Что такое двойная валторна
Валторна
Валторна (french horn) — музыкальный инструмент, относящийся к группе духовых, и который считают одним из самых сложных для исполнителей. В отличие от других, она обладает превосходным мягким и туманным тоном, плавным и бархатным тембром, что даёт ей возможность передавать не только мрачное или грустное настроение, но и торжественное, радостное.
Что такое валторна
Название духового инструмента стало производным от немецкого «waldhorn», что дословно переводится как «лесной рог». Звучание его можно услышать в симфоническом и духовом оркестрах, а также в ансамблевых коллективах и сольно.
Современные french horn изготавливают преимущественно из меди. У неё очень обаятельное звучание, которое не оставит равнодушным ценителей классической музыки. Первое упоминание о предшественнике — роге датируется периодом расцвета Древнего Рима, где его применяли в качестве сигнального средства.
Устройство инструмента
Ещё в XVII веке существовал духовой инструмент под названием натуральная валторна. Конструкция её представлена длинной трубой с мундштуком и раструбом. В составе отсутствовали отверстия, клапаны, вентили, позволяющие значительно расширить тональный диапазон. Только губы музыканта являлись источником звука и управляли всей исполнительской техникой.
Позже строение претерпело существенные изменения. В конструкцию внедрили клапаны, дополнительные трубки, что значительно расширило возможности и позволило переходить в иную тональность, не применяя дополнительный ряд «медного арсенала». Несмотря на небольшой габарит, длина современной french horn в развёрнутом виде составляет 350 см. Вес достигает примерно 2 кг.
Как звучит валторна
Сегодня используют компоновку преимущественно in F (в строе Фа). Диапазон валторны по звуку находится в интервале от H1 (си контроктавы) до f2 (фа второй октавы). В ряд попадают все промежуточные звуки по хроматическому ряду. Ноты в строе Фа записывают в скрипичном ключе на квинту выше реального звучания, в то время, как басовый диапазон — на кварту ниже.
Тембр валторны в нижнем регистре — огрублен, напоминает фагот или тубу. В среднем и верхнем диапазоне звучание мягкое и плавное на пиано, яркое и контрастное на форте. Такая разносторонность позволяет транспонировать грустный либо торжественный настрой.
Международная ассоциация валторнистов в 1971 году приняла решение присвоить инструменту название «horn».
История
Прародителем инструмента считается рог, который делали из природных материалов и задействовали в качестве сигнального средства. Такие инструменты не отличались долговечностью и для частого использования их не применяли. Позже их стали отливать из бронзы. Изделию придавали форму рогов животных без особых излишеств.
Звучание металлических изделий стало намного громче и разнообразней, что позволило задействовать их на охоте, при дворе и проведении торжественных мероприятий. Наибольшую популярность предок «лесного рога» получил во Франции в середине 17 столетия. Лишь в начале следующего века инструмент получил название «натуральная валторна».
В 18 веке началось кардинальное преображение «лесного рога» и его применение в оркестрах. Дебютное выступление было в опере «Принцесса Элиды» — произведении Ж.Б. Люлли. Конструкция french horn и техника игры на ней постоянно претерпевали изменения. Валторнист Хампль, чтобы сделать звучание выше, стал использовать мягкий тампон, вставляя его в раструб. Вскоре он решил, что заслонять выходное отверстие можно и рукой. Через некоторое время такой приём начали применять другие валторнисты.
Кардинально конструкция поменялась в начале 19 века, когда был изобретён вентиль. Вагнер стал один из первых композиторов, который стал использовать модернизированный инструмент в своих произведениях. К концу столетия обновлённая валторна получила название хроматической и полностью заменила собой натуральную.
Виды валторны
По конструктивным особенностям валторны делят на 4 типа:
На сегодняшний день наиболее распространённой разновидностью является именно двойная. Однако тройная постепенно завоёвывает всё большую популярность благодаря улучшенному звучанию и дизайну.
Как играть на валторне
Игра на инструменте позволяет удачно исполнять продолжительные ноты и мелодии широкого дыхания. Техника не требует большого запаса воздуха (за исключением крайних регистров). В центре расположен клапанный узел, который регулирует длину воздушного столба. Благодаря вентильному механизму возможно понижение высоты натуральных звуков. Левая рука валторниста располагается на клавишах клапанного узла. Воздух в french horn вдувают через мундштук.
Среди валторнистов распространены 2 приёма получения недостающих звуков диатонической и хроматической гаммы. Первый позволяет исполнить «закрытое» звучание. Техника игры подразумевает перекрытие раструба рукой наподобие заслонки. На пиано звук получается нежный, приглушенный, на форте рычащий, с хриплыми нотками.
Второй приём позволяет инструменту издавать «застопоренное» звучание. Приём подразумевает введение в раструб кулак, который перекрывает выходное отверстие. Звучание повышается на полтона. Такая техника, при игре на натуральной конфигурации, придавала звучанию хроматизмов. Приём используют в драматических эпизодах, когда звук на пиано должен звенеть и быть напряжённо-тревожным, на форте острый, колючий.
Кроме того, возможно исполнение раструбом вверх. Такая техника делает тембр звука громче, а также придает патетический характер музыке.
Известные валторнисты
Исполнение произведений на инструменте принесла славу многим исполнителям. Среди зарубежных наиболее известны:
Среди отечественных наиболее часто звучат имена:
Произведения для валторны
Лидерство по количеству известных принадлежит Вольфгангу Амадею Моцарту. Среди них выделяют «концерт для валторны с оркестром №1 ре-мажор», а также №2-4, написанные в стиле ми-бемоль мажор.
Из композиций Рихарда Штрауса наиболее известны 2 концерта для валторны с оркестром ми-бемоль мажор.
Произведения советского композитора Рейнгольда Глиэра также причисляют к узнаваемым композициям. Самая известная — «концерт для валторны с оркестром си-бемоль мажор».
В современной валторне мало что осталось от её предка. Она получила расширенный диапазон октав, может выглядеть также завораживающе как арфа или другой изящный инструмент. Недаром её жизнеутверждающий бас или тонкое звучание можно услышать в произведениях многих композиторов.
Валторна
Нотация (запись):
` иногда 1
Строй инструмента: » in F «
Транспонирует (звучит): на чистую квинту вниз от написанного
Валторна – медный духовой инструмент, который отличается от других подобных инструментов своим превосходным и мягким и туманным тоном, своим певучим и бархатным тембром. Тоновой регистр валторна басово-теноровый. В нижних тонах его звучание более грубый, при игре пиано певучий и мягкий, а в форте светлый и яркий. Это помогает инструменту передавать не только мрачное и грустное настроение, но и торжественное и радостное настроение.
Валторна дает возможность исполнить длинные ноты и мелодии широкого дыхания, так как расход воздуха здесь небольшой, но это не касается крайних регистров. Довольно долгое время валторны использовались только в натуральном виде, и на валторне именно в таком виде играл сам Бетховен, но начиная с начала XIX века больше используется валторны с вентилями. В натуральном виде инструмент был ограничен в своем звукорядом, как и другие духовые инструменты, которые не имели вентиля. С помощью вентиля можно играть весь звукоряд инструмента. Этот музыкальный инструмент стал известным с середины XVII века, когда его начали использовать в оркестре, долгое время валторна имела свое важное и довольно главное место в симфонических оркестрах, но сейчас этот инструмент к сожалению немного игнорируется. Это отношение связано с тем, что сейчас многие хотят, чтобы создался музыкальный инструмент, на котором можно будет сыграть всю натуральную гамму. Эту задачу более ли менее решил Адольф Сакс – изобретатель саксофона. Спустя некоторое время такие композиторы, как В. А. Моцарт и Й. Гайдн написали классические концерты, где солирующим инструментом стала валторна. С помощью этих концертов они раскрыли певучее звучание, и способность передать образы, которые полны задором и юмором.
Бетховен написал для этого инструмента сонату, с помощью чего хотел полностью раскрыть героическое начало с помощью звучания. Через некоторое время он решил подчеркнуть валторну в своих симфонических произведениях. Кроме этих композиторов обратили внимание на валторну М. И. Глинка, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Хачатурян. М. И. Глинка максимально довел звучание валторны к голосу человека.
Кроме симфонических и духовых оркестров этот инструмент используется также как сольный и ансамблевый инструмент. Валторну создали из охотничьего сигнального рога, что доказывает само имя, которое в переводе с немецкого означает «лесной рог». Это приводит к тому, что слушатели ассоциируют звучание инструмента с звуками природы, полей, лесов. Но валторна имеет мужское звучание, которое имеет в себе драматические оттенки. В звуках этого инструмента отражена его история, как в середине века именно с помощью валторны подавали сигналы начала рыцарских турниров. В это время было возможно исполнить всего 14-15 звуков. Охотничий рог стал натуральной валторной в 1750 г. с помощью музыканта по имени А. Й. Хампель. Хампель родом из Дрездена. Он первым опустил раструб валторны вниз, ведь до этого держали раструб только вверх, и начал вводить в него свою руку, с помощью чего высоту натуральных звуков стало возможно повышать и понижать. Внешний вид инструмента очень изменился. Сейчас он имеет вид металлической трубы, которая свернута в круг. Длина валторны больше трех метров. В центре этого круга находится вентильный механизм, который дает возможность понижать высоту натуральных звуков и регулировать длину воздушного столба. Музыканты, которые играют на этом инструменте кладут свою левую руку на его трех клавишах. С помощью 4-ой и 5-ой вентили можно намного облегчить процесс исполнения. Исполнителю мундштук, чтобы вдуть в валторну воздух. На этом инструменте обыкновенной исполнитель сможет издавать звуки натуральной гаммы. С помощью руки можно издать недостающие звуки хроматической и диатонической гаммы. Для этого исполнителю нужно вкладывать руку в нижнюю часть валторны, которая более расширенная. Эта часть называется устье. Звуки, которые можно издать таким способом наживаются закрытыми.
Длина трубки валторны зависит от строя инструмента – если строй высокий, то трубка короткая, а если строй низкий, то трубка соответственно длинная. Больше всего используются F, E, Es строи этого инструмента. Если музыканту нужно переменить стой инструмента, для этого они пользуются согнутыми трубками, которые называются кронами или машинками. Эти трубки делают трубу валторны более длинной. Все ноты натуральной гаммы доступны не на всех валторнах. Число доступных нот зависит от того, где находится строй инструмента – чем ниже строй, тем больше нот доступно.
На инструменте с тремя цилиндрами или с пистонами исполнителю дана возможность сыграть всю хроматическую гамму, без никаких закрытых звуков. Этот инструмент принадлежит к ряду транспортирующих инструментов. Это означает, что в произведении партия для валторны пишется в одно тональности, но исполняется эта партия в том ладу, в котором настроен инструмент. Сейчас этот инструмент более используется в строе F, также в духовых оркестрах используется в строе Es. Диапазон этого инструмента начинается от H1, то есть с си контроктавы, и доходит до f², то есть до фа второй октавы. Композиторы пишут ноты партии для этого инструмента в скрипичном ключе, и на квинту выше его действительного звучания, также пишется в басовом, но здесь на ниже своего действительного звучания на кварту. Раньше партии валторны нотировались вез всяких ключей.
Валторна
(ит.— согпо, фр.— сог, нем.— Waldhorn, Horn, англ.— french horn)
Валторна ведет свое происхождение от охотничьего рога (нем.— Waldhorn — лесной рог). В конце XVII в. во Франции в результате усовершенствования инструмент получил цилиндрическую форму с конусообразным расширением в нижней части, оканчивающимся широким раструбом.
Ограниченный звукоряд валторны явился причиной создания различных по величине инструментов. В начале XVIII в. в оркестрах использовались валторны следующих строев: си-бемоль (басовая), до, ре, ми-бемоль, ми, фа, соль, ля, си- бемоль (альтовая). Инструменты низких строев были громоздки и обладали слабым звуком. Инструменты высоких строев, наоборот, отличались неприятным резким звучанием. Наиболее выразительно звучали инструменты строя ми-бемоль, ми, фа, соль.
Главным направлением в усовершенствовании валторны было стремление к ее хроматизации. В 1750 г. дрезденский валторнист А. Й. Хампель предложил применение закрытых звуков на валторне с помощью особого положения руки исполнителя в раструбе инструмента: вставляя в раструб на разную глубину сложенные вместе пальцы правой руки, можно было добиться понижения натуральных звуков на полутон или тон. В качестве эффекта этот прием используется и в настоящее время. Немецкое его обозначение — stopfen (заткнуть), английское — stopping (остановка). Использование этого приема в процессе игры потребовало изменения положения инструмента по отношению к исполнителю: валторну нужно было повернуть вправо и вниз, в результате чего значительно смягчился ее тембр.
К этому же времени относится подключение к валторнам переменных кронов. Между мундштуком и началом трубки вставлялись кольцеобразные трубки (кроны) различной длины. Благодаря этому количество строев натуральных валторн увеличилось до 16. С помощью переменных кронов можно было производить смену различных строев валторны в процессе исполнения. Затем Хампель вместо кронов ввел инвенции — дугообразные разновеликие трубки. Изобретение переменных кронов и применение закрытых звуков явились важнейшими вехами на пути создания хроматической валторны.
В 1760 г. валторнист петербургского придворного оркестра Ф. Кёльбель сконструировал хроматическую валторну из сигнального охотничьего рога с помощью системы клапанов. Но этот инструмент, обладая преимуществами в технике, уступал натуральному по качеству звука и чистоте интонирования.
В 1814 г. немецкие музыкальные мастера Ф. Блюмель и Г. Штельцель изобрели двухвентильную валторну. Вентильный механизм значительно обогатил звукоряд инструмента, однако получить полный хроматический звукоряд на нем было невозможно. Полностью хроматическим инструментом стала трехвентильная валторна, изобретенная в конце 20-х годов XIX в. Однако из-за недостатков в конструкции вентильного инструмента по чистоте интонации и качеству звука его превосходила натуральная валторна. Поэтому композиторы очень осторожно использовали хроматическую валторну в симфоническом оркестре. Позже в результате дальнейшего усовершенствования хроматическая валторна постепенно вытесняла натуральную.
Из многочисленных строев хроматических валторн к концу XIX в. выделилась валторна среднего строя — фа. В состав духового оркестра хроматическая валторна вошла с момента ее изобретения. Применялся инструмент строя ми-бемоль, который в настоящее время почти полностью также вытеснила валторна строя фа.
Валторна строя фа является инструментом транспонирующим. Ее партии записываются обычно в скрипичном ключе и звучат чистой квинтой ниже. Звуки нижнего регистра инструмента могут быть записаны в басовом ключе. В этом случае звучат они чистой квартой выше. Но в симфонических партитурах (а чаще в педагогической литературе) встречаются партии валторны, записанные в басовом ключе чистой квинтой выше реального звучания (как в скрипичном). Применяемая иногда в духовом оркестре валторна строя ми-бемоль транспонирует на большую сексту вниз.
В начале XX в. появилась двойная валторна. Этот инструмент имеет двойной ряд кронов и квартвентиль, с помощью которого инструмент строя фа перестраивается в строй си-бемоль. Квартвентиль валторны отличается от квартвентилей тромбона, баритона и тубы тем, что посредством его включения длина общей трубки инструмента не увеличивается, а уменьшается. Это изобретение значительно облегчило извлечение звуков верхнего регистра. Вместе с тем, переключение валторны в строй си-бемоль расширило диапазон инструмента в нижнем регистре — от основного тона натурального звукоряда (си-бемоль контроктавы по звучанию) появилась возможность получить еще несколько педальных звуков в контроктаве.
Однако наличие двух независимых систем кронов двойной валторны сделало инструмент более громоздким, поэтому продолжалось его конструктивное усовершенствование. В результате появилась комбинированная валторна, которая имеет также два ряда кронов меньшего размера, которые в процессе игры действуют взаимосвязанно. При игре в строе фа струя воздуха проходит и через малые, и через большие (дополнительные) кроны. При игре в строе си-бемоль (с квартвентилем) струя воздуха проходит лишь через большие кроны. На некоторых современных инструментах имеется пятый вентиль, переключающий валторну строя фа в строй ми, а валторну строя си-бемоль (с квартвентилем) — в строй ля. Он служит главным образом для извлечения закрытых звуков без транспонирования.
Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наиболее широким диапазоном. При наличии узкой мензуры и длинной трубки инструмент обладает натуральным звукорядом от второго до шестнадцатого (иногда до восемнадцатого) обертона. Вентильный механизм позволяет заполнить все интервалы между обертонами, а также дает возможность получить интонационно более чистые 7, 11, 13 и 14-й обертоны. Полный диапазон и аппликатура двойной валторны (см. пример 90).
Конструктивные особенности инструмента значительно повлияли на его тембр и динамику. По богатству тембровых и динамических красок с валторной не может сравниться ни один из медных духовых инструментов. Ее звучание может быть и мягким, и блестящим. Применение закрытых звуков создает эффектную смену тембров. В нижнем регистре (до до первой октавы) инструмент звучит мягко, нежно, но самые низкие звуки грубоваты и по тембру несколько напоминают тромбон. Более высокие звуки нижнего регистра (от соль малой октавы и выше) имеют светлый, выразительный характер. Но наиболее ярко и выразительно валторна звучит в среднем регистре (до первой — ре второй октавы), звукоизвлечение возможно в широком динамическом диапазоне — от рр до ff. Верхний регистр инструмента характеризуется яркостью и конкретностью, но по мере повышения звук приобретает напряженный характер. Самые высокие звуки (от ля-бемоль второй октавы и выше) затруднительны на р, резки на f и ff.
Сурдины на валторне применяются редко, т. к. тембр закрытых звуков сходен со звучанием засурдиненного инструмента. Разновидностью закрытого звука является застопоренный звук, извлекаемый посредством sforzando с одновременным введением кисти руки в раструб. В результате получается резкое, звенящее звучание. Для создания яркого, мощного звучания на валторне употребляется эффект игры раструбом вверх (ит.— campana in aria, фр.— pavilion en Fair, нем.— Schal- ltrichter in die Hohe).
Большой диапазон инструмента полностью не используется не только в оркестре, но и сольной практике, за редким исключением. Как правило, в симфоническом оркестре объем инструмента распределяется между четырьмя (иногда шестью) партиями валторн. При этом первой, третьей и пятой партиям поручают более высокие звуки, а второй, четвертой и шестой — более низкие.
Что такое двойная валторна
В 2007 году валторна была занесена в «Книгу рекордов Гиннесса»
corno (итал.), Waldhorn (нем.- лесной рог), french horn (англ.)
Медный духовой инструмент тенорового регистра, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога. Инструмент представляет собой длинную узкоканальную трубку, свернутую спиралеобразно и завершающуюся широким раструбом. Ранние образцы валторн не имели вентильного механизма, располагали лишь звуками натурального звукоряда, строй их зависел от длины трубки. Однако ряд «промежуточных» звуков удавалось извлекать, вводя кисть правой руки в отверстие раструба.
Валторна по своей тесситуре ниже трубы, но в группе медных духовых инструментов записывается на более высокой строчке партитуры. По своему тембру она прекрасно связывает деревянную группу с медной и является как бы переходным инструментом. По этим причинам во многих партитурах 18 века валторны помещались в группе деревянных духовых инструментов над фаготами.
Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наибольшим диапазоном, так как при узкой мензуре и большой длине трубки на ней возможно получить натуральную скалу от 2-го до 16-го обертона.
Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f2 (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду.
Этот инструмент принадлежит к ряду транспортирующих инструментов. Это означает, что в произведении партия для валторны пишется в одной тональности, но при исполнении звучит другая тональность. В настоящее время валторна применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Партия валторны in F пишется в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания, а в басовом — на кварту ниже действительного звучания. Раньше партии валторны нотировались без всяких ключей.
В эпоху Средних веков валторна не считалась музыкальным инструментом. Каждый воин имел свой собственный рог и многие из них были вооружены так, что могли трубить в свой рог не снимая шлема. Средневековый рог был в таком почёте, что даже высокопоставленные дамы нередко пользовались им, а Анна Бретанская (1476-1514) владела разукрашенным золотыми украшениями рогом, который носила у себя на поясе. Словом, рог в те времена был непременным участником сражений, турниров и псовых охот. Он вдохновлял участников боя и развлекал обитателей средневековых замков. Он служил также благородным призывом к столу сотрапезников.
Первым композитором, применившим в оркестре «охотничьи рога» парами, был Иоган-Иозэф Фукс (1660- 1741). Однако, во Франции «охотничий рог», как оркестровый инструмент-soto, появился значительно раньше и есть указание, что уже в 1664 году им воспользовался Жан-Батист Люлли в опере Princesse d’Elide.
В классическом оркестре 2 пары валторн. Они предназначены для того, чтобы усилить или даже заменить деревянные духовые инструменты. Первый и третий валторнисты специализируются на звуках высокого регистра, второй и четвертый – низкого.
Что такое валторна, история валторны, интересные факты
Владимир Зисман о валторнах
Иллюстрация к книге Владимира Зисмана
На днях наши друзья с DoubleReed.Ru опубликовали анонс отличной книги Владимира Зисмана “Путеводитель по оркестру и его задворкам”.
Не пытаясь соревноваться с коллегами уважаемого автора (и, тем более, с сами автором!) в искрометности юмора, сообщим лишь, что все, кто по каким-то причинам еще не прочитал эту книгу, должны это сделать как можно скорее.
К сожалению, в электронном виде книга пока недоступна, а вот обычный, бумажный вариант запросто продается в Москве или его можно заказать по интернету.
Мы публикуем небольшой отрывок из книги, посвященный валторнам.
Валторны
Почему во множественном числе? Правильно, хороший вопрос. Нет, конечно, валторна в оркестре красивейший, божественный сольный инструмент. Достаточно вспомнить ее мягкий, обволакивающий звук в Пятой Чайковского или «Паване» Равеля. Но на девяносто пять процентов валторну используют как групповой инструмент для исполнения аккомпанирующих аккордов.
Сидят четыре лба во фраках и вчетвером делают то же, что начинающий пианист – одной правой, играя ум-ца, ум-ца, аккомпанируя себе при исполнении практически любой песни. Просто жалко на них смотреть, особенно в балетах Минкуса, где ими попросту забивают гвозди. И они это хорошо чувствуют. Особенно после спектакля.
Сижу на репетиции, заняться нечем, все обычные репетиционные развлечения уже испробовал: книгу почитал, в Интернете побывал, на часы посмотрел. И поиграл, конечно. От безысходности начинаю разглядывать валторны, благо они рядом. Красивые инструменты.
Четыре штуки. И тут обнаруживаю, что они отличаются друг от друга. По форме. Репетиция начинает приобретать смысл – играем в «найдите десять отличий».
То есть получается, что в этой сумасшедшей конструкции к одинаковому результату можно прийти разными путями.
В принципе, если ненадолго абстрагироваться от прямого назначения валторны, то это действующая модель самогонного аппарата с длиной змеевика приблизительно три с половиной метра. Если вам так легче будет представить, то абсолютно соответствует длине человеческого кишечника. Форма валторны – тоже результат эволюции инструмента.
Ее предок, охотничий рог, для того чтобы его было далеко слышно, в процессе своей эволюции удлинялся, а в последующие времена для компактности его «закрутили».
Когда музыкант играет, влага из выдыхаемого воздуха конденсируется на стенках.
Поэтому время от времени валторнист вертит инструмент в пространстве таким образом, чтобы все, что там наконденсировалось, стекло в какую-нибудь нижнюю точку конструкции, а их немало.
Эти части валторны называются кронами и, вообще-то, предназначены для извлечения звуков разной высоты. Но поскольку они легко вынимаются, валторнисты время от времени выливают воду именно из них. Потому что если не вылить воду из валторны, она будет булькать не хуже кальяна.
Рассказ музыканта срочной службы
«Стоим на плацу. Холодно. Вдруг подходит такой … ну полковник Баскервилей: “Эй, там, в пятом ряду в серой шинели!” А мы тут все в серых шинелях. “Да, ты, ты! Чего ты там инструментом трясешь?” – “Воду выливаю, товарищ полковник!” – “А на … ты ее туда налил?”»
Кстати, особенности конструкции валторны, а именно ее общую длину, блистательно проиллюстрировал один из моих друзей, рыжебородый валторнист Миша. Раскатав на даче шланг для полива, он незаметно кинул один его конец на соседний участок, а в другой конец шланга, на своем участке, вставил валторновый мундштук. И очень веселился, глядя, как бегают соседи в поисках источника непотребных звуков.
Если тебе кажется, что все плохо, помни, что есть люди, которым еще хуже, чем тебе
На валторне, ничего не нажимая, только с помощью губ можно извлечь практически любой звук. Но здесь есть и обратная сторона. Валторнист, желая извлечь вполне определенный звук, всегда рискует извлечь любой другой.
Еще одна история из серии «Байки из курилки»
Немногие, только истинно талантливые люди понимают, насколько ответственна миссия валторниста. Однажды, во время исполнения Пятой симфонии Чайковского, перед началом второй части, которая открывается знаменитым соло валторны, Е. Ф. Светланов приостановил выступление, увидев, что первый валторнист неважно себя чувствует, и ушел с ним на секундочку за кулисы.
После 50 грамм коньяка из светлановских запасов просветлевший валторнист (будущий заслуженный артист и профессор консерватории) блистательно исполнил соло в гениальном произведении Петра Ильича…
Не перестаю удивляться…
..бескомпромиссной целенаправленной упертости эволюции, с которой она пропихивала в оркестр совершенно непригодный для этого музыкальный инструмент.
Потому что валторна не всегда была похожа на самогонный аппарат. В старые добрые времена ее топология была заметно проще, и случайно заползший в нее таракан (ладно, для дам пусть будет муравей) еще имел шанс оттуда самостоятельно выбраться.
Но играла натуральная валторна в пределах санитарных норм только в одной тональности, и с помощью передувания из нее можно было извлечь только натуральный звукоряд (уточните у Пифагора и Гельмгольца – они знают).
То есть, на ней можно было сыграть достаточно ограниченное количество нот.
В первую очередь эта проблема касалась композиторов.
Потому что реализовать даже не самую гениальную музыкальную мысль, имея в своем распоряжении инструмент, который в принципе не может исполнить большую часть нот, довольно сложно.
Можно, конечно, взять другую валторну, которая может сыграть другие ноты, хотя тоже отнюдь не все, и как-то слегка выправить ситуацию. То, чего не хватит и в этом случае, можно восполнить еще парой-тройкой валторн.
Для наглядности представьте, что вы пианист и вам надо сыграть на рояле, у которого часть клавиш западает, часть фальшивит, но некоторые очень даже ничего. В валторновой системе логики проблема решается элементарно: вы берете еще несколько роялей, у которых западают и фальшивят другие клавиши и, в конце концов, получаете полный хроматический набор нот.
Теперь вспомните, что валторновая группа – это чаще всего аккорды. И вот теперь вы поймете всю глубину развлекухи композиторов, которым, каким-то образом комбинируя валторны, удавалось реализовать музыкальную идею в необходимую комбинацию звуков. Судоку отдыхает.
Решить эту проблему и создать хроматическую валторну музыкальные мастера пытались с начала XIX века. Создавались нечеловечески сложные монстры вроде омнихорна, в котором было восемь независимых контуров, и мундштук переставлялся в зависимости от необходимости в одно из восьми отверстий.
История про Иоганна Штиха
«…Примерно в те же времена известный чешский валторнист Штих играл на одной из бета-версий хроматической валторны. Когда он стал стареньким, то пересел на четвертую валторну.
И однажды, заскучав на этом не самом интересном для исполнителя месте, он обратился к Бетховену (они были друзьями). «Слушай, Людвиг, – проорал он в ухо уже почти глухому тогда классику, – Напиши для меня что-нибудь». Бетховен написал.
И с тех пор уже почти двести лет ни в чем не повинные исполнители партии четвертой валторны в медленной части Девятой симфонии отдуваются за этот исторический казус».
Все в этой истории, рассказанной мне валторнистами, – истинная правда.
И то, что Иоганн Венцель Штих был знаком с Бетховеным, и тот даже написал сонату для валторны и фортепиано F-dur для их совместного выступления, и то, что в Девятой симфонии у четвертой валторны ни с того, ни с сего появляется сольный фрагмент. Все правда.
Беда только в том, что Девятая симфония была написала в 1824 году, а выдающийся валторнист Иоганн Венцель Штих, он же Ян Вацлав Стич, он же Джованни Пунто умер 16 февраля 1803 года.
Доисторические модели хроматических валторн Большой театр закупил еще во времена Глинки, и тот в одном из писем другу советовал: типа, хочешь поржать – зайди в Большой.
До создания современного хроматического механизма в начале 90-х годов XIX века типоразмеров валторн было столько же, сколько тональностей. С точки зрения нотной записи, кромешное безобразие. Потому что на бумаге записывалась нота, которую должен исполнить валторнист. А на каждом типоразмере инструментов одинаково написанная, а стало быть, исполненная нота звучала по-своему.
Проще говоря, написанная в партии нота «до» на каждой из валторн давала свой эксклюзивный вариант звучания. И когда к концу XIX века музыка заметно усложнилась, то в оркестре сидели валторнисты с набором разных валторн, только и успевая их менять. Или со скоростью иллюзионистов переставляя кроны (трубки, меняющие длину воздушного столба в инструменте). Но это еще полбеды.
В наши дни валторны усовершенствовались настолько, что на одном инструменте можно сыграть все. И играют. Казалось бы, живи и радуйся. Не тут-то было. Достаточно взглянуть в партию валторны в произведениях Вагнера или Рихарда Штрауса, чтобы потерять сознание.
Туда втиснуты ноты для валторн разных строев, и каждые два-три такта у валторниста меняются правила игры. То надо играть на квинту ниже, то на сексту, то еще на сколько-нибудь вверх или вниз. То есть, правила игры меняются еще чаще, чем в нашем законодательстве.
Вот просто для наглядности: в одном такте написанная нота «до» должна звучать как «фа», через пару тактов как «ми-бемоль», еще через три – как «ре», и так далее, до тех пор, пока валторнист не спятит совсем. И все это только потому, что за последние сто лет ни у одного издательства не дошли руки написать и отпечатать эти ноты по-человечески, с учетом технического прогресса в XX веке.
В общем, традиции традициями, а люди мучаются по сей день. Ни за что…
Владимир Зисман. Отрывок из книги “Путеводитель по оркестру и его задворкам”
Reader Interactions
Что такое валторна? Знакомимся с духовыми инструментами
Их этой статьи вы узнаете о том, что такое валторна. Этот инструмент активно используется в симфонических и духовых оркестрах.
Определение
Что такое валторна? Это медный духовой мундштучный инструмент, звучащий в теноровом регистре. Слово «валторна» восходит к немецкому Waldohom, что означает «лесной рог».
Инструмент действительно произошел от охотничьего сигнального рога и вошел в оркестр в середине 18 века. Вплоть до 1930-х валторна не имела дополнительных вентилей и являла собой натуральный инструмент с ограниченным звукорядом.
Еще Бетховен пользовался так называемой «натуральной» валторной. Позднее путем различных приспособлений она была значительно усовершенствована.
Внешний вид
Описание внешнего вида инструмента поможет понять, что такое валторна. Она представляет собой металлическую трубу длиной примерно двенадцать фунтов.
На инструменте расположены наконечник в форме мундштука и три специальных клапана. Музыкант меняет звучание валторны, вибрируя губами на мундштуке и передвигая клапаны левой рукой.
Правую руку он обычно помещает в раструб инструмента для придания тембру дополнительных красок и оттенков.
Особенности звучания
Что такое валторна в наши дни? Она активно применяется в духовом и симфоническом оркестрах, в также как сольный и ансамблевый инструмент. Валторна используется обычно в строе Фа (in F), в духовом оркестре – в строе Ми-бемоль (in Es).
Диапазоном духового инструмента являются все звуки хроматического звукоряда от «си» контроктавы до «фа» второй октавы. Тембр валторны яркий и светлый на форте, певучий и мягкий на пиано, в нижнем регистре несколько грубоватый.
Инструмент хорошо передает торжественное и грустное настроение.
Играя на валторне, хорошо извлекать длинные ноты (в том числе на органном пункте) и мелодии для широкого дыхания. При этом объем расходуемого воздуха относительно небольшой. Валторна, фотографию которой вы можете видеть в данной статье, очень подходит для исполнения симфонических произведений.
Приемы для изменения звука
Звук валторны можно изменить, используя особые приемы. Чтобы инструмент издавал «закрытые» звуки, его раструб закрывается рукой. В таком положении тихие звуки приобретают нежный и приглушенный тембр, тогда как громкие становятся хриплыми и рычащими. Для извлечения из инструмента «застопоренных» звуков в раструб валторны вводится кулак наподобие груши.
От этого звучание повышается на полтона, звуки на пиано становятся напряженно-тревожными и звенящими, на форте – приобретают рычащий, хриплый тембр. Оба способа использовались в старину для придания «натуральной» валторне хроматизмов. Если играть на инструменте раструбом вверх, это сделает звук валторны более громким и придаст музыке патетический характер.
Произведения для валторны
Вольфганг Амадей Моцарт написал четыре концерта для валторны. Кроме того, специальные произведения для нее были написаны Рейнгольдом Глиэром и Рихардом Штраусом.
У Петра Ильича Чайковского, в концерте для фортепиано с оркестром № 1, в первых тактах можно услышать валторну. Вторая часть пятой симфонии великого композитора практически представляет собой соло на этом духовом инструменте.
В первой симфонии Густава Малера (в первой ее части, с 32-го такта) также звучит инструмент валторна.
Известные валторнисты
Искусством игры на валторне в разное время славились такие музыканты, как австриец Йозеф Игнац Лейтгеб, Брейн Деннис из Великобритании, Бауманн Герман и Петер Дамм из Германии, Баборак Радек из Чехии.
Талантливыми валторнистами были россияне: Усов Антон Иванович, Буяновский Михаил Николаевич и его сын Буяновский Виталий Михайлович, Полех Валерий Владимирович и Демин Анатолий Сергеевич.
Эти великие исполнители знали, что такое валторна, какие великолепные произведения можно исполнить на ней.
Валторна — инструмент симфонического оркестра
Ссылки на статьи обо всех инструментах симфонического оркестра находятся здесь:https://tatzilbert.ru/simfonicheskiy/ Симфонический оркестр и «Путеводитель».
Валторна – яркий представитель медной группы духовых инструментов. Название её в переводе означает «Лесной рог», от которого она, конечно же, и произошла.
В оркестре валторну начали применять приблизительно с середины 17 века.
Валторна изготавливается из меди и имеет очень своеобразную, неповторимую, весьма замысловатую, закрученную форму.
Могу привести интересный факт: если все трубы и трубочки, из которых состоит валторна, вытянуть в одну линию, то эта линия будет иметь длину около 3,5м.!
Этот инструмент достаточно активно используется в оркестрах. Кроме того, он прекрасно вписывается в различные камерные ансамбли, её также бывает интересно слушать в качестве солирующего инструмента.
Думаю, что это весьма интересный факт, что валторна с одинаковым успехом может передавать и торжественную, и траурную музыку. Это всё благодаря очень интересному, своеобразному тембру.
На пиано этот тембр звучит светло и мягко, нежно и приглушённо. На форте же тембр становится ярким, даже хриплым, а иногда и совсем «рычащим»!
Если же валторну развернуть раструбом вверх – звук от этого сразу делается патетически-громким. Иногда валторнисты используют интересный приём: рука со сжатым кулаком вводится в раструб.
Это обостряет звучание (кроме того, что повышает на полтона), делает его звенящим на пиано и режущим на форте. Короче говоря, возможности инструмента довольно велики.
Валторна имеет очень широкий диапазон: от ноты H контроктавы до ноты f второй октавы. Валторна играет в басовом и скрипичном ключах, причём это – транспонирующий инструмент.
В басовом ключе текст записывается на кварту ниже реального звучания, а в скрипичном – на квинту выше. Представляете, сколько заморочек ото всего этого может быть у концертмейстера!
Могу добавить к этому ещё одну забавную вещь: даже если юный пианист ещё не идентифицирует для себя звучание валторны, то он сразу и легко может себе это звучание представить, если вспомнит самые первые такты Концерта Чайковского №1.
Вспомнили? Не допускаю даже мысли, что вы не слышали никогда эту музыку. Так вот эта самая первая тема и звучит как раз у валторны!
Предлагаю послушать вторую часть Сонаты для валторны композитора Жанны Виньери. Исполняет выпускник МГК Максим Кувычко:
А в этом видео звучит всем хорошо известный фрагмент из пятой симфонии Чайковского как раз в том месте, где валторна солирует:
История валторна
В переводе с немецкого Waldhorn означает лесной рог. Валторна представляет собой духовой музыкальный инструмент, который изготавливают, как правило из меди.
Выглядит она, как длинная металлическая трубка с мундштуком, заканчивающаяся широким раструбом. У этого музыкального инструмента очень обаятельное звучание.
История валторны уходит своими корнями глубоко в древность, насчитывая несколько тысячелетий.
Предшественником валторны можно считать рог, который изготавливали из бронзы и использовали как сигнальный инструмент еще воины Древнего Рима. К примеру, знаменитый римский полководец Александр Македонский использовал подобный рог для подачи сигналов, но не о какой игре на нем в те времена не задумывались.
В эпоху Средневековья валторна была распространена в военной и придворной сфере. Сигнальные рога нашли широкое применение при проведении различных турниров, охот, и конечно же, многочисленных сражений. У любого воина, участвовавшего в военном конфликте, имелся свой рог.
Сигнальные рога изготавливались из натуральных материалов, поэтому были не очень долговечны. Для повседневного использования они не годились. Со временем мастера, изготавливающие рога пришли к выводу, что лучше всего их изготавливать из металла, придавая им естественную форму рогов животных без особых искривлений.
Звук подобных валторн распространялся далеко по округе, что помогало использовать их при проведении охоты на крупных рогатых животных. Наибольшее распространение они получили во Франции в 60-х годах 17-го столетия. Уже через пару десятков лет эволюция валторны продолжилась в Богемии.
В те времена на валторнах играли трубачи, но в Богемии появилась специальная школа, выпускники которой становились валторнистами. Только в начале 18-го века сигнальные рога стали называться «натуральной валторной» или «простым рогом».
Натуральные валторны представляли собой металлические трубки, диаметр которых у основания был порядка 0,9 сантиметров, а у раструба более 30 сантиметров. Длина подобных трубок в выпрямленном виде могла составлять от 3,5 до 5 метров.
Валторнист из Богемии А.И. Хампль, служивший при королевском дворе в Дрездене, чтобы изменить звучание инструмента сделав его выше, стал вставлять мягкий тампон в раструб валторны. Через некоторое время Хампль пришел к выводу, что функцию тампона может в полной мере выполнять рука музыканта. Спустя некоторое время таким способом игры стали пользоваться все валторнисты.
Примерно в начале 18-го столетия валторны стали использовать в оперных, симфонических и духовых оркестрах. Дебют состоялся в опере «Принцесса Элиды» композитора Ж.Б. Люлли. Вскоре у валторны появились дополнительные трубки, которые вставлялись между мундштуком и основной трубой. Они понижали звук музыкального инструмента.
В начале 19-го столетия был изобретен вентиль, ставший последним крупным изменением инструмента. Самой перспективной конструкцией оказался трехвентильный механизм. Одним из первых композиторов, ставших использовать подобную валторну стал Вагнер. Уже к 70-м годам 19-го столетия подобная валторна, получившая название хроматической полностью вытеснила натуральную из оркестров.
В 20-м столетии активно стали применяться валторны с дополнительным вентилем, который расширил возможности игры в высоком регистре. В 1971 году международное сообщество валторнистов решило называть валторну «horn».
В 2007 году габой и валторна стали рекордсменами Книги рекордов Гинесса, как самые сложные музыкальные инструменты для исполнителей.
Что такое валторна
Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в который трубили во время охоты, сбора войск, торжества.
Может быть поэтому, звучание валторны окрашено не только задумчиво-лирическими красками, символизирующими природу, леса, поля, но и мужественными и драматичными, связанными с охотой, рыцарскими турнирами.
Со временем сигнальный рожок изменялся.
Для усиления звука удлиняли рог, а для удобства игры на нем, его скручивали виток за витком. Так валторна приобрела нынешний вид. Сейчас валторна – это металлическая трубка длиной более 3 м, свернутая в круг и имеющая множество завитков.
Но путь инструмента был долгим. С помощью охотничьего рога можно было воспроизвести только 14-15 звуков, направив раструб вверх.
Созданная в середине 17 века во Франции, валторна стала более укрупненной версией охотничьего рожка, имеющей форму полумесяца. Удлиненная форма и специально подобранный размер давали возможность регулирования воспроизводимых звуков.
Валторна могла воспроизводить гармоничный ряд музыкальных звуков – все двенадцать тонов и полутонов.
Французский композитор Люлли включил валторну в оперный оркестр в 1664 году, а спустя некоторое время она заняла достойное место и в симфоническом оркестре. В 1750 г. музыкант А. Й.
Хампель опустил раструб инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку. Благодаря этому он повышал или понижал высоту натуральных звуков.
В 1830 году инструмент приобрел вентильный механизм, позволяющий играть на валторне весь звукоряд.
Валторна – один из самых красивых инструментов в оркестре. Вентильный механизм, функцией которого является регулировка длины воздушного столба и понижение высоты натуральных звуков, находится в центре круга инструмента.
При игре на валторне исполнитель держит левую руку на трех клавишах вентильного механизма. Инструмент содержит дополнительные 4-й и 5-й вентили, облегчающие процесс исполнения партии.
Через мундштук воздух вдувается в инструмент, благодаря чему валторна оживает.
Закрытые звуки, дополняющие недостающие звуки диатонической октавы, получаются посредством вкладывания в нижнюю часть инструмента (устье) руки.
Строй валторны зависит от длины трубки: при высоком строе трубка короче, а при низком – длиннее. При игре на валторне чаще всего используют F, E, Es строи.
Для перемены строя валторны используют добавочные изогнутые трубки, удлиняющие трубку инструмента. С понижением строя валторны увеличивается число доступных для игры нот.
Первыми композиторами, использующими солирующую валторну в своих концертах, были Й. Гайдн и В.А. Моцарт. В своих произведениях они подчеркнули певучесть инструмента, способность создавать образы, наполненные юмором и задором.
Героическое звучание инструмента раскрылось в сонате для валторны и фортепиано Л. Бетховена. Позже он стал включать этот инструмент и в свои симфонические произведения. Певучесть валторны, а также приближенность к человеческому голосу использовались и в русской классической музыке.
Валторна. Рог. Лучшие валторнисты
Мы рассказали о медных духовых инструментах и исполнителях на них —трубе и трубачах, о тубе и тубистах, этот очерк — о валторне и роге.
Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной рог») — медный духовой инструмент басово — тенорового регистра.
Звук валторны благородный и мягкий, в теноровом регистре валторна звучит великолепно, в басовом, на мой вкус, чуть мрачновато…
Ветерок играет на валторне…
Псов и их хозяев на охоту рог лесной когда-то созывал, гнать оленя — скверная работа,
громок лай и зол зубов оскал…
Ласково и бережно валторну музыкант за талию обнял, и она, любимому покорна, волшебством наполнила весь зал.. И меня пленили эти звуки, увлекли, позвали за собой, обнимая, как родные руки, омывая теплою волной… Все ушло — волнения, тревоги, и душа мелодией полна, в дар ее послали, видно, Боги…
На Никитской снега пелена…
Все вокруг размыто, иллюзорно, только звезды светят вдалеке… Ветерок играет на валторне
и снежинка тает на щеке…
Зоя Сергеева 12.01.2019
Не забудьте указать автора!
Многие считают, что звук валторны — самый красивый из всех духовых инструментов. Валторна занесена в Книгу рекордов Гинесса как самый сложный для музыканта-исполнителя инструмент.
Инструмент это древний, произошел от охотничьего cигнального рога, в него трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или торжества, объявить сбор войска.
Чтобы звук был слышен издалека, рог удлиняли, а чтобы играть было удобно, его скручивали виток за витком, так валторна приобрела нынешний вид. В 1664 году французский композитор Люлли включил валторну в оперный оркестр, позже она вошла и в симфонический.
До изобретения в 1830 году вентилей это была «натуральная» валторна, дававшая небольшие возможности исполнителю, а после изобретения вентилей валторна прочно вошла в состав cимфонических и духовых оркестров и различных инструментальных ансамблей.
Валторна обладает широчайшим диапазоном звучания, ее вступления эффектны в камерных, духовых оркестрах, особенно хорошо удается исполнение длинных нот.
Голос валторны красив, певуч и мелодичен, поэтому валторна нередко солирует, соло на валторне великолепно!
Процесс изготовления музыкального инструмента — интересное зрелище, посмотрите, как делают валторну!
Известных фирм по изготовлению валторн несколько, среди них не видела российских (скорее всего, их нет вообще), хвалят инструменты фирмы «Alexander».
Музыку для валторны писали Моцарт, Рихард Штраус, Глиэр, Чайковский и другие композиторы.
Лучшие музыканты — исполнители на валторне
Йозеф Игнац Лейтгеб (Австрия, 1732—1811), Ян Денисович Тамм (Эстония, 1874—1933), Антон Иванович Усов (Россия, 1895—1981), Михаил Николаевич Буяновский (Россия, 1891—1966) и его сын Виталий Михайлович Буяновский (Россия, 1928—1993), Деннис Брейн (Великобритания, 1921—1957),
Валерий Владимирович Полех (Россия, 1918—2006).
Великие валторнисты — наши современники:
Герман Бауманн (Германия), Петер Дамм (Германия), Анатолий Сергеевич Дёмин (Россия), Баборак Радек (Чехия).
Преподаватели по классу валторны МГК — Шиш В.С. — профессор, заслуженный артист РФ Вознесенский Л.Н.- доцент, заслуженный артист РФ, солист НФОР под управлением Спивакова Раев А.В. — доцент, заслуженный артист РФ В категории «Валторнисты России» всего-то 39 человек, в их числе немало ушедших…
Существует Международное общество валторнистов.
Соло на валторне — Петер Дамм (Германия):
Рог Существует разновидность валторны, близкая к охотничьему рогу — венская валторна, инструмент с очень красивым звучанием, ниже- интересный сюжет о венской валторне:
Удивительно, но рог, как музыкальный инструмент, жив! Еще при Петре Великом этот инструмент был в оркестре, игравшем на ассамблеях. Графом Нарышкиным вместе с приглашенным музыкантом из Богемии Марешом был создан уникальный роговой оркестр сначала в его имении, затем и при дворе императрицы Елизаветы.
Каждый рог издавал лишь один звук, в оркестре были рога и маленькие, и большие, стоявшие на подставках, игра в таком оркестре требовала долгих репетиций и подготовки музыкантов. Рога были прямые. Увлеклись роговыми оркестрами и другие вельможи, но через сто лет роговые оркестры были полностью вытеснены симфоническими и духовыми.
Полный состав таких инструментов роговой музыки cохранился в Петербурге. Однако в наши дни нашлись энтузиасты, возродившие роговую музыку, с 2006 года в Петербурге существует роговой оркестр под руководством Сергея Поляничко.
Не поленитесь посмотреть видеорепортаж о роговой музыке, это очень интересно, и историю роговых оркестров узнаете, и музыку в их исполнении услышите!Звуки валторны пленительны, прекрасны, предлагаю вашему вниманию два концерта в исполнении лучших валторнистов современности! Послушайте прекрасную игру на валторне! Концерт для валторны исполняет Петер Дамм (Германия): http://www.youtube.com/watch?v=BrEPXQOMoMQ Концерт для валторны Глиэра исполняет признанный виртуоз Баборак Радек (Чехия):
Валторна
Диапазон валторны 4 октавы, но извлечение звуков в высоком регистре весьма затруднительно. Валторна – транспонирующий инструмент, нотный текст для неё пишется в скрипичном и басовом ключах. Композиторы раньше писали в своих произведениях партии для натуральных валторн, без знаков при ключе, поэтому современным валторнистам постоянно приходится транспонировать ноты в разные тональности.
А вы знаете, что подобный прием игры, когда валторна перевернута раструбом вниз, установился не сразу? Это новшество позволило легче управлять высотой звука, что расширило ее диапазон. Альпийский рог, который является предком валторны, используется и в наше время.
Хотя он относится к медным духовым инструментам, но традиционно изготавливается из древесины(пихты). На некоторых современных моделях валторн раструбы съемные, для удобства переноски инструмента. Один из видов валторны — венская, на ней используется помповый механизм, близкий к тому, что на трубе.
В книгу рекордов Гиннеса в 2007 году валторна попала как один из двух самых сложных музыкальных инструментов. Второй был гобой. Первый известный дебют у валторны был в опере Ж.-Б. Люлли «Принцесса Элиды» Валторнисты во время игры нажимают вентили пальцами левой руки.
В это время правая рука не только придерживает инструмент, что может показаться со стороны, но и регулирует отверстие в раструбе. Этот прием влияет на тембр и немного на высоту звука. В произведениях для симфонического оркестра обычно заняты 2 или 4 валторниста, иногда 8.
Но Рихарду Штраусу в его «Альпийской симфонии» понадобилось аж 20 валторн! Самый большой ансамбль валторнистов из 85 музыкантов собирался и выступал в 2007 году в штате Висконсин, США Основная трубка в инструменте 3.5-4 метра, но если учесть и вентильный механизм, то получится все 7 метров.
Валторна на английском: french horn, что значит французский рог, и на немецком: waldhorn — лесной рог. В 1971 году международное общество валторнистов решило, что инструмент впредь будет называться «horn».
Валторна является членом семьи медных духовых инструментов. Она состоит из мундштука и очень длинной, узкой и преимущественно спиральной трубки конического сечения, которая заканчивается широким раструбом. Механизм валторны состоит из 3-5 вентилей, которые изменяют длину инструмента и высоту звука.
Вес валторны около 2 кг.
мундштучная трубка; основной крон настройки; соединительная трубка; соединительный манжет; предраструб; соединительное кольцо; раструб клапана с вентилями; кроны; крючок для пальца.
Основные производители валторн: Alexander (Германия), Holton ( США), Hans Hoyer (Германия), Conn (США), Paxman (Британия), Yamaha (Япония).
Как выбрать валторну для ребёнка
Валторна, по звучанию, очень интересный музыкальный инструмент, и довольно много детей хотели бы научиться на нем играть. Что должны знать родители, если их ребенок изъявляет такое желание.
Во-первых, оптимальный возраст для начала занятий на валторне 9-12 лет, именно в этот период у ребенка заканчивается формирование организма, в том числе зубов.
Следует заметить, если у вашего ребенка проблемы с дыханием или есть такое заболевание как астма – занятия на валторне лучшее лекарство.
Не удивляйтесь, но обучение начинающего духовика почти всегда начинается с блок-флейты, это обязательный этап, на котором постигаются азы нотной грамоты, и осуществляется постановка правильного дыхания. Во-вторых, чтобы желание музицировать у вашего ребенка не пропало, и облегчить ему учебу, занятия нужно начинать на хорошем инструменте, с приятным тембром, мягкой и легкой механикой.
Фирм, которые производят валторны сейчас много, но основными и лучшими считаются: Alexander (Германия), Holton (США), Schmid (Германия), Conn (США), Paxman (Британия), Yamaha (Япония). У каждой фирмы есть специальные ученические модели.
Применение и репертуар
Валторна — очень важный инструмент в симфоническом оркестре.
Назначение партии валторны: подголоски, фанфары и сольные моменты, но, пожалуй, наиболее распространенное применение звучания валторны, в качестве гармонического наполнения где-то между линией баса и мелодией.
Такое использование этого инструмента является одним из ключевых приемов, которым пользуются начинающие композиторы, так как звучит это красиво и является идеальным способом, чтобы связать вместе звучание всего оркестра.
В духовом или военном оркестрах роль валторны в основном более скромная — аккомпанирующая.
Валторна значимый инструмент не только в симфоническом и духовом, но и в камерном оркестре, а также очень востребована в различных инструментальных ансамблях: трио, квартетах, квинтетах и других.
Композиторам сразу пришлось по душе мягкое, благородное и несколько «туманное» звучание валторны, поэтому она часто использовалась как солирующий инструмент. П. И.
Чайковский любил в своих произведениях поручать исполнение мелодии именно валторне, например, знаменитейшее соло во второй части пятой симфонии. Л.В. Бетховен, Г. Малер, Р. Вагнер, Б. Бриттен, М. Глинка, Д. Шостакович, А. Хачатурян. С.
Прокофьев — большинство величайших композиторов не обходили валторну вниманием, поручая ей сольные фразы в своих шедеврах.
Нельзя не отметить тот факт, что валторна очень популярна среди голливудских композиторов. Во многих фильмах мы можем услышать валторновый звук, например, в эпической фантастической саге Д. Лукаса «Звездные войны».
Начало использования музыкального инструмента похожего на валторну теряется в веках или даже тысячелетиях. А самые древние экземпляры изготавливались из раковин, дерева, рогов животных, костей, керамики и позже металла. Использовались они для религиозных ритуалов, охоты и войны по всему миру.
Ассирийцы и древние народы Мексики пользовались морскими раковинами для обрядов, например вызывали богов дождя. У евреев был священный сигнальный инструмент шофар, сделанный из рогов антилоп, козлов, баранов. Использовался он для созыва народа и предупреждений о войне или другом большом событии.
Так же известно, что этруски изготавливали изогнутый рог из терракота и привнесли его в центральную Италию 2700 лет назад.
Первые инструменты из бронзы(меди) появились в Древнем Риме и назывались корну и буцина. Использовались они в римских легионах и флоте для различных сигналов.
В Средневековье сигнальный рог стал очень популярен, он был неотъемлемой частью турниров, охот, войн. В работе его использовали сторожа, пастухи, пожарные и др. А во многих домах звуком рога оповещали жильцов о начале трапезы. Изготавливались они с разных материалов: слоновой кости, металлов, рогов животных и др.
В конце XVII века круглый рог (валторна) появляется в музыке при дворе Людовика XIV, и вскоре Жан Батист Люлли добавляет такие музыкальные инструменты в оркестр. Сначала валторны были «натуральными», т.е.
количество извлекаемых нот возможно только по натуральному (обертоновому) звукоряду, и для перехода в другую тональность исполнителю требовался другой инструмент, немного короче или длиннее.
Примерно в 1750 году валторнист Антон Джозеф Хампель изобретает кроны, отдельные согнутые трубки разной длинны, которые вставлялись в валторну и изменяли высоту звукоряда.
Последним крупным изменением инструмента было изобретение вентиля в 1813 году, и валторна стала хроматической. Теперь валторнисты смогли извлекать любые ноты не меняя инструмента или крон, и исполнять сольные партии в оркестре.
Триста лет прошло с тех пор, как валторна заняла прочное место в мировой музыкальной культуре и является одним из важнейших инструментов в различных жанрах инструментальной музыки. Поэтичный характер звучания, ее красивейший тембр, всегда навевал на композиторов такие проникновенные музыкальные мысли, которые в исполнении на этом инструменте не оставляют равнодушным ни одного меломана.
Волторна музыкальный инструмент духовой группы | Энциклопедия волынки (bagpipe)
Каждый предмет, извлекающий особый звук, имеет свою историю происхождения.
Обычно они стают следствием переселения народов, о которых можно найти упоминания во многих литературных произведениях определенного народа, в частности, эпоса, преданий, песен и сказок либо являются разновидностью какого-то другого элемента, выражающего свое звукоизвлечение. Исключением из этого считается волторна музыкальный инструмент, который изготавливается на основе меди.
Его происхождение тесно связывается с сигнальным охотничьим рогом. Для лучшего понимания изменений, в результате которого это устройство стало входить в состав оркестра, следует ознакомиться с его историей.
Настоящая валторна изобретена в 17-го веке. Еще на протяжении следующего столетия внешний вид этого музыкального инструмента так и оставался в первоначальном состоянии. Однако по происшествию некоторого времени музыканты заметили, что валторну можно придать более высокое звучание за счет размещения рук в раструбе. Именно таким образом можно получить «закрытые звуки».
Следствием такого открытия стал тот момент, что в 19-го веке этот народный музыкальный инструмент начал оснащаться другими вспомогательными элементами, такими как вентиля и мундштуки. В результате этого мастера в области музыки смогли добиться значительного расширения его звукового ряда.
Виды валторны
Валторна имеет свою классификацию, согласно которой он разделяется на следующие разновидности:
Следует отметить, что сегодня практически невозможно встретить такой музыкальный инструмент в натуральном виде. Именно поэтому он носит поистине уникальный характер. Это объясняется тем, что на смену валторне сегодня пришли ее вентильные и хроматические виды.
По происшествию нескольких лет новость о том, чтобы была изобретена волторна музыкальный инструмент достигла Парижа. Ее последующая модернизация была выполнена музыкантом Пьер-Жезефом Эмилем Мейфредом, проживающим в этом городе. Через пятнадцать лет такой звукоизвлекающий предмет уже находился в составе симфонического оркестра.
Главное отличие такой разновидности валторны заключается в ее конструкции. Она основывается на двух музыкальных инструментов, которые располагают одинаковым внешним видом, однако различаются между собой диапазоном своего звучания.
В свою очередь, мундштук наделен немного другой формой, а вентиль имеет дополнительную кнопку, благодаря которой осуществляется переключение режимов диапазона звучания. Используемая трубка располагает общей длиной, которая была достигнута путем совмещения нескольких инструментов в одно целое, которая равняется более 5-ти метрам.
Особенности конструкции валторны
Сам музыкальный инструмент напоминает кольцеобразную и немного закрученную медную трубу, один конец которой сужен под мундштук, а второй — расширен.
На некоторых участках валторны наблюдаются небольшие трубчатые соединения. Возле мундштука размещаются вентили, за счет которых выполняется регулирование движения воздуха внутри инструмента. Так, путем нажатия на вентили музыкант направляет звук по короткому направлению и получает высокую тональность.
Но если отправить в сторону длинного пути, то можно получить пониженную тональность звучания. Интересно знать, что партитуры 19 века содержат данные, согласно которым в те времена пользовались четырьмя валторнами, два из которых выдавали низких тонов, а два- более высокие. Следует отметить, что в масштабных оркестрах их численность доходила и до шести.
Особенности игры на валторне
Игра на таком музыкальном инструменте имеет следующий вид. Музыканту следует дуть в мундштук, благодаря чего инструмент наполняется воздухом и создает вибрацию.
После этого воздух выходит из спирали, издавая звук с определенном тональностью. На валторне можно хорошо исполнять длинные ноты и затяжные мелодии.
Безусловно, его тембр звучания отличается небольшой грубоватостью, потому он исполняется при условии использования низкого регистра.
Можно сказать, что такой музыкальный инструмент имеет певучий, бархатный, легкий и задумчиво-лирический звук. Даже по происшествию трехсот лет он является незаменимым элементом в симфоническом оркестре, так как способен воспроизводить довольно широкое звучание.
Видео: Играет волторна и рояль
Натуральная валторна
Валторна — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века.
До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.
В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду.
Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания без ключевых знаков. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем.
Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик. Самые известные валторнисты: Йозеф Игнац Лейтгеб (Австрия, 1732—1811), Антон Иванович Усов (Россия, 1895—1981), Герман Бауманн (Германия), Анатолий Сергеевич Дёмин (Россия) и многие другие.
Натуральную валторну еще называют ручным горном. Рассмотрим ее основные составляющие. Главной частью инструмента является основная трубка. С одной стороны она заканчивается раструбом, а с другой – мундштуком.
Это две части характерны для всех духовых инструментов. Основная трубка закручивается. В середине этого круга располагаются насадки в виде крюка. Круг трубки присоединяется к частям у раструба и мундштука с помощью перемычек.
Натуральная валторна относится к медным духовым инструментам, следовательно, сделана она из меди. В наши дни традиция не изменилась, основным материалом изготовления является именно медь.
Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до четырех октав. Это позволяет исполнять не только программные классические произведения, но также прибегать к различного рода импровизациям, с целью украшения основной мелодии. Инструмент отличается компактными размерами.
Его общая длина не превышает шестидесяти сантиметров. Это значительно облегчает его транспортировку, что еще раз доказывает универсальность валторны. Такими же параметрами кстати обладают и валенки всех типов и размеров от компании Заваленки — za-valenki.
Натуральная валторна относится к группе аэрофонов. Это означает, что инструмент производит звуки при помощи вибрации воздушного столба. Музыкант дует, используя для этой цели мундштук. Воздух скапливается внутри основной трубки, где приходит в колебательное движение. Так рождается звучание.
Происхождение натуральной валторны довольно необычно.
В конце восемнадцатого века музыкант из Богемии, Антон Хампель, обнаружил, что если засунуть одну руку в раструб старинной валторны, то можно извлечь дополнительные ноты среднего диапазона.
До этого открытия исполнители могли играть только ноты верхнего диапазона, где естественные ноты сближены. Так родился принципиально новый инструмент – натуральная валторна.
Для того, чтобы играть на ней, недостаточно просто дуть в мундштук. Надо также перемещать руку внутри раструба, для получения дополнительного тона.
Сейчас натуральная валторна не забыта, она активно используется в различного рода оркестрах. Этот инструмент по праву занимает одно из ведущих мест в культурном наследии мировой музыки.
Валторна — «Энциклопедия»
ВАЛТОРНА (от немецкого Waldhorn; буквально — лесной рог), духовой амбушюрный инструмент. Представляет собой длинную (около 375 см), тонкую металлическую трубку с мундштуком и широким раструбом, свёрнутую в кольцо в несколько рядов. Входит в оркестровую группу медных духовых (принятое обозначение валторны — corno, итальянский «рог»).
Предшественник валторны — сигнальный рог. В музыкальной практике валторна появилась не ранее 17 века. Первоначально валторны были исключительно натуральными (производили обертоны натурального звукоряда) и использовались в разных строях в наборе.
Чтобы упростить игру и при смене тональностей не менять инструменты, в 1-й половине 18 века начали использовать дополнительные трубки — кроны, которые вставлялись между основной трубкой и мундштуком и понижали строй на необходимый интервал. Такие валторны, звук которых отличался блеском и яркостью, применяли композиторы барокко, например И. С.
Бах («Бранденбургский» концерт № 1); искусство валторнистов в это время достигло высот виртуозности. Около 1750 года, благодаря нововведениям немецкого валторниста А.
Хампеля (он предложил вставлять кроны в среднюю часть основной трубки и играть, опустив раструб), валторна приобрела благородный тембр и внешний облик, близкий современному; такие валторны ценили композиторы венской классической школы и композиторы-романтики К. М. фон Вебер, Ф. Мендельсон, М. И. Глинка, Г. Берлиоз и др.
Реклама
Этапом в истории валторны явилось изобретение в начале 19 века, так называемого вентильного механизма (смотри в статье Вентиль).
Среди новых конструкций валторн самой перспективной оказалась модель с 3-вентильным механизмом, включающим понижающие звук кроны, благодаря чему стало возможным расширить звукоряд до хроматического. Одним из первых хроматическую (вентильную) валторну использовал Р.
Вагнер, который нередко соединял хроматические и натуральные валторны в одной партитуре. К 1870-м годам хроматическая валторна вытеснила натуральную.
Валторна — инструмент транспонирующий; до конца 19 века использовались разные строи, с конца 19 века наиболее употребительна валторна в строе «фа» (in F), звучащая на квинту ниже записи в скрипичном ключе и на кварту выше записи в басовом ключе.
Современная валторна в строе «фа» имеет полный хроматический звукоряд большого диапазона — от «си» контроктавы до «ре» («фа») 2-й октавы (по звучанию).
С 20 века применяются валторны с дополнительным вентилем (так называемый квартвентиль), включающим кроны, которые расширяют возможности игры в высоком регистре.
В симфоническом оркестре используются «хоры валторн», обычно состоящие из 4 («Вальс цветов» в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского) либо 8 («Пляски щеголих» в балете «Весна священная» И. Ф. Стравинского) инструментов.
Валторне часто поручаются кантиленные соло, например основная тема II части 5-й симфонии Чайковского. Образец виртуозного соло, охватывающего весь диапазон, — основная тема симфонической поэмы «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса. В 20 веке развилось сольное и ансамблевое исполнительство.
Лит.: Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр. М.; Л., 1953. Т. 2; Baines А. Brass instruments: their history and development. N. Y.; L., 1993.