Что такое достоверные хадисы

Как определяется достоверность и слабость хадиса?

Что такое достоверные хадисы. Смотреть фото Что такое достоверные хадисы. Смотреть картинку Что такое достоверные хадисы. Картинка про Что такое достоверные хадисы. Фото Что такое достоверные хадисы

Как определятся достоверность и слабость хадиса?

Достоверность хадиса у хадисоведов (мухадисов) и у ученых исламского права (муджтахидов) два разных определения. В этом предложении нас интересуют две вещи:

То есть, далеко не каждый «достоверный» хадис в терминологии мухаддисов является «достоверным» в терминологии муджтахидов. И далеко не каждый достоверный хадис в терминологии муджтахидов является «достоверным» в терминологии мухаддисов.

Иногда бывает, что если хадис совпадает с общепринятыми правилами Шариата, муджтахид поступает в соответствии с ним, несмотря на то, что в цепочке передатчиков которого есть неуверенность, используя при этом дополнительную информацию. В терминологии муджтахидов совокупность дополнительной информации с общепринятыми правилами Шариата делают «слабый» хадис «достоверным».

Разветвление «достоверности» хадиса на действия по нему.

«Кто объединит, без какой-либо уважительной причины два намаза, тот подошел к одной из дверей больших грехов» (Ат-Тармизи). В цепочке передатчиков есть человек по имени «Ханбаш Али ар-Рахби» и по мнению обладателей знаний, он «слабый» передатчик. Но не смотря на это, ученые поступают по нему. Имам ас-Суюти (р.а.) же сказал, что этим примером имам ат-Тармизи (р. а.) указал на то, что слабый хадис был подкреплен мнением ученых и на то, что действие ученых в соответствии с данным хадисом говорит о его достоверности.

В решениях о постановлении Шариата «слабый» хадис доводом не является, но его можно использовать в качестве мотивации к совершению благих деяний.

Имам Шамсуддин ас-Сахафи (р. а.) говорит: «Слабый хадис в Шариате доводом не является. Если же у такого хадиса есть много цепочек передатчиков, либо люди непрерывно поступали по нему в каждом поколении, либо этот хадис совпадает с другими достоверными хадисами, то можно приводить их в целях побуждения к совершению благих деяний».

Что подразумевается под определением «слабый хадис»?

Когда хадис не проходит все условия «достоверности» по терминологии мухаддисов, то его называют «слабым». Но та информация, которую несет «слабый» хадис, еще не говорит о том, что эта информация не соответствует действительности, связывая ее с данными полученными в результате наблюдений.

Часто бывает так, несмотря на то, что хадис прошел все условия достоверности по терминологии мухаддисов, но имам муджтахид опираясь на данные, полученные в результате наблюдений, не поступал в соответствии с ним. Причины способствующие оставить «достоврный» хадис следующие:

Нет сомнения в том, что «достоверность» хадиса в терминологии мухаддисов не достаточен для применения его на практике муджтахидом.

Муджтахиды общины из числа сахабов не поступали в соответствии с некоторыми хадисами, давая предпочтение другим хадисам.

Например, Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) оставил хадис, который передал Аммар (да будет доволен им Аллах) о «таямуме оскверненного», при этом сказав: «Побойся Аллаха, о Аммар». Также Умаром (да будет доволен им Аллах) был оставлен хадис, который передала Фатима бинта Кайс (да будет доволен ею Аллах), о «Необязательности предоставлении финансовых средств и жилья для окончательно разведенной женщины» в течении «идды», сказав: «Мы не оставим Книгу Аллаха и Сунну его Пророка из-за слов женщины, о которых мы не знаем, запомнила ли она их от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) или забыла.

Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) также не последовал хадису Аммара (да будет доволен им Аллах) «о таямуме оскверненного», сказав, обращаясь к Абу Мусу аль-Ашари (да будет доволен им Аллах): «Неужели ты не выидел, что Умара (да будет доволен им Аллах) эти слова не убедили».

Аиша ас-Сиддыка (да будет доволен ею Аллах) не согласилась с хадисом, который передала бинта Кайс (да будет доволен ею Аллах) «О необязательности предоставления финансовых средств и жилья для окончательно разведенной женщины» в течении «идды», сказав: «что случилось с Фатимой! Неужели она не боится Аллаха?!».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) не согласился с хадисом, переданным Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) «о необходимости обновления тахарата после использования того, до чего дотронулся огонь» сказав: «Неужели нам необходимо брать тахарат после использования нагретого масла или горячей воды»?

Муавия (да будет доволен им Аллах) не согласился с хадисом преданным Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах) «О том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) во время обхода Каабы прикладывался только к двум углам»

Также многие известные сахабы (да будет доволен ими Аллах) не поступали в соответствии с хадисом «О необходимости тахарата после употребления в пищу верблюжьего мяса».

Большое количество ученых из числа табиинов, когда до их сведения доводили те или иные хадисы, противоречащие их доводам, говорили: «Нам это известно, но поступки сахабов на практике противоречат этому».

Абу Бакр ибн Джарир (да смилуется над ним Аллах) в ответ на слова своего брата: «Почему ты не ответил в соответствии с таким-то хадисом?» отвечал так: «Я не видел, чтобы кто-то из сахабов поступил также».

Хадис, заслуживший степень достоверности у мухаддисов еще не обязывает муджтахида поступать в соответствии с ним.

Для разумного человека ясно, без разницы согласен он с мазхабом или нет, что хадис, заслуживший степень достоверности у мухаддисов еще не обязывает муджтахида поступать в соответствии с ним. Наоборот это не возможно, так-так существует множество достоверных хадисов по смыслу противоречащих друг другу. Для того чтобы муджтахид поступил по хадису он должен соответствовать перечисленным условиям. Из этого следует, что если муджтахид по какой-то причине оставил хадис, значит это не его мазхаб (школа).

Если кто-то считает, что следование имаму муджтахиду, который обладал намного большими знаниями, чем любой их хадисоведов – это заблуждение. Как же он может считать правильным следование тем мухадисам, которые сами следовали одному из четырех мазхабов, особенно в вопросах «достоверности» и «слабости» того или иного хадиса?

Источник

Новое в блогах

Достоверный (сахих) хадис (определение, условия, которым должен удовлетворять такой хадис)

Классификация приемлемых сообщений

С точки зрения различий по своему положению приемлемые сообщения подразделяются на две основные группы: дос­товерные الصَّحِيح (сахих) и хорошие الحَسَن (хасан). Сообщения каждой из этих групп в свою очередь подразделяются на две группы: достоверные (хорошие), как таковые, и достоверные (хорошие), считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. В целом все приемлемые сообщения подразделяются на нижеперечисленные четыре группы:

1. Достоверные сообщения как таковые.

2. Хорошие сообщения как таковые.

3. Достоверные сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов.

4. Хорошие сообщения, считающиеся таковыми в силу су­ществования других хадисов.

Ниже вниманию читателя предлагается подробное иссле­дование каждой из этих четырёх групп.

Достоверное сообщение

1. Определение

а) Слово “сахих” (истинный, подлинный, правильный; здо­ровый) является антонимом слова “саким” (неправильный; больной). По отношению к состоянию тела это слово упот­ребляется в прямом смысле, а по отношению к хадисам и про­чим вещам – в переносном.

б) В качестве термина слово “сахих” служит для обозначе­ния такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристраст­ностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких от­клонений (шазз) или недостатков (‘илля).

2. – Объяснение определения

а) Непрерывность иснада: это значит, что каждый из пере­датчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.

б) Добросовестность (‘адаля) передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса являлся разумным совершеннолетним мусульманином и не был ни нечестивцем, ни непорядочным человеком.

в) Точность передатчиков: это значит, что каждый из пе­редатчиков этого хадиса абсолютно точно запоминал или за­писывал хадисы.

д) Отсутствие недостатков: это значит, что хадис не яв­ляется дефективным; недостатком (‘илля) является такая скры­тая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным.

3. Условия, которым должен удовлетворять такой хадис

Из объяснения определения видно, что для признания хади­са достоверным необходимо, чтобы он удовлетворял пяти ус­ловиям: характеризоваться непрерывностью иснада, бесприст­растностью и точностью передатчиков, отсутствием недостат­ков и отсутствием отклонений.

Если хадис не удовлетворяет хотя бы одному из этих пяти условий, он не может именоваться достоверным.

4. Пример

Примером может служить хадис, приводимый аль-Бухари в его “Сахихе”, где говорится:

Этот хадис является достоверным в силу следующих причин:

а) Его иснад является непрерывным, так как каждый из его передатчиков слышал его от своего шейха.

б, в) Все его передатчики отличались беспристрастностью и точностью, и именно так характеризовали их знатоки науки отвода и подтверждения.

1. Абдуллах бин Йусуф был достойным доверия и отли­чался точностью.

2. Малик бин Анас являлся имамом и хафизом.

3. Ибн Шихаб аз-Зухри был факихом и хафизом, которо­му, по общему мнению, была присуща высочайшая точность.

4. Мухаммад бин Джубайр был человеком, достойным до­верия.

5. Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, яв­лялся сподвижником.

г) В этом хадисе нет никаких отклонений, поскольку ни одно более сильное сообщение ему не противоречит.

д) В этом хадисе нет никаких недостатков.

5. Суждение о достоверном хадисе

По общему мнению мухаддисов и уважаемых знатоков ос­нов религии и факихов, обязательно применять его на практи­ке. Он относится к числу доводов шариата, и мусульманин не может отказываться от его практического применения.

6. Есть ли уверенность в том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех иснадов?

Наиболее распространённым является мнение о том, что ни один иснад нельзя с уверенностью назвать самым достоверным из всех, поскольку различия в степенях достоверности опреде­ляются тем, в какой мере иснад удовлетворяет условиям дос­товерности, однако редко встречаются такие иснады, которые в полной мере соответствуют всем этим условиям. Ввиду этого лучше всего воздержаться от заключений о том, что какой-ни­будь иснад является самым достоверным из всех. Тем не менее известно, что отдельные имамы делали утверждения такого ро­да, хотя и очевидно, что каждый из них отдавал предпочтение тому, что он считал наиболее сильным. Ниже приводятся при­меры иснадов, являющихся, по мнению некоторых мухадди­сов, наиболее достоверными:

а) То, что передал аз-Зухри со слов Салима, слышавшего это от своего отца.[2]

Сообщается, что такое мнение высказывали Исхак бин Ра­хавийа и Ахмад.

б) То, что передал Ибн Сирин со слов Убайды, слышавше­го это от Али, да будет доволен им Аллах.[3]

Сообщается, что такое мнение высказывали Ибн аль-Мади­ни и аль-Фалляс.

в) То, что передал аль-А‘маш со слов Ибрахима, слышавше­го это от ‘Алькамы, слышавшего это от Абдуллаха, да будет до­волен им Аллах.[4]

Сообщается, что такое мнение высказывал Ибн Ма‘ин.

г) То, что передал аз-Зухри со слов Али бин аль-Хусайна, слышавшего это от своего отца, слышавшего это от Али, да бу­дет доволен им Аллах.

Сообщается, что такое мнение высказывал Абу Бакр бин Абу Шайба.

д) То, что передал Малик, слышавший от Нафи‘а, слышав­шего это от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.

Сообщается, что такое мнение высказывал аль-Бухари.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

Как хадисы дошли до наших дней, и все ли из них достоверны?

Что такое достоверные хадисы. Смотреть фото Что такое достоверные хадисы. Смотреть картинку Что такое достоверные хадисы. Картинка про Что такое достоверные хадисы. Фото Что такое достоверные хадисы

Как появилась наука хадисоведение? (Источник фото: vk.com)

Некоторые люди убеждены, что во время посланника Аллаха (мир ему) не было никакой методологии для записи хадисов. Из этого вытекает, что существование науки хадисоведение и в целом Сунны безосновательно.

Данное утверждение, разумеется, в корне ошибочно, так как посланник Аллаха (мир ему) обучал мусульман своей Сунне тремя основными способами – устно, письменно (диктовал что-то своим писцам), а также своими действиями на практике.

Что касается устной традиции, то обычно Досточтимый Пророк (мир ему) повторял что-то трижды, а потом интересовался у сподвижников, как они его поняли.

Второй способ передачи Сунны включает в себя письма к правителям иностранных государств, а также послания наместникам, в которых он разъяснял те или иные особенности исламского вероучения и права.

Демонстрация на практике включала в себя действия посланника Аллаха (мир ему), совершенные прилюдно для обучения сподвижников. Например, омовение, намаз, пост, хадж и т.д.

Сподвижники, в свою очередь, сыграли решающую роль в изучении и распространении науки хадисоведения. Они запоминали хадисы и рассказывали их другим.

История записывания хадисов

Как ни странно, в литературе по хадисам мы находим высказывания посланника Аллаха (мир ему) как запрещающие, так и разрешающие запись его слов.

Так Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передает от посланника Аллаха (мир ему): «Ничего не записывайте из моих слов, только Коран. И если кто что-либо записал из того, что я говорил, кроме аятов Корана, пусть уничтожит записи» (Муслим, Ахмад)

К слову, это единственный достоверный хадис на эту тему. Остальные хадисы имеют слабости в своей цепочке, поэтому не принимаются.

Из комментариев к этому хадису становится ясно, что запрет касался не столько записи самих слов посланника Аллаха (мир ему), сколько записи его слов на одном и том же листе вместе с аятами Корана, что, как несложно догадаться, могло привести к компрометации его текста. Согласно другому мнению, этот запрет был актуален для первых нескольких месяцев или лет ниспослания Корана, чтобы не отвлекать внимание мусульман от Священного текста.

Что такое достоверные хадисы. Смотреть фото Что такое достоверные хадисы. Смотреть картинку Что такое достоверные хадисы. Картинка про Что такое достоверные хадисы. Фото Что такое достоверные хадисы

Кому Пророк (мир ему) запрещал записывать за ним его слова?

Разрешение на запись хадисов

Тем не менее, есть свидетельства того, что посланник Аллаха (мир ему) разрешал записывать его высказывания.

Сподвижники Пророка записывали за ним его слова. Например, Абдулле бин Амру (да будет доволен им Аллах) было лично разрешено записывать высказывания Пророка Мухаммада (мир ему). Кроме того, около 50 сподвижников посланника Аллаха (мир ему) обладали рукописными сборниками хадисов.

К сожалению, оригиналы этих сборников были утеряны, но некоторые немногочисленные копии сохранились. Например, рукопись Хаммама бин Мунаббиха, который от Абу Хурайры записал 138 хадисов. Считается, что рукопись была написана в середине первого столетия по хиджре.

Вначале второго века по хиджре во время правления халифа Умара бин Абдульазиза (715-719 в.н.э) тексты хадисов стали повсеместно записывать. Хадисы собирали по всему мусульманскому миру – в Сирии, Египте, Ираке, Йемене, Хорасане и в других местах. Ведущие богословы того времени предостерегали переписчиков хадисов относительно недобросовестных передатчиков и призывали не фиксировать ненадежные сообщения.

Имам Малик стал первым ученым, предпринявшим попытку сбора и систематизации хадисов. В итоге из-под его пера вышел первый в истории Ислама сборник хадисов аль-Муватта. Позже появились и другие сборники.

С течением времени хадисов стало слишком много. Появлялись хадисы, которые не имели отношения к посланнику Аллаха (мир ему), и их необходимо было отсеять. Это можно сравнить с прополкой сада от сорняков. Сама по себе работа непростая, но все осложняется еще и тем, что для этого не было разработано никаких инструментов.

Позже инструменты были разработаны. Они отличались особой щепетильностью и скрупулёзностью. Множество критериев отбора хадисов появлялось позже на основе тщательного изучения принятых и отклоненных хадисов.

Так появилась знакомая нам сейчас наука хадисоведения (мусталах аль-хадис). Целью этой науки был отбор и систематизация раннего материала. Ученые-хадисоведы выдвигали новые теории, расширяли труды предыдущих поколений. Они провели полную и четко определенную классификацию хадисов и их передатчиков, а также подвергли тщательному анализу труды ведущих составителей сборников, не щадя даже имамов Бухари и Муслима.

Источник

Muntaqa

Избранное об исламе. Авторские переводы и статьи

Какой хадис называют достоверным (сахих)?

Общие условия достоверного хадиса

Ученые сошлись на том, что хадис, который называют достоверным, должен в общем соответствовать пяти условиям:

Примечания.

1. Таковы условия хадиса, который относят к категории «достоверный сам по себе» (сахих ли затихи).

2. Если какой-либо из его передатчиков имеет недостаток в точности, то сами по себе хадисы с таким иснадом относят к категории «хороших». Но если у одного хадиса есть несколько «хороших» иснадов, то его относят к категории «достоверного по причине другого» (сахих ли гейрихи).

Хафиз Шамсуддин ас-Сахави аш-Шафии вместил оба вида в одном определении. Он писал: «Достоверный сам по себе, а также по причине другого — это хадис, который уберегся от суждения об изъяне в его иснаде и матне. Поскольку его иснад непрерывен, состоит из передатчиков, сохранивших свое достоинство, совершенно точных в передаче — или недостаточно точных, если есть подкрепляющие версии — он не является отклонившимся и не содержит скрытого недостатка». См. «Ат-Таудых аль-абхар», с. 30.

قال الحافظ شمس الدين السخاوي الشافعي: «(فالصحيح) : لذاته وكذا لغيره، (ما سلم من الطعن في إسناده ومتنه) إذ هو المتصل السند بالعدل التام الضبط أو القاصر عنه إذا اعتُضد من غير شذوذ ولا علة». انظر: «التوضيح الأبهر»، ص. 30.

3. Обычаем ранних мухаддисов было делить хадисы только на достоверные (сахих) и слабые (да’иф), и потому иногда достоверными у них назывались хадисы, которые позже были разделены на достоверные и хорошие (хасан). Писал имам Ибн ас-Салях аш-Шафии: «Среди приверженцев хадиса есть те, кто не выделяет хорошие (хасан) хадисы в отдельный вид, а делает их одним из видов достоверных хадисов, так как они относятся к видам хадисов, которые используются в качестве доказательства (худжа)». См. «Аль-Мукаддима», с. 110.

قال الإمام ابن الصلاح الشافعي: «مِنْ أهلِ الحديثِ مَنْ لا يُفردُ نوعَ الحسَنِ ويجْعَلُهُ مُندرِجاً في أنواعِ الصحيحِ؛ لاندراجِهِ في أنواعِ مَا يُحتجُّ بهِ». انظر: «المقدمة»، ص. 110.

И были примеры того, как при разделении хадисов на достоверные и слабые ранние мухаддисы относили хорошие хадисы к категории слабых, как это может пониматься из слов шейх уль-Ислама Такыюддина ибн Таймии, см. «Минхадж ас-сунна» 4/341.

Источник

Хадисы

Что такое достоверные хадисы. Смотреть фото Что такое достоверные хадисы. Смотреть картинку Что такое достоверные хадисы. Картинка про Что такое достоверные хадисы. Фото Что такое достоверные хадисы

В сумме хадисы Пророка Мухаммада ﷺ образуют Сунну, которая для всех мусульман в мире имеет весомый авторитет и составляет одну из основ шариата, обязательную к следованию за ней. С арабского слово «хадис» переводится как: «беседа», «предание», «рассказ», «новый».

Передача хадисов

Ахлюль хадис и изучение, передача и записывание хадисов

Что такое достоверные хадисы. Смотреть фото Что такое достоверные хадисы. Смотреть картинку Что такое достоверные хадисы. Картинка про Что такое достоверные хадисы. Фото Что такое достоверные хадисыСуществует понятие ахлюль хадис, которое в переводе с арабского означает «приверженцы хадисов». Ахлюль хадис – так называют тех, кто не просто слушает хадисы, записывает их и передает, но и следующих им, заучивающих хадисы, понимающих их смысл в скрытом и явном. Ахлюль хадис – это мусульмане, следующие за достоверными хадисами Пророка Мухаммеда ﷺ и делу его сподвижников. Шейху-ль-ислам ибн Таймия разъясняя понятие ахлюль хадис приводил в пример людей Корана (ахль аль-Куран), которые не ограничиваются тем, что любят Коран и хадисы, а, также как и ахлюль хадис исследуют смысл Корана и действуют в соответствия с полученными из него знаниями. В хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ более подробно разъясняется суть Священного Корана.

Достоверные хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ слушать и знать должен каждый верующий мусульманин. Некоторые сподвижники Пророка Мухаммеда ﷺ слышали от него большое количество хадисов и передали их потомкам через длинный крепкий иснад: многие хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ посчастливилось слушать и передать Абу Хурайре – ему Посланник Аллаха ﷺ рассказал пять тысяч триста семьдесят четыре хадиса.

Людей, которые занимаются изучением и обработкой хадисов, изучают науку и терминологию, с ними связанную, обладают обширными знаниями о том, по каким критериям хадисы считаются приемлемыми и определяется их достоверность, называют мухаддисами. Они собирают тексты хадисов, проверяют иснад (цепочки) передатчиков на присутствие среди них людей ненадежных. По словам шейха аль-Ислама, ахлюль хадис являются предшественниками из первых трех поколений, а также те, кто последовал за ними.

Хадисоведение

Изучением хадисов занимается специальная наука в исламе – хадисоведение или мусталях аль-хадис. В эту науку входит несколько религиозных дисциплин, которые мусульманские ученые всего мира используют для того, чтобы выявить степень достоверности как хадисов, так и их передатчиков.

Сама же наука хадисоведение подразделяется на ильм аль-хадис аль-хасс би-р-ривая, то есть направление, которое изучает путь, которым хадис через цепочку передатчиков дошел до нас, и ильм аль-хадис аль-хасс би-д-дирая, то есть направление, которое устанавливает подлинность хадиса, изучает все те положения, которые извлекаются из него, изучает виды хадисов и условия для их приемлемости.

Список авторитетных передатчиков хадисов

Самым авторитетным в мире ислама мухаддисом считают Мухаммеда ибн Исмаила аль-Бухари, который обработал огромное количество хадисов – около шестисот тысяч, а по тем, которые он отобрал как самые достоверные, он составил сборник, в который вошли только семь тысяч четыреста хадисов – этот сборник называется «аль-Джами ас-Сахих».

Еще один объемный и авторитетный сборник хадисов отобрал и составил Ахмад ибн Ханбаль, в чей сборник под названием «аль-Муснад» вошло сорок тысяч хадисов, и для составления которого он обработал около миллиона хадисов. В этих сборниках представлены хадисы на самые разные темы ислама, затрагивающие волнующие мусульман вопросы: в них есть хадисы о намазе, хадисы о терпении и смерти. Часто можно встретить такие, которые рассматривают какие-то узкие темы, но актуальные даже в современное время: хадис про арбуз, про хиджаб.

Хадисы о еде

Вопросам еды Пророк Мохаммед ﷺ уделял особое внимание. Приводятся различные хадисы о еде, о меде, об арбузе, и каждому фрукту или каждой пище Пророк Всевышнего ﷺ умел придать особое значение. Приводится хадис про арбуз, который передан Абу Даудом, в котором сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ ел молодые финики с арбузом. По словам его супруги Аиши, когда Посланник Аллаха ﷺ ел арбузы и дыни с финиками, он говорил: «Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого», указывая на сухие финики и сочные арбузы.

Приводятся и хадисы про арбуз, в которых перечисляются достоинства арбуза, но есть мнение среди ученых ибн аль-Кайима и ас-Сахави, что все эти хадисы являются ложными, также об их недостоверности упоминал имам Ахмад. Например, хадис, в котором якобы Пророк ﷺ сказал, что «любая из ваших женщин, которая употребляет арбуз, будучи беременной, обязательно родит ребенка красивого внешне и с хорошим характером». Имам Ахмад говорил, что «относительно достоинства арбуза нет ничего достоверного, кроме хадиса о том, что Посланник Аллаха, ﷺ, ел его». О хадисах про арбуз ибн аль-Кайим говорил, что единственным достоверным является тот, в котором рассказывается, что Пророк Мухаммад ﷺ ел арбузы с финиками.

Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о смерти

Что такое достоверные хадисы. Смотреть фото Что такое достоверные хадисы. Смотреть картинку Что такое достоверные хадисы. Картинка про Что такое достоверные хадисы. Фото Что такое достоверные хадисыМногие темы, которые затрагивают хадисы, не оставляют равнодушными ни одного мусульманина, к таким относятся хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о смерти, поскольку каждый верующий постоянно задумывается о том, что после жизни земной и смерти его ждет жизнь вечная, и о том, как ему следует прожить свое время, чтобы заслужить довольство Господа и право наслаждаться райскими садами после смерти, стать терпеливым, о том, что после смерти человеку придется держать ответ перед Господом за поступки, совершенные в земном мире.

Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о смерти побуждают верующего к размышлениям о смерти. В Священной Книге Господа содержится примерно сто шестьдесят пять упоминаний о смерти, и теме смерти в Исламе придается важное значение.

Приводится хадис о смерти от Абу Хурайры, переданный ат-Тирмизи, в котором Пророк Мухаммед ﷺ сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий, то есть смерть». По мнению исламских ученых-богословов, этот хадис совершенен в своей лаконичности, передавая глубокий и великий смысл: верующий, который вспоминает о том, что последует после наступления его смерти и ухода из земного мира, за удовольствиями земной жизни гоняться не станет, нарушая ради этого границы дозволенного, поскольку ценности земного мира преходящи. Душа же человека вечна, будет приветствовать Господа и стараться, чтобы Всевышний был доволен ей, такой человек станет более терпеливым и будет стараться проявлять благочестие.

Приводится также хадис о смерти, который передан аль-Баззар, в котором Пророк Мухаммед ﷺ сказал, что если раб Божий вспомнит о смерти в трудном положении, то его трудности покажутся легкими для него и это сможет показать ему необходимость терпения.

Пророк Мухаммед ﷺ в хадисе о смерти, который был передан его женой Аишей, рекомендовал верующим посещать кладбища чаще, и сам он посещал кладбища каждый день и даже среди ночи, посещая могилы своих сподвижников. По свидетельству Анаса ибн Малика, Посланник Аллаха ﷺ говорил, что раньше он запрещал своим сподвижникам посещать кладбища, но теперь приветствует и рекомендует посещать их, поскольку это смягчает их сердца, а глаза наполняет «слезами смирения в этой жизни и напоминает о будущей». Об этом сказано в хадисе, которые привел Абу Дауд и Муслим.

Что такое достоверные хадисы. Смотреть фото Что такое достоверные хадисы. Смотреть картинку Что такое достоверные хадисы. Картинка про Что такое достоверные хадисы. Фото Что такое достоверные хадисыВ другом хадисе о смерти, приводимом ат-Тирмизи, Пророк Мухаммед ﷺ сказал, что благоразумен тот раб Божий, который в этом мире призывает себя к ответу и трудится ради того, что последует после смерти. И тот раб слаб, кто в этом мире следует своим желаниям, теша себя надеждой на то, что Господь над ним смилостивится.

Также супруга Пророка Мухаммеда ﷺ Аиша свидетельствовала, что в ее руках находился сосуд с водой, когда Посланник Аллаха ﷺ лежал при смерти, и Пророк ﷺ опускал в эту воду свою руку, а потом обтирал свое лицо, обращаясь с мольбой к Господу, чтобы он послал ему терпения во время смерти.

Человек должен ежечасно вспоминать о смерти, о жизни души после смерти в загробном мире, представлять то, в каком состоянии он будет находиться, когда покинет земной мир, какие могильные муки его ожидают, о Судном дне и Часе суда. Тогда такой человек не сможет грешить в земном мире, станет терпеливым, а также будет сожалеть о тех грехах, которые ранее совершил, отстранится от соблазнов и начнет готовиться к очищению души и жизни после смерти.

Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о важных аспектах жизни мусульман

Верующим необходимо слушать хадисы о таких аспектах жизни мусульманина, которые, являясь незначительными и бытовыми, все-таки требуют особого отношения мусульманина в соответствие с установлениями Шариата: о том, как заработать деньги на женитьбу, о том, как найти себе достойную жену и какой она должна быть, чтобы муж был довольный ею, о браке и вопросах развода, о жизни, которую должна вести в терпении и благочестии вдова мусульманина, и о том, какая жена в исламе названа неблагодарной.

Мусульманам следует слушать хадисы Пророка ﷺ о женщинах, ведь этой теме он уделял особое внимание: он ﷺ говорил о необходимости заботиться о них, о запрете поднимать руку на свою жену, о том, что муж должен быть снисходителен к недостаткам своей жены, о деликатности и целомудрии в семейной жизни, о ревности и подозрительности в браке. Важно слушать хадисы Пророка ﷺ о матерях, ведь этой теме Пророк Мухаммад ﷺ также посвятил много высказываний и бесед. Эти хадисы показывают важную мудрость о терпении и самоотверженности матерей, о том, какой долг у родителей по отношению к своим детям, о правилах опекунства, о дочерях и сыновьях, о наследниках и наследстве.

Хадисы о терпении

Что такое достоверные хадисы. Смотреть фото Что такое достоверные хадисы. Смотреть картинку Что такое достоверные хадисы. Картинка про Что такое достоверные хадисы. Фото Что такое достоверные хадисыКаждому мусульманину важно слушать и размышлять над хадисами Пророка Мухаммеда ﷺ о терпении, которые показывают, что главной добродетельностью верующего является терпение. Теме терпения уделено немало внимания и в сурах Священной Книги Коран.

В хадисе о терпении, переданном Муслимом от Абу Малика аль-Хариса ибн Асима аль-Ашари, сообщается, что Пророк Мухаммед ﷺ сказал, что «очищение или молитва является лишь половиной веры: “Хвала Аллаху” заполнят собой Весы, “Слава Аллаху и хвала Аллаху” заполнят собой пространство между небесами и землёй, молитва – свет, милостыня (садака) – доказательство, терпение – сияние, а Коран – аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром, и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит».

В одном из хадисов о терпении, переданных Муслимом, Бухари и другими, ансары обратились к Пророку ﷺ с какой-то просьбой, и он дал им то, что они просили, и затем они обращались с такой же просьбой еще неоднократно, и он не отказывал им до тех пор, пока не раздал все, что у него было, а после сказал, что никогда не утаит от них ничего, что у него есть, но напомнил, что следует стремиться к воздержанности, поскольку того человека, который будет пытаться обойтись своими силами, Господь избавит от необходимости обращаться с просьбой к другим, а тому человеку, кто будет проявлять терпение, Всевышний дарует терпение, и нет ценнее и щедрее дара, чем терпение.

Еще в одном хадисе о терпении приводятся слова Пророка Мухаммеда ﷺ об удивительном положении верующего: все в его положении является благом для него, и это никому более не дано: «если что-нибудь радует его, он благодарит Всевышнего, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это становится для него благом».

Что такое достоверные хадисы. Смотреть фото Что такое достоверные хадисы. Смотреть картинку Что такое достоверные хадисы. Картинка про Что такое достоверные хадисы. Фото Что такое достоверные хадисыВ одном из хадисов о терпении, переданном Муслимом и Бухари, Анас рассказал историю, случившуюся, когда Пророк Мухаммед ﷺ проходил мимо стоящей у могилы женщины, которая оплакивала своего сына, и сказал ей, чтобы она боялась Аллаха и хранила терпение, на что женщина сказала: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!». Когда же этой женщине сообщили, кто мимо нее проходил и разговаривал с ней, она пошла к дому Посланника Аллаха ﷺ и сказала, что не узнала его. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал этой женщине, что нужно быть терпеливой: «Поистине, терпение больше всего следует проявлять при первом потрясении».

Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о намазе

Важности намаза и его правильному совершению Пророк Мухаммад ﷺ уделял много внимания. Посланник Аллаха ﷺ сообщал в хадисе, переданным Дарими, Маликом, Ахмадом и другими о том, что намаз – это лучшее из дел, в котором мусульманину необходимо быть искренним, в точности соблюдая все столпы намаза, уделяя должное внимание совершению омовения (вуду).

В хадисе о намазе, переданном Аишей, рассказывается, что Пророк Мухаммад ﷺ уделял особое внимание тому, чтобы совершать два ракаата сунны-намаза перед тем, как совершить намаз фаджр. Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Два ракаата, совершенные перед утренним намазом, лучше, чем весь этот мир и всё, что в нем есть» (Муслим).

Также Посланнику Аллаха ﷺ принадлежат слова (передано Тирмизи, Ахмадом и Абу Даудом) о том, что тот, кто выполняет четыре ракаата сунны до обязательного намаза Аср.

В хадисе, переданном Ахмадом, Бухари, Ибн Маджа и Муслимом сообщается, что, когда Посланник Аллаха ﷺ совершал намаз на открытом месте, он ставил перед собой сутру (преграду), втыкая перед собой короткое копье или опуская на землю свое верховое животное.

В достоверном хадисе, переданном Ахмадом, Муслимом и Ибн Хузеймой, Пророк Мухаммад ﷺ стремится показать и разъяснить, что тому, кто тщательно совершит омовение, а потом пойдет на обязательный намаз и его совершит за имамом, будет прощен грех. Передает Баззар и Табарани, что «намаз двоих человек, из которых один станет имамом, будет перед Всевышним чище, чем намаз четверых человек, которые совершили намаз поодиночке».

Хадисы ан-Навави

Имам Ан-Навави собрал в своем сборнике хадисы не на одну тему, не раскрывающую одну из сторон ислама, а, наоборот, он собрал те хадисы, которые раскрывают все стороны ислама. Обучающийся по данному курсу в итоге получает полную и правильную картину всей этой религии. Каждый из сорока хадисов представляет собой одну из великих основ ислама. Ученые так и называли эти хадисы. Какой-то хадис называли стержнем ислама в целом, а какой-то его половиной и т.д. Список хадисов представлен ниже. Данные хадисы доступны для изучения в бесплатной онлайн-школе Академии Медина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *