Что такое ефом для учителей
Резолюция Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей»
РЕЗОЛЮЦИЯ
«Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей»
от 9 ноября 2018 года
В работе конференции приняли участие 369 представителей из 75 субъектов Российской Федерации.
Участники Всероссийской конференции, отмечая актуальность создания на всей территории Российской Федерации единой системы оценивания профессиональной деятельности учителя в рамках внедрения и применения новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов, предлагают:
рассматривать разработку новой модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ, прежде всего, с точки зрения повышения качества образования, гарантий сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации, достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в сфере образования;
рассматривать разработанную модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в рамках формирования национальной системы учительского роста во взаимосвязи с совершенствованием профессионального развития учителей, созданием новых траекторий учительской карьеры, вопросами оплаты труда и повышения престижа учительской профессии;
поддержать создание объективной и независимой системы дифференцированной оценки профессиональных компетенций учителей на основе требований профессионального стандарта педагога (действующей версии и разработанного проекта «уровневого» профессионального стандарта педагога) и федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования;
поддержать инициативу Министерства просвещения Российской Федерации о разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» в части утверждения новых должностей учителей, дифференцированных по уровню владения профессиональными компетенциями – «старший учитель», «ведущий учитель»;
при разработке нормативных правовых актов, регулирующих внедрение и применение модели аттестации на основе использования ЕФОМ, учесть выявленные в ходе апробации и общественно-профессионального обсуждения модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ замечания к существующей системе аттестации педагогических работников;
продолжить на Интернет-ресурсе ефом.рф дальнейшее общественно-профессиональное обсуждение модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ с привлечением представителей общественно-профессиональных объединений (ассоциаций) педагогических работников в целях подготовки проведения итоговой апробации новой модели аттестации учителей в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» (пункт 16);
усилить информационное сопровождение хода дальнейшего внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей, учитывая долгосрочность и социальную чувствительность вопросов оценки квалификации учителя;
предусмотреть широкое привлечение представителей общественно-профессиональных объединений (ассоциаций) педагогических работников к обсуждению элементов и механизмов (в том числе и в части процедур, форм организации, методик и технологий оценки при учете региональной специфики) разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей, в том числе в качестве разработчиков ЕФОМ, экспертов, членов аттестационных комиссий и т.д.;
рассмотреть предложение о необходимости актуализации плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и введению национальной системы учительского роста в связи с изданием Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; в том числе в контексте задачи внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;
обеспечить участие педагогических работников в дальнейших этапах формирования и введения национальной системы учительского роста и внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников исключительно на добровольной основе и с соблюдением конфиденциальности результатов, прав и социальных гарантий педагогических работников;
Проведенное широкое профессионально-общественное обсуждение показало возможность и целесообразность применения предложенной разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ и типовых комплектов ЕФОМ
для проведения аттестации учителей при учете вышеупомянутых предложений участников Всероссийской конференции.
Новая модель аттестации педагогов с ЕФОМ
Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.
Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.
По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.
Преимущества новой модели аттестации учителей
Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.
Новая модель также позволит:
стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
определять траекторию карьерного роста педагога;
формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.
Виды аттестации педагогов общеобразовательных учреждений
Проверка учителя на соответствие квалификационным требованиям с применением ЕФОМ предполагает следующие виды аттестаций:
аттестация на соответствие занимаемой должности;
аттестация в целях установления квалификационных категорий.
Первичная аттестация учителей
Первичная аттестация учителей проводится для следующих категорий:
выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений;
лиц со высшим или средним профессиональным образованием, не имеющих опыта работы учителем;
лица, которые не работали учителями в последние 5 лет.
Аттестация на базе центра оценки педагогических компетенций должна быть проведена в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации.
В исключительных случаях может проводиться первичная аттестация учителя, прошедшего аттестацию на соответствие занимаемой должности и сменившего место работы, но не ранее, чем через два года после начала работы в новом учебном заведении.
Проверка проводится в форме профессионального экзамена по всем профессиональным компетенциям. Для прохождения аттестации необходимо набрать не менее 50% от максимального числа баллов.
Сертификат учителя о прохождении профессионального экзамена
В случае неудачи претендент получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.
Аттестация на соответствие
Аттестация на соответствие занимаемой должности предназначена для подтверждения соответствия квалификации учителя профессиональному и образовательным стандартам.
Она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.
Аттестация проводится каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации. Исключение составляют женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Их аттестация проводится через два года после возвращения на работу. Также не проводится аттестация учителей, имеющих первую или высшую квалификационные категории.
Аттестационная комиссия формируется самой образовательной организацией в составе не менее 9 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей образовательных организаций, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебного заведения.
Минимум баллов по всем аттестационным процедурам устанавливается самой образовательной организацией, а методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – её учредителем.
В случае недостижения необходимого минимума учитель получает свидетельство о прохождении процедуры оценки квалификации. Успешно прошедшим аттестацию выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Также выдаются рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.
Аттестация при получении квалификационной категории учителя
Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации.
Она включает профессиональный экзамен по методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.
Аттестационная комиссия формируется учредителем в составе не менее 15 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей вузов, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебных заведений, находящихся в ведении учредителя.
Единый федеральный минимум баллов, подтверждающий получение первой или высшей квалификации, устанавливается Минпросвещения России, а минимум баллов по каждой аттестационной процедуре и методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – учредителем образовательной организации, в которой работает учитель.
По итогам рассмотрения дела аттестационная комиссия принимает решение установить учителю квалификационную категорию или отказать в её установлении. В случае успешного прохождения оценки ему выдается аттестационный лист. Срок действия квалификационной категории – 5 лет.
Аттестация на установление первой квалификационной категории может проводиться не ранее одного года после прохождения учителем последней аттестации на соответствие занимаемой должности, на установление высшей – не ранее двух лет с момента получения первой квалификационной категории.
Особенности проведения отдельных аттестационных процедур
Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.
На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.
Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.
При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.
При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:
результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
участие в образовательных олимпиадах различного уровня
Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.
Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:
об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).
Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.
Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:
участие в конкурсах профессионального мастерства;
полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
результаты научной, методической и наставнической деятельности;
мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.
Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.
Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.
Порядок проведения аттестации учителей и обжалования результатов
Аттестуемый имеет право знакомиться с аттестационными материалами и иными документами, относящимися к его аттестации, подавать мотивированные возражения, при необходимости предоставлять аттестационной комиссии дополнительные сведения и подтверждающие их документы.
После издания распорядительного акта секретарь аттестационной комиссии загружает необходимые для проведения аттестации сведения в единую информационную систему. На основании представленной информации система автоматически формирует проекты аттестационных листов.
Если необходимые сведения включены частично или не позволяют аттестуемому достичь минимальных баллов хотя бы по одному показателю, система автоматически информирует об этом учителя или его работодателя. До заседания аттестационной комиссии учитель или его работодатель могут внести коррективы или отозвать заявление.
Перед заседанием аттестационной комиссии секретарь формирует итоговые аттестационные листы, доводит их до сведения членов комиссии и аттестуемого. Аттестуемый учитель имеет право присутствовать при рассмотрении его аттестационного дела, но голосование должно быть проведено без него.
Сведения о принятом решении загружаются в единую информационную систему и автоматически доводятся до аттестуемого и его работодателя.
В случае несогласия с итогами аттестации может быть направлена жалоба:
При несогласии с результатами рассмотрения жалобы аттестуемый может обратиться в суд.
Данная модель сейчас проходит общественное обсуждение, в результате чего будет официально принята и утверждена.
Что такое ефом для учителей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 26 июля 2017 г. №703
В целях выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2017 г. N ОГ-П8-3959 приказываю:
2. Департаменту государственной политики в сфере общего образования (Тарадановой И.И.), Департаменту стратегии, анализа и прогноза (Хамардюк А.В.), Департаменту государственной политики в сфере высшего образования (Соболеву А.Б.), Департаменту информационной политики (Емельянову А.А.), Департаменту государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (Черноскутовой И.А.), Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Кравцову С.С.) обеспечить выполнение мероприятий «дорожной карты».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр | О.Ю. Васильева |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 26 июля 2017 г. N 703
План мероприятий («дорожная карта»)
по формированию и введению национальной системы учительского роста
* Для мероприятий, предусматривающих разработку проекта федерального закона и/или проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, сроком выполнения считать срок внесения проекта соответствующего федерального закона и/или нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в Правительство Российской Федерации. Для мероприятий, предусматривающих разработку приказов Минобрнауки России, сроком выполнения считать дату утверждения приказа Минобрнауки России.
*** По плану законопроектной деятельности Минобрнауки России на 2019 год.
Обзор документа
Разработана «дорожная карта» Минобрнауки России по формированию и введению национальной системы учительского роста.
Так, предусмотрены мероприятия, связанные с подготовкой и внедрением новой модели аттестации учителей на основе единых федеральных оценочных материалов.
Последние формируются из четырех самостоятельных модулей, включающих оценочные материалы по предметной подготовке учителя (по всем учебным предметам и направлению деятельности учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися программы начального общего образования); по методике преподавания; по психолого-педагогическим, коммуникативным компетенциям.
Аттестация педагогов в 2021 году — последние новости
По части 2 статьи 49 ФЗ №273 педагогическим работникам не реже одного раза в 5 лет нужно проходить аттестацию, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности. Также учителя, воспитатели и преподаватели могут пройти проверку с целью получения категории. Скоро должны вступить в силу новые правила аттестации учителей в 2021 году. Какие изменения могут произойти, и к чему готовиться, расскажем далее.
О переносе аттестации педагогов в 2021 году
В 2020 году в связи с коронавирусом педагогическим работникам разрешили не проходить обязательную проверку. Вступило в силу два приказа Минпросвещения:
№193 — о продлении квалификационной категории (КК), срок действия которых закончился с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, до 31.12.2020 года;
№713 — о продлении КК еще на год — до 31.12.2021 года.
Если педагогические сотрудники не прошли аттестацию в 2020 году, то волноваться не стоит — время еще есть. Уровень зарплаты для таких специалистов остается прежним, в соответствии с КК.
Designed by stockking/Freepik
Даже если срок действия категории продлен, педагог вправе аттестоваться по утвержденному ранее порядку — указано в письме Минпросвещения №ВБ-90/08/27 от 27.01.2021 г. Поэтому процедура будет проходить также, как раньше (в каждом регионе она отличается).
Новая система аттестации учителей в 2021 году — что уже известно?
Принципы системы развития педагогических работников отражены в распоряжении Правительства №3273-р от 31.12.2019 г.. Новая модель аттестационной процедуры проходила апробацию в школах 19 регионов России. По последним данным модель планируют запустить с 1 сентября 2021 года.
Новые категории
Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:
Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.
Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.
При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.
Аттестация учителей в 2021 — как проходит оценка педагогов по последним данным?
Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:
Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.
Введение первичного экзамена
Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.
Процедуру проводят также для специалистов, которые:
5 лет не работали по профессии;
не имеют опыта работы учителем;
выпустились из колледжа или вуза.
Как будет проходить аттестация учителей в 2021 году на соответствие занимаемой должности
Designed by stockking/Freepik
Такую проверку знаний раз в 5 лет проходят практически все педагогические работники — по статье 49 ФЗ №273. Оценка включает профессиональный экзамен по ЕФОМ. Также оцениваются мотивированное представление работодателя, которое включает:
деловые качества педагога;
результаты профессиональной деятельности.
Итак, как пройти аттестацию учителю в 2021 году, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности? Порядок таков:
В образовательной организации собирают комиссию из преподавателей, руководства, членов профсоюза — на усмотрение учреждения.
Аттестуемый сотрудник готовит документы. В перечень входят: заявление, копии документов об образовании, подтверждение категории (при наличии), характеристику и сопроводительное письмо с работы.
В течение 30 дней рассматриваются документы педагога и назначается дата проведения процедуры.
На экзамене учителю могут задать не только вопросы о продаваемом предмете, но и на знание психологии, методик обучения, законов и так далее. Комиссия выставляет баллы по аттестационным процедурам. Если педагог набирает нужное количество баллов, ему выдают сертификат сроком на 5 лет. Учителя, не прошедшие проверку, получают свидетельство.
Изменения в аттестации педагогов в 2021 году с целью получения категории
Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.
Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.
Аттестация учителей в 2021 году последние изменения — подытожим
Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могут не проходить аттестацию до конца 2021 года;
с 1 сентября планируют изменить процедуру, введя оценку компетенций педагогов (ЕФОМ);
педагоги могут подать документы на присвоение категории электронно и получить решение в течение 60 дней;
новая аттестация учителей в 2021 (с сентября) предполагает появление возможности получить еще 2 категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».
Пока вопрос об изменениях в процедуре остается открытым. Если все-таки аттестация преподавателей в 2021 году будет проводиться по новым правилам, педагогам придется тщательнее готовиться.
Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.