Что такое индустриальная модель предприятия

Трансформация ради повышения конкурентоспособности

Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть фото Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть картинку Что такое индустриальная модель предприятия. Картинка про Что такое индустриальная модель предприятия. Фото Что такое индустриальная модель предприятия

Индустриальная модель российских машиностроительных корпораций и холдингов сложилась ещё в советское время. Большинство предприятий, которые в них входят, по сей день остаются заводами «полного цикла», имеющими у себя все переделы: от заготовительного производства до финальной сборки и испытаний, в то время как внутриотраслевые кооперационные связи минимальны. Схема организации производства, оправдывавшая себя раньше, сегодня устарела: за последние 30-40 лет подходы в мировом авиастроении существенно изменились, продукция создаётся в широкой кооперации специализированных предприятий.

Проблема изменения индустриальной модели сегодня рассматривается буквально как проблема восстановления конкурентоспособности на мировом рынке. Именно поэтому Экспертный совет при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности, Комитет по авиационной промышленности Союза машиностроителей России, а также представители ОАК, «Вертолётов России» и ОДК в ходе совместного заседания обсудили подходы к трансформации отрасли.

Открывая заседание, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв подчеркнул, что потребность в повышении эффективности отечественных высокотехнологичных производств подвела авиастроителей к необходимости изменения индустриальной модели. Прежде всего, трансформация должна идти в направлении расширения и развития горизонтальных кооперационных связей при минимуме дублирующих производств и выстраивания технологической цепочки в соответствии с жизненным циклом продукта.

Необходимость кардинальных изменений

Председатель Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России, первый вице-президент ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК) Александр Туляков напомнил, что перед корпорацией стоит задача по увеличению поставок гражданской авиационной техники. По его словам, ОАК планирует наращивать своё присутствие в гражданском сегменте как за счёт проектов, которые сегодня находятся в серийном производстве, так и за счёт новых проектов, стартовавших в связи с решением президента РФ Владимира Путина по созданию регионального турбовинтового самолёта Ил-114, а также по возобновлению производства модернизированного Ил-96-400.

Подробнее о грядущих изменениях рассказал технический директор, директор департамента развития индустриальной модели ОАК Юрий Тарасов. Он объяснил, что основная цель трансформации индустриальной модели заключается в повышении эффективности производства за счёт оптимизации инвестиций, человеческих ресурсов, производственных мощностей и площадей, снижении себестоимости продукции, а также за счёт внедрения новых технологий.

Единство целей и подходов

С аналогичными проблемами, которые озвучили представители ОАК, сегодня сталкиваются и другие участники отрасли. Схожи и пути их решения. Заместитель генерального директора по производству и инновациям АО «Вертолёты России» Андрей Шибитов рассказал, что анализ прогнозов по производительности труда с учётом реальной загрузки, проведённый в 2016 году, показал, что вплоть до 2019 года выработка на одного работника продолжит расти, однако после этого периода предприятия холдинга перестанут достигать даже директивных показателей, предусмотренных государственной программой развития авиационной промышленности.

Директор по производству АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК) Валерий Теплов также отметил, что имеющиеся проблемы, в том числе переразмеренность производственной структуры, и подходы к их решению принципиально не отличаются от тех, которые обозначили коллеги из ОАК и «Вертолётов России». Также он отметил, что наблюдается и отставание в производительности труда. В 2014 году, в момент формирования и утверждения стратегии развития ОДК, разрыв с лидерами отрасли по этому показателю достигал 9-11 раз. С учётом производств, отданных на аутсорсинг, отставание было на уровне 2,5-3 раз.

Представитель ОДК также обратил внимание на то, что трансформация должна не только затрагивать структуру компании, но и включать настройку процессов внутри каждого из созданных центров специализации, применению методик бережливого производства.

Также В.Теплов отметил, что процесс внесения изменений в деятельность корпорации требует особого внимания. Так в ОДК в конце 2015 года утверждена техническая политика корпорации, фиксирующая основные задачи, которые необходимо решить, а также принципы трансформации, следуя которым ОДК планирует добиваться поставленной цели по повышению конкурентоспособности.

Ю.Тарасов добавил, что реализация утверждённой в 2016 году стратегии уже стартовала. В частности, в ОАК началась оптимизация производственных мощностей. Вкладывать средства в низкие переделы корпорация прекратит с 2019 года. В корпорации подсчитали, что промежуточный экономический эффект за счёт оптимизации роста производительности труда, оптимизации оборотного капитала, сокращения инвестиций в низкие переделы, а также за счёт реализации непрофильных активов, закрытия или профилирования ряда производственных площадок, составит 330 млрд рублей к 2025 году. К этому времени из 10 выпускающих заводов останется шесть, а количество персонала на предприятиях ОАК должно сократиться вдвое.

К настоящему моменту в ОДК утверждена карта центров специализации, которая формирует географическую привязку остающихся в контуре корпорации компетенций. Документ создан на основе карты ключевых компетенций, которые останутся внутри ОДК. Однако, отметил В.Теплов, туда включены и некоторые технологические переделы, не относящиеся к ключевым компетенциям.

Источник

Шарикоподшипниковый аутсорсинг: ОАК организует производство на основе новой индустриальной модели

Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть фото Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть картинку Что такое индустриальная модель предприятия. Картинка про Что такое индустриальная модель предприятия. Фото Что такое индустриальная модель предприятия

Один из первых проектов ОАК по налаживанию производства на основе новой индустриальной модели оказался связан с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) им. Г. М. Бериева. Вместо больших инвестиций и временных затрат на обучение кадров и отладку сложного производства выпуск одного из самых технологически сложных агрегатов для самолета-амфибии Бе-200 передали на аутсорсинг.

«Сегодня Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева ведет реконструкцию основного производства для серийного выпуска самолетов-амфибий Бе-200. В 2017 году предприятие освоило мелкосерийную сборку, заказчикам передано три амфибии, в этом планируется примерно такой же порядок. Со временем выпуск планируется довести до шести машин в год», – говорит генеральный директор ТАНТК им. Г. М. Бериева Юрий Грудинин.

Общая стоимость технической реконструкции – около 3 млрд рублей. Задача техпереворужения – оснастить предприятие современным оборудованием для серийного производства агрегатов.

Но один производственный передел – выпуск шариковинтовых механизмов (ШВМ) – ТАНТК им. Г. М. Бериева и ОАК решили передать на аутсорсинг. Шариковинтовые механизмы используются при производстве механизации крыла. В одном самолете стоят девять агрегатов: по четыре на крыле и один – управление стабилизатором.

Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть фото Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть картинку Что такое индустриальная модель предприятия. Картинка про Что такое индустриальная модель предприятия. Фото Что такое индустриальная модель предприятия
Специализированное оборудование, на котором выполняются операции по изготовлению деталей для ШВМ.

Особенность всех механизмов – абсолютная синхронность в работе при выпуске механизации крыла. При сборке ШВМ используются сложные механизмы, и для их производства нужно сверхточное оборудование, современные программы и высококвалифицированный персонал.

Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть фото Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть картинку Что такое индустриальная модель предприятия. Картинка про Что такое индустриальная модель предприятия. Фото Что такое индустриальная модель предприятия
Агрегат ШВМ, состоящий из шарико-винтовой пары в сборе с редуктором привода.

«К сожалению, компетенции по выпуску ШВМ у нас на заводе оказались утрачены. Начни мы проект заново, пришлось бы приобретать три десятка единиц оборудования, даже такого специфического, как обработка зубьев, станки для глубокого сверления», – вспоминает Сергей Рылецкий, директор по координации программ ТАНТК им. Г. М. Бериева.

«К тому же, – добавляет Евгений Терехин из департамента развития индустриальной модели ОАК, – похожие вопросы – запускать свое производство шариковинтовых механизмов или переходить на аутсорсинг – рассматривают технологи еще на трех заводах Объединенной авиастроительной корпорации – в Воронеже, Казани и Ульяновске».

ОАК и ТАНТК им. Г. М. Бериева опросили около 15 крупных механообрабатывающих предприятий по стране и пилотным партнером выбрали калужскую компанию «Инновационные технологии металлообработки» (производственное объединение «Иннотехмет»).

Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть фото Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть картинку Что такое индустриальная модель предприятия. Картинка про Что такое индустриальная модель предприятия. Фото Что такое индустриальная модель предприятия

В Калуге обращают внимание, что предприятие недавно закупило более 30 единиц высокоточных современных станков (более 90 % оборудования – после 2012 года выпуска). За последние несколько лет сразу несколько крупных аэрокосмических корпораций, например Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева или Корпорация тактического ракетного вооружения, размещали заказы на выпуск сложных агрегатов пневмогидросистем, сложных корпусных деталей из жаропрочных сталей или титановых импеллеров большого диаметра.

Терехин надеется, что переход на аутсорсинг позволит не только избежать существенных капитальных затрат на оснащение как отечественным, так и западным оборудованием ТАНТК им. Г. М. Бериева, но и снизить стоимость производства. Проектные расчеты показывают, что обращение к сторонним партнерам обойдется на треть дешевле.

В Таганроге решили развивать производство, связанное с ключевыми переделами, например длинномерных конструкций, обтекателей из композитных материалов. Часть комплектующих в Таганрог ранее поступало от других заводов ОАК. В планах ТАНТК им. Г. М. Бериева – передача на аутсорсинг еще ряда сложных агрегатов, например гидроцилиндров, где требуются особые технологии по нанесению хрома.

Аутсорсинг позволит поднять производительность труда

Сергей Юрасов, вице-президент по производству ОАК:

— Стратегическая задача ОАК – существенное, в пять раз, повышение производительности труда на наших предприятиях. Новая индустриальная модель ОАК, когда ряд неключевых переделов мы отдаем на аутсорсинг, должна помочь улучшению производительности. Наша задача – сохранить за ОАК критические технологии: проектирование, сборку и испытания самолетов и послепродажное обслуживание. Что касается технологий, то на своих заводах мы сфокусируемся на наиболее важных технологиях, таких как, например, композитные материалы, обработка титана, выпуск длинномерных изделий, а с 2019 года мы планируем отказаться от инвестиций во второстепенные переделы. Со временем более трети объемов по механообработке изделий планируем передать сторонним заказчикам.

Источник

Российский авиапром: Поиск новой индустриальной модели

Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть фото Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть картинку Что такое индустриальная модель предприятия. Картинка про Что такое индустриальная модель предприятия. Фото Что такое индустриальная модель предприятия

8 февраля состоялось совместное заседание Экспертного совета при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России.

Главная тема – пути совершенствования эффективности отраслевой модели авиационной индустрии на период до 2035 года.

Приоритеты-2017

Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть фото Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть картинку Что такое индустриальная модель предприятия. Картинка про Что такое индустриальная модель предприятия. Фото Что такое индустриальная модель предприятия

Автор материала. в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.

Председатель Экспертного совета по авиационной промышленности, глава комиссии ГД РФ по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимир Гутенев, в своем вступительном слове в числе приоритетных направлений работы на 2017 год назвал: диверсификацию, совершенствование закона о гособоронзаказе и изменение формулы «20+1» в ценообразовании на оборонную продукцию. В числе направлений на предстоящий год также – международное сотрудничество, подготовка кадров и законодательное обеспечение деятельности частных военных компаний.

План работы Комитета по авиационной промышленности на 2017 год содержит 5 основных тем: пути совершенствования эффективности отраслевой модели авиационной индустрии, совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность производственных и научных интегрированных структур

Одна из ключевых проблем авиационной отрасли – «переразмеренность» мощностей.

авиационной промышленности, создание системы управления научно-техническим развитием авиационной промышленности, роль национальной системы сертификации авиационной техники гражданского назначения в обеспечении продвижения отечественной продукции на международный рынок и диверсификации предприятий ОПК и взаимодействие интегрированных структур с органами власти по использованию инфраструктурных объектов корпораций, перераспределение производственных ресурсов, с целью сохранения занятости населения при переходе на новую индустриальную модель.

ОАК: новая индустриальная модель

Переходя к основной теме заседания комитета, Владимир Гутенев отметил, что, прежде всего, необходимо обсудить перспективы развития и трансформации организации высокотехнологичных производств, научной базы и сервисов, входящих в авиастроительный комплекс.

Заводы в составе ОАК должны концентрироваться на ключевых компетенциях, таких как проектирование, сборка, испытания, продажи и сервисное обслуживание.

Одна из ключевых проблем авиационной отрасли – «переразмеренность» мощностей. Проблема обостряется накопившимися недостатками системы ценообразования в условиях девальвации рубля, секвестра бюджета, роста объемов заемных средств, отсутствия утвержденных отраслевых методик формирования цены.

В этих условиях, по словам Владимира Гутенева, потребности повышения эффективности отечественных высокотехнологичных производств подвели нас к необходимости трансформации индустриальной модели в направлении расширения и развития горизонтальных кооперационных связей при минимуме дублирующих производств и выстраивания технологической цепочки в соответствии с жизненным циклом продукта.

Директор департамента развития индустриальной модели ПАО «ОАК» Юрий Тарасов отметил, что решение о переходе на новую индустриальную модель принято в конце прошлого года. «Заводы в составе ОАК должны концентрироваться на ключевых компетенциях, таких как проектирование, сборка, испытания, продажи и сервисное обслуживание. Ряд «неключевых» для самолетостроения производств деталей, частей агрегатов и комплектующих могут быть переданы на аутсорсинг, что позволит значительно сократить сроки и себестоимость изготовления изделий».

Переход предусматривает более эффективное использование инвестиций, производственных мощностей корпорации (производственных и непроизводственных площадей, персонала и оборудования), в том числе передача части низких переделов на аутсорсинг. Рассматривается создание мощной специализированной базы в статусе дочерних обществ.

По оценкам ОАК, в результате изменения индустриальной модели должна быть достигнута экономия около 330 млрд рублей к 2025 году, а к 2035 году – порядка 700 млрд рублей.

Позицию ОАК поддержал и зам. гендиректора по производству и инновациям АО «Вертолеты России» Андрей

в результате изменения индустриальной модели должна быть достигнута экономия около 330 млрд рублей к 2025 году, а к 2035 году – порядка 700 млрд рублей.

Шибитов: «Без проведения реструктуризации производства и вывода на аутсорсинг работ по неключевым технологическим переделам и производствам невозможно обеспечить повышение эффективности производства и достижение директивных показателей производительности труда в период до 2025 года, установленных Минпромторгом России».

Индустриальная модель и прикладная наука

Кирилл Сыпало, первый зам. гендиректора НИЦ «Институт им.Н.Е.Жуковского», обращая внимание участников заседания на связь новой индустриальной модели авиационной промышленности и прикладной науки отметил, что в связи с изменением структуры высокотехнологичной промышленности, состава представленных в ней отраслей и рынков, на которых Россия остается активным игроком, требуется ревизия компетенций прикладной науки.

По словам Кирилла Сыпало, те области прикладной науки, которые непосредственно создают задел для активных секторов промышленности, должны быть ориентированы на разработку комплексов технологий, доведенных до промышленного уровня готовности. В свою очередь, области науки, которые ранее обеспечивали технологиями сектора, в которых в настоящее время российская промышленность неактивна, безусловно, должны сохранять базовые компетенции, однако наиболее ресурсоемкие стадии разработки технологий в этих областях временно не реализуются.

необходимо сосредоточиться на обновлении модельного ряда для успешной конкуренции на мировом рынке.

Борис Алешин, советник президента ОАК по науке и технологиям отметил, что в предыдущих выступлениях акцент был сделан на развитии холдингов в краткосрочной перспективе, а с точки зрения долгосрочных – научно-технический задел практически исчерпан.

По мнению Борис Алешина, перед ОАК и «Вертолетами России» стоят очень серьезные вызовы – необходимо сосредоточиться на обновлении модельного ряда для успешной конкуренции на мировом рынке.

Директор по производству АО «ОДК» Валерий Теплов, говоря о трансформации индустриальной модели Объединенной двигателестроительной корпорации, рассказал, что сегодня значительное внимание системам бережливого производства и единой технической политике. В ее составе: формирование высокотехнологичных комплексов, исключение дублирования инвестиций в «низкие переделы», система «ворот качества», всестороння эффективность и формирование карт технологических компетенций.

По итогам заседания экспертного совета, участниками была также отмечена важность развития межотраслевой интеграции научных центров в целях обеспечения наукоемкой промышленности комплексом технологий, готовых к промышленному внедрению. Кроме того, должны быть созданы действенные условия для выполнения Стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период, утвержденной в конце 2016 года.

Источник

Российский авиапром: Поиск новой индустриальной модели

Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть фото Что такое индустриальная модель предприятия. Смотреть картинку Что такое индустриальная модель предприятия. Картинка про Что такое индустриальная модель предприятия. Фото Что такое индустриальная модель предприятия

8 февраля состоялось совместное заседание Экспертного совета при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России.

Главная тема – пути совершенствования эффективности отраслевой модели авиационной индустрии на период до 2035 года.

Приоритеты-2017

Председатель Экспертного совета по авиационной промышленности, глава комиссии ГД РФ по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимир Гутенев, в своем вступительном слове в числе приоритетных направлений работы на 2017 год назвал: диверсификацию, совершенствование закона о гособоронзаказе и изменение формулы «20+1» в ценообразовании на оборонную продукцию. В числе направлений на предстоящий год также – международное сотрудничество, подготовка кадров и законодательное обеспечение деятельности частных военных компаний.

План работы Комитета по авиационной промышленности на 2017 год содержит 5 основных тем: пути совершенствования эффективности отраслевой модели авиационной индустрии, совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность производственных и научных интегрированных структур

Одна из ключевых проблем авиационной отрасли – «переразмеренность» мощностей

авиационной промышленности, создание системы управления научно-техническим развитием авиационной промышленности, роль национальной системы сертификации авиационной техники гражданского назначения в обеспечении продвижения отечественной продукции на международный рынок и диверсификации предприятий ОПК и взаимодействие интегрированных структур с органами власти по использованию инфраструктурных объектов корпораций, перераспределение производственных ресурсов, с целью сохранения занятости населения при переходе на новую индустриальную модель.

ОАК: новая индустриальная модель

Переходя к основной теме заседания комитета, Владимир Гутенев отметил, что, прежде всего, необходимо обсудить перспективы развития и трансформации организации высокотехнологичных производств, научной базы и сервисов, входящих в авиастроительный комплекс.

Заводы в составе ОАК должны концентрироваться на ключевых компетенциях, таких как проектирование, сборка, испытания, продажи и сервисное обслуживание

Одна из ключевых проблем авиационной отрасли – «переразмеренность» мощностей. Проблема обостряется накопившимися недостатками системы ценообразования в условиях девальвации рубля, секвестра бюджета, роста объемов заемных средств, отсутствия утвержденных отраслевых методик формирования цены.

В этих условиях, по словам Владимира Гутенева, потребности повышения эффективности отечественных высокотехнологичных производств подвели нас к необходимости трансформации индустриальной модели в направлении расширения и развития горизонтальных кооперационных связей при минимуме дублирующих производств и выстраивания технологической цепочки в соответствии с жизненным циклом продукта.

Директор департамента развития индустриальной модели ПАО «ОАК» Юрий Тарасов отметил, что решение о переходе на новую индустриальную модель принято в конце прошлого года. «Заводы в составе ОАК должны концентрироваться на ключевых компетенциях, таких как проектирование, сборка, испытания, продажи и сервисное обслуживание. Ряд «неключевых» для самолетостроения производств деталей, частей агрегатов и комплектующих могут быть переданы на аутсорсинг, что позволит значительно сократить сроки и себестоимость изготовления изделий».

Переход предусматривает более эффективное использование инвестиций, производственных мощностей корпорации (производственных и непроизводственных площадей, персонала и оборудования), в том числе передача части низких переделов на аутсорсинг. Рассматривается создание мощной специализированной базы в статусе дочерних обществ.

По оценкам ОАК, в результате изменения индустриальной модели должна быть достигнута экономия около 330 млрд рублей к 2025 году, а к 2035 году – порядка 700 млрд рублей.

В результате изменения индустриальной модели должна быть достигнута экономия около 330 млрд рублей к 2025 году, а к 2035 году – порядка 700 млрд рублей

Позицию ОАК поддержал и зам. гендиректора по производству и инновациям АО «Вертолеты России» Андрей Шибитов: «Без проведения реструктуризации производства и вывода на аутсорсинг работ по неключевым технологическим переделам и производствам невозможно обеспечить повышение эффективности производства и достижение директивных показателей производительности труда в период до 2025 года, установленных Минпромторгом России».

Индустриальная модель и прикладная наука

Кирилл Сыпало, первый зам. гендиректора НИЦ «Институт им.Н.Е.Жуковского», обращая внимание участников заседания на связь новой индустриальной модели авиационной промышленности и прикладной науки отметил, что в связи с изменением структуры высокотехнологичной промышленности, состава представленных в ней отраслей и рынков, на которых Россия остается активным игроком, требуется ревизия компетенций прикладной науки.

По словам Кирилла Сыпало, те области прикладной науки, которые непосредственно создают задел для активных секторов промышленности, должны быть ориентированы на разработку комплексов технологий, доведенных до промышленного уровня готовности. В свою очередь, области науки, которые ранее обеспечивали технологиями сектора, в которых в настоящее время российская промышленность неактивна, безусловно, должны сохранять базовые компетенции, однако наиболее ресурсоемкие стадии разработки технологий в этих областях временно не реализуются.

Необходимо сосредоточиться на обновлении модельного ряда для успешной конкуренции на мировом рынке

Борис Алешин, советник президента ОАК по науке и технологиям отметил, что в предыдущих выступлениях акцент был сделан на развитии холдингов в краткосрочной перспективе, а с точки зрения долгосрочных – научно-технический задел практически исчерпан.

По мнению Борис Алешина, перед ОАК и «Вертолетами России» стоят очень серьезные вызовы – необходимо сосредоточиться на обновлении модельного ряда для успешной конкуренции на мировом рынке.

Директор по производству АО «ОДК» Валерий Теплов, говоря о трансформации индустриальной модели Объединенной двигателестроительной корпорации, рассказал, что сегодня значительное внимание системам бережливого производства и единой технической политике. В ее составе: формирование высокотехнологичных комплексов, исключение дублирования инвестиций в «низкие переделы», система «ворот качества», всестороння эффективность и формирование карт технологических компетенций.

По итогам заседания экспертного совета, участниками была также отмечена важность развития межотраслевой интеграции научных центров в целях обеспечения наукоемкой промышленности комплексом технологий, готовых к промышленному внедрению. Кроме того, должны быть созданы действенные условия для выполнения Стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период, утвержденной в конце 2016 года.

Автор материала. в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *