Что такое дошкольное детство
Особенности периода дошкольного детства, специфика возраста и возможные сложности
Ключевым периодом в развитии ребенка является дошкольный возраст, включающий в себя диапазон от 3 до 7 лет. Это очень важное время для становления личности малыша, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важнейших для дальнейшей жизни навыков. Поэтому родителям предстоит приложить немало усилий, чтобы вырастить гармоничную личность, готовую к получению среднего образования и к выходу в «большую жизнь».
Общее описание периода
Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:
С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.
Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.
С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.
Сколько лет дошкольникам?
В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:
Каждый из них имеет свои особенности, поэтому понятно, что малыш в 3 года существенно отличается от шестилетнего.
Физическое развитие
В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.
Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:
Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем.
Основные возрастные кризисы
Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.
Название | Возможные причины | Основные симптомы | Рекомендации родителям |
Кризис трех лет | Поведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков. | Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять). | Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт. Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть). |
Кризис семи лет (может также возникнуть в 6 лет) | Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить. | Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями. Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей. | Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки. |
Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.
Коротко о детских страхах
Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период. Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни. Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.
5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.
Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.
Виды деятельности
Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).
Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.
Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.
Коммуникации
Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.
Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем. Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками. Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких. Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.
Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.
Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом. Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность. Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.
Специфика развития мышления
Отличительной чертой дошкольного периода является формирование и развитие наглядно-образного мышления. Сейчас ребенок наделен гибким умом, пытливостью, любознательностью, он забрасывает родителей вопросами «почему?», его память в 4-5 лет меняется с непроизвольной на произвольную.
Дошкольное детство – важнейшее время в жизни ребенка, которое во многом формирует черты его личности: целеустремленность, социальную активность, эмоциональную сферу. Сейчас очень важно помочь малышу развиваться гармонично, используя сюжетно-ролевые игры и корректируя собственное поведение исходя из его растущей потребности в самостоятельности.
Консультация «Дошкольное детство. Возраст от 3 до 7 лет»
Ольга Наренкова
Консультация «Дошкольное детство. Возраст от 3 до 7 лет»
Дошкольный возраст
Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни ребенка в это время быстро меняются. Рамки жизни в семье расширяются до пределов улицы, города.
Самое лучшее, что могут сделать родители для развития детей в это время – НЕ МЕШАТЬ ДЕТЯМ ИГРАТЬ.
Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не мешать ребенку, если он увлечен.
Не нужно стремится постоянно «занять» ребенка – пусть поскучает, помечтает, пусть понаблюдает за окружающим его миром.
Это не баловство, не пустое времяпровождение – это РАЗВИТИЕ.
В дошкольном возрасте на первый план выходит РОЛЕВАЯ или ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА. Здесь ребенок учится строить план, получает эмоции и проживает эти действия.
Для того, чтобы ребенок научился планировать ролевую игру, должны изменится его ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ.
Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным его совместная деятельность с близкими взрослыми начинает распадаться. Но игра не может развиваться без полноценного взаимодействия со взрослыми и без разнообразных впечатлений от окружающего мира.
Поэтому на данном этапе и важно ребенку как можно больше давать возможность играть. Тем самым он учится взаимодействовать со взрослыми и познавать жизнь.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это РЕЖИССЕРСКАЯ, а позднее ОБРАЗНО-РОЛЕВАЯ игра.
В таких играх ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и в соответствии с этой ролью действует.
Режиссерская и образно-ролевая игра позднее переходит в сюжетно-ролевую игру. Позже из этого вида игры появляется ИГРА С ПРАВИЛАМИ.
Сюжет – это то, что отражается в игре. Сначала сюжет берет моменты из семьи, затем они усложняются – школьные, производственные, военные и т. д.
Продолжительность игры увеличивается. Если в 3-4 года ребенок играл в «дочки-матери» 10-15 минут, то в 4-5 лет одна игра может продолжаться 40-50 минут.
МЛАДШИЕ дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Действия разных детей могут не согласовываться друг с другом. Дети могут забывать для кого они и что именно делают.
СРЕДНИЕ дошкольники уже более сосредоточены на отношениях. Поэтому 5-летний ребенок не забудет поставить нарезанный хлеб перед куклой. Исключено и забывание ролей, параллельное выполнение одного и того же.
Для СТАРШИХ дошкольников важными становятся правила, которые вытекают из роли, и правильность выполнения этих правил. Предметные действия практически прекращаются.
Таким образом можно отследить такое развитие:
От игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.
В развитии игры выделяют 2 основные фазы или стадии.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия.
ВТОРАЯ СТАДИЯ (5-7 лет) – моделируются реальные отношения между людьми, содержанием игры становятся социальные отношения.
Игра на всех стадиях имеет яркую аффективную, то есть эмоциаональную окраску.
В игре развивается:
— мотивационно-потребностная сфера (хочу и надо);
— произвольность поведения (выполнение не только своих желаний, но и согласование с другим своих действий);
— ребенок учится контролировать свои эмоции.
Развитие психических функций в дошкольном возрасте.
В этот период завершается долгий и сложный процесс. К 7 годам язык становится средством общения. Он становится для ребенка «родным».
Развивается звуковая сторона. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего звукопроизношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Быстро увеличивается СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ речи.Здесь иеют место быть индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других меньше. Эти различия зависят от условий жизни детей, в какой среде и с кем он живет, как и сколько с ним общаются близкие взрослые.
Развивается ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ речи. Дети усваивают закономерности морфологического порядка (строение слов) и синтаксического (построение фразы, предложения).
Все это приводит к тому, что ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, понятно передать свои впечатления окружающим.
У ребенка появляются формы речи – монолог, рассказ.
Восприятие утрачивает свой аффективный (эмоциональный) характер. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
В нем выделяются произвольные действия –наблюдение, рассматривание, поиск.
Основное – это переход от НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО к НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ и затем к СЛОВЕСНОМУ МЫШЛЕНИЮ.
Но, основным пока остается наглядно-образное мышление. Несмотря на это, дети могут рассуждать и решать сложные задачи. Главное – четко объяснить ребенку условия задачи.
В этом возрасте у ребенка лучше усваиваются понятия. Например, «день, ночь» и т. д. появляется тенденция к обобщению, установлению связей.
Дошкольное детство наиболее благоприятно для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью материал.
У младших дошкольников память НЕПРОИЗВОЛЬНА. Ребенок не ставит перед собой целью что-то запомнить. Запоминается то, что вызывает интерес, эмоции.
Начинает развиваться смысловая память.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется пока только эпизодически.
Возраст с 3-5 лет становится возрастом первых детских воспоминаний.
Дошкольный возраст, по словам А. Н. Леонтьева, «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований.
Развиваются эмоциональная и мотивационные сферы. Формируется самосознание.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие аффективных вспышек по незначительным поводам. Но, это не значит, что становится меньше эмоций, насыщенности и интенсивности.
Действия ребенка уже не связаны напрямую с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмет, о желательном результате, о возможности достичь егов ближайшем будущем.С ребенком можно договориться: «Сейчас ты сделаешь то-то и то-то, а потом мы пойдем в магазин».
Меняются эмоциональные реакции. Если в раннем детстве ребенок, переживая обиду плакал, бросался на диван, закрывал лицо руками, хаотично двигался, краснел, кричал, мог сломать игрушку, попавшую под руку. То сейчас реакции становятся более сдержанными. Переживания становятся сложнее и глубже.
Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание.
Все, во что включается дошкольник, должно иметь яркую эмоциональную окраску.
Самым важным личностным механизмом и образованием в этом периоде считается соподчинение мотивов.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он может научится не реагировать на понравившийся предмет.
Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды.
Более слабый – наказание.
Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются новые мотивы.
Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества.
В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разные мотивы имеют разную силу. Среди них выделяют доминирующие мотивы. Дошкольник начинает усваивать этические нормы. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интеллектуальному и личностному развитию.
Оно считается центральным новообразованием. То есть главным достижением ребенка в этом возрасте.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе чисто «эмоциональной самооценки – я хороший» и рациональной оценки чужого поведения.
Ребенок сначала научается оценивать чужие поступки, а затем свои действия, качества, умения.
Оценивая свои достижения 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В целом самооценка у ребенка достаточно высока. Благодаря этому он осваивает новые виды деятельности.
Адекватный образ «Я» формируется у ребенка, если гармонично сочетаются знания, которые поступили к нему из окружающей среды, и знания из общения со взрослыми и сверстниками.
Для данного периода характерна половая идентификация. Ребенок осознает себя как мальчик или девочка. Дети получают знания о соответствующем стиле поведения. Начинается осознание себя во времени.
В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем «когда я вырасту».
Дошкольное детство Период детства является одним из главных компонентов составляющих процесс развития личности. Становясь взрослым и рассматривая с позиции.
Развлечение «Дошкольное детство, прощай» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Алтайского края Хабарского района «Дошкольное.
Консультация для родителей: «Дошкольное детство. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста». Буклет Буклет памятка для родителей детей 4-7 лет Буклеты являются одной из форм работы психолога детского сада и школы с родителями. Буклет (англ.
Сценарий выпускного бала «Фильм «Дошкольное детство» ВЕД. : Как зал наш красив, как наряден и светел! Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали немного.
Сценарий выпускного в детском саду «Прощай моё дошкольное детство» Музыка объявление для родителей и гостей. Заведующая: Дорогие гости! Сегодня вас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются.
Выпускной 2019 «Дошкольное детство, прощай!» Сценарий выпускного бала в детском саду: «Дошкольное детство, прощай!» Персонажи: 1. Кощей 2. Баба Яга 3. Избушка 4. Василиса 5. Конь –.
Выпускной бал «Вспомним дошкольное детство» Выпускной вечер «Вспомним дошкольное детство». 1-й вед. С волненьем ждали этот день, но он нагрянул как-то сразу, И расцвела для всех сирень,.
Выпускной «Вспомним дошкольное детство» Выпускной «Вспомним дошкольное детство» Цель: создать тёплую атмосферу между взрослыми и детьми, поднять настроение выпускникам, формировать.
Дошкольное детство
Полезное
Смотреть что такое «Дошкольное детство» в других словарях:
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО — период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу. Характеризуется интенсивным созреванием организма и фор мированием психики. В рамках Д. д, согласно существующей периодизации возрастного развития (см. Возраст), выделяются… … Российская педагогическая энциклопедия
Структуры управления и учреждения — Структуры управления и учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы Структуры управления и учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы государственные учреждения, созданные Департаментом для… … Википедия
Структуры управления и учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы — Структуры управления и учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы государственные учреждения, созданные Департаментом для обеспечивания деятельности и обслуживания системы образования и некоторые образовательные… … Википедия
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ — выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо физиологическими и социально психологическими признаками развития. В России принята следующая В. п.: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство… … Психомоторика: cловарь-справочник
День работников дошкольного образования — День воспитателя и всех дошкольных работников профессиональный праздник в Российской Федерации. Этот праздник отмечается ежегодно, 27 сентября. Содержание 1 История праздника 2 Интересные факты … Википедия
Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 4 года), средний (4 5 лет) и старший (5 7 лет) Д. в. Дошкольное детство один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
возраст (в психологии) — конкретная, относительно ограниченная по времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с развитием индивидуальных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Новоселова, Светлана Леонидовна — Заведующая лабораторией игры и развивающей предметной среды Научного центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца Московского Комитета образования с 1992 г.; родилась 4 февраля 1933 г. в г. Каменске Шахтинском Ростовской области;… … Большая биографическая энциклопедия
Парамонова, Лариса Алексеевна — Директор Московского научного центра «Дошкольное детство» с 1992 г.; родилась 17 сентября 1939 г. в Московской области; окончилаМосковский государственный заочный педагогический институт в 1964 г., кандидат педагогических наук; 1957… … Большая биографическая энциклопедия