Что такое иллюзии и отчего они происходят

Почему возникают иллюзии?

Иллюзии могут быть не только зрительными, но и слуховыми, и даже тактильными. Ведь зрение – это не единственный источник информации. Наш мозг действительно может иногда обманывать нас, создавая иллюзии.

Что такое иллюзия? Это когда видишь или чувствуешь неправильно – не так, как есть на самом деле. Например, тебе кажется, что предмет объемный, а на самом деле это рисунок на плоской стене. Если же ты видишь предмет объемным, и он на самом деле объемный – то это уже не иллюзия, это нормальное восприятие, соответствующее РЕАЛЬНОСТИ.

Почему возникают иллюзии? Как правило, это происходит тогда, когда мозг дорисовывает, додумывает то, чего нет на самом деле. Особенно часто это происходит тогда, когда ты чего-то сильно ожидаешь или наоборот – боишься. Ну, или когда ты мыслишь шаблонно, заранее ожидая увидеть то, с чем привык сталкиваться.

Поэтому наиболее объективная картина формируется тогда, когда ты ни к чему не стремишься, ни от чего не бежишь, а находишься здесь и сейчас, наблюдая мир с интересом и непредвзято. Только в таком состоянии сознания мы получаем самое объективное представление о реальности, без каких-либо искажений и иллюзий.

Достижение такого состояния – самая заветная мечта всех ищущих истину. Но очень часто они получают только иллюзии, именно потому, что слишком сильно хотят найти истину. И их мозг рисует им то, чего нет, на основании их ожиданий и представлений о том, что они ищут. Поэтому нет смысла ездить по «местам силы», по Тибетам и Индиям в поисках Шамбалы. Единственное место, где ты можешь познать истину – это то, где ты есть СЕЙЧАС.

Источник

Когнитивное выпрямление 2: изучаем иллюзии и искажения

Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть фото Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть картинку Что такое иллюзии и отчего они происходят. Картинка про Что такое иллюзии и отчего они происходят. Фото Что такое иллюзии и отчего они происходят
(с)

Сотни лет исследователи обсуждали, какие неизвестные процессы в глазах, мозге или за пределами человеческого тела вызывают иллюзии. Поскольку измерить такого рода физиологические реакции очень непросто, до недавнего времени невозможно было досконально изучить корреляции между иллюзиями и их физиологическими предшественниками.

В последние годы благодаря технологическому прогрессу мы значительно продвинулись в исследованиях, и даже раскрыли несколько нейронных механизмов формирования оптических иллюзий (подробнее смотрите в первой части). Впереди еще больше открытий, в чем мы сегодня убедимся — для некоторых зрительных иллюзий до сих пор не предложено подтвержденного и правильно описанного научного объяснения.

Иллюзия Морон-Бур-Росса и вариации

Каждое кольцо однородно по цвету, но внутренняя область, отделенная тонким белым кружком, выглядит светлее, чем внешняя.

У этой иллюзии множество вариаций.

Посмотрите на рисунок ниже. Вам покажется, что в каждом прямоугольнике правая часть, попадающая в область треугольника, темнее левой, хотя на самом деле яркость одинаковая.

Мишель Эжен Шеврёль еще в 1839 г. показал, что один и тот же цвет будет восприниматься ярче на темном фоне, и темнее — на светлом фоне, так как цвет придает смежному цвету дополнительный оттенок.

Каждый прямоугольник, изображенный на рисунке выше, однороден по яркости, но наблюдателю кажется, что возле границы яркость отличается.

Согласно одной из гипотез, ответственность за эти виды иллюзий несет локальная энергетическая модель обнаружения признаков (Morrone & Burr, 1988), в основе которой лежит предположение, что для человеческого мозга вес точек, находящихся на границе областей, должен иметь бóльшие значения по сравнению с весом внутренних точек. При этом значение средней яркости изображения не является существенным.

В другой гипотезе говорится, что иллюзия основана на независимой переходной двухфазной обработке сигналов увеличения и уменьшения света, подобных тем, которые, как считается, происходят внутри магноцеллюлярного пути, обеспечивающего регистрацию движения объектов, восприятие пространственной глубины и определение пространственных отношений между объектами (Burr & Morrone, 1993; Marrocco, 1976; Saito & Fukada, 1986; Swanson, Ueno, Smith, 1987).

Иллюзия восприятия глубины

Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть фото Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть картинку Что такое иллюзии и отчего они происходят. Картинка про Что такое иллюзии и отчего они происходят. Фото Что такое иллюзии и отчего они происходят

Иллюзия восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В данном примере, благодаря правильному расположению теней, кажется, что фигура уходит вглубь.

Одним из способов восприятия глубины в мире вокруг нас является использование так называемых монокулярных сигналов. Если вы закроете один глаз, вам будет сложнее оценить глубину, но всё же вы сможете определить, насколько близко или далеко располагаются объекты в зависимости от вашей позиции.

Абсолютный или фактический размер объекта также способствует восприятию глубины. Меньший объект, даже не зная точно его величины, будет казаться расположенным дальше, чем объект бóльшего размера, помещенный в то же место.

Наше знакомство с объектом влияет на восприятие размера и расстояния. Так, представление о типичных размерах автомобиля, управляемого вами, помогает определить, насколько близко или далеко находятся другие транспортные средства.

Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть фото Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть картинку Что такое иллюзии и отчего они происходят. Картинка про Что такое иллюзии и отчего они происходят. Фото Что такое иллюзии и отчего они происходят

Перспектива — это иллюзия, в которой две параллельные дороги сходятся на некотором расстоянии в одну точку. (с)

Некоторые иллюзии настолько стали частью нашей жизни, что мы воспринимаем их как данность. Например, кажется, что дорога, изображенная на фото, сужается по мере удаления от точки наблюдения, а маленькие объекты воспринимаются более удаленными, чем большие. Но это правило работает и в обратную сторону: не зная размеры объектов, можно увидеть один как меньший, так как он находится дальше.

Автокинетическая иллюзия

Иллюзия движения, выполненная в форме бьющегося сердца (либо другой темной фигуры).
Черное сердце «движется» из-за внешнего окружения, которое выглядит как размытый ореол. Эффект возникает, когда мозг «сравнивает» центральное изображение с полосатым фоном.
Цвет также может усиливать эффект движения.

Но с иллюзиями иногда происходит интересная вещь. Проверим:

Если человеку предварительно не сообщить, что узоры на иллюзии выше должны вращаться, он может и не заметить когнитивный эффект. Еще ряд аналогичных иллюзий построен на основе научного исследования «Visual dissociations of movement, position, and stereo depth: Some phenomenal phenomena», сделанного в 1983 г.

Эффект иллюзии строится на тоненькой «подсветке» одной из граней квадрата и «затенении» другой с помощью светлой и темной полосок, создающих, соответственно, ощущение движения квадрата на динамичном фоне. То же самое происходит, если поместить на динамичный экран реальные фигурки с «подсвеченными» и «затененными» краями.

Точного нейробиологического объяснения иллюзий движения пока не существует.

Лунная иллюзия

Эту иллюзию легко принять за происки загадочных атмосферных явлений: полная Луна, находящаяся чуть выше горизонта, выглядит намного больше, чем когда она находится над головой. Причины данной иллюзии все еще обсуждаются. Одно из объяснений строится на восприятии объектов переднего плана, из-за которых Луна над горизонтом кажется отдаленным объектом. Как мы уже выяснили, отдаленный — значит маленький.

Луна, расположенная чуть выше горизонта, не будет казаться настолько большой, если посмотреть на нее через лист бумаги, в котором сделана дырка таким образом, чтобы сквозь нее была видна только Луна, а не горизонт. Если при этом смотреть двумя глазами, то оба глаза будут видеть Луну разных размеров!

Однако есть интересная альтернативная версия, которая строится вокруг эффектов иллюзий Марио Понцо и Германа Эббингауза.

Итальянский психолог Марио Понцо смог «перехитрить» иллюзию восприятия глубины с помощью уменьшающегося расстояния между промежуточными горизонтальными отрезками и монотонного фона. В результате верхний отрезок, пересекающий сходящиеся линии, кажется крупнее.

Иллюзия Германа Эббингауза также связана с восприятием размеров: если окружающие круги располагаются близко к центральному кругу, он кажется больше, и наоборот, если они находятся на большом расстоянии, центральный круг выглядит меньше.

Так вот, эффекты Луны-загадочницы могут возникать из-за одноцветного неба, которое наш мозг воспринимает как находящееся прямо над головой — дальше от горизонта и ближе к зениту.

Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть фото Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть картинку Что такое иллюзии и отчего они происходят. Картинка про Что такое иллюзии и отчего они происходят. Фото Что такое иллюзии и отчего они происходят

(с)
Когда Луна находится на горизонте, мозг интерпретирует ее как более далекий объект, и при этом полагает, что она должна быть физически больше, соответствуя наблюдениям Эббингауза и Понцо.

Заключение

Испытывая визуальную иллюзию, мы можем видеть то, чего нет, или не видеть того, что есть на самом деле, или даже видеть что-то, отличное от того, что есть в реальности. Из-за этой разобщенности между восприятием и реальностью иллюзии демонстрируют способы обработки информации физического мира человеческим мозгом.

Иллюзии часто рассматриваются как дефект интеллектуальных систем и опасное ограничение мозга, однако, на самом деле, они помогают создать инструмент для расширения возможностей сознания и подсознания. Изучая недостатки мозга, мы можем узнать больше о вычислительных методах, которые мозг использует для формирования ощущения реальности.

Источник

Что такое иллюзия

Где мы сталкиваемся с иллюзиями? Иллюзии – неотъемлемая часть нашей жизни. Они окружают нас всюду: когда мы смотрим на звёздное небо, и нам кажется, что до звёзд можно достать рукой, когда, сидя в машине, мы смотрим на дорогу и видим, что она «сужается» вдали, когда в пещере пытаемся определить, сколько времени мы уже там находимся или пытаемся на равнине определить расстояние до какого-то предмета, но все наши предположения оказываются неверными. Без иллюзий наша жизнь была бы не такой, какой мы привыкли её видеть, ощущать, чувствовать, воспринимать.

Иллюзии времени и пространства

Точные причины возникновения иллюзий, связанных с ощущением времени до конца не изучены, а вот иллюзии, связанные с ощущением пространства, изучены несколько подробнее. Неужели мы не можем отличить реальность от иллюзии? Большинство людей считают, что они на это способны. Зачастую мы знаем, что то, что мы видим, – отчасти плод нашего воображения, но подсознание пытается убедить нас в обратном. Почему же так происходит? Почему наше зрение с такой лёгкостью поддаётся на обман? И верно ли само выражение «обман зрения»? В сущности, нет. Вернее было бы сказать, «обман мозга», ведь глаза невозможно обмануть, они – всего лишь проводник между зрительной информацией и мозгом.

Причины возникновения зрительных иллюзий

Другой причиной возникновения ложных ощущений является непроизвольное и бессознательное предвзятое, ложное суждение. Чаще всего оно формируется с детства под влиянием культуры, традиций, стереотипов, окружающих человека в момент становления личности. Лишь очень немногие люди способны «перестроиться», преодолеть стереотипы и воспринять информацию с разных точек зрения.

Существует много научных направлений, которые, используя различные экспериментальные методики, пытаются понять, каким образом мы воспринимаем окружающий мир. Один из самых интересных способов изучения – исследование зрительных иллюзий.

Оптико-геометрические иллюзии

Правый отрезок кажется значительно длиннее левого. По той же схеме эту иллюзию можно объяснить влиянием зрительных шаблонов: косые линии, сходящиеся в одной точке, могут ассоциироваться с длинным шоссе или железнодорожным полотном в перспективе, на котором лежат два предмета.

Все монахини, изображённые на картинке, – одинакового размера, но нам кажется, что «верхние» больше «нижних». А вот если бы они были бы меньше, то нам казалось бы, что они одинаковые. Это обусловлено восприятием перспективы, которая, по «предположению» нашего мозга, обязательно должна присутствовать на картинке как на зафиксированном моменте реальной жизни.

Невозможные фигуры

Классическая перспектива эффективна при имитировании действительности в виде «фотографического» изображения. Это представление неполно по нескольким причинам. Оно не позволяет нам видеть сцену с различных точек зрения, приблизиться к нему или рассмотреть объект со всех сторон. Оно не дает нам и эффекта глубины, которую имел бы реальный объект. Эффект глубины возникает из-за того, что наши глаза смотрят на объект с двух разных точек зрения, и наш мозг их совмещает в одно изображение. Плоский рисунок представляет сцену только с одной определенной точки зрения. Примером такого рисунка может быть фотография, сделанная при помощи обычного монокулярного фотоаппарата.

При использовании изометрических рисунков изображение кажется на первый взгляд обычным представлением твердого тела в перспективе. Но при более близком рассмотрении становятся видны внутренние противоречия такого объекта. И становится ясно, что такой объект не может существовать в действительности.

В изометрических рисунках все параллельные линии представляются параллельными, даже если они наклонены по отношению к наблюдателю. Объект, имеющий угол наклона, направленный от наблюдателя, выглядит точно так же, как если бы он был наклонен к наблюдателю на тот же угол.

Этот треугольник также известен под названием трибар. Нам кажется, что мы видим три бруска квадратного сечения, соединённых в треугольник. Если закрыть любой угол этой фигуры, будет видно, что все три бруска соединены правильно. Но если этот угол вновь открыть, то становится очевидным обман. Те два бруска, которые соединены в этом углу, не должны быть даже вблизи друг от друга.

В иллюзии Пенроуза используется «ложная перспектива», применяемая также во многих других изометрических рисунках. Иногда такая перспектива называется китайской: она часто использовалась в китайском изобразительном искусстве, так как при таком способе рисования глубина рисунка двусмысленна.

Эффект невозможности достигается за счёт того, что наш мозг анализирует контуры фигуры и пытается подсчитать количество зубцов. Мы непроизвольно сравниваем количество зубцов в обеих частях рисунка, из-за чего возникает ощущение невозможности. Причём, если бы количество зубцов у фигуры было бы значительно больше, например, 7 или 8, то парадокс был бы выражен менее ярко.

Иллюзии зрительного искажения

На самом деле все линии, изображённые на рисунке, прямые. Чёрно-белые короткие полоски, пересекающие их в вертикальном направлении, не совпадают, хотя и смещаются на довольно малое расстояние. Из-за этого и возникает предположение, что линии, образующие их края, постепенно сужаются. Более того, некоторые учёные относят это изображение ещё и к классу иллюзий движения.

На самом деле, на рисунке изображён абсолютно правильный круг. Искажение происходит лишь при сопоставлении его очертаний с направлением косых линий, пересекающих его. Более всего на восприятие размеров окружности в данном случае влияют линии, расположенные справа. Тупой угол «заставляет» наш мозг воспринимать радиус расположенной здесь части окружности как меньший, по сравнению с радиусом части окружности, расположенной в противоположной части изображения, что и создаёт иллюзию «неправильного» круга.

Иллюзии цвета и контраста

Это связано с тем, что глаза, сосредотачивая взгляд на одной точке, постепенно устают, и мы перестаём замечать то, что расположено вокруг этой точки. Весь эффект полностью пропадает, если вы начинаете моргать. Именно поэтому данную иллюзию зачастую не воспринимают люди, носящие контактные линзы.

Искажение восприятия размера

Сами того не замечая, мы зачастую руководствуемся именно этим видом иллюзий в выборе одежды. Соответственно, на нём построено моделирование одежды для людей разной комплекции.

Иллюзии движения

Иллюзии движения также довольно часто встречаются в живописи, но в несколько иных формах. Например, учёные до сих пор не могут объяснить «феномен» Моны Лизы, ведь каждому посетителю, без исключений, кажется, что она взглядом следит именно за ним, где бы он ни находился; также остаётся загадкой, почему Иисус на знаменитом ватиканском гобелене поворачивается в сторону по мере продвижения зрителя слева направо. Живопись содержит в себе множество загадок, но, в основном, они связаны с особенностями восприятия зрительной информации человеком и искажением её в процессе переработки человеческим мозгом.

Иллюзии в работах С. Дали

Одним из наиболее известных художников, широко применявшим иллюзии в своих работах, был Сальвадор Фелипе Хасинто Дали. Как и большинство сюрреалистов, он разделял теорию австрийского психолога Зигмунда Фрейда о подсознании как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидений для понимания подлинных желаний, влечений и причин поступков человека. Яркой отличительной чертой стиля Сальвадора Дали является совмещение в одном произведении образов, лишённых логических взаимосвязей, из-за чего и возникают оптические обманы.

Знаменитый художник имел особое зрение и видел не вещи, как большинство из нас, а скорее идеи, заложенные в них. В большинстве его работ прочитывается чёткость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя. Совмещение реальности и бредовой фантазии как бы конструируется, а не рождается по воле случая. Работать с кем бы то ни было совместно, у него не получалось, хотя он всегда был готов воспринять любую подсказку, любой намек. Любимым эффектом художника было мастерство иллюзорного мышления. Итак, рассмотрим некоторые из его работ.

Роль очертаний головы знаменитого философа и в том, и в другом случае выполняет арка незавершённого строения рынка, глаза заменяют головы двух знатных дам, подставку под бюст – некое подобие чаши.

При первом взгляде на картину «Невольничий рынок…» не каждый может сразу же заметить бюст, складывающийся из изображений различных людей, участников работорговли. Всё это, опять же, можно объяснить с точки зрения работы нашего мозга. Человек, не привыкший к восприятию изображения посредством архитектурных или пейзажных провалов, исполняющих также роль двойных образов-перевёртышей, не сразу заметит портрет французского просветителя и, скорее всего, сначала воспримет его как группу не связанных между собой фигур.

Иллюзии, связанные с распознаванием образов. Этот вид иллюзий возникает, когда в обычной фигуре видны другие образы. Иллюзии, связанные с распознаванием образа, отчасти перекликаются с двойственными иллюзиями.

На оголённом, пустынном пейзаже, обдуваемом постоянными ветрами, поначалу трудно различить автомобиль устаревшей на сегодняшний день марки. Его выдают только колёса. И лишь при более детальном рассмотрении мы начинаем «отделять» от пятнистого пейзажа грязную, пыльную автомашину.

Кажущиеся фигуры. Некоторые учёные называют этот вид иллюзий эффект стремления к центру. Оба названия равнозначны. Этому виду иллюзий соответствует целый ряд картин С. Дали, его так называемые корпускулярные портреты. Наиболее часто на них изображалась Гала в различных образах.

Источник

Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть фото Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть картинку Что такое иллюзии и отчего они происходят. Картинка про Что такое иллюзии и отчего они происходят. Фото Что такое иллюзии и отчего они происходятmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Оптические иллюзии создаются за счёт цвета, контраста, формы, размера, шаблонов и перспективы и обманывают наш мозг. Но как именно это происходит? Почему прямые линии кажутся косыми, а одинаковые отрезки — разными по длине?

Оптические обманы, разные реальности и поведенческие выгоды ошибок зрения: невролог Бо Лотто рассказывает, как мозг создаёт зрительные иллюзии (оптические иллюзии) и почему на самом деле мир не такой, каким кажется.

Внимательно посмотрите на напольную плитку в приведённой ниже картинке. Сначала сосредоточьте своё внимание на плитке, которая находится непосредственно под комнатным растением, в тени стола. Затем посмотрите на плитку справа, которая находится за пределами стола.

Какая из них ярче? Левая?

Увы! На самом деле – и это вы можете увидеть на изображении ниже — цвета плитки идентичны. Этот трюк известен как иллюзия яркости. Мы воспринимаем объект на светлом фоне, как более тёмный, в отличие от того же объекта на тёмном фоне. Этот оптический обман происходит потому, что наши зрительные системы настроены на восприятие контрастов, которые помогают нам различать формы (например, наступающего хищника). Получается, что мы не всегда видим вещи такими, какие они есть.

Как невролог, который изучает иллюзии в Университетском колледже Лондона, Бо Лотто знает всё о способах, с помощью которых мозг обманывает нас, искажает реальность ради нашего эволюционного преимущества. Журналист Nautil.us Клэр Кэмерон поговорила с ним о мошенническом характере восприятия и попыталась разобраться, сможем ли мы когда-нибудь увидеть мир таким, какой он есть.

Прекрасная вещь, которой учат нас зрительные иллюзии и оптические обманы — что все, что мы делаем, основывается на предположении.

К.К.: Что иллюзия яркости рассказала о том, как мы видим?

Б. Л.: Все, что мы делаем, связано с нашим восприятием. Наше переживание самих себя, других людей, мира – всё, о чём мы думаем, во что верим, что понимаем, начинается с восприятия. И яркость — это простой режим визуального восприятия, функция которого ограничивается простым – увидеть свет. Иллюзия яркости говорит нам, что даже на самом базовом уровне мы не можем видеть всё. Мозг не развился до способности видеть нечто абсолютное. Он эволюционировал до приобретения способности видеть отношения и смотреть, что более полезно с поведенческой точки зрения. Если это работает с яркостью, оно должно быть верным касательно разных вещей — вплоть до абстрактных концепций.

К.К.: Вы имеете в виду, что мы учимся ориентироваться в мире, распознавая модели?

Б. Л.: И да, и нет. Основная проблема заключается в том, что наш мозг эволюционировал, чтобы иметь дело с неопределенностью — неоднозначностью информации. Информация не рассказывает нам о себе; она не говорит нам, что делать. Поэтому первое, что мозг делает, когда вы смотрите на изображения, — он находит шаблон, который является ничем иным, как статистическим взаимоотношением. Шаблон, паттерн сам по себе не имеет смысла — так же, как и бессмысленное изображение, на которое вы смотрите. И у вас нет инструкций, что делать. Но по мере того, как вы взаимодействуете с миром, вы создаете либо «хорошее поведение», которое позволяет оставаться в живых, или «плохое поведение», которое ведёт к смерти. И ваш мозг связывает поведенческие значения с рисунком. Это поведенческая выгода, которую вы видите. Или это может быть поведенческая выгода, которую ваши предки видели задолго до вас. Как люди мы закодированы нашей культурной историей так же хорошо, как и эволюционной историей.

К.К.: Но можем ли мы найти доказательства этой кодировки в человеческом мозге?

Б. Л.: К сожалению, мы почти ничего не знаем о том, как всё это работает механически. Мы используем шмелей в качестве модели, потому что в их мозге содержится примерно миллион клеток по сравнению с нашими миллиардами. И они видят те же зрительные иллюзии, которые видим мы. Хотя механизмы могут быть разными, принципы останутся теми же самыми. Если мы сумеем понять принципы, то сможем понять механизмы и применить их к другим системам, таким как роботы.

К.К.: Вы создали носимое устройство под названием LumaKey, которое преобразует свет в звук. Зачем?

Б. Л.: Мы хотели создать новый вид опыта, который можно было бы зафиксировать. Физическая структура звука очень сильно отличается от физической структуры света. Когда мы переводим свет в звук, мозг также получает визуальную информацию, и мы можем видеть, как акустическая система создаёт это ощущение. Вопрос стоит таким образом: смогут ли люди начать «слышать» зрительные иллюзии? Это одна из причин, по которым мы создали LumaKey. Другая причина состоит в том, что потенциально это замечательный способ сочинять музыку.

К.К.: Можно ли изменить наше восприятие?

Б. Л.: Я думаю, да. Прекрасная вещь, которой учат нас зрительные иллюзии и оптические обманы — что все, что мы делаем, основывается на предположении. Если вы смотрите на иллюзию, не зная, что это иллюзия, вы испытываете ощущение реальности. Но как только я показываю вам, что это оптическая иллюзия, ваш мозг начинает делать что-то удивительное: он удерживает две реальности, которые в то же время являются взаимоисключающими. Две плитки выглядят разными, но я знаю, что они одинаковые. Концептуально это мало отличается от смысла фразы «Я переживаю одну реальность сегодня, но я могу себе представить другую реальность завтра». И единственный способ научиться видеть по-разному, — осознать это.

Почему оптические иллюзии обманывают наш мозг

Люди знакомы с оптическими иллюзиями на протяжении тысячелетий. Римляне делали 3D-мозаики для украшения дома, греки использовали перспективу, чтобы построить красивые пантеоны, и по крайней мере одна фигурка из камня времён палеолита изображает двух разных животных, которых можно увидеть в зависимости от точки зрения.

На пути от ваших глаз к мозгу многое может потеряться. В большинстве случаев эта система работает отлично. Ваши глаза стремительно и практически незаметно двигаются из стороны в сторону, доставляя мозгу разрозненные картинки происходящего. Мозг же упорядочивает их, определяет контекст, складывая кусочки головоломки в то, что имеет смысл.

Например, вы стоите на углу улицы, автомобили проезжают по пешеходному переходу, а светофор горит красным светом. Кусочки информации складываются в вывод: сейчас не самое лучшее время, чтобы переходить улицу. Чаще всего это работает отлично, но иногда, несмотря на то что ваши глаза отправляют визуальные сигналы, мозг в попытке расшифровать их делает ошибку.

В частности, так нередко происходит, когда в дело включаются шаблоны. Они необходимы нашему мозгу, чтобы быстрее обрабатывать информацию, затрачивая меньше энергии. Но эти же шаблоны могут ввести его в заблуждение. Также мозг часто ошибается насчёт цвета. Один и тот же цвет может выглядеть по-разному на разных фонах. Оптическая иллюзия может создаваться и за счёт перспективы.

Учёные предполагают, что иллюзия создаётся за счёт совместного действия нейронных механизмов разных уровней: нейронов сетчатки и нейронов зрительной коры. За счёт того, что мозг знаком с законами перспективы, вам кажется, что удалённая синяя линия длиннее, чем зелёная на переднем плане. На самом деле они одинаковы по длине.

Следующий вид оптических иллюзий — картинки, на которых можно найти два изображения. Мозг также может дополнять картинки цветом. Учёные до сих пор не знают, с чем связаны такие иллюзии.

Мозг создаёт изображение из кусочков полученной информации. Без этой способности мы не могли бы водить машину или безопасно переходить дорогу.
Когда вы только учитесь читать, вы читаете каждую букву, но затем мозг запоминает целые слова, и во время чтения вы распознаёте их как цельный образ, скользя взглядом по первым и последним буквам.

Как видите, несмотря на то, что наш мозг отлично справляется с повседневными задачами, чтобы обмануть его, достаточно нарушить сложившийся шаблон, использовать контрастные цвета или нужную перспективу.

И еще немного интересного визуального обмана:

Голубые и зеленые спирали на самом деле одного цвета — зеленого. Голубого цвета тут нет.

Посмотрите тут на квадратики в центрах верхней и ближней к вам граней.

Коричневый квадрат в центре верхней грани и «оранжевый» в центре передней грани — одного цвета.

Посмотрите внимательно на доску. Какого цвета клетки «А» и «В»? Кажется, что «А» — черного, а «В» белого? Правильный ответ ниже.

Клетки «B» и «A» — одного цвета. Серого.

Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть фото Что такое иллюзии и отчего они происходят. Смотреть картинку Что такое иллюзии и отчего они происходят. Картинка про Что такое иллюзии и отчего они происходят. Фото Что такое иллюзии и отчего они происходят

Можете загрузить первую картинку в графический редактор и сами сравнить цвет клеток.

Кажется, что нижняя часть фигуры светлее? Закройте пальцем горизонтальную границу между верхней и нижней частями фигуры.

Видите шахматную доску с черными и белыми клетками? Серые половины черных и белых клеток — одного оттенка. Серый цвет воспринимается то как черный, то как белый.

Фигуры лошадок имеют одинаковый цвет.

Сколько здесь цветовых оттенков, если не считать белый? 3? 4? На самом деле всего два — розовый и зеленый.

А какого цвета квадраты здесь? Только зеленого и розового цвета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *