Что такое индустриальный город
индустриальный город
Смотреть что такое «индустриальный город» в других словарях:
Индустриальный (Петропавловск-Камчатский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Индустриальный. Микрорайон Индустриальный Город: Петропавловск Камчатский Дата основания: 1934 Прежний … Википедия
Индустриальный район (Хабаровск) — Индустриальный Герб … Википедия
Индустриальный район Хабаровска — Индустриальный Герб … Википедия
Индустриальный переулок (Москва) — Индустриальный переулок Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия
Индустриальный (Краснодар) — У этого термина существуют и другие значения, см. Индустриальный. Посёлок Индустриальный Страна РоссияРоссия … Википедия
Индустриальный туризм — На заброшенном объекте Индустриальный туризм исследование территорий, зданий и инженерных сооружений производственного (не гражданского) или специального назначения, а также любых оставленных (заброшенных) сооружений с целью получения… … Википедия
Город — Проблемы, с которыми сталкивается человек в современном перенаселенном городе, посреди индустриального ландшафта, один из наиболее распространенных и содержательных мотивов экспрессионистского творчества. Хотя город предстает по преимуществу… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Идеальный город — «Идеальный город», круг Пьеро делла Франческа, сер.15 в., Galleria Nazionale delle Marche Идеальный … Википедия
Карлайл (город в Великобритании) — Карлайл (Carlisle) – город, располагающийся далеко на северо западе Англии, а также самая заселенная область в Камбрии. Карлайл находится всего на 16 км от границы с Шотландией. Карлайл имеет исторический центр, включающий замок, музей, собор и… … Википедия
Введение
История урбанистики напрямую связана с неминуемыми переменами в жизни общества с началом практически повсеместного господства вездесущего капитализма. Переход экономики большей части государств с сельского хозяйства на промышленное производство значительно повлиял и на формирование нового социального сознания и на качественные изменения в основах градостроительства. С приходом крупного массового производства возникла естественная потребность предприятий в рабочей силе. В связи с этим в скором времени произошел массовый приток населения в города, выросшие вокруг одного или нескольких крупных производств. Возник принцип разделения труда, вызвавший рост его производительности.
Перед урбанистами и архитекторами встали новые цели и задачи, решение которых отразилось непосредственно на внешнем облике нового города. Была создана новая сложная структура, отражающая социальные изменения в обществе и подстраивающаяся под волну эпохи. Изменения, положившие начало формированию нового города, за несколько десятилетий создали ту структуру, с которой мы взаимодействуем и сегодня. Конечно, процесс формирования города не стоит на месте. Естественные процессы, протекающие в обществе, создают плодородную почву для новых модификаций. Транспорт, зоны рекреации, спальные районы в частности и удобство доступа к ним, сохранение исторической среды и согласованность построек с действующим законодательством в целом постоянно требуют большого внимания со стороны администрации.
В данной работе я постараюсь вникнуть в суть концепции индустриального города, рассмотрев краткую историю его образования. Кроме того, в работе также исследуется естественное образование города постиндустриального. По мере возможности, будут выделены характерные особенности двух концепций города, обоснованные примерами.
Данная тема является актуальной сегодня, потому как исследование направленно не только на исторический ракурс проблемы, но и на понимание тенденции в целом. Как уже было отмечено выше, городское планирование не стоит на месте, строительство городов продолжается, корректируемое нынешней экономической и социальной ситуацией в мире.
«Город индустриальный»
Понятие индустриального города непосредственно связано с возникновением индустриального общества как такового. С приходом промышленной революции в передовые страны, мануфактура и сельское хозяйство отошли на задний план. Если в период империй и королевств (По Глазычеву в период средневекового города) город естественным образов формировался вокруг замка, привлекая ограниченное количество купцов, крестьян и представителей мануфактурных профессий, в зависимости от особенностей местности, то с приходом промышленности в города с массовым производством начался приток наемных работников. Буквально за несколько десятилетий занятость населения в сфере сельского хозяйства значительно упала, а новая форма занятости привела к скачкообразному росту городского населения. Историческим примером этих процессов является промышленная революция в России с 60-х по 80-е годы XIX века. Конечно, окончательное формирование крупных промышленных центров произошло ближе к середине XX века, но зачатки были заложены сразу после отмены крепостного права в России. Тяжелое положение крестьян, не способных управлять распределенной землей способствовало появлению системы арендных отношений и наемного труда, что повлекло первичное накопление капитала в наиболее благоприятных районах. Так, на юге относительно крупные производства обрастали наемными работниками, что поставило перед администрацией тех районов новые цели по устройству города, для оптимизации жизни бывших крестьян.
Индустриализация в городах родила необходимость создания адекватных форм организации труда, что сильно возвысило роль административного управления, что, в свою очередь, дало толчок и новой ветви в градостроительстве. Как уже упоминалось раньше, формирование индустриального города пришлось на XX век. Параллельно с изменениями происходящими в России, передовые западные страны, раньше прошедшие этапы промышленной революции, искали идеальные формы организации жизни городского населения. Новый способ градостроительства был предложен французским архитектором Тони Гарнье. В 1917 году Архитектор предложил схему индустриального города, рассчитанного для удобства жизни 35 000 человек, как и в проекте «Города-сада». Гарнье был основоположником современной французской архитектуры, значительно повлиявшим на архитекторов середины XX века. Новый индустриальный город предоставлял все удобства для людей, задействованных на производстве. Согласно автору проекта, город функционально разделен на части, связанные между собой сетью муниципального транспорта, а также сетью дорог и коммуникаций, соединяющих технические районы. В проекте была задействована новая для того времени идея создания гидроэлектростанции.
Что касается жизни городского населения, был предложен новаторский способ строительства зданий из бетона, для массового заселения туда людей (В облике западного индустриального города этот принцип прослеживается в строительстве казарм в гитлеровской Германии). Дальновидный Гарнье разработал и принцип четкого разделения районов культурного досуга от рабочих и спальных районов. Появилась и необходимость создания центров медицинской помощи населению, что отразилось в плане в виде спроектированных муниципальных больниц и санаториев.
Новая сложная система требовала внимания ко всем уровням жизни и функционирования организма города. Согласно Гарнье, появилась острая необходимость в создании санитарных и дорожных норм. Это лишний раз свидетельствует о необходимости талантливого административного управления.
Однако, несмотря на все удобства, администрирование индустриального города все таки отвечает задачам повышения производительности труда. Таким образом, в качестве основных черт индустриального города можно выделить массовость застроек, отсутствие индивидуального подхода к городскому жителю, разграничение рекреационных, жилых и рабочих зон и универсальная доступность к основным благам.
Дополнительное чтение: Индустриальный город
Как бы не было удивительно, но вслед за классическим и пропорциональным «идеальным» городом, в центре которого был человек, на смену пришел город индустриальный.
Такой тип города не был запланирован заранее — он появился сам по себе, отвечая на резкий скачок науки, на индустриализацию, на востребованность рабочей силы. Индустриальный город — это место, в котором планирование было забыто, ибо невозможно было укротить поток людей, прибывающий в города в поисках работы на фабриках, которых с каждым днём строилось всё больше.
Мне кажется, что индустриальный город может по демонизации образа даже опередить средневековый город. Так почему же это произошло?
Город начал превращаться в индустриальный где-то в конце XVIII — начале XIX века. Но, до этого, превращаться стала наука. Ещё во время Возрождения, наука пережила взлёт и, спустя столетия, стали видны результаты. Взлёт химии и физики, открытие катализаторов, электричества, укрощение физических процессов в пользу человека — это всё подтолкнуло развитие производства. Начали появляться первые фабрики и заводы. Мир вступил в эпоху массового производства невиданных до этого размеров.
Такие масштабы производства требовали таких же масштабных человеческих ресурсов. Город перестал нуждаться в фермах так, как раньше, но начал нуждаться в рабочей силе. А спрос, как известно, рождает предложение.
Население Нью Йорка в 1840 составляло 313,000 людей. В 1910 это число выросло до 4,767,000. Население Чикаго возросло с 4,000 до 2,185,000 за тот же период.
Лондон показал ещё более драматичный рост — с 225,000 в 1605 году до 500 000 в 1700, затем до 2,000, 000 в 1830 и до 4-6,000,000 1900-том.
Однако, город не был готов принять такое количество населения и, конечно же, для многих прибывших просто не было достаточного количества домов. Как результат — резко увеличилось количество трущоб и бедняцких районов. Антисанитария и отсутсвие доступа к качественным продуктам (а то и к продуктам в целом) увеличили смертность среди населения, количество эпидемий возросло, а состояние здоровья среднего работника, наоборот, значительно упало. Не в последнюю очередь это произошло и из-за резко ухудшившейся экологической ситуации (фабрики, сжигая уголь для выработки энергии, выбрасывали тонны сажи в воздух).
Именно в это время начинается процесс суб-урбанизации. Те, у кого есть средства предпочитают уже жить не в черте города и переезжают жить в пригород — к чистому воздуху и свободной застройке.
Как ответ на перенаселенность и миграцию платежеспособного населения за пределы города, а так же благодаря новым научным открытиям, появился первый общественный транспорт. Быстро вошла в повседневную жизнь европейцев железная дорога — в Лондоне, например, в 1836 году был открыт первый путь, а спустя 20 лет уже было построено порядка 6 вокзалов. Затем, началась прокладка метро (1863 год, Лондон). В 1830 году появились первые «конки» (трамваи, запряженные лошадьми), затем «кабельные трамваи», и уже в 1880 появились первые прототипы троллейбусов, движимые электричеством.
Благодаря этому, город впервые сталкивается с необходимостью разделения категорий движения и территорий движения для них. Постепенно появляются пешие тротуары и отделенные дороги для колесного/реечного транспорта, организовывается движение. Площади превращаются в транспортные развязки, а средневековые стены теряют свою функцию как «врата» города. В индустриальном городе вратами становится вокзал.
В 1880-том году так же появились первые электростанции, что вскоре позволит осветить улицы уже не газовыми фонарями, а электрическим светом. А изобретение, а за ним и быстрое распространение телеграфа и телефона ещё сильнее повлияли на концентрацию городских активностей.
Что касается фабрик, в начале они строились в большинстве своём за пределами города, в том время как основные бизнес активности по прежнему велись в центре города (например, финансы, страхование и банковский сектор). Но, чем более доступным становилось электричество, тем ближе к городскому центру подбирались и фабрики. К 1930-тому году их строили уже как можно ближе к портам, железной дороге и городской рабочей силе.
Итак, город XVIII-XIX века — это перенаселённый город, состоящий в большинстве своём из бедняков, живущих крайне плотно, в грязных маленьких квартирках, часто неспособных позволить себе простейшее лечение и отдых за городом. Воздух в таком городе грязный, а вентиляция (да и любые санитарные нормы) из-за плотной застройки отсутствуют практически напрочь, что сильно влияет на рост заболеваний. Лишь центральная часть города остается достаточно ухоженной, так как именно там живут и работают богачи.
Вавилонские башни
Говоря об индустриальном городе, стоит так же упомянуть ещё несколько значимых процессов, повлиявших вскоре на города во всём мире. Первый — это строительство первых небоскрёбов в США.
Итак, до начала промышленной революции, большинство построек были низкими и не превышали 6-ти этажей. Это было вызвано, в первую очередь, технологическими ограничениями — подниматься было крайне неудобно (отсутствовали лифты), невозможно было поднять воду на такую высоту (насосы, которые на тот момент существовали, были ограничены в возможностях), а кроме того — технологии строительства не были достаточно надежными, чтобы выдержать необходимое давление.
Однако, с развитием сталелитейной промышленности, появлением железобетона и водных напорных насосов появились и первые идеи постройки более высотных домов. Учитывая возросшее население, такое было бы крайне кстати чтобы разрешить проблему создания большего количества мест на той же площади, что и ранее.
Самым первым небоскрёбом стало здание построенное в 1885 году в Чикаго — дом Страховой компании, просуществовавшее до 1931 года, а затем оно было снесено. Изначально, высота зданий была 10 этажей, позже было достроено ещё 2. При сооружении впервые была использована технология несущего каркаса, что позволило уменьшить общую массу сооружения почти на треть, а благодаря новым материалам удельная прочность каркаса так же выросла в 50 раз.
Уже через 5 лет, в 1890 году было построено ещё одно подобное здание, существующее и сейчас —Уэйнрайт Билдинг (Wainwright Building), город Сент Луис. Высота здание — 10 этажей.
Однако, по праву первым небоскрёбом в современном понимании стало здание Вулворт-билдинг — высотой в 241 метр (57 этажей). Оно, кстати, до сих пор входит в список 50-ти самых высоких зданий США.
Перестройка Парижа
Индустриальный город был, несомненно, самым провальным периодом в истории планирования городов, однако, именно в этот период появился такой феномен, как намеренное расчищение и застройка территории. Ранее, города, конечно же обновлялись. Но это редко было умышленным действием. Чаще всего обновления проходили после великих пожаров или катастроф, когда стихия сметала город с лица земли и людям приходилось отстраивать его заново.
Но, в индустриальную эпоху, в Париже, произошло едва ли не первое, но уж точно самое знаменитое перепланирование и перестройка города. После его успеха, города стали повсеместно пере-планироваться и перестраиваться, чтобы отвечать новым понятиям комфортного, чистого и современного города, а так же, чтобы удовлетворить спрос возросшего населения на жилье и рабочие места.
Что же было сделано в Париже?
Итак, до 1850-тых годов, центр всё ещё оставался центром построенного в средние века города — с узкими и грязными улочками, по которым не могли проехать зачастую даже лошади, не говоря уже об общественном транспорте. В некоторых кварталах плотность населения достигла 100 000 чел на км², несмотря на то, что трущобами были застроены почти все набережные Сены и даже мосты через неё.
Уже в 1806 году по поручению Наполеона Бонапарта была перестроена одна из улиц (Улица Риволи), на ней было розграничено движение пешеходов и транспорта. Сама улица стала довольно оживленной. Однако, при Наполеоне І перестройки на этом и завершились.
А начались снова они уже в 1854 году, при Наполеоне ІІІ, после его визита в Лондон. Так, проникшись развитием Лондона и его перестройкой после Большого пожара 1666 года (после которого, кстати, появился Гайд-парк), Наполеон ІІІ решил превратить Париж в современный город, с транспортным сообщением, системой здравоохранения и улучшенными жилищными условиями для низшего класса. Так же, по задумке, новые, широкие, хорошо обозреваемые авеню должны были облегчить проведение военных парадов и усложнить перекрытие улиц баррикадами в случае очередной революции.
Крайне важен последний пункт. Так, в советском союзе, большие площади в городах строились с абсолютно аналогичной целью. Они должны были стать идеальным местом проведения парадов, однако усложнить любые попытки незапланированной политической активности вроде митингов и страйков.
Для помощи в такой непростой задачи Наполеон ІІІ назначил префектом департамента Сена барона Жоржа Эжена Османа, который и должен был подготовить план реконструкции Парижа. Перестройка велась в 4 этапа, последний из которых был завершен уже без барона Османа. За всё время, были не только перестроены, но и расширены и продлены существующие улицы, созданы новые; появились парки и скверы; была построена сеть водопроводных и коллекторных труб, прочее.
Для завершения первого этапа, сенату пришлось принять закон об экспроприации земли у населения, а так же, заключить сделку об инвестировании с специально созданным для этого инвестиционным банком. В обмен на деньги, инвесторам давалось право на владение собственностью в построенных домах.
В течении первого этапа были снесены самые убогие трущобы, в которых бушевали одни из сильнейших эпидемий. Взамен, с севера на юг протянули две оси пересекающие Париж.
Во время второго — было построено множество новых бульваров и авеню, переделан парк Монсо. Третий этап, несмотря на то, что был скорее этапом завершений, встретил крайне сильный отпор от оппонентов барона Османа и до конца завершен не был. Последний же этап был начат в 1870 году, но закончен лишь в 1927 году. По сути, этот этап тоже был завершающим этапом ряда бульваров (бульвар Османа, Генриха IV, прочих).
Индустриальный город: как зародился, структура, последствия, проблемы
Содержание:
А промышленный город Его основная экономическая деятельность сосредоточена на промышленном производстве. Его жители широко связаны с производственной деятельностью, которая происходит в них. Они имеют тенденцию расти вокруг заводов или где бы то ни было, где расположены различные производственные рабочие места.
Промышленные города возникли в результате промышленной революции, когда экономика стала ориентироваться на массовое производство. Именно в это время город стал точкой, где были построены фабрики, и поэтому рабочая сила, то есть рабочие, начала перемещаться к этим источникам занятости.
Широкий рост населения, объединение культур и развитие городского планирования, населенного рабочими, были одними из наиболее важных аспектов, вызванных появлением промышленных городов.
Как рождаются промышленные города?
Рождение промышленных городов восходит к 18 веку, когда возникла капиталистическая экономика и индустриализация. Города стали основными местами, где осуществлялись производственные процессы. Здесь также были основаны многие фабрики, которые были основными источниками занятости.
Индустриализация в значительной степени вызвана необходимостью производителей увеличить уровень производства товаров на своих заводах. Возможности трудоустройства побудили многих людей переехать в города.
Так промышленные зоны были резиденцией рабочего класса. Это привело к увеличению населения, а также к развитию других видов деятельности, таких как банковское дело, транспорт и дороги.
Среди прочего, промышленные города означали источник ресурсов, сырья и доступа к услугам. Новое их соответствие принесло с собой новые социальные структуры. Рост промышленного населения был таким, что, например, в 19 веке население Лондона перешло от одного миллиона жителей к более шести миллионам.
Социальная структура промышленных городов
В настоящее время индустриальные общества характеризуются тем, что ставят своей целью массовое производство товаров и услуг. Они используют технологии, чтобы иметь возможность управлять производственной отраслью, которая в целом имеет тенденцию поддерживать большие группы населения, такие как города или целые страны.
В основном индустриальное общество имеет большие сектора производства и инфраструктуры. Однако во многих случаях промышленные предприятия, такие как добыча угля, находились в определенных местах несколько далеко, поэтому многие владельцы предприятий сосредоточились на развитии близлежащих деревень для рабочих.
В начале промышленной революции, которая зародилась в Англии в 18 веке, социальные структуры начали претерпевать изменения. Новая форма экономики и производства изменила способ разделения социальных классов.
В это время начали проявляться социальные классы, характерные для капиталистических экономик. Таким образом, компания была составлена следующим образом:
Высокий социальный класс
Его составляли, прежде всего, владельцы заводов, производств и любого механизма или места производства. Они были хозяевами мест, где работали простые люди общества.
Необязательно, чтобы высший социальный класс имел отношение к дворянству. Фактически, именно в этот период многие богатые люди не имели ничего общего с дворянскими титулами. Его богатство возникло с того момента как продукт его промышленной собственности.
Средний класс
Он состоял из людей, которые, хотя и не были богатыми, обладали средним уровнем способности зарабатывать деньги. Среди них есть торговцы, бюрократы среднего звена, то есть люди, работающие в качестве государственных служащих, и работники с более развитыми навыками, чьи рабочие места не могли быть заменены машинами.
Ниже класс
Состоит из рабочих. Класс с наименьшей покупательной способностью в обществе, то есть те, у кого мало денег и не было собственности. Отношения с их работой жизненно важны, поскольку обычно это их единственный способ получения дохода для поддержания своей жизни.
Эти разделения с момента своего возникновения сформировали основу структуры общества с капиталистической экономикой сегодня. Экономики, в которой все процессы обмена и производства находятся в ведении частных организаций и не контролируются государством. Кроме того, они стремятся зарабатывать деньги.
Последствия промышленного города
— Социальные классы в промышленных городах стали определяться через материальные блага, которыми обладает человек.
— Раньше население было больше, чем в других секторах, например, на полях.
— Промышленность находилась в городах, поэтому производственные процессы осуществлялись внутри них.
— В промышленных городах быстрее развивались. У них было больше средств связи, доступа к услугам и товарам.
— Социальные классы стали распределяться по зонам в пределах одного города.
— Промышленные города были ядром развития капиталистической экономики.
Проблемы, исходящие из промышленного города
Этот фактор загрязнения сопровождается ухудшением состояния окружающей среды, которое может не только затронуть местных жителей, но и нанести ущерб целому региону планеты.
Многие общества в промышленном городе отличаются разительным классовым контрастом. Обычно существует большая социальная разница между высшими классами по сравнению с низшими классами.
Рост населения в промышленных городах может привести к ухудшению качества жизни в них. Перенаселение может вызвать скопление людей в повседневной жизни. Жители могут столкнуться с такими проблемами, как преступность, интенсивное движение людей, стресс и многое другое.