Что такое иллюзия в биологии
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 48 Анализаторы
Стр. 302. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Чем анализатор отличается от органа чувств?
Органами чувств являются рецепторы, которые воспринимают определенный вид раздражений и служат только начальным звеном восприятия.
Анализаторы – это целая совокупность систем, которые выполняют не только восприятие информации, но и ее доставку мозг, и дальнейший анализ.
№ 2. В чём выражена специфичность анализатора?
Каждый из анализаторов отвечает за восприятие той или иной информации (слуховой, зрительный, вкусовой и прочее).
№ 3. Что такое иллюзии и отчего они происходят?
Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующего явления или объекта, которое допускает неоднозначную интерпретацию. Возникают в результате искажения хода времени, изменения качества ощущения, характеристики звука и тактильных ощущений, а также при физических воздействиях.
№ 4. Верную ли информацию о внешнем мире дают нам анализаторы?
Суть работы каждой группы анализаторов в том, чтобы взаимно дополнять друг друга. Благодаря этому нам удается получать максимально верную и точную информацию о том, что нас окружает.
Стр. 304. Вопросы
№ 1. В чём выражается специализация рецепторов и органов чувств?
Каждая группа рецепторов способна реагировать и передавать нервным импульсам только определённый вид раздражений. Например, ухо может распознавать только звук, а глаз – только свет. Опознание сигналов и объединение их в одно целое для осознания ситуации и представления об объекте происходит уже в коре головного мозга.
№ 2. Что входит в состав анализаторов?
В состав анализаторов входят: рецепторы (периферическое воспринимающее звено), проводящие пути (нервные пути), центры в коре большого мозга (центральное обрабатывающее звено).
№ 3. Всегда ли наши анализаторы правильно отражают окружающую действительность?
Практически всегда анализаторы правильно отражают окружающую нас действительность, если нет механических раздражителей рецепторов, в результате которых возможно появление иллюзий.
№ 4. Как вы считаете, достаточно ли знать, в какой области коры больших полушарий происходит анализ ощущений, чтобы определить, какое раздражение (слуховое, зрительное, обонятельное и т. д.) подействовало на организм?
Глаз – это орган чувств, который позволяет принять изображение и передать его для анализа нервным волокнам. Далее информация анализируется в затылочной области коры головного мозга.
Стр. 304. Задания
№ 1. Объясните, как можно исправить ошибки восприятия, если они есть.
Ошибки восприятия можно исправить с помощью очков, например, если есть искажение зрения. Также можно изменить угол падения света, скорость, звук. Однако, если ошибки восприятия связаны с патологией работы ЦНС, то нужно обратиться за медицинской помощью.
№ 2. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, найдите материал о разновидностях иллюзий. Подготовьте сообщение или презентацию на эту тему.
Существует огромное количество разновидностей иллюзий. Все они объединены в группы:
Оптические. Это иллюзии, которые возникают в зрительном пространстве и спровоцированы чаще всего либо неточностью, либо неадекватностью зрительного образа.
Аффективные. Это иллюзии, которые возникают в результате влияния настроения, например, радости, тревоги, переживаний и волнений.
Физические. Это иллюзии, которые основаны на законах физики. Например, если поместить ложку в стакан с водой, то сбоку можно увидеть, что ложка выглядит, словно у нее есть надлом.
Физиологические. Это иллюзии, которые связаны с особенностью центральных или периферических звеньев анализаторов человека. Например, поднимая в руках разные по весу предметы одновременно, а потом взять и поднять предметы, которые будут одинаковы по весу, то в руке, где изначально поднимался легкий предмет, будет ощущаться тяжесть (по сравнению с предметом во второй руке, в которой сначала поднимался тяжелый предмет).
Органические. Иллюзии, которые возникают в результате искажения зрительного восприятия форм, цветов, величины, расположения объектов.
Вербальные. Это иллюзии в результате искаженного восприятия происходящих ситуаций, разговоров окружающих людей.
Функциональные или парейдолические. Это иллюзии, связанные с фантазией человека. Уникальные и замысловатые изображения он может видеть в сложных узорах, например, на окнах, коврах и т.д.
Иллюзии осознаваемости. Это иллюзия, при которой человек ощущает, будто бы рядом кто-то присутствует. По заявлениям К. Ясперса, данный вид иллюзий часто является предвестником и симптомом бреда и тяжелых галлюцинаций, которые требуют медицинского вмешательства.
Что такое иллюзия в биологии
Оптическая иллюзия — это мираж, нереальная выдумка вашего разума. Хотя, что есть реальность? Это всего лишь электрические импульсы в нашем мозге.
ИХ БЫЛО ТРИНАДЦАТЬ, ИЛИ НЕТ?
Сначала видны двенадцать человек, но после перемещения — уже тринадцать.
Можно мысленно менять направление открытия окна.
На самом деле скорость одна и та же.
Задержите взгляд на черной точке в центре, до тех пор, пока не увидите цвета. Потом отведите взгляд в сторону.
Квадраты слева и справа одного цвета.
Помещение неправильной формы, используемое для создания трехмерной оптической иллюзии, было спроектировано американским офтальмологом Альбертом Эймсом в 1934 году.
Видео YouTube
МЕНЯЮЩАЯСЯ ЯРКОСТЬ ГРАДИЕНТА
Медленно тянитесь к экрану и обратно, количество света в центре будет меняться.
Сомтрите строго на зеленую точку. желтые точки будут исчезать по одной. На самом деле они не исчезают, просто неподвижные области картинки выпадают из области нашего внимания, если вокруг них движется другие объекты.
Они не пересекаются
Эффект Дросте — это зацикленное рекурсивное изображение.
Цвет полосы в центре равномерный и одинаковый по всей длине.
Оптические иллюзии (интегрированный урок по биологии, физике), 8-9 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Оптические иллюзии Учитель биологии и химии Кладова Татьяна Михайловна, гимназия «Престиж» г. Киров
Зрительный аппарат человека
Строение органа зрения Белочная оболочка (склера) Роговица Зрачок Радужная оболочка
Строение органа зрения сосудистая оболочка с пигментным слоем стекловидное тело сетчатка
Строение сетчатки глаза
Построение изображения на сетчатке глаза
Зрительный анализатор Почему мы воспринимаем изображение в прямом и реальном размере, если на сетчатке изображение уменьшенное и перевернутое? Слепое пятно Зрительный нерв
Три основные причины иллюзии: 1) наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация; 2) при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию; 3) мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.
Иллюзии зрительного восприятия Иллюзия восприятия цвета; Иллюзия восприятия размера; Иллюзия восприятия глубины; Иллюзия отсутствия предмета; Иллюзия восприятия формы предмета; Иллюзия восприятия движения в отсутствие движения (фи-феномен); Иллюзия восприятия расстояния; Следящие фигуры; Кажущиеся фигуры
Иллюзия восприятия глубины Сколько здесь кубов? Шесть или семь?
Это маленький куб в комнате или же большой куб с выпиленным куском?
Иллюзия восприятия размера Иллюзия Мюллера-Лайера Какой из горизонтальных отрезков длиннее?
Человек на заднем плане и карлик на переднем плане – разного роста?
Иллюзия Цолльнера Параллельные прямые кажутся изогнутыми. Вертикальная линия воспринимается как более длинная. Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается.
Иллюзия Эббингауза Два оранжевых круга имеют совершенно одинаковые размеры; тем не менее, левый круг кажется меньше.
Иллюзия Понцо Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.
Иллюзия восприятия цвета
Ахроматический контраст Круги имеют один и тот же оттенок серого.
Иллюзия Вертгеймера-Коффки. Часть кольца на белом фоне кажется более темной. Если же убрать карандаш, то иллюзия исчезает.
скажите цвет каждого слова. Почему это так трудно? Дело в том, что одна часть мозга пытается прочитать слово, а другая воспринимает цвет.
Иллюзия восприятия движения в отсутствие движения (фи-феномен);
Вращающийся тигриный хвост
Куда указывают стрелки? Наружу или вовнутрь?
Есть ли на этом рисунке треугольник?
Иррадиация При рассматривании издали белые фигуры внизу — круг и квадрат — кажутся крупнее черных, хотя те и другие равны. Чем больше расстояние, тем иллюзия сильнее. Явление это называется иррадиацией.
Куда открыта дверь? Наружу или вовнутрь?
Соотношение фигуры и фона Сколько тут зверей?
Найдите на рисунке младенца.
Двойственные изображения Найдите здесь 9 человек
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-401916
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Могут ли животные видеть оптические иллюзии?
Оптические иллюзии возникают из-за неправильной интерпретации мозгом визуальных сигналов. Исследования показывают, что большинство животных могут воспринимать иллюзии так же, как и люди!
Мы часто думаем, что видим только глазами. Конечно, наши глаза помогают нам воспринимать то, что находится перед нами, но именно наш мозг помогает нам понять смысл того, что видят наши глаза.
Мозг помогает нам понять информацию о размере объекта, глубине, расстоянии и многих других факторах. Другими словами, он помогает нам «интерпретировать» то, что воспринимают глаза.
Объекты, которые меньше, мозг воспринимает как далекие, как Эйфелева башня на этой фотографии.
Что такое оптическая иллюзия и почему она возникает?
Иллюзия Мюллера-Лайера заставляет нас воспринимать две равные линии как неравные.
Хотя обе линии одинаковой длины, мы воспринимаем их как неравные по длине. Существует несколько хорошо изученных геометрических иллюзий, таких как иллюзия Понцо и треугольник Канизса, каждая из которых связана с различными видами ошибок, совершаемых мозгом.
Иллюзия треугольника Канизса заставляет нас видеть треугольник, которого не существует на рисунке.
Оптические иллюзии возникают потому, что мозг использует контекст для понимания визуальной информации, поступающей от глаз, но контекстные подсказки иногда могут вводить в заблуждение. Интересно, что исследования доказали, что знание реальности оптической иллюзии не помешает вам увидеть ее, что говорит нам о том, что эти механизмы мозга являются автоматическими и не могут регулироваться сознанием.
Естественный вопрос, который может возникнуть у любого человека: являются ли такие ошибки уникальными для человеческого мозга или все организмы совершают подобные ошибки в оценке объектов, которые они видят?
Восприятие иллюзий у животных
Если животные также используют схожие с нами правила для интерпретации окружающего мира, то они также способны воспринимать оптические иллюзии. Обзор исследований, посвященных восприятию животными зрительных иллюзий, показывает, что большинство животных действительно воспринимают оптические иллюзии так же, как и люди!
Исследования показывают, что животные воспринимают иллюзии так же, как и люди.
В этих исследованиях животных тренировали на хорошо известных оптических иллюзиях, таких как иллюзия Мюллера-Лайера. В разных исследованиях животных обучали отвечать, одинаковой или разной длины линии, или классифицировать линии как длинные или короткие с помощью различных действий.
В то время как птиц, например голубей, обучали реагировать на нажатие клавиши, попугаев обучали реагировать с помощью голосовых реакций. В экспериментах с обезьянами их обучали реагировать с помощью сенсорных экранов. Рыб учили двигаться к определенному отсеку, чтобы зафиксировать свой выбор. Во всех этих исследованиях было замечено, что животные воспринимают линии со стрелками, направленными внутрь, как более короткие, точно так же, как и люди!
Короче говоря, большинство геометрических иллюзий, похоже, универсальны в своем действии для различных видов птиц, рыб, дельфинов и макак. Это говорит о том, что большинство животных и людей одинаково обрабатывают визуальную информацию с помощью своего мозга.
Оптические иллюзии показывают, как организм использует свой мозг для интерпретации визуальной информации с помощью контекстуальных подсказок. Было показано, что люди и большинство животных воспринимают несколько оптических иллюзий одинаково. Однако были замечены и некоторые исключения. Эти исключения показывают, что эволюция могла потребовать от некоторых животных иного развития зрительной системы.
Например, у наземных животных зрительная система развивается иначе, чем у птиц, поскольку последние смотрят на мир с высоты. Однако это всего лишь теории, используемые для объяснения наблюдаемых исключений, и недостаточно доказательств, чтобы объяснить, почему некоторые животные не видят определенных иллюзий.
Данные находки оптических иллюзий у животных доказывают, что эти механизмы, вероятно, гораздо более врожденные и основаны на эволюционной роли, которую играет окружающая нас среда.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель работы: доказать, что не всегда можно верить своим глазам.
Задачи работы: рассмотреть понятие иллюзии; выяснить причины возникновения зрительных иллюзий; собрать коллекцию зрительных иллюзий Гипотеза: Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Как человек воспринимает окружающий мир? Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает. Однако не все так просто.
Передача сигналов по зрительному нерву Зрительный образ
Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто. Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза картинка на сетчатке расфокусирована или размазана. В-третьих, глаз совершает постоянные движения, то есть изображение находится в постоянной динамике. В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.
Так что же «видит» мозг? Поскольку человек обладает бинокулярным зрением, то фактически он видит два размытых, дергающихся и периодически исчезающих изображения, а значит, возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левый глаз.
Круги равны Иллюзия Эббингауза
Иллюзия Болдуина Отрезки равны
Горизонтально Иллюзия Вундта-Фика Вертикально
Карандаши равны по длине Иллюзия Вундта-Фика
Иллюзия Ястрова Фигуры равны
Иллюзия Мюллера-Лайера Отрезки равны
Иллюзия искажения формы фигуры
Иллюзия искажения формы фигуры Линии фигуры прямые
Французский солдат и голова лошади
Молоденькая медсестра и старуха
От студента до профессора один поворот
Динамические иллюзии На рисунке мы видим кружки разных размеров. Но если большие кружки будут быстро двигаться вправо, а маленькие медленно влево, то наблюдателю покажется, что плоская картинка превращается в объемную: большие кружки кажутся нам более близкими, чем маленькие.
Кого вы здесь видите? Молодую девушку или грустную старуху?
Чехословакия г.Прага Знаменитый «Танцующий дом»
Сплетницы и Сатана
Таблица – Анализ оптико-геометрических иллюзий Иллюзия Обнаружили иллюзии (чел.) Не обнаружили иллюзии (чел.) «Целое» и «часть» 12 2 Переоценка вертикальных линий 11 3 Преувеличение острых углов 9 5 Меняющийся рельеф 10 4 «Фигура» и «фон» 12 2 Ориентация фигуры 8 6 Невозможная фигура 11 3 Движение 10 4
Выводы Человеку окружающий мир кажется стабильным и надежным, но восприятие может сыграть с ним злую шутку. Иллюзии – результат работы зрительной системы, некий тест. Очень часто люди видят то, что они хотят увидеть. Ищите иллюзии вокруг, и вы больше узнаете о себе.
Ничего не видите? А некоторые журналисты увидели здесь лицо дьявола.
Всем известное лицо на Марсе (NASA, 1976).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Исследовательская работа ученика 6 класса.
Цель работы: доказать, что не всегда можно верить своим глазам.
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит.
Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью.
Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает.
Однако не все так просто.
Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.
Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза картинка на сетчатке расфокусирована или размазана.
В-третьих, глаз совершает постоянные движения, то есть изображение находится в постоянной динамике.
В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.
Номер материала: ДБ-1145802
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.