Что такое двойная бухгалтерия
Что такое двойная бухгалтерия простыми словами. Примеры
Что означает выражение «Двойная бухгалтерия»?
Такое словосочетанием в жизни используют в двух совершенно различных понятиях. «Двойной бухгалтерией» называют:
Также могут называть нечестные правила ведения игры. Когда человек занимается аферами, плутовством, мошенничеством, шельмовством, жульничеством, шулерством, то могут сказать, что он ведёт «двойную бухгалтерию». Но это в основном, в обиходной речи. Поэтому такое значение имеет двоякий смысл. Всё зависит от того, в каком контексте его употребляют.
Предлагаем Вашему вниманию небольшое видео на нашу сегодняшнюю тему «Риски двойной бухгалтерии. Возможные последствия»:
Ещё одно весьма полезное видео на тему «Бухгалтерский учет Лекция 1 Принцип двойной записи Активы и пассивы»:
Поэтому, крайне желательно, хорошо разбираться в таких вопросах, дабы не возникло недоразумений в дальнейшем. Может стоит почитать специализированную литературу. Посетить веб семинары. работа любого бухгалтера и в целом всего предприятия зависит от приобретённых знаний. И чем выше квалификация бухгалтеров, тем лучше и проще работается всем.
Вот в принципе и всё, что можно сказать про это словосочетание. Желаем удачи.
Использование материалов сайта разрешено только при условии размещения активной ссылки на источник.
Ответственность за ведение черной бухгалтерии
Понятия черной, или двойной, бухгалтерии в законодательстве нет. Данная схема работы обнаруживается по ряду признаков, таких как уклонение от уплаты налогов, занижение сумм дохода, отказ от официального оформления трудовых отношений с наемными работниками и противоправное обналичивание средств. Каждое из характерных проявлений черной бухгалтерии классифицируется как нарушение правовых норм, за что предусмотрена ответственность административного и уголовного типа.
Вопрос: Иванов написал в налоговую инспекцию письмо, в котором указал, что ООО обналичивает денежные средства, выплачивает сотрудникам «серую» зарплату, ведет двойную бухгалтерию. Данное письмо стало основанием для налоговой проверки, в ходе проведения которой указанные факты не подтвердились. Могут ли действия Иванова быть квалифицированы как распространение сведений, несоответствующих действительности и порочащих деловую репутацию?
Посмотреть ответ
Суть черной бухгалтерии
Черная бухгалтерия проявляется в таких действиях предпринимателей:
ЗАПОМНИТЕ! К черной бухгалтерии относятся все действия, которые производятся неофициально, втайне от контролирующих органов и позволяют получать выгоды предприятию.
С какой целью и как ведут черную бухгалтерию
Цели и причины появления на предприятиях черной бухгалтерии:
Уход предприятий частично или полностью в теневой сектор экономики в ряде случаев обусловлен коррупционной составляющей в органах власти. Искоренение взяточничества на государственном уровне будет способствовать ликвидации незаконного обращения наличности в бизнесе.
Заработная плата, не обусловленная трудовым договором или соглашением, сокрытая от налогообложения, рассматривается как социально-экономическая угроза обществу, которой объявлена решительная война. Выплата «серой» зарплаты порождает юридические проблемы, трудно разрешимые с точки зрения известных современной юриспруденции правовых конструкций. Одной из таких проблем является вопрос о доказывании размера «серой» зарплаты и ее взыскании в судебном порядке.
Каким образом происходит взыскания «серых» денег по зарплате?
Посмотреть ответ
Кто может вести черную бухгалтерию
Уровень организации двойной бухгалтерии в учреждениях зависит от масштабов деятельности и степени вовлеченности в теневые структуры. На малых предприятиях весь неофициальный учет может вестись самим руководителем в записной книжке. Крупные юридические лица иногда доходят до уровня полноценного тайного бухгалтерского учета с использованием программных продуктов, двойной записи на счетах учета, отчетами. Вся информация скрывается от посторонних глаз путем ограниченного допуска лиц к работе с данными, безопасность обеспечивается посредством выделения бухгалтерии отдельного сервера, который в любой момент может быть спрятан от контролирующих органов.
За организацию двойного учета на предприятии может отвечать не только руководитель, но и главный бухгалтер или отдел бухгалтерских работников.
Особенностью черной бухгалтерии является то, что она ведется по тем же принципам и правилам, что и официальная. Проводятся инвентаризации неучтенных активов, объединяются данные официального учета и неофициального для отражения полной картины финансового состояния предприятия. Такие организации по данным налоговых деклараций могут относиться к категории убыточных, фактическая же их прибыль может рассчитываться в миллионах.
Способы ведения
Приемы, используемые черной бухгалтерией:
Заподозрить наличие теневых зарплатных схем можно, если наемные работники предприятия были переведены на должности с существенным понижением заработной платы, при несоответствии внешнего вида сотрудников их уровню доходов. При анализе объявлений о наборе людей на вакантные должности сигналом для контролирующих органов является ситуация, когда заявленный размер заработка отличается от фактически переводимого на карту сотрудникам.
СПРАВОЧНО! Подозрения могут вызывать миллионные обороты предприятия и сохранение минимального уровня оплаты труда наемных работников.
Привлечение к ответственности работодателей в таких ситуациях может быть основано на свидетельских показаниях бывших сотрудников или на документации, отражающей осуществление незаконных операций, изъятой в ходе контрольных мероприятий. Существуют и схемы обналичивания средств с использованием инструмента фиктивного завышения заработка наемного персонала. Отражение в официальных источниках уровня доходов может потребоваться для оформления на сотрудников кредитов в «дружественных» банках.
В числе инструментария предпринимателей, практикующих двойную бухгалтерию, числятся:
Ответственность за ведение двойной бухгалтерии
Ведение двойной бухгалтерии в административном праве относится к группе грубых нарушений требований к учету, ответственность регулируется нормами ст. 15.11 КоАП. За первый случай нарушения к должностному лицу будет применено наказание в форме наложения штрафа в размере 5-10 тысяч рублей. За повторение действий, за которые уже был факт привлечения к ответственности, будет повышен размер административного штрафа до значения 10-20 тысяч рублей. Дополнительной мерой воздействия может быть дисквалификация на срок 1-2 лет.
ВАЖНО! Нарушение будет признано грубым, если налоги или показатели отчетности были занижены на 10% и более в денежном эквиваленте, если в учете зафиксированы фиктивные операции или отчетность не отражает всех результатов деятельности предприятия.
Законодатель дает предприятиям возможность избежать административного наказания. Для этого организация должна подать уточненную налоговую декларацию и произвести оплату рассчитанного налогового обязательства. Обязательным условием освобождения от ответственности виновных должностных лиц является перечисление пеней, которые начисляются вследствие искажения сведений в бухгалтерском учете.
Второй вариант устранения угрозы применения штрафных санкций – самостоятельное исправление ошибок до момента утверждения финансовой отчетности путем подачи пересмотренного комплекта отчетов.
При умышленном уклонении от уплаты налогов к нарушителям применяются нормы ст. 199 УК РФ:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! За неуплату страховых взносов применяются меры ответственности к должностным лицам, как и в случаях с неуплатой налоговых обязательств.
При особо крупных размерах нанесенного ущерба незаконной деятельностью или участии в сговоре группы лиц законодатель предусмотрел другую линию наказаний:
ВАЖНО! При погашении недоимок и в первом случае признания вины должностное лицо может быть освобождено от наказаний по нормам УК РФ.
При махинациях с денежными средствами, сокрытии их или имущественных активов к виновному лицу будут применены положения ст. 199.2 УК РФ.
Понятие и сущность двойной записи в бухгалтерском учете
Отражение фактов хозяйственной деятельности
Все финансово-хозяйственные операции, производимые хозяйствующими субъектами в течение своей работы, в бухгалтерском учете должны записываться в виде бухгалтерских проводок с использованием специальных счетов, имеющих свой уникальный номер.
Операции аккумулируются на счетах по определенному признаку (например, на счете 01 регистрируется информация по основным средствам).
Активные и пассивные счета
По экономическому смыслу счета разделяют на активные и пассивные.
Активные используются непосредственно для учета состояния и изменения средств организации в разрезе видов их формирования (например, счета 01, 04, 10, 20, 50, 51).
На этих счетах начальный и конечный остаток, а также увеличение средств отображаются по дебету счета, уменьшение средств — по кредиту счета.
Пассивные счета служат для отражения непосредственных источников формирования и движения средств организации (например, счета 66, 67, 70, 80, 86).
На пассивных счетах начальный, конечный остатки, а также увеличение средств регистрируются по кредиту. Уменьшение хозяйственных средств отображается по дебету.
Важно не только знать план счетов бухгалтерского учета, но и правильно им пользоваться при составлении проводок. Правильно подобрать проводки для каждого конкретного случая вам поможет путеводитель по корреспонденции счетов. Если у вас нет доступа к системе К+, оформите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Двойная запись
Все операции, непосредственно производимые организацией в процессе своей работы, отражаются на счетах одновременно по дебету одного счета и по кредиту другого счета. Данный метод, называемый двойной записью в бухгалтерском учете, обеспечивает непосредственно взаимосвязь счетов, а также имеет контрольное значение. Исключение из этого правила составляют лишь забалансовые счета, на которых отражается не принадлежащее организации имущество либо не учитываемые на балансе активы и обязательства. В этом случае запись отражает только принятие к учету или снятие с учета.
Организация «Омега» приобрела основное средство на сумму 600 000 руб. без НДС и ввела его в эксплуатацию.
Бухгалтер оформит проводки:
Все факты хозяйственной деятельности, записанные методом двойной записи в бухгалтерском учете, регистрируются на счетах в хронологическом порядке.
По окончании периода сумма оборотов по дебету всех счетов и сумма оборотов по кредиту всех счетов должны быть равны.
План счетов
Для единообразного обобщения фактов хозяйственной деятельности методом двойной записи в бухгалтерском учете всеми хозяйствующими субъектами Минфин России утвердил план счетов бухгалтерского учета. Непосредственно на основании этого документа бухгалтер хозяйствующего субъекта формирует рабочий план счетов.
Подробнее ознакомиться и при желании скачать план счетов можно в статье «План счетов для бухгалтерского учета на 2021 год».
Бухгалтерские счета делят на синтетические и аналитические. Наименования и номера синтетических счетов приведены в плане счетов. Синтетические счета служат непосредственно для группировки финансовых показателей деятельности хозяйствующего субъекта.
Хозяйственные операции, непосредственно систематизированные в группы на счетах бухгалтерского учета в денежном выражении на определенную дату, составляют бухгалтерский баланс. Баланс имеет вид таблицы и состоит из актива и пассива.
Построчный порядок заполнения бухгалтерского баланса с примерами вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный демо-доступ можно получить бесплатно.
В мае ООО «Омега» произвело с расчетного счета в ПАО «Сбербанк» оплату поставщикам в сумме 630 000 руб., в том числе:
Бухгалтер отразил эти операции следующими проводками:
В аналитическом учете эти операции будут отражены так:
Итоги
Двойная запись в бухгалтерском учете непосредственно обеспечивает взаимосвязь хозяйственных операций и имеет контрольное значение равенства итогов записей на счетах.
Метод двойной записи в бухгалтерском учете
Сущность любого хозяйственного события состоит в двойственности и взаимности: поставщик товара отправляет его покупателю, выдача денег из кассы сопровождается получением, а списание ТМЦ на производство означает уменьшение количества и стоимости активов при увеличении производственных затрат. Выражением указанных свойств хозяйственных операций в БУ является двойная запись. Этот метод непосредственно связан с другими элементами методологии учета, используемыми в бухгалтерском учете.
Должна ли кредитная организация вести бухгалтерский учет имущества, банковских и хозяйственных операций путем двойной записи?
Двойная запись как элемент метода бухучета
Метод двойной записи сам по себе является частью метода бухгалтерского учета – приемов, использование которых позволяет собирать и систематизировать хозяйственную информацию, вести учет, составлять отчетность. Двойная запись всегда рассматривается в совокупности со счетами и балансом.
Когда появилось ведение бухгалтерского учета по методу двойной записи?
Смысл двойной записи состоит в следующем: любая хозяйственная операция записывается на счетах БУ дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. На основе такой двойной бухгалтерии формируется общий баланс компании. В любое время балансовое равенство должно соблюдаться.
Двойная запись позволяет отслеживать своевременное внесение информации в регистры БУ, ее достоверность, полноту. Использование двойной записи и бухгалтерских счетов закреплено в ФЗ-402 от 6/12/11 г. «О бухучете», ст. 10-3.
Кстати говоря! Требование о достоверности данных бухучета содержится в ст. 13 ФЗ-402.
Двойной записью счета связываются друг с другом. В зависимости от типа счета (активный, пассивный, активно-пассивный) движение по дебету и кредиту может отражать рост либо уменьшение средств и источников фирмы.
Связь счетов через двойную запись именуют корреспонденцией счетов, оформление ее на счетах, т.е. одновременная запись по дебету и кредиту с обозначением суммы операции – проводкой.
Счета поименованы в плане счетов – документе, регламентирующем работу с ними (пр. Минфина №94н от 31/10/2000 г.).
В зависимости от формы БУ проводка в учетных регистрах отражается:
В ходе двойной записи встречаются два вида проводок: простая и сложная. Простая проводка включает два счёта. Один из них дебетуется, другой кредитуется. Сложная проводка включает более двух счетов и может быть 2-х видов:
В первом варианте проводки сумма по дебету одного счета равна общей сумме по кредиту счетов, во втором сумма по кредиту одного счета равна суммарно дебету.
Не участвуют в двойной записи забалансовые счета, имеющие вспомогательные функции.
При применении двойной записи могут возникать ошибки: неверно указан счет либо неверно отражена сумма. Их исправляют тремя способами:
Примеры
Поясним сказанное, используя стандартные проводки.
Двойная запись в простых проводках
Двойная запись в сложных проводках
Пусть на расчетный счет поступила оплата покупателей 62000 руб., от прочих дебиторов — 8000 руб. Проводка: Дт 51 Кт 62,76 — 70000 руб. — на расчетный счет поступили деньги от покупателей и прочих дебиторов. Здесь Дт 51 и общая сумма по кредиту 62, 76 совпадают.
Другая ситуация. ТМЦ со склада на 50000 руб. отпущены: в основное производство на сумму 30000 руб. и вспомогательное производство – 20000 руб. Проводка: Дт 20,23 Кт 10 — 50000 руб.
Здесь расход материалов по Кт 10 и общая сумма дебета 20, 23 совпадают.
История возникновения метода
Традиционно «отцом» двойной записи считается Лука Пачоли, итальянский монах и математик, однако такое утверждение верно лишь отчасти. Двойная запись использовалась еще древними инками в узелковой письменности кипу, получила распространение в Корее 11-12 веков. В Европе двойную запись применяли купцы, банкиры, торговцы Флоренции, Любека Генуи, Венеции в 13-15 веке.
Л. Пачоли в 1494 году представил книгу «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Отдельная глава в ней «Трактат о счетах и записях» посвящалась двойной бухгалтерии (двойной записи) и систематическому изложению метода.
Он описывался применительно к деятельности торгового предприятия, однако с помощью «Трактата» была доказана возможность применения в любом хозяйстве, построения оптимальной структуры рабочих счетов и книг.
Двойная запись начала распространяться, кроме Италии, в иных государствах, попутно модифицируясь, впитывая в себя новые идеи и приемы ведения учета.
Двойная бухгалтерия в бизнесе. Что это значит сегодня?
Двойная бухгалтерия в бизнесе. Что это значит сегодня?
Мы не устаем твердить, что бухгалтерия должна органично вписываться в бизнес-процессы. Не стоит думать, что она существует параллельно, чтобы отбиться от контролирующих органов. Тем не менее допускаем, что бухгалтерия бывает двойной. Рассказываем, что это значит в современных реалиях.
В 90-е годы в России была экономическая ситуация, в которой бизнес существовал отдельно от государства. Поэтому предприниматели вели два учета. Настоящие цифры показывали себе, а номинальные представителям власти. То есть для себя вели управленческий учет, а для налоговиков — бухгалтерский.
Так было принято, да и у контролирующих органов не было особых возможностей для выявления нарушений. Постепенно ситуация стала меняться. ФНС стала одной из самых продвинутых структур в плане программного обеспечения.
Теперь не так просто работать по «черной» схеме. Есть программный комплекс АСК-НДС, который отслеживает движение денег юридических и физических лиц для выявления недобросовестных сделок. Практически повсеместно введены онлайн-кассы и сложно скрыть продажу от налоговой. Плюс мы писали, что обнал становится дорогим и многим выгоднее вести дела «по-белому».
Несмотря на это, в России еще много предпринимателей, которые уходят от налогов. В Госдуме приводят цифры, что из 82 миллионов трудоспособного населения, только 52 миллиона работают официально и платят взносы. Значит, они устроены у бизнесменов, которые скрывают реальную финансовую картину.
Но «черная бухгалтерия» приносит предпринимателям не только деньги, но и трудности:
Некоторые возразят, что работать в белую трудно. Придется платить много налогов и получать большую прибыль трудно. Да, это так. Поэтому нужно вести управленческий учет, чтобы находить возможности развивать бизнес законными методами.
Что такое «двойная бухгалтерия» сегодня?
Специально взяли термин в кавычки. Сегодня финансовые процессы в компаниях должны выглядеть так:
«Двойную бухгалтерию» лучше оставить в прошлом, а использовать двойной учет. И между ними есть различия:
Не обязательно что управленческий учет сложнее бухгалтерского. Бывает наоборот. Просто чтобы бизнес приносил прибыль нужно не уходить от налогов, а тщательно анализировать деятельность компании.
Как вести управленческий учет в малом бизнесе?
На первых порах не нужна собственная система. Можно просто вести записи в Excel или использовать готовые шаблоны финансовых сервисов. Подобные можно найти за 2-3 тысячи рублей в месяц. Если есть навыки программирования, позже сделаете собственную таблицу.
Вы всегда будете знать, сколько должны поставщикам или какой долг перед компанией. Не потратите деньги, выделенные для закупки товара, на личные нужды. Даже если ИП не обязан вести бухгалтерский учет, то управленческий ему нужен. Это повышает шансы не закрыться в первый год работы.
И если будете использовать Небо, то сервис станет поставщиком данных для управленческого учета. Будете самостоятельно работать с цифрами и понимать, что они значат в бухгалтерии и для бизнеса.