Что такое дцп у подростков
Детский церебральный паралич (ДЦП)
Детский церебральный паралич (ДЦП)
Церебральный паралич вызывает рефлекторные движения, которыми человек не может управлять и уплотнение мышцы, которая может оказывать влияние, как на часть, так и на все тело. Эти нарушения могут варьировать от умеренных до тяжелых. Также может быть интеллектуальная неполноценность, судорожные припадки нарушения зрения и слуха.
Подчас принять диагноз церебрального паралича для родителей является тяжелой задачей.
Причины
Профилактика
Причина церебрального паралича(ДЦП) подчас не известна. Но определенные факторы риска были идентифицированы и доказана их связь с частотой возникновения ДЦП. Часть этих факторов риска можно избежать. Выполнение определенных условий во время беременности помогают уменьшить риск повреждения головного мозга у плода. Эти рекомендации включают:
Рекомендации после рождения ребенка:
Симптомы
Наиболее часто симптомы тяжелой формы ДЦП являются
Некоторые проблемы, связанные с ДЦП, становятся более очевидными в течение длительного времени или развиваются по мере роста ребенка. Они могут включать:
У всех пациентов с церебральным параличом ДЦП есть определенные проблемы с движением тела и осанкой, но много младенцев при рождении не проявляют признаков ДЦП и порой только няньки или сиделки первыми обращают внимание на отклонение в движениях ребенка, противоречащих возрастным критериям. Признаки ДЦП могут стать более очевидными по мере роста ребенка. Некоторые развивающиеся нарушения, возможно, и не проявятся до окончания первого года ребенка. Травма головного мозга, которая вызывает ДЦП, не проявляется в течение долгого времени, но последствия могут появиться, измениться, или стать более тяжелыми по мере взросления ребенка.
Определенные эффекты ДЦП зависят от его типа и тяжести, уровня умственного развития и наличия других осложнений и заболеваний.
У большинства больных ДЦП спастический церебральный паралич. Его наличие может сказываться как во всех частях тела, так и в отдельных частях. Например, у ребенка со спастическим церебральным параличом могут появиться симптомы главным образом в одной ноге или в одной половине тела. Большинство детей обычно старается приспособиться к нарушениям двигательных функций. Некоторые пациенты могут даже жить самостоятельно и работать, нуждаясь лишь эпизодически в посторонней помощи. В случаях, когда имеются нарушениях в обеих ногах, пациентам требуется инвалидная коляска или другие приспособления компенсирующие двигательные функции.
Кроме того, точно так же как люди с нормальным физическим развитием у людей с ДЦП возникают социальные и эмоциональные проблемы в течение их жизни. Поскольку их физические дефекты усугубляют проблемы, то пациенты с ДЦП нуждаются во внимании и понимании других людей.
Большинство пациентов с ДЦП доживает до взрослой жизни, но продолжительность жизни у них несколько короче. Многое зависит от того, насколько тяжелая форма ДЦП и наличия осложнений. Часть пациентов с ДЦП имеют возможность даже работать, тем более с развитием компьютерных технологий такие возможности значительно увеличились.
Детский церебральный паралич подразделяется согласно типу движения тела и проблемы осанки.
Спастический (пирамидальный) церебральный паралич
Неспастический (extrapyramidal) церебральный паралич
Неспастические формы церебрального паралича включают дискинетический церебральный паралич (подразделенный на athetoid и дистонические формы) и атаксический церебральный паралич.
Атаксическое ДЦП проявляется следующими проблемами:
Диагностика
Симптомы ДЦП, возможно, не присутствуют или не обнаруживаются при рождении. Поэтому лечащему врачу, наблюдающему новорожденного необходимо внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не пропустить симптомы. Тем не менее, не стоит проводить гипердиагностику ДЦП, так как многие моторные нарушения у детей такого возраста носят преходящий характер. Нередко диагноз удается поставить только через несколько лет после рождения ребенка, когда удается заметить двигательные нарушения. Диагностика ДЦП основана на наблюдении за физическим развитием ребенка наличием различных отклонений физического и интеллектуального развития, данных анализов и инструментальных методов исследования таких, как МРТ. Диагностика ДЦП включает в себя:
Комплекс этих диагностических подходов позволяет поставить диагноз.
Если диагноз неясен, дополнительные анализы могут быть назначены для оценки состояния головного мозга и для исключения возможных других заболеваний. Анализы могут включать:
Оценка и контроль церебрального паралича
После того, как ДЦП диагностировано, ребенка необходимо дообследовать и выявить другие заболевания, которые могут быть одновременно с ДЦП.
Некоторые дети нуждаются в повторном тестировании, которое может включать:
Дополнительные методы обследования назначаются при необходимости и наличии показаний.
Лечение
Детский Церебральный паралич неизлечимое заболевание. Но разнообразные методы лечения помогают пациентам с ДЦП минимизировать двигательные и другие нарушения и, таким образом,улучшить качество жизни. Травма головного мозга или другие факторы, приведшие к ДЦП не прогрессируют, но новые симптомы могут появиться или прогрессировать по мере роста ребенка и развития.
Инициальное (начальное) лечение
Лекарства могут помочь воздействовать на некоторые из симптомов ДЦП и предотвратить осложнения. Например, спазмолитические средства и миорелаксанты помогают расслабить спазмированные (спастичные) мышцы и увеличить диапазон движения. Антихолинергические средства помогают улучшить движения в конечностях или уменьшить слюнотечение. Другие лекарства могут использоваться как симптоматическое лечение (например, применение противосудорожных препаратов, при наличии эпиприступов)
Перманентное лечение
Перманентное лечение детского церебрального паралича (ДЦП) сосредоточено на том, чтобы продолжать и корректировать существующее лечение и добавлять новые методы лечения по мере необходимости.Перманентное лечение для ДЦП может включать:
Использование материалов допускается при указании активной гиперссылки на постоянную страницу статьи.
Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП
Дата публикации: 06.01.2015 2015-01-06
Статья просмотрена: 2848 раз
Библиографическое описание:
Бакалбаева, Г. А. Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП / Г. А. Бакалбаева, К. Т. Талгатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.1 (81.1). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14809/ (дата обращения: 03.12.2021).
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, т.к. здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение [1].
Формирование личности у подростков-инвалидов с нарушениями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь «дивидендов» для общества практически не приносят [2].
Ребенок с ДЦП испытывает тревогу, связанную как с отделением, так и с поглощением. Симбиотические отношения иллюзорно дают возможность преодолеть беспомощность, но усиливают тревогу. У подростков с ДЦП можно говорить о невротической тревоге, т.к. она неадекватна объективной опасности, включает в себя вытеснение, подростки ограничивают свои действия и сужают поле сознания с помощью невротических защитных механизмов, в том числе и такого как «развитие симптома» [1].
Как показывает практика, у подростков с ограниченными возможностями здоровья при переходе к старшему школьному возрасту отсутствуют навыки социальной адаптации и самореализации. Большинство таких подростков не обладает навыками конструктивных коммуникаций и умением ответственно организовывать свою жизнь. Возможно, что при формировании личности детей с ограниченными возможностями был нарушен принцип равноденствия субъектных и объектных компонентов [2].
Гибкость мышления является важным личностным ресурсом, который способствует повышению эффективности самореализации и социальной адаптации подростков и старшеклассников с диагнозом ДЦП. Соответственно развитие гибкости мышления у учащихся специализированных школ-интернатов и коррекционных школ, должно являться первостепенной психолого-педагогической задачей, решение которой имеет важное психопрофилактическое значение в плане предупреждения дезадаптации детей с патологией опорно-двигательного аппарата.
Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.
У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [3].
При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности[2].
Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.
Что такое дцп у подростков
ДЦП — это распространенное заболевание. Его частота составляет примерно 2 ребенка на 1000 новорожденных, при этом данные могут изменяться, в зависимости от региона. Причиной расстройства, как и любых других церебральных параличей, становятся патологические изменений в коре головного мозга, подкорковых структурах, капсулах либо стволе мозга. Отличие ДЦП от других подобных нарушений состоит только во времени его диагностики (постнатальный период) и нарушении проявлении рефлексов.
Детский церебральный паралич — это результат неправильного развития мозговых структур либо повреждения здорового головного мозга. Процесс может протекать как во время беременности и родов, так и в ранний неонатальный период.
Среди причин этой болезни выделяют следующие:
ДЦП не считается генетическим заболеванием, поскольку большинство его случаев приходится на патологии беременности и родов. Однако, в 2% случаев прослеживается наследование по аутосомно-рецессивному типу. До половины детей с подобным диагнозом были рождены ранее срока. Остальные пациенты были одним из близнецов при многоплодной беременности, имели низкую массу тела либо были рождены путем инструментального родовспоможения или экстренного кесарева сечения. Считается, что асфиксия (недостаточное поступление кислорода в головной мозг) является одним из факторов, которые могут спровоцировать детский церебральный паралич.
ДЦП может развиваться и у детей, рожденных в срок. Среди причин, которые вызывают подобные патологии, на первом месте стоят родовые травмы. В ранний неонатальный период они могут быть вызваны травмами головного мозга и другими видами нарушения его работы. Отравление тяжелыми металлами, желтуха, инсульт — все эти факторы приводят к нарушению кровообращения в коре мозговых полушарий, что сказывается на их нормальном развитии. У здорового ребенка церебральный паралич может быть следствием утопления либо других случаев, при котором происходит временная остановка дыхания, а также воспалительных заболеваний головного мозга, в том числе инфекционного происхождения.
Формы ДЦП и их клинические проявления
В первые дни и месяцы жизни ребенок с ДЦП может не отличаться от сверстников, а симптомы болезни проявляются позднее. Их тяжесть зависит от степени поражения головного мозга, а также своевременности диагностики и лечения.
Клиническая картина детского церебрального паралича может включать следующие нарушения:
Врачи Клинического института мозга утверждают, что любые изменения в поведении ребенка должны быть поводом для дополнительного обследования. В настоящее время, для определения точного диагноза используется общепринятая классификация, которая выделяет 5 основных форм ДЦП.
Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка
Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.
Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.
Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.
Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.
Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.
Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.
Характер поведения детей
При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:
Особенности физического развития
Нарушения двигательной активности при детском церебральном параличе приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц.
Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.
Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.
Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.
Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.
Особенности двигательного развития детей с ДЦП:
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:
Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка
Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:
Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей – и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?
Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.
Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.
Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: “Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже”.
Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения.
На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:
Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.
Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания – недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.
Практические рекомендации
Необходимость развития и обучения детей с ДЦП
Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.
В последнее время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.
К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.
Определение психической готовности к обучению
Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача. По физическому состоянию и психическому развитию ребенка врач определяет, может ли он обучаться в школе. Далее идет выбор типа школы. Если интеллект хорошо сохранен, степень поражения нервной системы минимальна, то такие дети могут учиться в обычной школе. Возможно, самыми лучшими учениками им не быть, но закончить школу вполне можно. Далее им предлагается возможность пройти профильное обучение, найти работу.
Если состояние психики или тяжесть физического состояния не позволяет посещать обычную школу, то врачи советуют специальные учебные заведения. В крайнем случае малыш признается необучаемым. Такие ситуации встречаются редко, при тяжелой форме поражения нервной системы.
Основные параметры для определения возможности обучения – личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей. Важна каждая составляющая.
Домашнее обучение
Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.
Обучение – это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.
Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.
Учеба в обычной школе
Некоторые школы принимают детей с подобными проблемами. Но нужно учесть много «но», прежде чем малыш сядет за парту вместе со всеми.
Здесь все зависит от нескольких факторов:
К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.
Кроме того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.
Почему обычная школа подходит не всегда
Традиционная массовая школа чаще всего не подходит детям с ОВЗ, и вот основные причины:
Дистанционное обучение детей с ОВЗ может решить эти проблемы, так как позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным. Онлайн-школа может подстроиться под запросы ребёнка с инвалидностью и обеспечить максимально комфортные условия для занятий.
Специализированные интернаты
Такие интернаты обычно принимают воспитанников на 5-6 дней в неделю, а забирают родители их только на выходных и каникулах. Чаще всего их приемленниками являются пациенты с тяжелой формой ДЦП. Звучит это очень жестко и приравнивается к отказу от больного ребенка. Но не у каждого человека есть время, средства и силы заниматься со своим чадом, а поэтому лучше его устроить в интернат, где он будет общаться с такими же «особенными» детками и под постоянным присмотром учителей и медиков.
Как правило, все делятся на группы в зависимости от своих возможностей и навыков. И после прохождения обучения, каждый выпускник получает аттестат, уроки проходят, как и в обычной школе. Помимо общеобразовательных предметов проводится физкультура и занятия, способствующие развитию многих навыков. Есть нянечка и врач, при необходимости можно записаться на массаж.
Дополнительное обучение
Помимо того, что ребенок нуждается в обучении грамоте, письму, счету, необходимо развивать и его другие навыки, например моторные. Для пациентов с диагнозом ДЦП необходимо регулярно проводить массажи, что устраняет боли от мышечного напряжения. Также необходимо походить на обучение плаванию, что положительно скажется на развитии нервной системы.
Диагноз ДЦП не означает, что ваш ребенок никогда не научится говорить, умываться, чистить зубы и понимать окружающих. Все зависит от того, как с ним занимаются, какие программы и методы используются для развития. Но технологии обучения не стоят на месте, для детей с таким диагнозом придумана масса программ, которые легко использовать на дому.
Родительская помощь
В случае, если у ребенка детский церебральный паралич, главная задача по воспитанию лежит на родителях. Никакое учебное заведение, никакой дипломированный педагог, никакая, даже самая благородная государственная система воспитания не может заменить родительской заботы и контроля. Но не нужно думать, что забота о ребенке, пусть даже с ограниченными возможностями, это какая-то трудновыполнимая задача — все нужные навыки и желание заботится заложены в родителях природой. Но не только естественный потенциал есть у родителей, у ребенка тоже есть способности, которые ему даны от рождения, задачей родителей является раскрыть способности дочери или сына и помочь ему адаптироваться к жизни.
Материнская любовь преодолевает преграды
Родителям и педагогам нужно обратить внимание на психологические и педагогические моменты:
Позитивные эмоции
Социальные педагоги, психологи — это очень хорошо. К их советам нужно прислушиваться и делать выводы. Но также ребенку нужно дать возможность ходить в церковь, где ему будет становиться лучше как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Христианство нельзя рассматривать только как нравственное учение, это — еще и исцеление, как духовное, так и вполне реальное, физическое.
Также очень важно для ребенка расширять свой кругозор. Хорошо, конечно, если дома есть компьютер, и его можно применить как для игр, так и для обучения и работы. Но не нужно забывать, что дети любят играть со сверстниками. Хорошо бы было, если бы у него были друзья, и вполне реальные, а не через социальные сети. Обычный кружок не подойдет, но, возможно, в городе есть возможность проводить время с другими детьми с ДЦП, а еще лучше — со здоровыми детьми. Даже если он не может рисовать, петь, танцевать, иногда достаточно просто посмотреть на других детей со стороны, и будут возникать не просто новые впечатления и эмоции, будет возникать стремление к улучшению собственной жизни.
Походы на выставки, в театры, на представления, танцевальные конкурсы, разные многолюдные мероприятия, городские праздники — это должно присутствовать в жизни на регулярной основе. Но не только одной культурой живет человек. Как бы это не было трудно, но нужно выбираться на природу — рыбалку, пляжный отдых у реки или местного озера. Если есть возможность, организовывать курортный отдых. Конечно, все это проблематично, но нужно учесть, что эти усилия хорошо влияют не только на ребенка, но и на родителей — есть возможность более тесно пообщаться с ребенком, и его позитивные эмоции, его радость перейдет и на отца и мать, которые, заботясь о ребенке, автоматически заботятся и о себе.
Можно ли вылечить ДЦП?
Церебральный паралич — это собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих состояний, которые связаны с повреждением мозга на ранних стадиях его развития (внутриутробно, во время родов или в первые два года жизни).
Из этого следует, что «вылечить» ДЦП невозможно, поскольку мы не можем устранить причину двигательного дефицита – структурные нарушения в центральной нервной системе.
Но последствия этого повреждения можно в различной (иногда значительной!) степени компенсировать.
Для того чтобы правильно организовать движение ребенка с ДЦП, необходимо в первую очередь нормализовать мышечный тонус, и по максимуму использовать сенсорную информацию, проводить грамотную коррекцию двигательных нарушений.
Для этого необходима длительная реабилитация.
Методик существует множество, но основа успешного восстановления — это ЛФК, АФК, массажи, занятия с логопедом, дефектологом, психологом.
Работа с детьми, имеющих диагноз ДЦП, должна быть комплексная. И, конечно же, необходима медикаментозная поддержка, которую назначает врач.
Маленький вывод
Таким образом, инклюзивное обучение по своей сути – это прекрасная возможность детей с особенными потребностями войти в атмосферу социального общения. Остается надеяться, что она будет в полной мере реализована и на территории постсоветского пространства.
Возможность разных детей, с разными способностями быть вместе, дружить, играть, учиться помогать друг другу, заботиться друг о друге и понимать, что все люди разные, но все живут вместе на одной Планете и под одним небом. Просто среди них есть те, кто такой же, как и остальные, только возможностей у него меньше, но есть возможность сказать — Я учусь!