Что такое динамики мидбас

Что такое мидбас – задачи, установка и возможности мягкого баса

Оркестр – тщательно подобранный коллектив, в котором каждый инструмент дополняет оттенок совершенства композиции. За годы здесь сформировались традиции и правила состава и взаимодействия между всеми участниками. Аналогична ситуация и с компонентной аудиосистемой в автомобиле.

Что такое мидбас – только конкретика и факты

Очевидно, что ни один динамик не может в точности воспроизвести все слышимые частоты и, соответственно, каждый динамический громкоговоритель «играет» свой определенный диапазон. Так, например, сабвуфер способен донести до слушателя частоты от 25 Гц и до 60-70 Гц, среднечастотники от 400 Гц, а дальше инициативу уже подхватывают твитеры.

В этой связке для точного раскрытия частот часто не хватает мидбасовых динамиков, потому что именно они занимают нишу воспроизведения звука от 60 до 400Гц важную часть воспроизведения звука. Если сказать просто, без мидбаса музыка теряет несколько октав. Некоторые считают, что купить мидбас не нужно – его легко можно заменить среднечастотником. Но здесь есть серьезные нюансы.

Представьте себе оркестр из которого убрали валторны, виолончели и фаготы. Отсутствие мидбаса – такой же провал в звуке. Кстати, большинство мужских голосов, будь то пение или просто речь также попадают в диапазон средних частот. Если в вашей автоакустике отсутствует мидбас, попросту теряете некоторые из важных тонов в этом диапазоне, и музыка будет восприниматься с ощущением недостатка глубины, теплоты, естественности и сочности звука.

Какой мидбас лучше ставить?

Так куда же устанавливать мидбасовые колонки?

Как правило, мидбасовые динамики ставят в передние двери, но во время инсталляции динамиков не следует забывать об уплотнителях, во избежание дребезжания от резонирующих элементов. Лучше всего устанавливать мидбас в специализированный подиум, а дверь внутри оклеить материалом для шумоизоляции авто.

В любом случае, если вы решили ставить в ваш автомобиль компонентную акустику, если вы любите слушать действительно качественную музыку в поездке, с раскрытием всей теплоты и многогранности звучания, без мидбаса часто не обойтись.

Источник

Колонки мидбас: брать или не брать для авто?

Грамотная установка акустики в автомобиле обеспечивает полноценное звучание музыкальных инструментов и голоса певца. Чтобы добиться эффекта максимальной приближенности к естественному звуку, необходима инсталляция колонок различной частоты:

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Но многие считают, что средний бас можно перекрыть сочетанием саба и средечастотных динамиков и получить на выходе приемлемый результат: играет ведь громко, и это главное! Почему это не так, читайте ниже.

Что такое мидбас?

Если вы занялись усовершенствованием автозвука в своей машине, делайте это с умом. Начнете лепить халтуру – самим же потом придется страдать. Но мы отвлеклись.

Итак, мидбас. Эти динамики нужны для передачи баса средней частоты, от 80 до 400 Гц. Они являются неотъемлемой частью компонентных систем автозвука.

Обычно мидбасовые колонки располагаются в авто спереди, в дверях. Твитеры размещают на приборной панели или передних стойках: они отвечают за диапазон 5 000-20 000 Гц. Местом подключения саба является задняя акустическая полка. Его частотный максимум 50-60 Гц. Для среднечастотников не имеет принципиального значения, где стоять, на задней полке или в дверях.

Самый популярный размер колонок вуфера – это 16 и 20 см, но есть еще 10, 13-см. Чем больше диаметр, тем ниже частоты становятся доступными. Качественная мидбасовая акустика должна иметь высокие показатели по следующим характеристикам:

Само собой, без качественных материалов не может быть и речи о хорошей акустике. Чем меньше резонирующих элементов, тем меньше дребезжания. Устанавливая колонки, позаботьтесь об уплотнителях.

Отличие от басовых

Вуферы и сабы работают в низком диапазоне частот, в этом их похожесть. Отличие мидбасовых колонок от басовых в том, что сабвуфер закрывает самый низкий бас 10-80 Гц (а «тяжелые» сабы доходят до 50 или даже 45 Гц), а мидбасы оперируют частотами от 80 Гц и выше. Есть и другие отличительные признаки.

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Чтобы прочувствовать не просто громкую, а плотную музыку, когда чисто звучит каждый инструмент, нужно отображение всех звуковых частот.

Плюсы и минусы

Если про мидбас «забыть», получится огромный звуковой провал при воспроизведении музыки. То есть, октава попросту никак не услышится. Перечислим, что несет с собой мидбас:

Без вуфа музыка звучит как «бух-цык», с писклявыми голосами певцов.

Не упомянуть недостатки будет нечестно.

Ценитель акустики любой минус превратит в плюс, только бы наслаждаться сочным звуком.

Стоит ли покупать

Покупать ли динамики мидбас или обойтись коаксиальной системой, или ставить компонентную акустику без средних басов, решать вам. Информирован – вооружен.

Если не покупать, то ставьте сабвуфер с диапазоном частот побольше и не урезайте среднечастотники: тогда потери качества будут минимальными.

Для экономии на покупке не гонитесь за брендами. Pioneer, Alpine влетят в копеечку, в то время, как малоизвестные производители делают достойные модели.

Источник

Акустика мидбасовая: технические характеристики

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Мидбасовая акустика бюджетная

Акустика мидбасовая является классификацией по диапазону частот. Она всегда берет один бас (средний), работая в диапазоне собственных частот. Входит в состав компонентной акустики. Рассмотрим ее подробнее.

Как грамотно устанавливается автозвук

Лучшим вариантом для инсталляции акустической системы в машину считается следующий: коаксиальные динамики устанавливают сзади, в тыл, а компонентную (твитер и мидбас) на фронт. Таким образом, можно будет обеспечить полноценное, настоящее звучание, которого тщетно ожидают многие автовладельцы, неправильно организовавшие автозвук.

Коаксиальная акустика – это всегда более дешевый вариант, рассматриваемый экспертами, как модель для нетребовательного автовладельца, которому нужно только какое-нибудь звучание. Например, играют динамики хорошо, звук громкий, ничего не хрипит и не рычит. В этом случае вполне хватит немного средств для выбора лучшей модели среди коаксиалов.

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Напротив, если автовладелец в поисках чего-то более серьезного, и не ограничивается лишь желанием получить посредственный звук, ему следует обратить внимание на компонентную акустику. Такая стоит сегодня около 30 тысяч рублей. Безусловно, в состав КМП акустики входит и качественный мидбас.

Для меломана хорошая акустика сродни мотору для автомобиля. В большинстве современных автомобилей хорошая, настоящая акустическая система не устанавливается. Исключения могут составить разве что топовые версии машин. В результате этого возникает желание обзавестись новыми динамиками, заменить головное устройство, установить производительный сабвуфер и т.д.

Коаксиалы или компонентная

Выбирать между коаксиалами и компонентной акустикой приходится всегда (см. Чем отличается акустика компонентная от коаксиальной). Это первый этап на пути к правильной инсталляции. Такой подход решает задачу о том, как установить акустику в машину практически на все 70 процентов.

Рассмотрим более подробно выбор между ними:

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Схема подключения автоакустики

Теперь, что касается установки компонентной АС:

Принципиальной разницы в местоположении мидбасового динамика нет. Он лишь отличается от твитеров большим диаметром.

Внимание. Чтобы не стать жертвой автоакустической неграмотности, выбирая мидбасы, следует акцентировать внимание на больших размерах. Дело в том, что маленькому динамику будет крайне сложно одновременно воспроизводить и НЧ, и СЧ. Лучший вариант – 6 дюймовый.

Второй этап выбора хорошей акустики в машину должен подразумевать соответствующую мощность и чувствительность. Принято различать мощность N, M и P. Значение N самое низкое, P- самое пиковое, высокое.

Примечание. Многие производители акустических динамиков, идя на маркетинговую хитрость, указывают в паспортных данных значение мощности P, не углубляясь в подробности. Клиент видя самое высокое значение, решает сделать выбор в пользу этих динамиков. Но реальные показатели их мощности значительно ниже. Поэтому желательно ориентироваться на N.

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Схемы подключения автоакустики

Отметим, что динамик с мизерной мощностью также может развить столько же громкости, как и динамик с большей мощностью, если он будет иметь высокие показатели чувствительности. Немаловажное значение имеет и значение Ом. Так, если настроить акустику на сопротивление 2.5-3.5 Ом, это будет наиболее эффективным для повышения громкости мидбасовых или каких-либо других динамиков.

Наконец, грамотное акустическое оформление считается завершающим этапом правильного продолжения выбора динамиков. Фактор этот напрямую влияет на воспроизведение звуков. Какой бы качественной ни была мидбасовая акустика, ее эффект могут свести на нет акустические колебания.

Обзор известных и лучших мидбасовых динамиков

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Подобрать акустику в авто

Рассмотрим теперь самые популярные мидбасовые динамики, чтобы получить более подобную информацию об их возможностях. Многие знатоки автозвука слышали о производителе Морел. Так вот, он выпускает одни из лучших мидбасовых динамиков.

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Акустика мидбас от Морел

Например, модель Dotech Ovation 6W:

Пройдемся по техническим возможностям:

Эквивалентный объем (Vas)13л
Частота собственного резонанса диффузора (Fs)65 Гц
Механическая добротность (Qts)5,6
Полная добротность (Qts)1,09
Максимальное механическое перемещение (от пика до пика)8 мм
Электрическая добротность (Qes)1,35
Площадь диффузора (Sd)119 sm2
Активное сопротивление обмотки3,5 Ом
Показатель индуктивности0,21 кГц
Пиковая мощность (P)300Вт
Номинальная мощность (N)140Вт
Частотность40Гц-4000Гц
Чувствительность90 дБ
Номинальное сопротивление4Ом
Размер динамика6,5 дюймов
Вес600 граммов

Компонентная акустика Аудио Систем, в состав которой входят вполне приличные мидбасы.

N мощность2х120 Вт
P мощность2х180Вт
Материал диффузораКевлар
Диаметр звуковой катушки32 мм
Установочная глубина58 мм
Размер акустики130 мм

Тем, кто ищет более бюджетные варианты мидбасовой акустики, рекомендуем ознакомиться с акустикой Тейк ТЕ-М80. Стоит такая модель всего 1,5 тысячи рублей, размер – 8 дюймов. Но это не единственный вариант мидбасовых динамиков по цене ниже 10 тыс. рублей.

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Ниже представлены и другие, в том числе, и от именитых производителей:

Частоты автозвука, о которых надо знать

Итак, напомним, что весь звуковой спектр принято делить на три основные части: НЧ, СЧ и ВЧ. Мидбасовая зона в данном случае – это СЧ или средние частоты.

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Особенности звуковых регистров

Границы частот можно разделить следующим образом:

Но представленная выше информация не может являться точной, так как представляет лишь поверхностное понимание звукового спектра. Чтобы подробнее ознакомиться со звуковым спектром, рекомендуем изучить нижеприведенные данные.

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Мидбас в заднюю полку

Узнать больше про мидбасовую акустику можно из фото и видео. Читайте также другие полезные статьи, ознакомьтесь с инструкцией по установке акустики своими руками.

Источник

основные понятия из мира автозвука

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

Что такое динамики мидбас. Смотреть фото Что такое динамики мидбас. Смотреть картинку Что такое динамики мидбас. Картинка про Что такое динамики мидбас. Фото Что такое динамики мидбас

1. Основы и понятия

1.1. Что такое мидбас?
Кто-то:
Мидбас — это динамик воспроизводящий диапазон среднего баса. Принято условное деление, мидбас 80-400 Гц. Но обычно его режут только сверху и гораздо выше (если система двухполосная).
Мидбас как явление природы — полоса частот выше того, что считается »сабвуферной» полосой, но ниже »речевой» полосы. То есть, скажем, 80-200 Гц.
Мидбас как товар — динамик, способный (или якобы способный) работать в этой полосе. При этом он может с большей — меньшей правдоподобностью отыграть и среднечастотную полосу (до 3-5 кГц), а может, и нет. Вот тут начинается путаница, и в просторечии мидбасом называется все (от 8 до 4 дюймов), что играет от сабвуфера до пищалки (не обязательно справляясь с нижней частью этой полосы).
Если речь о задней акустике, то мидбаса в смысле частотной полосы 80-200 ей не нужно, значит действительно »обычных» 13см хватит, а как обрезать — все есть на сайте Шихмана. Все причиндалы для кроссовера сведутся к конденсатору рубля три ценой плюс проводка.

1.2. »Мидбасы для чайников»
Постановка задачи:
Информации по изготовлению и расчету сабвуферов — море, то же по установке и ориентированию пищалок, но как дело доходит до мидбасов, все описания идут, как правило, по одной схеме: »Взял динамики за ХХХ баксов, изготовил подиумы и наслаждаюсь звуком». Получается, что влиянием двери на работу мидбасов можно пренебречь, а динамики следует выбирать какой-нибудь известной фирмы — чем дороже, тем лучше. В итоге вывел для себя некоторые постулаты, вот они:
1. В 99% случаев для 5»-6» мидбасовых динамиков передняя дверь является типом акустического оформления free-air. Как следствие — влиянием двери на добротность и резонансную частоту динамика можно пренебречь.
2.Подиумы нужны лишь для придания жесткости конструкции и ориентирования динамиков.
3.Обработка внутренней поверхности двери нужна для устранения посторонних призвуков, шумов и.т.д. и в принципе не обязательна.
4.При выборе динамиков (5»-6»)следует ориентироваться на добротность порядка 0,7-0,9 и возможно более низкую резонансную частоту. Ну конечно приемлемую цену.

Genn (27.12.2001 19:11):
Разрешите высказаться? Прошу занести высказывания в ФАК (если сочтете нужным, т.к. автор частично прав.
0. Сабвуферы нужно и можно считать, а вот по динамикам для дверей параметры дают только ну очень серьезные производители динамиком — Динаудио, Фокал, Сеттемила, Рокфорд Фосгейт. Все остальные стыдливо умалчивают.
1. Передняя дверь является закрытым ящиком объема 30-50 литров. Какой именно тип выравнивания АЧХ получается — зависит от параметров динамика. То, что называют фри-эйр это тоже закрытый ящик, только ну очень большой. Как правило, на практике влиянием двери на добротность и резонансную частоту пренебрегают. Типичный пример — старые динамики DLS Ultimate, диффузор которых с течением времени отрывался от каркаса.
В то же время, уважающие своих потребителей фирмы могут указывать конкретное предназначение динамиков. Например, Фокал 165 KS хорошо играет в двери, но его нельзя засунуть в ЗЯ, в кики, а вот кажется 165 KX — можно. (это все динамики из старой линейки фокала).
2. Подиумы нужны для обеспечения отсутствия акустического короткого замыкания в месте прикрепления динамика к основанию, для придания жесткости конструкции — при ударе по струнам или бочке динамик не должен болтаться как полено в проруби, и для ориентирования динамиков.
Ориентирование динамиков самый сложный процесс (особенно в двухполоске). Необходимо их развернуть так, чтобы в районе ушей каждого из слушателей не возникало встречного уничтожения басовых сигналов, записанных в фазе на левом и правом канале. Об этом можно почитать и посчитать на сайте у GR.
Дальше, необходимо не перекрутить динамик слишком сильно, чтобы у слушателя не возникало слишком сильной привязки к ближнему динамику. Грубо говоря — в диапазоне частот от 1700 Гц человек определяет направления на кажущийся источник звука по громкости. А частота раздела у двухполосок как правило выше. Поэтому желательно попробовать выставить сцену на монофонической записи только по мидбасам. Сделать это очень сложно, но желательно избежать хотя бы грубых ошибок ориентации.
3. Обработка внутренней поверхности нужна для устранения посторонних призвуков, возникающих при возбуждении поверхностей ударной волной от динамика. В принципе она не обязательна, если машина делается только для какого-нить хэви метала, а призвуки и искажения нормальной партии бас гитары и контрабаса воспринимаются как признак крутости системы.
В обратном случае возникает необходимость обработки виброгасящими материалами внутренней поверхности салонной обшивки дверей, внутренней поверхности всех пластмассовых деталей, внутренней поверхности потолка, крыши кузова, заливания демпфирующей жидкости в зеркало. В принципе — на любом этапе можно остановиться и слушать, как крыша подпевает, например.
4. Числовые параметры динамика не имеют никакого существенного отношения к качеству звучания. Если конечно не гоняться за цифрами искажений и т.д. Динамик может иметь собственные наследственные проблемы, которые могут просто не понравиться слушателю. Например, кевлар имеет проблемы горбов в АЧХ на 2, 3, 4х кГц. Фокал научился с этим бороться, но не до конца, поэтому в домашней линейке Джи-Эм Лаба кевлар не применяется уже лет пять.
Я не раз рекомендовал слушать динамики перед покупкой. Я также рекомендовал, и рекомендую снова выбирать те фирмы, которые действительно разрабатывают и изготавливают динамики и для автомашины, и для дома. В этом случае можно придти в салон и попросить завести Динаудио контур, например. Или Джи Эм ЛАб Кобальт. Это позволит понять характер звучания динамиков.

1.4. Как распределяется в процентном отношении вклад компонентов в системе?
БЛЮЗМОБИЛЬ :
Если акустика плохая, то можно менять головы, усилители и т.д. Я бы отвел акустике 70%, усилителю 20% и голове 10%.

Vic (30.07.2002 22:17):
Панч — это атака. Можно иметь приличный саб, приличное давление на низах, но из-за провала в районе мидбаса (80-150) бас будет вялым. ИМХО.

1.6. Что такое SPL?
Vic (07.08.2002 19:19):
Уровень Звукового Давления (это если просто перевести). А так есть соревнования по SPL, по простому говоря чья установка громче (но только на басах). Ставим микрофон и замеряем этот самый уровень SPL на сигнале, который до 80 герц.

1.7. Переведите непонятные слова, употребляемые в конференции
Vic (21.08.2002 11:02):
1. ЗЯ и ФИ (Фазоинвертор) — это способ акустического оформления Громкоговорителей Динамических Низкочастотных (ГДН), т.к. без оного они не играют.
2. Самое простое оформление — Freeair, это когда динамик на якобы бесконечном экране (короче — в задней полке СЕДАНА и играет в багажник). Это как водка без пива (саб без ящика) — деньги на ветер.
3. Кик Панель — это то место в авто, которое впереди сидящий часто пинает ногами, причём водитель — левой, а пассажир — правой. Туда очумелые мастера ставят динамики.
4. Мост — способ включения 2-х каналов усилителя с целью увеличения отдаваемой в нагрузку мощности
5. АЧХ — амплитудно-частотная характеристика. Для непосвященного что-то сродни кардиограмме. Измеряют её приборами, в состав которых входят микрофоны (хорошие). Обсуждение пиков и провалов АЧХ любое занятие (после пива).

Lenин (21.08.2002 11:19):
Сабвуфер это обобщающее понятие. Сюда входят как и сабвуферные динамики, так и ящики в различном оформлении ( ЗЯ, ФИ, бандпас и т.д.), точнее не ящики а система ящик + динамик.

1.8. Что такое сдвиг фазы?
Vic (17.04.2001 12:15):
Сдвиг фазы это задержка одного периодического сигнала относительно другого, но не более чем на период следования; задержка — существенно большее запаздывания сигнала, эквивалентна изменению положения в пространстве КИЗ. Т.е. если внести задержку в сигнал фронта на время, равное прохождению звука от саба то точки прослушивания, получим эффект »переднего» баса. Скорость звука известна, расстояние от саба до точки прослушивания тоже, значит можно вычислить задержку, НО эта задержка будет оптимальной ТОЛЬКО для выбранной точки прослушивания.

Genn (17.04.2001 19:12):
Есть много подводных камней в ответе на это вопрос. Если найти каталог Пионера — там есть хорошая картинка. В машине схематично изображен слушатель и все динамики. Все динамики в машине находятся на разном расстоянии от головы слушателя поэтому в обычной установке при щипке по контрабасу, расположенному по центру сцены, можно сначала услышать верхние обертона от щипка, воспроизведенные пищалкой левого канала, потом нижние обертона от мидбаса левого канала, потом в том же порядке от правого канала, и потом основной гул из сабвуфера. Хороший процессор должен сделать задержки на все динамики (кроме самого дальнего) так, чтобы звук из всех динамиков приходил ОДНОВРЕМЕННО! Пионер 945/99 это делать умеет. Вероятно, умеет и 600 Альпайн. Надеюсь, изложил понятно.
Теория этого процесса приведена в статье Ю.Макарова, которую GR в отсканированном виде держал на своем сайте. Цифровой процессор типа Альпайн позволяет менять задержку в широких пределах. Он скорее всего использует алгоритм типа очередь переменной длины. Он может подкорректировать сцену для фронтальных динамиков и подтянуть сабвуфер.
Модуль Аудизон скорее всего работает как неминимально-фазовый корректор фазы по схеме, описаной у Шкритека или Титце-Шенка. Скорее всего, он может менять фазу только в небольших пределах. Дальше это изменение фазы необходимо пересчитать в изменение кажущегося расстояния от источника звука в зависимости от длины волны. Дальше эту вариацию расстояния необходимо соотнести с разностью хода от всех установленных в машине динамиков. Тогда возникнут ограничения на применимость этого модуля — например, только разделы саб/бас и бас/серединка. Может оказаться, что коррекция фазы по фронту и по пищалкам ему не по зубам. Для этого нужно СЧИТАТЬ!

1.10. Можно ли верить цифрам выходной мощности, написанным на магнитолах?
Кто-то :
Выходную мощность 45 ватт мостовые усилители способны развить при напряжении питании — 14,5 вольт (заведеный двигатель) и на активной нагрузке немного меньшей, чем 2 ома. При этом каждый канал будет потреблять ток 5 ампер. При такой мощности на четыре канала потребуется предохранитель: минимум — 20 ампер. Кроме того, корпус магнитолы не будет успевать рассеивать и половины тепла, выделяемого усилителями при работе на мощности 4 X 45 ватт. Так что забудьте цифры выходной мощности, которые, написаны на лицах магнитол. Больше тот, кто наглее!

1.11. На какой частоте перестает существовать стерео эффект?
Железный_Шихман (15.01.2002 12:33):
В литературе утверждается, что стереоэффект на частотах ниже 300 Гц почти не ощущается, хотя это и не так. Даже при обрезке ФНЧ 2 порядка на 150 Гц »лево-право» различаются достаточно уверенно, сам проверял. Хотя помимо собственно слуха здесь уже начинают работать тактильные ощущения. Но в большинстве записей, начиная с середины 60-х (кроме симфонических и некоторых джазовых) инструменты басовой группы панорамируют в центр. Возможно, это как раз попытка подогнать практику под теорию и облегчить жизнь производителям массовой аппаратуры.
Технически при питании левого и правого каналов усилителя от общего источника питания нелегко обеспечить малое переходное затухание между каналами. А поскольку на частотах до 300 Гц сосредоточена примерно половина энергии сигнала (а у Рамштайна — и побольше), взаимосвязь каналов при маломощном (массово-бюджетном) источнике получается достаточно сильной, и сигнал неизбежно »стягивается» к центру. Вот такой масонский заговор производителей массовой аппаратуры и массовых записей.

Genn (15.01.2002 13:38):
Есть два правильных ответа:
1) 300-350 Гц. Начиная с этой частоты слуховой аппарат не может определить направление на кажущийся источник звука с помощью ни амплитудных, ни фазовых алгоритмов.
2) 1700 Гц. В подавляющем большинстве коммерческих сведенных записей используется только амплитудное панорамирование кажущегося источника звука. В этой связи направление на кажущийся источник звука определяется по обертонам — старшим гармоникам и призвукам.
Локализация баса не имеет никакого отношения к вопросу о стереоэффекте — звукорежиссеры мыслят по другому. В этой связи, кажется на 4м треке последнего диска АЗ очень мягко прописан электронный большой барабан — без каких либо обертонов. В результате, в моей машине он звучал только из багажника, а направление на сабвуфер легко определялось по удару звуковой волны в затылок.

1.12. Можно ли доверять тестам журналов?
Genn :
Вчера ездил к одному хорошему человеку – участнику нашей конфы. Возникло несколько соображений, которые хочу обнародовать здесь. Мысль первая о качестве и ориентации звуковой экспертизы. Слушали мы с этим человеком один супер-топовый аппарат. Вершина своего модельного ряда. Каждый услышал свое. Он мне говорил о наличии провалов в АЧХ, показывал почти граничную неустойчивость усилителя, срывающегося на генерацию в районе 10 кГц и так далее. Я же подошел со своих, чисто потребительских позиций. Поставил диск Д.Баез »Алмазы и ржавчина», послушал несколько разных песенок, убедился в непривычности тембрального баланса. Потом поставил тот же диск в домашний проигрыватель, подключил его вместо магнитолы. Послушал »правильный» звук. Задуматься меня заставило другое наблюдение. Оценить правильность АЧХ, если давно (или никогда) не слышал этой записи в »верном» тракте довольно сложно. Всегда есть поле для ошибки, есть поле для субъективности. В то же время оценить фазовую картинку в домашних условиях »правильного» тракта оказалось гораздо проще! Сначала опишу тракт – это два маленьких мониторчика в углах комнаты на стене. Ламповый »прямой» усилитель без межкаскадных ООС. Все слушалось в другом конце комнаты. Т.е. нормальные условия для возникновения стереоэффекта и в чем-то обстановка приближена к машине – сильно-диффузное поле, масса отражений от бетонных стен.
Так вот – при прослушивании головного устройства Д.Баез плавно, или резко – в зависимости от ноты, скакала из одного угла комнаты в другой. Она бегала по звуковой сцене как Ф.Киркоров. На 10 треке этого диска Д.Баез поет вместе с Д.Митчел. Опять те же танцы на сцене – прямо »Баккара». При прослушивании домашнего источника все встало на место – по центру и никуда уже больше не скакало. Соответственно на 10 треке – обе встали по центру, Митчел на метр-два глубже Баез. К чему я так подробно это описал – диск »алмазы и ржавчина» к числу аудиофильских не относится, это нормальный, коммерческий, микшированный альбом, правда с учетом вкуса Д.Баез, которая начала петь тогда, когда многих из нас еще не было. Лично меня поразило то, что неточности фазовой картинки ухо обнаружило гораздо быстрее чем неравномерности АЧХ. Как же в таком случае можно построить качественную звуковую, соревновательную систему на таком аппарате в машине – где куча своих собственных проблем с динамиками и салоном? Ответ напрашивается сам собой. Пригодна ли эта топ-голова для построения качественной звуковой системы? Ответ – нет.
Мысль вторая о зависимости журналов от рекламодателей не позволяет надеяться на качественный обзор возможностей этого аппарата. Приношу свои извинения, если эта мысль кого-то обидела.

1.13. Можно ли брать за основу схемы установок из журналов?
Постановка задачи:
Иногда думается, что многие из этих установок не могут хорошо играть по определению. Кто их слушал? Сдается мне, что они хорошо играют только на страницах журналов.

1.14. Как рассчитать ПАС?
Nikk (03.03.2002 11:12):
Теории ПАС нет, нет и методик расчета. Идея в том, чтобы облегчить дыхание сабу, открыв небольшую отдушинку, но и избежать КЗ, как в открытом оформлении, как у старых радиол. Для этого делают удлиненную форму тракта и заполняют его сопротивляющимся(но несильно) материалом. Я обычно с ПАС делаю ящики для фронтальных мидбасов, когда не хватает объема, те надо 10л, а получается 5-6. Тогда на дальней грани ящика делается ПАС на расстоянии 35-40 см + еще и сидушка мешает непосредственному контакту потоков. Сабы такие в авто не делают, потому, что либо размеры будут слишком большие, либо резко упадет эффективность.

stealth_202 (02.08.2002 14:52):
ПАС (панель акустического сопротивления) — это такой тип акустического оформления динамика. вкратце — ящик с уменьшенным объемом и дырой сзади, закрытой специальным материалом.

БЛЮЗМОБИЛЬ (12.11.2004 18:49):
Здесь немного есть:
про дырки
Я несколько раз использовал паралон в качестве ПАС.
Ещё вспомнил одну установку. Давно это было.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *