(введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 302-ФЗ)
2. Древесина может быть получена при использовании лесов и осуществлении мероприятий по их сохранению, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Из древесины путем обработки, первичной и последующей, физическими способами или переработки физическими и химическими способами получают продукцию из древесины, в том числе лесоматериалы (хлысты, обработанные и необработанные сортименты и иные лесоматериалы, классифицируемые по видовому (породному) и сортиментному составам в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), а также классифицируемые в соответствии с указанными классификатором и номенклатурой иные виды продукции (продукция переработки древесины).
4. К необработанным лесоматериалам относятся хлысты (очищенные от сучьев срубленные, спиленные, срезанные стволы деревьев, не подверженные разделению на сортименты путем поперечного или продольного деления), необработанные сортименты (лесоматериалы, полученные путем поперечного деления стволов, подвергшихся первичной (грубой) обработке (удалению коры и заболони, обрезке сучьев, отделению верхушки и прикорневой части стволов деревьев, поперечному делению стволов деревьев на сортименты), в том числе бревна, балансы, пиловочник), дрова и иная топливная древесина.
5. К обработанным лесоматериалам относятся лесоматериалы, подвергшиеся последующей (промышленной) обработке, в том числе лесоматериалы, полученные путем продольного деления стволов на сортименты распиловкой или расщеплением вдоль, обработанные строганием или лущением, шлифованием и иными способами, имеющие или не имеющие торцевые соединения, пиломатериалы.
6. Для целей применения части 2 статьи 80.1 настоящего Кодекса к продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости относятся пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанера, прессованная древесина, древесная масса, целлюлоза, бумага, картон и иная продукция из древесины, перечень которой установлен Правительством Российской Федерации.
По объемам экспорта леса и лесоматериалов Сибирский федеральный округ традиционно занимает ведущее место в России. Этот товар поставляется из региона деятельности СТУ в 60 стран мира. В прошлом году экспорт составил более 22 миллионов кубометров. Однако у этой «медали» есть и обратная стороны. Лесоэкспорт является одной из криминализированных сфер внешнеторговых отношений. О том, как ведется борьба с этой проблемой, рассказывает первый заместитель начальника СТУ Андрей ШИШКИН.
– Андрей Михайлович, как в целом вы бы охарактеризовали ситуацию с экспортом сибирского леса?
– В Сибирском федеральном округе работают более 1000 участников внешнеэкономической деятельности, которые торгуют лесом. Из региона вывозится почти половина общероссийского объема экспорта леса и лесоматериалов. В прошлом году стоимость экспортируемой древесины составила два миллиарда 207 миллионов долларов, в физическом объеме это пять миллионов 941 тысяча кубических метров необработанных и 16 миллионов 284 тысячи кубических метров обработанных лесоматериалов.
Причем за последние годы в регионе произошли заметные изменения в структуре экспорта древесины. Они связаны с увеличением доли обработанных лесоматериалов в общем объеме экспортируемых. Если в 2010 году доля обработанных лесоматериалов, классифицируемых в товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, составляла чуть более половины от общего объема экспорта леса и лесоматериалов, то в 2016 году эта же доля составила уже 76,5 процента. В этом году цифры сопоставимы с показателями прошлого года.
В качестве основной причины таких изменений можно назвать таможенно-тарифную политику, которая проводится государством. Имеется в виду отсутствие требований по уплате вывозной таможенной пошлины и отсутствие необходимости получения лицензии на вывоз обработанных лесоматериалов.
Цели такого подхода понятны. Это стимулирование переработки внутри страны, повышение инвестиционной привлекательности деревообрабатывающей отрасли, создание производств, рабочих мест, увеличение добавленной стоимости экспортируемых лесоматериалов. Таможенная статистика свидетельствует, что предпринимаемые государством меры этих целей достигают.
– Тем не менее, есть и другая статистика – число уголовных дел, связанных с экспортом леса…[/b]
– Действительно, на протяжении многих лет таможенные органы выявляют значительное число преступлений и правонарушений в сфере лесоэкспорта. В 2016 году лес и лесоматериалы стали предметом преступлений по 45 уголовным делам, а с начала нынешнего года таможни Сибирского региона возбудили уже около 50 уголовных дел. Все они связаны с незаконным вывозом древесины.
Именно высокий уровень криминализации лесной отрасли заставил нас предположить, что недобросовестными хозяйствующими субъектами нулевая таможенная пошлина на обработанные лесоматериалы будет использована не для увеличения степени переработки, а для ухода от уплаты таможенных платежей. Они просто начнут декларировать необработанные лесоматериалы как уже обработанные.
Напомню, что в этом случае коммерсанты получают значимую выгоду.
Ведь для лесоматериалов необработанных сегодня действует ставка экспортной таможенной пошлины в размере 80 процентов от стоимости, но не менее 55,2 евро за кубический метр, либо при наличии лицензии Минпромторга России – 15 процентов от стоимости.
[b]– И что показывает анализ цифр и фактов?
– Была изучена практика выявления случаев перемещения грубо брусованных лесоматериалов в Алтайской, Иркутской, Читинской таможнях. Наработан положительный опыт возбуждения дел об административных правонарушениях по фактам перемещения грубо брусованных лесоматериалов товарной позиции 4403 ЕТН ВЭД ЕАЭС под видом обработанных лесоматериалов, классифицируемых в товарной позиции 4407 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Выявляемые в рамках этой работы лесоматериалы были грубо брусованными. Они изготавливались по случайным размерам и по степени обработки являлись не строганными, не обтесанными, нешлифованными, не были обработаны консервантом. Но при этом в декларациях заявлялись сведения с характеристиками лесоматериалов глубокой обработки и определенных размеров.
На основании идентификационных таможенных экспертиз такие лесоматериалы идентифицировались как грубо брусованные с необходимостью их декларирования в товарной позиции 4403 ЕТН ВЭД ЕАЭС. Наша позиция впоследствии была подтверждена актами судов первой и апелляционной инстанции.
– Как определяется разница между обработанным и необработанным лесом, не бывает ли субъективного взгляда на ситуацию?
– Понятие грубо брусованных лесоматериалов (лесоматериалов, подвергнутых первичной обработке) приведено в распоряжении ФТС России от 15 августа 2014 года № 233-Р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров». Под грубо брусованными лесоматериалами понимаются лесоматериалы, полученные из бревна, обработанного в продольном направлении с двух-четырех сторон, поверхности которого стесаны топором, стругом или грубо отпилены.
При этом по всей длине лесоматериала, за исключением стесанных или пропиленных участков, как правило, присутствуют кора или остатки коры, требующие дальнейшей обработки при необходимости получения двух-, трех-, четырехкантного бруса, пиломатериалов или другой пилопродукции, не имеющей установленных размеров.
Как видите, такое определение никак не предполагает, что описываемые материалы являются готовым продуктом и могут быть отнесены к лесоматериалам обработанным.
При этом на первоначальном этапе мы понимали, что со стороны таможенных органов будут вопросы, касающиеся методологии выявления указанной категории товаров и порядка проведения экспертных исследований.
– И все же разночтения могли возникнуть.
– Чтобы этого не происходило, были выработаны и доведены до таможен региона рекомендации по выявлению и фиксации грубо брусованных лесоматериалов, декларируемых под видом обработанных. Кроме того, совместно с экспертно-криминалистической службой – региональным филиалом Экспертно-криминалистического таможенного управления Новосибирска в 2016 году были разработаны методические рекомендации по формированию сотрудниками таможен материалов для проведения экспертных исследований.
До таможенных органов регулярно доводится судебная практика. Неоднократно проводились обучающие рабочие совещания, в том числе с привлечением экспертов. На совещаниях присутствовали руководители досмотровых подразделений всех таможенных постов управления, уполномоченных на совершение таможенных операций в отношении леса и лесоматериалов.
Постоянно ведется аналитическая работа, разрабатываются региональные, зональные и целевые профили риска, направленные на выявление фактов перемещения грубо брусованных лесоматериалов, инициируются выезды мобильных групп, которые оказывают методическую и практическую помощь сотрудникам таможенных постов. С помощью рекомендаций, проводимой методологической работы и комплексного подхода нам удается избегать волюнтаризма на местах. И это подтверждает практика, в том числе судебная.
– Каковы результаты проводимой работы?
– В течение 2016-2017 годов таможенными органами СТУ возбуждено два уголовных дела, более 350 дел об административных правонарушениях, предметом нарушения по которым выступали около четырех тысяч кубических метров лесоматериалов. Чтобы понять масштаб работы, скажу, что это примерно около 40 железнодорожных вагонов. Сумма штрафных санкций по указанным делам составила около 5,5 миллиона рублей. В процессе проведения процессуальных действий было конфисковано лесоматериалов на сумму около пяти миллионов рублей.
В случаях декларирования указанных лесоматериалов в качестве необработанной древесины сумма таможенных платежей составила бы около 14 миллионов рублей при отсутствии лицензии Минпромторга России или трех миллионов рублей – при наличии лицензии.
Практика возбуждения дел об административных правонарушениях по этой категории товаров есть уже во всех таможнях СТУ, где работают таможенные посты, обладающие компетенцией по совершению операций в отношении леса и лесоматериалов. И в дальнейшем эта проблема будет находиться в сфере нашего особого внимания. Мы будем пресекать все попытки обмана государства. Кстати, эта работа проводится в том числе в интересах законопослушных участников рынка. Создание равных условий ведения бизнеса – одно из условий развития здоровой конкуренции.
Древесина грубой обработки как компонент дизайна интерьеров
Суть грубо отёсанной или грубо обработанной древесины заключена в её названии. Как правило, речь идёт о балках или досках с необструганной поверхностью и неровными краями. Элементы, изготовленные из такой древесины, отличаются выразительностью фактуры и требуют соответствующего окружения.
Грубо отёсанные балки формируют остов этого винного погреба в деревенском стиле.
Вероятнее всего, перила и ограждения этой лестницы изготовлены из восстановленных компонентов. Но в целом такое применение не характерно для грубо обработанной древесины.
Притолока и вертикальные опоры из грубо отёсанных брусьев формируют проём в стене этой кухни. Конструкция эффектно контрастирует с полированной фактурой мебели.
Обратите внимание: на поверхности облицовочных досок отчётливо видны борозды, нанесённые пильным диском при первичной обработке древесины.
Грубо обработанные деревянные поверхности обладают способностью создавать неповторимую атмосферу домашнего уюта. Со временем их облик неизбежно меняется, а значит, и интерьер тоже.
С января на экспорт части пиломатериалов введут заградительную пошлину
Правительство с 1 января 2022 года ограничит вывоз грубо обработанных влажных пиломатериалов толщиной более 10 см, сообщил РБК заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Речь идет о грубо обтесанном бревне, это так называемый товар прикрытия, которым маскируют попытки вывозить кругляк. На такое бревно будет установлена заградительная вывозная таможенная пошлина, предупредил замминистра.
Кругляк, то есть необработанные круглые древесные бревна из хвойной древесины и ценных лиственных пород, с 2022 года фактически запрещается экспортировать, напоминает Евтухов. Для вывоза будут действовать только два пункта пропуска. Эта мера оставит на территории России, по оценке Минпромторга, около 6 млн куб. м хвойной древесины, примерно столько кругляка пока еще экспортируется из страны.
«По сути, это продолжение исполнения поручения президента о запрете на вывоз круглого леса. Теперь правительство также закроет возможности для того, чтобы круглый лес превратился в «серый». При этом не пострадают производители настоящих влажных пиломатериалов», — уверяет Евтухов.
Минпромторг выступает за то, чтобы размер пошлины составлял не менее 80%, но ее размер, по словам Евтухова, пока не определен и сейчас обсуждается на рабочих группах с участием министерства, Минэкономразвития, Минфина и других ведомств. Минэкономразвития, как сообщили в его пресс-службе, поддерживает «гармонизацию мер регулирования экспорта» в отношении грубо обработанных влажных лесоматериалов толщиной более 10 см и необработанной древесины. РБК направил запрос в Минфин.
Для введения пошлины с нового года необходимо разделить таможенные коды толстого, то есть более 10 см, и тонкого сырого бруса на уровне Евразийского экономического сообщества, это решение планируется утвердить на коллегии сообщества 12 ноября, сообщил Евтухов.
Кроме того, с 1 июля 2021 года была установлена 10-процентная пошлина на вывоз всех влажных пиломатериалов хвойных пород. В Минпромторге в начале года предлагали расширить перечень товаров, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запрет экспорта, в перечень предлагалось включить ДСП и фанеру.
Как новая мера скажется на рынке
Это очень ожидаемая, действенная и крайне необходимая сейчас мера, отзывается о заградительной пошлине для части пиломатериалов гендиректор ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов. Он подтверждает, что под видом толстых влажных пиломатериалов фактически вывозится лес, и предлагает распространить такие пошлины и на сырой березовый шпон.
Заградительные пошлины «будут способствовать большему насыщению внутрироссийского рынка пиломатериалов, как известно, представленного в основном сырыми продуктами, и, как следствие, вести к стабилизации цен», уверен президент Segezha Group Михаил Шамолин. Новая пошлина может привести к временному снижению цены на внутреннем рынке, считает директор по закупкам и логистике компании «Свеза» Борис Диденко, подчеркивая при этом, что цены всегда коррелируют с объемом заготовки. «Есть опасения, что этот объем может снизиться после введения заградительной пошлины, и тогда цены на внутреннем рынке также могут вырасти из-за возникшего дефицита», — предупреждает Диденко. Введение пошлины практически не скажется на цене материалов внутри России, предположил Иртуганов.
Как росли цены на древесину
Весной 2021 года, по подсчетам Ассоциации деревянного домостроения, цены на доски, которые используются при строительстве домов, выросли в два раза относительно уровня 2020 года: с 11–13 тыс. руб. до 22–26 тыс. руб. за 1 куб. м. Домостроительные компании заявляли о дефиците продукции.
Средние потребительские цены на древесностружечные и ориентированно-стружечные плиты в октябре 2021 года, по информации Росстата, поднялись относительно того же месяца 2020 года на 83%, до 461 руб. за 1 кв. м. Осенью рост замедлился — в августе плиты были более чем в два раза дороже, чем годом ранее: 507 руб. против 245 руб. за 1 кв. м.
Средние потребительские цены на обрезную доску в октябре 2021 года подпрыгнули на 80%, до 19 тыс. руб. за 1 куб. м.
Заметное увеличение цен на деревянные строительные материалы в этом году носит временный характер, уверяет Евтухов. По его словам, рост был связан с постковидным взрывом потребления по всему миру, резким ростом интереса к индивидуальному домостроению и тем, что часть европейских стран установили требования по преимущественному использованию натуральных природных материалов, в первую очередь древесных. Это вызвало ажиотажный рост потребления и потребовало ускоренного увеличения объемов производства лесопромышленного комплекса.
Сейчас в России дефицит лесопромышленной продукции практически преодолен, цены выровнялись, настаивает Минпромторг. На мировых рынках, в США и Китае, цены на древесину начали снижаться летом.
Экспортные пошлины нужно вводить осторожно, так как для строительства перерабатывающих предприятий требуются время и серьезные вложения, предупредил Диденко. По его мнению, рыночная конъюнктура пока не способствует активным инвестициям в новые промышленные площадки. Экспорт некоторых видов сырья, например балансовой древесины (круглые или колотые лесоматериалы для производства целлюлозы и древесной массы), точно нельзя ограничивать, поскольку «в России нет и в ближайшее время не появится достаточного количества мощностей по их переработке», опасается Диденко.
Собеседник РБК в крупной деревообрабатывающей компании считает предложение Минпромторга «странным, непродуманным с практической точки зрения решением», от которого пострадают добросовестные производители влажных пиломатериалов. Источник поясняет, что получить такой же эффект, как от сушки материалов, можно путем их антисептирования, то есть пропитки дерева специальными веществами, что убивает грибок и плесень и предотвращает гниение. Такой способ не берется в расчет, указывает собеседник РБК. По его мнению, до введения заградительной пошлины необходим переходный период в два года, чтобы компании, экспортирующие влажные пиломатериалы, смогли установить сушильные мощности.
Ввести заградительную пошлину власти ранее предлагали с 2024 года, но тогда речь не шла о толщине и влажности пиломатериалов.
Власти готовы бороться с вывозом грубо обработанной древесины
Правительство ищет способы борьбы с незаконным вывозом грубо обработанной древесины под видом пиломатериалов, который активно растет последние десять лет. В качестве одного из решений, по данным “Ъ”, предлагается установить на первично обработанные пиломатериалы заградительную ставку экспортной пошлины в 80%, как на лес-кругляк.
В крупнейших компаниях отрасли такой подход поддерживают, но считают, что пошлины должны устанавливаться не на все виды таких пиломатериалов, а выборочно. Эксперты также считают, что введение заградительной ставки на всю категорию негативно отразится на отрасли.
Как стало известно “Ъ”, 18 октября вице-премьер Алексей Гордеев провел совещание по вопросу незаконных вырубок леса. По его итогам ФТС, Минпромторг, Минприроды, Минэкономики и ФАС до 1 ноября должны дополнительно проработать вопрос о введении на первично обработанные лесоматериалы (таможенный код 4407) экспортных пошлин, аналогичных действующим на необработанную древесину (код 4403), следует из протокола. Сейчас в отношении грубо окантованных лесоматериалов действуют ставки от 10% до 80%, но не менее €55,2 за 1 кубометр, а также тарифные квоты. На выравнивании ставок настаивают ФТС и Минприроды, считающие, что это остановит беспошлинный вывоз лесоматериалов с низкой добавленной стоимостью.
Чтобы контролировать вывоз такой древесины, вице-премьер поручил Минприроды и Минтрансу до 20 ноября согласовать предложения по использованию для этого системы «Платон» (запущенная в 2015 году система взимания платы с автомобилей массой свыше 12 тонн). К этому же сроку Минпромторг с участием Минэкономики и Минтранса должны представить первый ежемесячный отчет о подготовке требований к оснащению таких грузовиков «спецсредствами, фиксирующими маршрут движения, время и место работы техники, которая занимается рубкой и транспортировкой древесины». Речь идет в основном об установлении системы ГЛОНАСС.
Как заявили “Ъ” в Минпромторге, там выступают против выравнивания пошлин, так как это может негативно сказаться на развитии лесопромышленного комплекса. Как сообщил “Ъ” статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, в 2007–2018 годах экспорт необработанных лесоматериалов упал в 2,6 раза, до 19 млн кубометров, в то время как пиломатериалов стали вывозить в два раза больше (рост с 17,3 млн до 31,9 млн кубометров). За первое полугодие 2019 года первый показатель снизился на 14,9% (до 8,9 млн кубометров), а второй вырос на 5,8% (до 19,4 млн кубометров).
В Минпромторге напомнили, что до января 2019 года не было четкого описания грубо окантованных лесоматериалов, что позволяло недобросовестным экспортерам вывозить простой пиловочник как пиломатериалы, не облагающиеся экспортной пошлиной. Но в июле 2019 года ФТС конкретизировала описание продукции, подпадающей под эти таможенные коды. В Минпромторге также добавили, что прорабатывают предложения по использованию системы «Платон» для контроля за транспортировкой древесины.
В Минтрансе “Ъ” сообщили, что пока не получали поручения Алексея Гордеева, но отметили, что «функционально все условия в системе «Платон» для этого есть». В Рослесхозе “Ъ” сообщили, что ведомство прорабатывает поручения вице-премьера. В остальных ведомствах на запрос “Ъ” не ответили.
В крупнейших российских лесопромышленных компаниях поддерживают идею введения пошлины на экспорт пиломатериалов. Директор по закупкам и логистике «Свезы» Борис Диденко отметил “Ъ”, что реализация предложенных мер позволит исключить беспошлинный вывоз необработанных бревен, в том числе березовых (фанерного кряжа), а значит, снизит вероятность незаконного экспорта. В компании считают, что обязательная установка системы ГЛОНАСС позволит повысить прозрачность цепочек поставок древесины и избежать недобросовестной конкуренции.
Управляющий директор по реализации госпрограмм и лесной политике Segezha Group Николай Иванов считает, что пошлины надо вводить выборочно. Так, их не должно быть на сухие пиломатериалы хвойных пород северной сортировки и тем более на строганые и шлифованные пиломатериалы. В то же время есть смысл уравнять ставки на двухкантный брус и иные «разваленные» доски, отметил он. По словам господина Иванова, субсидирования логистики экспорта не должно быть по любым пиломатериалам, но его необходимо вернуть по пеллетам (древесные топливные гранулы).