Что такое додж энд берн
Техника Dodge&Burn. Введение в Dodge&Burn. Основные понятия.
I. Что такое обработка изображений по принципу Dodge&Burn?
В основе принципа Dodge&Burn лежит локальное осветление и затемнение отдельных участков изображения для усиления глубины пространства, коррекции и усиления объема объектов, устранения отдельных недостатков и неравномерности пиментации кожи.
Свое название принцип получил от одноименных инструментов программы Adobe Photoshop — Dodge Tool (Осветлитель) и Burn Tool (Затемнитель), которые локально осветляют и затемняют изображение. На практике же для воплощения этого метода используются различные инструменты от Dodge Tool и Burn Tool до Curves, манипуляций с масками и вспомогательными слоями. Здесь подходит всё что сможет локально осветлить и затемнить изображение согласно поставленной задаче.
Как ясно из определения, принцип Dodge&Burn применяется не только в ретуши мелкой текстуры кожи, с его помощью можно также моделировать лицо и фигуру человека и даже изменять светотеневой рисунок пространства вокруг объекта.
Условно Dodge&Burn делится на Локальный — ретушь высокой и средней частоты, и Глобальный — Усиление объемов объектов и моделирование форм.
Для начала, рассмотрим базовые понятия.
1. Составляющие изображения: цвет и яркость.
Как известно, у изображения есть цветовая и яркостная составляющие.
Так как с помощью Dodge&Burn мы ретушируем по большей части портреты, схематично представим кожу как бежевую область, а ее недостатки как красные кружки.
Цветовая часть отвечает за цветовой тон и насыщенность изображения, яркостная за количество света в нем.
То есть по сути яркостная составляющая представляет собой черно-белое изображение, в котором скрыты только количество света в том или ином цветовом тоне.
В Adobe Photoshop есть соответствующие режимы наложения: яркость — Luminosity, цвет — Color. Color в свою очередь можно разделить на цветовой тон — Hue, и цветовую насыщенность — Saturation.
Изменим режим наложения красных кружков на цвет и яркость отдельно.
Условно можно представить, что
Normal = Luminosity+Color
То есть, если мы сложим эти два изображения между собой получится исходная картинка.
Также справедливо, что
Color = Hue+Saturation
Соответственно, если мы сложим вместе картинку в режиме наложения Hue и Saturation, получится картинка в режиме наложения Color.
Это важно понимать, потому что недостатки изображения, нередко кроются только в одной из составляющих. И расщепив изображение таким образом, мы можем редактировать их по отдельности.
Наш пример абсолютно плоский, он не имеет теней и бликов. Нанесем на него светотень и размоем границы краев кружка.
Наш плоский красный круг приобрел объем и форму конуса, теперь он похож на импровизированный недостаток кожи.
Посмотрим как теперь выглядят цветовая и яркостная составляющие нашего изображения.
Из примера видно, что свет и тень, придающие изображению объем лежат в яркостной составляющей.
Соответственно, если мы сотрем тень и уберем блик — картинка вновь станет плоской, и на месте недостатка останется небольшое пятно, в котором одна часть будет перенасыщенной, а другая недонасыщенной или обесцвеченной.
Любой неплоский освещенный объект, будь то часть тела человека, предмет интерьера или пора кожи имеет освещенную и теневую область. Чем контрастнее свет — тем ярче блик и темнее тень. Принцип ретуши Dodge&Burn стостоит в том, чтобы лишать такие недостатки объема: высветлять тени и затемнять блики. А главный недостаток этой техники — цветовое пятно, оставшееся после редактирования яркостной составляющей.
Это изображение было отретушировано исключительно по технике Dodge&Burn без применения дополнительных инструментов.
2. Составляющие изображения: пространственные частоты.
Если говорить о ретуши портрета, нужно отметить, что недостатки кожи и лица в целом имеют разный радиус и их удобнее редактировать на различных масштабах. Чтобы лучше понять разнообразие недостатков кожи, обратимся к понятию пространственных частот.
Изображение делится на три вида частот: высокие, средние и низкие. Мы не будем говорить о частотном разложении как о технике ретуши, нам необходимо лишь ориентироваться в областях изображения заключенных на той или иной частоте.
По сути, ретушь на разных частотах в Dodge&Burn будет отличаться только масштабом изображения и размером кисти.
Условно кожу на лице можно представить в виде графика, где часть окрашенная розовым — высокие, зеленым — средние и синим — низкие частоты. Обратите внимание на разнородность графиков. Верхняя частота — самая разнородная, а нижняя самая плавная.
На высоких частотах проявляется вся мелкая текстура кожи, самый «резкий» верхний слой, который позволяет нам видеть фактуру: волоски, мелкие поры, поверхностные шрамики, мелкие морщины.
Низкие частоты можно описать как глобальный объем и цвет. Если рассматривать их отдельно от верхних и средних, то мы увидим лишь размытую маску. Однако внесение изменений именно в эти частоты, приводит к моделированию формы лица в целом.
Средние частоты представляют собой поверхностные неровности кожи. Незначительные бугорки, крупные прыщики, крупные морщины, обычно эти недостатки лучше заметны на среднем масштабе. Средние частоты — понятие очень условное и их глубина зависит от недостатков, которые необходимо редактировать. Обычно средними частотами считают область между высокими и низкими. Они труднее всего распознаваемы начинающими ретушерами, и чаще всего бывают либо стерты, либо вообще незатронуты. Но устранение лишних элементов именно на них, делает картинку законченной.
II. Алгоритм ретуши и конвертация изображения.
Пример изображения сконвертированного с профилем Adobe Standard и подвергнутого коррекции методом Dodge&Burn
Пример изображения сконвертированного с профилем Camera Standard и подвергнутого коррекции методом Dodge&Burn
Как мы видим из примера выше, коррекция выполненная на изображении с профилем Adobe Standard более проблемна, нежели с Camera Standard. В первом случае пятно более читаемо, так как сильно изменился цвет. Проблема в изменении цветового тона и насыщенности. А во втором — пятно практически незаметно и больше похоже на тень, так как затронута только насыщенность.
Итак, зная о правильной конвертации и условно разделяя изображение на частоты, выводим Алгоритм ретуши портрета с использованием техники Dodge&Burn:
1. Правильно сконвертировать изображение, привязав профиль камеры к изображению
2. Удалить крупные недостатки с помощью Clone Stamp и Healing Brush
3. Оценить изображение: определить наиболее сложные области — именно с них стоит начать коррекцию на максимальном масштабе
4. Корректировать текстуру кожи от сложного к простому от высоких частот к низким. Постепенно уменьшать масштаб и оценивать изображение в целом. Избегать неестественной гладкости кожи
5. Корректировать объемы лица и тела (низкие частоты) при необходимости
6. Корректировать задний план и пространство вокруг главного объекта при необходимости
III. Настройки кисти и горячие клавиши для ретуши Dodge&Burn
В ретуши с помощью Dodge&Burn не последнюю роль играют настройки кисти. Кисть обязательно должна быть максимально мягкой (Hardness: 0), потому что граница между светлыми и темными участками порой настолько мала, что корректируя одно, можно с легкостью усугубить другое. Поэтому яркая точка в центре и максимальное рассеивание по краям дают наилучший результат.
Не рекомендую при ретуши Dodge&Burn включать параметры Shape Dynamics, Transfer и использовать форму кисти отличную от круглой. Поскольку все движения должны быть максимально контролируемы. Видя пятно определенного размера вы должны быть уверены, что закрасите его с первого раза, иначе скорость вашей работы снижается минимум вдвое.
Если вы используете графический планшет (а в таком виде коррекции он более чем необходим) и у него есть функция сенсорного управления размером кисти (wacom intuos, например) — обязательно пользуйтесь этой функцией. Это гораздо быстрее, чем перещелкивать размер горячими клавишами, а тем более двигать бегунок вручную. Вообще, если говорить о горячих клавишах, постарайтесь освоить их по максимуму. В этом виде работы они невероятно экономят время и, как ни странно, ваши силы. Потому что выполнять однотипные движения кистью несколько часов подряд — тяжелый труд.
К счастью, решить эту проблему достаточно просто — лишить изображение цвета. Самый правильный способ сделать это — поместить над корректирующими слоями пустой слой в режиме наложения Color с заливкой 50% серого #808080. Этот способ обесцвечивания наиболее корректно отображает изменение яркостей различных цветовых тонов. Подробнее об этом в статье (http://www.retouchingacademy.com/color-correction-lesson-preview-black-and-white-conversions-in-relation-to-dodging-and-burning/)
изменение масштаба: больше Ctrl(Cmd)+ меньше Ctrl(Cmd)-
изменение размера кисти: меньше [ больше ]
перемещение по изображению с помощью клавиши Space
переключение между двумя главными цветами палитры: X
переключение между Dodge и Burn: при активном Dodge зажатая клавиша Alt дает Burn и наоборот
переход на слой, расположенный в списке палитры Layers над активным слоем: Alt ]
переключение на слой, расположенный в списке палитры Layers под активным слоем: Alt [
IV. Вспомогательные методы при коррекции Dodge&Burn
Как мы уже выяснили, информация о недостатках скрыта по большей части в яркостной составляющей изображения. Более того, цветовая информация в данном случае будет нас только отвлекать, потому что ретушируя по принцпу Dodge&Burn нам необходимо различать только то, что светлее и темнее. Информация о цвете объектов сильно воздействует на мозг человека, разные цвета мы воспринимаем разными полушариями и разными глазами. Учитывая, что портреты техникой Dodge&Burn ретушируются не один час, нагрузка получается колоссальная.
Чтобы лучше видеть недостатки средней частоты, мы можем создать корректирующий слой Channel Mixer в режиме Monochrome и вытянуть синий канал.
Я не рекомендую использовать эти вспомогательные способы всегда, так как это мешает научиться замечать недостатки без них. И переборщить с ретушью, сделав кожу излишне гладкой гораздо проще.
Но когда речь идет об устранении большого количества крупных недостатков на проблемной коже, без черно-белого слоя не обойтись — картинка начинает пестрить и понять что нужно удалить, а что оставить, сложно.
Ретушь по принципу Dodge&Burn — очень долгий процесс. Иногда приходится работать на уровне пор кожи, чтобы устранить тот или иной недостаток. Поэтому прежде чем прибегать к этой технике, оцените насколько она необходима в данном случае.
Dodge&Burn дает великолепный результат, не портит фактуру кожи и является недеструктивным способом обработки. Если необходимо сделать фотографию экстракачественно и аккуратно — этот способ незаменим. Способ очень хорош на трудных участках и с его помощью просто добиться естественных плавных градиентов. Для данной серии статей специально были подобраны наиболее сложные примеры, чтобы показать всю силу и многогранность этой простой техники.
Интересно, что работа этим способом помогает начинающим ретушерам научиться лучше видеть недостатки изображения и чувствовать грань между избыточной и недостаточной ретушью, отличать естественные объемы лица от недостатков кожи. То есть ориентироваться в пространственных частотах изображения. Поэтому именно технику Dodge&Burn, я всегда рекомендую освоить своим ученикам до частотного разложения.
Dodge&Burn в Фотошопе
Крайне непросто сделать снимок, который будет эстетично и закончено смотреться без какой-либо обработки и коррекции. Любой фотограф от новичка до профессионала с большим опытом стремится к тому, чтобы картинка была по-настоящему идеальной: и для этого используется общая и глубокая ретушь. Деликатная и кропотливая процедура позволяет придать коже ровный рельеф и идеальный тон, белизну зубов, блеск волос и глаз. Из таких тонких мелочей, которым обработчики уделяют внимание, складывается общая картинка, радующая глаз еще долгое время.
Способов, которые помогут скорректировать любые недостатки фотографии, множество. Но среди них есть один особенный — тот, который используют в работе профессиональные фотографы, работающие с журнальными фотосессиями. Их задача заключается в том, чтобы создавать обработку, в которой сохранится натуральность и естественность текстур, но в то же время все недостатки будут грамотно скрыты. В этом помогает техника под названием Dodge&Burn — метод ретуши, открывающий для обработчика большое количество творческих возможностей. Работать в D&B можно только с фотографиями наилучшего качества — должны быть видны все детали и нюансы как при максимальном приближении, так и удалении. В статье мы рассмотрим все детали использования техники, а также узнаем о двух методах ретуши.
Что представляет собой техника Dodge and Burn?
Ретушь с использованием этой техники может показаться очень трудоемким и кропотливым делом, которое возможно выполнить только с применением большой усидчивости. Отчасти это так, но принципы выполнения такой ретуши настолько просты, что справится даже начинающий фотограф. Идеально использовать ее на портретах, особенно крупных: в них будут видны все недостатки вроде расширенных пор, лишних волосков, акне и прочего.
Чтобы понять суть техники, посмотрим на само ее название: Dodge можно перевести как “Осветление”, а Burn — “затемнение”. Значит, основной задачей будет осветлить и затемнить. А вот что именно — решать вам. В ретуши мы в первую очередь обращаем внимание на несовершенства кожи лица: даже тот же самый прыщ имеет выпуклый кончик — более светлую часть и тень у самой кожи. Если работа будет вестись с затемнением и осветлением, то с помощью техники темные части будут осветлены, а светлые, наоборот, затемнены. Так мы сделаем выпуклую деталь абсолютно плоской. Принцип, которым стоит руководствоваться — изменяем светотеневой рисунок так, чтобы объемные несовершенства (акне, шрамы, неровности, морщинки) стали плоскими, а значит — незаметными.
Помимо высокого качества изображения следите за тем, чтобы свет был выставлен правильно — иначе помехи в виде шума не избежать. Снимать лучше в RAW-формате: он считается наиболее удобным для постобработки.
Достоинство метода в том, что он многогранен: не обязательно применять его лишь в коррекции недостатков кожи, волос, зубов и прочего. Вы можете работать со светотеневым рисунком по-другому, изменяя формы и объем лица — подойдет в случаях, если необходимо подправить черты лица или силуэт фигуры.
Возможности инструментов Dodge Tool и Burn Tool
На использовании инструментов “Осветление” и “Затемнение”будет строиться вся ваша работа над ретушью фотографий. Поэтому имеет смысл узнать о них по отдельности как можно больше информации, а также научиться применять их в деле хотя бы на простых примерах.
Суть инструментов уже понятна из их названия: мы можем затемнять или осветлять локальные участки изображения, как бы “рисуя” их. Инструменты по умолчанию соответствуют клавише “O”. Они имеют всего две настройки, которые, при этом, можно назвать крайне важными:
Где применять Осветлитель и Затемнитель?
Инструменты Dodge Tool и Burn Tool имеют разные варианты применения. Осветлитель отлично подходит для ретуши глаз: с ним можно сделать белее склеры, а также добавить на радужку яркий блик — прием хорош тем, что позволяет привлечь больше внимания зрителей к фотографии. С затемнителем также есть свои приемы: например, к мужским портретам можно применить затемнение линий скул, подбородка, бровей и носа, сделав образ человека на фотографии более волевым, мужественным (особенно в черно-белых портретах).
Более редким, но точно таким же эффектным вариантом станет использование Dodge Tool при высветлении контрового света. Такой прием вы легко заметите на концертных фотосессиях — когда музыкантов окружает хороший свет.
Ретушируем изображение в технике Dodge&Burn
Техника подразумевает три способа ее исполнения: с помощью корректирующих слоев с кривыми; с применением нейтрального серого слоя; работая с уровнями. Наиболее популярными и простыми в исполнении можно назвать первые два, так что их и рассмотрим ниже.
Метод кривых
Работа с кривыми поможет не только устранить недостатки кожи, но и добавить объема, бликов, теней фотографии. Откройте фотографию и сразу отметьте для себя все места, требующие вмешательства. Вам придется рассмотреть изображение максимально внимательно: для этого приближайте его с помощью сочетания клавиш Ctrl и + вплоть до 100%. Как только объем работ определен, создаем два корректирующих слоя: по одну на осветление и затемнение.
Для первого выбираем слой “Кривые” в правом нижнем углу: так откроется не только новый слой, но еще и окно с настройками кривых. Задача: установить курсор в центре диагонали, которая проходит через график. Появившуюся точку переносим где-то на одну клетку вверх, и картинка сразу станет светлее. Теперь график имеет кривую, и пора перейти на имя слоя, дважды кликнуть на него и переименовать на “Осветлить” — так вы не запутаетесь в следующих шагах. Для инвертации маски слоя просто кликните по ней и воспользуйтесь сочетанием клавиш Ctrl+I: эффект осветления исчез.
Для второго слоя, отвечающего за затемнение, переносим кривую на одну клетку вниз. Картинка стала темнее, и можно переименовать и этот слой: например, в “Затемнение”. Следующий шаг подразумеваем возвращение изображения в исходный вид все тем же сочетанием Ctrl+I.
Далее нам потребуется группа вспомогательных слоев: с ней работать будет проще, а светотеневые вариации будут просматриваться лучше. Можно воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+G, а можно найти в нижнем правом углу “Слои” и нажать на изображение папки. Группа выводится наверх, над всеми слоями. В группе мы создадим уже новый слой: выделяем папку и используем сочетание клавиш Shift+Ctrl+N (или же выберете в нижнем меню элемент создания слоя) — теперь он в группе. Если в вашей палитре фоновым цветом является черный, то сочетание Ctrl+Backspace поможет и новый слой залить тем же оттенком. Если же цвет другой, то следует заменить его на черный с помощью панели инструментов: откройте палитру двойным щелчком по изображению нижнего слоя и переведите ползунок в нужный цвет.
Следующий шаг — изменение режима наложения нашего черного. Из всех режимов в списке выбираем “Цветность”, и изображение становится черно-белым. Дублируем слой, используя Ctrl+J, и в новом режиме наложения ставим “Мягкий свет”. Если результат кажется вам слишком темным, то следует поработать с прозрачностью слоя.
Пришло время воспользоваться кистью. Главное в ней — мягкость (ставим жесткость на нуле), а также непрозрачность не выше 10%. Нажатие кисти также можно значительно уменьшить. Самое время увеличить изображение так, чтобы все неровности были отчетливо видны: исправляем их кистью того размера, который не будет заходить за несовершенства (размер регулируется клавишами [ и ]). В зависимости от того, какое действие вам нужно совершить (затемнить или осветлить участок) — выбираем определенную маску слоя для работы. Кстати, именно для этого мы переименовали их в удобные названия. Нажимая кистью несколько раз на одном и том же участке, мы увеличиваем степень перекрытия.
Белое пятно кисти будет удалять участки маски, и эффект слоя, который был задан с помощью кривых, проявится на изображении. В темных местах прорисовку делайте на маске слоя “Осветление”, а в светлых — на “Затемнении”. Кисть должна быть немного меньше дефекта кожи, над которым ведется работа. Тщательно проработав дефект, каждый раз проверяйте результат и только после этого идите дальше. Отключая группу вспомогательных слоев, вы увидите получившийся результат: для этого нажмите на изображение глаза.
Используем серый слой
Для второго способа мы создаем новый слой и переименовываем его в удобное название. В списке режимов наложения выбираем Soft Light (Мягкий свет). В том же окне следует поставить галочку на “Залить 50% серым” — и теперь рабочий слой готов. Для упрощения работы создадим еще два вспомогательных. На первом, Black and White, переводим красные цвета влево: так все дефекты будут просматриваться еще лучше. Второй слой — “Кривые”, на нем будем добавлять контраст. Нажимаем на иконку корректирующих слоев и выбираем Curves, а графике создаем S-образную кривую на глаз, которая также призвана выделить все неровности. Рекомендуем объединить слои в группу с помощью сочетания клавиш Ctrl+G. Следующий шаг: выделяем рабочий слой DB layer.
Теперь можно переходить к самой ретуши с помощью мягкой кисти небольшого радиуса. Здесь так же, как и в первом методе, важно поставить следующие настройки: Opacity: 10% и Flow: 10%. Большие значения станут перебором, и лицо будет выглядеть неестественно и комично. Маленькая кисть не должна оставлять резких краев и заходить за пределы недостатка кожи. Изменения должны быть минимальными, а если чувствуете, что этого недостаточно, то лучше пройтись по одному месту пару-тройку раз, чтобы усилить эффект. Для особенно темных участков возможно увеличение Opacity до 15%.
Теперь скидываем цвета на черный и белый по дефолту с помощью клавиши D. В зависимости от затемнения и осветления, будем “рисовать” на слое белой или черной кистью. Клавиша X поможет быстро переключаться между цветами. Можно продолжать рисование, периодически отключая видимость слоя и просматривая результат. Обязательно приближайте картинку, чтобы увидеть нюансы обработки, а также отдаляется, чтобы оценить общий план. Как только работа выполнена, отключаем видимость вспомогательных слоев — изображение вновь в цвете.
Овладев методом ретуши Dodge and Burn, вы значительно повысите свое мастерство, а значит, качество фотографий заметно улучшится. Способ откроет большой простор для реализации творческих задумок, поэтому не бойтесь экспериментировать и практиковаться!