Что такое диптих в живописи
Значение слова «диптих»
Сегодня термин обычно применяется к парным изобразительным произведениям (картинам, гравюрам, фрескам), объединённым общей идеей или сюжетом. Также этот термин употребляется в отношении малых литературных форм, в первую очередь стихов.
ДИ’ПТИХ, а, м. [греч. diptychos — вдвое сложенный] (церк. и искус.). Двустворчатая икона, картина.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ди́птих
1. искусств. двустворчатый складень с живописным или рельефным изображением на каждой створке
3. искусств. произведение изобразительного искусства из двух картин, рисунков и т. п., обычно объединенных общей идеей, темой или сюжетом
4. перен. произведение литературы, кино и т. п., состоящее из двух взаимосвязанных частей
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова очажок (существительное):
Триптих, Полиптих, Диптих картины
Диптих, триптих и полиптих — понятия в живописи родственные. Если объяснить простыми словами, то — это картина или работа, которая состоит из нескольких частей, связанных по смыслу и содержанию. Самым известным среди этих разновидностей многосоставных картин является триптих, так как часто используется в одном из жанров иконописи. На самом же деле, триптихи, диптихи и полиптихи вовсе не являются изобретением церкви и свою историю ведут ещё со времён Древней Греции и Древнего Египта. Надо сказать, что такие составные картины являются не только предметом живописи, но и предметом интерьерного искусства, дизайна и декора.
Диптих (с древнегреческого — сложенный вдвое). Греки и римляне изначально так называли специальные таблички для записей, которые были архаичными записными книжками. Делались они из дерева, металлических пластин и другого материала. На внутренних сторонах складывающегося диптиха делались записи, а внешние стороны были украшены различными картинками. В настоящее время диптих — это картина, фреска, гравюра, рисунок, который разделён на две части.
Триптих (с древнегреческого — сложенный втрое). Имеет такую же историю, как и диптих, только с тремя составными частями. Картина, рисунок и т.д. разделены на три части, секции или панели.
Полиптих (с древнегреческого — состоящий из многих дощечек или складок). По аналогии с описанием диптиха и триптиха, вы уже могли понять, что полиптих — это картина, полотно, которое состоит из более, чем трёх частей. Этих частей может быть четыре, пять, шесть, десять, двадцать и так до бесконечности.
Далее вы можете увидеть картины всех трёх видов составных картин, что бы более ясно понимать и разбираться в этих понятиях.
Если вы хотите украсить свой дом произведением искусства такого жанра, то заказать и приобрести триптих вы всегда можете в Арт Салоне Терекс. Самые красивые модульные картины любого жанра, начиная от пейзажей и заканчивая абстракцией.
ДИПТИХ
Консульские Д.
Благодаря надписям, содержащим имена, почетные титулы и послужной список (cursus honorum) консулов, ок. 30 Д. идентифицированы и точно датированы. Нек-рые (напр., Д. Филоксена, 525 г., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) несут посвящения сенату или сенаторам. Производство Д. имело, по-видимому, серийный характер (сохр., напр., 3 Д. Филоксена, 525 г.). По особенностям резьбы, деталям иконографии и т. д. исследователи распределяют эти памятники по столичным мастерским, изготовлявшим различные изделия из слоновой кости.
Большинство известных консульских Д. сохранились лишь благодаря тому, что были использованы в качестве переплетных досок для напрестольных Евангелий и др. священных книг; при этом их отделывали драгоценными камнями, золотом и эмалью. В кон. IV в. по подобию консульских Д. стали изготавливаться предназначенные специально для церковных нужд Д. с изображениями Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов, с иллюстрациями событий библейской истории. На внутренних створках таких Д. особенно часто помещались имена христиан для церковного поминовения.
Пятичастные Д.
Тематика изображений и надписи на имп. Д. указывают на триумфальный контекст их программ. Возможно, некоторые из них подносились императорам консулами, высшими гражданскими сановниками и церковными иерархами по случаю их избрания на должность или поставления в сан.
Д.-складни
Литургические (поминальные) Д.
Д. с именами усопших и здравствующих христиан, к-рые велись в кафедральных соборах, мон-рях и на приходах и по к-рым совершалось их церковное поминовение, стали впосл. по преимуществу называться синодиками. В наст. время в синодики в большинстве случаев вносятся имена христиан для временного поминовения, напр. в течение 40 дней или 1 года. По отношению к усопшим существует т. н. вечное поминовение, продолжительность к-рого ограничена лишь экстремальными событиями (напр., прекращением существования приходской или монастырской общины, как это происходило в РПЦ во времена гонений в XX в.). Др. видом совр. Д. являются частные помянники, к-рые ведутся в благочестивых семьях и подаются вместе с просфорами для поминовения на Божественной литургии живых и усопших родственников, друзей и иных православных. Наименование таких помянников Д. было бы оправданным (помянник складывается из 2 списков, один из которых предназначен для поминовения о здравии, др.- об упокоении), однако почти не употребляется.
Д. как список Поместных Церквей
В наст. время Д. называют списки Предстоятелей автокефальных правосл. Церквей и соответственно перечень этих Церквей; особое значение имеет последовательность поминовения Первоиерархов, обусловленная местом возглавляемых ими автокефальных Церквей в этом Д.
К времени Халкидонского Собора (451) сложился Д. первенствующих престолов Церкви: Римского, К-польского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского (в таком порядке они перечислены в Трул. 36); епископы этих 5 престолов позже получили наименование патриархов. В IX в. оформилось учение о пентархии: в Церкви может быть лишь 5 патриархов, подобно тому как есть только 5 чувств у человека, и вся вселенная должна быть поделена между ними. Через «Кормчую» свт. Саввы I, архиеп. Сербского, оно попало и в рус. печатную «Кормчую» (Кормчая. 1650. С. 726-727).
Теория пентархии, лишенная канонических и исторических оснований, в некоторые периоды истории использовалась филетистами из К-польского Патриархата в отстаивании церковной гегемонии над негреч. правосл. Церквами. Подобная тенденция проявляется иногда и в наст. время и служит причиной осложнений во взаимоотношениях вост. Патриархатов и некоторых др. Поместных Церквей.
Отсутствие церковных оснований для развития учения о пентархии было впервые продемонстрировано Вселенским III Собором, подтвердившим автокефалию Кипрской Церкви, против чего выступал Антиохийский престол (III Всел. 8). Отцы Собора осудили стремления епископов захватить власть в областях, не принадлежавших им ранее: «То же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях; дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников; но аще кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския; и да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков».
С т. зр. правосл. экклезиологии все автокефальные Церкви равноправны и место в Д. не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквами, к-рые занимают последующие места. В полной мере это относится и к Церкви, первенствующей в Д., обладающей только первенством чести, но не власти. Оно выражается лишь в первенстве перед Св. Престолом при сослужении Первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных Соборах и на др. офиц. собраниях, в 1-м месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или неск. Поместными Церквами. Аналогичным образом и место в Д. всякой др. Поместной Церкви определяет место ее Предстоятеля в алтаре при сослужении с др. Первоиерархами, а также место его подписи в последовательности подписей.
Притязания Поместных Церквей на первенство в Церкви
С VI в. Римские епископы, первенствовавшие в древних Д., начали заявлять притязания на власть над всей Церковью; они обосновывали это мнимым главенством ап. Петра, «князя апостолов», как его называют на Западе, над др. апостолами. Однако первенство чести Римской кафедры с т. зр. правосл. экклезиологии лишено догматического значения; его каноническое значение ограничивается первенством в Д., не имеющим отношения к вселенской юрисдикции.
Упорное сопротивление папским притязаниям Африканской Церкви отражено в «Послании к папе Римскому Келестину», включенном в правила Карфагенского Собора. В этом «Послании. » Собор отвергает право Римского папы принимать апелляции на судебные постановления Собора африкан. епископов.
На Востоке до Халкидонского Собора к первенству стремились Александрийские епископы, их амбиции питали заслуги Александрийских святителей Афанасия I Великого и Кирилла в защите Православия, союз Александрии с Римом и высокий авторитет александрийской богословской школы. Однако конец этим несостоявшимся притязаниям был положен Халкидонским Собором, к-рый осудил и низложил Александрийского архиеп. Диоскора.
С кон. IV в. на 1-е место на Востоке выдвигается К-польский епископ, к-рый приобрел существенные преимущества перед др. греч. Первоиерархами благодаря политическому значению столицы. Он получил статус посредника между императором и др. епископами: являясь в столицу, Александрийский, Антиохийский или Иерусалимский епископы лишь после доклада К-польскому епископу могли представляться императору.
После 1054 г. в связи с отпадением Римской Церкви от вселенского Православия К-польский Патриархат занял первенствующее место в Д. правосл. Поместных Церквей. После падения К-поля в 1453 г. первенствующее значение К-польского патриарха на правосл. Востоке не только сохранилось, но и возросло. Завоеватель Ромейской державы Мехмед II признал патриарха Геннадия II Схолария главой всей «райи» (правосл. подданных Порты) не только в духовном, но и в гражданском отношении. К-польские патриархи получили в Османской империи статус этнархов; на этом основании др. правосл. патриархи на территории Османской империи состояли в гражданском подчинении канонически равному им К-польскому патриарху.
Место Русской Церкви в Д.
Учреждение Патриаршества в Москве в 1589 г., одобренное на состоявшемся в 1590 г. в К-поле Соборе, в к-ром участвовали патриархи К-польский Иеремия, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, поставило вопрос о месте Главы Русской Церкви в Д. (ранее этот вопрос не поднимался, т. к. автокефальный статус Русской Церкви, фактически установленный в 1448, не признавался на правосл. Востоке). Москва претендовала на 3-е место в Д. для Русской Церкви, однако вост. патриархи не пожелали поставить патриарха Московского в Д. впереди себя, вслед за К-польским патриархом или хотя бы вслед за Александрийским патриархом. Московскому патриарху было указано 5-е место в Д., после вост. патриархов.
Между тем, согласно 3-му прав. II Вселенского Собора, «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть Новый Рим». Если бы Москва на Соборе в К-поле была официально признана вост. патриархами Третьим Римом, то, по логике отцов II Вселенского Собора, ей надлежало бы отвести в Д. место сразу вслед за Новым Римом, т. е. 2-е, а не 5-е. Хотя такого признания и не произошло, однако в «Уложенной грамоте», к-рую утверждали в 1590 г. в К-поле, в уста К-польского патриарха Иеремии влагается речь, содержащая признание Москвы Третьим Римом с почти точным цитированием соответствующих мест из Послания старца Филофея.
В Москве решением К-польского Собора о месте Русской Церкви в правосл. Д. не были довольны, но с ним смирились.
Состав современных Д.
В Д. Церквей, а значит, и при распределении мест на Соборах в рамках межцерковного этикета каждой Церкви отведено место в общем ряду; эти места в Д., называемые иначе «ранг чести», лишены догматического значения, а обусловлены историческими причинами: древностью Церквей, хронологической последовательностью провозглашения их автокефалии, политическим значением городов с кафедрами первых епископов.
История образования Поместных Церквей не оставляет возможности для догматизации преимуществ тех или иных кафедр. Каноны (II Всел. 3; IV Всел. 28) говорят лишь о политических и, следов., исторически преходящих основаниях возвышения престолов. Гражданское положение города определяло, согласно этим канонам, место в Д.: «Ибо престолу ветхаго Рима Отцы прилично дали преимущества, поелику то был царствующий град» (IV Всел. 28). Однако преимущества кафедры могут сохраняться длительное время и после падения политического значения города, как это произошло с престолами вост. патриархов.
Диптих, триптих, полиптих: что это такое?
ДИПТИХ
История диптиха
Первоначально это слово использовалось для обозначения складных письменных табличек, используемых в древнеримские времена. Две доски, чаще всего деревянные, но также они могли быть костяными или металлическими, были прикреплены друг к другу так, что их можно было сложить друг к другу внутренними поверхностями. Внутри они были покрыты слоем воска, на котором можно было писать.
В последующие века диптих стал использоваться для записи религиозных историй, почитания святых и других важных фигур. Благодаря петлям, скрепляющим 2 части, художественные произведения не повреждались и их можно было легко переносить.
Британский музей классифицирует диптих как «религиозное/ритуальное оборудование»: такие произведения охватывают столетия в культурах во всем мире, включая буддийские и христианские религии. Многие из этих произведений, например, диптих 15-го века с изображением Святого Стефана и Мартина, были вырезаны из слоновой кости и камня.
Использование в искусстве
Диптихи были популярны у художников на протяжении многих веков. Как правило, две панели были просто тесно связаны друг с другом, хотя это могло быть одно и то же изображение, которое продолжалось на другой панели.
Например, художник-пейзажист рисовал сцену на двух панелях, которые в целом составляли единое изображение.
Традиционно диптихи были как книги, которые можно было сложить. В современном искусстве художники обычно создают две отдельные панели, предназначенные для подвешивания друг рядом с другом на расстоянии 2-3 см. В производстве модульных картин интернет-магазина Picsis.ru изображение также печатается на одном холсте, который потом разрезается и натягивается на 2 разных подрамника.
Примеры диптиха в искусстве
Существует множество примеров диптихов в классическом и современном искусстве. Сохранившиеся экспонаты с древнейших времен редки и чаще всего хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира.
Диптих Уилтона был написан в 1396 году. Он является частью коллекции произведений искусства короля Ричарда II и находится в Национальной галерее в Лондоне. Это две дубовые панели, скрепленных между собой железными скобами. На картине изображен король Ричард, представленный тремя святыми Деве Марии и ребенку.
Другой интересный диптих художника Жана Госсарта представлен в Париже, в Лувре. На этой картине, озаглавленной «Диптих Жана Каронделе» (1517), изображен голландский клирик по имени Жан Каронделе, напротив «Девы и ребенка. Две части картины имеют одинаковую гамму, цветовую палитру и настроение.
Одним из наиболее известных диптихов в современном искусстве является «Мэрилин. Диптих» (1962, Тейт) Энди Уорхола. В картине используется знаменитый портрет Мэрилин Монро, который Уорхол часто использовал в своих шелкографических принтах.
На современных модульных картинах, изготовленных в виде диптиха, часто изображены удивительные уголки нашей планеты, живописные цветы, фото еды или животных.
ТРИПТИХ
Триптих – это картина из трех частей, очень популярный формат в искусстве. Репродукции художников, абстракции, городские панорамы или пейзажи отлично смотрятся в таком виде модульных картин.
Формат триптиха применяют многие художники, представляя таким образом начало, середину и конец.
Причины использования триптиха в искусстве
Художник может по-разному использовать три панели триптиха. Иногда они могут формировать единую сцену, а иногда – функционировать как отдельные части.
Художник может использовать триптих по любой из следующих причин:
Таким образом можно показать прогрессирование субъекта, например, его рост или, напротив, снижение. Продемонстрировать три отдельных элемента, которые связаны и дополняют друг друга.
Особенности триптиха
В триптихе очень важно поддерживать единообразие в каждой части. Без одного цветового, стилевого или технического приема, который соединяет разные части, окончательная картина потеряет часть своего воздействия на зрителя.
Варианты размещения частей в триптихе могут быть самыми разными, как и их размеры. Триптихи традиционно висят в вертикальном формате и просматриваются слева направо.
ПОЛИПТИХ
Полиптихи чаще всего создавались художниками раннего Ренессанса, большинство из которых создавали свои произведения в качестве алтарных частей в церквях и соборах. Полиптих, как форма искусства также был весьма популярен в изобразительном искусстве Японии.
Некоторые средневековые рукописи также являлись полиптихами: столбцы на странице обрамлены границами, которые напоминают современный полиптих.
Диптихи, триптихи и полиптихи в современном мире
Модульные картины, состоящие из нескольких частей – прекрасное, многогранное украшение дома. Благодаря разнообразию своих форм, размеров, тематик, цветовых гамм такие картины смотрятся легко, воздушно и стильно.
В интернет-магазине Picsis.ru вы можете приобрести диптих, триптих или полиптих, выбрав любое изображение из более, чем 5 000 картин. Такая картина изготовлена из хлопкового холста, натянутого на подрамник из сосны: никаких тяжеловесных рам! Только лаконичные модули, расположенные на одной или разных высотах и свободное пространство между ними.
Красочные абстрактные композиции, необъятный космос, натюрморты или необычные архитектурные объекты – любая тематика будет выглядеть выигрышно в виде модульной картины, состоящей из нескольких сегментов.
Настоящие произведения искусства теперь доступны для украшения каждого дома, а не только лучших музеев мира!
Диптих
Ди́птих (др.-греч. δίπτυχος «сложенный вдвое») изначально — употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединённые друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Впоследствии словом диптих стали называть списки имен, поминаемых во время литургии в древней церкви. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (τρίπτυχα), пентаптихами (πεντάπτυχα) и т. д. или вообще полиптихами (πολύπτυχα).
Сегодня термин обычно применяется к парным изобразительным произведениям (картинам, гравюрам, фрескам), объединённым общей идеей или сюжетом. Также этот термин употребляется в отношении малых литературных форм, в первую очередь стихов.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Диптих» в других словарях:
Диптих — (diptucon) две деревянные, костяные или металлические,продолговатые дощечки, соединенные одна с другою помощью шнурка, тесьмыили шарнира и складывающиеся вместе, на подобие книжного переплета.Снаружи они имели гладкую поверхность или же… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ДИПТИХ — (от греческого diptychos двойной, сложенный вдвое), две картины, связанные единым замыслом; двустворчатый складень … Современная энциклопедия
ДИПТИХ — (от греч. diptychos двойной сложенный вдвое), 1) в античном мире две складываемые вместе вощеные дощечки для письма.2) Двустворчатый складень.3) Две картины, связанные единым замыслом … Большой Энциклопедический словарь
ДИПТИХ — ДИПТИХ, диптиха, муж. (греч. diptychos вдвое сложенный) (церк. и иск.). Двустворчатая икона, картина. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Диптих — (от греч. diptychos двойной, сложенный вдвое), 1) двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке. 2) Две картины, связанные единым замыслом. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред … Художественная энциклопедия
диптих — сущ., кол во синонимов: 1 • складень (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Диптих — (от греческого diptychos двойной, сложенный вдвое), две картины, связанные единым замыслом; двустворчатый складень. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДИПТИХ — [греч. δίπτυχος сложенный вдвое, от δίς дважды и πτύσσω складываю], первоначально название 2 продолговатых пластинок из дерева, кости или металла, соединенных шнурком, тесьмой или шарниром и складывающихся вместе, подобно книжному переплету. Если … Православная энциклопедия
Диптих — (от греч. díptychos двойной, сложенный вдвое) 1) в Древней Греции и Риме две дощечки, покрытые воском, на которые наносились записи. 2) Двустворчатый складень с живописным или рельефным изображением на каждой створке. 3) Две картины,… … Большая советская энциклопедия
диптих — (гр. diptyches букв. складень) 1) у древних греков и римлян две покрытые воском и соединенные вместе дощечки для письма; 2) двустворчатый складень с живописным или рельефным изображением на каждой створке; 3) две картины, связанные единым… … Словарь иностранных слов русского языка