Что такое дпу в фсзн
Формы ПУ-3 за II квартал 2021 г.: что нового
Новшеством II квартала 2021 г. для форм ПУ-3 является новый код вида деятельности ПРОФДОП. На него необходимо обратить внимание тем организациям, работники которых подлежат профессиональному пенсионному страхованию. Код ПРОФДОП предусмотрен в новой версии программы «Ввод ДПУ» — версии 3.2.
1. Что обозначает код ПРОФДОП
Кодом вида деятельности ПРОФДОП обозначается период получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования. Поскольку данному виду страхования подлежат лица, работающие на основании трудового договора, то код ПРОФДОП может отражаться только в формах ПУ-3, заполненных по коду категории застрахованного лица 01 (п. 69 приложения 2 к Инструкции о заполнении ДПУ, подп. 1.4 п. 1 ст. 1 Закона N 322-З, подп 28.2 п. 28 Инструкции по формату ДПУ).
Напомним, что на сумму такой доплаты начисляются взносы в ФСЗН, и соответственно она отражается в разделе 1 формы ПУ-3 в составе других выплат, на которые начисляются эти взносы (см. разъяснение).
2. Как заполнять код ПРОФДОП
Код ПРОФДОП введен с 01.07.2021, однако заполняется он для отчетных периодов, начиная с 01.01.2021. Таким образом, подавая формы ПУ-3 за II квартал 2021 г. по работникам, получающим указанную доплату, необходимо откорректировать сведения за I квартал 2021 г. и обозначить период получения такой доплаты начиная с 01.01.2021. В связи с этим по уволенным в I квартале 2021 г. работникам придется подать еще раз форму ПУ-3 (тип формы — исходная) с дополненными сведениями о периоде получения этой доплаты.
При заполнении кода ПРОФДОП необходимо учитывать, что:
— даты начала и окончания периода должны принадлежать отчетному периоду;
— должен соответствовать месяцам, в которых в реквизите «Сумма, рублей, выплат (дохода), на которые начисляются страховые взносы» в записи о начислениях указано значение больше нуля;
— не может заполняться за период после достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста;
— может пересекаться только с периодами по виду деятельности: «ВЗНОСЫВРЕМ», «ПЕНСИЯ», «СЕЛЬХОЗ», «ЧАЭС» (подп. 28.2 п. 28 Инструкции о формате ДПУ).
Пример
Работник получает ежемесячную доплату вместо ППС с 2019 г. В 2021 г. он был временно нетрудоспособен в связи с заболеванием в период с 22 по 31 марта, а с 14 по 15 июня ему был предоставлен социальный отпуск без сохранения зарплаты.
В такой ситуации из периода по коду ПРОФДОП исключаются периоды с кодом ПОСОБИЕ и период отпуска без сохранения зарплаты, т.к. за эти периоды рассматриваемая доплата не начисляется.
Форма ПУ-3 за II квартал 2021 г. заполняется следующим образом.
Поскольку период с кодом ПОСОБИЕ допускается не исключать из периода с кодом ВЗНОСЫВРЕМ (подп. 28.2 п. 28 Инструкции о формате ДПУ), раздел 2 может быть заполнен по второму варианту:
Повторим, что код ПРОФДОП включен в версию 3.2 программы «Ввод ДПУ». Таким образом, чтобы воспользоваться этим кодом, необходимо обновить программу.
3. Обзор версии 3.2 программы «Ввод ДПУ»
Самое главное — версия 3.2 дает возможность заполнять форму ПУ-2 в новом формате. С 01.07.2021 эти сведения принимаются только в новом формате. Отметим, что по 30.06.2021 у организаций была возможность представить форму ПУ-2 за II квартал 2021 г. в старом формате.
Что касается форм ПУ-3, то здесь, как уже было сказано, справочник видов деятельности дополнен кодом ПРОФДОП. Дополнен новым кодом и справочник причин начислений меньше уровня МЗП. Новый код 22 указывают в том случае, если общая сумма выплат, на которые начисляются взносы в ФСЗН, и пособий по временной нетрудоспособности оказалась ниже МЗП по причине работы вахтовым методом и (или) в условиях суммированного учета рабочего времени.
Формат форм ПУ-3 не изменился. Поэтому если после 01.07.2021 у организации нет необходимости подавать формы ПУ-2 за II квартал (они могли быть поданы досрочно), а новые коды не используются, то для заполнения форм ПУ-3 за II квартал можно не обновлять программу «Ввод ДПУ» до версии 3.2. Обновление можно сделать позже — для представления документов персонифицированного отчета за III квартал 2021 г.
Отметим одну возможность, которая появилась в версии 3.1.8 и сохранена в версии 3.2. Речь идет о ситуации, когда для заполнения с нарастающим итогом пачку с формами ПУ-3 за предыдущий квартал из архивных данных переносят в раздел «ДПУ в работе» и дополняют сведениями за отчетный квартал. Ранее из этой пачки необходимо было вручную удалить формы работников, уволенных в предыдущем отчетном квартале. Теперь такое разделение происходит автоматически: при формировании пачки (архива) в ней остаются только те формы ПУ-3, в которых есть сведения за отчетный период, а формы ПУ-3 уволенных в предыдущем квартале работников остаются в рабочей пачке. Если пользоваться таким автоматическим исключением форм уволенных работников, можно так настроить проверку пачки, чтобы несоответствие кварталов не показывалось в числе ошибок. Для этого в режиме «Проверить пачку» в окне «Ошибка» добавлено поле «Скрыть ошибку несоответствия кварталов».
4. Срок представления форм ПУ-3 за II квартал 2021 г.
Формы ПУ-3 за II квартал 2021 г. должны быть представлены не позднее 2 августа 2021 г. Это связано с тем, что 31 июля и 1 августа приходятся на субботу и воскресенье (п. 20-1 Правил N 837).
Напомним, что до представления форм ПУ-3 необходимо:
— подать формы ПУ-2 на работников, которые были приняты либо уволены в течение отчетного квартала;
— представить формы ПУ-1 (тип формы — изменение анкетных данных) по работникам, у которых изменились анкетные данные (например, поменялась фамилия);
— уплатить взносы в ФСЗН за отчетный период;
— сдать отчет 4-фонд за II квартал 2021 г. (ч. 2 п. 5 Инструкции о передаче-приеме ДПУ).
по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Как в программе «Ввод ДПУ» можно проверить соответствие форм ПУ-3 и ПУ-2
В середине сентября 2020 года вышла очередная версия (3.1.5) программы «Ввод ДПУ». Она содержит еще одну возможность проверить правильность заполнения форм ПУ-3. Рассмотрим новшество подробнее, поскольку воспользоваться им можно уже при заполнении форм ПУ-3 за третий квартал 2020 года.
В чем суть нового контроля
Суть нового контроля состоит в том, что можно проверить, соответствуют ли периоды, за которые представлены сведения в форме ПУ-3, периодам работы застрахованного лица у данного работодателя, которые представлены по форме ПУ-2. Ранее такая проверка проводилась ФСЗН при приеме форм ПУ-3. При несоответствии периодов формы ПУ-3 не принимались.
Сейчас такую проверку можно выполнить в программе «Ввод ДПУ». Она проводится по застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам (код 01) и государственным служащим (код 07). Для кода 07 контроль проводится частично, поскольку в полном объеме он выполняется при обработке документов в ФСЗН с учетом форм ПУ-3 по коду категории застрахованного лица 01.
Как это работает
В новой версии программы «Ввод ДПУ» есть новый справочник «Стаж работников». Он предназначен для хранения сведений о периодах работы застрахованных лиц, т.е. сведений, которые поступают в систему персонифицированного учета посредством форм ПУ-2.
При запуске контроля сверяются периоды, содержащиеся в форме ПУ-3, с данными справочника «Стаж работы» по конкретному работнику. При несоответствии сообщается об ошибке.
Пример 1
Работник уволен 31.08.2020. Форма ПУ-2 со сведениями об увольнении данного работника не была представлена, т.е. в системе персонифицированного учета нет сведений о том, что период работы у данного нанимателя закончился 31.08.2020.
В форме ПУ-3 за третий квартал 2020 года заполнены сведения о выплатах и взносах с января по август. При проверке формы ПУ-3 выявляется ошибка — «не заполнены начисления за сентябрь». Поскольку форма ПУ-3 заполнена верно, сообщение об ошибке — это сигнал для проверки полноты сведений о периоде работы, переданных в ФСЗН. В итоге будет обнаружено, что необходимо представить форму ПУ-2 с датой увольнения работника.
Пример 2
Работник уволен 25.09.2020. Эти сведения представлены в систему персонифицированного учета по форме ПУ-2.
При заполнении формы ПУ-3 за третий квартал 2020 года по коду «ВЗНОСЫВРЕМ» ошибочно указан период с 01.01.2020 по 30.09.2020. В ходе проверки формы ПУ-3 выявляется ошибка — «период работы ВЗНОСЫВРЕМ с 01/01/2020 по 30/09/2020 должен входить в запись о стаже». Пересмотрев формы ПУ-2 и ПУ-3 по данному работнику, организация убедилась, что сведения по периоду работы верные, а исправить необходимо форму ПУ-3: окончанием периода по коду «ВЗНОСЫВРЕМ» должна быть дата 25.09.2020.
Пример 3
Работник — внешний совместитель уволен 10.09.2020 и принят в эту же организацию как основной работник 11.09.2020. Эти сведения переданы в систему персонифицированного учета по форме ПУ-2.
При заполнении формы ПУ-3 за третий квартал 2020 года по коду «ВЗНОСЫВРЕМ» указан один период с 01.01.2020 по 30.09.2020. При выполнении проверки обнаружена ошибка — «период работы ВЗНОСЫВРЕМ с 01/01/2020 по 30/09/2020 должен входить в запись о стаже».
Исправляется ошибка следующим образом. Период по коду «ВЗНОСЫВРЕМ» в форме ПУ-3 отражается двумя записями в соответствии с датами увольнения и приема на работу:
— с 01.01.2020 по 10.09.2020 код «ВЗНОСЫВРЕМ»;
— с 11.09.2020 по 30.09.2020 код «ВЗНОСЫВРЕМ».
Как подключить контроль
1. Сначала необходимо сформировать справочник «Стаж работников». Эти данные организация может получить на портале ФСЗН в кабинете плательщика в разделе «Справочно-информационные сервисы» с помощью сервиса «Выгрузка сведений, представленных по формам ПУ-2 за указанный год, для корректного заполнения соответствующих форм ПУ-3». При этом сформируется файл. Он содержит информацию по работникам организации, которые работали в указанный при запросе отчетный период по трудовым договорам. Информация готовится на основании сведений о приеме и увольнении, представленных по форме ПУ-2.
Таким образом, целесообразно выгружать сведения о периодах работы после подачи и обработки форм ПУ-2 за отчетный период.
Как сообщается в руководстве пользователя, данные в файле фиксируются при первом запросе, поступившем в течение дня. Обновятся они только на следующие сутки. Иными словами, если в определенный день по запросу были получены сведения и после такого запроса в этот же день сведения были скорректированы, то получить свежие данные можно будет только на следующие сутки.
2. Полученные на портале ФСЗН сведения о периодах работы загружаются в программу «Ввод ДПУ», а именно в справочник «Стаж работы». Для этого необходимо:
— открыть справочник, выбрав пункт меню «Справочники — Стаж работников»;
— в открывшейся форме нажать кнопку «Загрузить»;
— в окне выбрать файл для загрузки и нажать кнопку «Открыть».
Справочник можно скорректировать при очередной загрузке данных или вручную.
Просмотреть данные справочника и скорректировать их вручную можно не только в закладке «Справочники», но и в каждой отдельной форме ПУ-3 при ее заполнении или редактировании.
3. Подключают контроль. На главной странице программы «Ввод ДПУ» необходимо нажать кнопку «Выбрать плательщика».
Выбрав соответствующего плательщика, в закладке «Параметры» устанавливают отметку в поле «Проверять стаж работников». Далее сохраняем настройку: нажимаем кнопку «Сохранить», затем — кнопку «Выбрать».
Чтобы отключить контроль стажа работников, необходимо снять отметку в соответствующем поле и сохранить изменения.
4. Запускается проверка обычно. Если проверяется пачка целиком (все формы ПУ-3, содержащиеся в пачке), надо нажать пиктограмму «Проверить пачку» или кнопку F9.
Если проверяется отдельная форма ПУ-3, то ее надо открыть для редактирования и нажать кнопку «Проверить».
Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Заполнение формы ПУ-2 при приеме на работу
Правила заполнения
Подсказка
Перед началом заполнения разделов формы ПУ-2 в Программе необходимо выполнить несколько подготовительных действий:
— выбрать плательщика (организацию, данные которой нужно вводить) или создать его, если формы ДПУ заполняются в первый раз или в новой версии программы. При создании плательщика заполняется часть шапки формы — УНПФ, наименование плательщика. В дальнейшем эта информация будет использоваться автоматически для всех заполняемых ДПУ;
— выбрать заполняемую форму ДПУ — «ПУ-2»;
— создать пачку, в которую будут добавляться вносимые данные. При создании пачки следует заполнить еще часть шапки формы — ввести рабочее название пачки, год, квартал и тип формы (последние два значения выбрать из выпадающего списка). Тип формы при приеме на работу — исходная;
— ввести данные конкретного работника (страховой номер и ФИО).
При приеме на основное место работы необходимо заполнить разделы 1 и 2 формы ПУ-2 (раздел 3 заполнять не нужно). Правила заполнения каждой графы этих разделов рассмотрены в таблице.
Подсказка
Чтобы начать заполнять разделы формы ПУ-2, в Программе нужно нажать кнопку «Добавить». Далее для внесения данных в разделах 1 и 2 также следует пользоваться кнопкой «Добавить».
Наименование графы | Правила заполнения графы. Внимание! Внимание! Внимание! Подсказка |
Раздел 2 | |
1. «Код должности»: | Полный код представляет собой ХХХХ-ХХХ-ХХ-Х-ХХ, где (приложение 7 к Инструкции о заполнении ДПУ): ХХХХ — код начальной группы занятий; ХХХ — порядковый номер должности (профессии) в начальной группе занятий; ХХ — код категории работника; Х — код квалификационной категории (разряда); ХХ — код производной. Подсказка Подсказка Пример — водитель автомобиля, код 8332-001-01 |
«Код квалификационной категории должности служащего (разряда профессии рабочего)» | Проставляем номер соответствующей квалификационной категории работника используя таблицу 5 и таблицу 8 ОКРБ 014-2017 «Занятия». При этом для служащих (код категории 02) код квалификационной категории «3» обозначает «без квалификационной категории», код «4» — «высшая квалификационная категория». Подсказка Пример — водитель автомобиля 4-го разряда, код 8332-001-01-4 |
«Код производной» | Проставляем соответствующий код используя таблицу 6 и таблицу 9 ОКРБ 014-2017 «Занятия». Подсказка Пример — водитель автомобиля, код 8332-001-01-4-00 |
2. «Основание»: «Дата приема» | Указываем даты и номер приказа, аналогичные внесенным в разделе 1 |
«Код вида трудового договора» |
Подсказка
В Программе после заполнения необходимых данных нужно нажать кнопку «Принять». Заполненную пачку можно редактировать, удалить, вывести на печать. Если нажать на кнопку «Проверить пачку», будет осуществлена проверка всех ДПУ, входящих в пачку.
Далее необходимо сформировать пачку, Программа при этом выполнит проверку введенных данных и только при отсутствии ошибок сформирует выходной файл.
Кнопка «Подписать пачку ЭЦП» позволит подписать сформированную пачку с помощью электронной цифровой подписи.
Пример заполнения
Ситуация
В организацию 13 января 2020 г. на работу принят водитель грузового автомобиля 4-го разряда с заключением контракта (приказ от 13.01.2020 N 4-к). Работник принят на основное место работы. В отчетном квартале перевода на другую постоянную работу, приема/увольнения в качестве внутреннего совместителя или присвоения квалификационной категории у данного работника не было.
Сведения о приеме и увольнении данного работника следует отразить в разделах 1 и 2 формы ПУ-2 за I квартал 2020 года следующим образом:
1. Сведения о приеме на работу и увольнении с работы:
Сведения о приеме на работу | Сведения об увольнении с работы | ||||||
дата приема | дата приказа | номер приказа | код работы по совместительству | дата увольнения | код основания увольнения | дата приказа | номер приказа |
13/01/2020 | 13/01/2020 | 4-к | 0 | ||||
Если застрахованное лицо является внешним совместителем, в графе указывается «1», если не является внешним совместителем — «0». |
2. Сведения о наименовании профессии, должности, указанные в приказе (распоряжении) работодателя о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу на основании штатного расписания:
Код должности служащего, профессии рабочего по Общегосударственному классификатору ОКРБ 014-2017 «Занятия» | Основание | Присвоение квалификационной категории | |||||
дата приказа | номер приказа | дата приема, перевода | код вида трудового договора | дата приказа | номер приказа | дата присвоения | |
8332-001-01-4-00 | 13/01/2020 | 4-к | 13/01/2020 | 01 |
На заметку
Форму ПУ-2 (тип — исходная) по общему правилу следует подавать один раз в квартал не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом в следующем виде :
— в электронном формате с приложением документов на бумажных носителях, заверенных подписью плательщика страховых взносов, в ФСЗН — для организаций со среднесписочной численностью работников до 10 человек;
— электронных документов, заверенных ЭЦП, в ФСЗН или путем передачи на корпоративный портал ФСЗН через интернет — для организаций со среднесписочной численностью работников свыше 10 человек.
Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Как подписывать ЭЦП документы для ФСЗН с 15 июня 2020 г.
Как сообщает ФСЗН, c 15 июня 2020 г. прекращена эксплуатация программного комплекса «Автоматизированное рабочее место плательщика АИС ИОК Фонда». Теперь подписать документы электронной цифровой подписью (ЭЦП) можно следующими способами.
1. В Личном кабинете плательщика на портале Фонда 2.0 (portal2.ssf.gov.by).
Какие документы можно подписать. Здесь можно подписать ЭЦП отчет 4-фонд, формы ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3 и пояснительную записку к ним, ПУ-6. Эти документы должны быть подготовлены в соответствующих программах. А именно отчет 4-фонд — в ПК «Ввод данных в отчет 4-фонд», а документы персонифицированного учета (ДПУ) — в ПО «Ввод ДПУ 3.0» и «Формирование ПУ-6».
2. В ПК «Ввод ДПУ 3.0», если документы (пачки), подготовлены непосредственно в нем.
Какие документы можно подписать. Формы ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3 и пояснительную записку к ним.
Как это сделать. Сперва требуется подготовить документ, т.е. пачку из блока «ДПУ в работе» переместить в блок «Архивные данные» путем нажатия кнопки «Сформировать пачку (архив)». Затем выделяют необходимую для подписания сформированную пачку и вызывают функцию подписания ЭЦП — «Подписать пачку ЭЦП».
При подаче через портал Фонда 2.0 подписанного таким способом электронного документа в Личном кабинете плательщика в разделе «Подача документов» переключатель «Подписанные документы» необходимо оставить во включенном состоянии. Далее следует выбрать уже подписанные документы, нажав кнопку «Выберите документ», и вызвать функцию загрузки документов — «Загрузить документы».
3. Подписание любых документов в ПК «Ввод ДПУ 3.0».
Какие документы можно подписать. Этим способом можно подписать отчет 4-фонд, формы ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3 и пояснительную записку к ним, ПУ-6.
Как это сделать. Для этого нужно войти в ПК «Ввод ДПУ 3.0», нажать кнопку «Плательщики» и выбрать соответствующего плательщика. Далее на закладке «Сервис» вызвать функцию подписания ЭЦП.
Повторим, что при подаче через портал Фонда 2.0 уже подписанного электронного документа в Личном кабинете плательщика в разделе «Подача документов» переключатель «Подписанные документы» необходимо оставить во включенном состоянии. После этого выбирают необходимый документ и загружают его на портал с помощью кнопки «Загрузить документы».