Что такое донотный период

Донотный период в начальном обучении музыке

Что такое донотный период. Смотреть фото Что такое донотный период. Смотреть картинку Что такое донотный период. Картинка про Что такое донотный период. Фото Что такое донотный период Что такое донотный период. Смотреть фото Что такое донотный период. Смотреть картинку Что такое донотный период. Картинка про Что такое донотный период. Фото Что такое донотный период Что такое донотный период. Смотреть фото Что такое донотный период. Смотреть картинку Что такое донотный период. Картинка про Что такое донотный период. Фото Что такое донотный период Что такое донотный период. Смотреть фото Что такое донотный период. Смотреть картинку Что такое донотный период. Картинка про Что такое донотный период. Фото Что такое донотный период

Что такое донотный период. Смотреть фото Что такое донотный период. Смотреть картинку Что такое донотный период. Картинка про Что такое донотный период. Фото Что такое донотный период

Что такое донотный период. Смотреть фото Что такое донотный период. Смотреть картинку Что такое донотный период. Картинка про Что такое донотный период. Фото Что такое донотный период

В процессе обучения музыке ученик постигает основы музыкального языка. Обучение важно построить таким образом, чтобы он вначале научился хотя бы в общих чертах слушать, слышать и воспроизводить услышанные звуки и их последовательности голосом и на музыкальном инструменте, понимать смысл тех или иных звучаний. Преждевременное обучение игре по нотам может сместить акцент внимания с приоритета слухового восприятия музыки и привести к неправильно сформированной связи между слухом и движениями.

Итак, основной целью донотного периода обучения на инструменте является формирование элементарных навыков взаимосвязи между слухом и движениями ученика. Учитывая сложность освоения музыкального инструмента, необходимо использовать такие приёмы обучения, как подбор по слуху и транспонирование.

Необходимо заострить внимание на некоторых достоинствах донотного обучения:

— в донотном периоде отсутствуют сложнейшие для маленького ребёнка компоненты обучения: игра или пение по нотам, чтение и запись нот;

— привлекателен и доступен репертуар, который ученик подбирает по слуху и транспонирует. Обычно он состоит из знакомых ему мелодий, детских песенок;

— в донотном периоде широко применяются различные формы работы с учеником, стимулирующие его собственное творчество, такие как движение под музыку, рисование, словесное описание содержания музыки, сочинение музыки, упражнений, составление вариаций и т.д.

Говорить о продолжительности донотного периода можно лишь условно. Главным критерием, определяющим возможность перехода к обучению музыке по нотам, надо считать способность ученика достаточно уверенно подбирать по слуху несложные мелодии, транспонировать их. Обычно для приобретения данного навыка требуется несколько месяцев.

Однако не следует чрезмерно затягивать этот этап, так как у ученика может сложиться и закрепиться определенный стереотип действий и представлений о содержании работы с музыкой. В некоторых случаях это может привести к нежеланию играть по нотам, изучать их. В то же время не следует проводить чёткой временной границы между донотным периодом и переходом к обучению по нотам, особенно в тех случаях, когда ученик медленно двигается в своём развитии.

Что такое донотный период. Смотреть фото Что такое донотный период. Смотреть картинку Что такое донотный период. Картинка про Что такое донотный период. Фото Что такое донотный период

Слух, чувство ритма и способность к запоминанию могут проверяться по-разному. Традиционный подход: пение выученных заранее мелодий, воспроизведение голосом услышанных звуков, прохлопывание, либо проговаривание ритмических рисунков вслед за педагогом. Если ученик спел чисто, выразительно проинтонировал голосом мелодию, можно говорить о наличии у него как звуковысотного, так и мелодического слуха. Чтобы проверить чувство ритма, педагог прохлопывает в ладоши несложные ритмические рисунки, предлагая ученику повторить их.

Тестирование – лишь необходимый исходный пункт в длительном сложном процессе изучения педагогом своего ученика.

Источник

Чем опасен «донотный» период в обучении музыке.

Что такое донотный период. Смотреть фото Что такое донотный период. Смотреть картинку Что такое донотный период. Картинка про Что такое донотный период. Фото Что такое донотный период

Помните, несколько лет назад, Вы предупреждали меня, что надо быть осторожным с обучением игре моего маленького сына на скрипке до того, как он научится чтению нотного текста по Вашей системе? Вы были полностью правы.

Мы решили все же не послушать Вас и найти учителя, потому что беспокоились о том, что у моего 2-х летнего малыша появятся вредные привычки, и его придется переучивать. Я ничего не знаю об обучении музыке, поэтому я боялась поступить неправильно.

И вот что мы имеем несколько лет спустя. Мой сын не желает играть ни на пианино, ни на скрипке. Он даже не хочет слушать музыку! Мое сердце разбито.

Ребенок просто хотел держать в своих руках скрипку и делать вид как будто он играет, потому что ему это нравилось. Мы убили эту любовь, заставив его сделать это «правильным» способом, не доверяя Вашим доводам.

Я думала, что он учится для того, чтобы выступать на музыкальных конкурсах, и самое важное для него это – техника игры. Мы просто надеялись, что он разовьет любовь к музыке в процессе «правильного» обучения, но оказалось, что мы уничтожили всю радость из того, что он так любил делать и добились абсолютно противоположного.

Я сожалею, что не позволила ему просто представлять, что он играет на скрипке, но продолжать занятия по системе «Софт Моцарт», как он хотел изначально. Что Вы посоветуете мне в этой ситуации?

Оплатив «основные расходы» на преодоление физических проблем, внимание получает возможность направить оставшуюся энергию на решение проблем «для души».

Вклад внимания в обучение увеличивается, если его энергия пополняется успешным выполнением предшествующего задания. Успех производит естественную, органическую мотивацию для улучшения в той или иной форме деятельности.

Сила воли напрямую связана с верой ученика в свои способности.

Если внимание учащегося преуспело в продвижении его независимости, самооценки и способности реально оценить свои собственные сильные стороны, внимание может подчиниться силе воли и постепенно справиться с новыми проблемами.

Внимание не любит неэффективные проекты. С каждой неудачей энергия внимания уменьшается до тех пор, пока она полностью не истощится. Истощение внимания приводит к разочарованию и отторжению.

Заставить ребенка бездумно копировать движения «идеального образца», нивелировать его собственный прогресс, так же вредно, как и открытие нераспустившегося бутона цветка вручную только потому, что кому-то надоело ждать естественного процесса развития лепестков.

Зубрёжка донотного периода препятствует естественному развитию познавательных музыкальных функций ученика, а также ослабляет его физически (напряженные мышцы) и эмоционально (зависимость, отсутствие уверенности в своих способностях, апатия, нежелание совершенствоваться, низкая самооценка, отсутствие мотивации).

Именно для этого мною была создана новая технология развития музыкальных навыков ребенка!

Через два года она легко перешла с фортепиано к обучению игре на скрипке, и теперь осваивает новый инструмент уверенно и с радостью.

Реальность такова, что в течение некоторого времени никакой учащийся не будет играть с идеальной постановкой руки, использовать идеальное расположение пальцев или иметь возможность напрямую контролировать силу нажатия клавиш пианино, если он начинает с чтения нотного текста в первую очередь. Все эти навыки, как и многие другие, объективно сверхструктурны и могут стать актуальными только после освобождения энергии внимания от решения физических проблем.

В обучении игре на инструменте по нотам есть много физических тонкостей, которые пропускаются учителями музыки любого инструмента в надежде, что ребенок «САМ» дойдет до этого.

Мы провели многолетние исследования, измерили с помощью компьютерных технологий и построили очень постепенный путь развития музыкальных способностей ребенка начиная от самых азов и до вершины способностей и возможностей. Вот почему наша система была одобрена наукой и никогда не подводила ни одного новичка и ни одного педагога или родителя!

Наши ученики читают нотный текст и прочитывают огромное множество музыкальной литературы с раннего детства. Сначала они приобретают необходимые физические навыки и постепенно приходят к пониманию музыки на более высоком, надстроечном, уровне.

В чем же особая опасность так называемого ДОНОТНОГО обучения по слуху и с рук?

Ученик, который научился играть через чтение музыки, последовательно и органично переходит к сверхструктурным задачам. Он постепенно раскрывает свою внутреннюю музыкальность, заложенную в нем самой природой. Каждый раз он может по-разному воспроизводить одно и то же музыкальное произведение, пробуя различные художественные выражения и акценты.

Справившись с базовыми, физическими задачами перевода нот в звуки и наоборот, внимание такого ребенка ищет новые способы звуко-извлечения и самовыражения посредством языка музыки.

Исполнение ученика, которого учили с помощью натаскивания, может выгодно отличаться от того, кто учится с самостоятельного чтения нот в начале обучения.

Такой ученик всегда будет играть одинаково. Если он забудет часть музыкальной пьесы, он может никогда не вспомнить, как играть эту пьесу, ведь она хранится только в его механической памяти.

Его энергия внимания ничем не подпитывается, и результаты оказываются недолговечными. Все это истощает мотивацию начинающего к продолжению занятий.

Сравните человека, который читает стихи на своем родном языке, с тем, кто читает его на языке, которого он не знает. В последнем случае есть только оболочка без содержимого. Там нет и не может быть того наполнения, экспрессии, как в случае осознанного прочтения. Внимание не любит выполнять такую ​​работу, так как считает ее бессмысленной и чересчур трудоёмкой.

Природа внимания такова, что ему постоянно нужно позитивное подкрепление и творческое развитие. Оно никогда не останавливается на достигнутом. В случае же с обучением, которое называют «донотным», а именно обучением с рук учителя, путем зубрежки и копирования идеальных рук, внимание не получает свободы для самовыражения и постепенно фрустрируется.

Именно поэтому единственный путь для успешного музыкального развития Вашего ребенка – возвращение к работе с программой с разработанными поурочными планами, участием в нашей Академии, академическими концертами, общением в сообществе, получении мотивационных рецензий, сертификатов и призов.

Самое важное – постоянный мониторинг развития навыков ребенка с помощью конкретных цифр наших интерактивных модулей, которые помогают увидеть точную картину: как работает внимание ребенка и как его постепенно развить с нуля (или в Вашем случае уже с минуса).

Это возможно, но нужны совместные усилия нашей Академии, Вас и ребенка. Вначале даже одна правильно сыгранная клавиша должна стать точкой опоры для постепенного развития интереса ребенка и его желания сделать следующий шаг.

Источник

Донотный и начальный периоды обучения музыке

Воздействие через музыку на весь духовных мир учащихся и на их нравственность. Развитие способностей детей и зрительной памяти в начальный период. Тренировка слуховой памяти. Развитие звуковысотного слуха. Знакомство с музыкальными данными учеников.

РубрикаМузыка
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления13.03.2014
Размер файла28,8 K

Что такое донотный период. Смотреть фото Что такое донотный период. Смотреть картинку Что такое донотный период. Картинка про Что такое донотный период. Фото Что такое донотный период

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Донотный и начальный периоды обучения музыке

По меткому определению Д.Б. Кабалевского, главной задачей массового музыкального воспитания является «не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовных мир учащихся, прежде всего на их нравственность».

Начиная занятия с детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, сложным, что может показаться им утомительным и скучным. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка.

В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в ваш узкий круг профессиональных навыков. Переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с тем надо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда, его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы.

Это стремление педагог должен как можно раньше пробудить у ребенка и всячески поддерживать в ходе занятий.

Когда ребенок приходит на первый урок, он обычно знает несколько песен (это могут быть и современные песни, услышанные по телевизору, на дисках), песни, которые пели в саду, школе. Почти все знают «Крокодила Гену», «Чебурашку», «Елочку», «Во поле береза стояла» и многие другие. Они служат тем материалом, на котором обычно все педагоги строят свои занятия.

Развитие способностей в начальный период.

Начинать развитие зрительной памяти можно в донотный период.

Упражнения: ученику показывают несколько карт, затем закрыв их, спрашивают, сколько было черных, сколько красных? По «мысленной фотографии» ученик дает ответ. Усложнить задание: показать карты одного цвета с разными рисунками или разным количеством знаков.

Можно на столе разложить разные предметы: журнал, ручка, очки и т.п. Ученик видит, что лежит на столе, затем предложить ему отвернуться и убрать предмет или даже два предмета, или поменять местами. Ученик, призвав на помощь свою зрительную память, определяет изменения.

Упражнения, тренирующие зрительную память можно проводить на нотном тексте с учеником, еще не знающим нот. К примеру, считая до трех, педагог предлагает ученику запомнить все, что тот видит в нотном тексте. Затем следует ответить на вопрос: «Сколько шариков внутри клетки? Сколько черных, сколько пустых? Сколько с хвостиками? В тексте нот должно быть немного. Это задание приучает ученика к картине нотной записи. Вопросы могут быть по запоминанию длительностей, звуковысотности и др.

Зрительно-логическая память. Прежде чем играть пьесу, нужно устно проговорить, сколько и какие ноты, их длительности, с какой ноты начинается и какой заканчивается. И потом играть.

Эмоциональная память. С детьми сложно решать эту проблему, развивать эмоциональную память, но, необходимо. Известно, что музыка не имеет конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью жизненных ассоциаций (природа в разных состояниях, человеческие чувства, отношения людей и др.). Но все же музыкально-ассоциативные основы следует закладывать с раннего периода обучения:

— слушай как звенит дождик; сыграй также;

-послушай какое солнышко ласковое, лучистое;

-зайка в этой пьесе бежит или прыгает, а может он лежит? Если бежит то как, весело или испуганно? И др.

Примитивные эмоционально-зрительные ассоциации приучают детей «читать музыку и чувства, о которых она говорит» и передавать их в «туше». Расширение ассоциативного фонда нельзя прерывать. Ребенка нужно побуждать придумывать свои описания чувств. Слуховая память.

Слуховая память универсальна. Она проявляется в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка.

Пьесы, написанные в мажоре, исполнить в миноре. Услышит ли ученик разницу? Если нет, обратить его внимание на это событие. На этом примере, объяснить какое звучание соответствует «веселому», а какое «грустному» содержанию пьесы, песни. Со временем ладовое чувство получает развитие в подборе по слуху и в изучении репертуара. Слушание музыки также раскрывает музыкальные данные ученика и дает возможность наметить план дальнейшей работы.

Предложить подвигаться под музыку, посмотреть, как реагирует ученик на смену музыки. Услышать «шаги» в музыке (пульс), прохлопать их вместе с преподавателем. Для лучшего понимания пульса обратиться за примерами к именам, названиям животных, деревьев.

Звуковысотный слух развивается с помощью упражнений, связанных с пропеванием отдельных звуков, которые педагог играет на фортепиано. Сюда же относится и нахождение сыгранных педагогом звуков в пределах сначала кварты, затем квинты, септимы и октавы. Ученик слушает заданный звук, пропевает его (один или вместе с педагогом), затем находит в заданных пределах.

Упражнения на определение движения мелодии вверх или вниз. Сначала эта мелодия в широком расположении звуков, затем в более тесном и, наконец, в полутоновом соотношении.

Подбор сопровождения, в силу специфики инструмента, происходит на более позднем этапе обучения.

Тембровый слух. Это эмоциональная ассоциация звука с цветом или иным образным фактором. Иногда звук характеризуется как бархатистый, матовый, трепетный, металлический, прозрачный и т.д.

Воспитание тембровых качеств слуха делает его более тонким, оттеночно-богатым, развивает музыкально-слуховое воображение.

Упражнений для его развития мало, и не стоит их недооценивать. Если ученик поймет, что звук может иметь краску, цвет, плотность, жесткость и т.д. в дальнейшем с ним будет легче общаться в сфере тембровых красок.

Для знакомства с тембровой палитрой учащемуся можно предложить поискать на клавиатуре аналогии голосов людей, животных.

Педагог демонстрирует «игру», показывая, как бы он раскрасил аккорды. Степень яркости цвета связывается с регистром, степенью диссонантности гармонии, интенсивностью динамики. Далее ученик может изобретать собственные цвета и оттенки.

Педагог должен следить за расширением круга ассоциаций ученика. Чем больше развито тембровое воображение, тем богаче музыкально-звуковые представления исполнителя. Тембровые ассоциации можно выводить за пределы красок, делая их богаче и разнообразней.

К детским упражнения, тренирующим внутренний слух можно отнести следующее:

С целью развития мелодического слуха большинство педагогов начинают донотный период с подбора мелодий.

В мелодическом слухе соединены звуковысотный слух и ладовое чувство (ладовое тяготение звуков). Этот вид слуха активно развивается в процессе подбора по слуху и транспонирования. Однако перед тем как ученик приступит к подбору и транспонированию мелодий, необходимо помочь ему создать внутреннее представление о высотном расстоянии между звуками и направлении движения мелодии (вверх, вниз). Помочь в этом может упражнении «Графическое изображение мелодии». Вместе с преподавателем показывая кистью мелодическую линию, ученик опытным путем соотносит высоту звуков и направление движения мелодии. Ученик начинает понимать, что прежде чем играть на слух необходимо представить себе высоту следующего звука, что определит направление движения и расстояние (интервал).

Подбор по слуху и транспонирование следует начинать с максимально коротких интонаций, не более 2-3 звуков, т.к. внутренний слух начинающего недостаточно развит для удержания в памяти больших музыкальных фрагментов. Если ученику трудно подбирать на баяне, можно на фортепиано. Мелодии, подобранные по слуху, следует записывать. Сначала ритм, позже ноты. музыка слуховой звуковысотный

Этот процесс должен проходить на материале детских и народных песен, которые должны располагаться в порядке увеличения сложности. Мелодии для подбора лучше использовать с поэтическим текстом, что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает понимание метроритма и строение мелодии. В процессе подбора ученик вынужден отыскивать в ходе музицирования верную интонацию, что наикратчайшей дорогой ведет его к обострению высоты звука.

Представление о характере мелодии следует воспитывать еще до исполнения ее на инструменте. Поэтому педагог должен придавать важное значение развитию у начинающих эмоциональной отзывчивости на музыку, умения мыслить музыкальными образами.

Метроритм объясняется так: метр у нас в ногах (шаг), ритм у нас в руках (длительности нот).

Ребята очень легко ориентируются в ударных и безударных слогах. Дети очень легко накладывают на метроритм сначала простые стихи, затем песенки, при этом выделяя сильную долю. Чуть позже, когда они уже легко отгадывают при показе длительности нот, можно одну и ту же песенку предложить прохлопать и протоптать сначала в размере 2/4, затем 4/4.(пример).

Ребятам очень нравиться перемена видов работы на уроке. За 40 минут урока желательно и хлопать, и играть, и отгадывать длительности нот, читать стихи, выкладывать различные ритмы. Для того чтобы это было интересно и лучше запоминалось, желательно подготовить наглядный материал: стихи, картинки.

Можно воспользоваться сборником Н. Перуновой «Музыкальная азбука». Здесь много стихов и самостоятельных заданий для ребенка, где он должен дописать ритм, подобрать ритмическую запись к определенной картинке-песенке и так далее.

В этот же период пора ребенка садить за инструмент. Учителю следует обратить внимание:

2. Физические данные (это необходимо, чтобы правильно выбрать инструмент: маленький, средний, большой);

3. Подыскать индивидуальное крепление ремней;

4. Иметь подставку под ноги (если это нужно);

5. Показать ребенку основную опору инструмента (угол правой клавиатуры аккордеона упирается в бедро правой ноги).

Приступить к первому практическому уроку, можно лишь выполнив требования посадки, установки инструмента и постановки рук. Этому можно посвятить чуть ли не целый урок. Важно, чтобы ученик самостоятельно (при педагоге) мог правильно сесть, найти контакт с аккордеоном и поставить руки. Знакомство с аккордеоном, баяном с первого урока для ученика должно быть большой радостью. Помогите ему подогнать ремни, почувствовать инструмент. Если есть возможность, то пусть ученик полюбуется на себя в зеркало.

Очень важно в самом начале обучения подготовить правильное использование игрового аппарата. Большую роль в развитии гармонии движений играют различные игры.

Следующую часть урока можно посвятить различным упражнениям на гибкость рук, подготавливающим игровые движения на аккордеоне, баяне. Если ученик зажат, то можно предложить следующие подготовительные упражнения на релаксацию:

1. Вытяните перед собой одну руку так. Чтобы она была параллельно полу. Мышцы плеча и предплечья при этом должны находиться в состоянии легкого напряжения; кисть и пальцы опущены и расслаблены. Расслабьте предплечье, а затем плечо до полного «падения» руки. Затем это упражнение выполняют другой рукой.

2. Тоже упражнение выполняют обеими руками одновременно.

Упражнения за столом.

Все упражнения выполняются вначале одной рукой, а затем другой и двумя руками.

1. Ученик садится к столу.

2. Тремя средними пальцами (2,3 и 4) опирается на край стола. Напряжение в кончиках пальцев должно быть ровно столько, чтобы не упала рука, которая безвольно висит с ощущением тяжести в локте.

3. Покачайте руку в разные стороны, при этом она должна быть свободна, и раскачиваться как канатный мостик.

1. Исходное положение руки такое же, как и в упражнении «Мостик».

2. Рука, отталкиваясь кистью, прыгает вверх, и затем свободно падает под собственным весом.

Упражнение вначале выполняется с опорой на три пальца, затем на один третий, второй и четвертый.

Условия выполнения такие же, как и в первом варианте, только рука после прыжка «приземляется» на опорный палец.

Условия выполнения такие же, как и в первом и втором варианте, только выполняется пальцами без участия кисти.

Кисть руки располагается на столе, как на клавиатуре. (Клавиатуру можно нарисовать на картонке). Пальцы немного закруглены, опираются на стол подушечками, а первый палец уголком крайней фаланги. Ладонные мышцы не касаются стола.

1. Отталкиваясь пальцами и кистью, рука описывает дугу, приземляясь в другом месте.

Важно достичь при прыжке точности, от определенной клавиши до следующей и обратно.

Как от любой физической нагрузки руки естественно будут уставать, после чего им необходимо давать отдых. Руки во время выполнения упражнений должны быть пластичными и красивыми. Необходимо избегать угловатых и неуклюжих движений. Повторение этих упражнений полезно и во время практических занятий на инструменте.

Формирование навыков управления мехом.

Помогите ученику правильно сесть и установить инструмент. Правой рукой на первых порах играть не придется, поэтому пусть она свободно весит вдоль туловища или лежит на правой ноге. Левая рука продевается под ремень левого корпуса.

Практическое задание: с помощью воздушного клапана и ведения меха изобразить ветер.

Затем можно перейти к упражнениям на постановку левой руки, при этом даже не обязательно учить ноты басового ключа.

Для правильной постановки левой руки, можно использовать следующие упражнения, которые играются только на основном ряду (пример).

Эти упражнения рассчитаны на правильную постановку левой руки, чтобы пятый палец при игре всегда находился рядом с остальными (не торчал) и, чтобы легко мог взять любую ноту на основном ряду.

Мы рассмотрели всего несколько основных упражнений на постановку левой руки. А левая рука будет стоять правильно лишь в том случае, когда 5-ый палец будет стоять рядом с остальными тремя пальцами на основном ряду.

Большое значение имеет подбор репертуара при работе с учеником в подготовительном классе. В 1994 году в издательстве «Музыка» вышел сборник ведущего преподавателя ДМШ при Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Г. Бойцовой в двух частях «Юный аккордеонист», который как раз и рассчитан на то, чтобы все дети проходили через подготовительный класс.

В этом сборнике с первых уроков можно играть с учеником, ансамблем, что очень полезно, буквально с первых шагов он учиться слушать и себя, и напарника.

Очень доступно и интересно подобран нотный материал, все маленькие песни, играются на одной, двух нотах обязательно со словами. Эти же песенки можно сыграть сначала правой рукой, а затем левой. Таким образом, дети уже без особого напряжения начинают учить ноты первой октавы и басового ключа.

С самого начала обучения мы должны воспитать в учениках требовательность к своей игре. Отсюда следует, что преподаватель должен предъявлять такую же требовательность к своему показу. Хороший показ преподавателя не только развивает музыкальность учеников, но очень важен с точки зрения нужного механического равновесия.

Показ должен всегда быть приспособлен к возможностям ученика. Как в музыкальном отношении приходиться вживаться в мир простой детской песенки, точно также приходится подыскивать и более простые технические решения. Проигрывание должно быть впечатляющим не только с музыкальной, но и с технической стороны.

Техническая работа, необходимая в игре, даже в самых простых случаях возлагает на ученика сложную задачу. Он должен следить за работой обеих рук, мехом, пальцами одновременно, и вместе с тем никогда это не должно идти в ущерб его музыкальному представлению играемых пьес.

Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Следует отметить, что именно так называемые трудные ученики заставляют преподавателя искать «ключ» к каждому учащемуся, добиваться контакта с ним, доверия к себе. Всего этого можно достигнуть внимательным отношением к ученику, глубоким постижением своего дела и личным примером. Нужно уметь анализировать все удачи и неудачи собственных методов и приемов, знакомиться с работой своих коллег и все полезное делать своим достоянием, совершенствовать игру на инструменте, так как учить лишь можно тому, что хорошо умеешь сам.

Посадка, постановка рук, извлечение звука (баян).

Корпус баяна состоит из двух частей, соединенных мехом. На правой части корпуса прикреплен гриф, на котором расположена в три ряда правая клавиатура. Счет рядам ведется от решетки. На внешней планке левой части корпуса расположена левая или басовая клавиатура с пятью или шестью рядами по 20 кнопок в каждом (всего 100 или 120 кнопок). Первый ряд считается от меха.

Баянист должен сидеть ровно и свободно, не касаясь спинки стула, занимая не более половины его сиденья и опираясь ногами о пол на полные ступни. Колени должны быть на уровне сиденья стула. Баян удерживается на корпусе играющего двумя плечевыми ремнями, которые прикреплены к правой части баяна. Они должны быть подогнаны так, чтобы баян был устойчив при игре.

Правая рука, касаясь клавишей кончиками полусогнутых пальцев, находится на грифе, а большой палец, находясь за грифом, свободно скользит. Ладонь не должна касаться грифа. Левая рука находится под ремнем левой части корпуса.

Упражнение. Играть правой рукой по одному звуку на каждое движение меха (разжим или сжим), считая раз-два, три-четыре, раз-два, три-четыре на каждый звук.

Правая клавиатура баяна.

Музыкальные звуки, расположенные в порядке повышения (вниз по грифу) или понижения их высоты (вверх по грифу), образуют музыкальный звукоряд. Каждый звук звукоряда называется ступенью. Самостоятельные названия имеют только семь основных ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Этим ступеням соответствуют белые клавиши клавиатуры. Черные клавиши соответствуют ступеням, которые самостоятельных названий не имеют и называются производными.

Упражнение. То же, что и к предыдущей теме, но по основным ступеням звукоряда одной октавы в восходящем и нисходящем порядке.

Методические пояснения. Это упражнение является, во-первых, началом формирования звуковысотного представления звукоряда; во-вторых, началом освоения навыка ориентации, то есть развития умозрительного представления правой клавиатуры; в-третьих, началом развития аппликатурного мышления, поскольку необходимо соблюдать определенную последовательность чередования пальцев.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Воспитательная работа педагога специального класса. Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребенка. Возрастные особенности учащихся ДМШ. Планирование процесса обучения. Пианистические движения в начальный период обучения.

шпаргалка [50,0 K], добавлен 22.11.2008

Сущность, структура и процессы памяти, основные методы ее развития, классификация и характеристика видов. Музыкальная память и ее роль в исполнительской деятельности учащегося. Суть вырабатывания слуховой и моторной памяти, приемы заучивания наизусть.

дипломная работа [730,9 K], добавлен 28.03.2010

Проблема развития музыкальных способностей в психолого-педагогическом аспекте. Исторический анализ значимости фольклора в развитии мелодического восприятия. Развития звуковысотного слуха и чувства лада, ритма и чувства музыкальной формы у школьников.

дипломная работа [330,5 K], добавлен 06.06.2015

дипломная работа [829,3 K], добавлен 23.06.2007

Формирование самостоятельного музыкального мышления начинающего пианиста. Чтение с листа. Транспонирование, подбор по слуху и концертное выступление. Аккомпанемент, игра в ансамбле. Работа над художественным образом. Развитие музыкальной памяти.

методичка [5,2 M], добавлен 31.03.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *