Что такое детский контент
Новые правила для детских YouTube-каналов 2020: закон COPPA
Новая важная опция, которая затрагивает всех авторов на YouTube, связана с законом COPPA. И YouTube под давлением FTC должен соблюдать этот закон.
COPPA расшифровывается, как Children’s Online Privacy Protection Act.
Перевод: закон о защите конфиденциальности детей в Интернете.
Изменения на платформе YouTube требуют действия от вас. Что именно требуется? Указать аудиторию ваших видеороликов (независимо от вашей геолокации или страны проживания). Правила распространяются также и на прямые трансляции. От этого никуда не деться и важно сделать правильный выбор, иначе для канала могут последовать серьёзные последствия.
Так как скриншот выше был сделан в старой версии творческой студии, а опция доступна в новой версии, то мы видим призыв перехода в новую творческую студию. Также YouTube уведомляет авторов каналов об изменениях таким письмом:
У авторов возникают вопросы:
Поговорим обо всех этих аспектах подробнее.
Как задать нужную настройку
Первый пункт идеально подходит в случае, если у вас явно детский контент: мультики, анимация детского характера, Learn Colors и просто детские видео с детьми.
Второй пункт подходит, к примеру, для моего канала про YouTube. Этот же вариант будет оптимальным и для автоблога, и для журналистской тематики и всего такого, что явно не для детей.
Но есть и смежные категории, где сложно сделать однозначный выбор. Сюда относятся каналы:
Если всё с тематикой понятно, то выбираем нужную категорию. Но вы можете задавать и индивидуальную настройку (касательно принадлежности контента детскому) при редактировании конкретного видеоролика. Если в настройках канала указать, что канал не для детей, то по-умолчанию при загрузке видео будет выставляться настройка о том, что видео не для детей:
Если у вас смешанный контент (для семейного просмотра), то можно выбрать индивидуальную настройку данных видеороликов на канале, исходя из того, подходят они детям или нет.
Как это повлияет на канал
Если вы выбрали опцию, что канал/видеоролик для детей, то YouTube будет отключать некоторые функции. Цитата из официальной справки:
Отдельно об ограничениях для каналов, которые однозначно предназначены для детей (у которых в общих настройках канала указано, что контент для детей):
Что будет, если указать категорию неправильно
Вот что говорит на эту тему сам YouTube:
Система может работать с ошибками. Что будет, если автоматические алгоритмы отметили видео как детское? Прежде всего, вы заметите уведомление об этом в менеджере видео. Если это не соответствует действительности, то можно подать апелляцию, чтобы оспорить это решение, и тогда ролик будет проверен специалистами. В случае, если вы указали категорию видео, а система классифицировала его иначе, оспорить решение будет нельзя, хотя не будет лишним сообщить об этом через «Отзывы».
Как определить, что контент детский
YouTube занимает очень интересную позицию, когда говорит, что важно правильно указывать категорию канала и видео, но при этом не даёт чётких критериев в некоторых случаях.
Исходя из последних фраз цитаты справки, «до 13 лет» это не универсальный возраст для определения детей и в разных странах он может различаться, так что при оценке видео нужно учитывать местное законодательство. Также помимо очевидного к детскому контенту следует относить видео, которые предназначены для подростков, но потенциально могут быть интересны и детям.
Критерии, по которым можно определить контент в разряд детского:
Критериев определения детского контента столь много, что к этой категории можно отнести немало каналов.
При оценке контента на предмет «детский или нет» легко запутаться и YouTube рекомендует обращаться к Юристам. Но даже их Юрист не может дать однозначный ответ для некоторых каналов. Кстати, вот видео с его комментариями ситуации:
У семейных каналов возникает вопрос: что делать, если контент для широкой аудитории, а не только для детей? YouTube насчёт этого говорит следующее:
Как COPPA определяет сайты и сервисы, предназначенные для детей
Несколько размытые определения коммерческого сайта/сервиса, предназначенного для детей. Исчерпывающего перечня критериев нет и всё завязано на сборе персональной информации.
Что будет, если наступят юридические последствия
На сайте COPPA есть отдельный пункт о санкциях за нарушение правил:
Что можно увидеть сразу, даже не особо понимая английский язык? Штраф в 42 тысячи долларов (за каждое нарушение). Привлечь могут операторов, нарушающих данный закон. На размер суммы штрафа могут влиять история и количество этих нарушений.
Авторам YouTube-каналов, по идее, не стоит волноваться о штрафах, так как данные правила применяются к операторам коммерческих сайтов и онлайн-сервисов, работающих с детьми до 13 лет и их персональными данными. Однако Ютуб пишет, что для нас (авторов) тоже могут наступить юридические последствия.
К персональным данным относятся:
Полный доклад смотрите в видео:
Подводим итоги
Предназначены ли видео для детей? Мы можем лишь предполагать и выставлять соответствующую опцию, исходя из рекомендаций, приведённых выше. Но нет исчерпывающего списка критериев принадлежности контента к детскому. В ряде случаев лучше подстраховаться, чтобы обезопасить ваш проект.
Зайдите на все ваши каналы и укажите аудиторию в соответствии с требованиями американского законодательства. Не игнорируйте это.
Если есть вопросы, то стоит писать в службу поддержки Ютуба, в связи с отсутствием полноты необходимых данных. Всё происходящее сейчас связано с тем, что Федеральная торговая комиссия США выдвинула серьёзные претензии в адрес YouTube.
На крупнейший видеохостинг оказывается давление и именно поэтому принимаются срочные меры. Уже внедрены и во всю работают алгоритмы, сканирующие все видео платформы на предмет детского контента. Алгоритмы, как всегда, работают небезупречно и надо это учитывать.
Если у вас есть знакомые, которые снимают видео для YouTube, то отправьте им ссылку на эту страницу. Это важная информация, затрагивающая всех авторов каналов, и надо быть готовым к нововведениям.
Когда эти изменения вступают в силу? В справке YouTube сказано, что с января 2020 года, в соответствии с требованиями FTC. Поэтому очень важно всё настроить правильно и заранее.
Ссылки на правила и документацию
Как противостоять закону COPPA на YouTube? Петиция и письмо в FTC
Деньги и YouTube: как зарабатывать на детях, даже если у вас их нет
Делимся идеями детского контента, раскрываем секреты, вдохновляем на подвиги
Современный мир удивителен: сегодня существует немало оригинальных (и при этом законных) способов получить известность и настоящую валюту из, казалось бы, ничего. Ярким примером являются блогеры: они снимают на видео самую разнообразную ерунду и зарабатывают миллионы просмотров. Не менее внушительные суммы реальных денег и статус «звезд» прилагаются. Наглядные примеры в лице Ивана Гая, Саши Спилберг, Кати Клэп и других — тоже.
Среди востребованных видеоблогеров особняком стоят дети и всевозможный контент для самых маленьких. Как известно, YouTube в детских целях используют невероятно часто. Это дает хороший шанс заработать тем, кто мечтает стать звездой, но в телевизор почему-то не берут, влиятельных родственников и крупных стартовых бюджетов вокруг не наблюдается, а дельные идеи вместе с горячим энтузиазмом пристроить куда-то нужно.
Tlum.Ru расскажет, как можно заработать на детях в YouTube. Даже если этих самых детей у вас нет.
Как это вообще работает
Вы публикуете видеоролики, в которых показывается реклама (какая именно — решит сам YouTube. Вам просто нужно в настройках указать, о чем ваш канал и подключить монетизацию). Люди смотрят ваши видеошедевры, а вместе с ними и эти надоедливые рекламные ролики, объявления и прочее. Реклама показалась — получите свою «копеечку». Пользователь еще и кликнул на рекламу? — вот вам две «копеечки».
Размер «копеечки» зависит от многих факторов: тематики вашего канала, времени года (например, январь чаще всего провальный месяц по доходам, поскольку рекламодатели все потратили перед Новым годом).
Выбираем тему и формат
Это очень важно — определиться с тематикой и формой изложения материала. Чем можно привлечь зрителей? Мы подкинем идеи, а вы выбирайте ту, которая вам действительно по душе.
Если у вас есть дети
1. Ставьте ребенка в кадр, получится маленький блогер
Иногда случается так, что детишки и сами начинают свое видеоблогерское дело, но без помощи взрослой внимательной руки такие каналы обычно пропадают в недрах видеосервиса, собрав не более пары десятков просмотров. Так что надеяться только на самостоятельность ребенка не стоит, от вас тоже потребуется много работы. Если вкратце — родителю придется стать продюсером, режиссером, оператором, сценаристом, редактором, костюмером и монтажером.
26 миллионов просмотров игры с паровозиком на свежем воздухе
Принимайте обоюдное решение и действуйте строго сообща. Со стороны это может показаться эксплуатацией ребенка, но это не так. По сути это совместный и интересный досуг, который подарит вам обоим как новый опыт, так и немного деньжат. Которыми, мы надеемся, вы все же поделитесь со своим маленьким протеже.
Что можно снимать с ребенком?
2. Просто снимайте своего малыша и публикуйте самые удачные ролики.
Если ребенок не горит желанием приобщаться к ведению канала, не расстраивайтесь, вы все равно можете нацелить на него объектив камеры. Нет-нет, да и произойдет что-то такое, что потом «взорвет» Интернет. Причем, в этом случае, чем меньше малыш, тем лучше. Ваш годовалый карапуз встал на ножки, сделал три шажка, споткнулся о кота и смешно упал на лежащую рядом собаку? Это будет хит! И, да, маленький ребенок и питомец — это комбо!
В общем, публикация самых милых/трогательных/веселых роликов, снятых «как есть», это еще один вариант ведения детского канала на YouTube.
Если у вас нет детей
1. Сами станьте детским блогером
При отсутствии собственных детей можно попробовать обаять чужих и заработать на этом. Здесь тоже есть примеры, например, канал Капуки Кануки. Что потребуется: оригинальный и вызывающий умиление костюм (а лучше много), макияж и минимальное умение вести себя перед камерой. Премию «Оскар» за лучшую роль можно и не иметь, главное, чтобы это нравилось детям.
Видео о том, как взрослая женщина играет на пляже с игрушками. 83 миллиона просмотров.О чем снимать такие видео?
Обзор настольной игры. 1.3 миллиона просмотров2. Создавайте простые мультфильмы
Для этого вовсе необязательно уметь рисовать. Напротив, оживление рисованной анимации — более сложный и трудоемкий процесс, чем создание мультфильмов в 3D. Сегодня существует большое количество программного обеспечения, позволяющего «снимать» примитивные мультики на домашнем компьютере. Особым восхищением и просмотрами пользуются обучающие ролики типа «учим цвета», «учимся считать» и так далее. Не очень понятно почему, но в российском ютубе сверхпопулярны мультики со строительной техникой.
Можно и не зацикливаться на самостоятельном создании мультфильмов, делать заказы на сайтах фриланса. Да, поначалу придется вложиться, однако потенциальная прибыль окупит те сравнительно скромные суммы, в которые оценивают работу над маленьким простым мультфильмом.
Очень важное и востребованное видео (16 миллионов просмотров) с «очень важного канала»Основные правила и принципы
Как мы уже предупреждали, ведение своего «влога» на YouTube не такое простое дело, как может показаться сначала. Вот 10 важнейших факторов, которые начинающему видеоблогеру рекомендуется учесть, осознать и применять на практике.
На YouTube вступили в силу новые правила для детского контента
На YouTube вступили в силу новые правила, касающиеся контента для детей. Отныне для роликов, которые авторы помечают как детские, будет отключена таргетированная реклама, комментарии, чат и некоторые другие функции платформы, включая возможность отправки push-уведомлений. Любой, кто просматривает видео для детей, будет автоматически рассматриваться как зритель в возрасте до 13 лет независимо от того, сколько лет на самом деле пользователю.
Еще в сентябре YouTube предупредил авторов видео, что скоро от них потребуется «определить свой контент как предназначенный или не предназначенный для детей». Изменения стали частью соглашения платформы с Федеральной торговой комиссией США (FTC).
«Многие авторы видеороликов по всему миру создают качественный детский контент для своей аудитории, и эти изменения окажут на их работу значительное влияние», — говорится в посте техподдержки YouTube.
Тем не менее, YouTube не даёт чётких критериев определения контента, предназначенного для детей.
«Согласно FTC, видео сделано для детей, если оно соответствует множеству критериев, включая сам предмет видео, в котором акцент делается на детских персонажах, темах, игрушках или играх и многом другом. В ноябре мы представили новые настройки в YouTube Studio, которые помогут определить контент как предназначенный для детей. Авторы лучше всего знают содержание своих видео и должны сами определять их назначение, — указано в посте. — Мы также используем машинное обучение, чтобы идентифицировать контент, и автор может исправить маркировку, сделанную нашими системами, если сочтёт, что видео было идентифицировано неправильно. Мы переопределим обозначение, сделанное автором, только в случае обнаружения ошибки».
Как пишет The Verge, отсутствие чётких инструкций маркировки видео как детского вызывает беспокойство ютуберов. Например, у каналов, посвящённых играм, есть аудтория как среди детей, так и среди взрослых. Создатели таких каналов готовятся к серьезным проблемам с монетизацией.
«Если FTC решит, что наш канал нацелен на детей, нас ждёт штраф. Это особенно неприятно, потому что словосочетание «ориентированный для ребёнка» не очень понятно, и нам неясно, нарушаем мы правила или нет», — отмечает Дэн Эрдли, создатель канала Pixel Dan, посвящённого коллекционным игрушкам.
В блоге YouTube сообщается, что в ближайшие месяцы платформа опубликует больше подробностей о том, какой тип контента считать детским, а какой нет. На данный момент ютуберам советуют высказывать свои опасения напрямую в FTC.
YouTube отключил персонализированную рекламу в детском контенте: что это значит
Мария Деменина ppc.world (до 2021 года)
С начала января 2020 года в детском контенте на YouTube перестала показываться персонализированная реклама. Кроме того, в роликах для детей стали недоступны некоторые функции, например, комментарии, подсказки, конечные заставки и другие.
В этом материале разберем, что можно считать детским контентом на YouTube, кто должен отмечать видео таковыми и какая реклама все-таки может показываться в роликах для юных зрителей.
Что изменилось в начале 2020 года?
С января YouTube обязал владельцев каналов с помощью специальной опции в Творческой студии указывать, предназначены ли их видео для детей.
Вместе с тем YouTube ограничил сбор и обработку пользовательских данных в видео, предназначенных для детей. Собирать данные нельзя обо всех пользователях, которые просматривают детский контент — вне зависимости от их возраста.
В связи с этим в роликах для детей перестали работать некоторые функции YouTube. Например, на уровне видео могут быть отключены комментарии, уведомления, подсказки и конечные заставки, спонсорство, чат и пожертвования в нем, продажа билетов и сувенирной продукции и другие. На уровне канала — спонсорство, значок уведомления, записи и сюжеты. Полный список вы найдете в справке.
Контент, предназначенный для детей, не будет отображаться в общедоступных списках понравившихся видеороликов и подписках пользователей. Также перестала показываться персонализированная реклама.
В целом возможности взаимодействия с детским контентом на YouTube.com сокращены до минимума. Компания ограничила сбор и использование данных только тем, что необходимо для поддержки работы сервиса.
Почему это происходит?
Изменения необходимы, чтобы сайт YouTube соответствовал Закону о защите личных сведений детей в Интернете (COPPA). Этот Закон принят в США и регулирует работу сайтов, предназначенных для детей младше 13 лет. Он также распространяется на сайты, созданные для более широкой аудитории, которая включает детей.
Хотя YouTube не предназначен для детей, они могут пользоваться им с разрешения родителей.
И несмотря на то что Закон принят и работает на территории США, авторы YouTube обязаны соблюдать его вне зависимости от того, в какой стране они находятся. Фактически видеохостинг установил эти правила обязательными для всех пользователей.
Значит ли это, что никакая реклама не будет показываться на детских каналах и роликах?
YouTube перестал показывать персонализированную рекламу — объявления, настроенные с учетом данных пользователей. Однако контекстная реклама продолжит работать.
К персонализированной рекламе Google относит объявления, таргетированные на списки ремаркетинга, обычные и особые аудитории по интересам, аудитории заинтересованных покупателей, похожие аудитории, а также настроенные с использованием демографического таргетинга, геотаргетинга и контекстного таргетинга по ключевым словам.
К неперсонализированной рекламе — рекламе с учетом контекста, а не данных пользователя — относятся объявления, таргетированные на темы, места размещения и устройства. Подробнее читайте в статье о таргетинге видеокампаний.
К детскому контенту можно отнести любые ролики?
Нет. Важно понимать, что контент не считается предназначенным для детей только потому, что они могут его найти и посмотреть.
Следует полагаться на то, какую аудиторию должен привлечь контент. Он может быть предназначен для широкой аудитории — подростков и зрителей старшего возраста. Например, мультипликационные видео для любой аудитории или ролики о хобби. Они не ориентированы на детей, но юные зрители могут их просматривать. Помечать их детскими не нужно.
Тогда какой контент считается детским?
К детскому видеоконтенту относятся ролики, целевая аудитория которых — дети. А также видео, соответствующие критериям, перечисленным ниже, даже если они в первую очередь созданы для другой возрастной категории. Согласно закону, такие ролики относятся к контенту для зрителей всех возрастов — подтипу контента для детей.
Законы разных стран определяют детский возраст по-разному. В США он ограничен 13 годами. Авторам следует уточнить, какой возраст считается детским в их стране.
Чтобы определить, относится ли ролик к детскому контенту, YouTube предлагает ознакомиться с критериями, описанными Федеральной торговой комиссией США (ФТС). В своей справке видеохостинг рекомендует оценить, какую аудиторию должен привлечь контент, учитывая такие факторы:
Что делать владельцам канала?
Авторы должны отмечать, относятся ли их ролики к контенту для детей. Для этого в Творческой студии появилась специальная настройка. Ее можно задавать двумя способами:
Также можно отметить детскими только часть загруженных роликов. Подробнее об этом — в справке YouTube.
Кроме того, машинное обучение Google будет определять и помечать детские видео. Если пометка была установлена ошибочно, автор канала сможет ее изменить.
Указывать аудиторию на уровне канала нужно даже авторам, которые не создают контент для детей. Это, кроме прочего, позволит системе сделать оценки более точными.
Если автор будет назначать роликам неправильные категории, YouTube может принять меры в отношении его аккаунта.
Что дальше?
Все эти изменения повлияют на создателей контента и могут снизить их доход. YouTube пишет, что стремится помочь авторам ориентироваться в новых условиях и поддерживать экосистему семейного контента. В ближайшие месяцы компания будет больше рассказывать о правилах и возможностях работы.
Также YouTube обсуждает с ФТС важность четких руководящих принципов, которые помогут создателям выполнять свои юридические обязательства и поддержат доступ к качественному детскому контенту.
Роковые яйца: почему так популярен детский ютуб и кто его создает
Современные дети начинают смотреть ролики на ютубе, едва научившись держать в руках планшет. Более того, именно детские видео оказываются самыми популярными. Рассказываем о параллельном ютубе для детей: о тех, кто снимает для него ролики про куличики из пластилина и гигантские шоколадные яйца, и о том, почему они набирают миллионы просмотров.
Неведомая фигня и дети
«На ютубе за последние несколько лет появились тысячи странных видеороликов с детским стишком Finger Family, с плохой анимацией и низким качеством звука. Ролики набирают миллионы, иногда сотни миллионов просмотров. Откуда они берутся и почему так популярны?» — типичное начало расследования, посвященного загадочным глубинам детского интернета.
Слаймы из шариков (799 миллионов просмотров), у канала Izabela Stress 7,7 миллиона подписчиков
Названия расследований говорят сами за себя: «Три дня в аду детского интернета», «Интернет: всё очень плохо», «Видео, которые превращают наших детей в зомби», «Как защитить своего ребенка от мусора на ютубе». В детском сегменте ютуба существует огромное количество однообразных, повторяющих друг друга роликов со странными сюжетами. Взрослые считают их скучными, раздражающими или опасными для психики:
«Неведомая фигня проникает в мозги сотням миллионов детей, и мы все соучастники этого».
«Герои просто лепят яйца из пластилина. Дитя-Халк рисует его на доске, пластилиновая фея превращает в реальное, дитя-Спайдермен украшает его ленточками, а динозаврик упаковывает в коробочку».
Но откуда все эти ролики берутся и почему они так нравятся детям?
Девочка ломает яйца с блестками и зарабатывает 51 миллион просмотров. На канале Miss Katy 14,8 миллиона подписчиков
Существуют разнообразные теории заговора и глобальный скандал, связанный с обнаружением сети педофильских видео, ассоциированных с обычным детским контентом.
Однако эти теории не рассеивают недоумение от стремительного роста популярности детских каналов на ютубе. В первой пятерке в мировом рейтинге каналов два предназначены детям 0+. 17-ю серию нашей «Маши и Медведя» про кашу посмотрели более 4 миллиардов раз (у Psy просмотров меньше). Кстати, Psy особенно нравится детям, так что секрет его взлета тоже еще не разгадан. У канала детских песенок Cocomelon 64 миллиона подписчиков, а видео оттуда посмотрели 41,5 миллиарда раз. Кажется, каждый родитель тоддлера в интернете знает его позывные.
«Вряд ли кому-то приходилось видеть человека после восьми лет, который был бы незнаком с названиями основных цветов. Но судя по количеству роликов, посвященных этой проблеме, она действительно остро стоит перед человечеством», — иронизирует журналистка Инна Прибора. Всё верно — дело в том, что эти ролики смотрят дети гораздо младше восьми. Фактически большая часть зрителей еще не умеет говорить.
На ютубе не менее 17 миллионов версий The Five Fingers всевозможных жанров. Очередная песня про пальчики собрала 914 миллионов просмотров; у канала ChuChu TV 27,6 миллиона подписчиков
Родители негодуют: «Хреново сделанная бессмысленная 3D-анимация под дурацкую музыку — и столько миллионов просмотров. Почему-то такие видео детей просто зомбируют, они готовы их пересматривать и пересматривать».
Младенцы заказывают видео
До недавнего времени малыши не могли самостоятельно выбирать, что посмотреть, но всё изменили тачпады.
Маленькие дети сейчас имеют доступ к интеллектуальным мобильным устройствам. В 2011 девайсами пользовались 38% детей, в 2013-м — 72%, а к 2017 году их число увеличилось до 84%. В 2016 году 10% просмотров на ютубе приходилось на контент, помеченный как Kids entertainment, а в некоторых странах этот показатель достигал 50% от всех просмотров на платформе. Сейчас родители начали давать планшеты и телефоны детям еще до года, и подавляющее число малышей имеют доступ к ним дома. Для таких детей уже есть специальный термин — диджитоддлеры (digitods). Например, в Швеции 67% двухлетних детей пользуются интернетом, а 32% заходят туда ежедневно.
«Для моей годовалой дочери журнал — это айпад, который не работает. Это останется с ней на всю жизнь. Джобс написал часть ее OS»
YouTube Kids запустили в 2015-м в ответ на беспокойство родителей о том, что дети смотрят слишком много контента для взрослых в более широкой сети ютуба. Родители могут выбрать возрастной диапазон и включить таймер, что помогает избежать споров и просьб «еще минуточку». Сервис предлагает самые популярные у других детей ролики и запоминает, что малыш выбирал сам. Другими словами, приложение YouTube Kids — это суммарное отражение детских желаний, в этом отношении оно открывает особую дверь в мир детской психики. Такого опыта в мире еще не было.
Детский интернет такой странный во многом потому, что он создан согласно желаниям самих младенцев: бесконечные распаковки яиц, повторения одного и того же сюжета и куличики из пластилина — это именно то, что они хотят видеть.
Американская академия педиатрии рекомендует, чтобы дети в возрасте до двух лет вообще не проводили время с экраном, а дети постарше смотрели в мониторы не более двух часов в день. Наш СанПин и вовсе не рассматривает возможность контакта с компьютером до 5 лет и требует, чтобы «непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для пятилеток не превышала 10 минут и для детей 6–7 лет — 15 минут».
Современные российские исследования предлагают уходить от такого жесткого подхода. В реальности американские дети в возрасте до 2 лет проводят перед экраном один-два часа в день, а 2—5-летние — более трех часов, и вполне вероятно, что данные по России будут схожими. Другие отчеты показывают, что приблизительно 70% маленьких детей смотрят телепередачи и видео по часу ежедневно.
Существует целый корпус исследований о вреде раннего контакта с медиа. Лонгитюдное немецкое исследование показало, что, если в период, когда у ребенка активно формируются нейронные связи при освоении мира и социума, объемного восприятия было слишком мало, опыт детей намного беднее. Немецкий психиатр Манфред Шпитцер выяснил, что дети, которые во время бодрствования находятся среди других людей, учатся новому гораздо интенсивнее и быстрее, чем те, кто сидит перед обучающим экраном.
На авторитетном медицинском форуме педагог Полина Жиянова, рассказывая о задержках в развитии детских навыков, отмечает: «Эффективным способом увеличения словаря ребенка оказался отказ от просмотра телевизора».
«Автобусы! Сырники готовы!»
В то же время есть исключения: когда опыт просмотра становится интерактивным (например, ребенок обсуждает увиденное с бабушкой), дети в возрасте до 3 лет начинают быстро учиться. Еще в 1980-х было показано, что малыши отлично обучаются с помощью имитации. Эта методика использовалась для развития памяти у детей в раннем возрасте. Младенцы легко учатся и воспроизводят новые последовательности действий, если их показал взрослый.
Ученые Дэвид Крейг и Стюарт Каннигем столкнулись с проблемой детской зависимости изнутри: трехлетняя дочь одного из них стала зависима от этих видео и научилась переключать каналы, чтобы смотреть свои любимые распаковки. Отец не знал, что с этим поделать, и пустил всё на самотек. Внезапно после бесконтрольного просмотра роликов девочка стала подражать разным повседневным практикам, которые в них видела, например научилась сама чистить зубы.
Действительно, маленькие дети могут копировать последовательности действий из медиа. В одном эксперименте малышам показывали видео о том, как сделать новую игрушку из подручных материалов, и они сделали ее быстрее, чем те, кто не видел ролика.
Дети младше двух лет усваивают информацию лучше, когда могут взаимодействовать с приложением, чем когда просто смотрят на экран.
Есть отдельное исследование, согласно которому YouTube Kids положительно влияет на социальное поведение детей.
Но почему дети предпочитают не играть сами, а смотреть, как это делают другие? Журналистка Ли Александер спросила у нескольких родителей, что именно смотрят их дети: «Некоторые из них сказали, что их дети часто предпочитают смотреть видео с игрушечными персонажами, а не тот мультик, откуда эти персонажи. „Да, они смотрят видео со взрослыми, играющими с игрушками, больше, чем сами мультики, — соглашается другой родитель. — А это очень странно. Мы еле заставили их смотреть Big Hero 6, хотя они уже посмотрели массу роликов с игрушками оттуда. Они мне не верили, что им это понравится. Это было нереально“».
Это вполне объяснимо. Мультики слишком сложны и непонятны для малыша, а вот когда взрослый объясняет, что он сейчас делает, это гораздо интереснее. Дети лучше обучаются, если на видео есть повествование, состоящее из содержательных комментариев (например, «Я беру банку и мячики, чтобы сделать погремушку» и «Я взяла пластилин и сейчас леплю из него пончик»), причем увеличение повторений значительно улучшает имитацию у младенцев. «Малыши любят смотреть одно и то же снова и снова. Если сумеют, будут делать повтор видео, чтобы понять историю», — поясняет Сандра Калверт, директор Детского цифрового медиацентра в Университете Джорджтауна. Если ролик сопровождается объяснениями, дети лучше подражают даже сложным действиям, причем не имеет значения, дают ли пояснения родители или они содержатся в видео.
Взрослые играют с машинками и куклами: 41 миллион просмотров, у канала «Капуки Кануки» 2,6 миллиона подписчиков
Именно такого рода ролики особенно популярны в детском интернете. В русском сегменте есть всенародно любимая Маша Капуки Кануки, блогер и актриса с великолепной артикуляцией, которая помогает детям запоминать слова правильно. Она очень подробно рассказывает о том, например, как лепить из пластилина сырники для игрушечных автобусов (и сама лепит их).
«Убеждаюсь в правильности того, что не стоит покупать ребенку готовые ролевые игрушки с кнопками и звуками, имитирующие настоящие [кухонные] приборы… У ребенка фантазия, ему такие не нужны. Прорыв ролевых игр начался у нас после просмотра цикла передач на ютубе „Капуки Кануки“. Там веселая тетя Маша задорно играет в ролевые игры», — рассказывает мама маленького ребенка.
Еще один неожиданный аспект просмотра видео на ютубе — это не убиваемая никакими фильтрами мультилингвальность детского контента и отсюда обучение новой лексике.
Индонезийское исследование показало, что маленькие дети активно учатся английскому языку по серии однотипных роликов на родном и на английском языках. У ребенка, прослушавшего изрядное количество версий одной и той же песенки на разных языках, были фразы типа «Ни хао, с днем рожденья ту ю». Когда он еще только учился говорить, то нашел себе детские видеоуроки русского для иностранцев и прилежно пересматривал каждый урок по нескольку раз. Его родители рассказали об этом знакомому психологу, и та ответила, что в этом нет ничего удивительного: в бытовой речи люди не слишком четко произносят звуки, частично сглатывают окончания, а в учебном материале произношение самое понятное — оптимально для изучения!
«Моя дочь предпочитает ютуб обычному телевидению. Она выросла в мире, где можно найти в поиске все, что вы хотите посмотреть, и очень быстро разыскала видео людей, играющих с игрушками», — говорит папа диджитоддлера в интервью New York Intelligencer.
Другая мама в этом интервью рассказала, что, насмотревшись распаковок, ее десятимесячная дочка стала играть с пластиковыми яйцами, пряча что-нибудь внутри для родителей, чтобы они открывали. Но ни один из родителей в этом материале не заявил, что фиксация их ребенка на видео привела к просьбам купить больше игрушек.
Похоже, что, когда младенцам дают возможность выбирать самим, они ищут то, что им полезнее: не длинные непонятные мультики, которые так нравятся их родителям, а короткие сюжеты с игрушками — героями этих мультиков, где взрослые или другие дети показывают, как в них играть.
Не новые видео, а один и тот же сюжет детской песенки сто раз с небольшими вариациями, чтобы выучить ее. Не артистичные монологи артистов озвучки, а простые, но очень четко артикулированные комментарии в скучных для взрослых сюжетах, где осваиваются элементарные навыки и слова. Это хотя бы частично объясняет, почему детские ролики такие странные. С другой стороны, ни один младенец сам не выбирал бесконечные бренды, мельтешащие в названиях каждого видео.
«Детский крэк»
Популярность «бессмысленных и беспощадных» роликов об анбоксинге (распаковке) игрушек не перестает озадачивать родителей трехлеток: «Даже дав своему сыну планшет с включенными „нормальными“ мультиками, я уже через пару минут наблюдаю, как он за два клика по рекомендациям опять находит эти чертовы шоколадные яйца и снова начинает в них залипать».
Распаковка киндер-сюрпризов — 67,3 миллиона просмотров. На этом канале 1,63 миллиона подписчиков
Коммерческая подоплека взрывного роста детского ютуба часто упоминается в СМИ. Большая часть популярных публикаций про анбоксинг описывают эти ролики как «детский крэк», на который детей подсаживают предприимчивые маркетологи. Например, психолог и директор австралийского дошкольного учреждения назвал эти видеоролики безумием, которое способствует потребительству, и призвал родителей «посмотреть, что законодатели могут сделать, чтобы остановить этот действительно вопиющий маркетинг, который так часто неуместен по отношению к нашим детям».
C другой стороны, западная и отечественная наука рассматривает феномен потребительской социализации детей довольно нейтрально, отмечая и негативные, и позитивные аспекты знакомства с брендами — это часть повседневной жизни, окружающей ребенка.
«Даже если поставить кучу фильтров, нужно понимать, что, скорее всего, прямо сейчас ребенок смотрит что-то странное: ролик, где распаковывают гигантские шоколадные яйца, ищут младенцу „комбез“ или поют под аккомпанемент звуков китайского игрового автомата», — пишет Инна Прибора, изучавшая, что предлагает детям YouTube Kids.
Популярные ютуб-каналы, как детские, так и рассчитанные на любую другую целевую аудиторию, получают спонсорские образцы от крупных брендов. Но почему их тогда постоянно упоминают множество мелких каналов?
Часто это родители, начавшие снимать своего ребенка или ролики для него. Например, индиец Винот Чандар как-то нарисовал во флеше девочку, похожую на его маленькую дочь Чу-Чу, и создал видеоклип с ней. Дочка одобрила. «Если ей это нравится, то понравится и детям по всему миру», — подумал Чандар. Так и вышло: канал ChuChu TV насчитывает почти 30 миллионов подписчиков и значительно обгоняет «Улицу Сезам» по количеству просмотров на ютубе. Секрет этих роликов очевиден: помимо яркой анимации, все песенки перепеты в завораживающей и нежной индийской (но не слишком) манере.
А вот русский топ-блогер Настя Радзинская. У ее канала Like Nastya около 37 миллионов подписчиков и 17,7 миллиарда просмотров. Три года назад ее родители целенаправленно решили начать бизнес на ютубе и нашли свою нишу — видео о посещениях магазинов и парков развлечений. Настя любит играть и кататься, многие малыши сначала смотрят ее ролики про какие-нибудь интересные карусельки, а потом находят такие же в парках развлечений. Это помогает им быстрее освоиться в новом шумном месте.
Кстати, в рейтинге русских ютуб-каналов из первой десятки — детские. А единственный не детский — канал кота.
За такими историями успеха всегда очень много работы. Авторы могут не прилагать особых усилий для создания самих роликов: в 3D-анимации для детей часто используют уже готовый контент (например, модели символов и библиотеки захвата движения), детям схематичность не мешает. Зато видеоблогеры тратят огромное количество ресурсов, пытаясь сделать так, чтобы их видео просматривались как можно чаще: больше просмотров — больше доход.
В кольцах алгоритма
«Нужно делать то, что хочет алгоритм, — говорит Натали Кларк, соавтор популярного канала Toys Unlimited, — нельзя перепрыгивать с одной темы на другую».
Если алгоритм считает, что ваш канал делает видео о слизи, любое отклонение от этой тематики может быть наказано понижением в выдаче. Рекомендуемые видеоролики выбираются по принципу «черного ящика». Ютуб мало объясняет свои алгоритмы.
В отличие от Netflix и Amazon, которые сами производят контент, ютуб позиционирует себя как платформа, где весь контент сделан пользователями. Однако благодаря использованию алгоритмов сайт сам формирует контент, а это даже лучше.
Он может продвигать и отбрасывать значительную часть своих каналов с помощью простых алгоритмических настроек, эта практика дешевле и более отзывчива, чем производство телевизионных шоу и фильмов. Чтобы облегчить соблюдение алгоритмов, платформа предоставляет создателям доступ к онлайн-студии Creator c удобной аналитикой. Блогеры пристально следят за результатами своих роликов — ведь платформа нужна создателю именно потому, что дает ему поток зрителей. А вдобавок платит. В аналитике в любой момент видно, сколько вы уже заработали от партнерской программы (это процент с трафика).
И структура, и цель алгоритмов скрыты от всех — создателей контента, бизнеса и исследователей. Кроме того, изменения внезапны: в 2012 году в алгоритме вдруг что-то поменяли, чтобы поощрить длинные и качественные видео, и тут же многие жизнеспособные каналы резко потеряли видимость.
Вместо того чтобы продвигать видео, привлекающие максимум просмотров, часто с сенсационным контентом, алгоритм теперь ценит хорошее визуальное и звуковое качество, воздержание от сексуальных тем и ненормативной лексики, а также видео, легко сопоставимое с брендами.
Для блогеров, зарабатывающих на платформе, понимание алгоритмов приводит к процессу самооптимизации. Есть разница между тем, что действительно делают алгоритмы, и тем, как они работают, по мнению создателей контента. Второй вариант сейчас называют алгоритмическим воображением, его широко исследовали в последние пару лет. Взаимодействие создателей контента и алгоритмов — это отдельная очень интересная тема. Чтобы выяснить, что алгоритм ютуба делает на самом деле, применяют обратное проектирование, но это сложный процесс, учитывая, что алгоритм всё время изменяется. Поэтому экспертное алгоритмическое воображение блогеров — вполне разумная практика.
Вот три самых важных параметра, по которым алгоритм (как считают эксперты обратного проектирования) сейчас рекомендует видео:
Похоже, больше всего отвечает за странности детских видео на ютубе именно влияние алгоритма на эти три основных параметра.
Поймать и не отпустить
Согласно данным обратного проектирования начало, конец и продолжительность сеанса — очень важные метрики:
Поэтому в руководствах по раскрутке детских каналов в первую очередь рекомендуют создавать плейлисты из своих видео, чтобы малыш как можно дольше не уходил с вашего канала.
Автор обучающего видео говорит: «Дети смотрят подряд, и, зайдя на канал, они будут сидеть в плейлисте. Названия плейлистов должны соответствовать поисковым запросам в ютубе. Надо брать более низкочастотные запросы, если канал некрупный, тогда больше вероятность, что алгоритм выдаст ваш плейлист. На странице они должны быть расположены по рубрикам так, чтобы дети могли кликать, от самых просматриваемых до менее просматриваемых».
Автор также показывает, как именно он проверяет качество своих видео с помощью подсказок алгоритма. По каждому ролику он может посмотреть график удержания пользователей по хронометражу:
«Тут видно, когда зрители убегают с ролика. Сразу становится ясно, что на этом моменте произошло. Например, если картинка кликбейтная, то люди уходят после первой минуты просмотра. Если подъем, то люди что-то пересматривают»
Маленькие дети будут уходить на новые видео из предлагаемых автоматически, выбирая по картинке, так как еще не умеют читать.
В руководстве рекомендуют: «Превью-картинка имеет максимально возможное значение — она является основной частью решения, перейдет ли ребенок на видео. Она должна быть красочной. Если ребенок — главный герой ролика, то лицо с эмоциями очень важно, всё должно быть крупным планом, и деталей должно быть как можно меньше, поскольку 70% всех зрителей смотрят видео на мобильных устройствах».
В аналитическом инструменте ютуба для создателей есть SEO-метрика, которая показывает, насколько часто выбирался данный ролик, когда его предлагали (то есть нажимали на картинку). Скажем, если его выбрали 15 раз из 100 возможных, это плохой результат и надо переделывать превью-картинку.
Если плейлиста нет, алгоритм автоматически подбрасывает похожие видео. Их похожесть определяется алгоритмически, а как именно — это самое интересное для производителей контента. Ведь даже у канала с малым числом подписчиков всегда есть шанс попасть в автоматическое воспроизведение после популярных видео, если алгоритм решит, что эти видео похожи. Поэтому в названиях и описаниях детских (и не только детских) роликов такое огромное количество странных слов, повторений и названий брендов.
Оседлать киндер-сюрприз
Мегапопулярные каналы продвигают бренды, потому что им за это платят, а тысячи или даже миллионы других видео используют тот же товар, чтобы получить шанс попасть в продолжение сеанса как похожее видео. Никто не платит 11 миллионам создателей видео про пластилин Play-Doh, но они надеются, что благодаря этому ключевому слову они смогут заработать.
Бренды используют этот алгоритмический побочный эффект: спонсирование одного известного блогера неизбежно приводит к лавине контента.
Популярность создателей роликов про распаковку и их коммерческий успех привели к тому, что сейчас их воспринимают как более надежные инструменты рекламы, чем рекламные ролики и развлекательные обзоры самих фирм.
Тут открываются большие возможности для всяких капиталистических злоупотреблений вниманием детей. Да, первое, чему учатся младенцы на ютубе, это пропускать рекламу, но они всё же слишком малы, чтобы распознать непрямое продвижение. Согласно исследованию, в котором изучалась способность детей распознавать намерение продажи в ютуб-видео и намерение убеждения в рекламе продуктов питания, дети только в 40% случаев понимали, что им предлагают что-то купить или сделать.
Но оптимизация ролика — это не только упоминание бренда в названии. Есть еще ключевые слова (теги, которые теперь спрятаны в чужих видео, но видны в коде), описание канала и ролика.
Подстройка под поисковые запросы тоже немаловажный источник трафика. В названиях и описаниях роликов используют обычно пару-тройку высокочастотных ключевых слов, пару-тройку низкочастотных, более подходящих к теме канала, и несколько брендирующих — имя ведущего и тому подобное. Вот почему у видео такие безумные названия вроде «Tasty Blue #9 НАНО-АКУЛА СЪЕЛА ЗУБАСТИКА и ДЕЛЬФИНА! Мультяшная игра для детей СЪЕСТЬ ОКЕАН» или «ОТКУСИ, ЛИЗНИ или НИЧЕГО ЧЕЛЛЕНДЖ на Sisters Family! Что приготовил ПАПА?».
Субтитры не для глухих
С 2009 года ютуб автоматически генерирует слова и звук в закрытые субтитры для каждого загруженного видео. Первоначально они предназначались для глухих, но потом оказалось, что титры очень сильно улучшают поиск по видео. Это же масса ключевых слов!
Видеоролики с текстом субтитров, совпадающим с поисковыми запросами, будут продвигаться вверх в алгоритмических рейтингах, но только если вы будете говорить понятно.
Например, английские исследовательницы усматривают в поведении алгоритма дискриминацию низших слоев населения. Когда бьюти-блогер ведет обзор косметики на диалекте, автомат генерирует абсурдный текст субтитров без полезных ключевых слов.
Для России это не очень актуально, зато в детских роликах вдвойне важно ясное произношение. Ведь слов в детских видео обычно мало. Еще одну причину озвучил автор рекомендаций по раскрутке видео: «Обязательно любая текстовая информация должна быть дублирована голосом, ведь большая часть зрителей еще не умеет читать». Для оптимизации в поиске важно говорить обо всем, что есть в видео, и делать это четко. В руководстве ютуба по созданию детского контента этому посвящена отдельная страница.
Создателей детского контента также предупреждают, что нельзя использовать сленг. Это уж точно для алгоритма: возможно, детям разговорные слова были бы понятнее — но правильный русский тоже будет полезен. Так благодаря требованиям алгоритма речь в роликах из обычной становится алгоритмически распознаваемой.
А еще заметно, как популярные блогеры используют «наполнение ключевых слов» в своей речи. Сначала они ищут популярные запросы, а после вставляют их в свой текст, совсем как на страницах спам-сайтов, только голосом и артистично.
Это называется «поисковый разговор». Его можно заметить во множестве детских видео, например в масштабных распаковках. Помимо названий брендов и героев мультиков в текст этого ролика после описания каждой игрушки вставлены слова — популярные поисковые запросы: «красивая игрушка, красивая фигурка». «Фигурка», кстати, частично будет собрать аудиторию блогов по фитнесу и просто ценителей красоты. Такие практики добавляют детским роликам еще немного абсурда.
СЕО ютуба Сьюзен Войжитски недавно рассказала, что каждую минуту на платформу загружается 400 часов видеороликов. Такие объемы невозможно контролировать вручную, так что алгоритмы теперь будут всегда. Когда работают с большими данными, взлеты и падения отдельных каналов и даже появление целых групп роликов бывает сложно объяснить.
В чем причина взрывного роста детского интернета? Истории успеха маленьких блогеров-миллионеров привлекают новых создателей контента на платформу. Но появление этих миллионов подписчиков на детских каналах потому и стали возможно, что детей, которые смотрят ютуб, во всем мире стало очень много (10 миллионов загрузок YouTube Kids было уже в 2016 году). Тачпады и приложения привели новую, очень молодую аудиторию прямо на видеоресурсы, потому что читать эти дети еще не умеют, а лавинообразный рост контента повлиял на политику платформ, выраженную через алгоритмы. Алгоритм ютуба учитывает интересы пользователей и сам что-то «предпочитает». Сейчас кажется, что его предпочтения и желания маленьких детей очень похожи: много разных роликов на одну и ту же тему, лучше подряд и подольше. И чтобы в них говорили понятно.
Но это только начало. Google очень много выиграл от взрыва детского просмотра и рассматривает приложение YouTube Kids как «первый строительный блок в технологии для малышей», то есть серьезно собирается монетизировать младенцев. Так что родителям лучше не оставлять детей с алгоритмом наедине: как говорится, «на бота надейся, да сам не плошай».