Что такое гуманитарный класс

Гуманитарные классы

Проблемы у преподавателей гуманитарных классов начинаются с набора. Трудно сказать, что такое «гуманитарная» одаренность. Мы стараемся отобрать детей, которые, как нам кажется, смогут учиться тому, чему мы их хотим научить. Они должны стать людьми, стремящимися понимать художественный и научный текст и охотно овладевающими знаниями, необходимыми для понимания. Предпочтение отдается тем, кто больше читал, интереснее и свободнее говорит и пишет о прочитанном, с интересом слушает, когда говорят другие, задает толковые вопросы. Разумеется, «натасканность», умение говорить гладкие фразы о литературе скорее отвращает, чем дает преимущество. Низкая орфографическая и пунктуационная грамотность не является непреодолимым препятствием при наборе — ученик сможет на дополнительных занятиях наверстать упущенное. Низкая речевая культура настораживает больше, но и её при большом желании со стороны ученика можно поправить. Проверяем мы и уровень знаний по другим, непрофилирующим предметам — нужно, чтобы у школьника-гуманитария была достаточная база, чтобы, не отставая по математике или химии, львиную долю времени отдавать специальным занятиям. В гуманитарных классах нашей школы больше часов, чем обычных классах, отводится литературе и истории, два часа в неделю отдано латинскому языку, естественно, несколько сокращено время на изучение других предметов. И хотя среди выпускников-гуманитариев есть такие, кто выдержал экзамены на мехмат МГУ, в физтех, в Высшую школу экономики, все же поступление в гуманитарный класс ведет если не к отсечению, то во всяком случае к ограничению иных, негуманитарных возможностей. Это еще одна причина, заставляющая с максимальной тщательностью и ответственностью отнестись к набору в такой класс.

Понятно, что в отличие от математиков словесники совсем не могут формализовать показатели. Интуиция и опыт подводят нас не так уж часто, хотя, конечно, никогда нельзя поручиться, что выбранный нами ученик не утратит интереса за годы учения и окажется достаточно работоспособным, чтобы выдержать довольно большую нагрузку — помимо уроков каждый день помногу читать и почти каждый день писать — создавать свои, условно говоря, исследовательские тексты. И последнее, что следует сказать о наборе: учителя сами набирают себе учеников, с которыми хотят работать; некоторая субъективность здесь неизбежна.

Личные вкусы и пристрастия педагога сказываются и на характере обучения. Если задачи обучения литературе примерно одинаково понимаются всеми словесниками, работающими в гуманитарных классах, то в выборе методов, распределении часов на изучение отдельных тем, количестве письменных работ и т. п. есть серьезные расхождения. Но это не смущает ни самих преподавателей, ни администрацию школы, уверенную в высокой квалификации учителей и в их ответственном отношении к делу.

Однако требования к уровню понимания произведений, к количеству и качеству необходимых знаний едины, и единство это подкрепляется и подтверждается систематически организуемыми зачетами по литературе, в которых принимают участие все словесники, работающие в гуманитарных классах.

Обычно гуманитарии не реже раза в год пишут большую работу по самостоятельно сформулированной (или выбранной из ряда предложенных) теме, так называемую курсовую. Работа может быть связана с тем, что в это время изучается на уроках, а может быть посвящена совсем другим произведениям, заинтересовавшим ученика. Так, после изучения античной литературы девятиклассники более или менее успешно писали о пьесах, написанных в ХХ веке на античные сюжеты, сравнивая трагедии Эсхила и Софокла с произведениями Ю. О’Нила, Ануя, Сартра, Жироду; были сравнительные работы о Плавте и Мольере, Плавте и Шекспире, о фильме «Царь Эдип» Пазолини, о цикле стихотворений Б. Лившица «Эдип», об образе Одиссея в русской поэзии, о мифе о Минотавре в произведениях Борхеса и Кортасара и т. п. Хорошо, когда процесс создания таких сочинений протекает под квалифицированным руководством; это не получается, если ученик слишком поздно берется за дело и в срок сразу представляет готовый продукт. Если же все идет в соответствии с рекомендациями, ученик успевает несколько раз на разных этапах проконсультироваться с учителем или с другими специалистами, которые привлекаются в помощь начинающим исследователям, в том числе с нашими выпускниками — студентами и аспирантами. Потом ученики обмениваются готовыми работами, с интересом читают то, что написали их товарищи.

Общение со специалистами мы считаем необходимым условием подготовки гуманитариев. Иногда с лекциями перед гуманитарными классами выступают крупнейшие ученые-литературоведы, известные критики. Иногда мы просим наших выпускников прочитать лекцию на уроке или после уроков, провести экскурсию. В результате наши ученики попадают в определенную культурную среду, видят вокруг себя много людей, для которых важно и естественно говорить и думать о литературе, истории, искусстве.

Гуманитарии, какими бы ни оказались в дальнейшем их профессиональные интересы, в школе приобщаются к культурной традиции, и это можно считать достаточным оправданием тех немалых усилий, которые затрачиваются на организацию гуманитарных классов.

Смотрите также

Как осмыслиывают опыт обучения в гуманитарном классе сами выпускники — читайте в статье «Что может дать современному школьнику гуманитарный класс» («Вопросы образования» №4, 2006).

Источник

Специфика профиля и особенности обучения 09.11.2020

Обучение в гуманитарном профиле направлено на:

Обучение по гуманитарному профилю чрезвычайно важно в настоящий исторический момент, так как позволяет уравновесить формирующееся и закрепляющееся в обществе прагматичное, утилитарное отношение к накопленным человечеством знаниям и возможностям. Профилизация этого типа призвана сориентировать подрастающее поколение в области развития гуманитарных и смежных с ними наук, определиться с выбором своей дальнейшей образовательной траектории, в конечном счете, определиться с выбором профессии, своего места и роли в жизни.

Профессии гуманитарного профиля – это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью.

В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профессии в частности включают в себя языковедение, различные виды искусств, изучение культуры и юриспруденции. Гуманитариями являются педагоги, лингвисты, актеры, музыканты, юристы, режиссеры, менеджеры и представители других профессий, деятельность которых напрямую связана с людьми или их жизнедеятельностью.

Главное отличие гуманитарных специальностей в том, что в их основе – гуманитарные, а не точные науки, и эти профессии не связаны с техникой. Гуманитарные дисциплины изучают человека и его проявления, вот почему все гуманитарные профессии связаны с людьми, а также с гуманитарными и общественными науками:

Кроме того, гуманитарные дисциплины изучают:

Список гуманитарных профессий:

Что вас ждет в гуманитарном классе?

Фундаментальная подготовка по предметам гуманитарного цикла, позволяющая уверенно пройти Единый государственный экзамен. Интересная, не дающая скучать школьная жизнь, включающая участие во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников.
В 10-11 классах углубленно изучаются такие предметы, как русский язык, история, английский язык.

В течение учебного года учащиеся готовят индивидуальные проектные работы, которые защищают на ставшей уже традиционной школьной конференции творческих и проектных работ, на Городском конкурсе проектных и исследовательских работ. В круговороте школьных событий и встречи с интересными людьми, представляющими современную гуманитарную науку, Университетские субботы.

Обучение русскому языку и литературе в классах гуманитарного профиля

Русский зык и литература в классах гуманитарного профиля являются предметами первостепенной важности. Именно от качества преподавания русского языка и литературы зависит успешное формирование будущих гуманитариев, поэтому данным предметам среди прочих дисциплин цикла отведена особая роль.

Русский язык

Обучение русскому языку строится с опорой на тематику заданий ЕГЭ, повторение идет в соответствии с типологией заданий и включаемым в них материалом, особое внимание уделяется при этом и орфографическому, и пунктуационному анализу текстов. Отдельным блоком проводится обучение написанию сочинения-рассуждения по русскому языку, отбору языковых средств, формулированию проблемы, созданию текстов уровня повышенной сложности.

Литература

Специфика изучения литературы в гуманитарном направлении заключается в сочетании традиционных и новаторских принципов подачи теоретико-литературного материала. В центре изучения находится анализ литературного произведения в целом, связь литературного произведения с историко-культурным и историческим контекстом.

При изучении текста обязательным элементом является обращение к различным критическим статьям, их конспектирование и анализ. На выходе – подготовка к написанию и написание глубокой и осмысленной работы – сочинения.

Обучение иностранным языкам в классах гуманитарного профиля

В классах гуманитарного профиля учащиеся изучают английский язык. Обучение ведется с использованием инновационных педагогических технологий.

На уроках учащиеся развивают навыки устной и письменной речи, необходимые для успешной сдачи выпускных экзаменов и для дальнейшей полноценной жизни. Также учащиеся могут посещать дополнительные профильные языковые кружки и курсы.

Обучение истории и обществознанию в классах гуманитарного профиля

Содержание отдельных учебных курсов (история, обществознание) органично сочетаются, дополняют, углубляют знания учащихся, дают возможность качественной подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, а также способствуют формированию мировоззрения, создавая культурное поле личности.

История

Учащиеся гуманитарных профильных классов переходят от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории. Таким образом, критерий качества связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Обществознание

В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучается право. Программа даёт возможность качественной подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, содержит элементы практической деятельности в рамках каждого урока.

Решая вопросы гуманитарного образования, мы обращаемся к педагогическим технологиям, направленным на индивидуальное развитие учащихся, их творческую инициативу, на навыки самостоятельного движения в мире информации, универсальные умения.

Источник

Как выбрать школу: гуманитарные направления

МОСЛЕНТА продолжает цикл публикаций, которые помогут с выбором учебного заведения. Представляем обзор лучших школ для детей, которые имеют склонность к гуманитарным наукам, — лидеров филологического, социально-гуманитарного и социально-экономического профиля.

Московский центр непрерывного математического образования впервые готовит рейтинг столичных школ, в котором собраны лучшие учебные заведения по разным профилям. В основу рейтинга, как и прежде, легли результаты ЕГЭ и Всероссийских олимпиад по профильным предметам. Для филологического профиля оценивались результаты по русскому и иностранному языкам, литературе; для социально-гуманитарного профиля — по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, праву; для социально-экономического профиля — по обществознанию, экономике, праву и географии.

1. Лицей №1535

Округ: ЦАО

Профиль: гуманитарный, медико-биологический, психологический, экономико-математический

Поступление: письменное тестирование по русскому языку, контрольная по математике, тестирование и устное собеседование по английскому языку. Для поступления в 10-й класс учитываются также результаты профильных ОГЭ: на гуманитарный профиль дополнительно — литература или история, на социально-гуманитарный и социально-экономический — обществознание.

Место в столичном рейтинге: в 2014 году — 1, в 2015 году — 1

Лицей открылся в 1991 году при Институте стран Азии и Африки МГУ на базе 14-го китайского интерната как экспериментальная школа с востоковедческим уклоном. Здесь можно было выучить не только китайский язык, но и хинди, урду, японский и арабский. На сегодняшний день из восточных языков остался только китайский, зато английский и другие европейские языки, в том числе латынь, преподают на высочайшем уровне. Лицей славится основательной гуманитарной базой. Программа государственная, но подавляющее количество преподавателей — авторы собственных методик и учебников.

Основная жалоба, которую можно услышать от учеников и даже родителей: учиться приходится всегда — семь дней в неделю с утра и до вечера. Что, конечно, вполне естественно для учебного заведения столь высокого статуса. В рейтинге «Топ-100 лучших школ по профильным направлениям» московский лицей №1535 занял первое место по социально-гуманитарному и социально-экономическому профилю и пятое — по филологическому.

Дочь перешла в лицей 1535 в 10-й класс из самой обычной школы. Учиться сложнее, но если ребенок привык трудиться, то проблем нет. Учиться очень интересно. Учась на гуманитарном направлении, проблем с математикой нет. Год закончила с одними пятерками. Репетиторов ни по математике, ни по другим предметам нет. При этом дочь успевает и встречаться с друзьями, и ходить в театр, и заниматься в театральной студии

Источник

Как выбрать профильный класс

Что такое гуманитарный класс. Смотреть фото Что такое гуманитарный класс. Смотреть картинку Что такое гуманитарный класс. Картинка про Что такое гуманитарный класс. Фото Что такое гуманитарный класс

Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

ПрофильПредметы
Физико-математическийФизика, математика
Информационно-технологическийИнформатика, математика, физика
Химико-биологическийБиология, химия
ЛингвистическийРусский язык, литература, иностранный язык
ФилологическийРусский язык, литература
ГуманитарныйРусский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономическийОбществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

На что ориентироваться при выборе профиля

Результаты ОГЭ

В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.

Способности и склонности

Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.

Предметы ЕГЭ

Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.

Источник

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В 10 ГУМАНИТАРНЫЙ КЛАСС. 28.01.2018

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В

10 ГУМАНИТАРНЫЙ (филологический) КЛАСС.

10 класс «В» гуманитарный – это третий год обучения в гуманитарном классе, так как обучение в гуманитарной вертикали традиционно начинается с 8 класса. Поэтому:

1) добор осуществляется на свободные места;

2) учащиеся должны обладать обширными знаниями в области гуманитарных дисциплин (более подробная информация ниже);

3) необходимо помнить о том, что в гуманитарный (филологический) класс идут учащиеся, которых интересует литература, история, английский язык, а не те, кого не интересуют предметы естественнонаучного цикла.

Все встречи проводим по адресу: Кутузовский проезд, дом 10.

Вступительное испытание для абитуриентов гуманитарного класса будет проходить 25 августа 2021 года в кабинете № 45 в 10.00. После встречи в этот же день необходимо пройти собеседование с учителями английского языка (материалы для подготовки к собеседованию есть внизу страницы)

В аттестате об основном общем образовании по предметам «Литература», «Русский язык», «Английский язык», «Математика» должна быть оценка не менее 4 (хорошо).

Материалы для подготовки к собеседованию по литературе и английскому языку есть на сайте.

Для участия в собеседовании необходимы следующие результаты:

Минимальный первичный балл результата ОГЭ по математике – 16;

Минимальный первичный балл результата ОГЭ по русскому языку – 28 баллов (и оценка 4);

Контрольная работа по литературе – 26 баллов;

По предметам «История», «Обществознание» не ниже оценки «4».

При зачислении необходимо иметь при себе: аттестат, выгрузку результатов ОГЭ и контрольной работы по литературе из личного кабинета и результат собеседования по литературе и английскому языку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *