Что такое деньги философия
Философия денег
(4) “Обширная литература, касающаяся экономической методологии, неравнозначна по качеству, и существует поразительное несоответствие между уровнем достижений ведущих экономистов в области экономической науки и в области методологических разработок.
(Essays on philosophy and economic methodology / Daniel M. Hausman. Cambridge: Camdridge University Press, 1992, p. 230. ( «The large literature concerned with economic methodology is of uneven quality, and there is striking disparity between the quality of the economic contributions and of the methodological reflections of major economists».)
(6) “Философия денег” как тема специального исследования была впервые сформулирована немецким социологом Г. Зиммелем, хотя философский подход к анализу феномена денег предпринимали многие выдающиеся мыслители, начиная с времен древности.
(8)К. Маркс. Капитал. Том 1.Изд-во политической литературы, 1978
(11) Понятия “ценность” и “стоимость” (economic value) являются самыми таинственными и загадочными в экономической теории. Это потому, наверное, что они самые “философские” из всех экономических категорий. Экономическая теория (economics) не дает четкого определения этих понятий, они остаются предметом широких дискуссий. “What does the word “value” mean in English? There is no simple answer. There are many reasons why the concept of value is so complicated.” ( C. Dyke. Philosophy of Eсonomics.- Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall. 1981, pp.15-16)
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net
www.bu.edu А.А. Шептун
03.12.2008 278704
Денежный поток и как в него влиться
Денежные проблемы не возникают сами по себе, они сопровождают тех, кто нарушает законы жизни. Если финансовые затруднения в той или иной форме сопровождают нас, это значит что пора заканчивать хождение по кругу: ведь только мы сами можем скорректировать свою судьбу, изменить не приносящий радости порядок вещей.
Для этого у каждого из нас есть сила, изначально заложенная в нашей энергетической природе. Все проявления нашей жизни – есть ничто иное, как обмен энергией.
Когда– то считалось, что материя и энергия существуют сами по себе. Однако квантовая физика доказала, что абсолютно все в жизни, впрочем, как и сама жизнь, от твердой массы планеты до любого объекта, излучает определенные энергетические вибрации.
Деньги, как все на этом свете, так же есть энергия. Чем больше денег, тем больше энергии, соответственно, меньше – меньше энергии. Все, что случается с нами: неожиданное продвижение по службе, финансовый кризис, встреча второй половинки – все это является прямым следствием особенностей энергетических частот, которые мы постоянно излучаем.
Каждую минуту мы стоим перед энергетическим выбором, резонируем с одними людьми и отталкиваем других, тем самым формируя свое будущее. Если прерывается денежный или энергетический поток, то соответственно блокируется энергия и возникает застой. Любой застой в нашей жизни способен позитивную энергию заблокировать.
Из практики известно: кто судорожно копит деньги, может их в одночасье потерять.
Очевидно одно: что лишено движения, теряет свой градиент и просто отмирает за ненужностью. Каждый из нас, в той или иной мере познал, что именно то, за что мы особенно боремся, порой плывя из последних сил против течения, безжалостно утекает от нас.
Особенно данная закономерность проявляется в сфере личных отношений и финансовых проблем. Выигрывает тот, кто умеет оптимально использовать энергию, то есть направлять ее в должное русло. Важно иметь не только солидный энергетический запас, но не распылять его направо и налево, а как упоминалось ранее, довести до поставленной цели.
Концентрация на определенных моментах означает, что именно они получают энергетическую подпитку, именно они способны привлечь изменения в нашу жизнь. Есть нечто общее, объединяющее тех, кто считает себя бедным, кто имеет достаточное количество денег и боится их потерять, и тех, кто несмотря ни на что, не чувствуют себя богатым.
Все данные категории людей концентрируются не на изобилии, а на недостатке, а так же не считают себя счастливыми. Итак, важно, на что направлено наше внимание: на бедность или богатство, и естественно, с чем связан энергетический поток – с созиданием или разрушением.
Уровень жизни каждого из нас зависит от нашего сознания, здравой оценки собственного материального положения. Можно иметь сознание богатого человека, даже если денежный счет в банке достаточно скуден. По принципу божественной воли, каждый из нас может думать о себе все, что хочет сам, считать себя бедным или богатым, успешным и не очень.
Если нам свойственен менталитет богатого человека, при нашем твердом намерении, это рано или поздно материализуется. Мы не можем изменить свое прошлое, его реальные последствия в физическом мире, но свое отношение к нему мы способны изменить в любой момент. Нам способны помешать только мы сами.
Состояние сознания определяется сигналами наших чувств.
Зрение – важнейший канал информации, около 80% всех сигналов доходит до нас через него. Вследствие этого визуализация (внутреннее зрение) занимает ведущее место в плане привлечения денежного потока. Возникает эффект направленного сознания. Именно туда, куда стремится сознание, туда устремляется и энергия. Если мы порой позволим себе прокрутить на ментальном экране реализацию наших планов, почувствуем при этом особый душевный комфорт, а потом отпустим ситуацию, то будьте уверены–мы уже сделали особый шаг для собственного благополучия, перешли на частоту позитива.
От бедности до богатства нас отделяет только мысль, функциональная единица нашего сознания. Внешние атрибуты финансовой стабильности, дорогие вещи не способны реально вывести нас на уровень постоянного денежного потока. Причем одной из заслонок, способных его перекрыть, является не соблюдение финансовых обязательств перед другими людьми, партнерами, государством.
В любом случае, следует научиться доверять жизни, которая сама по себе не стремится нести нам проблемы, нужду, нестабильность. Если мы готовы предъявить ей весомый счет, нам уже ничто не поможет. Бедность и богатство подчиняются физическим законам в большей степени, чем психологическим и нравственным. Уровень нашего сознания на сегодняшний день определяет то, к какому берегу мы станем стремиться, какое внутреннее течение времени выберем.
Мечтая о будущем, либо постоянно погружаясь в прошлое, мы пропускаем величайший миг. Помните как в известной песне: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».
Жизнь имеет важное свойство, оно проявляется лишь в настоящем. Попытки найти философский камень в прошлом или будущем, может только дестабилизировать вашу жизнь.
Окружающий нас мир – своеобразная матрешка, где переплетены множество реальностей, наше реальность – это что и как мы о жизни думаем. Как говорится, каков поп, таков и приход. Наш мир изначально – мир изобилия и излишеств.
Кто сосчитал количество травинок на Земле, число звезд в небе? Создается впечатление, что поток изобилия течет через одних людей, и за сто верст обходит других.
Самое обидное, что последние сами не пускают его в свои руки. Наше виденье сопряжено с сочетанием собственного жизненного опыта, ожиданий и убеждений. Причем мы настолько срастаемся с нашей линзой восприятия, что даже при острой необходимости сменить фокус оценки, просто не способны этого сделать. Чаще о том, что «не в деньгах счастье» и о суетностях материального мира говорят те, у кого имеется солидный денежный запас, надежный счет в банке.
Бедным не до эмоций, они выживают. Так, между прочим, счастье не в деньгах, но и не в бедности, это точно. Счастье – особое состояние души, когда ей дозволено парить и исполнять наши истинные желания, не являясь при этом их рабом. Конечно, на каждом жизненном этапе «шапка должна быть по Сеньке».
Стремится соответствовать «сливкам общества», имея на данный момент лишь «творожные мечтания», это шанс сойти с собственного пути. Можно просто перегореть, разбазарить свои силы, а деньги в это время уплывут в карман более подготовленного человека.
Важно, находясь именно в привычном нашем мире, суметь оттолкнуться и на гребне позитивного настроя довериться Вселенной. Хотя бы на первом этапе перестать плевать против ветра. Если мы не желаем принять ту или иную ситуацию относительно определенных людей, личных взаимоотношений, финансовых задач возникает стопор, прекратится движение энергии и, соответственно, замедляется жизнь, и ее особое проявление в виде денежного потока.
Действительно, порой достаточно небольшого толчка, маленькой искры оптимизма, чтобы дело сдвинулось с места. Данная искорка не зависит от того, кто и как ее будет извлекать. Человек с огромным энтузиазмом, жаждой добиться поставленной цели, может легко утереть нос обладателю нескольких дипломов о высшем образовании, но с флегматичным темпераментом.
Кроме того, мало заработать деньги, надо уметь с умом ими распорядиться.
Деньги – символ благополучия. Вдумайтесь, речь идет о возможности благо получить. Пристальная забота о деньгах приводит к более чем странному результату: богатый становится богаче, бедный – беднее.
С чем связана такая вопиющая несправедливость? По каким законам идет это распределение благ, как заслужить право ими распоряжаться? Итак, вначале поговорим о квантовых законах Вселенной, относительно привлечения денежного потока.
Его суть – в уважении к себе, на какой ступени социальной лестницы мы б не находились. Истинное благосостояние не расцветет в сердце человека, если он не благоволит его.
Огромное значение для слияния с денежным потоком, в данном случае с богатством, имеют убеждения в отношении денег, их роли в жизни человека, а так же слова, которыми мы оперируем при характеристике нашего финансового положения.
Слова – великая сила. Нельзя считать деньги злом и обладать ими. Важно научиться расставаться с пагубными мыслями, пропитанными ядом неуверенности и страха.
Следует внимательно относиться к словам, выражениям, которые мы употребляем в отношении денег, особенно к ярлыкам и оценкам. Если человек более беден, чем богат, его скорее всего пожалеют, а если более, чем богат – просто могут заподозрить в грязных делишках.
Не иметь денег – изъян, иметь деньги – быть подозрительным типом. Необходимо изменить такое отношение к деньгам, иначе они никогда не станут нашими друзьями.
Все, что вы получаете, дается вам по праву вселенского кредита. Это энергетический аванс на реализацию каких-то планов, награда за добрые дела, либо это испытание на прочность.
Люди, которым деньги идут прямо в руки, имеют позитивный настрой в отношении изобилия, и реально живут в своем собственном раю. Они не ходят жить в сумерках неудачи, они предпочитают яркий свет. А жизнь при отсутствии баланса между светом и тенью, будет либо белой, либо черной.
Палитра нашей жизни на Земле состоит из сочетания оттенков черного и белого, продукта взаимодействия этих великих цветов. Любое принятое нами решение не должно ни в какой мере унижать наше достоинство. Чем доброжелательней мы будем относиться к окружающим людям, пусть это будут даже наши конкуренты, тем эффективней мы будем использовать собственную энергетику.
Отрадно одно: хотя формирование и излучение энергии идет от нас постоянно, изменение нашего мышление способно сиюминутно проявиться на качественных характеристиках энергетического потока. Меняемся мы, меняется мир вокруг вас!
Чтобы стать магнитом для денег, нужно действительно хотеть их иметь. С первыми накоплениями придут другие, это общеизвестное правило. Но чтобы запустить этот механизм, мы должны сами превратиться в магнит.
Это подразумевает умение работать над собой, отделять плевела от зерен в своих желаниях и стремлениях, давать возможность деньгам свободно течь, но при этом не бездумно расшвыривать их направо и налево. Если мы ищем в деньгах власть, средство превосходства над другими, стремимся кому-то что-то доказать, возможно, это и свершится.
Но нашу жизнь даже с большой натяжкой не назвать гармоничной, она станет более тревожной и непредсказуемой. Не забывайте, что деньги обеспечивают полноту жизни, в которой любовь занимает первостепенное место: любовь к себе, людям, миру.
Закон чистого желания
Его краеугольный камень – доверие к самому себе, окружающему миру.
Вера – это особая форма проявление доверия, когда желания переходят в осознанное намерение. Ничто не способно так разрушить наши планы, привлечь дополнительные проблемы, как различного рода колебания, сомнения и нетерпение.
Пусть ваши надежды трансформируются в твердые убеждения, многословие уступит твердости и емкости в словах. Основа успеха – возбуждение энергии желаний, опять-таки на основе умелой визуализации.
Не имеют значения конкретные пути достижения цели, ибо ваш опыт на сегодняшний день не способен просмотреть множество нестереотипных вариантов развития событий.
Нужно суметь пересмотреть принципы, которыми мы руководствовались до сих пор, открыть свое сознание возможностям выбора и не в коем случае не привязываться к одному пути к результату. При этом следует быть благодарным всему, что имеется в вашей жизни на сегодняшний день и маленькими струйками вливается в нее.
Мы должны стремиться расцвечивать серые будни различными оттенками радуги. Есть один вопрос, на который ни один ученый ответить со 100% уверенностью не способен: как появилась жизнь на нашей Земле.
Многие успешные люди верующие. Никому не принесет вреда обращение к высшей, незнакомой нам сущности с молитвой или за помощью. Как вы это будете называть, не имеет значение: Бог, Творец, Вселенная …
Никто не осмеливается утверждать, что абсолютно ни во что не верит. Во всяком случае, все божества обитают в нас самих. В любом случае нужно уметь слышать тихий звездный шепот души, чтобы рано или поздно не был предоставлен счет за недостойные вас дела.
Это прежде всего отказ от осуждения кого бы то не было.
Любовь к себе в первую очередь, к людям, отразившись в зеркале Вселенной, вернется многократно усиленная именно к вам. Позитив всегда в цене, его много не бывает. Любовь к деньгам многогранна, ибо деньги и любовь имеют прочную энергетическую связь. Но, как и во всем, важен баланс: в работе, в потреблении, в материальных запросах, в духовности.
Деньги – это всего лишь материальный символ всего того, что мы производим на этой земле, успешно заменили натуральный обмен. Они вошли в обиход тысячелетия назад. Деньги становятся грязными лишь в руках нечистоплотных людей.
Вы же не будете выбрасывать из дома все ножи, ибо в ряде случаев они являются орудиями преступлений. Не деньги – болезнь, гораздо серьезнее материальная нужда, особенно ее рецидив. Но мы способны в этой жизни противостоять очень многому, ведь каждый из нас имеет огромный личный потенциал. Конечно, не стоить делать из денег идола, превращаться в современного Гобсека.
Главное для многих людей – все же найти свой путь в жизни, достойно пройти его, возможно, достигнув в чем-то и успеха. А деньги – просто прекрасное приложение к этому успеху.
Да, на сегодняшний день деньги властвуют над миром. Это печально, ибо постоянная необходимость в них для среднестатичного человека отодвигает на задний план немаловажные вещи. Это сказывается на здоровье, душевном состоянии, семейных отношениях и, конечно, на возможностях духовного роста. В обществе можно встретить людей, акцентированных на собственной духовности, даже сверхдуховности.
Они считают, что имеют ощутимое превосходство над своими материально озабоченными друзьями. Идет своеобразное противопоставление духовности и материальности. Причем отношение к деньгам люди духовного порядка выражают однозначно. Деньги для них просто недостойны внимания.
Бог вездесущ по религиозными законам, значит, он везде и во всем. Кроме бога, не существует ничего.
Деньги – это не хорошо, и не плохо. Деньги – это деньги. Важно наше отношение к ним. Считая деньги злом, вы просто бессознательно будете их отпугивать из своей жизни. Конечно, деньги могут как помочь, так и принести страдания, но они ни за что не отвечают. Во всем проявляется наш личный выбор.
Именно на нас лежит ответственность, что и как мы зарабатываем и тратим. Любовь, богатство, благосостояние взаимосвязаны. Истинная любовь безгранична и совсем не чужда мира денег. Духовность тем более связана с любовью, ибо Бог и есть сама любовь.
Нам уготовлена жизнь слабого человека, беспомощного, не смотря на то, что практически всегда найдутся люди, готовые бескорыстно помочь нам, опекать нас. Хорошей подножкой для собственной реализации может служить и сравнение себя с другими. Вот у них есть деньги, соответственно, они могут позволить себе гораздо больше, причем во всех практически отношениях. К тому же сколько людей, которые кажутся нам гораздо счастливее нас, выглядят импозантней, успешней. Если мы еще начнем открыто завидовать и желать, пусть даже и бессознательно, неудач и проколов более состоятельным, следует ждать бумеранга в свой адрес.
Насчет «горе от ума» в современной интерпретации: много читаем, не мало знаем, а практически ничего не делаем. Семена жизненного успеха уже проросли, а мешок с ними еще продолжает носиться за спиной от сезона к сезону.
Многие, чтобы засеять свое поле судьбы, продолжают напористо искать «поле дураков» или «поле чудес». Важно чувство ответственности ни в коей мере не надо путать с чувством вины.
Вообще, слово виноватый – это изобретение человеческого разума. Быть ответственным – не значит быть виноватым. Ответственный человек – это тот, кто обладает властью над своей жизнью. Причем он творец собственной реальности, где господствует справедливость
Наше финансовое положение будет неизменным до тех пор, прока мы сами не захотим его изменить. Но мы можем сами препятствовать его позитивному улучшению. Важно принять свою финансовую ситуацию таковой, какая она есть.
Непреложное положение вещей на данный момент нужно осознать и на данный момент принять. Если это не сделать вовремя, то ситуация будет усложняться вплоть до серьезного конфликта с жизнью. Если мы принимаем свое финансовое положение, каким оно на данный момент является, то уже делаете шаг вперед для выхода из данного положения с наименьшими затратами. Но если мы начнем рьяно сопротивляться сложившимся обстоятельствам, не видя оборотной стороны медали, то боремся с самой жизнью, расточая и так ограниченные запасы собственной энергии.
Важно плыть к какому-то берегу, а не усиленно размахивать руками против течения закрыв глаза. Итак, если вы не в состоянии осознать и принять сложившуюся ситуацию, вы напрасно теряете энергию.
Если вы постоянно сердиты, то напрасно теряете свою энергию.
Если вы осуждаете какую-то ситуацию, какого-либо человека, вы напрасно теряете энергию.
Если вы привязаны к вялотекущей ситуации, жалуетесь и муссируете ее, то напрасно теряете энергию.
Если вы сами себя осуждаете, то напрасно теряете энергию.
Если вы гневаетесь, конфликтуете, то напрасно теряете энергию.
Если вы боретесь, боретесь и еще раз боретесь, то напрасно теряете энергию. Ниже следуют правила поведения, которые важно не просто как можно чаще читать.
Главное – постараться задействовать эти правила в повседневной жизни. Со временем, когда встанет та или иная задача, одно из этих правил само придет на ум, поможет прояснить ее и даст ответ на поставленный вопрос.
1. Деньги работают по принципу возвратно-поступательного механизма. Их способны притягивать другие силы, но они и сами имеют собственную силу притяжения. Когда они притягивают к себе, то воплощаются в форму определенного предмета, который можно приобрести, лишь расставшись с деньгами. Мы сами способны предложить некую идею, предмет, удовольствие и деньги к нам придут авансом.
2. Не создавайте себе кумира, подчиняясь воззрениям других людей. У каждого своя линза восприятия. Деньги – не друг, и не враг. Это просто серьезная общественная необходимость. Не обожествляйте, не презирайте, просто любите их лишь за то, что они стоят. Не позволяйте деньгами владеть вами, владейте ими сами.
3. Любые заработанные деньги должны тратиться без угрызения совести. Благоразумие, природная экономия может из неоспоримого достоинства превратиться в существенный порок. Страх испытать нужду порождает тревогу, способен привести к алчности и сопряжен так же с напрасной тратой энергии.
4. Не противьтесь переменам, доверьтесь интуиции. Рутина как болото, может засосать навечно. Если вы чувствуете себя пленником ситуации, не опускайте руки. Чтобы заработать деньги, важно отказаться от стереотипов поведения. Не связывайте себе руки ложными правилами, программами, установками. Будьте человеком, умейте не только делать ошибки, но и извлекать из них уроки.
5. Верьте в свои силы. Ваш потенциал не исчерпывается тем, что вы знаете о себе. У каждого неисчерпаемый творческий потенциал. Предоставьте себе право делать то, что вам хочется, проснитесь от летаргического сна. Любой ресурс превратится в мумию, если не давать ему соприкасаться со свежим воздухом.
6. Станьте верующим человеком. Верьте в единого Бога, во множество богов, в самого себя, но верьте. Существует поток космических колебаний, которые являются носителями позитивных мыслей. Они могут соединиться в гигантское облако и успешно противостоять всем негативным колебаниям.
Помните, во Вселенной царит гармония. Верьте в любовь, красоту, жизнь и, конечно, в свое право иметь благосостояние в этой жизни, в которой нет ничего невозможного. Подружитесь с денежным потоком, пусть ваша жизнь наполнится счастьем, любовью, успехом.
Анна Глотова (психолог, руководитель ТРОО «Центр Грация»)
Денег нет: что философы думают о финансах и как государство делает нас вечными должниками
Теории и практики
«Самый любопытный факт о философии денег заключается в том, что ее не существует», —считает социолог и преподаватель Копенгагенской бизнес-школы Уле Бьерг. В своей книге «Как делаются деньги? Философия посткредитного капитализма» он разбирает разные экономические и философские взгляды, чтобы показать, что вопрос о природе денег и процесс их создания — политический. T&P публикуют отрывок о том, почему без государства не может быть денег, что не так в теории Адама Смита и современных учебниках по экономике, а также чем кредитно-денежные отношения напоминают веру в Бога, а денежные купюры — билет в театр.
Делая деньги из золота
«Как делаются деньги? Философия посткредитного капитализма». Издательство «Ад Маргинем»
Обычный способ размышлять о деньгах предполагает понимание денег через версию товарной теории денег. Эта теория утверждает, что современные деньги эволюционировали из определенного вида товара — обычно золота или некоего другого драгоценного металла — который был в момент выбран на роль денег. В результате финансового кризиса 2007–2008 годов некоторые комментаторы, скептично настроенные в отношении нашей текущей денежной системы, советовали вернуться к золотому стандарту. Финансовый кризис представлялся симптомом отрыва денег от материальной базы, и возврат к золоту виделся способом восстановить эту связь. Это предложение взывает к товарной теории денег и иллюстрирует то, как золото стало означать вещественность в мире денег. Однако при более детальном рассмотрении выясняется, что золото вовсе не конкретное.
Основная загадка функционирования денег в том, что люди в них верят. Неужели люди настолько не в себе, что готовы согласиться обменять буханку хлеба, овцу или даже новехонький БМВ на несколько бумажных банкнот, у которых нет непосредственного применения? Когда мы смотрим на исторические денежные системы, основанные на монетах из золота или других драгметаллов, такой загадки, кажется, не возникает, поскольку эти денежные объекты вроде бы обладают внутренней ценностью. Обмен золотой монеты на двенадцать овец представляется не более чем продвинутой формой бартера. Как видно из непрестанного использования слов «кажется», «вроде» и «представляется» в предыдущих формулировках, с этим рассуждением что-то не так.
Мы можем объяснить роль золота в отношениях с деньгами через аналогию: золото для денег — то же, что Иисус для Бога. Мы можем спросить: почему люди верят в Бога? И мы можем ответить: потому что его сын, Иисус, пришел на Землю, чтобы сообщить благую весть Бога. Однако, чтобы поверить в Иисуса (даже если бы вы столкнулись с ним лицом к лицу), нужно сначала поверить в Бога. Если вы не верите в Бога, как вы можете поверить тому, кто называет себя его сыном? Такая же проблема возникает, когда апеллируют к золоту, чтобы обеспечить или объяснить ценность денег. В реальности — это не гарантия и не объяснение. На самом деле это подмена одной загадки еще большей загадкой.
Классическое описание товарной теории денег мы находим у Адама Смита:
Но когда разделение труда только еще зарождалось, эта возможность обмена часто встречала очень большие затруднения. Предположим, что один человек обладал бóльшим количеством определенного продукта, чем сам нуждался в нем, тогда как другой испытывал в нем недостаток. Поэтому первый охотно отдал бы часть этого излишка, а второй охотно приобрел бы его. Но если последний в данный момент не имел бы ничего такого, в чем нуждается первый, то между ними не могло бы произойти никакого обмена. Мясник имеет в своей лавке больше мяса, чем сам может потребить, а пивовар и булочник охотно купили бы каждый часть этого мяса; они не могут ничего предложить ему в обмен, кроме различных продуктов их собственного промысла, но мясник уже запасся тем количеством хлеба и пива, которое ему нужно на ближайшее время. В таком случае между ними не может состояться обмен. Мясник не может явиться поставщиком пивовара и булочника, а они — его потребителями; и, таким образом, они все ничем не могут служить друг другу. В целях избежания таких неудобных положений каждый разумный человек на любой ступени развития общества после появления разделения труда, естественно, должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно наряду с особыми продуктами своего собственного промысла иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла.
Надо думать, что самые различные товары выбирались и употреблялись, следовательно, для этой цели…
Однако во всех странах люди, по-видимому, в силу бесспорных доводов сочли в конце концов необходимым дать предпочтение для этой цели металлам по сравнению со всеми другими предметами.
В этом описании эволюции денег мы распознаем в качестве отправной точки воображаемую доденежную бартерную экономику. Деньги, по сути, являются решением проблемы бартера. Это по-прежнему является стандартным описанием эволюции денег в большинстве учебников по экономике.
Похожим образом и Маркс опирается на товарную теорию денег. В его анализе происхождения стоимости и эволюции капитала поворотным моментом является возникновение «всеобщего эквивалента», который становится стандартом измерения товаров. В соответствии с историческими условиями своего времени Маркс указывает на золото (или серебро) как на определенный товар, который выделяется среди прочих и подходит на роль всеобщего эквивалента. Это означает, что золото становится стандартом, относительно которого измеряется стоимость всех других товаров. Даже эволюция бумажных денег является всего лишь продолжением этого процесса, поскольку бумажные деньги — это символ стоимости золота. […]
Есть что-то соблазнительно простое в товарной теории денег. Золото (или другой драгметалл) обладает внутренней стоимостью, которая делает его широко принимаемым в обмен на другие товары, чья потребительская стоимость зависит от контекстных обстоятельств обмена. Потребительская стоимость, к примеру, мяса, может зависеть от того, насколько голоден потенциальный покупатель. Потребительская стоимость велосипеда может зависеть от того, имеет ли уже потенциальный покупатель велосипед или другое транспортное средство. И так далее. Таким образом, золото дает основу деньгам. В виде монет золото может обращаться само по себе, являясь одновременно товаром с внутренней стоимостью и формой денег, символизирующей стоимость. Другими словами, золотые монеты — одновременно реальная стоимость и символическая репрезентация. Здесь мы отчетливо видим разницу между стоимостью и ценой. […]
Делая деньги с помощью закона
С товарной теорией денег cуществует несколько проблем. Одна очень важная проблема — эта теория исторически неверна. Рассказ о том, как деньги эволюционировали из примитивной бартерной системы, который можно найти не только в старинном повествовании Адама Смита, но и в современных учебниках по экономике, антропологически не обоснован. По итогам обстоятельных исследований бартера антрополог Каролин Хамфри пишет: «Ни один пример бартерной экономики просто-напросто никогда не был описан, не говоря уж о том, чтобы он породил деньги; все доступные этнографические данные свидетельствуют, что такой вещи никогда не существовало». Как заметил Дэвид Гребер, простое бартерное общество, в котором предположительно возникли деньги, является фантастическим миром в воображении определенной когорты экономистов.
Проблема с этой историей происхождения денег (критики называют ее мифом о бартере) не сводится к исторической неточности. То, как мы рассказываем о происхождении денег, имеет принципиальные последствия даже для того, как мы думаем о функционировании денег в современном обществе. Одно из последствий идеи о том, что деньги являются практическим решением так называемой проблемы двойного совпадения желаний, приводит к пониманию денег как спонтанного творения рынка. Деньги — это всего лишь посредник между честными производителями и торговцами, которые зарабатывают себе на жизнь, изготавливая товары, обладающие внутренней ценностью, и торгуя ими. В подобном представлении стоимость денег обеспечивается такими стоимостями, которые мы находим на рынке. Таким образом, товарная теория имеет склонность замалчивать роль силы и государства в создании денег.
Обнаружение этого замалчивания находится в центре хартальной теории денег, согласно которой деньги по сути своей являются фидуциарными. Классическую формулировку этого подхода к деньгам можно найти в книге «Государственная теория денег» Георга Фридриха Кнаппа. […]
Основная идея хартальной теории такова: «Деньги есть творение закона». И следовательно: «Душа денег не в материале, из которого они сделаны, а в юридическом постановлении, которое регулирует их использование». Очевидно, что этот подход диаметрально противоположен тому, который мы находим в товарной теории. «Денежность» объекта вытекает не из его внутренних качеств, а из факта символического назначения вещи деньгами. Любая власть, обладающая достаточной силой писать законы и следить за их исполнением, может, в принципе, провозгласить деньгами что угодно. Харталисты обычно отсылают к монетам, которые чеканились в Лидии (теперь территория современной Турции) около 600 года до н. э., как к первому появлению фидуциарных денег. В современном обществе властью, выпускающей деньги, безусловно, является национальное государство. […]
* Термины из работы Кнаппа. Под «хилогенными» стоит понимать деньги, которые обладают стоимостью в силу присущих им свойств, а под «автогенными» нечто обратное, то есть аналог фидуциарных денег: их стоимость возникает оттого, что так принято. — Примеч. пер.
Кнапп разделяет деньги на «хилогенные» и «автогенные»*. Если средство платежа принимается в связи с его «возможностью “реального» использования”, оно является хилогенным, а если средство платежа принимается только потому, что оно будет обращаться и в дальнейшем, тогда оно — автогенное. Например, золотые монеты — хилогенны, в то время как бумажные деньги являются чисто автогенными. Но даже хилогенные средства платежа требуют элемента хартальности, чтобы стать деньгами. «Использование в обмене является юридическим явлением». Только когда определенные объекты провозглашаются в качестве действительного средства платежа при обмене или погашении задолженности, они становятся деньгами. Золото является деньгами не просто на основании свойств, присущих этому материалу, а потому, что его провозгласили деньгами внутри юридической сферы суверенной власти. В этом смысле хартальная теория денег не отрицает существования товарных денег. Однако такая форма денег является всего лишь подкатегорией хартальных денег. Это хилогенные хартальные деньги. Они противопоставлены автогенным хартальным деньгам, которые мы можем рассматривать как фидуциарные деньги в чистом виде, до тех пор пока их стоимость поддерживается только их юридическим статусом.
Когда государство или другая суверенная власть провозглашает определенный объект деньгами, осуществляется двойное действие. Недостаточно просто объявить: «Теперь золото является деньгами». Постановление будет иметь экономический эффект, только когда оно поддерживается тем, что объект принимается в качестве уплаты при расчетах с государством:
Современное государство может сделать общепринятыми деньгами все что захочет и таким образом установить их стоимость без какой бы то ни было, пусть даже самой формальной, привязки к золоту или чему-то еще. Правда, простого объявления, что то-то и является деньгами, недостаточно, даже если оно поддерживается самым убедительным конституционным доказательством абсолютной суверенности государства. Но если государство готово принимать предложенные деньги в качестве уплаты налогов и других сборов, тогда все в порядке. Любой, у кого есть обязательства перед государством, будет готов принимать клочки бумаги, с помощью которых можно будет погасить долги, и все прочие люди будут готовы принимать эти бумажки, потому что знают, что налогоплательщики, в свою очередь, будут их принимать.
Хартальные деньги в этой связи могут не опираться на всеобщее стремление к реальным свойствам денежного объекта. Даже в государстве, где золотые монеты провозглашаются законным платежным средством, стоимость этих монет необязательно зависит от того, заинтересованы ли вообще люди в золоте как таковом. Достаточно того, что они в целом заинтересованы в том, чтобы их не упрятали за решетку за неуплату налогов. Поэтому хартальной теорией легко объяснить переход от металлических денег к бумажным, обеспеченным металлом, или даже к неконвертируемым бумажным деньгам. Поскольку истинная стоимость денег не зависит в первую очередь от стоимости металла, а зависит от государственного провозглашения вещи деньгами, такой же фокус можно незатейливо проделать с бесполезной бумагой.
Когда государство провозглашает определенные объекты деньгами и разрешает принимать их для оплаты штрафов, таможенных пошлин, аренды и — самое главное — налогов, это создает достаточный спрос на эти объекты, чтобы они могли функционировать в качестве универсального средства платежа не только в отношениях с государством, но и среди частных лиц. В противоположность уверениям товарной теории мы видим, что хартальная теория рассматривает возникновение рынка как явление, сопутствующее возникновению суверенной власти. Деньги — это не спонтанное творение рынка. Для того чтобы деньги и рынок могли возникнуть, необходимо в первую очередь суверенное государство. […]
(Не) делай деньги!
Мы уже увидели, как стоимость фидуциарных денег создается, когда государство провозглашает что-то деньгами, и что эти деньги можно использовать для расчетов с государством. Но все же это не объясняет как следует образование стоимости этих денег. Что бы понять этот процесс, мы обратимся к идеям Жижека об отношении между законом, желанием и наслаждением. На первый взгляд закон принимает форму запрета, препятствующего доступу к определенным объектам и действиям. Мы можем подумать о законе как об институте, необходимом для усмирения наших диких и неконтролируемых желаний, связанных с различными запретными вещами, такими как чужая собственность («Не укради!») или предосудительные сексуальные деяния («Не прелюбодействуй!»). Подобное направление мысли означает, что общество без закона будет хаотичным, это будет общество, где все против всех, где каждый удовлетворяет любое свое желание за счет остальных людей.
Однако Жижек утверждает, что закон имеет скрытую функцию структурирования самого нашего бытия как субъектов, поскольку наши желания устанавливает в первую очередь сам закон. Когда закон говорит нам не делать того или другого, он несет в себе подспудное фантазийное послание, обещающее, что за пределами запрета лежит объект, который может удовлетворить желание субъекта. В законе заложена фантазия о том, что могло бы случиться, если бы не было никакого закона, не дающего мне преследовать мои сиюминутные желания.
Так же как в случае концепции закона Жижека, важно заметить, что и концепция фантазии у него отличается от обычного значения этого понятия. Вот как он ее объясняет:
Фантазией считается сценарий, в котором осуществляется желание субъекта. Это простейшее определение вполне удовлетворительно, при условии, что мы воспринимаем его буквально: фантазия инсценирует не ситуацию, в которой наше желание удовлетворено, а, как раз напротив, ситуацию, которая осуществляет, инсценирует желание как таковое. Основная идея психоанализа в том, что желание не дается изначально, а должно быть сконструировано — важна роль фантазии, которая дает координаты желанию субъекта, уточняет его объект, находит в ней место субъекту. Только через фантазию субъект создается как желающий: через фантазию мы узнаем, как желать.
Создание хартальных денег — превосходный пример создания и объекта желания, и самого желания через взаимодействие закона и фантазии. Провозглашение определенной вещи деньгами непременно предполагает запрет на любое частное создание денег. Если бы кто-то решил сымитировать государственное создание денег — например, напечатав деньги, выглядящие как государственные, — его бы судили как фальшивомонетчика и строго наказали. Учреждение фидуциарных денег — еще и запрет безграничного доступа к деньгам.
Вот отсюда и берется денежная прибавочная стоимость фидуциарных денег. Институт фидуциарных денег создает желание денег, превосходящее желание материала, из которого они сделаны. Это наиболее очевидно в случае бумажных денег, поскольку их материальная стоимость почти ничтожна. Мы желаем эти деньги, хоть материально они ничего не стоят. Мы уже коснулись того, что закон предполагает фантазийную подкладку, которая структурирует стремление субъекта к запретному объекту. В случае учреждения хартальных денег две стороны закона держатся на двойном значении фразы «делать деньги». На поверхности закон говорит: «Не делай деньги». Но в то же время он неявно говорит: «Сделай какие-нибудь деньги».
Поскольку признание хартальных денег для налоговых платежей и выплат по другим обязательствам перед государством является ключевым компонентом института фидуциарных денег, кажется разумным предположить, что хартальные деньги являются неким видом долговых отношений. Действительно, так и есть, но они принимают довольно причудливую форму. На первый взгляд может показаться, что хартальные деньги олицетворяют кредит у государства. Например, на банкнотах британского фунта написано: «Я обещаю заплатить по требованию держателя сего сумму в…», далее следует достоинство конкретной купюры. Тем не менее мы не можем понимать под деньгами кредит в его обычном значении.
Во-первых, не совсем ясно, кто в действительности обязан возмещать кредит, предполагаемый в случае фидуциарных денег. Справедливо то, что мы можем использовать фидуциарные деньги, чтобы оплатить долги перед государством, но бóльшую часть времени мы используем фидуциарные деньги, чтобы оплатить товары или услуги на рынке. И хотя некоторые из этих денег в результате вернутся государству, когда торговцы и производители заплатят налоги, большое количество денег остается в обращении на рынке без изъятия. В этом смысле скорее рынок, а не государство возмещает стоимость фидуциарных денег.
Во-вторых, государство может функционировать как должник перед держателями фидуциарных денег, только если пользователи денег в то же время интерпеллированы как должники. Это то, что происходит при двойном действии государства. Государство провозглашает что-нибудь (золото, серебро, банкноты и так далее) деньгами и в то же время провозглашает граждан обязанными выплатить некоторое количество этих денег обратно государству. Даже если мы понимаем под фидуциарными деньгами кредит у государства, этот кредит просто олицетворяет право быть освобожденным от долга, который государство наложило на держателя денег изначально. Когда деньги уходят в обращение через приобретение государством товаров и услуг у населения, это представляется обыкновенным равным обменом товаров и денег. Но этот обмен предполагает другое действие, посредством которого государство создает задолженность для своих граждан законом и силой. Наконец, в-третьих, даже если мы проигнорируем все вышесказанное и рассмотрим фидуциарные деньги в качестве кредита государства, то этот кредит можно возместить только теми же самыми фидуциарными деньгами. До тех пор пока фидуциарные деньги конвертируемы при условии какой-то формы золотого стандарта, держатель денег имеет возможность конвертировать кредит в золото. Но как только конвертируемость отменяется и фидуциарные деньги предстают в своем чистом виде, кредит государства становится онтологически непогашаемым. Нижеследующий эксперимент Стефана Кинселлы показывает, что это значит:
На английских деньгах написаны довольно забавные слова. Пятифунтовая купюра содержит заявление: «Банк Англии: Я обещаю заплатить по требованию держателя сего сумму в 5 фунтов». Пять фунтов чего? Спросите кого угодно на улице: «Вот банкнота в пять фунтов — очевидно, речь идет не о мере веса, — так что же это вообще значит?» Я решил сходить в Банк Англии в центре Лондона, чтобы они выполнили свое обещание. Что они сделают — выдадут мне другую пятифунтовую банкноту в обмен на ту, что я предложил? В дверях меня остановил охранник. Я объяснил, что на моей банкноте указано, что Банк даст мне пять фунтов по требованию, и вот я здесь, требую их выполнить свое обещание. Он объяснил, что я не могу пройти дальше стойки регистрации не будучи одетым в и не имея «официального дела». Человек за стойкой не отличался терпением и сказал, что, может быть, я получу какую-нибудь информацию, если схожу в музей Банка Англии за углом. В общем, я удалился и пошел в музей, кстати, довольно приятный. Я объяснил куратору ситуацию и сообщил, что мне интересно узнать, что именно могут означать слова (на банкноте). Очевидно, это не было обещанием заплатить мне пять фунтов — в Банке Англии мне даже не дали пройти дальше двери! Куратор удалилась в заднюю комнату и в конце концов принесла старую ксерокопию (одному только Богу ведомо, откуда она ее взяла), которая пытается объяснить смысл и эволюцию слов «Я обещаю заплатить по требованию держателя сего». Я взял листки домой и попытался в них разобраться. Оказывается, Банк теперь утверждает, что эти слова только означают, и всегда означали, что он обязуется заменить старые, вышедшие из обращения фунтовые купюры новыми, имеющими хождение. Ясно. Так вот что означает: «Я обещаю заплатить по требованию держателя сего сумму в 5 фунтов».
Эксперимент показывает, что государство может заплатить свой «долг» держателю денег только в виде государственных денег. Иными словами, долг может быть оплачен таким же долгом. Эта странная логика напоминает мысль Лакана, которую мы находим у Жижека: «Лакановское определение любви (“Любить — значит давать то, чего не имеешь…») должно быть дополнено: «тому, кто этого не хочет”». Когда государство выпускает деньги, оно выдает обещание дать в результате что-то взамен этих денег, что- то, чего оно не имеет. К счастью, получатель не хочет этой вещи, которая якобы олицетворяется деньгами. Большинство использующих деньги (за исключением Кинселлы) счастливы получить деньги без того, чтобы государство выполняло свое обещание. Государство выпускает деньги как форму кредита, хотя, кроме еще бóльших денег, этот кредит ничем не обеспечен. […]
Мы не можем как следует объяснить прибавочную стоимость денежной символизации. Невозможность обозначить открывает пространство для фантазии, которая говорит, что деньги воплощают особый род стоимости за пределами сферы «обыкновенной» стоимости, обнаруживаемой у «обыкновенных» товаров. Стоимость денег возвышенна. Тот факт, что деньги функционируют в качестве всеобщего эквивалента в обмене полезных товаров, несмотря на то что сами они являются совершенно бесполезными, только добавляет деньгам загадочной притягательности.
Государственный спрос на фидуциарные деньги для оплаты налогов, штрафов и так далее можно понимать в качестве изначального двигателя всеобщего желания денег. Изначально никто не желает денег самих по себе. Достаточно того, что государство объявляет о своем «желании» денег в виде налогов и принуждает своих граждан удовлетворять эту навязанную им обязанность. Однако, когда такое денежное устройство уже сложилось, оно быстро начинает продвигать само себя в качестве системы. Даже если индивидуальные пользователи денег могут не верить в то, что деньги как таковые представляют какую бы то ни было ценность, они все равно постоянно сталкиваются с рынком, где с деньгами постоянно обходятся так, словно они представляют ценность. Тому, кто пользуется деньгами, необязательно в них верить до тех пор, пока он верит, что есть другие люди, которые верят и которые будут принимать деньги в обмен на товары или в качестве уплаты долга. Индивидуальному пользователю денег не нужно верить в деньги, пока он ведет себя так, словно он верит. Иными словами, деньгам все равно — верят ли в них люди. Возможно, это скорее деньги верят в людей, чем наоборот. […]
У Кейнса мы находим такое метафорическое замечание:
Деньги являются мерой стоимости, но воспринимать их так, будто они сами по себе обладают стоимостью, есть пережиток представления, что стоимость денег регулируется стоимостью материала, из которого они сделаны, — это все равно что путать театральный билет с самой постановкой.
Возможно, эта метафора обманчиво неточна. Фидуциарные деньги не функционируют как театральный билет, поскольку государство не дает спектакля, на который дал бы пройти билет. Продолжая тему театра, можно привести и другую подходящую метафору: воспринимать деньги так, будто они сами по себе имеют стоимость (очевидной целью высмеивания Кейнса здесь является товарная теория), — все равно что путать театральную постановку с реальным событием. Однако такое замешательство является неотъемлемой частью театра. Без него театра не было бы. Хотя зрители прекрасно знают, что происходящее на сцене — просто игра, тем не менее они все равно эмоционально вовлекаются в события, словно те происходят по правде. То же применимо и к функционированию денег. Хотя мы можем прекрасно знать, что сами деньги не обладают стоимостью, тем не менее мы все равно обходимся с ними так, словно у них есть стоимость. […]