Что такое группировка длительностей
Как группировать длительности в музыке?
Привет! сегодня мы поговорим о группировке. Это очень важная тема если вы не хотите стать головной болью для музыканта, который захочет сыграть вашу песню по нотам. С появлением нотных редакторов, может показаться что это все видео вообще не нужно, но редакторы такие как Сибелиус тоже не всегда делают группировку наглядно, так что лучше конечно знать ее принципы.
Почему знать правила группировки важно. Например, вот этот ритм прочитать легко и его мог написать человек ничего не знающий о правилах группировки,
но вот тут уже сложнее.
Сейчас этот ритмический рисунок написан по основным правилам группировки, и мы его понимаем, но если его написать вот так,
то вам придется сначала посчитать сколько здесь нот, ну а считать доли станет просто неудобно. А музыканту, понятное дело важно видеть доли. Это кстати одно из основных правил группировки – доли должны быть ясно отделены друг от друга. И чем мельче ритмическое дробление, тем важнее соблюдать это правило. Вот пример. Так ритмический рисунок выглядит если соблюдать правила группировки,
Как отделить доли друг от друга?
Иногда Перерывом в ребрах. Ребрами соединяются длительности меньше четверти.
А иногда доли можно показать используя лигу, но об этом позже.
Для разных видов размеров существуют свои правила группировки. Они не сложные, и освоить их не сложно, но зато тот, кто в будущем будет читать ваши ноты скажем так, не будет вас проклинать.
И так в простых размерах как уже говорилось, доли должны быть ясно отделены друг от друга перерывом в ребрах длительностей. Общее ребро возможно и на весь такт, если нет сложных ритмических дроблений.
В случае мелкого ритмического дробления каждая главная или долевая группа может быть подразделена на 2 или 4 равные друг другу побочные группы. То есть лучше и нагляднее написать вот так,
Паузы группируются по тем же правилам что и ноты.
То есть, например, так лучше,
Ради упрощения письма строгую группировку, отделяющую друг от друга основные длительности такта, можно нарушать нотами с точкой. То есть вместо того чтоб написать вот так
Если в долевой группе, больше чем одна нота, то точка у последней ноты этой группы, создающая заимствование части из следующей доли не нужна, лучше использовать лигу. Опять же из-за наглядности.
Группировка в сложных и смешанных размерах.
Простые такты, входящие в эти размеры должны быть хорошо отделены, а, следовательно, в данных размерах столько групп сколько в них простых тактов. Например, 6/8 состоит из размеров 3/8 и 3/8, и, получается, в нем две группы, и вы должны их хорошо видеть. Благодаря этому, вы можете даже упростить себе счет. Когда темп слишком быстрый, вы просто не успеете считать 123 123, удобнее будет считать раз два.
Группировка в смешанных размерах особенно важна, так как помогает понять из каких простых они состоят. Иногда, заботливый композитор указывает эту информацию в скобочках рядом с основным размером, но чаще спасает группировка. Например, тут четко видно, что размер 8/8 состоит из размеров 3/8, 3/8 и 2/8,
а можно написать его вот так, и тогда он будет состоять из размеров 3/8, 2/8, 3/8.
Небольшой лайфхак, если вы студент музыкального колледжа или училища. Вам наверняка задают делать задачки на группировку, так вот как раз их хорошо делать в нотном редакторе, а потом если нужно подправлять и делать решение более наглядным.
Группировка в вокальной музыке.
Все что выше относится к группировке инструментальной музыки, в вокальной все немного иначе. В данном случае группировка нот зависит от распределения слогов текста. Если каждому слогу текста соответствует один звук мелодии, то ноты пишутся раздельно, т.е. не соединяются в группы. В тех случаях, когда слогу текста соответствует несколько звуков мелодии, вязкой или ребром соединяется столько нот, сколько звуков приходится на данный слог. Если количество звуков, соответствующее одному слогу, превышает тактовую долю, то ноты группируются по тактовым долям и объединяются лигой.
Отлично, теперь вы стали еще более просвещенным в вопросе нотной грамоты. Спасибо за ваше внимание. Подписывайтесь. Всех люблю, всем пока)
Группировка длительностей
ГРУППИРОВКА – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка в инструментальной музыке.
— количество групп в такте = количеству счётных долей в такте.
Рассмотрим с вами приведенный ниже пример. Размеры 2/4 и 2/2. Числители размеров говорят нам о том, что в одном такте будет две группы длительностей, каждая из которых будет равна : в размере 2/4 – четверти, в размере 2/2 – половинной.
-Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой. Ниже приведены примеры музыкальных длительностей, длительность которых равна длительности одного такта в этом размере. Так, например, в размере 3/4 самая крупная длительность, которая может занимать один такт- это половинная с точкой (т.к. половинка с точкой = трем четвертям).
-При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
-Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях.
-Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой;
Здесь нужно напомнить о функции точки, стоящей рядом с нотой. Точка подразумевает длительность, которая в два раза короче ноты после которой она стоит. Если мы видим четверть с точкой, то сразу понимаем, что это нота будет длится одну четверть + восьмая (или три восьмых).
Сложные смешанные размеры
( то есть размеры, которые образуются путем сложения двух разных простых размеров. Например 5/4= 2/4+ 3/4).
Группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, при этом группы могут быть не равны между собой.
Структуру смешанного размера можно трактовать по-разному. Для этого в некоторых музыкальных произведениях композиторы после размера пишут структуру размера в скобках или разделяют внутри такта группы длительностей пунктирными тактовыми черточками.
Группировка длительностей в вокальных произведениях.
Группировка вокальных произведений немного отличается от группировки инструментальной музыки, т.к. здесь добавляется один важный компонент, отличающий вокальные произведения от любых других – текст.
В нотном письме для человеческих голосов приняты следующие правила группировки:
Группировка в простых, сложных и смешанных размерах
Метр
В музыке звуки организованы во времени. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Сильная доля – акцентированная доля. Слабая доля – доля без акцента (ударения).
Метр бывает двух разновидностей:
Двухдольный | Трехдольный |
– метр, в котором на одну сильную долю приходится одна слабая доля: 2/4, 4/4, 2/2 | – метр, в котором на одну сильную долю приходятся две слабые доли: 3/4, 3/8, 9/8 |
Метр находит своё выражение в размере, где верхняя цифра указывает, сколько долей в такте, а нижняя цифра – какие эти доли по длительности.
Такт – это отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей. Тактовая черта ставится перед сильной долей.
Затакт – неполный такт, когда музыка начинается со слабой доли. Затакт не превышает половины такта. В последнем такте не хватает такого числа длительностей, которое было в затакте и таким образом первый и последний такты в сумме образуют полный такт.
1. простые – это размеры, имеющие одну сильную долю:2/4, 3/4, 3/8.
2. сложные – это размеры, состоящие из двух или более простых одинаковых размеров: 4/4, 6/8, 9/8, 12/8. Первая доля сложного метра является сильной, первые доли входящих других метров называются относительно сильными.
3. смешанные – это размеры, состоящие из двух или более простых неодинаковых размеров: 5/4, 7/4, 11/4.
Нередко в народной музыке, а также в музыке ХХ в. на протяжении одного произведения возникает смена размеров. Такая метрика называется переменной или свободной.
Чередование размеров бывает равномерное и неравномерное. при равномерном чередовании (чаще всего двух размеров) обозначение может быть написано при ключе в виде двух дробей. При неравномерном чередовании размеров обозначение их в нотном тексте пишется перед сменой размера.
Иногда в хоровых и оркестровых партитурах можно встретить написание партий различных инструментов и голосов в разных размерах. Подобное сочетание нескольких различных метров одновременно называется полиметрией.
Ритм
Ритм –чередование звуков различной длительности, организованное посредством метра. Ритм – это узор на строгой канве метра.
Он имеет огромное выразительное значение в музыке. Так для величавых, торжественных произведений характерен более крупный ритмический рисунок; для весёлых, задорных – более мелкий. Пунктирный ритм придаёт музыке активный характер, ритм синкопы – танцевальный. Есть ритмические рисунки, которые характерны для некоторых музыкальных жанров.
Группировка в простых, сложных и смешанных размерах
Группировка– это объединение длительностей в ритмические группы в такте в соответствии с данным размером.
Группировка выполняется посредством объединения длительностей в группы (связанные общими ребрами), а также посредством связывания длительностей лигой. Группировкаоблегчает чтение муз. произведения.
Правила группировки:
1.Основное правило – показ метрических долей, т.е. в такте должно быть столько ритмических групп, сколько долей указано в размере.
2.Исключения:
а) одинаковые длительности объединяются одним ребром:
б) в размерах 3/8, 3/16 возможно объединение разных длительностей под одним ребром:
в) звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги:
г) нота с точкой, нарушающая показ метрических долей в такте, допускается, если эта нота начинает метрическую долю:
В сложных и смешанных размерах, состоящих из простых, сохраняются правила и исключения группировки. Группировка смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров. Например, группировка будет разной в размере 5/4 (2/4+3/4) и 5/4 (3/4+2/4).
S o l F a theory
5. Группировка
Группировка – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка в инструментальной музыке
Столько групп, сколько простых размеров, входящих в состав данного сложного, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки те же, что и в простых размерах. Широкоупотребительны длительности, охватывающие целое число простых тактов.
Сложные смешанные размеры: группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но т.к. здесь сочетаются разнообразные такты, то группы могут быть не равны между собой.
Иногда внутренняя структуру смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, при этом структура их может быть и переменной. В более простых случаях (т.е. когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров обычно не указывается.
Порой встречаются отклонения от описанных выше правил группировки из-за стремления подчеркнуть или специфический характер (например, синкопы), или особенности фразировки, или появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (в этом случае ребра, объединяющие группы нот, иногда проходят даже через тактовую черту).
Группировка в вокальной музыке
Группировка в вокализах, которые распеваются на один гласный звук, подчиняется общим правилам.
Группировка длительностей в такте
Зачем нужна группировка длительностей?
У группировки длительностей всего одна, но очень важная задача: упростить визуальное восприятие ритмического рисунка, и, как следствие, ускорить разбор ритма.
Варианты группировок
Как мы уже знаем из предыдущих уроков, длительности меньше четверти могут объединяться в группы. Речь идёт о длительностях с хвостами. Эти хвосты при объединении в группу трансформируются в горизонтальные рёбра. Сколько хвостов, столько и рёбер у группы:
Объединяться в группы также могут и ноты с разными длительностями, при условии что все они меньше четверти. Разное количество хвостов никак не мешает объединению в самых разнообразных комбинациях:
Длительности равные или больше четверти объединяться в группы не могут, так как у них нет хвостов.
А вот паузы могут входить в состав группы, вернее встраиваться в середину группы:
По какому принципу группируются длительности в такте?
Группировка длительностей зависит от размера такта, вернее она его иллюстрирует. Если длительности верно сгруппированы, то определить размер можно с первого взгляда, очень быстро.
Рассмотрим группировки на примере самых распространённых размеров: 4/4, 3/4, 2/4, 6/8.
В размерах 4/4, 3/4, 2/4 ноты группируются по счётным долям, то есть по четвертям. Группируются таким образом, чтобы начало каждой счётной доли было явно видно.
Вот, например, такт в размере 4/4, заполненный шестнадцатыми. Шестнадцатые сгруппированы по 4, ведь в каждой доле помещается ровно 4 шестнадцатых. При такой группировке сразу видно сколько долей в такте, какой длительности равна каждая доля, а также где каждая доля начинается. Это самый элементарный пример для понимания принципа:
Здесь, в такте с размером в 3/4 ритм уже сложнее, но всё равно у нас не возникнет затруднений с первого взгляда определить и размер такта, и местоположение каждой счётной доли. Явно видны все три четверти, и ноты которые входят в эти четверти.
В размере 2/4 тот же принцип группировки. Две группы, каждая из которых равна четверти.
В размерах тактов 6/8, 9/8, 12/8, где счётная доля равна восьмой, принцип группировки немного другой. Эти размеры являются сложными трехдольными, то есть, состоящими из двух или более простых трёхдольных размеров:
6/8 = 3/8 + 3/8
9/8 = 3/8 + 3/8 + 3/8
12/8 = 3/8 + 3/8 + 3/8 + 3/8
Вот пример со сложным ритмом. Тут две группы, каждая по длительности равна трём восьмым.
Приведу ещё один интересный пример, иллюстрирующий как одинаковое количество нот с одинаковой длительностью может по-разному группироваться в разных размерах.
Вот как группируются восьмые в размере 3/4:
Вот вам визуально обозначенные три четверти, три счётные доли.
А вот как те же 6 восьмых нот группируются в размере 6/8:
Тут группировка нам подсказывает, что размер имеет составную структуру, мыслить здесь надо группами по три восьмых, и в середине такта присутствует относительно сильная доля!
Между этими двумя размерами большая разница, несмотря на математическое равенство звучат они по-разному и выглядят, соответственно, тоже.
Группировка на практическом примере
Возьмём довольно сложный ритм в размере 4/4 без группировки
При такой записи быстро посчитать и исполнить ритм довольно сложно. Если мы поставим метроном четвертями, то не понятно где начинается каждая из четвертей. Какие ноты попадают на доли, какие между долей. Если поставим метроном шестнадцатыми, то тоже непонятно на какую шестнадцатую метронома попадает каждая из нот. Мы даже не можем сразу определить соответствует ли сумма длительностей размеру такта.
Давайте подпишем для наглядности внизу такт, заполненный шестнадцатыми нотами.
Теперь стало гораздо понятней расположение каждой ноты относительно метрической пульсации. Как мы знаем из предыдущих уроков, чтобы точно посчитать ритм нам надо нарисовать сетку из самой мелкой длительности в такте.
Теперь, опираясь на метрическую сетку из шестнадцатых внизу давайте попробуем правильно сгруппировать данный ритм.
Начнём группировать первую четверть такта. Объединим ноты, которые входят в первую четверть рёбрами и посмотрим что получится.
Уже лучше, первая четверть обозначилась явно. Мы теперь с первого взгляда можем увидеть, что в первую долю входит три ноты, даже без метрической сетки внизу.
Всё хорошо, но есть одна проблема. Последняя нота в группе начинается на последней шестнадцатой первой доли, а заканчивается на второй шестнадцатой во второй группе. Таким образом, у нас начало второй доли визуально никак не обозначено. Это плохо, для лучшего восприятия нужно видеть начало каждой доли. Что мы можем сделать, чтобы начало второй доли было явно обозначено? Мы можем разбить восьмую на две шестнадцатых и применить лигу! Напомню, лига между двумя нотами одинаковой высоты продлевает длительность первой ноты на длительность второй, то есть, по сути, соединяет две ноты в одну. Такая запись никак не повлияет на звучание, но посчитать ритм будет гораздо легче.
Вот такая у нас получилась группировка этого ритма. Теперь данный ритм можно прочитать и разобрать гораздо быстрее, даже если убрать метрическую сетку из шестнадцатых.
Аналогично действуем и в других размерах. Не забываем, что в размерах 6/8, 9/8 и 12/8 одна группа равна трём восьмым, а не четверти, как в размерах 2/4, 3/4 и 4/4. В остальном никаких различий нет, так же следим чтобы у каждой группы было явно выраженное начало, и при необходимости разрезаем ноты в месте стыка групп с последующим объединением получившихся нот лигой.
Исключения.
Как и в любом правиле, у правила группировки есть исключения.
Так как размер 4/4 является сложным, и состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4, то возможна, и часто применяется группировка длительностей не по долям, а по составным простым размерам. В этом случае получаем две группы по 2/4. На примере я показал группировку восьмыми, но в группу могут входить и другие, более мелкие длительности. Таким образом, 4/4 можно группировать как по долям, так и по 2/4. Что лучше визуально воспринимается в каждом конкретном случае решает музыкант, который набирает ноты.
Синкопа восьмая-четверть-восьмая чаще всего пишется без разбивки четверти на две восьмые с лигой (верхний пример). Нижний пример иллюстрирует тот же самый ритм, только с группировкой по долям. Можно записать двумя способами, но чаще всего пишут именно без разбивки.
Причина скорее всего в том, что подобный ритм очень распространён, и музыканты привыкли его видеть именно в таком виде. Вторая возможная причина кроется в предыдущем исключении, ведь размер 4/4 можно группировать и другим способом (по 2/4), и в этом случае отсутствие группировки абсолютно корректно, так как четверть невозможно сгруппировать (у неё нет хвоста).
Тут же хочу заметить, что подобный трюк с неделимой четвертью уместен только в рамках одного из двух составных размеров, проще говоря, либо в рамках первой половины такта, либо в рамках второй половины. Если четверть (или другая крупная длительность) начинается в одной половине такта и заканчивается в другой, то её надо резать и соединять лигой. Считайте середину такта 4/4 условной тактовой чертой, пересекать её можно только с лигой! То же самое касается и других сложных размеров. Пересекать границы входящих в их состав простых размеров разрешается только с лигой!
Выводы. Заключение.
Группировка зависит от размера такта. В каждом размере свои правила группировки и свои исключения из этих правил. В этой статье я рассказал о самых главных принципах группировки, которые надо знать каждому музыканту.