Что такое игумен кратко
Игумен: кто это?
Игумен: значение слова
Игумен — это духовный сан человека, который руководит монастырем, становится наставником для насельником монастыря (слово произошло от греч. ἡγούμενος — «ведущий») В ряде поместных Церквей игумен также — иерархическая награда. Несмотря на то, что 2011 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырем. Одновременно с саном игумена должен вручаться посох. В «белом духовенстве» сан игумена соответствует протоиерею.
Чем занимается игумен
Высокое звание игумена предполагает наличие богатого духовного опыта, но не стоит забывать и об опыте управления общиной. Игумен — начальник монастыря, который контролирует все процессы монастыря, решает возможные конфликты, примиряет братию. Значение греческого слова, от которого произошло звание «игумен» достаточно полно раскрывает то, чем занимается игумен — «ведущий». Игумен ведет братию к образцу праведной жизни.
Посох игумена
Как знак высокого сана, игумен получает посох. Этот трость, означающая принадлежность к высшей церковной власти. Сам по себе посох не обладает никакими сверхъестественными свойствами, это просто значимый для православных христиан символ. Посохи бывают:
Первые обычно богато украшены и предназначены для богослужений, их верхушка увенчана Крестом. Навершие посоха может выглядеть по-разному:
В России у каждого посоха игумена обычно есть еще и сулок, специальный платок у навершия, который охраняет руку игумена от мороза в холодное время года.
Кто может получить сан игумена
При условии, что они согласны принять звание игумена и высокую ответственность, которую оно предполагает.
Может ли игумен жениться
Человек в сане игумена может вступить в брак только при условии снятия этого сана. В Русской Православной Церкви браки разрешены только «белому духовенству» и только при условии, что человек вступает в брак до принятия священнического сана. Монашествующие в Церкви дают обет безбрачия, нарушив который человек считается клятвопреступником, так как этот обет дается Богу.
Значение слова «игумен»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ИГУ’МЕН, мена и (устар. и обл.) мна, м. [греч. hēgumenos, букв. предводительствующий] (церк.). Настоятель мужского монастыря.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
игу́мен
1. церк. настоятель мужского православного монастыря ◆ Первый игумен Махрищский дожил до глубокой старости и почил в 1406 году, предузнав день своей кончины. «Журнал Московской патриархии», «Обитель преподобного Стефана», 2004 г.
2. церк. сан монашествующего священника, выше чем иеромонах и ниже, чем архимандрит
3. церк. лицо, носящее такой сан ◆ Игумен Дамиан, в свою очередь, поблагодарил дирекцию и сотрудников Российской Национальной библиотеки за организацию замечательной выставки, сохранение уникальных документов, составляющих бесценную историческую память. Журнал Московской патриархии, «40 лет со дня рождения профессора Санкт-Петербургской духовной академии Н. Н. Глубоковского», 2004 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова извечный (прилагательное):
Многие не раз сталкивались с таким словом, как игумен. Что же оно значит? Кто такой игумен? В чем суть его деятельности, и для кого она? Какую ответственность несет игумен? Может ли он создать семью? Ответы на эти и другие вопросы изложены в данной статье.
Слово греческое
Каково значение слова «игумен»? Оно происходит от греческого «hegumenos». И переводится как «идущий впереди», «ведущий».
Ведущий кого?
Что такое игумен? Вернее сказать, кто он такой? Это настоятель православного мужского монастыря. То есть, переводя на современный язык, начальник над монахами.
В женских монастырях тоже есть начальница. И зовется она игуменьей.
Чем занимается игумен?
Кто несет ответственность за весь монастырь и за каждого монаха? Это игумен. Он осуществляет дисциплинарный надзор за монахами. Для каждого из монашествующих игумен должен быть любящим отцом и строгим учителем. Своим примером он показывает братии монастыря, как должно жить настоящей монашеской жизнью.
Кто может получить сан?
Атрибуты игумена
Кроме посоха, отец игумен носит наперсный крест. Крестом он благословляет братию и любого другого, испросившего благословения.
Где живет отец наместник
Может ли он жениться?
Заключение
Кому многое дано, с того много и спросят. Принимая столь высокий сан, будущий настоятель монастыря понимает, что ответственность ему придется нести не только на земле. За каждого брата он отвечает перед Богом. Как отец несет ответственность за чад своих, так и игумен отвечает за души монашествующих перед лицом Отца Небесного.
Игумен
Смотреть что такое «Игумен» в других словарях:
ИГУМЕН — муж. игуменья жен. настоятель, ница монастыря. Игумен саном ниже архимандрита. | Игумен муж., сиб. небольшая птица из рода куликов, короваек. Не всем чернецам (или не всякому старцу) в игуменах быть. Знает про то игумен, который звонок бубен. Ты… … Толковый словарь Даля
ИГУМЕН — (греч. igumenos, от igeomai повелеваю) начальник монастыря православной церкви. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИГУМЕН [гр. hegumenos букв. идущий впереди, ведущий] в православной церкви: настоятель … Словарь иностранных слов русского языка
игумен — См … Словарь синонимов
игумен — ИГУМЕН, настоятель ИГУМЕНЬЯ, настоятельница … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ИГУМЕН — (греческое hegumenos, буквально ведущий), настоятель православного монастыря (в женских игуменья). Обычно в сане архимандрита … Современная энциклопедия
ИГУМЕН — название город Червень в Белоруссии до 1924 … Большой Энциклопедический словарь
ИГУМЕН — (греч. hegumenos букв. ведущий), настоятель православного монастыря (в женских игуменья). Обычно в сане архимандрита … Большой Энциклопедический словарь
ИГУМЕН — ИГУМЕН, игумена и (устар. и обл.) игумна, муж. (греч. hegumenos, букв. предводительствующий) (церк.). Настоятель мужского монастыря. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИГУМЕН — ИГУМЕН, а, муж. Настоятель православного монастыря. | прил. игуменский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Игумен — (греч. предводительствующий) название начальственного лицав монастыре, в древности всякого монастыря, по штатам 1764 г. в России монастыря третьеклассного. Начальственные права и должностныеобязанности его те же, какие имеет всякий настоятель… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Игумен — Червень Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
ИГУМЕН
О ἡγούμενος как руководителе монашеской общины упоминают прп. Иоанн Лествичник: «. испросив у игумена лавры (τόν τῆς λαύρας ἡγούμενον) келлию. » (Ioan. Climacus. 4. 110 // PG. 88. Col. 721A); прп. Иоанн Мосх: «. авва Геронтий, игумен (ὁ ἡγούμενος) монастыря святого отца нашего Евфимия. » (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 21 // PG. 87. Col. 2868B).
Возведение в сан И. совершается архиереем на литургии во время входа с Евангелием. Производимый в И. приводится протодиаконом или 2 диаконами к архиерею, если сам архиерей литургисает, если же нет, то приносят архиерею епитрахиль, нарукавники и омофор. После облачения архиерея к нему подводится производимый в И., к-рый трижды поклоняется архиерею до пояса и приклоняет главу. Архиерей трижды осеняет его главу крестным знамением и, встав, возлагает на его главу руку, затем читает молитву: « », к-рая свидетельствует, что И. поставляется к определенному месту служения (« », « »).
На Руси
И. древнерус. мон-рей не только руководили практической и духовной жизнью насельников своих монастырей, но те из них, кто возглавляли крупные мон-ри, играли политическую роль, пытаясь решить междукняжеские конфликты,- таковы И. киевского Печерского мон-ря, новгородского Юрьева мон-ря,- что несомненно свидетельствует об их значительном авторитете в обществе (Бълхова. С. 40).
Истинным созидателем иночества в Московском княжестве и на северо-востоке Руси явился прп. Сергий Радонежский. В 1354 г. братия основанного им мон-ря выбрала его И., и еп. Афанасий Волынский, замещавший Главу Русской Церкви, возвел прп. Сергия в игуменское достоинство. В это время (со 2-й пол. XIV в.) на Руси начала проводиться реформа монастырского жития на основе общежитийного Устава прп. Саввы Освященного. Реформа шла медленно, встречая сопротивление в самих мон-рях. Так, в Троице-Сергиевом мон-ре общежительство вводится только в 1364-1376 гг. Преподобный, своей подвижнической жизнью достигший духовной высоты, оказывал глубокое воздействие на окружающих. Он стал проводником монашеской реформы в Московском княжестве и на территории Великого княжения Владимирского. Восемь основателей мон-рей были учениками прп. Сергия. Согласно реформе, строгая дисциплина предписывала подчинение И.: службу, «приказанную» им И., монахи обязаны были служить «как Самому Христу»; без благословения И. они не могли покидать пределы мон-ря; братия разделялась по службам: келарь, повар, хлебопек и проч. Келарь в рус. мон-рях с кон. XV в. был вторым лицом после И.: в митрополичьей уставной грамоте (ок. 1500) он упоминается сразу после И. На документах Троице-Сергиева мон-ря, напр. касающихся управления и хозяйственных дел, ставилась особая келарская печать. В больших мон-рях эта должность была обязательно. Келарю главного мон-ря принадлежала адм. и судебная власть в приписных мон-рях, в таком случае эконом становился его помощником, ведавшим собственно монастырским хозяйством (Смолич. С. 166-167).
В XVI в. во главе мон-ря стояли И. (архимандрит) и соборные старцы, обычно ок. 10, в их число входили келарь, казначей и др. Старцы управляли духовной и хозяйственной жизнью мон-ря, выдвигали строителя, И., приказчиков, хлебников и др. В документах этого периода часто встречаются выражения «игумен да соборные старцы приказали», «приговорил игумен и соборные старцы» и т. п. (Колычева. С. 90). В XVII в. И. (архимандриты) больших мон-рей вместе с соборными старцами были перечислены (по масштабам и значимости мон-рей) в т. н. Лествице властей, представлявшей систему высшей церковной власти на церковных Соборах.
Вопрос об избрании И. в своем мон-ре время от времени становился предметом рассмотрения офиц. документов, касающихся устройства монашеского жития. Согласно указу Святейшего Синода от 20 марта 1862 г., И. общежительных мон-рей должны были избираться братией и только утверждаться Синодом по представлению епархиального архиерея. В необщежительный мон-рь И. назначался архиереем, если мон-рь был епархиальным, и Синодом, если мон-рь был ставропигиальным (Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 223).
Определением Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. «О монастырях и монашествующих» устанавливается, что избрание настоятеля (в документе не употребляются др. наименования начальника мон-ря) происходит в присутствии благочинного мон-рей или монашествующего лица, назначенного епархиальным архиереем, тайным голосованием записками при участии всех мантийных братьев; каждый участвующий в выборах пишет в своей записке одного кандидата; двое получивших наибольшее число голосов отмечаются в акте избрания, к-рый предоставляется епархиальному архиерею «на его усмотрение» (IV 9). Епархиальный архиерей по одобрении избранного представляет его Свящ. Синоду для назначения; при неодобрении он представляет своего кандидата (IV 10). В управлении хозяйством настоятелю помогает Монастырский совет, в к-рый входят казначей, ризничий, благочинный, эконом,- они назначаются и увольняются архиереем по представлению настоятеля (IV 18, 16).
В Определении указывается, что в каждой обители для духовного окормления насельников желательно иметь старца, преуспевшего в духовной жизни, знакомого со Словом Божиим, с творениями и правилами св. отцов, способного к руководству в духовной жизни (IV 28, 29); в каждой обители должен быть духовник для братии, к-рый избирается настоятелем с участием всей братии (IV 30, 31).
В настоящее время
сан И. дается в РПЦ как награда иеромонахам (Положение о наградах РПЦ. 2004. Разд. II 3), этот почетный титул присваивается в качестве поощрения за достойное церковное служение и не влечет за собой к.-л. новых полномочий. Согласно Положению, награждение совершается по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет служения в священном сане. Настоятели (наместники) лавр и мон-рей в сане И. могут быть награждены указом Святейшего Патриарха за церковные заслуги и во внимание к мон-рям, ими управляемым, правом употребления игуменского посоха за богослужением. Награжденный имеет право употреблять посох и вне богослужения в пределах своей обители; не имеет права употреблять его во время архиерейского богослужения, но может употреблять его при совершении богослужения в присутствии не совершающего богослужения архиерея; в присутствии архиерея И. не употребляет посох вне богослужения. В случае оставления должности настоятеля (наместника) И. не имеет права употреблять за богослужением игуменский посох (II 6).
Ист.: О монастырях и монашествующих // Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 31-43; Чиновник архиерейского священнослужения. М., 1982. С. 220-223; Древние иноческие уставы. М., 1994р; Никодим [Милаш], еп. Правила; Духовный регламент. Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского // Законодательство Петра I. М., 1997. С. 582-603; Правила ВС с толк. 2000; Правила ПС с толк. 2000; Устав РПЦ, 2000; Положение о наградах РПЦ: Принято Архиерейским Собором РПЦ 3-8 окт. 2004 // www.mospat.ru [Электр. ресурс]; Положение о монастырях Русской Православной Церкви заграницей: (Утверждено Собором Епископов РПЦЗ 30 окт./12 нояб. 1959 г.) // www. russianorthodoxchurch.ws/synod/documents/polozheniamonastiri.html.