Что такое гэг и твист
Сюжетный твист: что это такое, зачем нужен и как устроен
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Хорошая история всегда содержит несколько неожиданных сюжетных поворотов. Для тех, кто забыл, сюжетный поворот – это точка в сценарии, где история сворачивает в какое-то неожиданное русло. Таким образом, автор делает свое произведение более непредсказуемым, а значит и интересным для зрителей.
Сюжетные повороты бывают разными. Бывают масштабными, полностью перестраивающими путь героя – ключевые точки. Бывают маленькими, локальными – повороты внутри сцены, диалога и тд.
Но есть один вид сюжетных поворотов, который стоит более подробного и тщательного изучения. И это твисты.
Понятие сюжетного твиста
Твист – это поворот в истории, который влияет не только на дальнейшее развитие сюжета, но и на уже произошедшие события. И в этом его ключевая особенность от остальных поворотных точек.
Сюжетный твист чаще всего строится на тайне, которую до поры до времени скрывают от зрителя. Тем самым вводя его в заблуждение, создавая ложное понимание сути событий. И только когда твист вскрывается, зритель может переосмыслить происходящее и понять, что на самом деле происходило в истории.
Например, можно рассмотреть уже ставший хрестоматийным пример твиста в фильме «Шестое чувство». В нем, главный герой в исполнении Брюса Уиллиса, вдруг понимает, что он уже давно мертв. И на протяжении всего фильма, он привидение, которое видит только обладающий экстрасенсорными способностями мальчик Коул.
Мало кто при первом просмотре смог заранее разгадать этот поворот. И когда этот твист, наконец, выстреливает, это не только приводит к неожиданному финалу, но и заставляет зрителя переосмыслить все увиденные ранее сцены.
М. Найт Шьямалан считается главным любителем твистов современного кинематографа. Без неожиданных поворотов у него не обходится ни один фильм. Но видимо сам он не всегда помнит об основных правилах правильного использования твистов, ведь в его фильмографии можно найти как одни из самых лучших, так и самые худшие твисты в кино.
Чаще всего твисты используются в остросюжетных жанрах: триллерах, ужасах, детективах, психологических боевиках.
Но в принципе никто не мешает использовать этот прием, и скажем в комедии. Например, в середине фильма «Джамп Стрит 22», который в России вышел под названием «Мачо и Ботан 2» есть твист, когда выясняется, что один из героев переспал с дочкой их начальника. И это полностью переворачивает сцену, идущую за десять минут до этого: там этот начальник хвалил героя и «давал ему пять» за то, что тот, наконец, завалил студентку. Но в тот момент никто из них не знал, что это была за студентка.
Зачем нужен сюжетный твист
Одна из основных задач сценариста – развлечь зрителя. Если зрителю скучно, вряд ли он сочтет такое кино хорошим.
А развлекать зрителя можно разными способами. Визуальными спецэффектами, пронзительным саундтреком, шутками, сценами с обнаженкой, хорошо подобранными актерами… Список приемов практически бесконечный. По сути, все правила, все ходы, все термины окружающие драматургию и кинопроизводство созданы и существуют только для того, чтобы веселить зрителя.
Но если говорить только о сценарном деле…
Обычно основная интрига заявляется в фильме в самом начале. Эта та самая точка, которая пробуждает интерес зрителя к истории. Убьет ли терминатор Сару Конор? Справится ли Сальери с завистью к Моцарту? Будут ли вместе Рос и Рейчел? Но где-то на середине повествования, история входит в колею. Акценты расставлены, кто герой, а кто злодей уже известно и уровень интереса зрителя начинает падать. Именно в этот момент на главную сцену и можно выдвинуть заранее заготовленный твист.
Бам! Сюжет переворачивается с ног на голову. Ошеломленный зритель понимает, что его провели. Но он в восторге от этого.
Хотя сам термин «сюжетный твист» получило свое распространение благодаря кинематографу, сам прием известен еще с древних времен. Например, финальный поворот древнегреческого мифа о царе Эдипе – это хороший твист.
Что такое финальный твист?
Сюжетные твисты по определению не могут быть раскрыты в начале истории. Ведь определяющим фактором этого приема является переосмысление уже показанных событий.
Поэтому подходящее место для твиста – вторая половина истории. Твист может располагаться в срединной точке (центр второго акта), в конце второго акта, в кульминации или в финале.
Где расположить твист – зависит от истории. Например, типичный троп боевиков 80х-90х, когда лучший друг героя или его наставник оказывается предателем, часто появляется в середине. Ведь после этого герою не только надо еще все исправить и отомстить за обман.
Но все, же наибольшее распространение получили твисты расположенные ближе к третьему акту. Там этот прием обычно выстреливает лучше всего. Подавляющее большинство всех самых известных и мощных поворотов в истории кино находятся как раз в конце сюжета. Именно поэтому от обычных твистов очень быстро отделилась небольшая подгруппа – финальные твисты.
Как устроены сюжетные твисты
Как уже было сказано выше, в основе твистов, чаще всего лежит тайна. Эта тайна может быть известна кому-то из персонажей, но ее точно не знает зритель.
Как и всякая загадка, твист должен в первую очередь отвечать условиям первоначальной задачи. То есть он должен логично вписываться в рассказанную историю, а не превращаться в «бога из машины» или «рояль в кустах».
Создавая сюжет с твистом, сценарист как бы рассказывает две истории: ложную и настоящую. И при этом, как раз в ложной могут быть небольшие логические дыры, мелкие нестыковки. Особенно если они допущены намеренно. Главное, чтобы зрители даже заметив их, не сделали правильных выводов и не догадались об обмане раньше времени.
Наоборот, верхом мастерства будет расставить по всему сюжету подсказки, которые зритель так и не сможет разглядеть при первом просмотре. Например, в том же «Шестом чувстве» нет ни одной сцены после пролога, где к герою Брюса Уиллиса напрямую обращается кто-то кроме мальчика Коула. Но все это очень качественно замаскировано. Например, герой считает, что его жена не разговаривает с ним, потому что недовольна тем, что он вернулся на работу. А в сценах, когда персонаж Уиллиса обращается к другим персонажем, всегда есть несколько человек. И если выкинуть все реплики Брюса становится понятно, что люди общаются друг с другом, а фразы героя просто не слышат.
Похожим образом построен и фильм «Игры разума». Половина персонажей общается только с главным героем, но все это выстроено логично и никто этого не замечает. Но почему никто при первом просмотре не обращает внимание на кадр, где маленькая девочка гоняется по полю за голубями, а они не разлетаются от нее?
Так что повторим: ложная история может иметь нестыковки. А вот настоящая… В ней логика должна быть железобетонной, иначе зритель просто не поверит в такой твист. Обманутый, он будет внимательно вспоминать и анализировать каждую просмотренную сцену, чтобы убедиться, что такой поворот действительно мог быть, просто он его не заметил. И если зритель найдет доказательство, что такой твист на самом деле нереалистичен…
Например, скомканный и непродуманный третий акт фильма «Иллюзия обмана» пытается заставить зрителя поверить в абсолютно глупый и нелогичный твист. Оказывается агент ФБР, который весь фильм гонялся за героями-грабителями и есть их тайный наниматель, который таким образом тестирует свою будущую команду, а заодно мстит давнему врагу. Это даже звучит безумно глупо: пройти сложный отбор и отработать десять лет в ФБР, чтобы проверить мастерство уличных фокусников. Кто в такое поверит?
Этот поворот явно придумался в последний момент. Ведь в фильме есть сцены, где расследование зашло в тупик и этот агент психует, разбрасывает документы и ругается. Вот только в этот момент он находится в комнате один. Зачем этот спектакль, если он заранее знал, кто эти грабители и как они будут действовать дальше?
Так что если, вы – начинающий сценарист и собираетесь строить историю с сюжетным твистом, помните: недостатки ложной истории можно замаскировать, а зрителя отвлечь.
А вот истинный сюжет должен:
Несколько твистов в истории
Прописать несколько переворачивающих сюжет точек – это для сценариста задача со звездочкой. Но если это удается, фильм стопроцентно станет хитом.
Например, два крупных твиста сделали классикой фильм Альфреда Хичкока «Психо». Первый, происходит в середине фильма, когда героиня, которую все считали главным действующим лицом, вдруг погибает. А второй, когда выясняется, что мама Нормана Бейтса, главный антагонист фильма – давно умерла. И на самом деле, все убийства совершал сам Норман.
Еще более интересный пример – фильм «Престиж» Кристофера Нолана.
Там можно насчитать четыре твиста. Первый, когда один из героев – персонаж Хью Джекмана, похитив дневник своего соперника – Кристиана Бейла, отправляется в путешествие, чтобы раскрыть тайну фокуса с перемещением, а потом узнает, что этот дневник был подделкой.
Второй твист, когда зрители узнают, что якобы погибший Джекман – вполне жив, здоров, да еще и все это время был богат.
Третий твист, уже под конец: персонаж Бейла рассказывает, что у него был брат-близнец, с которым они долгие годы делили одну жизнь на двоих, периодически меняясь местами.
И наконец, финальный твист: один кадр, по которому становится ясно, как чего стоила персонажу Джекмана его версия трюка с телепортацией.
Если, вы когда-нибудь попытаетесь провернуть что-либо подобное, в своих сценариях помните: просто объединить все эти повороты в логичную структуру, учесть все мелкие детали и проследить мотивацию персонажей в каждой конкретной сцене в этом случае недостаточно. Чтобы такая сложная конструкция сработала, каждый следующий твист должен быть мощнее предыдущего. Только так эта история будет соответствовать законам драматургии.
Примеры удачных сюжетных твистов
Примеры плохих сюжетных твистов
Твисты из всех приведенных ниже фильмов так или иначе выбивают зрителя из повествования. Либо отсутствием логики, либо нестыковками в деталях, либо отсуствием мотивации персонажей.
Конечно, есть твисты испорченные плохой реализацией. Например, в фильме «Счастливого дня смерти» убийцей в маске в итоге оказывается хрупкая девушка, хотя до этого в фильме хорошо было видно, что у преступника мужское телосложение. Но так, как такие проколы не относятся к сценарному мастерству, мы их включать в этот список не будем.
Первые гэги в истории юмора
Гэг (от англ. gag — шутка, комический эпизод) — комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость. Например, когда во время пожара человек носит воду решетом — это нелепость, но она может рассмешить.
Изначальное значение слова gag — кляп, затычка. В английском театре были традиционны споры двух героев на сцене, когда один «затыкал» другого остроумной фразой, а другой должен был найти ещё более остроумную фразу, чтобы «заткнуть» первого.
Самые известные в этом жанре были Братья Маркс — пять братьев, популярные комедийные артисты из США, специализировавшиеся на «комедии абсурда» — с набором драк, пощёчин, флирта и «метания тортов».
Специфический юмор
11.1K пост 29.3K подписчиков
Правила сообщества
делитесь гениальными шутками, будьте печеньками!
помню, как сильно ржал, когда горел в доме, а мне решетом воду носили. уссаться!
Первые гэнг бэнги в истории юмора..
Мечта сбылась
Клиентоориентированность
– Здравствуйте! Мы всё сделали!
– Мы делаем для вас сайт.
– Но мы у вас ничего не заказывали.
– Вы позвоните нам завтра и скажете, что нужно надо было сделать сайт вчера.
Эххх. а мы где в отношениях с нашими девушками свернули не туда?
Неожиданно
Папина дочка
Вчера ходил в игровую зону в ТЦ с мелкой (2,5 года). Ну захотел ребенок писать.
Куда нам идти? Женский? Мужской?
Зашел в женский с мелкой: А там как начали орать:
Закрылся в кабинке, подержал ребенка, она сделала дела, вышли, помыли руки и без тени косых взглядов ушли на фудкорт.
Заплати
Когда обкакался, но не стыдно
Как привиться и не изменить принципам
Клей ПВА + Вата
Нет цели, только путь
Ответ на пост «Про душнил. И я такой же»
Сыну 9 лет, необходима консультация невролога. В поликлинике его нет, дали направление в детскую городскую больницу. Жена позвонила. это были 20-е числа октября, в регистратуре ей сказали, что всё занято, звоните в конце ноября, возможно будут талоны на декабрь.
Я захожу на сайт этой больницы, в форме обратной связи описываю ситуацию, пишу что такое лечение не устраивает, прошу назначить приём врача в ближайшее время или я напишу жалобу в Департамент здравоохранения города и в страховую (ОМС).
Через 4 часа жене перезвонили и недовольным тоном предложили прийти уже на следующий день.
К слову сказать, со слов жены, в больнице было пусто и на приём вообще никого не было, ни до прихода, ни после. Хотя они пришли на 20 минут раньше.
И чего это они вдруг?
Новый Год
Хочу Новый Год! И Каникулы.
Мне 53, но я все равно верю в Новогоднее Волшебство. Уже слабее, да. Но, верю.
Под бой Курантов наивно загадать желание.
Чтобы взять фляжечку коньяку и выйти в снег с собаками и никуда не спешить.
А потом съездить к родителям с подарками. И поесть маминого салата.
Окунутся в Новогоднее Волшебство.
Я верю, что Настоящее Желание сбудется.
Наверно, я многого прошу. Наверно, вы скажете, что ебанулся старый дурак. Может, вы и правы.
Но я, все равно, верю в Новогоднее Волшебство.
Ответ на пост «Куриные горлышки»
Что такое гэг и твист
Гэг — визуальная шутка, представленная в комиксах (особенно однополосных, то есть стрипах), анимации (особенно американская анимация золотого века), немом кино и комических зарисовках. Типичный сценарий гэга: напряжённая ситуация, разрешающаяся неожиданным образом. Поскольку гэг строиться на зрительном восприятии, пересказ гэга практически невозможен, во всяком случае с сохранением шутки. «Том и Джерри», «Merrie Melodies», «Looney Tunes» — примеры мультфильмов, основанных на гэгах.
Гэг практически невозможно передать письмом (во всяком случае чтобы было смешно) и можно только зарисовать, что отличает его от анекдотов, предназначенных для устного воспроизведения.
Содержание
Гэги и анимация [ править ]
В золотой век американской анимации шла закадровая дискуссия о том, должна ли анимация быть сюжетной и основанной на труде сценаристов (что впервые было опробовано Уолтом Диснеем) или же строиться на гэгах и вовсе не включать в производственный процесс сценаристов, являясь продуктом творчества и изобретательности аниматора-раскадровщика. В настоящее время, однако, противопоставление сценария и раскадровки отделено от противопоставления сюжетных и гэговых мультфильмов и рассматривается только как выбор метода производства.
«Running gag» [ править ]
Running gag, что обычно переводят как «фирменная шутка» или «дежурная шутка», это разновидность гэга, повторяющегося на протяжении произведения. Так называют только гэги, которые специально придуманы, чтобы появляться снова и снова, становясь от повторения смешнее (а не повторение шуток из-за неспособности придумать новые). Running gag можно отличить по тому, что без предыдущих случаев очередное его применение менее смешно или вовсе не понятно. При этом каждое появление фирменного гэга по структуре одинаково, что отличает его от многоэтапного юмора (англ. callback), тоже полагающегося на знание предыдущих шуток, но где каждый следующий этап — новый. Различаются только обстоятельства каждого случая фирменного гэга: обычно как раз неуместность знакомого события и является сутью шутки.
В юморе, основанном на тексте или речи, аналогичный приём называется running joke, однако термин running gag настолько известен (даже более, чем собственно gag), что его часто применяют и в этом случае.
Гэги и канон [ править ]
Произведения в жанре мультяшек (и анимация, и комиксы) часто прибегают к гэгам, даже если основаны на сюжете. Многие изобретения американской анимации золотого века, такие как мультяшная физика и гиперэмоциональность, остались как выразительные приёмы, придающие живость — собственно анимацию — рисункам. Эту же природу имеют специфические приёмы манги и аниме.
При анализе канонических фактов произведения, однако, следует отличать гэги и комические преувеличения от того, что для героев является реальностью. Некоторые произведения стараются разделять драматичные моменты и комические, однако другие, наоборот, могут включать персонажей, чьи гэги воспринимаются персонажами так же, как и зрителем (Джин из «Аладдина», Дискорд из MLP:FiM). Главную проблему представляют персонажи и ситуации, про которые не ясно, показываются ли они для зрителя или задуманы как часть воображаемой реальности. Например, такой неясный статус имеет Пинки Пай из MLP:FiM: если считать реальными все показанные с ней гэги, то фанатам остаётся только находить такие объяснения как Пинки-ченджлинг; если же нет, то всё равно приходится домысливать, что же на самом деле видят другие пони вместо гэга.
Некоторые произведения целиком состоят из гэгов и практически не имеют информации, которую можно назвать канонической — то есть непротиворечиво повторяющейся из произведения в произведение внутри цикла. Например, в оригинальных короткометражках Том и Джерри играли такую роль, которая была нужна для сюжета и его шуток: иногда — домашние животные, иногда — эстрадные исполнители, иногда — гвардейцы и мушкетёры…
Галерея [ править ]
В эпизоде «Little Quacker». Том до нижнего белья скосил газонокосилкой оперение с мамы Квакера.
Что такое гэг и твист
Вроде бы с гэгом всё просто и понятно, но попробуем из простого и понятного выжать дополнительную пользу:)
В прошедшие выходные перепроверял по различным словарям значение слова gag. И везде приблизительно одно и то же: при переводе в первую очередь перечисляются “кляп”, “затычка”, заглушка” и “пробка”, и только во вторую – “шутка” (“розыгрыш”, “мистификация”, “обман”). Интересно отметить, что русскоязычная википедия разбирает второе значение (шутка, комический эпизод), а вот англоязычная вики доходчиво и серьёзно объясняет, что такое кляп. Нам, подозреваю, понадобятся оба значения этого слова.
Не стал бы вообще писать на эту тему, но как-то по телеку один из известных продюсеров, нахваливая одно отечественное скетч-шоу, сказал, что насчитал в минутной эстрадной миниатюре около тысячи гэгов. Вот он, увы, перепутал просто шутку с просто гэгом. Так что давайте вернёмся к истокам этого художественного приёма и определим его границы.
Примеры классических гэгов мы найдём в Великом Немом Кино. А великое с трудом поддаётся кухонному пересказу. Хороший гэг невозможно пересказать так, чтобы было смешно (так что не будем его путать с острой шуткой). Гэг это аттракцион (моментально втягивающий нас в сопереживание). Если угодно, гэг это шутка, рассказанная нам языком кинематографа. В хорошем гэге задействовано много различных подпорок, инструментов и скрытых от глаз зрителя чисто технических приспособлений, но о них мы сейчас не будем, иначе снова нафигачим громоздкий опус.
Ещё раз: гэг это шутка, решённая визуальными средствами. Гэг плохо поддаётся вербализации и никогда не превращается в анекдот (что происходит с находками эстрадных комиков и/или сценками из скетчей).
Классические гэги Бастера Китона и Чарли Чаплина имеют под собой драматическую и даже трагическую основу. Смех соседствует рядом с чувством страха за героя, но и это тема для теоретиков. Нас сейчас интересует вот что: насколько гэг самодостаточен и автономен?
Мы в наш арсенал взяли не только второе значение (шутка), но и первое (кляп, затычка). Из второго значения следует, что гэг может быть вставной сценкой. Соответственно, вставной кусок может – подобно зубным протезам – выниматься и перекидываться на какой-нибудь видеохостинг типа ютуба. Раз ваш гэг таков, выкиньте его или продайте сценаристам Клуба Весёлых и Находчивых. Ваш гэг должен быть подготовлен и сюжетно, и стилистически (соответствовать возможностям героев и общей атмосфере). Вообще, большинство современных комедий построено на необязательных гэгах, поэтому они быстро забываются. “Хлеба и зрелищ” – не самый плохой лозунг, но ведёт сценариста к механическому повторению наработанных приёмов.
Если верить легенде, первые киностудии покупали гэги пачками – и для текущих нужд, и впрок. Так возникла отсутствующая у нас профессия – гэгмен. Не уверен, что лучшие гэгмены строили свои аттракционы без знания конкретного сценария. Вернёмся к нашим проблемам.
Разбирая сценарий, мы утверждали, что к успеху (или провалу) ведёт каждая сцена. Так вот сейчас мы считаем, что успех отдельной сцены определяет наличие гэга.
Гэг на сегодняшнем этапе может быть не только комедийным. Вот в какой-то статье Юрия Арабова назвали мастером гэга. Если это так, то много ли в его сценариях от комедии? Да, любой хороший и поставленный в нужном месте гэг – драматичен (работает на развитие сюжета и на раскрытие характера персонажей) и, главное, работает не на себя самого (как во второсортной комедии), но на сцену. Выше мы сказали, что успех сцены зависит от наличия гэга, теперь уточним: попробуйте сцену переработать так, чтобы она была интересна визуально, но почти не поддавалась перссказу. Да, сценарная запись гэга дело опасное (если речь о том, чтобы ваш сценарий быстро понравился боссам); гэг на бумаге усложняет сценарную конструкцию, но с этим можно бороться только бесконечным переписыванием. Кстати, попробуйте смешно пересказать мелодраматические гэги из фильма “Красотка”. Вот именно: гэг сегодня принадлежит всем жанрам, а не только комедии.
Дабы не зацикливаться на кляпах и шутках, рекомендую пересмотреть ранние фильмы с участием Джеки Чана. Там есть поставленные хореографами драки, и есть гэги внутри этих драк. Гэги присутствуют и в так называемом автомобильном балете, то есть в сценах погонь. Сейчас мне вспомнился “Французский связной”, в котором основные ключевые (наиболее напряжённые) сцены вроде бы выходят за рамки кухонного пересказа (но при этом именно они движут сюжет).
И сегодня слишком много слов для одной простой мысли: гэг необходим в любом жанре, в любой сцене. Надеюсь, что через пару недель (после нескольких программных статей) я вернусь к разбору гэга (важно отделить его и от трюка, и от чисто комедийной сцены, и от того, что мы называем экшн).
Ну, раз блог без картинок и видео не блог, то вот на десерт сцена, несущая в себе заряд и комического, и трагического:
Факультативное задание: попробуйте эту сцену перевести в сценарную запись. Хотя, да, танец в кино это совсем отдельная тема. Ну и скажу ещё, что при желании редактор вам эту сцену аккуратно и без потерь для сюжета сумеет вырезать.
UPD: продолжение разговора о гэге.