Что такое евангелие дня

Евангелие на каждый день года

Такое разное Евангелие

Греческое слово «Евангелие» переводится на русский язык как «благая весть». В некоторых англоязычных странах название повествования о жизни Иисуса Христа звучит как«Good News». Переводя на русский это значит «хорошие новости». В Православии установлен особый порядок, как читать Евангелие на каждый день.

Кому и когда можно читать Евангелие? Что такое годичный круг чтения Евангелия? Какая литература может помочь в чтении и понимании Евангелия?

Евангелие на каждый день — для чего?

Новый Завет состоит из Евангелий, Посланий святых апостолов, Деяний святых апостолов и Откровения Иоанна Богослова. Четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) являются центральной частью Нового Завета. Они названы по именам апостолов, записавших повествование о земной жизни Иисуса Христа. Все они рассказывают об одном. Но их истории отличаются стилем, смысловыми акцентами, глубиной и направленностью.

Так, например, Марк обращается к римской языческой молодежи. В его тексте мало подробностей, много фактической информации, повествование развивается четко и стремительно. Иоанн же уделяет меньше внимания фактологии. Ведь к моменту создания его книги события уже были подробно описаны другими евангелистами. Он же раскрывает мистическую, глубинную суть пришествия на землю Спасителя.

Почему Евангелий именно четыре? В Ветхом Завете через пророка Иезекииля (1:4-25) Господь открывает четырех животных с человеческими лицами. Святые Отцы Ириней Лионский, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов считают этот эпизод пророчеством. По их толкованию, он раскрывает символический смысл каждого из 4-х Евангелий. В Библии число четыре обозначает пространственную полноту. Сегодня мы наблюдаем это в иконографии: Ангел (от Матфея) – образ Христа как совершенного Человека. Лев (от Марка) – образ Царя. Телец (от Луки) – образ Бога, принесшего Себя в жертву за грехи всех людей. Орел (от Иоанна) – образ Победителя смерти.

Ежедневное чтение Евангелия

Святое Евангелие невозможно постичь в полной мере, прочитав его однажды как художественный текст. Любое чудо, беседа или притча, описанные в этой Книге, необходимо осмысливать на протяжении всей жизни. Святитель Феофан Затворник призывает нас ежедневно и вдумчиво читать определенный отрывок Евангелия:

«Утром хорошо читать Евангелие и Апостол …Да не просто читать, а додумываться до такой мысли, чтоб с нею и день весь проводить».

Ритм современной жизни не позволяет человеку в полной мере погрузиться в свою духовную жизнь. При этом евангельские истины являются ответом на различные вопросы, постоянно встающие перед нами. Именно поэтому важно читать Евангелие каждый день. Священное Писание открывает людям Волю Божью и указывает направление жизни.

В одном из интервью митрополит Саратовский и Вольский Лонгин говорил, что чтение Евангелия является не просто неотъемлемой частью христианской жизни, но ее основой. Евангелие — это первоисточник, это основа основ, слово Божие, которое должно постоянно звучать в человеческом сердце. Вот почему Священное Писание, и прежде всего Новый Завет, христианину нужно читать обязательно.

Ежедневное чтение Слова Божия обогащает душу человека. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни».

Евангельские чтения на каждый день

Церковь разработала годичный круг евангельских чтений. Это – Евангелие на каждый день года в последовательности коротких отрывков. Этот порядок был разработан в X-XII веках Константинопольскими богословами, изложен в конце богослужебного Евангелия.

Отправной точкой годичного круга является Пасха Христова. В День Христова Воскресенья во всех храмах читается победоносные стихи из Евангелия от Иоанна (стихи 1–17):

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Евангелие на каждый день разделено на три части:

В особо значимые праздники прочитываются закрепленные отрывки из Евангелия. Так, в праздник Богоявления верующие обращаются к Евангелию от Матфея (3:13-17):

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Фундаментальные труды Святых Отцов и толкование Евангелия

Если вы впервые знакомитесь с Четвероевангелием, то лучше всего прочитать его от начала до конца. Это поможет лучше понять последовательность событий, географию происходящего и временной контекст. Немаловажным является и погружение в историческую действительность того периода. На сегодняшний день есть множество исследований, подтверждающих истинность фактов, изложенных в четырех Евангелиях. Например, работа Шлегеля Уильяма «Спутниковый библейский атлас». В ней описаны детально проработанные карты, иллюстрирующие библейские события.

Однако Евангелие на каждый день необходимо совмещать с чтением фундаментальных святоотеческих поучений. Они как раз посвящены толкованию, то есть объяснению духовного смысла евангельских строк.

Рекомендуем познакомиться с трудами святителя Феофилакта Болгарского «Толкование Священного Писания», святителя Феофана Затворника «Мысли на каждый день года», архиепископа Аверкия (Таушева) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета».

При ежедневном чтении Евангелия будем помнить призыв святителя Игнатия (Брянчанинова):

«При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию».

Чудеса в жизни современников

Часто бывает так, что мы не задумываемся над тем, как важно для каждого из нас ежедневное чтение Священного Писания. Игумен Алипий (Животиков), клирик храма Пресвятой Троицы в Новых Ватутинках, рассказывал о начале своей монашеской жизни.

Когда человек попадает в монастырь, его график становится очень плотным. Келейная молитва, общие богослужения, множество послушаний. Так молодой монах Алипий погрузился в круговорот трудов и забот. Ежедневная работа с четырех утра до позднего вечера забирала всю энергию. Приходя с послушаний, сил на чтение Евангелия уже не оставалось.

«Никаких внешних изменений не происходило. Но я постепенно начал замечать, что меня всё больше и больше тяготит чувство сильной духовной и телесной усталости. Я не мог его «скинуть» ни сном, ни едой, ни отдыхом. Тело и душа истощались с каждым днем, а я всё не мог понять причину.

Однажды в таком состоянии я пришёл в кабинет наместника, отца Агафодора. Он остановил на мне пристальный взгляд, словно за пару секунд смог разглядеть мою душу и найти источник болезни, и неожиданно задал вопрос: «А ты Евангелие давно читал?» Я стал вспоминать: действительно, я перестал читать Евангелие. Каким образом это могло произойти? Как давно я живу без главной духовной пищи? Начал вспоминать и с ужасом обнаружил, что не помню, когда последний раз брал в руки книгу.

С сильнейшим внутренним волнением я прибежал в келью, схватил Евангелие и стал читать. Открыл его и, как умирающий от жажды человек, читал и читал, читал и читал… Удивительное впечатление: чем больше я прочитывал, тем острее чувствовал, что мне становится лучше. Я перелистывал страницу за страницей, пока не понял, что полностью освободился от недуга. Чувство угнетенности прошло. Порабощение, в котором я находился всё то время, стало для меня большим уроком. С тех пор я прочитываю 365 глав в году — то есть читаю по главе каждое утро».

Чудо архимандрита Кирилла (Павлова)

Без Евангелия нельзя победить ни внутренних, ни внешних врагов. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX — начала XXI веков архимандрит Кирилл (Павлов) прожил с Евангелием страшные дни в Сталинграде.

Он пишет: «После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Был апрель, уже пригревало солнце. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение.

Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало.

Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии. Господь помогал и утешал. А после войны привел меня в семинарию. Возникло желание учиться чему-то духовному».

Святитель Иоанн Златоуст дает наставление:

«Когда сядешь читать Священное Писание, то прежде помолись Богу, чтобы Он отверз твои очи сердечные

Молись так: «Го́споди Иису́се Христе́! Отве́рзи мои́ о́чи серде́чные, что́бы услышать мне́ сло́во Твое́ и уразуметь его́ и исполнить во́лю Твою́».

Источник

Евангелие дня

Что такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дняЧто такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дняЧто такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дняЧто такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дняЧто такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дняЧто такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дня

Что такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дня

Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 15-18; Глава 17, стихи 1-4

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

01 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

02 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

Что такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дня

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

01 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

02 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

Слово «мерзость» используется в современной речи без осознания, что понятие это, прежде всего, библейское. В древнем Израиле мерзостью или чаще — мерзостью запустения — называли богопротивные поступки, сознательное нарушение заповедей Господних. Предельной формой такого поведения являлось идолопоклонство. Что доказывается библейским повествованием. В книгах Маккавейских рассказывается о том, как в 167 г. до Рождества Христова Антиох IV Епифан разграбил Иерусалим и установил на месте жертвенника Богу статую Зевса. В глазах евреев — современников печального события — произошло воцарение греховной мертвенности язычества там, где раньше пребывала святость духовной жизни.

О мерзости запустения речь идет и в сегодняшнем евангельском чтении. Господь Иисус обращается к иудейским старейшинам: «вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». О чем, собственно, идет речь? Согласно религиозной логике, распространенной в Палестине времен Христа, любая жизненная неудачливость считалась следствием греховности человека. Соответственно, житейское благополучие рассматривалось как плод добродетельной жизни.

Но вот мы слышим из уст Спасителя принципиально иное видение. Господь Иисус говорит: «блаженны нищие, блаженны плачущие». Эти и иные слова Спасителя, восхваляющие бедность, вызывали смех у фарисеев! Какие же нищие и убогие блаженные, то есть счастливые? Мало того, что эти люди страдают здесь. Их и на том свете ничего не ждет хорошего. Ведь они все грешники и по праву получили страдание. Впоследствии подобный аргумент был адресован Самому Христу. Господь отказывается от земного царства и тем самым как подтверждает Свою богоотверженность в глазах законников. Дает им, по сути, моральное право на распятие Спасителя!

Но вернемся к выражению «мерзость запустения». Господь не осуждает материальное благополучие как таковое. Более того, в устах апостола Павла оно приобретает богоугодный характер — «труждающийся достоин пропитания». Но в том и дело, что состоятельность фарисеев не была следствием их трудолюбия. В Евангелии от Луки, отрывок из которого мы разбираем, неоднократно говорится о расчетливой корысти иудейских старейшин: они «поедают дома вдов» и при этом для вида «лицемерно долго молятся»; они стараются внешне быть благочестивыми, но внутри исполнены «хищения и зла».

Жизненная позиция противников Христа привела к тому, что внутри у них воцарилась та самая мерзость запустения. Место искренней веры в Бога заняли идолы гордыни и стяжательства. Среди святых, прославленных Церковью, есть те, кто в течение земной жизни обладал большими материальными средствами. Но использовал их не для того, чтобы кичиться перед окружающими, предъявлять благополучие в качестве доказательства богоизбранности. Наоборот, полученное от Господа эти люди использовали для помощи нищим и убогим. Превратили своё состояние из осуждаемой Христом мамоны в средство своего спасения и способ стяжания благодати. Что является примером для каждого из нас. За хорошую работу и достойный заработок мы должны благодарить Бога, а еще внимательно следить за тем, чтобы врученное нам Господом не превратилось в ту самую «мерзость запустения» — идола сребролюбия и сладострастия.

Пусть же материальные блага радуют не только наши сердца, но служат средством поддержки тех, кто нуждается и страдает. Ведь именно с такими людьми ассоциировал Себя на протяжении земной жизни Христос Спаситель. Помогая нищим и плачущим, мы тем самым оказываемся милость самому Господу Иисусу.

Источник

Почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?

Что такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дня

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».

Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.

Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.

На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.

Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.

Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Конечно, желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности.

Источник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Пятница 24-й седмицы по Пятидесятнице

(1Сол.5:9–13, 24–28; Лк.16:15–18, 17:1–4)

Что такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дня

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.
1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.

9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

Что такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дня( Лк. 16:15-18, Лк. 17:1-4 ) Лк.16:15. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердцá ваши, ибо, что высоко у людей, тó мерзость пред Богом.

Господь, обнаруживая скрытое лукавство фарисеев и показывая, что они, хотя и принимают вид праведности, мерзки, однако ж, пред Богом по своему самомнению, говорит: вы представляете себя праведниками пред людьми и думаете, будто вам одним дано разуметь то, что нужно, и учить; поэтому вы и смеетесь над Моими словами как неразумными, желая почитаться у черни учителями истины. Но не так на деле. Потому что «Бог знает сердца ваши» и считает вас мерзкими за ваше высокомудрие и пристрастие к людской славе. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5). Поэтому вам, фарисеи, нужно было жить не для людского мнения, «ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя» (Пс.52:6), но лучше соделовать себя праведными пред Богом.

Лк.16:16. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

По-видимому, это отдельная речь, не имеющая ничего общего с вышесказанным, но для внимательного она не покажется непоследовательной, а напротив очень связанной с предыдущим. Господь вышесказанными словами учил нестяжательности и богатство назвал неправедным имением, а Закон (Лев.26:3–9) поставлял благословения и в богатстве (между прочим), и пророки (Ис.19) обещали в награду блага земные. Чтобы кто-нибудь подобно фарисеям не сказал Ему с насмешкой: что Ты говоришь? Ты противоречишь Закону: он благословляет богатством, а Ты учишь нестяжательности? – поэтому Господь говорит: «Закон и пророки имели время до Иоанна» и хорошо так учили, потому что слушатели были тогда в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти по бесплотности, и проповедал Царствие Небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется Царствие Небесное. Поэтому желающие небес должны на земле усвоить себе нестяжательность. Поскольку пророки и Закон не упоминали о Царстве Небесном, то справедливо обещали блага земные людям, еще далеко несовершенным и неспособным представить себе ничего великого и мужеского. Поэтому фарисеи, Я справедливо учу нестяжательности, когда несовершенные заповеди Закона не имеют уже времени.

Лк.16:17. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Потом, чтобы не сказали, что, наконец, все законное отвергнуто как суетное и совершенно пустое, Господь говорит: Нет! напротив, ныне еще более исполняется и совершается. Ибо что Закон начертал в тени, говоря образно о Христе или о заповедях, то ныне исполняется, и ни одна черта из того не пропадет. Что там в виде тени указано о Христе, то ныне совершится яснейшим образом. И заповеди Закона, данные тогда приспособительно и сообразно с разумением несовершенных, ныне будут иметь смысл высший и совершеннейший.

Лк.16:18. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

А что Закон несовершенным говорил несовершенно, видно из следующего. Например, Закон по жестокосердию евреев дал приговор о расторжении брака, именно: муж, если возненавидит жену свою, имел право развестись с ней, чтобы не случилось чего-нибудь худшего. Ибо склонные к убийству и кровожадные евреи не щадили ближайших родных, так что закалали в жертву бесам своих сыновей и дочерей. Но это недостаток и несовершенство Закона. Тогда было время такого законоположения, а ныне нужно другое учение, совершеннейшее. Поэтому Я и говорю: всякий, кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует. Поэтому нет ничего удивительного, если Я учу о нестяжательности, хотя Закон ничего о ней ясно не говорит. Вот, Закон равнодушно дал заповедь о брачном разводе, для предотвращения смертоубийства в иудеях; а Я, приучая слушателей к высшему совершенству, запрещаю развод без благословной причины и повелеваю так не вопреки Закону, но с тем, чтобы не было убийств между мужьями и женами. И Я подтверждаю это, когда учу, чтоб супруги заботились друг о друге и берегли друг друга как собственные члены. И Закон желал этого, но поскольку слушатели были несовершенны, то Он определил расторгать брак, чтобы, по крайней мере, при таком условии муж и жена щадили друг друга и не ярились один на другого.

Итак, Христос все требования Закона подтвердил; а поэтому и хорошо сказал, что невозможно пропасть ни одной черте из Закона. Ибо как бы она погибла, когда Христос исправил его (Закон) в лучшем виде?

Лк.17:1. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

Поскольку любостяжательные фарисеи роптали на Господа за то, что Он говорил о нестяжательности, то Он сначала сказал притчу о богатом и Лазаре, показывая им чрез нее, какое постигнет их наказание за привязанность к богатству; а потом обращает речь свою к ученикам о самих фарисеях, что они производят соблазн и удерживают других от Божественного пути и что за сие в удел их предлежит им «горе». Посмотрим же, что Он говорит. «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят», то есть невозможно не прийти соблазнам или препятствиям в доброй и боголюбезной жизни. Ибо при многой злобе людей необходимо оказаться и множеству препятствий проповеди и истине. Но горе только «тому, чрез кого они приходят», то есть виновнику их, каковы фарисеи, соблазняющие и препятствующие проповеди. Многие с недоумением спрашивают: если необходимо прийти соблазнам и невозможно проповеди не встретить препятствий, то за что же, Господи, ты осуждаешь и называешь несчастными виновников соблазнов? Они стали такими по необходимости, а все, что делается по необходимости, достойно прощения.

Знай же, что самая необходимость эта имеет начало в свободном произволении. Скажу яснее: Господь, видя злобу тогдашних людей, видя, как они прилежат злу и не избирают ничего доброго, сказал, что, судя по следствию из того, что теперь пред глазами, необходимо прийти соблазнам. Итак, злоба, которой люди услаждались, – дело произвола, а произведение соблазнов необходимо следовало от злобы; поэтому-то виновники соблазнов и достойны наказания. Можно пояснить это примером. Врач, видя, что такой-то ведет дурной образ жизни и предается неумеренности, может сказать, что он необходимо заболеет. Ужели эта болезнь необходима? Да, как следствие дурного образа жизни, необходима. Поэтому, горе препятствующим проповеди за то, что они дошли до такой злобы, что необходимо стало прийти соблазнам.

Лк.17:2. лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
Лк.17:3. Наблюдайте за собою.

И подлинно, человеку, производящему соблазны и препятствия, лучше, чтоб «ему. повесили. жернов. мельничный. и бросили его в море», нежели чтоб соблазнить и совратить «одного из малых», то есть верных. Поэтому Господь предостерегает учеников: «Наблюдайте за собою». Вот, – говорит, – Я прежде вам сказываю, что придет зло, не будьте в ответе. Ибо злу необходимо прийти, но нет необходимости вам погибнуть, если будете осторожны и вооружитесь. Необходимо прийти волку, но если пастух бодрствует, нет необходимости овцам погибнуть, а волк должен уйти с пустым зевом. Господь сказал это о соблазнителях и тех, кои вредят проповеди, то есть препятствуют. Поскольку между ними есть большое различие, ибо одни неисцелимы как фарисеи, а другие излечимы как братья Господа по отношению к Самому Господу, ибо и они не веровали в Него (Ин.7:5).

Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

Итак, поскольку большое различие между препятствующими проповеди, ибо между ними могли быть некоторые и единоверные, то Господь говорит: «если. брат твой. согрешит против тебя», ты «выговори ему» наедине, и «если послушает тебя, ты. приобрел» его, «если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух», и прочая, что евангелист Матфей (Мф.18:15–17) изобразил пространнее, а евангелист Лука прошел молчанием, как сказанное уже евангелистом Матфеем. Кто послушает выговор, тот достоин прощения; а кто не послушает, тот «да будет. тебе как язычник и мытарь», то есть мерзок и недостоин называться братом.

Лк.17:4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.

Потом, как бы кто сказал: пусть так, Господи! Ты хорошо это различил; но что делать с тем, кто много раз получил прощение и снова вредит? Господь говорит: если он снова покается, прости ему. И еще: «если. и семь раз в день обратится. прости ему». А слово «семь раз в день» поставлено здесь вместо слова «многократно», подобно как в выражении: «даже бесплодная рождает семь раз» (1Цар.2:5). Итак, сколько раз он покается, столько раз должно прощать ему. И не подумай, будто Господь полагает число, сколько раз прощать, но, как я прежде сказал, «семь раз в день» понимай вместо «многократно» и бесчисленно. Мы говорим же в обычной беседе: в таком-то городе тьма (десять тысяч) жителей, но говорим не потому, что в нем в самом деле десять тысяч жителей, ибо их может быть и больше в нем, а вместо того, чтоб назвать город очень многолюдным, мы говорим, что в нем десять тысяч жителей. А что «семь раз в день» употреблено в том значении, это видно из Евангелия от Матфея (Мф.18:21–22). Ибо там, когда Петр сказал: Господи, должен ли я прощать ему (брату моему) до семи раз? Господь сказал; не «до семи, но до седмижды семидесяти раз», обозначая чрез сие бесчисленное множество раз.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Что такое евангелие дня. Смотреть фото Что такое евангелие дня. Смотреть картинку Что такое евангелие дня. Картинка про Что такое евангелие дня. Фото Что такое евангелие дня«Невозможно придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они прихо­дят!» (Лк.17:1). Стало быть, жить с плеча, нараспашку нельзя. Надо осторожно осматриваться, как бы не соблазнить кого. Разум кичит и ни на кого не смотрит; а между тем возбуждает кругом соблазны делом, а более словом. Соблазн растет и увеличивает беду самого соблазнителя, а он того не чует и еще больше расширяется в соблазнах. Благо, что угроза Божия за соблазн здесь, на земле, почти не исполняется в чаянии исправления; это отложено до будущего суда и воздаяния; тог­да только почувствуют соблазнители, сколь великое зло соблазн. Здесь же никто почти и не думает о том, соблазнит ли или не соблазнит он своими делами и речами окружающих. Два греха в очах Божиих очень великие, ни во что вменяются людьми: это – соблазн и осуждение. Соблазнителю, по слову Господа, лучше не жить; осуждающий уже осужден. Но ни тот, ни другой не помышляют об этом и даже сказать не могут, грешны ли они в чем-либо подобном. Какое, в самом деле, ослепление окружает нас и как беспечно ходим мы посреди смерти!

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.16:15–18, 17:1–4)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь обличает фарисеев за то, что они выказывают себя праведниками перед людьми. «Фарисейство — это внешняя видимость, — говорит святитель Феофан Затворник, — а внутри — пустота». Они изображают из себя особую святость и благочестие, чтобы их все видели и хвалили. И действительно, им всюду кланялись, приветствуя их. Но они не могут утаиться от взора Божия. «Бог знает сердца ваши», и в Его глазах — это мерзость. Не безумие ли выказывать себя праведниками в глазах людей, и думать, что этого довольно для нас? Бог знает наши сердца и знает все плохое, что есть у нас, как никто другой не может знать. Не должно ли это заставить нас переменить мнение о себе? Если Бог знает наши сердца, у нас есть причины быть более смиренными и не доверять себе. Не безумие ли судить о людях и жить, следуя только людскому мнению, ибо «то, что высоко ценится у людей, то может быть мерзость перед Богом», видящим все в истинном свете. А те, кого люди презирают и осуждают, могут быть одобряемы Богом.

Господь обращает нашу мысль к мытарям и грешникам, которые оказываются более восприимчивы к Евангелию, чем самодовольные фарисеи. «Закон и пророки до Иоанна, — говорит Христос, — с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». Будь он язычник или иудей, — всякий, сознающий, что у него бессмертная душа. Ныне Царствие Божие благовествуется, и блаженны нищие, плачущие и гонимые. Кто хочет взойти на небо, тот должен прилагать усилие. Духовная жизнь требует трудов, это путь против течения, не так, как плывет большинство.

Но Господь отвергает всякую попытку обесценить закон. «Скорее небо и земля прейдут, чем одна черта из закона пропадет». Нравственный закон непоколебим. Грехи, запрещенные законом, остаются грехами. Ни одна черта не пропадет, напротив, то, что было тенью в Ветхом Завете, раскроется многоцветием в Евангелии. Новый Завет — благовестие любви, это значит — полноты правды, из которого ни одна черточка правды не может пропасть. Христова благодать с корнем исторгает грехи людей, и потому не может быть и речи у нас о снисходительном отношении ко греху.

Всякий грех есть вражда против Бога. Но худший из всех грехов — научить другого человека греху. Мы не можем ждать, что в этом мире исчезнут соблазны. Но горе тому, через кого они приходят. Соблазнители погибнут в пучине под тяжестью собственной вины, которую Господь сравнивает с тяжестью мельничного жернова, повешенного на шею. Соблазнители хуже гонителей. Мы видим, что ныне они утверждают грех как норму. Как говорят святые отцы, в Евангелии сказано, что диавол прежде — отец лжи, и только потом — человекоубийца. Извращая истину и правду Христову, они смущают сердца верных. И если они в Церкви, их собственная жизнь — соблазн не только для внешних.

«Наблюдайте за собою», — говорит Господь. Чтобы не соблазнить никого из малых сих. И чтобы исполняться вам сострадания к согрешающим. «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему». А если не покается — молись, чтобы Господь даровал ему покаяние. И если он семь раз в день согрешит и покается, не переставай прощать его. Христианство — это дух прощения, потому что Бог наш есть Бог кающихся. Христианство — это способность видеть в каждом человеке лучшее, что в нем есть, потому что мы — ученики Христовы.

Иеромонах Феоктист Игумнов

Люди, не знакомые с ивритом, весьма показательно смущаются, когда видят еврейский алфавит. Многие еврейские буквы очень схожи между собой, для того, чтобы научиться их различать, нужно потратить немало времени и приложить определённые усилия. Христос говорит, что каждая самая незначительная по своему виду чёрточка еврейского квадратного письма, того самого, которым записаны книги Ветхого Завета, более устойчива, нежели весь видимый мир. Конечно, дело тут не в буквах, а в сути закона, и неважно, на каком языке и каким письмом он записан. Важна суть повелений Божиих. Они непреложны и вечны. Господь подчёркивает, что и самое малое в законе Божием не останется без исполнения. Своими словами Христос отвергает шаблонное обвинение в отношении Себя Самого в том, что Он не чтит и нарушает иудейский религиозный закон. Но, как может показаться, обвинители Христа в чем-то правы. Буквально перед этими словами Господь говорил о нестяжательности, жёстко обличал сребролюбие фарисеев и ни во что ставил земное благосостояние. Но эти слова Спасителя расходятся со словами книги Левит, в которой благословение Божие выражено в том числе и через богатство, расходятся они и со словами пророка Исайи, который прямо говорит, что «если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли». Поэтому с точки зрения человека, знающего и чтущего ветхозаветный закон, связь между праведностью и обширным имуществом самая прямая и непосредственная. Обвинения фарисеев были бы вполне справедливы, если бы проповедь Христа касалась земной жизни человека. Он и Его Предтеча Иоанн говорили об ином, их проповедь устремлена в будущее, она имеет иную цель. Господь Иисус Христос не ставил перед Собой задачу максимально комфортно обустроить Своих последователей в том месте, откуда они рано или поздно уйдут, вернее, откуда их рано или поздно унесут. Он готовит Своих последователей к жизни в вечности. И нам стоит это всегда помнить. Если основное наше стремление – это жизнь здесь и сейчас, то, конечно, слова Христа не для нас, они не могут нам помочь. В этом случае стоит ориентироваться на других, более успешных в житейском смысле, учителей. Если же мы устремлены к вечности, то мы попали по адресу. Христос Жизнодавец не только может нам в этом помочь, Он может гарантировать слушающим и исполняющим Его слова вечную и блаженную жизнь.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О непростительном грехе
(1Тим.4:4-8,16, Лк.16:15-18, 17:1-4)

Протоиерей Вячеслав Резников

«Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует». Этими словами, по-видимому, запрещается всякий развод, и любой второй брак разведенного приравнивается к прелюбодеянию. А прелюбодеи, как известно, «Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:10). Но в Евангелии от Матфея видим несколько иное: «Кто разведется с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). Оказывается, все же есть причина, по которой можно развестись.

Измена, это – совершенно исключительный вид греха. О других Господь говорил: если «согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему». Но грех прелюбодеяния Господь разрешил не прощать даже одного раза. Потому что этим грехом брак уже разрушен, и последующий развод только говорит об этом вслух. По церковным правилам, виновная сторона не имела права вступать в новый брак, а невиновная – могла.

А на а вопрос, равно ли это относится и к мужу и к жене, святитель Василий Великий отвечал: «Господне изречение, яко не позволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейна, по разуму онаго, равно приличествует и мужам, и женам, но не то в обычае». В те времена социальное положение женщины было таково, что она должна была простить мужу измену, а он за то же мог изгнать ее. Сейчас обычаи другие, и обе стороны имеют равные права, тем более, что «по разуму» великого святителя, так оно и должно быть.

Церковь допускала и второй брак, считая его «врачевством против блуда», как пишет Василий Великий, напоминая слова Апостола Павла: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7:9). Таковые подвергались церковной епитимьи, отлучались на некоторое время от причастия. Сейчас второбрачные венчаются по особому чину, где сильны мотивы покаяния. Возможен был даже третий брак. Святитель Василий писал, что «на троебрачие нет закона: посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем, как на нечистоты в церкви. Но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшее, нежели распутное любодеяние.

Так в церкви, при высоких требованиях к святости и нерасторжимости брака, допускается и снисхождение, чтобы не погрузить человека в отчаяние. «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». Но при этом необходимо вникать и «в себя, и в учение», соразмеряя одно с другим: не только в себя, в свои состояния и желания, забыв о учении Господнем. И не только в учение, забыв о себе, о своих силах и возможностях.

А о том, кто способствует падению ближнего, Господь говорит: «Горе тому, через кого соблазны приходят: лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих». Как одна женщина жаловалась: «Я живу с мужчиной, а его жена «делает» мне». Что на это ответить? – мало еще делает, если ты никак не поймешь, что делаешь сама! Аминь.

Церковный календарь. 3 декабря

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *