплуатации объектов. После окончания реализации проекта жители бережно относятся к созданному объекту, принимают меры, чтобы уберечь его от вандалов. Так, в городе Сосновый Бор Ленинградской области граждане сами создали общественный патруль для надзора за одной из детских площадок, построенных в рамках проекта инициативного бюджетирования.
Благодаря инициативному бюджетированию орган МСУ решает проблемы, наиболее актуальные для местного сообщества. Они не всегда очевидны для чиновников.
ПРИМЕР 2. Для местных чиновников Башкортостана стало неожиданностью то, что жители некоторых сельских поселений выбрали проекты благоустройства кладбищ, строительства оград вокруг мест захоронений. Эти проблемы ускользали от внимания чиновников, но для селян оказались самыми острыми.
Инициативное бюджетирование помогает повысить доверие населения к власти. Граждан удается убедить в том, что муниципалитет готов вести с ними диалог и тратить бюджетные средства на их нужды. Поскольку люди видят результат своих действий, они начинают верить в возможность самостоятельно изменить свою жизнь к лучшему. Появляются ТОСы — территориальные сообщества граждан, которые живут рядом и готовы совместно решать общие проблемы.
Кто выделяет средства на реализацию проектов
Финансирование из регионального бюджета составляет в среднем до 70 процентов стоимости проектов. Объем субсидии зависит от программы инициативного бюджетирования, принятой в субъекте РФ. Большинство регионов устанавливают максимальный объем государственного финансирования в денежном выражении. Для городов он обычно составляет 2 млн руб., для сел — до 1 млн руб.
Как правило, средства на реализацию проектов выделяет не только регион, но и муниципалитеты, а также граждане и бизнес. Объем софинансирования из этих источников не ограничивается. В среднем по России его доля достигает трети от расходов на реализацию проектов. Но во многих регионах из средств граждан финансируют не более 5 процентов от общей стоимости проектов.
На заметку: Самые известные примеры инициативного бюджетирования в России
1. С 2007 года Всемирный банк реализует в России программу поддержки местных инициатив (ППМИ). Ее отличительные черты: участие местных жителей в отборе проектов и контроле их реализации, софинансирование из средств граждан. В рамках программы реализовано около 4 тыс. проектов в 10 регионах: Ставропольском крае, Кировской, Тверской и Нижегородской областях, Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Республике Северная Осетия — Алания, Еврейской автономной области, Сахалинской области и Республике Саха (Якутия).
2. Европейский университет при поддержке Комитета гражданских инициатив внедрил практику инициативного бюджетирования в нескольких муниципалитетах Ленинградской, Вологодской, Кировской и Новгородской областей. В отличие от программы поддержки местных инициатив, эта практика не предполагает софинансирования проектов гражданами. Какие именно идеи нуждаются в первоочередной реализации, решают бюджетные комиссии. Их участников отбирают путем жеребьевки из числа заинтересованных граждан.
3. «Народный бюджет» и «Народная инициатива» — программы партии «Единая Россия» и ОНФ. В рамках этих двух практик распределено уже более 80 млрд руб.
Какие функции выполняет орган МСУ
На заметку: Если в вашем регионе еще нет программы инициативного бюджетирования, муниципалитет может выступить с законодательной инициативой о ее разработке и принятии
Глава муниципального образования и сотрудники муниципалитета становятся основными организаторами процесса инициативного бюджетирования. Орган местной власти:
Чтобы сотрудники муниципалитетов лучше справлялись с этими задачами, некоторые регионы организуют для них обучение.
ПРИМЕР 3. В Тверской области обучение проходит в форме ежегодной «Школы ППМИ». В ходе занятий представителей органов МСУ знакомят с нововведениями программы инициативного бюджетирования и информационной системой, учат заполнять конкурсные заявки, готовить проектно-сметную документацию, организовывать работу с населением.
Каков алгоритм реализации проектов
Сроки реализации проекта инициативного бюджетирования составляют в среднем от года до полутора лет. Весь процесс можно разделить на 10 основных этапов.
1. Орган власти региона определяет размер региональной субсидии, максимально возможную стоимость проектов для разных типов муниципальных образований, перечень возможных объектов, календарный цикл программы. На этом этапе региональные власти издают необходимые распоряжения, положения и постановления, при необходимости вносят изменения в региональное законодательство.
Важно: На публичных слушаниях и собраниях участники при помощи консультанта отсеивают идеи, которые не соответствуют критериям конкурса. Например, стоимость проекта превысит максимально возможную
2. Органы региональной власти и органы МСУ включают средства на реализацию программы в расходные части бюджетов, разрабатывают необходимую нормативно-правовую документацию. Регионы проводят обучение представителей органов МСУ основам проектного менеджмента.
3. Органы МСУ проводят информационную кампанию.
4. Органы МСУ проводят публичные слушания и собрания жителей. На этих мероприятиях граждане формулируют и обсуждают идеи, направленные на решение насущных проблем. Далее проходит голосование. Граждане выбирают идеи, которые понравились им больше всего.
1,5 года — обычный срок реализации проекта инициативного бюджетирования
5. Инициативные группы при поддержке консультантов и представителей органов МСУ прорабатывают идеи, за которые граждане отдали больше всего голосов, и готовят проектную конкурсную документацию по ним.
6. На уровне региона проходит конкурсный отбор проектов. Побеждают те, которые набрали наибольшее количество баллов по установленным критериям.
7. Регион выделяет субсидии местным бюджетам. Муниципалитеты также предоставляют деньги из местного бюджета, ведут сбор средств граждан и представителей бизнеса.
8. Орган МСУ отбирает подрядчиков по правилам, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
9. Реализация проектов в соответствии с календарным планом работ под контролем граждан.
10. Торжественное открытие новых объектов.
Какие механизмы участия граждан предусмотреть
Участие граждан в реализации проекта инициативного бюджетирования можно организовать тремя способами.
Первый способ — пригласить к участию всех граждан. При таком механизме любой житель муниципального образования может выдвинуть идею и проголосовать за понравившиеся ему проекты на очном сходе, собрании граждан, публичном слушании или общественном обсуждении. Этот способ широко используют муниципалитеты России и зарубежных стран.
ПРИМЕР 4. В Санкт-Петербурге гражданам дали возможность оставлять свои предложения по проектам в МФЦ, отделениях «Почты России» и Сбербанка.
В Бостоне (США) местные власти занимались сбором идей для реализации в рамках молодежного проекта в школах, парках, супермаркетах, на транспортных пересадочных узлах. В польском городе Сопоте горожанам предложили проголосовать за проекты на избирательных участках. В бразильском городе Белу-Оризонти работали мобильные пункты голосования: автобус перемещался по тем районам города, где возможности участия граждан другими способами были ограниченны.
На заметку: Второй и третий способы предпочтительны в крупных муниципальных образованиях, где сложно вовлечь в инициативное бюджетирование всех местных жителей
Второй способ — путем жеребьевки создать бюджетную комиссию, которая выберет приоритетные проекты и определит объем финансирования. Чтобы сформировать этот орган:
Третий способ — сформировать комиссию из делегатов от каждого внутригородского района городского либо муниципального округа или от каждого поселения муниципального района.
Как работать с населением
Шанс победить в региональном конкурсе есть у проекта, получившего максимальную поддержку представителей целевой группы, проблему которой он решает. Муниципалитет должен документально подтвердить, что люди активно участвовали в обсуждении предложенных идей и голосовали за них. Дадим три рекомендации по работе с населением.
1. Информируйте людей всеми возможными способами. Чтобы донести до граждан информацию о мероприятиях по отбору проектов, недостаточно разместить материалы об инициативном бюджетировании в местных СМИ и на стендах в общественных местах. Используйте возможности интернета. Создайте тематические страницы на официальном сайте муниципалитета и в соцсетях. Информировать о предстоящих офлайн-обсуждениях проектов также можно через официальный сайт и соцсети. Предложите подписчикам пригласить друзей к голосованию за проекты. Можно информировать людей об очных собраниях путем рассылки электронных писем, размещать объявления в популярных блогах и на сайтах районов города.
2. Ведите диалог с людьми на понятном им языке. Выслушайте предложения граждан по поводу приоритетов расходования бюджетных средств. Если по каким-то причинам некоторые из предложенных идей не могут быть реализованы в рамках инициативного бюджетирования, объясните это жителям в доступной форме.
Рекомендация: Чтобы избежать фальсификации решения собрания и приписок, ведите протокол и снимайте мероприятие на видео
3. Учитывайте численность населения. В сельском поселении лучше провести очный сход — собрание граждан. Чем больше людей будет в нем участвовать, тем больше баллов получит заявка поселения в конкурсе. На собрании рассмотрите разные идеи, общим решением выберите одну и выработайте способ ее реализации. Установите объем софинансирования и выберите инициативную группу граждан, которая будет сопровождать проект и работать с органами МСУ над его реализацией.
ВЛАДИМИР ВАГИН, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, проекта КГИ «Инициативное бюджетирование»
Инициативное бюджетирование: вопросы и ответы
Вопросы, поступившие на пресс-конференции по инициативному бюджетированию
Сайт газеты «Вечерний Барнаул»
Вопрос: Как процесс будет выстроен? Любой желающий может получить деньги? Какую сумму можно получить? Как оформить проект?
Разработанный механизм инициативного бюджетирования предполагает несколько этапов:
— определение территории, на которой планируется реализация инициативного проекта;
— внесение инициативного проекта для рассмотрения и принятия решения администрацией города;
— внесение инициативных платежей от инициаторов проектов.
Процесс подробно описан в двух основных нормативных документах:
— Порядок определения части территории города Барнаула, на которой могут реализовываться инициативные проекты;
— Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора в городском округе – городе Барнауле;
В рамках инициативного бюджетирования предоставляется возможность реализовать инициативы населения при помощи бюджета города. Инициаторами проектов могут выступать: группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих в городе Барнауле, органы территориального общественного самоуправления, деятельность которых осуществляется на территории города Барнаула, выступающие с инициативой реализации инициативного проекта.
Сумма финансовой поддержки из бюджета города на реализацию одного проекта не ограничена нормативными документами, а только общим фондом, и определяется комиссией по итогам оценки инициативных проектов на основании критериев, установленных Порядком выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора в городском округе – городе Барнауле (далее – Порядок).
Оформлять нужно в соответствии с требованиями, утвержденными Порядком.
Вопрос: Сколько средств в бюджете города предусмотрено на эту программу? Есть ли лимит по количеству заявок от жителей и ограничения по сумме? Потребуется ли софинансирование жителей на работы? Какие виды работ будут доступны? Когда стартует?
Бюджетные ассигнования на поддержку инициативных проектов утверждаются решением Барнаульской городской Думы о бюджете города, на соответствующие цели и (или) в соответствии с порядком составления и рассмотрения проекта о бюджете города. На реализацию инициативных проектов в 2022 году предусмотрено 20 млн.рублей.
Размер предельной поддержки одного инициативного проекта не регламентирован. Количество инициативных проектов, прошедших конкурсный отбор, определяется исходя из лимита средств бюджета города на соответствующий финансовый год и плановый период, предусмотренных на эти цели, и запрашиваемой суммой финансирования инициативных проектов. Ограничение количества заявок не предусмотрено.
Предполагается, что финансирование инициативного проекта осуществляется за счет бюджетных средств и инициативных платежей. Доля финансового обеспечения инициативного проекта за счет средств бюджета города составляет не более 95% полной стоимости инициативного проекта. Остаток стоимости финансируется за счет поступлений инициативных платежей.
На заседании Городской думы 03.09.2021 утверждены нормативные документы, регламентирующие механизм инициативного бюджетирования.
На официальном Интернет-сайте города 07.09.2021 размещено извещение о старте реализации в городе Барнауле инициативного бюджетирования.
С 20.09.2021 по 24.09.2021 года (16.00 час.) будет осуществляться прием заявок на определение части территории города Барнаула, на которой может реализовываться инициативный проект. Заявки можно подать на адрес электронной почты: oss@barnaul-adm.ru, или по адресу: 656031, г.Барнаул, пр-кт Ленина, 18, каб 10. Решение об определении территории будет принято до 19.10.2021.
С 08.11.2021 по 12.11.2021 года (16.00 час.) будет осуществляться прием инициативных проектов. Заявки можно подать на адрес электронной почты: oss@barnaul-adm.ru, или по адресу: 656031, г.Барнаул, пр-кт Ленина, 18, каб 10. Решение будет принято до 07.12.2021.
Газета «Вечерний Барнаул»
Вопрос: Живем в частном секторе, хотим воспользоваться программой инициативного бюджетирования, чтобы сделать на нашей улице освещение и детскую площадку. Можно ли подать заявку от жителей всей улицы, а не одного дома? Можно ли подать заявку только на замену асфальта во дворе?
Лучше выбрать один проект.
На первом этапе определить территорию реализации инициативного проекта:
— земельный участок где планируется реализовать проект по строительству детской площадки, либо линии уличного освещения;
— территорию проживания людей, которые поддержат инициативный проект.
Лучше подать заявку от улицы. Это обосновано необходимостью:
— сбора не менее 100 подписей граждан, проживающих на территории;
— внесения инициативных платежей.
На втором этапе инициативный проект до его внесения в администрацию города Барнаула подлежит рассмотрению на собрании или конференции граждан, в том числе на собрании или конференции граждан по вопросам осуществления ТОС, путем проведения опроса или сбора подписей граждан.
Асфальтирование дороги возможно, так как определено Порядком, как одно из приоритетных направлений инициативного бюджетирования.
Вопрос: Какие условия будут для получения бюджетирования? По каким параметрам будут выбирать проект.
В целях получения бюджетных средств инициативной группой вносится заявка и пакет документов, утвержденные Порядком.
Инициативный проект, внесённый в администрацию города Барнаула, подлежит рассмотрению на комиссии, которая проводит конкурсный отбор путем оценки инициативных проектов на основании критериев, установленных в Порядком.
Комиссия проводит конкурсный отбор путем оценки инициативных проектов на основании критериев, установленных в приложении 8 к Порядку.
При проведении конкурсного отбора Комиссия осуществляет ранжирование инициативных проектов по набранному количеству баллов. Максимальная итоговая сумма баллов оценки инициативного проекта составляет 100 баллов, минимальная – 0 баллов. Инициативные проекты, набравшие наибольшее количество баллов признаются прошедшими конкурсный отбор. Количество инициативных проектов, прошедших конкурсный отбор,
Вопрос: Есть ли примеры успешного проектного бюджетирования в Барнауле? Есть ли примеры, когда такой проект не получился, что помешало?
Да, был. Только ограничен сельскими территориями, входящими в муниципальное образование.
С 2016 года некоммерческий сектор города стал активным участником регионального проекта поддержки местных инициатив, который реализуется в Алтайском крае. За годы участия в краевом проекте на пригородной территории города реализован 21 проект на сумму более 50 млн.рублей.
Большая часть территории города получила такую возможность только сейчас.
Инициативные проекты — это новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Она закреплена с 1 января 2021 года в 131 Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Приняли поправки об инициативном бюджетировании. Что изменить в постановлении местной администрации
С 1 января 2021 года вступит в силу новый порядок работы органов МСУ с проектами инициативного бюджетирования. Чтобы его соблюсти, уже сейчас приведите постановление местной администрации об инициативном бюджетировании в соответствие с требованиями новых федеральных законов.
Какую проблему решают поправки
В последние годы инициативное бюджетирование получило распространение в практике российских регионов и муниципальных образований. В 2019 году число реализованных проектов превысило 21 тыс., а сумма вложений в них составила 24 млрд руб. Доля средств региональных бюджетов в финансировании в 2019 году превысила 13 млрд руб. Муниципалитеты потратили из местных бюджетов 3,9 млрд руб. По сравнению с 2015 годом количество проектов инициативного бюджетирования в России возросло в восемь раз, в том числе за последние два года — вдвое. Больше всего практик инициативного бюджетирования муниципального уровня зафиксировано на территориях ХМАО-Югры, ЯНАО, Ульяновской, Оренбургской и Самарской областей.
Хотя инициативное бюджетирование становится все более востребованным, его законодательного регулирования на федеральном уровне до сих пор не существовало. Вопросы организации инициативного бюджетирования и финансового взаимодействия органов власти с жителями регулировались только региональными и муниципальными актами. Регионы принимали законы, выпускали инструкции и методические материалы, которые существенно различались в различных субъектах. На муниципальном уровне администрации муниципальных образований утверждали положения об инициативном бюджетировании своими постановлениями. Проблему решат поправки к Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Бюджетному кодексу. Новые положения:
Документ Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ вносит изменения в Закон № 131-ФЗ, а Федеральный закон от 20.07.2020 № 216-ФЗ — в Бюджетный кодекс
Какими правовыми актами руководствоваться
В Законе № 131 появилась статья 26.1 «Инициативные проекты». В ней описана процедура, которую должен пройти проект начиная с момента его подготовки до реализации.
Инициативный проект может предполагать участие всех жителей муниципального образования или затрагивать интересы лишь тех граждан, которые проживают в определенной его части.
По новым правилам возможны два подхода к финансовому участию в реализации проектов инициативного бюджетирования на местах.
1. Финансовое участие в реализации проекта жителей и местных властей с софинансированием из регионального бюджета.
2. Финансовое участие в реализации проекта жителей, бизнеса и местных властей без софинансирования из регионального бюджета.
В первом случае требования к информации, которая должна содержаться в проектах, вправе установить только регион. Он же определяет порядок рассмотрения проектов, возможные причины отказа от их реализации, методики их отбора. В этом случае нормы федерального закона не применяют. В работе с проектом нужно соблюдать положения региональных документов.
Во втором случае содержание всех стадий, которые будет проходить инициативный проект от разработки до реализации, регламентируют правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Эти акты должны соответствовать новым требованиям Закона № 131-ФЗ.
Кто вправе инициировать проект
Как и прежде, основной инициатор проектов — группа граждан. Однако теперь к ней предъявляются единые требования. Она должна состоять из 10 или более жителей муниципального образования старше 16 лет. Меньшая численность группы допустима, если это установлено нормативным правовым актом муниципального уровня. Данная ситуация возможна в малонаселенных сельских поселениях.
В качестве инициатора проекта могут выступить органы ТОС, а в сельском поселении — староста сельского населенного пункта. Органы МСУ не могут сами инициировать проект. Допустима ситуация, когда инициатор проекта — юридическое лицо, функционирующее на территории муниципального образования. Но это должно быть установлено муниципальным правовым актом об инициативном бюджетировании, принятым представительным органом. Требования к инициаторам проекта не зависят от того, планируется софинансирование из регионального бюджета или нет.
Что должно быть в проекте инициативного бюджетирования
Что разработчики должны включить в проект, если они не претендуют на средства из регионального бюджета, посмотрите в списке ниже.
Что включить в проект, если его реализуют без регионального софинансирования
Власти субъекта РФ вправе утвердить свой список обязательных разделов инициативных проектов, которые предполагается реализовать на условиях регионального софинансирования.
До 2021 года внесите изменения в муниципальные акты, регулирующие подготовку проектов, — например, в положение об инициативном бюджетировании.
Как организовать рассмотрение инициативного проекта жителями
3 способа выявить мнение граждан о проекте предусмотрены в статье 26.1 Закона № 131-ФЗ
Прежде чем инициативный проект будет передан в местную администрацию, он должен быть рассмотрен и одобрен жителями. Выявить мнение граждан о проекте можно тремя способами.
1. Провести сход, собрание или конференцию граждан. На каждом таком мероприятии можно рассмотреть несколько проектов. Когда проект будет передан в администрацию, вместе с ним должен быть передан и протокол схода, собрания или конференции граждан.
2. Провести опрос населения.
3. Организовать сбор подписей.
Если инициаторы опросили население, они должны приложить к проекту результаты опроса. Если провели сбор подписей — подписные листы.
Проведение опроса и сбора подписей должно быть предусмотрено в муниципальном правовом акте. Без этого данные способы использовать нельзя — нужно провести сход, собрание или конференцию граждан.
Как органу МСУ опубликовать проект
После внесения проекта в администрацию муниципального образования орган МСУ должен его опубликовать. Выполните эту обязанность независимо от того, планируют ли инициаторы привлечь софинансирование из регионального бюджета.
В течение трех рабочих дней со дня внесения проекта разместите его на официальном сайте муниципального образования. Исключение законодатели сделали для администраций сельских поселений, у которых нет технической возможности это сделать. Поселение может передать информацию властям муниципального района для публикации на его сайте. Жителей сельского населенного пункта информировать о проекте может также местный староста.
Есть пять оснований для отказа от реализации проекта на средства из местного бюджета
Укажите в публикации информацию о разработчиках проекта. Обозначьте срок, в течение которого граждане могут направлять свои замечания и предложения. Этот срок должен составлять не менее пяти рабочих дней.
В какой срок орган МСУ должен рассмотреть проект
Если проект планируется реализовать без регионального софинансирования, то местная администрация должна рассмотреть его в течение 30 дней. Отсчет срока начинается не от завершения периода, когда граждане могут вносить свои предложения, а с момента внесения проекта в администрацию. Поэтому рекомендуем отводить на представление предложений не более 10 рабочих дней. Тогда за оставшиеся две недели администрация успеет рассмотреть проект уже с учетом пожеланий и критики местных жителей.
Рассмотрение проектов, софинансируемых за счет региональных средств, регламентируется законами субъектов РФ. Примите решение по проекту в срок, который установили власти вашего региона.
По итогам рассмотрения местная администрация может поддержать или отклонить проект. В первом случае реализуйте его за счет средств жителей и бюджетных ассигнований в соответствии с решением о местном бюджете.
Когда орган МСУ вправе отказать в поддержке проекта
В статье 26.1 Закона № 131-ФЗ перечислены пять оснований для отказа от реализации проекта, инициаторы которого рассчитывают получить муниципальные средства. Этот перечень закрытый, местные власти не вправе его расширять.
Инициаторы нарушили установленный порядок. Можно отказать, если они нарушили процедуру внесения проекта либо если сам проект противоречит законам или иным нормативным документам.
У муниципалитета нет полномочий по реализации проекта. Например, проект не соответствует вопросам, решаемым местными властями, поэтому он не может быть реализован с использованием средств местного бюджета.
В местном бюджете отсутствует необходимый объем средств. Чтобы такие ситуации возникали реже, активнее информируйте граждан о состоянии местного бюджета. Включите в «Бюджет для граждан» сведения об уже реализованных проектах инициативного бюджетирования.
Недостаточный уровень эффективности проекта. В данной ситуации местная администрация обязана провести доработку проекта совместно с инициаторами и сделать его более эффективным.
На заметку: При софинансировании проекта из регионального бюджета порядок конкурсного отбора может быть иным — установленным законом субъекта. Например, регион может сохранить практику голосования за проекты
Проект не прошел конкурсный отбор. Отбор организуйте в случае, если на рассмотрение в орган МСУ представлено несколько проектов. Сформируйте комиссию. Половину ее членов должен предложить представительный орган муниципального образования. Допустите граждан, предложивших проект, к участию в его рассмотрении.
При отказе по любому из оснований администрация муниципального образования может предложить авторам проекта доработать его. Но можно отклонить проект и без предложений о доработке. Исключение — случай, когда проект отклонили из-за возможности решения проблемы более эффективным способом.
Как организовать контроль за реализацией проекта
Статья 26.1 Закона № 131-ФЗ предусматривает общественный контроль за реализацией инициативных проектов. Это требование нужно соблюдать вне зависимости от того, претендуют ли инициаторы на региональное софинансирование. Но каким должен быть общественный контроль, в новых нормах не сказано. Поэтому рекомендуем органам МСУ самостоятельно разработать методики общественного контроля за реализацией проектов. При их разработке опирайтесь на нормы Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Как информировать местных жителей о проекте
30 дней после завершения проекта — срок, в который местная администрация должна опубликовать отчет о его реализации
Соблюдайте принцип бюджетной открытости. Разместите информацию о рассмотрении проекта и его реализации на сайте муниципального образования. Публикуйте отчеты местной администрации об итогах реализации проектов. Срок — 30 календарных дней после завершения реализации проекта. Если в сельском поселении нет возможности информировать граждан через свой сайт, направьте сведения для публикации на сайте муниципального района.
Что изменилось в Бюджетном кодексе
В Бюджетный кодекс также внесли поправки об инициативном бюджетировании. Каждому проекту нужно присвоить код классификации расходов местного бюджета.
Инициативные платежи теперь относятся к неналоговым доходам местного бюджета. Для них предусмотрен исключительно целевой характер. Это означает, что, если средства граждан не были израсходованы на реализацию проекта, их придется вернуть. Ранее средства инициативного бюджетирования отражались в местных бюджетах как безвозмездные поступления, что недостаточно точно характеризовало их целевой характер.
ВЕРА ЛЕВИНА, профессор кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, д. э. н.