Что такое индуктор в машине постоянного тока

Электродвигатели постоянного тока

Электродвигатели постоянного тока применяют в тех электроприводах, где требуется большой диапазон регулирования скорости, большая точность поддержания скорости вращения привода, регулирования скорости вверх от номинальной.

Как устроены электродвигатели постоянного тока

Работа электрического двигателя постоянного тока основана на явлении электромагнитной индукции. Из основ электротехники известно, что на проводник с током, помещенный в магнитное поле, действует сила, определяемая по правилу левой руки :

где I — ток, протекающий по проводнику, В — индукция магнитного поля; L — длина проводника.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

При пересечении проводником магнитных силовых линий машины в нем наводится электродвижущая сила, которая по отношению к току в проводнике направлена против него, поэтому он а называется обратной или противодействующей (противо-э. д. с). Электрическая мощность в двигателе преобразуется в механическую и частично тратится на нагревание проводника.

Коммутация в электродвигателях постоянного тока

В момент коммутации в короткозамкнутой секции обмотки под влиянием собственного магнитного поля наводится э. д. с. самоиндукции. Результирующая э. д. с. вызывает в короткозамкнутой секции дополнительный ток, который создает неравномерное распределение плотности тока на контактной поверхности щеток. Это обстоятельство считается основной причиной искрения коллектора под щеткой. Качество коммутации оценивается по степени искрения под сбегающим краем щетки и определяется по шкале степеней искрения.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Способы возбуждения электродвигателей постоянного тока

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

По способу возбуждения электрические двигатели постоянного тока делят на четыре группы :

1. С независимым возбуждением, у которых обмотка возбуждения НОВ питается от постороннего источника постоянного тока.

2. С параллельным возбуждением (шунтовые), у которых обмотка возбуждения ШОВ включается параллельно источнику питания обмотки якоря.

3. С последовательным возбуждением (сериесные), у которых обмотка возбуждения СОВ включена последовательно с якорной обмоткой.

4. Двигатели со смешаным возбуждением (компаундные), у которых имеется последовательная СОВ и параллельная ШОВ обмотки возбуждения.

Типы двигателей постоянного тока

Двигатели постоянного тока прежде всего различаются по характеру возбуждения. Двигатели могут быть независимого, последовательного и смешанного возбуждения. Параллельное возбуждение можно не рассматривать. Даже если обмотка возбуждения подключается к той же сети, от которой питается цепь якоря, то и в этом случае ток возбуждения не зависит от тока якоря, так как питающую сеть можно рассматривать как сеть бесконечной мощности, а ее напряжение постоянным.

Обмотку возбуждения всегда подключают непосредственно к сети, и поэтому введение добавочного сопротивления в цепь якоря не оказывает влияния на режим возбуждения. Той специфики, которая существует при параллельном возбуждении в генераторах, здесь быть не может.

В двигателях постоянного тока малой мощности часто используют магнитоэлектрическое возбуждение от постоянных магнитов. При этом существенно упрощается схема включения двигателя, уменьшается расход меди. Следует однако иметь в виду, что, хотя обмотка возбуждения исключается, габариты и масса магнитной системы не ниже, чем при электромагнитном возбуждении машины.

Свойства двигателей в значительной мере определяются их системой возбуждения.

Следует, однако, иметь в виду, что скорость вращения рабочих органов производственных машин существенно ниже. Поэтому между двигателем и рабочей маши­ной приходится устанавливать редуктор. Чем больше скорость двигателя, тем более сложным и дорогим получается редуктор. В установках большой мощности, где редуктор представляет собой дорогостоящий узел, двигатели проектируются на существенно меньшие скорости.

Следует еще иметь в виду, что механический редуктор всегда вносит значительную погрешность. Поэтому в прецизионных установках желательно использовать тихоходные двигатели, которые можно было бы сочленить с рабочими органами либо напрямую, либо посредством простейшей передачи. В связи с этим появились так называемые высокомоментные двигатели на низкие скорости вращения. Эти двигатели нашли широкое применение в металлорежущих станках, где сочленяются с органами перемещения без каких-либо промежуточных звеньев посредством шарико-винтовых передач.

Электрические двигатели отличаются также по конструктивным при­ знакам, связанным с условиями их работы. Для нормальных условий используются так называемые открытые и защищенные двигатели, охлаждаемые воздухом помещения, в котором они устанавливаются.

Воздух продувается через каналы машины посредством вентилятора, размещенного на валу двигателя. В агрессивных средах используются закрытые двигатели, охлаждение которых осуществляется за счет внешней ребристой поверхности или наружного обдува. Наконец, выпускаются специальные двигатели для взрывоопасной среды.

Для уменьшения индуктивности обмотки ее укладывают не в пазы, а на поверхность гладкого якоря. Крепится обмотка клеющими составами типа эпоксидной смолы. При малой индуктивности обмотки существенно улучшаются условия коммутации на коллекторе, отпадает необходимость в дополнительных полюсах, может быть использован коллектор меньших размеров. Последнее дополнительно уменьшает момент инерции якоря двигателя.

Еще большие возможности для снижения механической инерции дает использование полого якоря, представляющего собой цилиндр из изоляционного материала. На поверхности этого цилиндра располагается обмотка, изготовляемая печатным способом, штамповкой или из про­ волоки по шаблону на специальном станке. Крепление обмотки осуществляется клеющими материалами.

Внутри вращающегося цилиндра располагается стальной сердечник, необходимый для создания путей прохождения магнитного потока. В двигателях с гладким и полым якорями вследствие увеличения зазоров в магнитной цепи, обусловленного внесением в них обмотки и изоляционных материалов, требуемая намагничивающая сила для проведения необходимого магнитного потока существенно возрастает. Соответственно магнитная система полу­чается более развитой.

К числу малоинерционных двигателей относятся также двигатели с дисковыми якорями. Диски, на которые наносятся или наклеиваются обмотки, изготовляются из тонкого изоляционного материала, не подверженного короблению, например из стекла. Магнитная система при двухполюсном исполнении представляет собой две скобы, на одной из которых размещены обмотки возбуждения. В связи с малой индуктивностью обмотки якоря машина, как правило, не имеет коллектора и съем тока осуществляется щетками непосредственно с обмотки.

Следует еще упомянуть о линейном двигателе, обеспечивающем не вращательное движение, а поступательное. Он представляет собой двигатель, магнитная система которого как бы развернута и полюсы устанавливаются на линии движения якоря и соответствующего рабочего органа машины. Якорь обычно выполняется как малоинерционный. Габариты и стоимость двигателя велики, так как необходимо значительное число полюсов для обеспечения перемещения на заданном отрезке пути.

Пуск двигателей постоянного тока

В начальный момент пуска двигателя якорь неподвижен и противо-э. д. с. и напряжение в якоре равна нулю, поэтому Iп = U / Rя.

Двигатели мощностью до 1 кВт допускают прямой пуск.

Величина сопротивления пускового реостата выбирается по допустимому пусковому току двигателя. Реостат выполняют ступенчатым для улучшения плавности пуска электродвигателя.

В начале пуска вводится все сопротивление реостата. По мере увеличения скорости якоря возникает противо-э. д. с, которая ограничивает пусковые токи. Постепенно выводя ступень за ступенью сопротивление реостата из цепи якоря, увеличивают подводимое к якорю напряжение.

Регулирование частоты вращения электродвигателя постоянного тока

Частота вращения двигателя постоянного тока:

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

где U — напряжение питающей сети; Iя — ток якоря; R я — сопротивление цепн якоря; kc — коэффициент, характеризующий магнитную систему; Ф — магнитный поток электродвигателя.

Из формулы видно, что частоту вращения электродвигателя постоянного тока можно регулировать тремя путями: изменением потока возбуждения электродвигателя, изменением подводимого к электродвигателю напряжения и изменением сопротивления в цепи якоря.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Механические характеристики электродвигателя постоянного тока при различных способах регулирования частоты вращения

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Торможение электродвигателей постоянного тока

В электроприводах с электродвигателями постоянного тока применяют три способа торможения: динамическое, рекуперативное и торможение противовключением.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаРекуперативное торможение электродвигателя постоянного тока осуществляется в том случае, когда включенный в сеть электродвигатель вращается исполнительным механизмом со скоростью, превышающей скорость идеального холостого хода. Тогда э. д. с, наведенная в обмотке двигателя, превысит значение напряжения сети, ток в обмотке двигателя изменяет направление на противоположное. Электродвигатель переходит на работу в генераторном режиме, отдавая энергию в сеть. Одновременно на его валу возникает тормозной момент. Такой режим может быть получен в приводах подъемных механизмов при опускании груза, а также при регулировании скорости двигателя и во время тормозных процессов в электроприводах постоянного тока.

Торможение противовключением электродвигателя постоянного тока осуществляется путем изменения полярности напряжения и тока в обмотке якоря. При взаимодействии тока якоря с магнитным полем обмотки возбуждения создается тормозной момент, который уменьшается по мере уменьшения частоты вращения электродвигателя. При уменьшении частоты вращения электродвигателя до нуля электродвигатель должен быть отключен от сети, иначе он начнет разворачиваться в обратную сторону.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Электрический двигатель постоянного тока

Эра электродвигателей берёт своё начало с 30-х годов XIX века, когда Фарадей на опытах доказал способность вращения проводника, по которому проходит ток, вокруг постоянного магнита. На этом принципе Томасом Девенпортом был сконструирован и испытан первый электродвигатель постоянного тока. Изобретатель установил своё устройство на действующую модель поезда, доказав тем самым работоспособность электромотора.

Практическое применение ДПТ нашёл Б. С. Якоби, установив его на лодке для вращения лопастей. Источником тока учёному послужили 320 гальванических элементов. Несмотря на громоздкость оборудования, лодка могла плыть против течения, транспортируя 12 пассажиров на борту.

Лишь в конце XIX столетия синхронными электродвигателями начали оснащать промышленные машины. Этому способствовало осознание принципа преобразования электродвигателем постоянного тока механической энергии в электричество. То есть, используя электродвигатель в режиме генератора, удалось получать электроэнергию, производство которой оказалось существенно дешевле от затрат на выпуск гальванических элементов. С тех пор электродвигатели совершенствовались и стали завоёвывать прочные позиции во всех сферах нашей жизнедеятельности.

Устройство и описание ДПТ

Конструктивно электродвигатель постоянного тока устроен по принципу взаимодействия магнитных полей.

Самый простой ДПТ состоит из следующих основных узлов:

Рассмотренный выше пример – это скорее рабочая модель коллекторного электродвигателя. На практике такие устройства не применяются. Дело в том, что у такого моторчика слишком маленькая мощность. Он работает рывками, особенно при подключении механической нагрузки.

Статор (индуктор)

В моделях мощных современных двигателях постоянного тока используются статоры, они же индукторы, в виде катушек, намотанных на сердечники. При замыкании электрической цепи происходит образование линий магнитного поля, под действием возникающей электромагнитной индукции.

Для запитывания обмоток индуктора ДПТ могут использоваться различные схемы подключения:

Схемы подключения наглядно видно на рисунке 2.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаРисунок 2. Схемы подключения обмоток статора ДПТ

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Часто способ подключения диктуется условиями, в которых предстоит эксплуатация электродвигателя постоянного тока. В частности, если требуется уменьшить искрения коллектора, то применяют параллельное соединение. Для увеличения крутящего момента лучше использовать схемы с последовательным подключением обмоток. Наличие высоких пусковых токов создаёт повышенную электрическую мощность в момент запуска мотора. Данный способ подходит для двигателя постоянного тока, интенсивно работающего в кратковременном режиме, например для стартера. В таком режиме работы детали электродвигателя не успевают перегреться, поэтому износ их незначителен.

Ротор (якорь)

В рассмотренном выше примере примитивного электромотора ротор состоит из двухзубцового якоря на одной обмотке, с чётко выраженными полюсами. Конструкция обеспечивает вращение вала электромотора.

В описанном устройстве есть существенный недостаток: при остановке вращения якоря, его обмотки занимают устойчивое. Для повторного запуска электродвигателя требуется сообщить валу некий крутящий момент.

Этого серьёзного недостатка лишён якорь с тремя и большим количеством обмоток. На рисунке 3 показано изображение трёхобмоточного ротора, а на рис. 4 – якорь с большим количеством обмоток.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаРисунок 3. Ротор с тремя обмотками Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаРисунок 4. Якорь со многими обмотками

Подобные роторы довольно часто встречаются в небольших маломощных электродвигателях.

Для построения мощных тяговых электродвигателей и с целью повышения стабильности частоты вращения используют якоря с большим количеством обмоток. Схема такого двигателя показана на рисунке 5.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаРисунок 5. Схема электромотора с многообмоточным якорем

Коллектор

Если на выводы обмоток ротора подключить источник постоянного тока, якорь сделает пол-оборота и остановится. Для продолжения процесса вращения необходимо поменять полярность подводимого тока. Устройство, выполняющее функции переключения тока с целью изменения полярности на выводах обмоток, называется коллектором.

Самый простой коллектор состоит из двух, изолированных полукруглых пластин. Каждая из них в определённый момент контактирует со щёткой, с которой снимается напряжение. Одна ламель всегда подсоединена к плюсу, а вторая – к минусу. При повороте вала на 180º пластины коллектора меняются местами, вследствие чего происходит новая коммутация со сменой полярности.

Такой же принцип коммутации питания обмоток используются во всех коллекторах, в т. ч. и в устройствах с большим количеством ламелей (по паре на каждую обмотку). Таким образом, коллектор обеспечивает коммутацию, необходимую для непрерывного вращения ротора.

В современных конструкциях коллектора ламели расположены по кругу таким образом, что каждая пластина соответствующей пары находится на диаметрально противоположной стороне. Цепь якоря коммутируется в результате изменения положения вала.

Принцип работы

Ещё со школьной скамьи мы помним, что на провод под напряжением, расположенный между полюсами магнита, действует выталкивающая сила. Происходит это потому, что вокруг проволоки образуется магнитное поле по всей его длине. В результате взаимодействия магнитных полей возникает результирующая «Амперова» сила:

F=B×I×L, где B означает величину магнитной индукции поля, I – сила тока, L – длина провода.

Вектор «Амперовой» всегда перпендикулярен до линий магнитных потоков между полюсами. Схематически принцип работы изображён на рис. 6.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаРис. 6. Принцип работы ДПТ

Если вместо прямого проводника возьмём контурную рамку и подсоединим её к источнику тока, то она повернётся на 180º и остановится в в таком положении, в котором результирующая сила окажется равной 0. Попробуем подтолкнуть рамку. Она возвращается в исходное положение.

Поменяем полярность тока и повторим попытку: рамка сделала ещё пол-оборота. Логично припустить, что необходимо менять направление тока каждый раз, когда соответствующие витки обмоток проходят точки смены полюсов магнитов. Именно для этой цели и создан коллектор.

Схематически можно представить себе каждую якорную обмотку в виде отдельной контурной рамки. Если обмоток несколько, то в каждый момент времени одна из них подходит к магниту статора и оказывается под действием выталкивающей силы. Таким образом, поддерживается непрерывное вращение якоря.

Типы ДПТ

Существующие электродвигатели постоянного тока можно классифицировать по двум основным признакам: по наличию или отсутствию в конструкции мотора щеточно-коллекторного узла и по типу магнитной системы статора.

Рассмотрим основные отличия.

По наличию щеточно-коллекторного узла

Двигатели постоянного тока для коммутации обмоток, которых используются щёточно-коллекторные узлы, называются коллекторными. Они охватывают большой спектр линейки моделей электромоторов. Существуют двигатели, в конструкции которых применяется до 8 щёточно-коллекторных узлов.

Функции ротора может выполнять постоянный магнит, а ток от электрической сети подаётся непосредственно на обмотки статора. В таком варианте отпадает надобность в коллекторе, а проблемы, связанные с коммутацией, решаются с помощью электроники.

В таких бесколлекторных двигателях устранён один из недостатков –искрение, приводящее к интенсивному износу пластин коллектора и щёток. Кроме того, они проще в обслуживании и сохраняют все полезные характеристики ДПТ: простота в управлении связанном с регулировкой оборотов, высокие показатели КПД и другие. Бесколлекторные моторы носят название вентильных электродвигателей.

По виду конструкции магнитной системы статора

В конструкциях синхронных двигателей существуют модели с постоянными магнитами и ДПТ с обмотками возбуждения. Электродвигатели серий, в которых применяются статоры с потоком возбуждения от обмоток, довольно распространены. Они обеспечивают стабильную скорость вращения валов, высокую номинальную механическую мощность.

О способах подключения статорных обмоток шла речь выше. Ещё раз подчеркнём, что от выбора схемы подключения зависят электрические и тяговые характеристики двигателей постоянного тока. Они разные в последовательных обмотках и в катушках с параллельным возбуждением.

Управление

Не трудно понять, что если изменить полярность напряжения, то направление вращения якоря также изменится. Это позволяет легко управлять электромотором, манипулируя полярностью щеток.

Механическая характеристика

Рассмотрим график зависимости частоты от момента силы на валу. Мы видим прямую с отрицательным наклоном. Эта прямая выражает механическую характеристику электродвигателя постоянного тока. Для её построения выбирают определённое фиксированное напряжение, подведённое для питания обмоток ротора.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаПримеры механических характеристик ДПТ независимого возбуждения

Регулировочная характеристика

Такая же прямая, но идущая с положительным наклоном, является графиком зависимости частоты вращения якоря от напряжения питания. Это и есть регулировочная характеристика синхронного двигателя.

Построение указанного графика осуществляется при определённом моменте развиваемом ДПТ.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаПример регулировочных характеристик двигателя с якорным управлением

Благодаря линейности характеристик упрощается управление электродвигателями постоянного тока. Поскольку сила F пропорциональна току, то изменяя его величину, например переменным сопротивлением, можно регулировать параметры работы электродвигателя.

Регулирование частоты вращения ротора легко осуществляется путём изменения напряжения. В коллекторных двигателях с помощью пусковых реостатов добиваются плавности увеличения оборотов, что особенно важно для тяговых двигателей. Это также один из эффективных способов торможения. Мало того, в режиме торможения синхронный электродвигатель вырабатывает электрическую энергию, которую можно возвращать в энергосеть.

Области применения

Перечислять все области применения электродвигателей можно бесконечно долго. Для примера назовём лишь несколько из них:

Преимущества и недостатки

К достоинствам относится:

У асинхронных электродвигателей, являющихся двигателями переменного тока очень трудно достичь таких характеристик.

Недостатки:

По перечисленным параметрам из недостатков в выигрыше оказываются модели асинхронных двигателей. Однако во многих случаях применение электродвигателя постоянного тока является единственно возможным вариантом, не требующим усложнения электрической схемы.

Источник

Принцип действия машины постоянного тока

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Электрические машины постоянного тока

Устройство электрической машины постоянного тока

Электрическая машина постоянного тока состоит из двух основных частей: неподвижной части ( индуктора) и вращающейся части ( якоря с барабанной обмоткой).
На рис. 1 изображена конструктивная схема машины постоянного тока

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаИндуктор состоит из станины 1 цилиндрической формы, изготовленной из ферромагнитного материала, и полюсов с обмоткой возбуждения 2, закрепленных на станине. Обмотка возбуждения создает основной магнитный поток.
Магнитный поток может создаваться постоянными магнитами, укрепленными на станине.
Якорь состоит из следующих элементов: сердечника 3, обмотки 4, уложенной в пазы сердечника, коллектора 5.
Рис. 1
Сердечник якоря для уменьшения потерь на вихревые точки набирается из изолированных друг от друга листов электротехнической стали.

Принцип действия машины постоянного тока

Рассмотрим работу машины постоянного тока в режиме генератора на модели рис.2,

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаВ параллельных ветвях действуют одинаковые ЭДС, направленные встречно друг другу. При подключении к якорной обмотке сопротивления в параллельных ветвях возникают одинаковые токи Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока, через сопротивление RH протекает ток IЯ.
Рис. 4
ЭДС якорной обмотки пропорциональна частоте вращения якоря n2 и магнитному потоку индуктора Ф

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока(1)

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

3. Работа электрической машины постоянного тока
в режиме генератора

Любая электрическая машина обладает свойством обратимости, т.е. может работать в режиме генератора или двигателя. Если к зажимам приведенного во вращение якоря генератора присоединить сопротивление нагрузки, то под действием ЭДС якорной обмотки в цепи возникает ток

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока(2)

Уравнение (2) называется основным уравнением генератора. С появлением тока в проводниках обмотки возникнут электромагнитные силы.
На рис. 5 схематично изображен генератор постоянного тока, показаны направления токов в проводниках якорной обмотки.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаВоспользовавшись правилом левой руки, видим, что электромагнитные силы создают электромагнитный момент Мэм, препятствующий вращению якоря генератора.
Чтобы машина работала в качестве генератора, необходимо первичным двигателем вращать ее якорь, преодолевая тормозной электромагнитный момент, возникающий по правилу Ленца.

4. Генераторы с независимым возбуждением.
Характеристики генераторов

Магнитное поле генератора с независимым возбуждением создается током, подаваемым от постороннего источника энергии в обмотку возбуждения полюсов.
Схема генератора с независимым возбуждением показана на рис. 6.
Магнитное поле генераторов с независимым возбуждением может создаваться
от постоянных магнитов (рис. 7).

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Зависимость ЭДС генератора от тока возбуждения называется характеристикой холостого хода E = Uхх = f (Iв).
Характеристику холостого хода получают при разомкнутой внешней цепи (Iя) и при постоянной частоте вращения (n2 = const)
Характеристика холостого хода генератора показана на рис. 8.
Из-за остаточного магнитного потока ЭДС генератора не равна нулю при токе возбуждения, равном нулю.
При увеличении тока возбуждения ЭДС генератора сначала возрастает пропорционально.
Соответствующая часть характеристики холостого хода будет прямолинейна. Но при дальнейшем увеличении тока возбуждения происходит магнитное насыщение машины, отчего кривая будет иметь изгиб. При последующем возрастании тока возбуждения ЭДС генератора почти не меняется. Если уменьшать ток возбуждения, кривая размагничивания не совпадает с кривой намагничивания из-за явления гистерезиса.
Зависимость напряжения на внешних зажимах машины от величины тока нагрузки
U = f (I) при токе возбуждения Iв = const называют внешней характеристикой генератора.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Внешняя характеристика генератора изображена на рис. 9.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

С ростом тока нагрузки напряжение на зажимах генератора уменьшается из-за увеличения падения напряжения в якорной обмотке.

5. Генераторы с самовозбуждением.
Принцип самовозбуждения генератора
с параллельным возбуждением

Недостатком генератора с независимым возбуждением является необходимость иметь отдельный источник питания. Но при определенных условиях обмотку возбуждения можно питать током якоря генератора.
Самовозбуждающиеся генераторы имеют одну из трех схем: с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. На рис. 10 изображен генератор с параллельным возбуждением.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаТок обмотки возбуждения увеличивает магнитный поток полюсов при согласном включении обмотки возбуждения. ЭДС, индуцированная в якоре, возрастает, что приводит к дальнейшему увеличению тока обмотки возбуждения, магнитного потока и ЭДС. Рост ЭДС от тока возбуждения замедляется при насыщении магнитной цепи машины.
Рис. 11

6. Работа электрической машины постоянного тока
в режиме двигателя. Основные уравнения

Под действием напряжения, подведенного к якорю двигателя, в обмотке якоря появится ток Iя. При взаимодействии тока с магнитным полем индуктора возникает электромагнитный вращающий момент

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаТок в проводнике направлен от нас. Направление электромагнитного вращающего момента определится по правилу левой руки. Якорь вращается против часовой стрелки. В проводниках якорной обмотки индуцируется ЭДС, направление которой определяется правилом правой руки. Эта ЭДС направлена встречно току якоря, ее называют противо-ЭДС.
Рис. 12

В установившемся режиме электромагнитный вращающий момент Мэм уравновешивается противодействующим тормозным моментом М2 механизма, приводимого во вращение.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаНа рис. 13 показана схема замещения якорной обмотки двигателя. ЭДС направлена встречно току якоря. В соответствии со вторым законом Кирхгофа Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока, откуда

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. (3)

Рис.13 Уравнение (3) называется основным уравнением двигателя.

Из уравнения (3) можно получить формулы:

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока(4)
Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока(5)

Магнитный поток Ф зависит от тока возбуждения Iв, создаваемого в обмотке возбуждения. Из формулы (5) видно, что частоту вращения двигателя постоянного тока n2 можно регулировать следующими способами:

Чтобы изменить направление вращения двигателя на обратное (реверсировать двигатель), необходимо изменить направление тока в обмотке якоря или индуктора.

7. Механические характеристики электродвигателей
постоянного тока

Рассмотрим двигатель с параллельным возбуждением в установившемся режиме работы (рис. 14). Обмотка возбуждения подключена параллельно якорной обмотке.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока, откуда Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока(6)

Механической характеристикой двигателя называется зависимость частоты вращения якоря n2 от момента на валу M2 при U = const и Iв = const.
Уравнение (6) является уравнением механической характеристики двигателя с параллельным возбуждением.
Рис. 14

Эта характеристика является жесткой. С увеличением нагрузки частота вращения такого двигателя уменьшается в небольшой степени (рис. 15).

На рисунке 16 изображен двигатель последовательного возбуждения. Якорная обмотка и обмотка возбуждения включены последовательно.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаРис. 15 Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаРис. 16

Ток возбуждения двигателя одновременно является током якоря. Магнитный поток индуктора пропорционален току якоря.

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

Механическая характеристика двигателя последовательного возбуждения является мягкой (рис. 17).

Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного токаРис. 17Уравнение механической характеристики двигателя последовательного возбуждения выглядит следующим образом: Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть фото Что такое индуктор в машине постоянного тока. Смотреть картинку Что такое индуктор в машине постоянного тока. Картинка про Что такое индуктор в машине постоянного тока. Фото Что такое индуктор в машине постоянного тока

С увеличением нагрузки скорость двигателя резко падает.
С уменьшением нагрузки на валу двигатель развивает очень большую частоту вращения. Говорят, что двигатель идет вразнос. Работа двигателя последовательного возбуждения без нагрузки недопустима.
Двигатель смешанного возбуждения имеет механическую характеристику, представляющую собой нечто среднее между механическими характеристиками двигателя параллельного и последовательного возбуждения.
Двигатели с параллельным возбуждением применяются для привода станков и различных механизмов, требующих широкой, но жесткой регулировки скорости.
Двигатели с последовательным возбуждением применяются в качестве тяговых двигателей электровозов, трамваев и т.д., когда жесткость, то есть рывки момента недопустимы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *