Что такое индивидуальные способности

Способности

Полезное

Смотреть что такое «Способности» в других словарях:

Способности — Способности это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в… … Википедия

способности — индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… … Большая психологическая энциклопедия

способности — данные, талант, талантливость; паренка, пар Словарь русских синонимов. способности данные см. также талант, талантливость Словарь синон … Словарь синонимов

СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… … Философская энциклопедия

СПОСОБНОСТИ — СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… … Современная энциклопедия

СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и… … Большой Энциклопедический словарь

СПОСОБНОСТИ — СПОСОБНОСТИ. Индивидуальнопсихологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Способности — СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

способности — • выдающиеся способности • исключительные способности • недюжинные способности • незаурядные способности • необыкновенные способности • огромные способности • поразительные способности • удивительные способности • фантастические способности •… … Словарь русской идиоматики

СПОСОБНОСТИ — индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Что такое способности, как обнаружить и развить их в себе

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не существует людей, у которых не нашлась хотя бы одна самая заурядная способность к чему-либо. Это может быть пение, кулинария или писательский дар.

А может вы дальше всех кидаете камни? Одни в процессе самопознания обнаруживают задатки своих талантов, развивают и выстраивают с их помощью деятельность, которая приносит не только деньги, но и моральное удовлетворение.

Что такое индивидуальные способности. Смотреть фото Что такое индивидуальные способности. Смотреть картинку Что такое индивидуальные способности. Картинка про Что такое индивидуальные способности. Фото Что такое индивидуальные способности

Но бывает и наоборот: человек всю жизнь находится в поисках себя, перебирает одну работу за другой, не может определиться, что же ему больше по душе. В этой статье постараемся понять, что такое способности, как их найти и развить.

Определение и характеристика

Способностями называют психологические свойства личности, позволяющие ему быть успешным в той или иной деятельности. Это то, что получается у вас лучше всего.

Способности развиваются из задатков – личностных врожденных особенностей. Например, у вас хороший слух – это задатки. Если их развивать, то вы можете стать хорошим музыкантом.

Способности и задатки тесно связаны, но разные по своей природе. Задатки являются врожденными, то есть присутствуют у человека независимо от его воли и желания. Они просто есть.

А вот чтобы превратить их в способности, придется много практиковаться, что требует сил и времени. Новорожденный малыш не умеет ходить. Пройдет не меньше года, будет сделано множество попыток встать на ноги, пережито тысячи падений, прежде чем он научится управлять своим телом.

Что такое индивидуальные способности. Смотреть фото Что такое индивидуальные способности. Смотреть картинку Что такое индивидуальные способности. Картинка про Что такое индивидуальные способности. Фото Что такое индивидуальные способности

Способности можно охарактеризовать следующим образом:

Виды способностей

Если понаблюдать за людьми, то можно увидеть, что каждый из них выделяется в какой-либо сфере деятельности более ярко, чем в остальных.

Что такое индивидуальные способности. Смотреть фото Что такое индивидуальные способности. Смотреть картинку Что такое индивидуальные способности. Картинка про Что такое индивидуальные способности. Фото Что такое индивидуальные способности

Этот факт позволил выделить несколько видов человеческих способностей:

Классификация

Существует большое количество способностей, отличающихся друг от друга по разным критериям:

Степени развития способностей

Что такое индивидуальные способности. Смотреть фото Что такое индивидуальные способности. Смотреть картинку Что такое индивидуальные способности. Картинка про Что такое индивидуальные способности. Фото Что такое индивидуальные способности

Остановимся поподробней на способностях разного уровня развития:

Как их найти в себе

Некоторые люди, будучи в довольно зрелом возрасте, говорят, что не имеют никаких способностей и даже их задатков. Это в корне неверно, так как они есть у всех, просто не все их осознают и развивают.

Что такое индивидуальные способности. Смотреть фото Что такое индивидуальные способности. Смотреть картинку Что такое индивидуальные способности. Картинка про Что такое индивидуальные способности. Фото Что такое индивидуальные способности

Как же найти свои способности, когда кажется, что «природа на вас отдохнула»? Необходимо проделать исследовательскую работу, которая состоит из трех шагов:

Возможно, вы чувствуете энергетический подъем и желание немедленно пойти учиться или открыть ветклинику. А может вы понимаете, что эта профессия больше никак не резонирует в вашей душе. Вы далеки от животных в принципе, и это занятие вас никак не привлекает. Значит, вычеркиваем.

Как превратить задатки в способности

Способность – это навык, приобрести который вы сможете легче, проще и быстрей, чем другие, если у вас есть конкретные задатки.

Это связано с тем, что у вас уже есть заложенные природой психические свойства, помогающие вам легко овладевать конкретными умениями.

Какой-то специальной инструкции по развитию природных задатков нет. Совет всего один – работать над ними. Сюда входит постоянная практика. Лучше, если вы найдете себе наставника, который обучит вас азам, будет сопровождать в обучении, подсказывать и направлять.

Приведу личный пример. У меня был диплом о высшем образовании по специальности психология, но тяга к чему-то определенному отсутствовала. Долгое время я занимался тем, что мне предлагали, но какого-то щенячьего восторга от этих дел не испытывал.

Наоборот, мне было скучно и тоскливо. У меня были смутные представления о том, что мне хотелось бы делать. Я не знал, что «это» будет конкретно, но был уверен, что от «этого» должны гореть глаза и за «это» должны платить.

Что такое индивидуальные способности. Смотреть фото Что такое индивидуальные способности. Смотреть картинку Что такое индивидуальные способности. Картинка про Что такое индивидуальные способности. Фото Что такое индивидуальные способности

Я выписал список тех увлечений, которые мне нравились в детстве, отобрал из них те, что вызывали во мне наиболее сильный эмоциональный отклик.

Затем я стал по очереди пробовать на деле каждое направление, пока одно из них не затянуло меня с головой. Далее были разные тренинги, обучающие курсы и просто «советы бывалых». Свои способности я совершенствую до сих пор.

Определение способностей – процесс энергозатратный, будьте к этому готовы. Но если ничего не делать, то вы никогда не узнаете, на что действительно способны. Пробовать, искать, ошибаться, бросать, браться за новое и снова пробовать. В таком режиме можно прожить немало времени, но результат того стоит.

Источник

Московский государственный университет печати

Психология личности

учебное пособие по курсу «Психология и педагогика»

Понятие о способностях. Задатки как природные предпосылки способностей. Классификация способностей. Одаренность. Талант. Гениальность

Успешная деятельность человека во многом определяется сте­пенью развития и формирования у него способностей. Способно­сти человека не столь очевидны, как, скажем, его внешние пара­метры, но мы сталкиваемся с ними воочию, когда несколько чело­век, имеющих равную подготовку, условия и одинаковое стремле­ние овладеть какими-то знаниями или умениями, достигают за рав­ное время разных по уровню результатов.

Когда мы говорим о способностях, то имеем в виду именно ин­дивидуально-психологические особенности людей. Например, все люди способны к прямохождению и освоению речи, но отнести эти функции к собственно способностям мы не можем, поскольку они не обладают психологической природой и характеризуются призна­ком всеобщности.

Ярче всего способности проявляются при обучении и переучи­вании или в нештатных ситуациях, в обычной же обстановке успех деятельности зависит от знания, умения, уровня подготовки, а не от способностей личности. Поэтому способности не сводятся к зна­ниям, умениям и навыкам. Так, человек может быть очень хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, люди, феноменально быстро произ­водящие в уме сложные вычисления, нередко при этом обладают весьма средними математическими способностями.

Способности проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько быстро, легко и прочно они усваиваются людьми при прочих равных условиях. Спо­собности выступают лишь как некоторая возможность для приобретения знаний и умений. Возможность превращается в действи­тельность только в такой деятельности, которая не может осущест­вляться без наличия необходимых способностей. Например, нель­зя говорить о способностях человека к рисунку, если его не обуча­ли рисовать. Только в процессе специального обучения можно вы­яснить, есть ли у него способности к рисованию, насколько он лег­ко и быстро усваивает приемы работы, цветовые отношения, нау­чается видеть прекрасное в окружающем мире. Известно, что ко­гда Суриков поступал в Академию художеств, то инспектор, про­смотрев его рисунки, заявил, что ему за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить. На основании того, что у будуще­го великого русского художника не было необходимых умений и навыков рисования, инспектор сделал скоропалительный вывод о его полной непригодности к живописи.

Если человек при прочих равных условиях не справляется с тре­бованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это свидетель­ствует об отсутствии у него соответствующих способностей и озна­чает, что человек, хотя и овладеет необходимыми для данной деятель­ности знаниями и умениями, но это потребует от него чрезвычайно­го напряжения сил при сравнительно скромных результатах.

Способности, как и все другие психические явления, имеют ка­чественно-количественную определенность. Только сравнивая ка­чественно одинаковые формы активности, можно утверждать, что тот или иной человек более или менее способен. Естественно, что сравнение должно проводиться лишь при соблюдении равенства условий.

Способности со стороны их качественных особенностей пред­ставляют собой сложный комплекс психологических свойств лич­ности, обеспечивающих успех деятельности. Другими словами, при качественной характеристике способностей учитывают то, к чему обнаруживает способности конкретный человек, какие его способ­ности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное усло­вие ее успешности. Качественная характеристика способностей позволяет человеку определить, в какой сфере трудовой деятель­ности он сможет достичь серьезных результатов. Например, ярко выраженная способность к педагогической деятельности опреде­ляется такими психологическими качествами, как любовь к детям и преданность делу, обширные познания и нравственная безупреч­ность, умение быстро и безошибочно ориентироваться в воспита­тельных задачах, педагогический такт, инициативность и общитель­ность, выдержка и самообладание и т.п.

Экспериментальные исследования на животных, в которых скре­щивались только особи, справлявшиеся с поставленной задачей успешнее других, свидетельствовали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Если первая концепция о врожденности способностей, по сути дела, игнорирует необходимость напряженной деятельности по развитию способностей, раз они появились сами по себе, то вто­рая, напротив, утверждает, что всякой деятельности можно нау­читься даже при отсутствии желания и увлеченности ею. Поэтому более приемлемым является представление, согласно которому спо­собности подчиняются закону развития, но основы их заложены генетически. Например, люди могут, а животные не могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Предел здесь кладут задатки, которые морфологически, генетически детермини­руют предельные возможности совершенствования мышц гортани, коры больших полушарий головного мозга и т.д. Так и относитель­но способностей психология не отрицает врожденности анатомо-психофизиологических особенностей человеческого организма, которые могут оказываться условиями успешного выполнения ка­кой-либо деятельности.

В упорном труде и при огромном желании можно развить спо­собности даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или иному виду деятельности. В качестве примера обратим­ся к жизни выдающегося оратора античности Демосфена. Когда Демосфен поставил перед собой цель стать оратором, он был хи­лым молодым человеком со слабым голосом и прерывистым корот­ким дыханием, кроме того, он шепелявил и картавил. Все это про­тиворечило сложившемуся в Древней Греции образу оратора, ко­торый должен был обладать красивой фигурой, величавой внешно­стью, артистической мимикой и жестами, иметь красивый громкий голос. Но Демосфен не отступил от поставленной цели и начал на­пряженно работать над своей внешностью, голосом, дикцией, ды­ханием. Перед зеркалом он учился актерской игре, вкладывал в рот камешки и так читал на память стихи, во время бега, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какую-нибудь длинную фразу. Упорно развивая плохо выраженные от рождения задатки, Демосфен по сути сотворил себя заново. Это стало возможным бла­годаря тому, что поставленная Демосфеном цель стать оратором, побуждаемая к осуществлению его горячим желанием словом воз­действовать на огромную массу людей, превратилась в самостоя­тельную побудительную силу, мотив.

Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напря­женная активность личности являются необходимыми условиями развития способностей.

Разглядеть задатки порой бывает очень трудно. Об этом говорят многочисленные примеры из жизни выдающихся людей. Например, Ньютон слыл в школе тупицей, и родители вынуждены были взять его домой из-за неспособности к обучению. Ф.Шаляпина не приня­ли в хористы «по неспособности к пению».

То, насколько проявятся задатки, зависит от условий индивиду­ального развития личности. Неблагоприятные условия препятству­ют оформлению задатков. Например, обедненная среда, в которой ребенок лишен разнообразных впечатлений и возможности актив­но действовать, уменьшает возможности формирования у него спо­собностей. Частые психические травмы, наносимые ребенку в про­цессе неправильно организованного обучения и воспитания, так­же создают неблагоприятные условия для развития способностей. Фактором, тормозящим становление способностей, может стать некорректное обращение с мотивацией. Так, излишнее принужде­ние к какому-либо виду деятельности вызывает, как правило, нега­тивные переживания, которые затрудняют проявление специаль­ных способностей.

Не развитые вовремя задатки могут атрофироваться. Известно, что дети, попавшие в силу тех или иных обстоятельств в логово зве­рей и лишенные, таким образом, возможности развить свои задат­ки и способности, теряли их навсегда.

Человек может обнаружить и развить свои способности к опре­деленному виду деятельности благодаря не только упорному труду, но и методике обучения. Совершенствование приемов формиро­вания соответствующих знаний и умений приведет в конечном ито­ге к тому, что такие способности, как поэтические, музыкальные, артистические, организаторские и т. п., о которых принято говорить как о «врожденных», будут развиваться так же, как, скажем, грам­матические или арифметические способности. Другими словами, как сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что любого нормального ребенка можно научить читать и писать, так обычным делом будет учить всех детей писать стихи, сочинять музыку, рисо­вать и т.д. И сегодня в этом направлении уже многое делается. На­пример, существуют экспериментальные школы, в которых у абсо­лютно немузыкальных детей путем системы индивидуальных тре­нировок формируют музыкальный слух.

Единой и общепринятой классификации способностей в психо­логии не разработано. Принципы ее построения предлагаются са­мые разные. Так, по основным видам деятельности выделяют ин­женерные, научные, экономические и другие способности. Разли­чия, связанные с особенностями работы органов чувств, выступа­ют основанием для деления способностей на обонятельные, музы­кальные и др. По силе уравновешенности и подвижности нервных процессов, скажем, в двигательной сфере различают разнообраз­ные спортивные способности. Наиболее распространенным явля­ется разделение способностей на общие и специальные.

Способности, талант, голосовая, слуховая или зрительная исклю­чительность личности находят свое выражение прежде всего в твор­честве. По мнению замечательного русского мыслителя СЛ.Фран­ка, всякий человек, хоть в малой мере, является творцом: его труду всегда, пусть в минимальной степени, присущ момент творчества. Если ремесленник работает с любовью и со вкусом, вкладывает в труд свою личность, то он, по сути, совершает творческий акт. В этом смыс­ле различие между ремесленником и художником относительно. Даже самый обыденный человек, кроме простого выполнения своих обязанностей, вносит в свою работу элемент чутья, импровизации и, реализуя свои способности, справляется с непредвиденной ситуаци­ей каким-то новым, небывалым для него способом.

Наиболее типичным образцом творчества является художествен­ное творчество. Человек, способный к художественному творчест­ву, обладает рядом развитых духовно-мыслительных особенностей. Американский психолог Д.Гилфорд отмечает шесть таких склонно­стей способного художника: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость или оригинальность, умение придавать художественной форме необходимые очертания.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляю­щих общественный интерес.

Человек, находящийся на более высокой ступеньке этой твор­ческой лестницы, сохраняет те положительные качества, кото­рые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но не­пременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.

Обычно понятие «одаренность» употребляется для характеристи­ки детей, поскольку деятельность ребенка отличается весьма отно­сительной успешностью, самостоятельностью и оригинальностью.

Определяют одаренность как совокупность природных задатков, выступающих одним из условий формирования способностей.

Психологический анализ одаренности позволяет выделить об­щую структуру способностей, складывающуюся из таких психиче­ских качеств, которые обеспечивают возможность осуществления на самом высоком уровне широкого спектра занятий. Изучение детей с ярко выраженной одаренностью к различным видам дея­тельности показало, что следующие способности проявляются у подавляющего большинства высокоодаренных детей. Во-первых, это внимательность, собранность, постоянная готовность к напря­женному труду. Во-вторых, готовность к труду перерастает в тру­долюбие, в неуемную потребность трудиться. В-третьих, это высо­кая продуктивность умственной деятельности, которая выражает­ся в быстроте мыслительных процессов, систематичности ума, в повышении возможности анализа и обобщения.

Наблюдения за одаренными детьми свидетельствуют, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к ко­торой они способны. Они могут буквально часами изо дня в день заниматься интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно и труд, и игра. Все их инте­ресы, переживания, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Ю.Б.Гиппенрейтер рассказывает о мальчике, у которого в три с половиной года пробудился интерес к числам. Он провел мно­го дней за пишущей машинкой, печатая последовательно числа на­турального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции сло­жения и вычитания. Персонажами его воображаемых игр были числа, многие из которых имели свой особый характер и поведе­ние. Он сам открыл отрицательные числа, операцию умножения.

Общие способности, образующие структуру умственной одарен­ности, дополняются рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности, которая может осуществиться лишь при наличии соответствующих способностей. Например, художе­ственная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впе­чатления, извлекать из памяти и включать в богатую систему ассо­циаций и связей, диктуемых творческим воображением. Конкрет­но, если ребенок увлекается литературным творчеством, то его ли­тературная одаренность будет характеризоваться такими специфи­ческими способностями, как высокий уровень эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатая фантазия, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении.

Отечественная психология исходит из того, что достаточно силь­ное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание. В западной психологии, напротив, получила распространение концепция, согласно которой одаренность имеет предустановленный характер. Авторы этой кон­цепции считают, что умственная одаренность зависит от генов лич­ности и лишь в незначительной степени поддается действию среды и воспитания. Они утверждают, что умственную одаренность мож­но измерить. Количественное измерение производится с помощью так называемых тестов. По содержанию тесты умственной одарен­ности состоят из задач различной степени сложности, которые не зависят от опыта и знаний испытуемого и представляют собой сло­весные испытания или различные «головоломки». Успешность ре­шения задач исчисляется в сумме баллов или очков, которые набрал каждый испытуемый за установленное время, и определяется ко­эффициент умственной одаренности. Он выражается в процентах:

Например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков, соответствующую умственному возрасту одиннадцати с половиной лет, набрали два ребенка десяти с половиной и четырнадцати лет. Тогда коэффициент их умственной одаренности равен:

Коэффициент умственной одаренности объявляется постоян­ным. Установив его в раннем возрасте, на всю жизнь определя­ют возможность человека успевать в учении и практической дея­тельности.

Итак, в зависимости от коэффициента умственной одаренности осуществляется отбор самых способных детей для обучения в спе­циализированных, привилегированных школах и высших учебных заведениях. В действительности же данный коэффициент выявля­ет не одаренность детей, а лишь наличие у них определенных све­дений, умений и навыков.

Человек как безусловно своеобразная, единственная и неповто­римая личность в процессе творческой деятельности, научной, тех­нической или художественной, выражает прежде всего свои субъ­ективные переживания. Талантливый человек, пытаясь выразить себя, одновременно привносит в творчество нечто объективное, общечеловеческое. Причем это не делается умышленно, а рожда­ется из вдохновения.

Благодаря вдохновению талант порождает ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой общечеловеческое значение, в то время как человек одаренный создает ценности, обладающие устойчивой значимостью для определенного общества, хотя и на значительный период его развития.

В психологии талант определяют как благоприятное сочета­ние и взаимодействие способностей к той или иной деятельно­сти, обеспечивающих успешность творческого выполнения этой деятельности.

Составляющие талант способности не являются идентичными, так как структура таланта детерминируется характером требова­ний, которые предъявляет личности конкретный вид творческой деятельности. Поэтому сочетание психических качеств личности талантливого полководца будет иным, нежели талантливого архи­тектора.

Как и способности, талант представляет собой лишь возмож­ность достижения успехов в творчестве. В конечном счете, приоб­ретение высокого мастерства в творчестве зависит от исторических условий существования людей, и история, особенно средневековья и Возрождения, дает тому подтверждение. Как писал Н.А.Бердяев: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культу­ру. Это подчинение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового времени произошла перецентрализация, были от­пущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессан­сом. Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифференциации всех сфер общест­венной и культурной жизни, когда все области культуры становят­ся автономными. Автономной является наука, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся общественность и вся культура». Что такое индивидуальные способности. Смотреть фото Что такое индивидуальные способности. Смотреть картинку Что такое индивидуальные способности. Картинка про Что такое индивидуальные способности. Фото Что такое индивидуальные способности

В то же время человеческая история изобилует примерами, сви­детельствующими о слабой приспособленности социальной струк­туры того или иного общества к надежному поддержанию твор­чества и высокой духовной деятельности. Нередки серьезные расхождения между обществом и талантливой личностью, соблазн ху­дожника уйти от мира официальности в уединение свободного творчества. Примерами такого уединения могут быть бегство мо­лодого Гете в Италию, где он создал «Римские элегии», болдинская осень Пушкина, уход Н.К.Рериха в долину Кулу, бегство Гогена на Таити и т.д.

Талант как потенциальная возможность создания значительных ценностей в науке, искусстве, социальной жизни, которая может реализоваться в продуктах материальной и духовной культуры об­щества при соответствующих общественных условиях, предполагает также большой, творческий, напряженный труд. Люди, чей талант в глазах всего человечества был бесспорен, всегда много трудились. Подчеркивая ведущее значение труда в своем творчест­ве, Гёте, например, писал: «Меня считают баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было кроме тяжкого труда, и я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, ко­торый снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх» Что такое индивидуальные способности. Смотреть фото Что такое индивидуальные способности. Смотреть картинку Что такое индивидуальные способности. Картинка про Что такое индивидуальные способности. Фото Что такое индивидуальные способности.

В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходимый комплекс умений и навыков, без которых невозможны никакие творческие успехи, высочайшее мастерство, всемирная извест­ность. Мастерство как проявление таланта личности в деятельности раскрывается не только в сумме соответствующих умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированно­му осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи.

Гениальность есть целостное качество человеческой личности. Как писал Н.А.Бердяев, «гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть му­чение над вопросом о смысле жизни, искание правды жизни. Свя­тому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в пре­вращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать» Что такое индивидуальные способности. Смотреть фото Что такое индивидуальные способности. Смотреть картинку Что такое индивидуальные способности. Картинка про Что такое индивидуальные способности. Фото Что такое индивидуальные способности.

Другими словами, гениальность человека проявляется в силе восприятия им мира и глубине воздействия на других людей и не обязательно выражается в таланте писать замечательные картины или оригинальные научные трактаты, быть великим полководцем или выдающимся актером.

Таким образом, понятия «гениальность» и «гений» не являются тождественными. Гений рождает соединение гениальной натуры человеческой личности с талантом. Гений создает высшие общече­ловеческие ценности, опережающие историческую эпоху и имеющие мировую значимость на все времена. Гениями, например, в искусстве были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, И.Репин, В.Суриков и др. Причем гений Леонардо да Винчи распро­странялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Так, им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты, разработаны проекты передви­гающихся орудий, напоминающие современные танки и т.д. Мике­ланджело также был не только замечательным живописцем, но и выдающимся скульптором, поэтом. Рембрандт с потрясающей пси­хологической глубиной раскрыл душевные качества своих совре­менников в галерее портретов, показал целый мир сложных чело­веческих отношений в своих прославленных картинах. И.Репин в таких пользующихся мировым признанием картинах, как «Запо­рожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и др., выразительно раскрыл наиболее закономерные явле­ния в общественной жизни России, дал глубокий психологический анализ изображаемых им людей.

Известно, что произведения любого искусства, в отличие от до­казанных учеными истин или апробированных технических изо­бретений, всегда открыты для меняющихся оценок и интерпрета­ций воспринимающего в зависимости от его социального и лично­го опыта. Может быть уничтожен престиж того или иного автора, который в былые времена считался гением, и, наоборот, поднят из забвения художник, казавшийся современникам непонятным и недостойным внимания. Так, в наше время возвращения к тради­ционным духовным ценностям русской культуры творчество «аги­татора, горлана, главаря» В.Маяковского звучит гораздо менее убе­дительно, чем стихи некогда запрещенного и презираемого рево­люционным пролетарием С.Есенина. Или полубредовые для совре­менников полотна нидерландского живописца Херонимуса Босха, причудливо соединившие элементы научной фантастики, социаль­ной сатиры и реалистических наблюдений над жизнью людей в со­четании с высокой художественной техникой, оказались неожидан­но пророческими в нашу эпоху социальных, атомных, биологиче­ских и иных научных экспериментов, определяющих лицо этого «безумного, безумного, безумного» мира.

Великие произведения искусства, созданные гениями, остают­ся неподвластными времени и относительно независимыми от ме­няющихся групповых и национальных вкусов. Они отличаются тем, что перед лицом вечности продолжают оказывать могучее воздей­ствие на сердца и души новых поколений, оставаясь непревзойден­ными образцами для подражания. Они остаются великими, потому что доступны и понятны всем.

Индивидуально-психологические особенности личности прояв­ляются в ее способностях. Способности имеют общественно-исто­рическую сущность, но несут в себе природные предпосылки раз­вития в виде задатков, которыми люди наделены от рождения. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуально­го роста. Задатки обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют их.

Задатки многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Всякая же способность является способностью к какой-нибудь деятельности. В процессе деятельности важное зна­чение имеет взаимосвязь между способностями и знаниями, уме­ниями, навыками. Неотъемлемым компонентом способностей яв­ляется повышенная мотивация.

Степень предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности характеризуется такими психологическими особен­ностями личности, как способности, одаренность, талантливость, гениальность.

Что такое способности?

Являются ли способности врожденными?

Как соотносятся между собой способности и задатки?

В чем выражается связь способностей со знаниями, умения­ми, навыками?

Какая существует зависимость между систематическим тру­дом и развитием способностей?

Какова структура способностей?

В каких взаимоотношениях находятся склонности, интересы и способности?

Что такое одаренность, талант и гениальность?

© Центр дистанционного образования МГУП

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *