Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Источник

Человек, индивид, личность

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное

Человек

1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.

1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.

2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.

2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.

3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.

3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.

4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.

4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Биологическая сущность человека

Социальная сущность человека

Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.

Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.

Индивидуальность

В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.

Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Вопросы для самопроверки

Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:

Человека от животных отличает:

а) взаимодействие с другими представителями вида,

б) способность преодолевать инстинкты,

в) способность использовать подручные средства как орудия труда.

На формирование личности влияет:

а) воспитание в семье,

б) культурная среда,

в) исторические условия,

г) все перечисленное.

Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:

а) необычный цвет волос,

б) высокий интеллект,

в) творческие способности,

г) все перечисленное.

Что характеризует человека как личность?

а) характер и темперамент,

б) принадлежность к Homo Sapiens,

в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.

Источник

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 3. Человек – личность

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и в общении с людьми.

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.

Сознание – способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей действительности.

Индивид (лат. individuum «неделимый»)отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность (от лат. Individuum – неделимое) – совокупность характерных особенностей, отличающих одного индивида (отдельного человека) от другого.

Социализация – это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Личность – это совокупность качеств человека, которые приобретаются:

— В процессе жизни в обществе и в общении с людьми;

— В результате деятельности.

Личность обладает сознанием. Сознание – способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей действительности.

Каждая личность индивидуальна. Индивидуальность (от лат. Individuum – неделимое) – совокупность характерных особенностей, отличающих одного индивида (отдельного человека) от другого. Индивидуальность складывается из привычек, внешности, культуры, расы, темперамента, способностей и т. д. Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:

1. наследственность и физиологические особенности (например, цвет глаз, форма носа);

2. факторы, проистекающие из социума (например, отношения со сверстниками);

3. черты и особенности характера человека (например, в результате саморазвития).

Ты когда-нибудь задумывался, почему у Мавзолея всегда так много людей? Почему людям так интересен В. И. Ленин?

Потому-то это была выдающаяся, сильная личность, оставившая огромный след в истории нашей страны. Такие люди всегда будут интересны, и при жизни и после. Вообще наша страна богата людьми, обладающими харизмой, силой духа, талантами в различных сферах, например, Петр 1, Ю. Гагарин, С. Ковалевская, А. Ахматова и многие другие.

Что же необходимо, чтобы стать такой личностью? И вообще, что такое личность?

Человек становится личностью в ходе своего развития, когда усваивает социальные нормы, культурные ценности и образцы поведения в обществе. Этот процесс называется социализацией.

Выделяют 2 типа социализации:

1. Первичная – это усвоение норм и ценностей еще в детском возрасте.

2. Вторичная – в зрелом возрасте.

Становление личности начинается с того момента, когда начинает понимать себя, отделять свое «Я» от других. В этом ему помогают агенты социализации.

Агенты социализации – это люди, ответственные за обучение культурным нормам и оказание помощи в освоении социальных ролей (родители, учителя, друзья, коллеги).

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Многие люди считают, что черты личности – это то, что у нас есть с рождения. Кто-то уже родился с чувством юмора, а кому-то просто повезло вырасти харизматичным человеком. Поэтому часто мы даже не задумываемся о том, чтобы встать на путь развития собственной личности. Разумеется, что-то дается нам проще и легче, а над чем-то приходится постоянно работать и тренироваться чтобы стать сильной личностью.

Сильная личность – это набор качеств характера человека, которые позволяют быть лидером и совершать правильные, честные и открытые поступки в разных жизненных ситуациях с любовью к людям.

Благодаря тому, что все люди индивидуальны и обладают своим собственным уникальным набором качеств и способностей, отличным от других, можно легко найти себя в любой сфере и оставить свой след в истории.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выберите несколько правильных ответов из предложенных вариантов, в которых проявляются качества личности.

Ваня любит бургеры

Ваня заботится о младшем брате

Ваня ходит в магазин за продуктами для пожилой соседки

Правильный ответ: Ваня заботится о младшем брате, Ваня ходит в магазин за продуктами для пожилой соседки.

Качества личности – это отличительный набор черт, присущих человеку, выражающий своеобразие состояний, психологических процессов, сторон характера и поведенческих моделей в социуме либо природной среде.

Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, чем обладает каждая личность. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

Источник

Индивидуальность человека

Урок 2. Обществознание 6 класс ФГОС

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Конспект урока «Индивидуальность человека»

У детского поэта Романа Сефа есть такие стихи:

-Карр, карр, карр, карр,

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Вы, наверное, уже заметили, что точно так же, как птенцы, вы и ваши родители, ваши соседи по парте, ваши друзья, ваши учителя в школе, в целом, все люди на нашей планете, то есть мы с вами, в общих чертах очень похожи друг на друга. У всех есть две руки, две ноги и голова. Все люди нуждаются в дыхании и питании. У нас у всех одинаковое строение организма, мы умеем говорить и мыслить, и так далее.

Но в то же время найти двух одинаковых людей практически невозможно. Ведь каждый из нас имеет только присущие ему черты и особенности. Кто-то умеет рисовать, а кто-то – петь, у кого-то – голубые глаза, а у кого-то – карие, кто-то добросовестно готовится к урокам в то время, как его одноклассник всё время тратит на компьютерные игры.

Например, датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп показал индивидуальность следующим образом.

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

То есть у каждого из вас есть индивидуальные, присущие только вам черты, которые и отличают вас от ваших одноклассников или друзей. И число этих различий, как борода у героев карикатуры, растёт по мере вашего взросления.

Как вы уже поняли, каждый человек неповторим и уникален, то есть является индивидуальностью. На индивидуальность оказывает влияние исторический период, в котором мы живём, наши нравственные принципы, образование, род деятельности и многое другое.

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Например, про Карлсона можно сказать, что он красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, который любит варенье.

Как говорят учёные, индивидуальность – это набор характерных особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

Российский психолог Александр Асмолов считает, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

И действительно, начиная с самого своего рождения человек всю жизнь формируется как личность. Как мы с вами уже знаем, главное влияние на формирование личности человека оказывает общество. Любое общество устанавливает для людей определённые рамки поведения, которые для него приемлемы. Общество может заставить людей одинаково мыслить, одинаково вести себя в определённой ситуации, одеваться определённым образом и многое другое.

Поэтому каждой личности приходится отстаивать свою индивидуальность, чтобы не только отличаться от других людей, но и с помощью своей индивидуальности влиять на общественные нормы и правила с целью их изменения.

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Например, ещё в начале двадцатого века увидеть на улице девушку в короткой юбке было практически невозможно, так как в обществе считали такую одежду не только вызывающей, но и неприличной. А полицейские многих стран мира даже измеряли длину юбок потенциальных нарушительниц общественного порядка.

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Но уже к шестидесятым годам, благодаря тому, что многие девушки решили проявить свою индивидуальность с помощью этого предмета гардероба, общество пошло на уступки и пересмотрело нормы приличия.

В той или иной степени, каждый из нас защищает и отстаивает свою индивидуальность, даже если вы этого сами не замечаете.

Как говорит российская писательница Татьяна Соломатина: «Мы все слишком индивидуальны, чтобы загонять нас в прокрустово ложе шаблонов».

Когда кто-то обладает выдающимися характеристиками, то о нём действительно хочется сказать, что он яркая индивидуальность.

Например, яркой индивидуальностью был император Франции Наполеон Бонапарт. Целеустремлённый, умный, с выраженными амбициями и лидерскими чертами. Кстати, одной из основных целей император Франции считал как раз отстаивание индивидуальности. Отстаивать и развивать свою индивидуальность необходимо также и для самореализации человека.

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

Например, американский психолог Абрахам Маслоу относил самореализацию к высшим потребностям человека. Хотя сами люди далеко не всегда осознают это. Маслоу отмечал, что в США в середине шестидесятых годов потребность в самореализации удовлетворяли около 10% людей.

Но как можно выразить свою индивидуальность?

Например, это можно сделать с помощью внешности. Для этого достаточно выбрать свой собственный стиль в одежде, причёске или поведении. Здесь главное не переусердствовать, чтобы не шокировать окружающих своим индивидуальным внешним видом. Хотя и в этом случае вы будете заметны и индивидуальны. Другое дело – нужно ли это вам? Поразмышляйте об этом на досуге.

Ещё одним способом самовыражения может стать ваше увлечение, хобби. Ведь не все поголовно собирают марки или катаются на скейтборде.

Очень важно иметь собственное мнение и возможность сообщить о своей позиции окружающим, но есть риск быть непонятым. Тем не менее, не следует отказываться от своих принципов в угоду другим.

Чтобы раз и навсегда решить для себя, как выразить свою индивидуальность, надо по-настоящему быть ею, приложить усилия для того, чтобы люди смогли запомнить не цвет вашего нового наряда, а именно вас в нём. Каждый из вас может отыскать в себе что-то, что будет не только отличать вас от других людей, но и покажется им интересным.

Индивидуальность также определяет способности человека к деятельности и его успешность.

Например, художник может мысленно представить себе будущую картину перед тем, как начать рисовать. А проектировщик умеет логически мыслить, изобретать, а затем переносить свои идеи на бумагу в виде чертежа.

У одарённых, гениальных людей индивидуальность приобретает особые формы, которые принято называть талантом.

Возьмём, к примеру, талантливого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которые ещё в лицейские годы поражал всех своей творческой индивидуальностью.

Его друг по лицею Иван Пущин вспоминал, что на одном из занятий профессор Царскосельского лицея Николай Кошанский предложил ученикам попробовать стихами описать розу. «Наши совсем не клеились, – писал Пущин. – А Пушкин мигом прочёл два четверостишия, которые всех нас восхитили».

Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Смотреть картинку Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Картинка про Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс. Фото Что такое индивидуальность в обществознании 6 класс

На момент написания этих строк будущему всемирно известному поэту было шестнадцать лет. Таковы были его способности к творчеству, такова была индивидуальность Пушкина.

Кстати, на досуге можете и сами попробовать описать розу, быть может в вас затаился будущий великий русский поэт.

Ведь как говорит английский писатель Нил Гейман: «У вас есть то, чего нет больше ни у кого, – вы. Ваш голос, ваш ум, ваша история, ваше видение. Поэтому пишите, рисуйте, стройте, играйте, танцуйте, живите так, как можете лишь вы».

Источник

Обществознание

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Что такое личность

Понятие личность характеризует человека как существо наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.

Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.

Это интересно! Дети, возрастом до 1 года не способны различать себя в зеркале. Они с интересом наблюдают за появившимся отражением, но еще не могут понять, что это они сами. Часто малыш пытается заглянуть за обратную сторону зеркала, в желании найти там другого ребенка. Но с 12-16 месяцев дети уже устанавливают связь между собой и возникающим отражением. Это один из их первых «шагов» к самопознанию, развитию себя как личности.

Личности бывают очень разные: положительные и отрицательные, развитые и отсталые, искренние, подлые, доброжелательные и прочие. Все зависит от набора индивидуальных качеств, которые формируются с самого раннего детства.

Качества присущие личности

Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.

Отличительными признаками личности являются:

Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.

Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.

От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.

Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.

При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.

Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.

Индивид и индивидуальность

Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.

Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.

Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.

Как и в какой среде формируется личность

Личность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми: родителями, семьей, друзьями, учителями, коллегами по работе и прочими. Процесс формирования личности долгий и сложный, невозможен без социализации. Социализация – это освоение индивидом ценностей, правил поведения и норм, принятых обществом.

Социализация начинается с раннего детства, когда родители учат детей на своем примере, воспитывают их. Читая сказку, мама объясняет малышу какие герои плохие, что такое добро и зло, как нужно поступать хорошему человеку. Постепенно, у ребенка складываются основные нормы нравственности, морали, понятие, что такое хорошо и что такое плохо.

Социализация продолжается с поступлением в школу. Там, на ребенка оказывают влияние учителя, одноклассники, школьная администрация. Постепенно, круг общения у человека расширяется, он налаживает контакт с большим количеством людей. Социализация продолжается в течение всей жизни, то есть, формирование личности процесс непрерывный.

Это означает, что личность меняется с течением времени, изменяется характер или отдельные качества, появляются новые физические и интеллектуальные особенности. Благодаря знаниям характеристик личности в каждом возрасте, была создана целая наука – Возрастная психология. Это не значит, что в определенном возрасте люди становятся одинаковыми, но у них проявляются общие черты, качества, характерные для данного возраста.

Пример. Можно заметить, что у подростков в переходном возрасте проявляются общие черты характера: вспыльчивость, упрямость, подверженность влиянию сверстников. У стариков проявляются другие особенности: медлительность, постоянное беспокойство за свое самочувствие.

Влияние социума на личность

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

Воздействие личности на общества

Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:

Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *