Что такое дорожный надзор
Статья 30. Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения
Статья 30. Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона
1. Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения;
надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
2. Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации.
3. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения являются:
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ), актами, составляющими право Евразийского экономического союза, обязательных требований в области безопасности дорожного движения:
к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения;
к проведению строительных работ (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора), ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения;
к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог;
к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, а также к изменению конструкции зарегистрированных в установленном порядке автомототранспортных средств и прицепов к ним;
к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека);
соблюдение операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств;
соблюдение специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, обязательных требований к таким организациям, установленных Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и порядком государственной регистрации транспортных средств;
соблюдение изготовителями государственных регистрационных знаков транспортных средств обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств, установленных Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядком изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств и правилами учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств;
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании». В положении о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с указанным Федеральным законом, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
4. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
5. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения утверждается Правительством Российской Федерации.
6. Надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
8. Надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
9. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
10. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения в части соблюдения операторами технического осмотра правил проведения технического осмотра транспортных средств, установленных Правительством Российской Федерации, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся до 1 января 2022 года.
11. В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения может осуществляться постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
12. Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
13. Государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Помните эти слова известной песни: «Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна…» Действительно, работа сотрудников органов внутренних дел для обывателя покрыта тайной. Хотя есть и исключения. Например, труд государственных инспекторов дорожного надзора ГИБДД каждый автомобилист может, так сказать, прочувствовать в полной мере на себе: светофоры настроены и работают, там, где раньше были ямы и колеи, после вмешательства инспекторов ровная дорога. Много всего малозаметного, но важного, влияющего на нашу безопасность, сохраняющего здоровье и жизнь.
Труд государственных инспекторов дорожного надзора ГИБДД каждый автомобилист может, так сказать, прочувствовать в полной мере на себе: светофоры настроены и работают, там, где раньше были ямы и колеи, после вмешательства инспекторов ровная дорога.
В свой профессиональный праздник сотрудников дорнадзора, руководитель службы дорожного надзора, старший госинспектор ОГИБДД Каменска-Уральского Юрий ГАГАРИН рассказывает об особенностях работы.
Функции службы дорожного надзора определены регламентом № 380, где прописано, чем мы должны заниматься. Это надзорно-контрольные функции. Проще говоря, мы контролируем состояние покрытия дорог, работу светофоров, уличного дорожного освещения, ж/д переезды, работу сигнализации на них, наличие, правильную установку дорожных знаков, наличие горизонтальной разметки, качество зимнего содержания дорог. И это не полный список.
При выявлении недостатков выдаем предписания в адрес обслуживающих организаций, ведем административное делопроизводство, готовим и направляем представления на устранение причин и условий дефектов (именно так официально именуются нарушения – авт.), выявляем организации, допустившие нарушения.
Каким образом выявляются нарушения? Структура ГАИ достаточно разветвленная. При этом каждый инспектор ДПС является глазами дорнадзора. Особенно инспекторы батальона дорожно-патрульной службы, работающие на дорогах. При патрулировании именно они подмечают недочеты и передают информацию к нам в подразделение. Каждый протокол отрабатывается, и по результатам обслуживающим организациям выдаются предписания на устранение.
Кроме того, каждый сотрудник отдела дорожного надзора всегда подмечает недостатки. Даже если едешь по другому делу, можно по пути выявлять нарушения. К примеру, поехал в Колчедан и раз пять остановился провести замеры, акты составить.
В группу по выездам на учетные ДТП (где пострадали либо погибли люди) обязательно входит инспектор дорожного надзора. Он обследует дорожную сеть и выявляет причины, сопутствующие возникновению аварийной ситуации. Такая же процедура при выезде на ДТП с материальным ущербом.
Нам часто задают вопрос, куда жаловаться на дефекты дорожного покрытия (ямы, выбоины, колейность)? По новым стандартам, устранение дефектов должно начинаться с момента получения информации организацией, которая занимается содержанием. Мы предлагаем звонить сразу дорожникам – в частности, в УГХ, которое отвечает за дорожную сеть города. Но можно продублировать информацию в дежурную часть ГИБДД. Первый вариант оперативнее. Зато во втором случае, при обращении к нам, это будет закреплено документально, что дает определенную гарантию устранения дефекта.
Информацию о каждой яме, колее нам передавать не стоит. Мы практически все недочеты знаем. Как я говорил раньше, каждый инспектор их выявляет в ежедневном режиме – это одна из основных задач при патрулировании. Могут, конечно, быть исключения. Поэтому можно позвонить к нам в подразделение (тел. 32-25-50) и узнать, проведена ли работа по актированию конкретной выбоины. Если нет, возьмем ее в работу.
Сколько водителей, столько мнений. Одни говорят: зачем весной, когда нельзя использовать асфальт, дорожников принуждаете щебнем засыпать ямы? Потом камни летят в стекла… Другой, попавший в эту яму, требует засыпать ее. Тоже и про бугры после экстренного латания дыр холодным асфальтом. Все это называется «оперативное принятие мер по устранению дефектов». Как правило, с наступлением ремонтного периода дорожники эти бугры фрезеруют и участки ремонтируют картами.
Требования к безопасности дорог меняются. По сути, дорожники сами должны видеть, где и что нужно исправить без предписаний с нашей стороны. Едут ремонтировать дорогу картой. Если видят рядом яму, которая в карту не попадает, они сами должны взять ее на контроль, залатать. По факту это не всегда так.
Мы всегда говорим – особое внимание обращать нужно на ямы, которые образуются на ровных участках дорог. Такой «кариес» на дороге. Здесь бдительность водителя гораздо ниже, скорость выше. Он начинает менять траекторию движения, рядом такой же на скорости летит. Итог – ДТП.
Когда дорога вся в удручающем состоянии, водитель полностью сосредоточен – бережет авто. На таких участках, как правило, не регистрируются ДТП с пострадавшими. Такое странное явление. Здесь, видимо, играет роль низкая законопослушность в плане соблюдения ПДД. Если бы все водители руководствовались скоростным режимом, разметкой и т. п. – хорошие дороги были бы безопасными.
Потихоньку мы придем к европейским стандартам. Установят, например, на ул. Суворова камеры через каждые 50 метров, поднимут штрафы. И в принудительном порядке водители будут соблюдать правила дорожного движения: превышать не будут, перестраиваться без поворотников тоже, пристегиваться начнут.
Улица Октябрьская требует капитального ремонта: профилирования, устройства ливневой канализации, обочин, бордюров, переноса опор уличного дорожного освещения. На это требуются серьезные средства, которых в бюджете города пока нет. Мы это прекрасно понимаем, но все равно выдаем по этому участку предписания, потому что улица хотя бы должна быть проезжей.
Мы принимали участие в определении перечня дорог, которым необходим ремонт. Рекомендовали те участки, где больше всего ездит автомобилей. Это логично. Тем более в рамках ограниченного бюджета. Контролем строительства не занимаемся.
Предложения, которые мы разрабатываем и передаем в администрацию города, основываются на анализе аварийности. Он показывает, что на участках улиц, где есть только регулируемые, со светофорами, пешеходные переходы, наезды на людей практически отсутствуют.
На нерегулируемых переходах пешеход считает себя главным. Такая психология. Хотя ПДД говорят, что нужно убедиться, пропускают вас или нет. Поэтому все подобные объекты должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, искусственными неровностями.
Кажется, что автомобилисты у нас считают время по-своему. Часто звонят, говорят: я полчаса ждал, чтобы перекресток проехать. К примеру, ул. Суворова – ул. 4-й Пятилетки, пр. Победы – ул. К. Маркса. Но мы уже сделали все возможное. Цикл работы этого светофора – одна минута 20 секунд. Считайте сами. Плюс у нас в городе везде есть альтернатива – объехать или ждать на светофоре. Просто нужно подумать.
Раньше жители Синарского района работали на трубном заводе, красногорцы на УАЗе, КУМЗе – из района в район ездили реже. Сейчас многие жители ездят на работу в другой район. Поэтому во время часов пик и возникают пробки. Плюс некоторые водители наглеют, ломая своим поведением отработанный, шахматный порядок въезда на мост со стороны Красногорки – лезут в четвертый, пятый ряд.
Часто спрашивают, зачем «кнопочные» пешеходные светофоры ночью переходят в другой режим и периодически включают красный сигнал для машин, даже если рядом нет людей? Все знают, что в ночное время люди как правило, спят, а значит, для автомобилистов нет сдерживающего фактора и можно по отремонтированной Каменской дать газу и посмотреть на что способен автомобиль. То есть нарушить ПДД. А при регулярном включении красного сигнала, даже при отсутствии пешеходов, предупреждаются нарушения. Если включать желтую, предупредительную фазу, то водитель это может воспринять как разрешение погонять.
Появление «зеленой волны» в городе возможно и оправдано только при совпадении двух условий. Во-первых, должна появиться техническая возможность: подготовка светофорных объектов дело дорогостоящее, нужно связать кабелем большое количество светофоров на той же Каменской. Во-вторых, и это определяющий фактор, должно измениться сознание водителей и пешеходов: все должны безукоснительно соблюдать правила дорожного движения.
Для организации велосипедных дорожек за счет сужения дорог должен быть проведен тотальный мониторинг и четкий анализ. Ту же Железнодорожную взять – дорожники не вправе увеличить ее на два метра до девяти, чтобы по полметра выделить велосипедистам. Возможно, гораздо продуктивней предусмотреть дорожки на тротуарах. Но наш менталитет таков, что даже если разметкой отделят вело- и пешеходные зоны, это не значит, что пешеходы не будут ходить по велодорожкам, а велосипедисты не ездить по пешеходным.
Работа инспектора дорожного надзора – это работа в команде. Все позитивные изменения, которые происходят в городе благодаря нашей работе, не единоличные победы – над ними трудится весь отдел. Добились установки светофора на ул. Алюминиевой у остановки «Ул. Гагарина», где постоянно были наезды на пешеходов. Мониторим, анализируем аварийность, информируем администрацию, пишем письма.
Сотрудник дорнадзора должен обладать аналитическим складом ума, уметь на основании разных факторов предусмотреть свои и чужие действия в будущем. Если за окном сильный ветер – стоит предполагать, что на определенном участке может повалить дерево, оборвать провода и отключиться светофор. Но для этого нужно знать, где УГХ плохо кронировало деревья. Зимой пошел легкий снежок – нужно пообщаться с дорожниками, выяснить готовность к возможному снегопаду. Нужно уметь думать наперед.
Что такое дорожный надзор
Надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме
58. Основанием для осуществления сотрудниками надзора за дорожным движением является принятое руководителем соответствующего подразделения ДПС, территориального органа МВД России на районном уровне, подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне решение о заступлении их на службу.
59. Надзор за дорожным движением включает:
визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов;
наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства.
60. Надзор за дорожным движением может осуществляться:
на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении;
на стационарном посту.
При надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие).
61. При выполнении сотрудниками действий, непосредственно связанных с осуществлением надзора за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным транспортным средствам, не допускается.
62. Место, время, формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками определяются руководителем подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне).
63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.
В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.
64. При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
65. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен иметь светящийся жезл (жезл с световозвращающими элементами) и световозвращающее снаряжение.
66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
предупреждению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
предупреждению водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить;
выявлению затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов, осуществлению необходимых мер реагирования;
оказанию, при необходимости и соответствующих обращениях, содействия участникам дорожного движения в передвижении по маршруту следования;
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
выявлению и задержанию транспортных средств, находящихся в розыске;
пресечению преступлений и нарушений общественного порядка и безопасности;
оказанию содействия в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
контролю за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах, а также принятию мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог ;
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденный приказом МВД России от 30 марта 2015 г. N 380 (зарегистрирован в Минюсте России 7 мая 2015 года, регистрационный N 37154), с изменениями, внесенными приказом МВД России от 30 декабря 2016 г. N 926 (зарегистрирован в Минюсте России 26 января 2017 года, регистрационный N 45431).
В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны, предупреждение ДТП.
67. При выявлении правонарушения, совершенного участником дорожного движения, могут быть осуществлены:
остановка транспортного средства, пешехода с целью пресечения нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении;
передача информации о нарушении другому наряду сотрудников, в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС или дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне (в случае необходимости пресечения нарушения и невозможности принятия самостоятельных мер к остановке транспортного средства).
При одновременном выявлении нарушений правил дорожного движения, совершенных несколькими участниками дорожного движения, принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан.
68. При выявлении факта управления транспортным средством с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости либо недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада сотрудник требует прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.
Абзац 2 пункта 2.3.1 Правил дорожного движения.
В случае невыполнения водителем законного требования сотрудника о прекращении движения транспортного средства до устранения неисправностей или условий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
69. При выявлении затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов обеспечивается:
принятие самостоятельно или с привлечением участников дорожного движения мер к устранению помех в дорожном движении;
передача соответствующей информации в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) и предупреждение участников движения с использованием при необходимости средств ограждения, патрульного транспортного средства, специальной световой сигнализации;
выполнение по указанию или разрешению дежурного регулирования дорожного движения в соответствии с пунктом 80 Административного регламента с целью перераспределения транспортных потоков, направления транспортных средств в объезд.
70. При установлении факта или получении информации о нарушении обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог обеспечивается передача соответствующей информации в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) и принимаются возможные меры к устранению угроз безопасности дорожного движения.
71. При осложнениях в дорожном движении, возникших в результате стихийных бедствий, крупных производственных аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) сотрудник информирует об этом дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне), принимает меры к оповещению водителей об опасности, содействует беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно-спасательных служб, в случае необходимости временно ограничивает или запрещает движение, направляет транспортные средства в объезд опасного участка.
72. При получении информации или установлении факта вынужденной остановки транспортного средства, перевозящего опасные грузы, обеспечивается:
сообщение в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) обстоятельств остановки;
контроль за правильностью обозначения места остановки транспортного средства в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов;
73. Для предупреждения нарушений правил дорожного движения могут использоваться устройства (макеты, манекены), имитирующие сотрудника, патрульный автомобиль, средства автоматической фиксации.
Статья 12 Федерального закона «О полиции».
75. Основанием для осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном уровне о применении таких технических средств, руководителя подразделения ДПС, руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне о порядке несения службы сотрудником.
76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
Статья 10 Федерального закона «О полиции».
77. При надзоре за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации могут применяться:
стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры (стойки, опоры) и других конструкциях;
передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на специальных конструкциях (штативах, треногах, вышках на базе транспортных средств);
носимые средства автоматической фиксации, предназначенные для обеспечения надзора за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и не требующие специальных конструкций для размещения;
мобильные средства автоматической фиксации, предназначенные для обеспечения надзора за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и размещаемые на борту транспортных средств.
ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1368-ст. Стандартинформ, 2016).
(сноска в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
Выбор мест установки средств автоматической фиксации осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения ДТП.
79. При надзоре за дорожным движением сотрудником может осуществляться регулирование дорожного движения в случаях:
реализации принятого самостоятельно или полученного решения о временном ограничении или запрещении дорожного движения, изменении его организации на отдельных участках;
неисправности технических средств организации дорожного движения;
необходимости предупреждения ДТП, нарушения участниками дорожного движения правил дорожного движения, предотвращения, ликвидации заторовых ситуаций, оказания помощи участнику дорожного движения, объезда возникшего препятствия, места ДТП, проведения аварийно-спасательных работ и других случаях осложнения дорожной обстановки.
80. Регулирование дорожного движения может осуществляться посредством применения распорядительно-регулировочных действий с использованием:
жестов (рукой, с жезлом либо диском с красным сигналом или световозвращателем) в соответствии с приложением N 2 к Административному регламенту, при необходимости в сочетании со свистком;
ручного управления светофорным объектом;
установки временных дорожных знаков и указателей;
ограждения участка дороги техническими средствами организации дорожного движения (конусами, сигнальной лентой и другими);
размещения на проезжей части патрульного автомобиля с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами;
81. Переключение светофорного объекта в режим ручного управления осуществляется сотрудником с разрешения дежурного.
82. В случае необходимости пресечения в ходе осуществления распорядительно-регулировочных действий административного правонарушения его оформление производится после их окончания или другим нарядом сотрудников, вызываемым через дежурного.
83. Об окончании распорядительно-регулировочных действий докладывается дежурному.