Что такое джиг григ
Оснастка джиг-риг: варианты монтажа, проводка, преимущества и недостатки
Джиг риг (jig-rig зар.,зиг риг разговорное) — оснастка и одноименный способ джиговой ловли, придуманный в США и применяющиеся там в основном для ловли окуня басса. Используется на сложных участках с целью уменьшения количества зацепов и обрывов, а также для улучшения качества проводки по заросшему и захламленному дну.
Конструктивные особенности оснастки джиг риг и способы монтажа
Конструктивно оснастка представляет собой соединенные на шарнире воедино на основе заводного кольца, застежки и/или вертлюга, прогонистого грузика и офсетного крючка с приманкой.
В качестве приманки чаще всего используется пассивная резина (червь, слаг, рак), ввиду того, что именно с такими силиконками зиг-риг раскрывается по полной мере на ленивой проводке по пассивному хищнику, а также по той причине, что основной вид хищника при ловле на подобную снасть — окунь.
Также хороший вариант — плавающая резина. На паузах такие силиконки становятся в позу кормящейся рыбки, не проваливаясь в ил или иной мусор, и дополнительно привлекают хищника.
Но! Стоит отметить, что, если хищник довольно активен и его планируется ловить обычными джиговыми проводками («ступентка», «американка», волнообразная), то нужно и можно использовать активные прогонистые виброхвосты и твистеры с активной игрой.
На рисунке ваше принципиальный классический монтаж джиг-рига, от которого, в принципе, можно отталкиваться при сборе оснастки. Через заводное кольцо крепятся — приманка на офсетном крючке, грузик чаще всего с вертлюгом и прогонистой формы (могут быть разные по форме, в зависимости от необходимости и условий — легко меняются), а также застежка от поводка.
Такой универсальный монтаж позволит рыбачить в большинстве случаев, обсудим иные возможные монтажи и ошибки при оснастке джиг-рига.
Как еще собрать джиг-риг своими руками: несколько вариантов с фото и видео
Ввиду того, что в странах СНГ оснастка джиг риг не очень распространенная, купить ее в готовом виде не всегда возможно, да и стоимость покупных вариантов несравненно выше, чем монтаж, собранный своими руками.
Необходимо будет грузило:
Покупной вариант грузика для джиг рига, в котором собственно груз и офсетник соединены через вертлюг
Чтобы добиться максимальной дальности заброса в jig-rig используют грузики-палочки, реже в форме оливки и иных утолщенных форм. Утолщенные грузики используются в джигриге, если необходимо использовать широкие в своем сечении приманки.
Это важно! Сечение приманки в самом широком месте должно быть не больше сечения самой широкой (всегда носовой) части грузика. Т.е, чтобы джигрига дальнобоила, силиконка всегда должна быть спрятана за летящим впереди, как пуля, грузком.
Застежки и/или заводные кольца:
И собственно приманки:
Существует несколько вариантов сборки монтажа.
В первом случае грузик и офсетник с приманкой крепятся напрямую к застежке без применения заводных колец.
Универсальная оснастка джиг-риг на застежке без заводного кольца:
Универсальная оснастка джиг риг на застежке
Второй вариант, при котором используется заводное кольцо.
Монтаж через заводное кольцо
Особой разницы в плане качества собственно рыбалки нет — такая же дальность заброса, практически тоже поведение приманки под водой. Разница в удобстве. Монтаж с заводным кольцом позволяет собрать оснастку в домашних условиях без спешки и нервов. Монтаж с застежкой потребует сбора монтажа непосредственно на водоеме.
Важно! Для джигрига лучше использовать грузила с встроенным в вершинку вертлюжком.
Подбор веса грузика
Вес грузика подбирается под снасть, приманку и необходимую дальность заброса. Чем больше приманка, тем больше должен быть грузик или по массе, или по диаметру. Т.е грузик должен быть соизмерим с размером приманки, как по размеру, так и по весу.
Монтаж оснастки джиг риг своими руками наглядно с видео-пособием от эксперта:
Как не нужно делать — монтажи джиг-риг, которые будут работать плохо/не будут работать вовсе
Первое, что стоит запомнить! Размер приманки должен быть меньше, чем размер грузика в диаметре, иначе потеряется одно из преимуществ оснастки джиг-рига — дальнобойность и броскость, в сравнении с обычным джиговым монтажом. В данном монтаже грузик всегда летит/плывет впереди, и если приманка будет несоизмерима с размером грузика, то она будет парусить и кувыркаться в воздухе, а в воде вести себя неестественным образом и мешая анимированию и проводке.
Еще одна ошибка, когда вертлюг вставлен в ушко крючка, а не в застежку. Это снижает маневренность и свободу действия приманки, из-за излишнего трения во всех узлах.
Главный совет! В данном конкретном случае не нужно ничего выдумывать. Данные ошибки совершать не стоит, советуем начинать с тех видов монтажа, которые наверняка работают.
Как использовать оснастку джиг риг: проводка и ловля окуня, щуки, судака; места применения
Если американцы ловят на джигриг басса, то наши спиннингисты приловчились использовать его для ловли окуня, щуки, судака, т.е той хищной рыбы, которая часто стоит у самого дна.
Исходя из конструктивных особенностей оснастку джиг риг применяют для ловли со дна, в отличие, например, от токио-риг, которая идет в некотором отдалении ото дна. Этим основным качеством и обуславливаются места применения данного монтажа, особенности ловли, преимущества и недостатки использования оснастки джиг риг в различных условиях.
Пройдемся коротко по преимуществам и недостаткам монтажа джиг-риг.
В чем твоя сила, jig-rig?
Следует понимать, зачем конкретно вы используете риг джиг в той или иной ситуации. Если нужен максимально дальний заброс, используем груз — палочку, для более четкого поведения и ощущения приманки лучше брать груз-оливку или каплю, как на фото ниже:
Об анимации и возможностях
Джиг-риг подразумевает возможность подать максимально маленькую приманку на максимально большое расстояние, сохранив при этом адекватность поведения силиконовой рыбки на проводке.
Исходя из выше изложенных преимуществ и недостатков джиг-рига можно сделать следующие умозаключения касательно способов проводки, подтвержденные практикой.
На риг джиге можно провести приманку несколькими способами. Это может быть медленное волочение по дну грузила с паузами и без, при этом приманка идет в некотором отдалении ото дна. Такая проводка особенно по нраву щуке и окуню. Проволакивание по дну джиг-рига соблазнило не одного полосатика. Лучший вариант для такого способа проводки — джигриг на тирольской палочке, оснащенный пассивным червем/слагом или прогонистым виброхвостом.
В местах, где риск зацепа минимален может использоваться и двойник
Также можно проводить приманку равномерно в среднем/быстром темпе — такая проводка джиг-рига хорошо показала себя по окуню и судаку.
Еще один вариант — типичная ступенька в разном ритме, которая работает по всей хищной рыбе — щуке, судаку, окуню, иногда голавлю. Для такого варианта, как мы выяснили ригджиг стоит оснащать крупной оливкой или грузом-каплей, чтобы эту самую ступеньку качественно отстучать по дну.
Также джиг риг позволяет соблазнить на хватку самого пассивного хищника, для этого используют самую ленивую проводку — волочение по дну с минимальной горизонтальной составляющей в проводке. Для такого варианта используют специальный груз «ленивец» для джиг-рига, которые благодаря своей форме словно скользит по поверхности дна. Подробней о таком способе монтажа в видео:
Содержание
Все большую популярность получает этот способ подачи приманки к столу хищника. Техника ловли на спиннинги развивается, появляются новые тренды и удачные способы ловли. Сегодня мы поговорим об одном из них…
Изучаем джиг-риг: оснастка, монтаж, проводка
До чего только не додумается, как не исхитрится наш брат рыболов, чтобы угодить привередливому хищнику. Что придумать, как бы извернутся, чтобы получить преимущество на соревнованиях перед другими спортсменами. Так и появляются новые оснастки, которые получают дополнительные преимущества в соблазнении рыбы.
Родом джиг-риг из США, разработали его специально для ловли басса в зарослях густой травы. А теперь это самая трендовая оснастка в России, которая только набирает обороты, и завоевывает сердца рыболовов.
Варианты монтажа джиг-рига
Один из самых простейших способов монтажа джиг-рига с помощью обычной застежки вы увидите в этом видео. Все предельно просто. Но есть один небольшой нюанс. Сперва следует заводить крючок, за ним грузило, так застежке будет сложнее расстегнуться, а вам слить трофей.
Грузило
Крючки
Стандартным вариантом считается использование офсетного крючка. Джиг-риг и задумывался как не зацепляющаяся приманка для ловли среди травы. Но если места вашей ловли не так сильно заросли и закоряжены, вполне допускается использование и двойника.
Приманки для джиг-рига и их проводка
Особое внимание следует уделить проводке этой оснастки. По сути, в этом и заключается вся «соль» использования джиг-рига. Его можно анимировать разнообразней, придавать насадке более интересную игру, нежели используя обычную джиг-головку или чебурашку.
Главное отличие джиг-рига от монтажа на чебурашке, в том, что даже в стандартной джиговой ступеньке появляется еще одна небольшая составляющая, дополнительно привлекающая рыбу, и дающая ей еще несколько мгновений для атаки. Груз падает, но так как приманка находится немного выше, она сразу «не прилипает» с ним ко дну, не сливается и не выходит из поля видимости рыбы. Совершает еще некоторые заторможённые движения, переламываясь на заводном кольце и нехотя падает каждый раз под разными углами. Этой незначительной, казалось бы, составляющей вполне достаточно, чтобы хищник проявил интерес и успел атаковать. Вся суть работы джиг-рига в нюансах, но как раз они и дают ему преимущество в сложных ситуациях, когда рыба отказывается клевать. Нужно только мастерски овладеть техникой подачи приманки и чувствовать эти моменты в проводке.
В целом силикон на таком монтаже имеет более свободную, вялую развалистую игру, чем при обычном монтаже.
Использование токио-риг еще больше поднимает приманку над дном, усиливая эффект парения и создает еще более ломаную и непредсказуемую игру на падении, при остановках проводки.
Пассивного рака или «червя», можно вести короткими подбросами, рывками, сочетая с медленным волочением по самому дну и это будет иметь отличный эффект.
Преимущества и недостатки джиг-рига
Ничего волшебного, или сверх уловистого в джиг-риге нет, как говорят многие. Каждый монтаж имеет как преимущества, так и недостатки, и только верное понимание их и раскрытие положительных качеств по максимуму дает хороший результат.
ПРЕИМУЩЕСТВА
НЕДОСТАТКИ
Это видео можно назвать энциклопедией джиг-рига. В нем очень подробно описываются все нюансы, плюсы и минусы этой оснастки, разбираются варианты проводок.
Чтобы наглядно и еще лучше понять нюансы в проводке, представлять как играет приманка на разных монтажах, советую посмотреть подводные съемки. Это позволит лучше понимать, то что вы делаете, правильно подбирать проводки с той или иной приманкой, и более творчески относиться к искусству спиннинговой ловли.
Теперь вы еще лучше вооружены на водоеме и имеете багаж знаний о современных тенденциях спиннинговой ловли. Остается только на практике освоить их и с успехом применять.
Джиг-Риг: принципы и проводки, преимущества и недостатки
А я не спешил, ограничившись коротким текстом о знакомстве с новинкой год назад. Нужно было разобраться – сделать не одну тысячу забросов, поймать не один десяток рыб. Вроде бы пора: давайте разложим эту оснастку по полочкам. Зачем? Чтобы применять осознанно, используя преимущества джиг-рига и обходя его недостатки. Отнесемся к нему как к инструменту спиннингиста-профи, а не как к шаманскому бубну ).
Вначале договоримся об определениях. Джиг-риг – не груз какой-то определенной формы, капелька или палочка. Джиг-риг – один из способов оснащения силиконовой приманки при ловле хищника спиннингом. Это – такой монтаж, у которого и поводок, и крючок с силиконом шарнирно прикрепляются к грузу в одной точке. При движении такого монтажа по инерции (неважно, в какой среде, в воде или воздухе) груз идет впереди, а приманка и шнур тянутся за ним.
Если история нам не врет, придумали его американцы, чтобы ловить басса в глухих коряжниках, при падении силиконовой приманки сквозь ветки. Груз увлекает за собой силиконового червя, насаженного (естественно) на офсетный крючок, протаскивает за собой и приманку и шнур, и поклевка (по крайней мере, по идее) следует на этом падении.
Басса у нас нет, и оснастка джиг-риг долго оставалась незамеченной, пока на нее не обратили внимание спортсмены-береговики. В нашу команду эту «палочку» принес внимательный Макс Нестерцов, подсмотревший ее (вроде бы) у черниговского мастера Руслана Диденко.
Это случилось в очень удачный момент, перед Чемпионатом Украины на Барабое в прошлом, 2018м, году. Наше «серебро» этого турнира взято в основном благодаря использованию ДЖИГ-РИГ – во всяком случае, я всю свою рыбу поймал тогда именно на такую оснастку.
Главное преимущество ДЖИГ-РИГ стало очевидно еще тогда: это его дальнобойность. Именно в ней главный смысл: в воздухе этот монтаж, если он правильно собран, тоже «зацепляется» минимально, и улетает дальше любого другого. Тут будет немножко аэродинамики, без нее не обойтись. Принцип ровно один: из всех брошенных предметов одинаковой массы дальше всех летит тот, у кого наименьшее лобовое сопротивление. Оно в нашем случае складывается из сопротивления тянущегося за приманкой шнура (зависит и от собственного сопротивления нитки, и от силы трения в кольцах и по ободку шпули) и сопротивления монтажа. А оно прямо пропорционально площади поперечного сечения: чем она меньше, тем меньше сопротивление – и, соответственно, длиннее дистанция полета.
— силикон на джигголовке летит плохо. Приманка жестко надета на груз и зафиксирована на нем, масса и инерция ее огромны, монтаж кувыркается и постоянно подставляет воздуху широкое сечение. Начальная скорость быстро падает, дальнобойность минимальна;
— тот же силикон на чебурашке летит лучше. Благодаря шарнирному соединению монтаж может сложиться, сопротивление воздуха, притормаживая приманку, держит ее все время за грузом, в его аэродинамической тени. Монтаж не кувыркается, не подставляет среде широкое сечение, все время держась в выгодной, с точки зрения аэродинамики, позиции. Дальнобойность отличная. Портит ее лишь неоптимальное крепление шнура: для него на грузе предусмотрена отдельная точка крепления, и сила сопротивления нитки, приложенная к ней, все время стремится развернуть монтаж в полете. Хотя бы чуточку довернуть. Понятно, что при этом из «тени» груза выходит краешек приманки, сопротивление увеличивается, часть возможной дальности теряется;
— а вот оснастка джиг-риг этого недостатка лишена. И шнур, и приманка прикреплены к одной точке, обе силы сопротивления работают на стабилизацию монтажа в самом выгодном, с точки зрения аэродинамики, положении. Силикон всегда в аэродинамической тени, он идет сквозь воздух, который уже рассечен грузом, и здесь же тянется шнур. Сопротивление минимально, дистанция полета – максимальная.
Она максимальная, поскольку минимум сопротивления монтажаработает на всех фазах заброса. На разгоне мы добиваемся более высокой начальной скорости (максимум, что может дать данная конкретная удочка). В полете – меньших затрат начального импульса, расходующихся на преодоление сопротивления среды.
Осталось сделать последний шаг: придать грузу вытянутую форму, уменьшить его поперечное сечение, и добиться уже предельной дальнобойности. Так и сделали: именно груз «палочка» в этом смысле не имеет равных, улетая не хуже вольфрамовых шариков такой же массы. Что вполне объяснимо: вытянув груз, мы с вами уменьшили его поперечное сечение до того же значения (или даже меньше!) что и у вольфрамового шарика. А схема закрепления тормозящих элементов, силикона и шнура, у «палочки» (в отличие от шарика-чебурашки) оптимальна.
Поэтому имеем, в конце концов, специальные грузы для оснастки джиг-риг: вытянутая форма, одна точка крепления и для силикона на крючке с крупным ухом, и для шнура.
Очень важное замечание: да, джиг-риг летит гораздо дальше любого аналогичного по массе монтажа с тем же силиконом. При одном условии: приманка, в своем поперечном сечении, не шире груза, летящего впереди!
Монтаж, собранный на джиг-риге из тонкой палочки и крупного, широкого силикона, теряет свое преимущество в дальнобойности. Остается лишь идеальная стабилизация, но она дает лишь небольшой прирост дальности заброса. Главное для нас – чтобы приманка могла полностью спрятаться за грузом в полете. Тогда есть смысл говорить о правильно собранной оснастке джиг-риг, если нашей целью является именно дальнобойность. Тут замечу: резон для применения оснастки ДЖИГ-РИГ может быть и еще один, кроме дальности заброса, но до этого мы с вами еще дойдем.
Итак, главное преимущество правильно собранной оснастки ДЖИГ-РИГ – дальнобойность. Почему же не перейти на этот способ оснащения силикона полностью, забыв о всех прочих, ведь дальность заброса никогда не лишняя, верно? Нет, не получается. Потому что, кроме главного преимущества ДЖИГ-РИГ, у этой оснастки есть еще и главный недостаток. Он проявляется уже не в воздухе, а в воде, при проводке. Это – неоптимальное позиционирование приманки, и тут (относительно джигголовок и шарниров) все ровно наоборот:
— чемпион позиционирования силикона – безусловно, джигголовка. Свинцовый эксцентрик с жестко закрепленным крючком фиксирует силикон четко и однозначно. Крючок всегда вверх, приманка всегда работает в заданной производителем плоскости, выдает именно ту игру, которая задана разработчиком. К тому же и засекает идеально;
— неплохо позиционирует приманку и чебурашка. Да, в шарнире силикон может болтаться относительно продольной оси, но сам груз ведет себя на проводке достаточно четко, поскольку его центр тяжести смещен вниз относительно точек крепления, и груз в движении растянут между двумя точками приложения сил: тянущим с одной стороны шнуром и тормозящей (с другой стороны) приманкой. Груз идет предсказуемо, всегда оставаясь «головой» силиконовой приманки, двигаясь по той же линии, но чуть ниже. Управлять движением такого монтажа рыболов может вполне уверенно, рассчитывая и на точность заданного рисунка джиговой проводки, и на реалистичность общего вида монтажа с приманкой;
— джиг-риг в этом смысле проигрывает всем. Приманка в воде включается в работу, активно тормозя и стабилизируя монтаж своим активным хвостом, а груз болтается снизу, прикрепленный в одной точке. Это не смешно, поскольку инерция этого самого массивного элемента оснастки весьма внушительна. Груз-палочка раскачивается при резких движениях, живет своей жизнью, при падении на грунт сбивает рисунок игры, заваливаясь на бок. Это уже не точная работа джиговой приманки, а так… джиг в первом приближении. К тому же и стабильность работы приманки всегда под вопросом: конечно, твистеру все равно, его хвост правильно работает при любом движении, об этом знают все спиннингисты, кто насаживал твистер не только вниз хвостом, а и вверх, да хоть боком. А вот виброхвосты (особенно не червеобразные, круглые, а уплощенные шеды) могут испытывать проблемы с позиционированием на Джиг-Риг. И испытывают, конечно, даже самые лучшие и сбалансированные, такие как EasyShiner или Tough.
Поэтому для меня все применение ДЖИГ-РИГ сводится к балансировке между главным достоинством (дальнобойностью) и главным недостатком (плохим позиционированием). Отсюда и два главных принципа, которыми я руководствуюсь, применяя эту оснастку:
Зафиксировав главное достоинство и главный недостаток оснастки ДЖИГ-РИГ, мы тут же делаем следующий шаг. Максимально усиливаем сильную сторону и пытаемся компенсировать слабую. Делаем вытянутый груз-«палочку» для предельной дальнобойности и каплевидный груз – для корректного, аккуратного джига. Делаем, и пока откладываем в сторонку: о конкретике их применения поговорим тогда, когда разберем остальные преимущества оснастки ДЖИГ-РИГ. Они уже касаются не заброса, а возможностей проводки.
Дело в том, что ДЖИГ-РИГ умеет не только летать, но и ползать. Ползать быстро и ползать медленно. При этом он оставляет приманку сверху, даже если полностью погружается сам: это очень выручает на мягком дне. При этом «капелька», в силу более широкого основания, погружается меньше и выдергивается легче. Она больше подходит для классической «ступеньки», а «палочку» лучше использовать на непрерывном волочении. Тем более, что этот вытянутый груз дает уникальную возможность работать некрупным силиконом на очень дальней дистанции.
Забросить туда можно и на вольфрамовом ушастике. Но провести очень трудно, получается или сверхскоростная равномерка, или резкий джиг с высокими подрывами, или волочение приманки прямо по грунту. Для судака и окуня два последних предложения неплохи, а вот со щукой эти номера обычно не проходят, да и очень высокая скорость равномерной проводки ей тоже далеко не всегда интересна. Нужна более плавная подача, и хотя бы на несколько сантиметров выше дна. Именно высокий груз и дает возможность, подобрав скорость проводки, волочить «палочку» по дну, опираясь на грунт лишь ее основанием. Скорость при этом получается приемлемая, не слишком высокая, и длина груза, идущего не горизонтально, а под углом, дает тот самый, очень важный зазор между приманкой и грузом.
Подытожим главное: оснастка джиг-риг имеет два преимущества. В дальнобойности (если собрана с соблюдением главного условия, поперечное сечение силиконовой приманки не превышает поперечного сечения груза) и в расширенных возможностях проводки волочением (даже если собрана с тонким грузом и толстой приманкой). Имеет и два недостатка: нечеткое позиционирование приманки при активной проводке, ограничивающее выбор силикона только стабильными в работе моделями иизлишняя свобода движений груза, мешающая четкой подаче при аккуратном джиге. Теперь можно рассмотреть вопрос в мелких, но интересных подробностях.
1. Монтажи. Казалось бы, все просто, но пытливый человеческий ум может накосячить даже в таком простом вопросе. Вот что я выловил из воды на Чемпионате Одесской области, на Барабое: вертлюг груза вставлен прямо в ушко крючка, и в это же ушко вщелкнута застежка. Мало того, что это сложно технически – в работе такой монтаж идет боком, вероятность удачной подсечки хищника минимальна. Мне еще непонятен в данной ситуации пятиграммовый груз, но об этом чуть ниже.
Мне известны два корректных способа сборки монтажа ДЖИГ-РИГ: на заводном колечке или прямо на той же застежке, которая привязана к поводку. Монтаж на застежке привлекает простотой и надежностью (отсутствием лишней детали, заводного колечка с неизбежными вопросами к его прочности). Монтаж с заводным кольцом дает чуть больше свободы для точного позиционирования силикона и груза в полете, дает пару лишних миллиметров высоты над грунтом при проводке волочением и (что очень нравится лично мне) позволяет хранить готовый монтаж в собранном виде, а не разбирать-собирать заново каждый раз. Рекомендовать какой-то из этих видов монтажа однозначно не могу, поскольку (по моим наблюдениям) различия в эффективности применения укладываются в какие-то проценты. А, может, и в доли процента. Это несущественно.
Монтаж на заводном кольце и без него
2. Конструкция грузов. А вот тут я категоричен. Как бы ни позиционировался груз производителем, для дропшота или для джиг-рига, приемлемы только грузы с вертлюгом на верхушке. Дропшотная прищепка неудобна: ее нужно специально разводить-деформировать, проволока при этом ослабляется, форма петли неудобна и для кольца, и для монтажа прямо в застежке.
3. Вольфрам или свинец? Тут дьявол в деталях. Вольфрамовая «палочка» имеет смысл при соблюдении главного условия сборки, непревышения допустимого диаметра силикона. На практике это означает, что даже двухдюймовый виброхвостик не спрятать за грузом в полете – следовательно, сечение летящего монтажа не уменьшается и ожидаемого прироста дальнобойности нет. От преимуществ вольфрама в этом случае остается лишь более высокая информативность при волочении по дну, а этого, согласитесь, за многократное увеличение цены маловато. А вот вольфрамовая капля в этом смысле гораздо интереснее: ее основание шире, за ней силикон уже прячется. В результате такой монтаж получает преимущество в дальнобойности и не теряет позиций при аккуратном джиге: он летит как свинцовая палочка, а джигует почти как чебурашка. Отличный вариант для спорта, хотя и дорогой. Я применяю вольфрамовые «капли» с удовольствием, а в вольфрамовых «палочках» особого смысла не вижу.
4. Актуальные веса-размеры. Не вижу смысла в пятиграммовых и даже семиграммовых свинцовых «палочках», и даже в десятиграммовой «палочке» из вольфрама. Главное преимущество оснастки ДЖИГ-РИГ, ее дальнобойность, невозможно разыграть из-за слишком малого диаметра этих грузов, за ними спрячется в полете разве что самый худосочный червяк. Минимальная приманка, какую я использую при этом – двухдюймовые червеобразные виброхвосты, их можно спрятать за десятиграммовой свинцовой «палочкой» – это и есть минимальная масса таких грузов для меня. Капли я применяю в огрузке от 5 гр, поскольку их основание шире.
5. Рекомендации по применению. Общая рекомендация: применяем любой джиг-риг, если нужно забросить подальше. При этом понимаем преимущества каждой из форм груза:
5.1 Палочка: если нужно (кровь из носу!) забросить дальше всех, а все прочее отходит на задний план. Если актуально волочение по дну с относительно небольшой скоростью, недостижимой в «свободном полете» приманки над грунтом, и при этом тащить силикон прямо по дну неприемлемо. Опираясь на дно основанием палочки, даем приманке необходимые несколько сантиметров превышения над грунтом: иногда этого достаточно. Конечно, можно поймать волочением и на «каплю», но приманка при этом идет существенно ниже, это уже именно волочение силикона по дну, а не проход над ним, пусть и на минимальной высоте.
5.2 Капля: если рыба требует осознанной, вменяемой, управляемой проводки, а не просто «смык, смык!» Мягкое дно и классический джиг: там, где палочка уходит глубоко в ил и выдергивается с ощутимым усилием, капля идет более спокойно, хотя тоже оставляет приманку сверху. Разумеется, и на «палочку» можно поймать джигом с подрывами. Но только очень активного хищника, который так хочет жрать, что не обращает внимания на нюансы подачи.
5.3 Ленивец: медленное волочение пассивки, как правило – пунктирное, с паузами. Опять же, можно волочить медленно и каплю, и палочку. Но Ленивец идет плавнее и меньше погружается в мягкое дно.
5.4 Силикон для ДЖИГ-РИГ. Тут буду краток: в подавляющем большинстве случаев применяю с ДЖИГ-РИГ длинные, узкие виброхвосты, реже твистеры. Не применяю с ним объемные приманки: фэты, ракообразных. Их гоняю на «чебурашках» и других разборных грузах с разнесенными точками крепления для крючка и шнура. Плоские виброхвосты на ДЖИГ-РИГ тоже не монтирую, для этого предпочитаю джигголовки.
Этот доклад почти окончен. В нем я не коснулся применения оснастки ДЖИГ-РИГ в области сверхлегкого джига: «капельки» массой от грамма до трех вполне успешно используются при ловле пассивного окуня на мягком дне. Их способность оставлять приманку над илом выходит в данном случае на первый план, но мне такая рыбалка до сих пор не была интересна, вполне обхожусь классическим микроджигом или нано. Если когда-то углублюсь в эту тему, отчитаюсь по ней отдельно. А пока подведем итоги по применению ДЖИГ-РИГ в классическом спиннинге, начиная с лайтовой мощности.
Итог: джиг-риг – не волшебная палочка, и слышать утверждения типа «уловистость монтажа ДЖИГ-РИГ втрое выше, чем у других монтажей» довольно смешно. Это – один из типов спиннинговых монтажей с силиконом, имеющий свои правила сборки, свои сильные и слабые стороны. Чтобы ловить рыбу осознанно (следовательно, с максимальной эффективностью) нужно знать эти правила, использовать преимущества ДЖИГ-РИГ и обходить его недостатки. Нет, я не могу утверждать, что на «неправильный» монтаж поймать нельзя. Рыба рано или поздно клюнет на что угодно. Но, если ловим по уму – ловим правильно, системно, и всегда (в суммарном итоге, с достаточной статистикой) выигрываем у тех, кто не понимает принципов использования какого-то элемента снасти. В данном случае – монтажа Джиг-Риг.
Автор: рыболов-эксперт, Сизон О.И.
Наш магазин рекомендует вам обратить внимание на такие параметры и характеристики при выборе снасти для ловли хищной рыбы с применением монтажа Jig-Rig:
В магазине Only Fishing большой ассортимент подходящих под эти критерии спиннингов:
Катушки должны быть не менее 2500 типоразмера, например:
А шнуры для джиговой ловли желательно применять четырехжильные: