Что такое дружба для детей 2 класса
Сценарий классного часа «Дружба, какое чудесное слово». 1–2-й классы
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
Планируемый результат:
Триединая цель:
Методы обучения:
Форма организации: классный час.
Ход классного часа
1. Организационный момент
2. Создание психологической комфортности на классном часе
Ребята, давайте с вами еще немного познакомимся.
Сейчас каждый из вас выберет себе полоску любого цвета: красную, жёлтую, зеленую, синюю.
— Кто выбрал желтый цвет? (Дети поднимают руки вверх)
— Кто выбрал синий цвет? Синий цвет ассоциируется с цветом воды. Означает спокойствие и рассудительность.
— Кто выбрал красный цвет? Это праздничный цвет. Говорит об активности, энергии, этакие «непоседы».
3. Введение в тему
Учитель: Ребята, а какие пословице о дружбе вы знаете? (выслушиваются ответы детей)
Учитель: Люди тоже сложили о настоящей дружбе много пословиц и поговорок. Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу». Начало пословиц появится на экране, а концовку вам нужно будет найти на карточках, которые я сейчас раздам.
Слайд 1.
— Итак, ребята, каким великим чувством дорожили люди с древних времён?
— Какие пословицы запомнились вам больше всего?
4. Переход к теме классного часа
Учитель: Иногда говорят: «Друзья не разлей вода». Как вы понимаете смысл этого выражения? Слайд 3
— Что же такое дружба? (выслушиваются ответы детей)
Слайд 4. Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, как отвечают на этот вопрос другие.
– Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
— Итак, ребята вы согласны с автором? А что слово дружба означает для вас?
Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей.
Физминутка. «C чего начинается дружба?»
Слайд 7. Задание»Цветочек-дружочек». Работа в парах. Время выполнения 5минут.
У каждой пары есть лепестки с названием качеств человека (плохих и хороших).
Хорошие: добрый, честный, щедрый, заботливый, отзывчивый, терпеливый, смелый.
Плохие: трусливый, жадный, ябеда, каприза, задира, лживый, злой.
Дети предлагается приклеить лепестки с теми качествами, которыми должен обладать настоящий друг.
Слайд 8. Я хочу вам пожелать найти настоящего друга.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.
Психогимнастика.
Хлопают все присутствующие;
Только те, кто выбрал синий цвет
Только девочки;
Только те, кто выбрал желтый цвет;
Только мальчики;
Только те, кто выбрал красный цвет;
Только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто выбрал зеленый цвет;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит каникулы.
Творческое задание «Варежки». Работа в паре.
Продолжительность 7 мин.
Детям выдается напечатанный шаблон (Приложение «Варежки») одной пары варежек. Учащимся предлагается разукрасить варежки одинаково (правую и левую).
Дети выполняют задание по песню Барбарики «Друзья».
Классный час во 2 классе «Что такое дружба»
Марина Поплавская
Классный час во 2 классе «Что такое дружба»
Понимание таких важнейших общечеловеческих ценностей, как товарищество, взаимопомощь, умение вовремя прийти на помощь, умение ценить и дорожить дружбой.
1. Содействовать расширению знаний детей о друге, о дружбе.
2. С помощью устного народного творчества (пословиц и поговорок) и литературных образов (притча о дружбе) помочь детям уяснить, что подразумевается под словосочетаниями «настоящая дружба», «верный друг».
3.Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
4. Воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу.
Методы и приёмы: беседа, словесное поощрение, игровые, наглядные, рассказ.
Наглядный материал: пословицы о дружбе, картинки сказочных героев, солнышки с буквами (ДРУЖБА, дерево Дружбы, карточки с качествами, памятка «Законы дружбы».
Ход занятия.
-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя. Я очень рада всех вас видеть.
— Классный час у вас проведу я. Зовут меня Поплавская Марина Леонидовна. Я работаю в Алфимовской школе с такими же детками как и вы, которые тоже учатся во 2 классе. Каждый из вас напоминает мне вот такое маленькое солнышко. Покажите мне свои лучистые, добрые глазки. Какие они у вас красивые!
-В природе тоже есть солнце. Оно всех нас любит и греет. Так пусть же его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас своим теплом, но и добавит хорошего настроения. А для этого нужно сесть ровно, улыбнуться соседу по парте, улыбнуться учителю и с улыбкой начать классный час.
-Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А ещё она бывает настоящей.
— У некоторых из вас на стульях лежат солнышки. Возьмите их и подойдите ко мне. С обратной стороны солнышка спрятались буквы. Прочитайте буквы, посовещайтесь друг с другом и постарайтесь из этих букв составить слово. (Дети составляют слово «Дружба».)
-Какое слово получилось?
-Правильно, это дружба.
-Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, посмотреть фильм, посекретничать о своём.
-Сегодня на занятии мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень хорошо получается дружить.
-Наш классный час так и называется «Что такое дружба»
-Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Что такое дружба? Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций.)
-А как по вашему, что такое дружба?
(Внимание, забота друг о друге, взаимопонимание).
— А теперь послушайте какое определение дружбы даёт нам мудрая книга «Толковый словарь» В.Даля: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
-Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов?
-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?
-А кого можно назвать другом? (Друг – это тот, кому можно доверять, кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)
-Обратимся опять к мудрой книге «Толковому словарю» С. И. Ожегова.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
А вот как сказал об этом В.Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен: в дружбе и в беде;
Грусть твоя тебя тревожит.
Ты не спишь-он спать не может,
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
— Поднимите руку у кого уже есть друг.
-А кто еще не имеет друга?
-А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.
-А для чего нужны друзья? (С ними веселей, они помогут.)
-Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.
(На доске висит картинка мальчика, вокруг него прикреплены качества и черты характера людей.)
-Я буду называть качество, если оно подходит для друга, вы хлопаете, если не подходит – топаете, а я убираю его с доски. (или дети выходят и убирают сами карточки, объясняя, почему они убирают именно эту карточку)
-А какими качествами обладаете вы?
— Я очень рада, что вы являетесь добрыми и заботливыми друзьями, которые всегда стараются помочь и поддержать друг друга.
Работа с пословицами.
-Дружба появилась много лет назад, а напоминание о её происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.
Сейчас мы поиграем с вами в пословицы.
У некоторых из вас на парте лежат листочки со словами.
-Подойдите ко мне те, у кого оранжевые листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира. (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)
— Подойдите те, у кого белые листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира.
— По моему сигналу, вы должны будете составить из слов, написанных на ваших листочках, пословицу.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Молодцы, садитесь. Вы очень дружно работаете в команде.
-Ребята, а как вы думаете, с кем мы можем дружить? (Друг с другом, с родителями, с учителем, с животными,)
-Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье.
-Вспомните сказку Репка». Можем ли мы персонажей сказок назвать семьёй?
— Скажите, благодаря чему они выдернули репку?
-Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку.
Игра «Кто с кем дружит?»
-Но есть ведь и другие сказки, в которых персонажи очень дружны. И таких сказок очень много, хотя персонажи, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга. Давайте поможем героям наших любимых мультфильмов найти друг друга.
Крокодил Гена и (Чебурашка)
Винни-пух и (Пятачок)
Буратино и (Мальвина)
Белоснежка и (7 гномов)
-О дружбе размышляли во все времена.
— А как можно проверить, кто настоящий друг, а кто нет?
-Говорят, что друг познаётся в беде. Вот, например, Серой шейке, которая поломала крылышко и не могла улететь со своей стаей, помогали еёдрузья: зайчики, белочки. Они кормили её, прятали от хищников, ухаживали, а глухарь научил летать. Или, например, Кай и Герда, Ласточка и Дюймовочка, Дартаньян и три мушкетёра.
-А кто-нибудь из вас может привести примеры настоящей дружбы?
-Послушайте одну притчу о настоящей дружбе
Давным –давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. У него украли всех овец. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен. А семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в этом облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли в его двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
— Как вы думаете: какая пословица лежит в основе этой притчи? (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Комментирование ситуаций. Игра «Закончи предложение»
• Если друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать, я…
• Если друг совершил плохой поступок (толкается, обижает девочек, я….
• Если друг предлагает поступить плохо, я….
Дерево Дружбы.
-Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил.
-Оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы:
-Посмотрите, сегодня наше чудо-дерево заскучало, а давайте мы подарим ему секреты дружбы и назовём Дерево Дружбы. Тогда оно повеселеет. Вы согласны?
(Дети выходят к доске, читают правило и прикрепляют к дереву.)
• Делиться новостями, успехами или неудачами;
• Уметь хранить чужие тайны;
• Радоваться с другом его успехам;
• Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
• Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;
• Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);
• Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
• Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
• Всегда выполнять свои обещания.
— Какие из этих правил вы уже выполняете?
-А каким бы вы хотели научиться?
— Существует много правил дружбы, но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?
-А как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? (из-за грубых слов; когда дразнятся, обзывают; не делятся игрой, сладостями; обвиняют напрасно).
-Давайте подберём противоположное слово к слову «дружба». (ссора)
-Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться.Помните пословицу: «Худой мир, лучше доброй ссоры»
-Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. (Ответы детей)
— Помните мирилку, которая помогала вам с детсадовского возраста «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».
-Сейчас мы с вами попробуем поссориться и помириться и поиграем в игру «Ссоримся и миримся». (Как я скажу «поссорились», вы отворачиваетесь друг от друга, как скажу «помирились» сцепляетесь мизинчиками и вслух произносите мирилку.)
-Очень часто помогает выйти из трудной ситуации и хорошая шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное.
-А как лучше всего мириться со взрослыми?Выберите вариант ответа:
1) Признать свою ошибку и извиниться.
2) Продолжать обижаться, даже когда забыта причина ссоры.
— Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. В завершении нашей встречи прошу вас дополнить предложение «Сегодня на занятии я понял…».
А на память о сегодняшнем классном часе я оставлю вам памятку «Законы дружбы», чтобы вы не забывали об этих правилах, повесьте её в классный уголок и повторяйте.
Пусть она напоминают вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то поступит с другом неправильно, загляните сюда и посмотрите, как нужно поступать. А ещё я бы посоветовала вам прочитать замечательные книги о дружбе. (Например, «3 товарища» В. Осеевой, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, «Подружки идут в школу» Л. Воронковой)
-Большое спасибо за занятие. Вы замечательно работали.
Тематическая неделя «Друзья» Тематические недели проходят в течении всей недели, мы в пятницу проводим с воспитателями взаимоконтроль, как проводится тематическая неделя,.
Женская дружба фото с сайта www.liveinternet.ru Говорят, что женской дружбы не бывает Говорят, что все фантазия обман Только я все это отрицаю И горжусь.
Классный час: « Дружба – чудесное слово»
Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
— Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (слайд №2-3)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
— А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
— Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
— Какое прекрасное слово – “дружба”! (Слайд №4). Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
— Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
— Наш классный час называется «Дружба – чудесное слово». (Слайд №5)
— Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)
а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?»
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
— В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
— Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
— Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
б) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?».
Ученик: Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
А кого можно назвать другом?
Друг – это тот, кто … Понимает меня; с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет; верный человек; с кем я могу поделиться секретом).
– Какого друга можно назвать настоящим?
Поиграем в игру «Ромашка».
— Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг, прислушивайтесь к мнению товарищей.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
— Какие качества вы выбрали? Почему?
— Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
— А кого же можно назвать настоящим другом?
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
-Как вы думаете, а взрослые могут быть друзьями для детей?
Кто же например?(и мама, с кем можно поделиться своим секретом и услышать верный совет, учительница которая может рассказать много интересного и подсказать правильный ли вы поступок совершаете)
-А могут ли животные быть друзьями?
Предлагается на заранее подготовленных ладошках, на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
— А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
— Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.
— Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.
(Дети разыгрывают по ролям).
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
— Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
— Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
— Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Как ей надо было поступить?
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Учитель.
— Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
— Давайте послушаем стихотворение одного мальчика, о том, стоит ли дружить с девчонками:
-могут ли девчонки быть настоящими друзьями?
Физ-минутка: Просмотр клипа о дружбе (дети поют и пританцовывают).
Учитель.
— Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На доске написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину. (слайд №10-11)
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Творческая работа «Основные законы дружбы». (слайд №12)
— Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
— Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы.
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
Основные законы дружбы.
Читают ученики по очереди.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями
и никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
Подведение итогов (рефлексия)
— Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
— Давайте вспомни знаменитые слова известного мульт-героя Кота Леопольда.
-Ребята, давайте жить дружно! (слайд №13)
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.
Список использованной литературы:
«Классный руководитель». Журнал для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. №4, 2006
Классные часы / авт. сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО,2008.- 272с. – учебный год К47
Классные часы: 1 класс /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.