Что такое до мажор как объяснить ребенку
Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор
Онлайн уроки фортепиано, урок 7
В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.
Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.
Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.
Минор – это лад, звучащий грустно.
Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.
А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.
Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.
В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)
Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.
Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.
В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.
Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:
мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)
Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.
Гармонический и мелодический лады
Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:
Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.
Методическое пособие «Гамма До мажор»
Методическое пособие «Гамма До мажор»
Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
Цель. Приобщение к музыкальному искусству.
Задачи.
Формировать первоначальные знания о нотной грамоте детей подготовительной к школе группы.
Развивать словарный запас в области музыкальной терминологии.
Развивать слуховое восприятие, музыкальную память и мышление.
Воспитывать умение вслушиваться в музыкальные звуки.
Пояснительная записка.
С раннего детства эмоциональное воздействие на человека оказывает музыка. Она может поднять настроение, придать человеку энергию радости, а может погрузить в раздумье, размышление, навеять грусть. Как и речь, музыка обладает выразительными средствами: темпом, ритмом, высотой звука, динамикой, тембром. В старшем дошкольном возрасте ребёнок знакомится с этими теоретическими понятиями, а «Песенка о гамме» Г. Струве помогает не только развить музыкальные способности, но и узнать названия нот, порядок их расположения.
Знакомя с музыкальным произведением, мы обращаем внимание на текст песни, разъясняем непонятные для детей слова.
Одно из первых слов, на которые мы обращаем внимание, это «Гамма», набор из 8 звуков, расположенных в определённом порядке, где первый и последний одинаковые.
Звуки гаммы располагаются в нисходящем и восходящем порядке.
Мы объясняем, что звуки записываются нотами, которые живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Самым главным у нот считается скрипичный ключ.
В процессе разучивания песни мы закрепляем понятия мажор и минор, знакомимся с понятиями дуэт, трио, квартет.
Разучиваем названия нот с помощью иллюстраций, на которых изображено положение нот на нотном стане и предмет, в котором название нотки является первым слогом.
Таким образом, в процессе разучивания песни дети не только учатся соотносить высоту звука, чисто интонировать мелодию, знакомятся с нотной грамотой, но и вспоминают буквы, закрепляют умение читать по слогам.
В результате работы над песней дети знают все названия нот, умеют петь гамму до мажор в восходящем и нисходящем порядке. Могут исполнять индивидуально, дуэтом, трио, ансамблем, хором, радовать пением себя и своих близких.
Методическое пособие «Пиктограммы эмоций» Знакомство детей с эмоциями и чувствами людей,формирование у детей способность к децентрации, способности индивида воспринимать и учитывать.
Методическое пособие «Кубанское наследие» «Кубанское наследие» Содержание 1 Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи 2. Конспект НОД 3. Игры и пословицы. 4. Планируемый результат.
Методическое пособие-лэпбук «Экология» Цель работы: Закрепить знания детей дошкольного возраста об экологии и правилах поведения на природе. Задачи: 1. Дать дошкольникам первоначальное.
Методическое пособие по логоритмике Предложенные игры и упражнения не только помогут исправить речь и движения детей, но оказывают сильное воздействие на развитие музыкальных.
Методическое пособие «По стране Математике» Методическое пособие «По стране математики» Цель: Знакомить детей с цифрами и числами. Упражнять детей в прямом и обратном счете до 10,.
Методическое пособие «Путешествие по городу» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МДОУ ЯСЛИ-САД №352 Г. ДОНЕЦКА» Методическое пособие для центра патриотического воспитания.
Методическое пособие «Умное дерево» Описание технологии изготовления развивающего пособия для детей старшего возраста «Умное дерево» Техника изготовления: Основа пособия.
Методическое пособие «Времена года» Методическое пособие «Времена года» Цель многофункционального пособия «Времена года»: формирование элементарных экологических представлений.
Многофункциональное методическое пособие Уважаемые коллеги, хочу предложить Вам, такое пособие, которое можно использовать как дидактическую игру и методическое пособие для образовательной.
Открытое занятие по сольфеджио в 1 классе «Гамма Соль мажор» Открытое занятие по сольфеджио ДМС «Камертон» 1 год обучения педагог дополнительного образования Васильева О. Н. Тема занятия: «Гамма Соль.
Урок по сольфеджио в 1 классе.Тональность до мажор
«сольфеджио» в 1 классе.
Тема: «Тональность До мажор. Гамма, её строение»
Обучающие: Дать новые понятия : гамма, ступени, тоника, тональность. Тональность До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение.
Развивающие : Развитие интонационно-слуховых представление, творческих задатков учащихся через импровизацию мелодий на данные стихи.
Воспитательные : средствами музыки воспитывать связь содержания музыкального образа через средства музыкальной выразительности;
Оборудование: ф-но, компьютер с аудио и видео материалом.
Тип урока: « объяснение нового материала»
1.Организационный момент. Определение темы урока.
2. Певческая и ритмические разминки
Игра «Вагончики нот»
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Импровизация по данным стихам
Игра «Сложи мелодию»
Дети заходят в класс под «Марш» Прокофьева. Объявление темы урока, кратко о предстоящих этапах его, пожелании детям интересно и с пользой провести урок.
2. Певческая и ритмическая разминки
Начинаем урок с попевок «Звенит звонок», « Чисто мы поём» и ритмической разминки с помощью шумовых инструментов. Сначала простучим ритмический фрагмент (крупные карточки с ритмическими фигурами находятся на доске), и он будет служить сопровождением к музыкальной пьесе. Пьесу тоже надо будет назвать
Исполняют вначале без ф-но, затем продолжают исполнять с педагогом (ф-но).
1 задание Р.н. п «По малину в сад пойдем»
2задание: «Колыбельная кукле»
Вопрос «Какой ритм использовался в мелодиях и какой ритм мы используем для ритмического аккомпанемента».
Ритмическая разминка закончена.
2. Проверка домашнего задания- пения и письменного задания
Презентация с объяснением и пропеванием с голоса преподавателя
Гамма – это расположение звуков друг за другом, по порядку, вверх или вниз от тоники до ее повторения.Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Их семь.
Строение гаммы – учим стишок «тон-тон-полутон, 2 тона-полутон»
Ступени обозначаются римскими цифрами.
гаммы. Обозначают буквой Т
Задание на слайде –определить тонику в мелодииТоника –нота Фа,
тональность песни- Фа мажор
Назови тонику. Посмотрите на последнюю ноту, назовите их.
Например: Тональность До мажор.
В До мажоре тоникой является звук до.
Пение песенки « Я гуляю во дворе»из учебника:
Я гуляю во дворе, вижу домик на горе.
Я по лесенке взберусь, и в окошко постучусь!
Устойчивые и неустойчивые
Ступени гаммы делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию. К устойчивым относятся: I, III, V ступени.
Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя
остановиться. К неустойчивым относятся: II, IV, VI, VII ступени.
Они стремятся перейти в устойчивые. Устойчивые ступени
изображаются пустыми, неустойчивые закрашенными.
Переход неустойчивой ступени в устойчивую называют РАЗРЕШЕНИЕ.
Спой разрешения (слайд презентации) в До мажоре. Списывание в тетрадь.
Физ. Минутка под музыку.
Какие ступени являются устойчивыми?
Что такое неустойчивые ступени? И т.д.
Пение ступеней гаммы до мажор не по порядку
Б) Простучите ритм, определите, какие стихи
подходят к каждой ритмической строчке:
Игра «Сложи мелодию».
Мелодия «Елочка» Красева, разрезанная на такты, на каждого ребенка свой комплект.
IV . Заключение. Домашнее задание. Рефлексия.
1)Петь гамму До мажор с дирижированием, наш учебник (Н.Баева, Т.
о гамме До-мажор, ссылка:
1)Петь песенки из нашего учебника
«Я гуляю во дворе» №22 с.10
Самостоятельно прочесть с листа (спеть) песенки из нашего учебника:
3) Простучать ритмический рисунок в размере 2\4
Он на следующем слайде
Диалог с учащимися, о том, что понравилось на уроке, что было трудным.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общая информация
Похожие материалы
ОЛИМПИАДА-ВИКТОРИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДМИТРИЯ ДМИТРИЕВИЧА ШОСТАКОВИЧА (1906-1975)
Сценарий развлечения ко Дню защиты детей «Солнечная страна»
Сценарий развлечения ко Дню защиты детей
Значение музыки Эдварда Грига в повести Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Виды музыкальной деятельности младших школьников
Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России
Памятка для учителя «Этапы работы над песней в начальной школе»
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.odt
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5348506 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лад в музыке: мажор и минор
Наш очередной выпуск посвящен такому явлению, как лад. Мы постараемся ответить на такие вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать определение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.
Итак, что же такое лад? Вспомните, что означает это слово за рамками музыки? В жизни иногда говорят о людях, что они между собой ладят, то есть дружат, понимают друг друга и оказывают взаимную помощь. В музыке звуки тоже должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.
Основы лада
Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.
Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.
Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.
Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.
Виды лада: мажор и минор
Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.
Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.
Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.
СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.
ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» — СКАЧАТЬ
В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».
ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?
Фрагмент №2 «Мазурка»
Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.
Тональность и гамма
Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».
Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.
ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь название тональности. Возьмите любую тонику и любой лад, соедините вместе. Что у вас получилось?
Если расположить по порядку все звуки тональности, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается тоникой и ей заканчивается. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, гамма ми минор начинается с ноты МИ и заканчивается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она завершается. Понимаете? Вот вам нотный пример:
Но откуда в этих гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте поговорим дальше. Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют свое особое строение.
Строение мажорной гаммы
Чтобы получилась мажорная гамма нужно взять всего лишь восемь звуков и выстроить их в ряд. Но не все звуки нам подходят. Как выбрать нужные? Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полтона или целый тон. Так вот, для мажорной гаммы нужно, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.
Например, гамма До мажор начинается с ноты ДО и заканчивается тоже нотой ДО. Между звуком ДО и РЕ – расстояние один целый тон, между РЕ и МИ – тоже тон, а между МИ и ФА – всего лишь полтона. Далее: между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ по целому тону, между СИ и верхней ДО – только полутон.
Давайте разберемся с тонами и полутонами
Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает клавиатура фортепиано. Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.
Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.
Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.
Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.
Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.
А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.
Еще больше подробностей о тонах и полутонах можно узнать из статьи «Знаки альтерации».
Строим мажорные гаммы
Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.
А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.
Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?
Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).
Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме CИ-ДИЕЗА).
Строение минорной гаммы
Тут принцип почти такой же, как и с мажорными гаммами, только формула строения минорной гаммы немного другая: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Применяя эту последовательность тонов и полутонов, вы легко можете получить минорную гамму.
Давайте обратимся к примерам. Построим минорную гамму от ноты СОЛЬ. Сначала просто выпишем все ноты по порядку от СОЛЬ до СОЛЬ (от нижней тоники до ее повторения наверху).
Далее смотрим, какие расстояния между звуками:
Что получили в итоге? В гамме соль минор два бемоля: СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ.
Для тренировки вы можете построить самостоятельно или «разобрать по косточкам» несколько минорных гамм: например, фа-диез минор и ля минор.
Как еще можно получить минорную гамму?
Мажорная и минорная гаммы, построенные от одной и той же тоники, различаются между собой лишь тремя звуками. Давайте выясним, какие это различия. Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).
Каждый звук гаммы – это ступень. Так вот, в минорной гамме по сравнению с мажорной три ступени низкие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими цифрами – III, VI, VII). Таким образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив всего лишь три звука.
Для упражнения поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, который является седьмой ступенью гаммы.
Таким образом, в соль миноре будет всего два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто бесследно исчезает. Как видите, ничего сложного.
Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре
И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).
Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).
В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.
В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.
Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:
До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.
Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.