Что такое инициатива трех морей
«Инициатива трёх морей»: экономика или политика?
В польском научном и геополитическом дискурсе существует концепция различения стран, расположенных между Адриатическим, Балтийским и Черным морями.
Кто изобрел Междуморье?
Польские политики любят добавлять к этому проекту (рожденному на волне распада Российской империи) целые века предположительно естественных интеграционных процессов, происходящих от Скандинавии до Балкан, конечно, с особым вниманием к усилиям некоторых польских монархов (особенно из династии Ягеллонов), вождей (Адам Ежи, князь Чарторыйский и Юзеф Пилсудский) и писателей (Ежи Гедройц, Роумунд Пилсудский, Юлюш Мирошевский).
Между ними только эти последние, активисты и мыслители 20-го века, были настоящими сторонниками, а на самом деле также создателями и продолжателями польской версии известной немецкой теории и практики гегемонии и эксплуатации немецко-русских пограничных областей в первой половине 20-го века. Любое предшествующее обоснование, данное этой идее, является чисто историческим анахронизмом.
Авторство, а значит и «естественное лидерство» проекта, охотно приписывают полякам… ложь. Между тем нет никаких сомнений в том, что, несмотря на разные названия (Интермариум, Три Моря), «Инициатива трех морей» является лишь повторением концепции Фридриха Наумана (прежде всего экономической). Точно так же сегодня полякам легче обратиться к маршалу Пилсудскому и Е. Гедройцу, чем подтвердить, например, вдохновляющую и эффективную роль таких американских политиков, как Збигнев Бжезинский.
Для кого Mitteleuropa?
Тем не менее занижение остается самой важной слабостью всех этих идей. Как сейчас, так и в прошлом нельзя было указать на какой-либо общий интерес, безусловно и безоговорочно соединяющий и объединяющий государства Центральной и Восточной Европы, не только те, которые находятся далеко друг от друга, такие как Финляндия и Греция, но даже такие, которые кажутся близкими и по соседству, как Польша и Литва.
Более того, единственные общие цели в этой области до сих пор были сформулированы только извне, с точки зрения некой глобальной державы, по разным причинам желающей преследовать свои интересы в Центральной Европе. Так было с имперской Германией, Советским Союзом, а теперь и с Соединенными Штатами.
И в этом последнем, наиболее актуальном смысле (в связи с «Инициативой трех морей») четко видно, что это не интеграция, а программа отчуждения, предназначенная для исключения приобретенных стран из других инициатив (прежде всего, основной Европейский союз), чтобы заменить их суверенные геополитические взгляды и интересы. И это также сходство американского видения организации Центральной Европы с ее немецким оригиналом Кайзера (не говоря уже об идентичной цели обоих: экономической и эксплуатационной).
Кто нас разделяет? Что нас связывает?
Конечно же, это не единственные барьеры и ограничения для сотрудничества в Центральной Европе. Следует подчеркнуть, что зачастую те же самые силы, которые формально поддерживают единство и интеграцию, фактически имитируют поляризационные инстинкты и инициативы, возглавляемые этнонационализмом.
Достаточно упомянуть, что совсем недавно, всего 105 лет назад, Центральная и Восточная Европа уже была подвержена далеко идущей интеграции — в рамках многоэтнических империй — Российской, Австро-Венгерской и Османской/Турецкой. И как оказалось, тогдашний интерес к глобализации приказывал не только побудить народы к строительству государств (например, поляков и чехов), но и просто создавать новые нации, что в конечном итоге привело к раздробленности и конфликту в этой части мира (конечно, вопросы современного этногенеза и создания наций очень деликатны, потому что никто не любит признавать, что его нация была искусственно придумана для чужих интересов…).
Такой процесс был продолжен и интенсифицирован 30 лет назад, во время распада Югославии и Советского Союза. Именно так значительная часть политических границ, разделяющих наш мир, была отмечена до сегодняшнего дня — и что еще более важно, рождались (или, по мнению других, были выявлены) барьеры в национальном сознании иногда в экстремальных, даже патологических формах. Также стоит помнить, что те, кто сегодня призывает к ускоренной политической и в основном искусственной интеграции, зачастую те же, кто когда-то разделял нас.
С геополитической точки зрения: это исторически британская политика и германская практика играли такую роль в Центрально-Европейском регионе — как сегодня гегемонистские интересы Соединенных Штатов.
Мы видим игру этнонационалистического фактора, особенно в Прибалтике, а недавно на Украине (Бандера — Донцов — Шухевич) и даже в… России, где несколько лет назад попытки «яркой оппозиции» со стороны либеральных лозунгов плавно превратились в элементы ксенофобии. Таким образом, мы имеем дело с интересным парадоксом (на самом деле, однако, довольно очевидным). В то же время:
— деятельность по дезинтеграции для диверсификации формально функционирующего Европейского сообщества — двусторонняя: от Брюсселя, Парижа и Берлина до Европы с двумя скоростями (большая часть еврозоны и остальные) и от Вашингтона, чтобы создать «более американскую Европу», то есть «Три Моря»;
— те же самые мощности поддерживают шовинистический этнонационализм в этих центральноевропейских странах, что, естественно, препятствует реальному региональному сотрудничеству.
Все эти тактики переплетаются и дополняют друг друга, что позволяет нам понять, что их реальной целью является не интеграция, включая создание какой-либо отдельной ценности (неважно, истинной или мнимой) в форме организации района Междуморя; и тем не менее реально восстановление национального принципа в мировых отношениях.
Таким образом, независимо от того, хотим ли мы увеличить фактор сотрудничества и интеграции или признаем ли мы приоритет национального фактора — концепция «Трех морей» радикально противоречит им и должна быть отвергнута. И это должно связать нас всех — от Хельсинки, через Вильнюс, Варшаву, Будапешт и Бухарест, до Скопье и Афин.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Дума (Болгария): «Инициатива трех морей» — такая, какая есть
В последние месяцы, наряду со спорами о подготовке и проведении избирательных кампаний, среди моих друзей продолжаются дебаты об «Инициативе трех морей».
Что это за инициатива, как она появилась, кто крестный отец, какая у нее программа, какой у нее характер — экономический, военный или просто геополитический? Она против России? Это будет полезная и амбициозная польско-американская попытка ускоренного экономического развития бывших социалистических стран и постсоветских республик, чтобы они смогли догнать Западную Европу? Если да, то что делает среди участников этой инициативы Австрия? Что побуждает американцев и поляков заниматься этим трудоемким и дорогостоящим делом? Где гарантии, что американцы (кроме них некому) потратят миллиарды долларов на модернизацию и экономическое преобразование Восточной и Центральной Европы? Почему их так волнует материальное благополучие Болгарии?
Разве Западная Европа не замечает, что внутри «союза» создается «союз», что реализация заявленных экономических и социальных идей ознаменует формирование нового (отдельного) межгосударственного сообщества внутри ЕС?
Некоторые мои друзья считают, что «Инициатива трех морей» — военный проект против России. Другие советуют не торопиться с выводами. Третьи говорят, что даже если в этом замысле и есть рациональное зерно, «Инициатива» распадется, потому что историю и природу никто не отменял: Западная Европа и Россия обречены на сотрудничество — Западная Европа не может полноценно развиваться без природных ресурсов России, а отсутствие импорта западных технологий и инноваций будет тормозить развитие России. Четвертые считают участие Болгарии в «Инициативе трех морей» исторической ошибкой, а пятые уверены, что «Инициатива» обеспечит стране процветание. Шестые примиряются с «неизбежным».
Тем временем я узнал, что недавно и наши левые круги более либеральных взглядов публично обсуждали суть и форму «Инициативы», и сходились на том, что это сугубо экономический проект, необходимый и полезный для выхода Болгарии из нынешнего кризиса. Всего-то!
Эти дебаты подтолкнули меня навести справки об истории, характере и действиях «Троеморья».
Контекст
Евроком: «Инициатива трех морей» направлена против России, Китая и Европы
Polskie Radio: США поддерживают проект «Троеморье». Польша ждет инвестиции
Biznes Alert: «Инициатива трех морей» против российского газового доминирования
Biznes Alert: чтобы ограничить российское влияние, США поддержат «Инициативу трех морей»
Начну с того, что сейчас архиважно, чтобы каждый болгарин имел достоверную информацию об «Инициативе трех морей» — самом грандиозном проекте на пространстве Европейского союза (с момента его расширения путем присоединения прибалтийских стран и бывших социалистических республик). Именно потому, что наш правящий класс и СМИ сознательно сосредотачивают внимание только на экономической составляющей «Инициативы», на том, какие огромные выгоды от нее получит наша страна, но недоговаривают, что она была создана в том числе для достижения геополитических и чисто военных целей, что при сложившихся обстоятельствах может поставить под угрозу безопасность и существование любой страны, участвующей в «Троеморье» (в том числе и Болгарию).
Если мне не изменяет память, фактическое присоединение Болгарии к инициативе произошло во время визита премьер-министра Бойко Борисова в США (в конце 2019 года), после чего эстафету принял президент Румен Радев.
В «Инициативу трех морей» входит 12 стран Восточной и Центральной Европы: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Австрия, Хорватия, Румыния и Болгария. В ближайших планах включить туда и Грецию, в недалекой перспективе — Украину и Беларусь (если в Минске победит продолжающаяся «цветная революция»). Территориально «Инициатива» покрывает треть территории и населения ЕС, ее опорные точки — Балтийское, Черное и Адриатическое моря. Официальный локомотив проекта — Польша, реально — США.
О возникновении идеи создания «Троеморья» существует несколько теорий. Согласно более распространенной версии, эта идея появилась после доклада Атлантического совета США 2014 года о неравенстве в развитии Европы: был сделан вывод, что экономика бывших социалистических стран значительно отстает от экономики Западной Европы.
Эта мысль понравилась президентам Хорватии и Польши — Колинде Грабар-Китарович и Анджею Дуде, и в тот же год они разработали «Инициативу трех морей», намереваясь внести видимые изменения, особенно в области транспорта, энергетики и цифровых коммуникаций, в реализацию новых технологий и в бизнес-среду стран-участниц из Восточной и Центральной Европы. К ним также относятся и совместные научные и образовательные исследования.
Однако проект был конкретизирован только в 2015 году — было предложено создать Бизнес-форум и Международный фонд для финансирования совместных проектов, получивших признание на последовавших форумах в Бухаресте (в 2017 г.) и в Любляне (в 2018 г.).
На встрече «Инициативы трех морей», прошедшей в Софии 8 и 9 июня этого года, президенты стран-участниц заявили — как и ожидалось — об экономических перспективах инициативы, но не упомянули о двух других ее характеристиках: геополитической и военной.
Не питая иллюзий, отмечу, что ряд целей и задач инициативы экономического характера (судя по тому, как они представлены в документах) кажутся выгодными для Болгарии. Но смущает то, что экономическая программа не обеспечена финансово, нет даже зачатков финансового планирования, вместо конкретики — обещания!
А именно: «Инициатива» обещает заняться строительством стратегической связи между коридорами Север-Юг и коридором VIII, соединяющим черноморские порты Болгарии с Адриатическим побережьем Албании; обеспечить связь с портами Эгейского моря (что также касается Болгарии); взять на себя обязательство (по запросу Болгарии) расширить подземное газовое хранилище в селе Чирен, восстановить дорогу Русе-Варна, построить туннель под Петроханским перевалом, построить магистраль между Бургасом и Варной. О финансировании проекта было сказано, что Болгария будет использовать инструменты ЕС, а также ресурсы Инвестиционного фонда инициативы.
Вот только дьявол кроется в деталях, а они зачастую неприятны.
Что скрывают или недоговаривают идеологи проекта «Троеморья»?
Умалчивают, что инициатива представляет собой реанимацию антироссийского военного проекта польского маршала Юзефа Пилсудского 1920-х годов. Тогда маршал задумывал формирование военного блока государств от Балтийского до Черного и Адриатического морей, чтобы противостоять Советскому союзу. Военный блок, милитаризующий объединенное пространство, с помощью которого удастся решительно разорвать связи между Россией и Германией.
Все это по замыслу должно было привести к окружению России «санитарным кордоном», который ослабит, подорвет ее мощь. Короче говоря, речь идет о возведении массивного барьера между Западной Европой и Россией, а также о подготовке к войне против «страны Советов». Джордж Фридман напрямую пишет о «польском блоке» — «от польской до турецкой границы».
Новое начинание первой четверти XXI века — «Инициатива трех морей» — направлено, как и проект Пилсудского, прежде всего против России. Его основная цель не экономическая, а военно-геополитическая: «сплочение» военного потенциала стран-участниц, современное перевооружение, финансируемое странами-участницами, увеличение количества военных баз США, полная координация армий союзников при подготовке к войне, превращение территорий вокруг России в эпицентр военной напряженности, взятие на себя части задач, выполняемых контингентами США в Германии и Афганистане.
Вполне логично для России принять защитные меры против блока «Троеморья», располагать военную технику и ядерные боеголовки, нацеливая их и против Болгарии.
В контексте провокации острой конфронтации с Москвой «Инициатива трех морей» еще с момента своего создания начала работать над прерыванием или резким сокращением энергетических связей между Россией и ЕС. Идеологи этой инициативы — экономической — недвусмысленно заявляют об опасности российской энергетической агрессии в ЕС и своей готовности ее устранить! Потому что они работают над заменой импорта российского газа в Европу импортом американского сжиженного газа.
В связи с этим «Инициатива трех морей» до последнего боролась и борется за немедленное прекращение строительства «Северного потока — 2» под предлогом того, что это ущемляет интересы Украины, а страны Прибалтики будут шантажировать и держать под энергетическим контролем России. В то же время «Инициатива» считает, что страны-участницы, представляющие треть ЕС, вместо российского газа должны импортировать сжиженный газ из США, газ из Израиля и Азербайджана.
И вот еще. Подготовка портовых баз для американского сжиженного газа идет полным ходом. Под эгидой проекта «Троеморья» Хорватия бросилась строить порт для приема судов, перевозящих сжиженный газ из США. Польша, у которой есть СПГ-терминал, планирует построить собственный газовый хаб на интерконнекторных соединениях. В общем, странам-участницам инициативы придется ускоренными темпами импортировать исключительно американский сжиженный газ, который, кстати, дороже российского!
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Как страны «Триморья» помогут США изолировать Россию от Европы
В Таллине 19 октября прошел саммит лидеров стран «Инициативы трех морей», на котором госсекретарь США Майк Помпео в очередной раз пообещал выделить для нее один миллиард долларов инвестиций.
Glad to speak with my counterparts from the 12 member countries of the Three Seas Initiative. We have real opportunities to improve the lives of our people, keeping European nations strong, free, and aligned with the United States. pic.twitter.com/TahnPA26Jc
Через пару недель заместитель помощника Помпео по делам Европы и Евразии Мэтью Бойс в телефонном разговоре с президентом Болгарии подтвердил, что Вашингтон действительно будет оказывать поддержку «Триморью». Однако последнее время перспективы организации вызывают все больше сомнений у руководства стран, вошедших в нее в 2016 году: президент Хорватии заявил, что Загребу такое сотрудничество может навредить, а руководство Болгарии всерьез задумалось отказаться от председательства в следующем году.
Автор Telegram-канала «Балканская сплетница» рассказывает, как Вашингтон под предлогом инфраструктурного развития пространства между Балтийским, Адриатическим и Черным морями продвигает свои геополитические интересы.
Истоки «Триморья»
Инфраструктурный проект, предполагающий создание единой транспортно-логистической и энергетической сети стран, расположенных между Адриатическим, Балтийским и Черным морями, был запущен в августе 2016 года в хорватском Дубровнике. На первом саммите «Инициативы трех морей» присутствовали 12 стран-членов Евросоюза, страны Западных Балкан, а также США. Россия, разумеется, приглашения на мероприятие не получила.
Идеи о формировании подобного экономического пространства в треугольнике между тремя морями уходят корнями в геополитический проект польского правительства, запущенный в период между двумя мировыми войнами. «Междуморье» Юзефа Пилсудского родилось в 20-е годы ХХ века с целью консолидировать страны от Балтики до Черного моря под руководством Польши. С приходом к власти Анджея Дуды Варшава вновь вернулась к мысли о создании антироссийского блока в Центральной и Восточной Европе, а выступая в сентябре этого года в Кракове, он прямо заявил, что «Триморье» — это «шанс, которого у Польши не было с XVII века». Польский лидер имел в виду время, когда Речь Посполитая контролировала территории Литвы, часть Латвии, а также Украину и Белоруссию.
В 2014 году о забытом поляками проекте «Междуморье» вспомнил и Вашингтон. Американский Атлантический Совет совместно с польским аналитическим центром Central Europe Energy Partners выпустили доклад «Формируя Европу: от коридора Север-Юг к энергетическому, транспортному и телекоммуникационному союзу», в котором прямо сказано, что Европа сталкивается с многочисленными внешними угрозами, «включая возрождающуюся Россию». Текст был подготовлен не без помощи генерала Джеймса Джонса — экс-советника Барака Обамы по национальной безопасности и бывшего главнокомандующего вооруженными силами НАТО. Среди авторов фигурирует и Ян Бжезинский — сын знаменитого американского стратега и русофоба Збигнева Бжезинского.
Через два года после публикации доклада в живописном хорватском городе на побережье Адриатики состоялся первый саммит нового блока, получившего название «Инициатива трех морей». Выступая на нем, Джонс открыто заявил, что это чисто геополитический проект:
«Российское правительство использует энергетические ресурсы как рычаг проведения в отношении Европы стратегии «разделяй и властвуй», а потому, соединив север и юг Европы в плане энергетических поставок, «Инициатива трех морей» побьет противника его же оружием».
С тех пор форумы «Триморья» проходили ежегодно: вторая встреча на высшем уровне состоялась в июле 2017 года в Варшаве в присутствии Дональда Трампа.
В саммите 2018 года, который прошел в Бухаресте, участие принял министр энергетики США Рик Перри. На нем был утвержден перечень приоритетных проектов сотрудничества в трех ключевых областях: транспорт, энергетика и цифровая экономика. В прошлом году в Словении был создан Инвестиционный фонд инициативы с первоначальным капиталом в размере 500 млн евро. Около 3-5 млрд евро страны-участницы рассчитывали привлечь извне. При этом на встрече в Любляне уже рассматривалось не просто создание общей газотранспортной инфраструктуры, а формирование на европейском пространстве рынка сжиженного природного газа (СПГ), который должен вытеснить российское голубое топливо.
Проведение пятого саммита долго оставалось под вопросом — из-за пандемии в 2020 году все пошло не по плану. Мероприятие было перенесено с лета на октябрь, и до последнего момента не было ясно, состоится ли оно вообще. Под давлением Варшавы встречу решили все же провести, но участвовать в ней согласились только три президента — Керсти Кальюлайд (Эстония), Анджей Дуда (Польша) и Румен Радев (Болгария). Остальные государства решили присоединиться в формате видеоконференции, а президент Хорватии в последний момент и вовсе отказался от участия — его заменил премьер-министр.
Как Хорватия запустила проект, который ей навредит
Накануне саммита Зоран Миланович заявил, что участие в «Инициативе трех морей» Хорватии только навредит. Основной целью «Триморья» он назвал принуждение стран региона к закупкам американского СПГ, а также попытку вытеснить Россию с европейского рынка газа. «Вызывать возмущение» Берлина и Москвы Миланович счел неразумным.
«Я не буду участвовать в изоляции России таким способом, считаю, что это глупо и вредно для Хорватии. Мы видим, как изоляция России влияет на отношения между нынешней американской администрацией и Германией, которую практически принуждают отказаться от проекта «Северный поток — 2». «Триморье» — не тот матч, в котором Хорватия должна участвовать», — сказал он.
Он также совершенно резонно добавил, что за два года с момента образования инвестиционного фонда Загреб не получил из него ровным счетом ничего, а вот внести он должен около 20 млн евро.
Сомнения в целесообразности участия в «Инициативе трех морей» у руководства Хорватии были не всегда — в декабре 2015 года именно Загреб поддержал Варшаву в формировании «газовой коалиции» на пространстве между Адриатикой, Балтикой и Черным морем. Занимавшая должность президента Колинда Грабар-Китарович считала проект ключевым элементом внешней политики страны, который поможет снизить «энергетическую зависимость Европы от российского газа» (читай — повысить зависимость от газа американского).
Обещанного три года ждут
Хорватский терминал СПГ на острове Крк, строительство которого активно лоббировал Вашингтон, должен быть запущен в 2021 году, а польский терминал в порту Свиноуйсцье был введен в эксплуатацию четыре года назад. В рамках проекта предполагается формирование системы интерконнекторов для транспортировки американского СПГ в страны Восточной Европы. Помимо строительства газотранспортной инфраструктуры «Инициатива трех морей» включает в себя проект Smart Connectivity («Умное сопряжение») — превращение региона в рынок свободного перемещения товаров с использованием новейших цифровых технологий.
Способствовать этому должно соединение железнодорожных, морских и автомобильных артерий (автомагистраль Via Carpathia и Янтарный железнодорожный грузовой коридор) в единую инфраструктурную цепь.
В 2019 году Европейский парламент позволил включить маршрут Via Carpathia в список приоритетных проектов. Однако, в отличие от газотранспортных мощностей, необходимых Вашингтону для экспансии СПГ на европейском направлении, развитие дорожной инфраструктуры в рамках «Триморья» пока реализовать не удалось — оно требует значимых финансовых вложений. МВФ оценил суммарные инвестиционные потребности проектов в 1,15 трлн евро. Вашингтон в лице Майка Помпео пока обещает лишь один миллиард, которого, по словам Зорана Милановича, «не хватит даже на кофе», если речь идет об инвестициях в целый регион. Да и из обещанного миллиарда страны, расположенные меж трех морей, пока не получили ни гроша.
Против кого дружим?
Перспективы скорой реализации задумок «Инициативы» теперь вызывают сомнения и у руководства Болгарии. В феврале этого года Бойко Борисов усомнился в целесообразности вложений в инвестиционный фонд — мол, мы и так уже участвуем в важных региональных проектах. Летом София впервые заявила о невозможности стать председателем форума в 2021 году — в сентябре это подтвердила и глава МИД Болгарии Екатерина Захариева.
О том, что проект мало похож на платформу экономического и энергетического сотрудничества, недавно публично завил болгарский аналитик Валентин Вацев. По его мнению, граждане стран, входящих в «Инициативу трех морей», воспринимают ее как некое продолжение Европейского союза, в то время как она скорее является продолжением НАТО.
«Фактически идея состоит в том, чтобы воздвигнуть стену из стран между Россией и Западной Европой, особенно Германией, — отмечает он. — Необходимо свести на нет взаимодействия в культуре, политике и других областях, начав с трех прибалтийских государств, двинуться на юг через Польшу, затем пройти через Белоруссию, а потом спуститься в Румынию и, само собой, дойти до Болгарии. Это очень старая геополитическая схема. Очевидно, что это крайне антироссийский милитаристский союз».
Рост русофобских настроений в Польше и странах Прибалтики, создание своего рода «антироссийского кордона» внутри Европы затруднений не вызовет. Вторая (и основная) задача нового альянса заключается в том, чтобы выдавить Россию с европейского рынка энергоресурсов. При этом для стран «Триморья», отличающихся относительно низким уровнем потребления газа, строительство новой газотранспортной сети и последующая замена российского газа дорогостоящим американским СПГ, с точки зрения экономики, попросту нецелесообразны.
Сотрудничество в сфере цифровых технологий, которое также заявлено приоритетным направлением «Инициативы», в свою очередь обусловлено беспокойством Вашингтона глобальным проектом Пекина «Один пояс, один путь», а также встречами в формате «17+1».
В попытке ослабить присутствие Китая в Восточной Европе и странах Балканского полуострова США создают так называемую «чистую сеть» из «проверенных поставщиков», вытесняя с рынка китайский Huawei. При этом многие страны «Триморья» тесно сотрудничают с Китаем и в области развития транспортной инфраструктуры: в Венгрии Пекин финансирует модернизацию железнодорожного сообщения с Сербией, а Болгария заключила соглашение с Китаем о строительстве четырех автомагистралей и туннеля.
Воплощая в жизнь возрождающиеся экспансионистские идеи Варшавы и способствуя продвижению геополитических интересов Вашингтона в треугольнике между Адриатическим, Черным и Балтийским морями, руководство стран «Триморья» не задумывается о том, что порой может действовать в ущерб интересам собственных государств, которые станут разменной монетой для крупных геополитических игроков.
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.