Что такое икт в стихотворении
Что такое икт в стихотворении
Для того чтобы лучше усвоить особенности большинства систем стихосложения, необходимо исследовать некоторые важные универсалии. Одним из таких ключевых понятий в стиховедении является икт. Рассмотрим, что он представляет собой.
Сам термин «икт» заимствован из латинского языка, где слово «ictus» означало «толчок, удар». В античной метрической (квантитативной, т. е. основанной на учёте продолжительности звучания слогов) поэзии под иктом понималось сильное место в стопе, долгий слог, формирующий ритмическое ударение в стихе. Иначе этот слог назывался арсис (от греческого слова «arsis» – «подъём»). Противоположный ему краткий или слабый слог именовался тесис (от греческого «thesis» – «спад, опускание»). Это понятие синонимично термину «междуиктовый интервал».
Такие наименования стали применяться в связи с тем, что античные стихи декламировались под музыкальный аккомпанемент. Дирижёр при этом руководил не только музыкантами, но и помогал чтецам. Поднятый палец или ступня указывали на повышение такта, а опущенный – на понижение. Древние римляне использовали эти понятия для повышения или понижения голоса декламирующего стихи. Со временем термины были перенесены и в другие системы стихосложения.
Совокупность иктов и междуиктовых интервалов образует стихотворную стопу. Благодаря чередованию слабых и сильных мест в произведении формируется особый узнаваемый ритм, выраженный в понятии «метр». Так, например, ямбический гекзаметр (шесть стоп ямба в строке) предполагает, что в каждом стихе будет присутствовать шесть иктов, совпадающих с чётными слогами. Рассмотрим, как расположены икты в различных размерах. Традиционно сильный слог обозначается символом «–», слабый – «U». Икт будем обозначать символом « ́» над определённым слогом.
Двухсложные стопы:
Трехсложные стопы:
Четырёхсложные стопы:
Пятисложные стопы:
В отечественное силлабо-тоническое стихосложение понятие «икт» перешло с некоторыми изменениями. Русский язык организован иначе, нежели древнегреческий,в нём отсутствуют такие понятия, как просодическое время (время произнесения слогов), долгие или краткие звуки. Ударения в словах часто не совпадают с распределением сильных мест в стихе. Представляется почти невозможным написать стихотворение, например, четырёхстопным ямбом так, чтобы все ударения располагались строго на соответствующих им позициях. В строке такого произведения будет содержаться от двух до пяти и более ударений, хотя метром предусмотрено ровно четыре. Таким образом, в русской силлаботонике иктом называют ритмическое ударение в стихе, которое может не соответствовать собственному словесному ударению слова, входящего в состав этого стиха. В этих случаях при чтении произведения ударение перемещается на слог, требующий того в соответствии с размером. Вот пример такой перестановки:
Ходи|, изба!| Ходи, |печь,| хозя|ину |негде| лечь!
А хо|зяйка |моло|да| пиро|жочков| напек|ла…
«Ходи, изба…», русская народная песня.
Как видим, размером является шестистопный хорей, осложнённый двумя ударными слогами в середине и конце строки. Для соответствия ему ударение в некоторых словах (правильное ударение – «ходи», «изба») переходит на другой слог, а в иных («хозяину», «пирожочков») – появляется ещё одно ударение. Такие дополнительные акценты называются сверхсхемными ударениями.
На практике же в силлаботонике икты часто совпадают со словесными ударениями. Вот ещё несколько примеров того, как распределяются икты в произведениях:
Что ты жа|дно глядишь |на доро|гу
В стороне |от весё|лых подруг?
Знать, заби|ло сердеч|ко трево|гу –
Всё лицо| твоё вспых|нуло вдруг.
«Тройка», Н. А. Некрасов.
U U –́ трёхстопный анапест с двумя сверхсхемными ударениями, икты располагаются на третьем, шестом, девятом слогах.
Тебя по|любил я, |красави|ца нежна|я,
И в светло|-прозрачный|, и в сумрач|ный день,
Мне любы |и ясны|е взоры| безбрежны|е,
И думы| печальной| сурова|я тень.
«Тебя полюбил я, красавица нежная…», В. С. Соловьёв.
U –́ U четырёхстопный амфибрахий, икты на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом слогах.
Шепчутся | тихие |волны,
Шепчется |берег с дру|гим,
Месяц ко|лышется |полный,
Внемля лоб|заньям ноч|ным.
«Памяти А. А. Фета», А. А. Блок.
–́ U U трёхстопный дактиль, икты на первом, четвёртом и седьмом слогах.
В тоническом стихосложении икты играют особую роль, так как становятся важнейшими ритмообразующими факторами. Их количество зависит от числа слов, входящих в стих. Межиктовые интервалы приобретают переменный объём, а размер определяется по числу сильных мест. Вот пример дольника с четырьмя иктами в каждой строке.
В ту ночь| мы сошли| друг от дру|га с ума,
Светила| нам только |зловеща|я тьма…
«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума…», А. А. Ахматова.
Таким образом, икт является одним из важнейших компонентов в стихосложении. В различных системах он играет ключевую роль, формирует ритм и усиливает напряжение в стихотворной речи.
а к ц е н т
икт в стихе
• выделение звука в музыкальном исполнении
• выделение, ударение, усиление
• заметное отличие произношения человека, говорящего на чужом языке
• знак ударения в слове
• невольное искажение произношения
• ударение, выделение чего-либо наиболее значимого
• что выдает иностранца?
• что французский философ Жан Жак Руссо считал «душой речи»
• турецкий у пишущей машинки
• заморская изюминка речи
• турецкий у пишущей машинки Остапа Бендера
• дефект в речи иноземца
• профессиональный недостаток учителей иностранных языков
• особенности иностранного произношения
• пережиток родного языка на чужбине
• подчеркивание какого-нибудь положения, мысли
• выделение звука в музыке
• иностранный «отттенок» выговора
• примета речи иностранца
• заострение внимания в речи
• заострение внимания во фразе
• в разговоре он выдает инстранца
• в разговоре он выдает иностранца
• иностранный «оттенок» выговора
• Особенности произношения, свойственные говорящему не на своем родном языке
• иностранный «оттенок» выговора
• иностранный «отттенок» выговора
• м. усиленное выражение голоса на гласной букве, на целом слове или на целой речи; возвышение и понижение голоса: тоном или звуком и силою, громкостию; ударение, т. е. протяжка гласной, остановка на ней. Акцентуация ж. ударение в говоре, в знач. действия. Акцентировать или акцептовать речь, произносить с ударением, выразительно, понижая и повышая голос, усиливая и ослабляя его
• что выдает иностранца
• что французский философ Жан Жак Руссо считал «душой речи»
Что такое икт в стихотворении
Икт это сильная часть стихотворной стопы; слог, на который приходится ритмическое ударение в стихе.
Икт в сочетании со слабыми местами в стопе (междуиктовый интервал) образует ритм стиха. Понятия «икт» и «междуиктовый интервал» как сильная и слабая части поэтической стопы равнозначны терминам «арсис» и «тезис» в античном стихосложении, которые первоначально относились к «поднятию» и «опусканию» стопы ноги в древнегреческом танце. Таким образом, слово «арсис» используется для обозначения ударного слога стихотворной стопы, т. е. икта. См. Сильное место и слабое место.
Происхождение
Древнегреческая поэзия основана на квантативном ритме, т. е. чередовании долгих и кратких слогов, сгруппированных обычно по два или три слога. В распространенных ритмах долгий слог чередуется с одним или двумя краткими слогами. Сочетания слогов называются стихотворными стопами.
Долгие слоги произносятся с большим напряжением голоса, чем краткие. Это напряжение называется «арсис» («повышение»), а более слабый тон называется «тезис» («спад»). Эти термины также применяются к частям ритма, которые произносятся таким образом. В силлабо-тонической версификации арсис также называется метрическим иктом, а тезис – междуиктовым интервалом. В метрических схемах арсис (икт) обозначается символом (ґ).
Поскольку в античном метрическом стихосложении один долгий слог равен двум кратким, частичное замещение с UU на — в арсисе (икте) и с — на UU в тезисе (междуиктовом интервале) осуществляется без влияния на ритм. В диподии один икт сильнее другого.
В распространённых видах стихов метрический икт определяется преобладающей стопой. Следовательно, в дактилических и хореических стихах каждая стопа содержит икт на первом слоге, в ямбическом и афибрахийном стихах – на втором, в анапестном – на третьем.
В греческом и римском дактилическом гекзаметре сильное место (икт) в стопе представляет собой первый слог (долгий), а слабое место (междуиктовый интервал) – 2 последующих кратких слога (дактиль: —UU) или один долгий слог (спондей: — –). Поскольку античная поэзия не основывалась на акценте, арсис часто не подчеркивался; сильная доля в стихе отличалась только по долготе гласных звуков.
В акцентной системе стихосложения, основанной на ритмических ударениях, икт и междуиктовый интервал (арсис и тезис) соотносятся с ударным и безударным слогами в стопе.
Икт и словесное ударение
Ударения в словах, входящих в состав стиха, не всегда соответствуют распределению ударений в метрической схеме стихотворения. Строка ямбического пентаметра (пятистопного ямба) содержит от 2 до 9 ритмических ударений, хотя метром установлено 5 ударных слогов. Это обусловлено принципом относительного ударения: безударный слог между двумя безударными, но более слабыми слогами воспринимается как ударный; также как ударный слог между двумя ударными, но более сильными слогами ощущается как безударный. Эти явления называются «подъем» и «падение» (арсис и тезис). Слог, независимо от уровня ударения, который несет ударение, является иктическим; а слог без ударения – неиктическим. Таким образом, икт относится к слогу, на который приходится ритмическое ударение.
В древнегреческой и римской поэзии словесные ударения часто не совпадали с иктом стиха в первых четырёх стопах гекзаметров в дактилической и лирической поэзии. Однако в последних двух стопах гекзаметров икт, как правило, сходился со словесным ударением («Пою о муже, что из Трои изначально…»; «Энеида», Вергилий).
Несоответствие словесного акцента и икта не свойственно акцентной поэзии, основанной на ритме акцентов (чередования ударных и безударных слогов). В русской силлабо-тонической поэзии икт совпадает со словесными ударениями в трёхсложных стихотворных размерах, например: «Как ныне сбирается вещий Олег…» («Песнь о вещем Олеге»; А. С. Пушкин), где ударения в словах сходятся с иктами в четырёхстопном амфибрахии (U–U). В двухсложных метрах совпадение словесного ударения с иктом происходит реже.
Значение икта в стихосложении
Икт имеет важное значение в структуре стихотворения, поскольку ударения создают ритм – обязательный элемент организации поэтической речи. Наличие ритма способствует усилению выразительности художественного произведения и его запоминанию. Расположение иктов определяет метр стиха, который выражается последовательным чередованием иктов и междуиктовых интервалов (ударных и безударных слогов).
Икты не всегда сходятся с ударениями в словах, поскольку чистые ритмы редко встречаются в речи. Словесные акценты, которые не совпадают с сильными местами стопы в метрической схеме стиха, называются сверхсхемными ударениями.
При соблюдении иктов сохраняется ритм стиха, с помощью которого произведение получает поэтическую структуру. В отсутствие ритма содержимое стихотворения воспринимается как проза.
Что такое икт в стихотворении
Смотреть что такое «Икт» в других словарях:
ИКТ — информационно коммуникационные технологии техн. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ИКТ Институт компьютерных технологий… … Словарь сокращений и аббревиатур
ИКТ — ИКТ: ИКТ Интернациональное коммунистическое течение ИКТ Информационно коммуникационные технологии (Information and Communication Technologies) ИКТ Инсулинокоматозная терапия Икт ритмическое ударение в стихе См. также IKT ICT … Википедия
икт — см. Метр, Сильное место и слабое место. * * * ИКТ ИКТ, см. Метр (см. МЕТР (в стихотворении)), Сильное место и слабое место (см. СИЛЬНОЕ МЕСТО И СЛАБОЕ МЕСТО) … Энциклопедический словарь
Икт — ритмическое ударение в стихе, то же, что акцент (см.). Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
икт — ударение, слог Словарь русских синонимов. икт сущ., кол во синонимов: 2 • слог (10) • ударение … Словарь синонимов
ИКТ — см. Метр, Сильное место и слабое место … Большой Энциклопедический словарь
икт — икт, а; мн. икты, ов (в стихосложении) … Русское словесное ударение
икт — (лат. ictus удар) сильная опорная доля в стопе, независимо от того, занимает ли эту долю ударный или безударный слог … Поэтический словарь
икт — икт, а (в стихосложении) … Русский орфографический словарь
Что такое икт в стихотворении
Икт в метрике и силлабо-метрике
В метрическом и силлабо-метрическом стихосложении икт формирует метр — одну или группу из двух стоп, последовательность которых фиксирует стих. Напр. в дактилическом каталектическом гекзаметре —́UU | —́UU | —́UU | —́UU | —́UU | —́U присутствует шесть иктов, каждый из которых формирует метр из одного дактиля; в ямбическом триметре U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— три икта, каждый из которых формирует метр из двух ямбов и т. п.
—́UU | —́UU | —́ || — | —́— | —́UU | —́X Áurea príma satá [e]st || aetás quae víndice núllo… (Ovidius, Metam. I, 89)
где в словах «sata» и «aetas» собственное ударение падает на первый слог, в то время как икт падает на второй.
Икт в силлабо-тонике
В силлабо-тоническом стихосложении — ритмическое ударение в стихе, безотносительное к собственному (словесному) ударению слов, входящих в состав стиха. Напр. «Хо́ди, и́зба, хо́ди, пе́чь — хо́зяи́ну не́где ле́чь».
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Икт» в других словарях:
ИКТ — информационно коммуникационные технологии техн. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ИКТ Институт компьютерных технологий… … Словарь сокращений и аббревиатур
ИКТ — ИКТ: ИКТ Интернациональное коммунистическое течение ИКТ Информационно коммуникационные технологии (Information and Communication Technologies) ИКТ Инсулинокоматозная терапия Икт ритмическое ударение в стихе См. также IKT ICT … Википедия
икт — см. Метр, Сильное место и слабое место. * * * ИКТ ИКТ, см. Метр (см. МЕТР (в стихотворении)), Сильное место и слабое место (см. СИЛЬНОЕ МЕСТО И СЛАБОЕ МЕСТО) … Энциклопедический словарь
Икт — ритмическое ударение в стихе, то же, что акцент (см.). Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
икт — ударение, слог Словарь русских синонимов. икт сущ., кол во синонимов: 2 • слог (10) • ударение … Словарь синонимов
ИКТ — см. Метр, Сильное место и слабое место … Большой Энциклопедический словарь
икт — икт, а; мн. икты, ов (в стихосложении) … Русское словесное ударение
икт — (лат. ictus удар) сильная опорная доля в стопе, независимо от того, занимает ли эту долю ударный или безударный слог … Поэтический словарь
икт — икт, а (в стихосложении) … Русский орфографический словарь