Что такое духовная деятельность
Виды и формы духовной деятельности человека
Практическая и духовная деятельность человека
Духовная деятельность
Как известно, человек обладает силой не только физической, но и духовной. Той, что побуждает его к действию и направляет к целям, проявляется в убеждениях и мечтаниях, в бесстрашии и решимости. Именно благодаря ей возникает не только материальная, но и духовная деятельность человека.
Иногда за нее принимают лишь бесконечное внутреннее самокопание и поиск тайных смыслов и истин. Но духовную деятельность нельзя понимать так узко, она тоже направлена на созидание и творчество. Неправильно думать, что работа духа всегда скрыта в умах и сознании людей – это не так. Она широко проявляется в общественной жизни, поскольку рождает ее главные ценности – моральные, нравственные, религиозные и эстетические.
Виды и формы духовной деятельности человека
Выделяют два основных вида духовной деятельности людей: духовно-теоретическую и духовно-практическую.
В результате первого вида деятельности возникают новые теории и мысли, создаются идеи. Они становятся духовным достоянием и ценностями человечества. Их облекают в форму литературного сочинения или научного труда, скульптурных и архитектурных сооружений, музыкальных произведений и творений живописи, художественных фильмов и телевизионных передач. Какой бы ни была форма – она всегда несет в себе идею, заложенную автором, его взгляд и оценку событий, явлений, поступков.
Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение и изучение, понимание созданных ценностей. Постигая их, люди изменяют собственное мировоззрение и сознание, обогащают свой внутренний мир – так влияют на них творения мыслителей, художников и ученых.
Для сохранения и распространения духовных ценностей человечество использует музеи, библиотеки и архивы, образовательные учреждения и средства массовой информации.
Благодаря их существованию самые разные области знаний и достижений – исторические, художественные, технические, литературные, научные – пополняются и передаются от одного поколения к другому.
Духовная деятельность — это неотъемлемая часть жизни человека
Все мы постоянно что-то делаем: ходим, читаем, работаем, покупаем, спим, едим, дышим. Совокупность всех действий человека можно объединить одним словом — деятельность. Но как различны наши дела! Кто-то пилит лес, а кто-то исповедуется в храме, кто-то изобретает автомобиль, а кто-то изучает искусство. Какие-то действия необходимы нашему телу, а без каких-то не может быть удовлетворена наша душа.
Что такое духовная деятельность человека?
Понятие духовной деятельности пришло к нам из философии. Встречается оно и в теологии, которая толкует его практически так же. Духовная деятельность — это деятельность, необходимая для духовной жизни человека. Чтение книг, создание живописных полотен и поэм, формирование религиозных (или атеистических!) взглядов, осознание системы ценностей, воспитание в себе и других положительных (как, впрочем, и отрицательных) качеств, обмен мнениями, выходящий за пределы откровенного быта, — все это относится именно к духовной деятельности.
Духовная деятельность — это также и процесс поиска смысла жизни, путей выхода из непростых ситуаций, определения и понимания таких философских категорий, как например счастье и любовь.
В отличие от материальной деятельности, которая существует ради изменения окружающего мира (строительство новых зданий, проведение медицинских экспериментов и даже изобретение нового салата), духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Даже мыслительная деятельность, как вид деятельности духовной, работает на эту конечную цель, ведь, о чем-то размышляя, человек приходит к новым выводам, меняет свое мнение о чём или о ком-либо, становится качественно лучше или хуже.
Проблемы определения
Некоторые источники ставят знак равенства между такими понятиями, как «духовная жизнь» и «духовная деятельность». Это не совсем корректно, ведь слово «жизнь» настолько всеобъемлющее, что лишь включает в себя «деятельность», но не ограничивается ею одной.
Всем ли людям на Земле присуща духовная деятельность? Это вопрос неоднозначный, потому что, сколько бы толкований термина мы ни читали, понимать его каждый будет по-своему. Те, кто считают, что духовная деятельность должна быть непременно созидательной, то есть иметь какой-то очевидный для всех результат, могут сказать категоричное «нет». С их точки зрения, человек, ничем кроме получения денег не интересующийся, книг не читающий, о вечном не размышляющий и хоть мало-мальски самосовершенствоваться не стремящийся, духовной деятельностью не занимается.
Но этим скептикам непременно возразят те, кто смотрит на это понятие шире. Они скажут, что даже маргиналы и сумасшедшие, маньяки и самые жестокие убийцы еще как занимаются, сами того не осознавая, духовной деятельностью — ведь они как минимум мыслят, выстраивают в голове какие-то образы, ставят цели, пусть даже ошибочные, и стремятся к их достижению. Найдутся и те, кто заявят, что даже животные в той или иной мере осуществляют духовную деятельность, ведь даже котенок, попав в новый дом, приступает к его изучению, открывая и познавая мир…
Есть ли смысл ломать копья, пытаясь найти компромисс при определении понятия духовной ценности? Пожалуй, что нет. Ведь любое философское понятие на то и философское, что подразумевает под собой пространство для рассуждения, полярных мнений, индивидуальных пониманий и оценок. А потому при определении для себя этого термина можно довольствоваться одним из классических толкований, приведенных в учебной и энциклопедической литературе. Например: духовная деятельность — это деятельность сознания, в результате которой возникают мысли, образы, чувства и идеи, часть из которых впоследствии находит свое материальное воплощение, а часть так и остается неосязаемой, что вовсе не означает несуществующей…
Духовная деятельность
Ради удовлетворения этих потребностей и осуществляется духовное производство, представляющее собой в своем современном виде производство многофункциональное и многоотраслевое. Переходя к рассмотрению этих отраслей и функций, сразу же оговоримся, что при всей многоплановости сохраняется единая, генеральная цель духовного производства — воспроизводство общественного сознания в его целостности.
Среди функций духовного производства выделим прежде всего духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). В литературе иногда эту функцию обозначают как «производство новых технологий», что не совсем точно, ибо в подавляющем большинстве случаев речь идет о сохранении на базе совершенствования уже имеющихся технологий, в том числе и социальных. Если бы общество было нацелено только на создание принципиально новых технологий, общественная жизнь превратилась бы в сплошные перевороты, поскольку был бы нарушен чрезвычайно важный баланс между традиционным и новаторским в функционировании социума.
Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.
Есть еще одна важная функция духовного производства — производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент. Конечно, любое распространение знания есть в известной степени процесс идеологический, поскольку сам распространитель — учитель, лектор, журналист и т. д. — симпатизирует взглядам той или иной политической партии, той или иной философской системы, религиозного или атеистического мировосприятия и в своей просветительской деятельности вольно или невольно эти симпатии проявляет. Но в процессах, специально направленных на формирование общественного мнения, идеологический момент нередко получает доминирующее значение.
Читайте также
4. ДУХОВНАЯ СФЕРА
4. ДУХОВНАЯ СФЕРА В этом разделе мы рассмотрим формы общественного сознания. Характеристика сознания нами уже была дана в учебном пособии «Философия» (в соавторстве с А. В. Паниным; см. раздел «Философия познания»). Теперь будет акцентировано внимание на сознании
5. Духовная жизнь общества
5. Духовная жизнь общества Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других
3. РЕАЛЬНОСТЬ КАК ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
3. РЕАЛЬНОСТЬ КАК ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ Но что, собственно, означает этот опыт? Другими словами, что именно, какая реальность нам в нем раскрывается? Ответить сполна на этот вопрос значило бы предвосхитить весь итог наших дальнейших соображений. Здесь может быть речь лишь о том,
Духовная брань России
Духовная брань России (Метафизический анализ)Чтобы понять духовную ситуацию, сложившуюся сегодня в России, нужно знать, как Россия к ней пришла, мысленно пройти с ней хотя бы основные этапы ее духовного пути на протяжении всего столетия, взяв за отправной пункт ситуацию,
3. ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИЯ
3. ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИЯ Нет более привычного для нас понятия, чем духовная энергия. Но нет также и более неясного с научной точки зрения. С одной стороны, объективная реальность психического усилия и психического труда столь- хорошо установлена, что на ней основывается вся
27 ДЕКАБРЯ (Духовная природа)
27 ДЕКАБРЯ (Духовная природа) Все, что мы видим и знаем, мы видим и знаем не таким, каким оно есть в действительности, а каким оно представляется нашей познавательной способности.1 Небо и земля велики, но они имеют цвет, образ и величину. В человеке же есть нечто, не имеющее ни
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на
ДУХОВНАЯ ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА
ДУХОВНАЯ ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА Каждый, кто занимался физическими упражнениями с гирями или штангой, знает, что если попытаться поднять слишком большой вес, можно порвать связки; с другой стороны, работа с легким весом никак не развивает мышцы. Тяготы жизни являются теми
Духовная иерархия
Духовная иерархия Ты цепь существ в Себе вмещаешь, Ее содержишь и живишь. Г. Р. Державин Представление о более или менее упорядоченной и более или менее разветвленной иерархии духовных существ («небесной иерархии») имеется практически в любой религии. Известны
ГЛАВА 19. ДУХОВНАЯ РАДОСТЬ
ГЛАВА 19. ДУХОВНАЯ РАДОСТЬ В этой книге изложена основная идеалистическая схема самоисследования, ведущего за пределы эго. Что это — религия или наука? И в чем состоит роль философии?Термин «религия» происходит от слова religiere, означающего «воссоединять». Вершиной
2. Психическая деятельность как рефлекторная деятельность мозга
2. Психическая деятельность как рефлекторная деятельность мозга Рефлекторное понимание психической деятельности мозга необходимо влечет за собой новый подход к вопросу о «локализации» психических функций и новое понимание соотношения функции и структуры мозга.
Духовная эволюция
Духовная эволюция Использование термина «духовная эволюция» предполагает продолжительность во времени.Да, конечно. Весь процесс происходит в пространственно-временной феноменальности.Что же именно путешествует во времени — механизм тела-ума?О, нет. Во времени
Виды деятельности человека
Человеку свойственно не только физическое, но и душевное могущество, стимулирующее его в деяниях и нацеливающее на задачи, выражающееся в убежденности и мечтах, в отваге и мужестве. С его помощью формируется духовная деятельность людей. Порой ее путают с самокопанием, выискиванием потаенных значений и аксиом, но это слишком узкое определение. Она ориентирована на креативность и творческий процесс.
Понятие духовной деятельности
Неверно считать, что духовная работа тайно проходит в голове и психике личности. Она всемерно демонстрируется в социальной жизни, так как генерирует ее ключевые ценности:
Отличительная черта нравственной деятельности заключается в демонстрации высочайших стимулов и намерений человека. Все люди имеют различные интересы и требования, которые можно разделить на три основные группы:
Эти потребности рождают у человека желание познавать мир и делать открытия; они служат причиной и стимулом лицезреть и творить прекрасное, учат сопереживанию и любви, творчеству и взаимопомощи.
Личностные требования нацеливают творческих индивидуумов на рождение чего-то ранее неизвестного, необходимого народу. Но первоочередно созидатели творят для себя: работа помогает им выявлять собственные способности, воплощать свое призвание. Претворение в жизнь задуманного также является одной из господствующих нужд, ориентирующих этические действия человека.
Самовыражаясь, работники науки, мастера слова и искусства получают удовлетворение своих потребностей в раскрытии человечеству личного замысла, собственной концепции. Люди, принимающие их мысли, являются целевой аудиторией их нравственных ценностей.
Основные формы морального функционирования
Ключевыми видами духовной деятельности являются два: теория и практика. Продуктом теоретической деятельности являются свежие идеи, доктрины и учения, концепции и понятия, представляющие собой нравственное наследие и гордость человеческого социума. Они распространяются в форме:
Любая форма выражает замысел автора, его убеждения и анализ фактов, инцидентов, поступков.
Практические действия нацелены на оберегание и поддержание, исследование и анализ, усвоение и восприятие выработанных ценностей. Их постижение помогает людям трансформировать личную философию и миропонимание, обогатить собственный сокровенный опыт под влиянием шедевров мудрецов, живописцев, служителей науки.
Сохранению, популяризации и передаче нравственных ценностей способствуют музеи, книжные собрания и хранилища архивных материалов. Причастны к этому школы и университеты, пресса и массмедиа. Благодаря им воспроизводятся, обновляются и распространяются от одной генерации к другой всевозможные ветви эрудиции и компетенции, свершений и завоеваний из области истории, техники, науки, литературы и эстетики.
Случается, что создание нравственных продуктов и их признание разведено во времени на длительный срок. Не всегда автор сразу находит своего читателя, а просветитель ― приверженца. Это несоответствие продолжается годами и даже веками, минуя которые, созданное творение становится востребованным, признанным и сохраненным. У людей есть стимулы, импульсы и намерения, которые подпитывают их, делают богаче, воодушевляют и окрыляют.
Функции духовного производства
Духовное производство, в своем нынешнем образе являющееся универсальным и многофункциональным, воплощается в жизнь с целью утоления потребностей. Несмотря на всю многоплановость этого понятия, поддерживается целостный, неделимый главный ориентир духовного производства ― воспроизведение коллективного разума в его нерасчлененности.
Ключевой функцией нравственного созидания является личностная деятельность, ориентированная на повышение качества прочих областей жизнедеятельности социума:
Наименование «производство новых технологий», данное этому значению некоторыми учеными, не совсем верное. Имеется в виду сбережение с учетом модернизации уже существующих технологий, к которым относятся и социальные.
Необходимо дифференцировать утилитарные замыслы, которые облагораживают повседневное улучшение жизни, и капитальные теории, которые способны подорвать старые технологии и нацелить на ранее неизвестные ориентиры. Примером таких совершенно новых концепций служит теория относительности в науке или концепция мессианства в религии.
Духовное развитие на основе практик
Чтобы регулярно получать опыт и культивировать нравственное развитие, на постоянной основе мы применяем духовную практику. Часто ее используют в религиозной деятельности, где сравнивают с прохождением пути, ведущего к определенной цели. Миссии, задачи и направленность таких практик разнообразны и отличаются друг от друга, что обусловлено концепцией религии или нравственной системы. Для христианства это спасение души, буддисты стремятся к нирване, а для множественных кабалистических направлений важно проникновение в высшие истины. Модели таких практик многообразны и содержат молитвы, различные виды медитирования и сосредоточенности, предполагают участие в религиозных церемониях.
Безопасность самосознания
Духовная безопасность является важной частью национальной защиты в условиях коммерциализации общества и выражается в развитии национальной сознательности, в которой отражены обычаи социума, наследие его культуры и прошлого, а также уровень морального и политического единомыслия конституционного общества. Духовная защищенность обусловлена моральными нормами и любовью к отчизне, обеспечивает защиту государства, если народ поддерживает внутреннюю и внешнюю политику руководства, доверяет избранным властям.
Обычно бедствия и несчастья начинаются с крушения духовности, когда в народную психику внедряются чужеродные замыслы и ценности, а также недопустимые методы их получения. Гарантия нравственной безопасности становится главной целью, потому что в ней выражается моральное самочувствие народа, его возможности постановки и решения исторических задач.
Термин «духовная деятельность» относится к философии, хотя встречается он и в теологии, причем трактовки практически совпадают. Понятие это обозначает действия, необходимые для человека в его нравственной жизни. К ним относятся прочтение книг, создание живописных полотен, написание литературных произведений, становление теологических или атеистических позиций, осмысление комплекса ценностей, развитие в себе позитивных отличий. Это поиск жизненного смысла, способа избегания сложных положений, а также понимание мировоззренческих понятий любви и счастья.
Мораль, религия, право, искусство как духовные формы жизни общества — Особенности духовной деятельности
Структура духовной жизни общества очень сложна. Его ядром является общественное и индивидуальное сознание. Также рассматриваются элементы духовной жизни общества:
Общество изначально формирует только самые базовые духовные потребности, обеспечивающие социализацию. Духовные потребности более высокого порядка — присвоение богатств мировой культуры, участие в ее создании и т.д. — Общество может формироваться лишь опосредованно через систему духовных ценностей, которые служат ориентирами в духовном саморазвитии личности.
Духовные потребности в основном неограниченны по своей природе. Рост духовных потребностей не имеет границ. Только объем уже накопленного человечеством духовного богатства, возможность и сила человеческого желания участвовать в его производстве, могут выступать в качестве естественных пределов такого роста.
Духовная деятельность является основой духовной жизни общества. Духовная деятельность — это форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, понятия, ценности, воплощенные в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и других убеждениях; б) духовная публичность личностей; в) сам человек.
Идеальные образования как продукт интеллектуальной деятельности и производства имеют универсальный характер своего потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. Они не уменьшаются от потребления, как материальные, наоборот, чем больше человек овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их увеличения.
Духовная деятельность как универсальный труд осуществляется в сотрудничестве не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо занимавшимися той или иной проблемой. Духовная деятельность, не опирающаяся на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание собственного содержания.
Усилия отдельных людей, производящих духовные ценности, могут обогатить все человечество (идеи Конфуция, Будды, Сократа, Платона, Аристотеля, Христа, Леонардо да Винчи, Коперника, Шекспира, Маркса, Толстого, Достоевского, Эйнштейна и других). Следовательно, эффективность интеллектуального труда намного выше, чем эффективность материального труда. На самом деле, это одна из причин, почему людей, занятых духовной деятельностью, меньше, чем в материальном производстве. Другими причинами являются естественно ограниченные возможности общества содержать таких людей и степень их талантов и способностей.
Особенности духовной деятельности
Духовная работа, оставаясь универсальной по содержанию, является индивидуальной и персонифицированной по сути и форме — даже в современных условиях, при высочайшей степени разделения. Прорывы в духовной жизни достигаются в первую очередь усилиями отдельных людей или небольших групп под руководством выдающегося лидера, которые открывают новые направления деятельности для постоянно растущей армии духовных работников. Возможно, именно поэтому Нобелевские премии не присуждаются авторским коллективам. В то же время существует множество научных или творческих групп, чья работа явно неэффективна в отсутствие признанных лидеров.
Особенностью интеллектуальной деятельности является принципиальная невозможность отделить используемые в ней «средства труда» (идеи, образы, теории, ценности) от непосредственного производителя в силу их идейного характера. Поэтому отчуждение в обычном смысле, характерное для материального производства, здесь невозможно. Более того, главное средство интеллектуальной деятельности остается практически неизменным с момента ее создания, в отличие от материального производства — интеллект отдельного человека. Поэтому все в психической деятельности закрыто для творческой индивидуальности. В этом, собственно, и проявляется основное противоречие духовного производства: средства духовного труда, имеющие всеобщее содержание, могут применяться только индивидуально.
Духовная деятельность обладает огромной внутренней привлекательностью. Ученые, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, потому что сам процесс творчества приносит им сильнейшее удовлетворение. Духовная деятельность похожа на игру, где удовлетворение приносит сам процесс. Природа этого удовлетворения имеет объяснение — в психической деятельности продуктивно-творческий подход доминирует над репродуктивно-ремесленным.
Следовательно, сама умственная деятельность поддается оценке и часто имеет смысл безотносительно к результату, что практически невозможно в материальном производстве, где производство ради производства абсурдно. Более того, если в сфере материальных благ исторически больше ценился и ценится их владелец, а не производитель, то в сфере интеллектуальных интересов производитель ценностей, идей, произведений, но не их владелец.
Диалектика интеллектуальной деятельности существенно отличается от диалектики материального производства. В материальном производстве товаропроизводитель закреплен за самим трудом, а его результаты обычно отчуждены от работника, он лишен возможности их потреблять. В интеллектуальной сфере производством занимаются лишь несколько человек, а продукты — идеи, теории, ценности, образы — навязываются большинству, и процесс их создания остается недоступным для большинства. В первом случае задача заключается в расширении возможностей для потребления, во втором — для производства.
Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей, чтобы их усвоило как можно больше людей. Особую роль играют учреждения науки, культуры, образования и образовательная система.
Общественное и индивидуальное сознание
Духовные ценности — категория, указывающая на человеческий, социальный и культурный смысл различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истинного или ложного», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». Духовные ценности выражают социальную природу самого человека и условия его бытия. Ценности — это форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к существующей действительности и противопоставляет ее некоему идеальному состоянию общества, которое должно быть установлено.
Каждая ценность «возвышается» над реальностью и содержит в себе действительное, а не существующее. С одной стороны, это задает цель, вектор общественного развития, с другой — создает условия для отрыва этого идеального бытия от его «земной» основы и может дезориентировать общество через мифы, утопии и иллюзии. Кроме того, ценности могут пережить свое время и, таким образом, безвозвратно потерять свое значение и перестать соответствовать новой эпохе.
Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Она может быть спонтанной, когда ее никто не направляет, и человек выбирает определенные духовные ценности самостоятельно, по собственному вкусу. В других случаях духовное потребление может быть навязано людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате можно говорить о манипуляции сознанием, усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.
В то же время сознательное потребление истинных духовных ценностей — познавательных, художественных, нравственных и других — выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира человека. Любое общество заинтересовано в повышении духовного уровня и культуры отдельных людей и социальных сообществ в долгосрочной перспективе и с прицелом на будущее. Снижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.
Духовные отношения — категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества; различные отношения, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.
Духовные отношения существуют как отношение интеллекта и чувств человека или группы людей к определенным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также его отношения с другими людьми по поводу этих ценностей — их производства, распределения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.
Духовное общение — это процесс связи и взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, навыками, умениями; одно из необходимых и универсальных условий формирования и развития общества и личности.
Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.
Сознание как духовное отражение
Общественное сознание — это целостное духовное образование, включающее в себя чувства, установки, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие определенные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание — явление социально обусловленное как механизмом его формирования и реализации, так и характером его существования и исторической миссии.
Общественное сознание имеет определенную структуру, в которой выделяются различные уровни (обыденный и теоретический, идеологический и социально-психологический) и формы сознания (философское, религиозное, нравственное, эстетическое, правовое, политическое, научное).
Сознание как рефлексия и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать его скрытый от обыденного зрения смысл и делать прогноз, а во-вторых, влиять на него и преобразовывать его посредством практической деятельности. Общественное сознание — это результат совместного понимания социальной реальности людьми, практически взаимодействующими друг с другом. В этом, собственно, и заключается ее социальная природа и главная особенность.
Общественное сознание обладает относительной автономией по отношению к общественному бытию. Оно не только отражает последнее, но и раскрывает его суть и внутреннюю логику. Общественное сознание может как обгонять развитие общественной жизни, так и делать достаточно точные прогнозы, отставая при этом из-за своей неподготовленности к происходящим изменениям.
Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии интеллектуального наследия поколений. Следовательно, общественное сознание имеет свою логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере философии, религии, морали, искусства, права, политики, науки.
Общественное сознание является сверхличным, но не внеличностным. Это означает, что общественное сознание вне индивидуального сознания невозможно. Носителями общественного сознания являются индивиды с их собственным сознанием, а также социальные группы и общество в целом. Развитие общественного сознания происходит в процессе постоянного включения в это сознание все новых и новых индивидов. Все содержание и формы общественного сознания создаются и кристаллизуются людьми, а не какой-либо внечеловеческой силой. Аукториальная индивидуальность идей и даже образов может быть устранена обществом, и тогда над ними господствует индивид в сверхличной форме, но само их содержание остается человеческим, а их происхождение — конкретно-индивидуальным.
Общественное сознание — это не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое состояние — реальность, идеально-объективная сама по себе и особым образом структурированная, с требованиями которой индивид должен считаться не меньше, чем с природными и социальными явлениями. По своему масштабу, возможностям и преобразующей силе общественное сознание, несомненно, превосходит субъективно ограниченное сознание, ограниченное отдельным человеком. Власть общественного сознания над индивидуальным выражается в безусловном восприятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех путей и средств, с помощью которых осуществляется производство духовной жизни общества, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством на протяжении веков и вне которого формирование индивидуальности невозможно.
Различные формы социальной жизни
Идеология — это теоретическое выражение объективных потребностей и интересов различных социальных групп и общностей, их отношение к социальной действительности, а также система взглядов и установок, отражающих социально-политический характер общества, его структуру и общественное устройство.
Правосознание — это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и социальных общностей к праву, законности, справедливости, их представление о правильном или неправильном. Одним из факторов, решающим образом влияющим на содержание этих знаний и оценок, является интерес создателей и носителей правосознания. Другие формы общественного сознания, особенно политическое, моральное, философское и сложившаяся правовая система, также влияют на правосознание. В свою очередь, правосознание влияет на действующее право, отставая или опережая его по уровню развития и, соответственно, обрекая его на провал или поднимая на более высокий уровень. Основная функция правосознания — регулятивная.
Политическое сознание — это совокупность чувств, устойчивых установок, традиций, идей, теоретических систем, отражающих основные интересы социальных общностей, их отношения друг к другу через политическую структуру общества, государство, власть, политические институты и процессы. Содержание политического сознания реализуется в обширной системе категорий — политических «убеждений», «ориентаций», «установок», «культуры», «общественного мнения» и т.д.
Нравственность — это гуманистическое измерение и задача истории, поскольку она реализует потребность людей в человечности, которая придает каждому человеку чувство собственного достоинства и объединяет всех в доброжелательном отношении друг к другу. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех аспектах жизни общества. Ее принципы универсальны и распространяются на всех людей, тем самым поддерживая и санкционируя (или требуя отмены) определенные социальные правила.
Искусство — это форма общественного сознания, практического и интеллектуального постижения мира, и его отличительная особенность заключается в художественно-образном присвоении действительности. Искусство воссоздает (образно моделирует) человеческую жизнь во всей ее полноте, служа ее воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой. Она обращена не к утилитарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию — в мире художественных образов человек должен жить так же, как и в своей реальной жизни, но признавать иллюзорный характер этого «мира» и эстетически наслаждаться тем, как он создан из материала реального мира.
Особенностью религиозного сознания является стремление людей освоить окружающий мир путем обращения к высшим измерениям человеческого духа, в категориях трансцендентного, сверхчувственного, сверхъестественного, то есть выйти за пределы ограниченного существования, конечного эмпирического бытия. Развитие научного знания обусловило антропологический поворот религии — ее обращение прежде всего к внутреннему миру человека, к этическим проблемам. Изменился характер связи религиозного сознания и политики — она все больше опосредуется идеологическим влиянием, моральной оценкой политической деятельности.
Поскольку различные идеологии отражают интересы различных социальных групп и сообществ, которые не только не совпадают, но и могут быть противоположными, это означает, что говорить об их теоретичности в научном смысле можно лишь очень ограниченно. Степень теоретичности идеологии соответствует тому, насколько интересы выражающей ее конкретной группы совпадают с объективным ходом развития общества, его основными тенденциями и интересами. Следовательно, не все идеологии являются научными. Некоторые из них рисуют ложную картину происходящих в обществе процессов, тем самым мистифицируя реальность и способствуя возникновению социальных мифов, которые затуманивают сознание масс и тормозят развитие общества.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института