Что такое дорожная инфраструктура определение
Определение транспортная инфраструктура
Транспортная инфраструктура направлена на удовлетворение потребностей экономики и населения страны в перевозках, надежный внутренний и международный товарообмен при соблюдении требований национальной, экономической и экологической безопасности, планомерное и пропорциональное развитие наземных, водных и воздушных путей сообщения на перспективу, региональную транспортную обеспеченность, а также мобилизационную готовность к выполнению перевозок в чрезвычайных ситуациях. Транспортные услуги должны стать доступными для большинства населения.
Транспортная инфраструктура должна не только поддерживать текущие хозяйственные связи, но и иметь некоторый резерв, призванный обеспечить мобильность экономики. Особенность транспортной инфраструктуры состоит в том, что ее рост происходит медленнее, чем расширение хозяйственных связей.
Транспортная инфраструктура оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.
Важное значение транспортная инфраструктура имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
Дорожно-транспортные объекты: виды и значение
В статье рассказывается:
Дорожно-транспортные объекты являются частью дорожно-транспортной инфраструктуры и во многом определяют не только ее качество, но и экономическое развитие всего региона или даже страны в целом. Для успешной динамики в данной сфере необходимо не только поддерживать функционирование таких объектов, но и своевременно внедрять новые технологии.
Важной частью являются комплексы мониторинга. В нашей статье мы расскажем, что входит в понятие дорожно-транспортных объектов, как они классифицируются и разберем необходимые технологии, которые обеспечат развивающий импульс для инфраструктуры.
Типы объектов дорожно-транспортной инфраструктуры
Объекты дорожно-транспортной инфраструктуры принято классифицировать по множеству признаков. Это может быть деление по доступности пользователям, по видам собственников или транспорта или по выполняемой функции в транспортном процессе.
Говоря о доступности транспортной инфраструктуры, подразумевается деление на инфраструктуру общего и необщего пользования. Под инфраструктурой общего пользования понимают объекты, которые можно эксплуатировать для передвижения транспорта неограниченного круга лиц.
Типы объектов дорожно-транспортной инфраструктуры
Объекты дорожно-транспортной инфраструктуры необщего пользования принадлежат или просто находятся в пользовании у представителей исполнительной власти, во владении администрации региона (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), в собственности физических или юридических лиц. Последние эксплуатируют дорожно-транспортные объекты только в личных целях или для удовлетворения нужд муниципальных или государственных органов власти.
Большую часть объектов транспортной инфраструктуры необщего пользования составляют объекты ведомств, которые числятся на балансе предприятий или организаций, обслуживающих производственные или технологические перевозки. Они же осуществляют подъезды к объектам производства и транспортной инфраструктуры общего пользования.
Обычно указанные дорожно-транспортные объекты числятся на балансе промышленных или производственных предприятий. Все технологические перевозки, как и подъезды на производственные участки проектируют на основании технических требований указанной организации (предприятия). Транспортная инфраструктура объектов министерства обороны тоже относится к объектам транспортной инфраструктуры необщего пользования.
Типы объектов дорожно-транспортной инфраструктуры
Все объекты дорожно-транспортной инфраструктуры подразделяются еще и в зависимости от типа собственника. Это могут быть государственные (федеральные) организации, региональные (территориальные), муниципальные и даже юридические и физические лица.
Есть подразделение по видам транспорта на: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Функции каждый из дорожно-транспортных объектов выполняет свои. Их подразделяют на пути сообщения, технологические объекты, объекты средств управления движением, здания и сооружения обслуживания участников движения.
6 видов городских дорожно-транспортных объектов
В городах РФ транспортная инфраструктура состоит из линий, сооружений и устройств городского, пригородного, внешнего транспорта.
Основная цель — обеспечение бесперебойной связи между жилыми, производственными, туристскими и рекреационными градостроительными образованиями с центром населенного пункта. Также важно обеспечить подъезды и подходы к земельным участкам, организовать связь между собой всех зданий и сооружений, и транспортную обеспеченность поселений и прилегающими территориями РФ и другими населенными пунктами.
Есть четкое разделение между дорогами и улицами: дорогой признаны участки улично-дорожной сети, на которой преобладает движение транзитного, грузового, общественного транспорта; дорога прокладывается вдали от жилой зоны, городских центров, парков, зон отдыха (вдоль железных дорог, в оврагах, вдоль промышленных зон); улица же предназначена для обеспечения движение и стоянки транспорта, для пешеходного передвижения, для беспрепятственного проезда или прохода к зданиям и внутриквартальным территориям, для размещения остановочных комплексов пассажирских автобусов и прокладки коммуникаций.Дороги и улицы могут иметь местное или магистральное значение.
Назначение магистральных улиц и дорог — пропуск транспортных потоков. Это могут быть как связи между районами одного города, так и внешние связи между регионами. По выделенным маршрутам ходит транспорт, обеспечивающий пассажирские перевозки (автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.).
Транспортные магистрали дублируют основные улицы, чтобы снять с них нагрузку.
Магистральные улицы и дороги — это автомобильные улицы и дороги с непрерывным движением. Именно они обеспечивают скоростные сообщения между удаленными районами, городами и пригородными поселениями (сюда же можно отнести аэропорт, зоны отдыха, поселки и т. д.), транспортные выезды из городов на магистрали общего пользования.
Улично-дорожная сеть городов
В городах распределяющие и соединяющие функции выполняют улицы общегородского и районного значения. Именно на них возложена задача пропуска основных потоков транспорта, в том числе обеспечение связи между районами.
Обеспечение локальных связей, между зданиями и сооружениями в пределах застройки районов лежит на улицах местного значения (жилые основные и второстепенные, производственные и коммунально-складские зоны, поселковые дорог, проезды).
Железная дорога относится к объектам дорожно-транспортной инфраструктуры и присутствует почти во всех крупных городах. В мегаполисах используется не только для связи между центром и окраиной, но и для связи между городскими районами. Чтобы повысить провозную способность ЖД линий, регулярно строят новые пути, по которым осуществляются перевозки параллельно движению городских поездов.
Железные дороги часто выполняют роль барьера между районами. По мере роста и развития городов, потребность в новых автомагистралях растет. Поэтому полосы отвода железных дорог часто становятся единственным резервом для строительства.
Еще в прошлом веке перевозки людей и грузов по воде были самыми массовыми. Но постепенно на фоне развития железнодорожных, автомобильных и других видов перевозок, дешевый водный транспорт потерял лидерство. Это связано с сезонностью использования водного транспорта на большей части страны.Однако и сегодня во многих городах существуют дорожно-транспортные объекты в виде речных, так и морских портов и пристаней. Д
о сих пор особенно в летний сезон организовывают внутригородские и пригородно-городские водные пассажирские сообщения. Водный транспорт является исполнителем совсем небольшой части пассажирских перевозок, но он очень популярен в виде прогулочного или туристско-экскурсионного транспорта.
Сюда относятся пересечения и примыкания путей сообщения в одном или разных уровнях. Цель транспортно-пересадочных узлов — распределение потоков по разным направлениям. Именно здесь сходятся или пересекаются по две и более линии одного или нескольких видов транспорта. Исторически сложилось так, что в основе появления и развития городов лежат именно транспортно-коммуникационные узлы.
Именно транспортно-пересадочные узлы являются местом концентрации общественных функций. Центры и комплексы общественного обслуживания тяготеют к ним.
Сюда относятся все объекты дорожно-транспортной инфраструктуры в виде зданий и сооружений, которые предназначены для обслуживания пассажирских потоков, проведения различных операций с перевозкой грузов и подвижными составами, хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Основными типами транспортно-обслуживающих объектов признаны автостоянки или парковки для разного вида транспорта.
Для велосипедистов в городах отводят отдельные велодорожки. Их включают в состав транспортных и пешеходных улиц, прокладывают по рекреационным территориям общего пользования. На велотрассах или велодорожках нанесено специальное контрастное покрытие и разметка. Велодорожки отделяются от основного транспортного потока разделительными полосами, ограждениями или моделированиями рельефа. Более того, велотрассы оборудованы звуковыми и световыми сигнальными системами.
Дорожно-транспортные объекты в системе Умных дорог
Цель строительства Умных дорог — повышение безопасности дорожного движения. Это еще и возможность интеллектуального управления транспортными потоками, для повышения качества обслуживания водителей. Умные дороги обеспечивают быстрый сбор информации, необходимый для дальнейшего развития объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Основные составляющие Умных дорог:
Компоненты Умной дороги должны объединяться на единой платформе. Но даже по отдельности они дают возможность успешно решать множество локальных задач. Так, на перекрестках с оживленным движением сигналы светофора могут меняться в зависимости от текущей обстановки на дороге. Это позволяет повысить пропускную способность и снизить вероятность образования пробок и ДТП. Автоматическая фиксация превышения скоростного режима и других нарушений правил ДТП, заставляет водителей быть аккуратными, что снижает вероятность возникновения аварийных ситуаций. А благодаря интеллектуальному управлению уличным освещением экономится потребление электроэнергией.
орожно-транспортные объекты в системе Умных дорог
Самой востребованной частью Умных дорог являются детекторы транспортных потоков. По мнению аналитиков Research and Markets, в период с 2016-2022 годы эти датчики не потеряют лидерство за счет роста инвестиций и появления большого количества профильных стартапов.
Современные решения для дорожно-транспортной инфраструктуры
Системный интегратор АО «ТРАССКОМ» разработчик инновационных решений, которые легко интегрируются в региональные ИТС. Компания готовит квалифицированных специалистов в области системы контроля и прогнозирования состояния транспортных потоков.
Преимущества продуктов интегратора:
АО «ТРАССКОМ» внедряет собственные уникальные разработки.
Мобильный комплекс дорожного мониторинга (МДКМ) «Иней-М» стал просто прорывом в области мониторинга за состоянием дорожного покрытия. Устройство весьма компактно, что позволяет без труда установить его на любое транспортное средство (автомобиль куратора, комбинированная дорожная машина или рейсовый автобус). Прибор отслеживает и передает в реальном времени данные о состоянии дороги с точными координатами в диспетчерский центр. Это особенно актуально для отслеживания состояния зимних дорог.
Инновационные решения АО «ТРАССКОМ» не только обеспечивают безопасность движения, но и позволяют оптимизировать расходы. Например, в Свердловской области внедренные решения по контролю дорожных работ окупили себя всего за один зимний сезон. В последующее время они дают возможность пользователям значительно оптимизировать расходы.
Специалисты АО «ТРАССКОМ» видят свою миссию в массовом внедрении высокоинтеллектуальных технологий ради сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения. Разработки компании повышают эффективность процессов производства, обеспечивают комфорт на дорогах для всех участников движения. О достойной реализации поставленной задачи свидетельствуют многочисленные положительные отзывы специалистов дорожных служб разных регионов России.
Региональная дорожная инфраструктура
Региона́льная доро́жная инфраструкту́ра — региональный элемент транспортной инфраструктуры.
Отечественная дорожная наука зарождалась в 30-е годы XX века, до 80-х годов проводились серьезные исследования в области развития автодорожной сети, проектирования и строительства автодорог, направленные на снижение себестоимости перевозок и повышение безопасности дорожного движения. В настоящее время дорожной инфраструктуре как одному из важных элементов транспортной инфраструктуры во всех странах и на всех уровнях государственного управления уделяется большое внимание. [1]
Дорожная инфраструктура в составе транспортной системы являлась одним из многих объектов изучения в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Теоретические основы развития дорожного хозяйства и транспортных систем, в том числе в региональном аспекте, получили отражение в трудах В. Ф. Бабкова, В. С. Бильчака, А. К. Бируля, В. Г. Галабурды, А. Г. Гранберга, Г. Д. Дубелира, В. В. Ивченко, И. В. Кочетова, В. Н. Лившица, И. В. Найденова, А. Д. Некипелова, Ч. Киндлебергера, А. Маршаля, Ф. Перроу, Э. И. Позамантира, П. Потье, Ф. А. Хейта и др.
Научное определения понятия «региональная дорожная инфраструктура»
Москомархитектура
Комитет по архитектуре
и градостроительству города Москвы
Термины и определения
Элементы функционально–планировочной структуры
Функциональные зоны — зоны, для которых Генеральным планом города Москвы установлены функциональное назначение, типы и виды функционально–планировочных образований, которые могут быть образованы в пределах таких зон, и (или) иные параметры планируемого развития таких зон (зоны жилого, общественно–делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения).
Функционально–планировочные образования — территории жилого, общественно–делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения, в пределах которых в соответствии с региональными нормативами формируются системы объектов транспортного обслуживания, инженерного обеспечения, социальной инфраструктуры, территорий общего пользования, необходимых для организации комплексного жизнеобеспечения и обслуживания территорий таких функционально–планировочных образований и связанного с ними населения.
Территориальные зоны — жилые, общественно–деловые, производственные, в том числе промышленные, зоны, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения и иные зоны, границы которых определяются правилами землепользования и застройки в границах функционально–планировочных образований, линейных объектов, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий объектов капитального строительства федерального, регионального значения и для которых правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты и (или) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Подзоны территориальных зон — территория в территориальных зонах с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Общественные пространства — сооружения в виде имеющих наружные ограждения наружные ограждающие конструкции пешеходных улиц, площадей, пешеходных зон, галереи, пассажи, атриумы, иные сооружения, а также части сооружений и зданий, специально предназначенные для посещения неограниченным кругом лиц.
Объекты благоустройства территориия — объекты, создаваемые в целях обеспечения безопасности, комфорта и художественного облика городской среды.
Территории с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности
Территория объекта культурного наследия — земли историко–культурного назначения, исторически и функционально связанные с объектом культурного наследия, граница, режим охраны и использования которых установлены с учетом требований государственной охраны объектов культурного наследия в порядке, определенном федеральным законодательством.
Охранные зоны объектов культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность.
Заповедные зоны — территория со строгий режим регулирования застройки, предусматривающий сохранение и восстановление своеобразия и ценностных параметров традиционного городского ландшафта, а также обеспечения оптимальной взаимосвязи современных построек с исторической градостроительной средой.
Зоны строгого регулирования застройки — территория со строгим режимом градостроительного регулирования, предусматривающим сохранение, восстановление и обеспечение оптимального восприятия объектов градостроительного наследия — заповедных территорий, а также прилегающей ценной градостроительной среды в структуре городского ландшафта.
Зоны регулирования застройки — территория с режимом градостроительного регулирования, который обеспечивает сохранение общей композиционной роли памятников истории и культуры в городском ландшафте и осуществляется методами реконструкции и нового строительства с регулированием высотных параметров проектируемых зданий.
Зоны охраняемого ландшафта — территория со строгим режимом градостроительного регулирования, предусматривающим обеспечение оптимального взаимодействия природного и антропогенного ландшафта.
Зоны охраняемого культурного слоя — территория с режим содержания который предусматривает проведение охранных археологических раскопок с целью исследования, консервации и музеефикации историко–археологических памятников, а также осуществление археологических наблюдений с целью изучения культурного слоя и выявления историко–археологических памятников.
Водоохранные зоны — границы территорий, примыкающих к акваториям естественных и искусственных водных объектов.
Прибрежные защитные полосы — границы территорий внутри водоохранных зон, на которых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Береговая полоса — границы территорий вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенных для общего пользования.
Природные и озелененные территории — территории города Москвы, в пределах которых расположены природно–антропогенные объекты.
Особо охраняемые природных территорий — границы зон с ограниченным режимом природопользования, устанавливаемые на прилегающих к особо охраняемым природным территориям участках земли и водного пространства.
Санитарно–защитные зоны — границы территорий между границами промплощадки и территориями жилой застройки, ландшафтно — рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Технические зоны поземных магистральных инженерных коммуникаций — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций.
Технические зоны ВЛЭП — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации ВЛЭП.
Промышленные зоны — часть территории города Москвы в пределах установленных границ, сформированная в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы о порядке формирования границ промышленных зон, правилами землепользования и застройки города Москвы.
Информация плана линий градостроительного регулирования
Граница улично–дорожной сети ( Красные линии) — границы территории улично–дорожной сети, выделенной из остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения.
Полосы отвода железных дорог — границы территории, предназначенной для размещения существующих и проектируемых железнодорожных путей, станций и других железнодорожных сооружений, ширина которой нормируется в зависимости от категории железных дорог, конструкции земляного полотна и др. и на которой не допускается строительство зданий и сооружений, не имеющих отношения к эксплуатации железнодорожного транспорта.
Производственные зоны — границы зон преимущественного размещения производственных объектов, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих их функционирование.
Территория памятников истории и культуры (объекта культурного наследия) — границы особо охраняемых земельных участков, исторически и функционально связанных с недвижимыми памятниками истории и культуры и являющихся их неотъемлемой частью, с учетом современной градостроительной ситуации.
Охранные зон памятников истории и культуры (объекта культурного наследия) — границы территорий, непосредственно окружающих территорию недвижимого памятника истории и культуры, предназначенных для обеспечения сохранности памятника и его эстетического восприятия, с особо строгим режимом использования земель.
Заповедные территории — границы территорий, включающих в себя ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения.
Зоны регулирования застройки памятников истории и культуры (объекта культурного наследия) — границы территорий, окружающих охранную зону недвижимого памятника, необходимых для сохранения или восстановления характера исторической планировки, пространственной структуры, своеобразия архитектурного облика, для закрепления значения памятника в застройке или ландшафте, для обеспечения архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средой.
Охранная зона ансамбля Московского Кремля — территория, непосредственно прилегающая к памятнику, предназначенная для обеспечения его сохранности, поддержания и восстановления ценного градостроительного окружения, а также целостного зрительного восприятия объекта охраны. Для охранной зоны ансамбля Московского Кремля с учетом его всемирной историко — культурной значимости и исходя из специфики сложившейся градостроительной ситуации вводится несколько режимов содержания.
Зоны охраняемого ландшафта — границы территорий, устанавливаемых для сохранения ценного архитектурно–природного ландшафта Москвы (рельефа, водоемов, историко–градостроительной среды, зеленых массивов), с режимом регулирования градостроительной деятельности и нового строительства на этой территории
Территории природного комплекса, города Москвы не являющиеся особо охраняемыми — границы территорий городских лесов и лесопарков, долин малых рек, парков, садов, скверов, бульваров, озелененных и лесных территорий, объектов спортивного, медицинского, специализированного и иного назначения, а также резервных территорий, предназначенных для восстановления утраченных или формирования новых территорий природного комплекса
Особо охраняемые природных территории — границы территорий города с расположенными на них природными объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, на которых в соответствии с законодательством установлен режим особой охраны.
Охранные зоны особо охраняемых природных территорий — границы зон с ограниченным режимом природопользования, устанавливаемые на прилегающих к особо охраняемым природным территориям участках земли и водного пространства.
Водоохранные зоны — границы территорий, примыкающих к акваториям естественных и искусственных водных объектов (рек, озер, водохранилищ), на которых устанавливается специальный режим использования с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов; сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Прибрежные зоны (полос) — границы территорий внутри водоохранных зон, на которых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Технические зоны инженерных коммуникаций — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций
Информация о проектных решениях, содержащихся в документации по территориальному планированию и планировке территории
Инженерная инфраструктура
Объекты инженерной инфраструктуры — объекты, обеспечивающие объекты жилищно–гражданского и производственного назначения, централизованными системами водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.
Линейные объекты инженерной инфраструктуры и городского коммунального хозяйства — сети водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.
Сооружения инженерной инфраструктуры:
Транспортная инфраструктура
Объекты транспортной инфраструктуры — объекты транспортной системы, обеспечивающие транспортное обслуживание населения и перевозку грузов.
Линейные объекты транспортной инфраструктуры — улично–дорожная сеть, система городского внеуличного общественного пассажирского транспорта.
Сооружения транспорта:
Социальная инфраструктура
Объекты социальной инфраструктуры — объекты, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров.
К объектам социальной инфраструктуры относятся:
Природные территории
Природные и озелененные территории — территории, выполняющие санитарно–защитные и водоохранные функции, формирующие микроклимат и своеобразный климат города.
Производственные территории
Производственные территории — территории, предназначенные, для размещения производственно–деловых, транспортных и инженерных объектов. Участок производственной застройки — территория до 25 га в установленных границах, на которой размещены сооружения производственного и сопровождающего производство назначения.
Производственная зона — территория специализированного использования от 25 до 200 га в установленных границах, примыкающая к магистральной улице, формируемая участками производственной застройки.
Жилые территории
Жилые территории — территории, предназначенные для организации жилой среды, отвечающей современным социальным, гигиеническим и градостроительным требованиям.
Жилой микрорайон — территория, размером не более 35 га с населением не более 25—30 тыс. человек, обеспеченных объектами приближенного и повседневного обслуживания в пределах своей территории.
Жилой район — территория жилого назначения сформированная на межмагистральных территориях размером более 500 га в пределах границ городского района.
Жилой квартал — часть территории города Москвы в пределах района, ограниченная красными линиями улиц и переулков, другими границами.
Участок жилой — территория, размером до 1 га, на которой размещается жилой дом (дома) с придомовой территорией.
Участок территории — часть территории города Москвы в пределах квартала, ограниченная границами земельного участка, другими границами;
Объекты капитального строительства — здания, строения, сооружения, включая линейные объекты, подземные, надземные сооружения, подлежащие государственной регистрации в качестве объектов недвижимости.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве