Что такое демпферный механизм
Что такое демпфер. Объясняем простыми словами
Представьте, что вы производите уникальный и нужный всем продукт. Вы можете, как и аналогичные производители, поднять цену так, как вам будет выгодно. Но правительство вам говорит: «Нет, так не пойдёт. Давайте вы не будете поднимать цены, а мы вам за это заплатим?»
Примерно так работает в России демпфирующий механизм в нефтеперерабатывающей отрасли. Он сдерживает цены на бензин на российском рынке. В 2019 году правительство и нефтяники договорились: если за рубежом цены на бензин высокие, то из российского бюджета нефтяникам компенсируют сумму, которую они теряют, не поднимая цен в России.
А если цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то тогда наоборот: нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет.
Пример употребления на «Секрете»
«Благодаря работе демпфера наблюдающаяся волатильность оптовых цен на топливо не приведёт к опережающему росту розничных цен на АЗС и сохранит его в пределах инфляции».
(Замглавы Минэнерго Павел Сорокин — о ситуации на топливном рынке.)
Мнение
Российская экономика нуждается в демпфере на бензин, потому что снижения цен в этом секторе вообще не предполагается — так устроено налоговое законодательство, объясняет Forbes. Как в анекдоте, где глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывает президенту Владимиру Путину: «Цены на нефть падают, Владимир Владимирович. Но есть и хорошие новости — цены на бензин удалось удержать».
Критика
У демпферного механизма есть серьёзный недостаток. По сути, россияне оплачивают поступления в бюджет, но не получают от ситуации на внешнем рынке совсем никакой выгоды. Отменить его быстро нельзя. Более того, при отмене демпфера велика опасность, что деньги могут не конвертироваться в снижение цен на заправках и «застрять» внутри нефтяных компаний.
В 2021 году в России заговорили не только о топливном демпфере, но и о зерновом. Он призван защитить россиян от подорожания цен на хлеб и будет работать аналогично нефтяному.
Бюджет впервые заработал на механизме сдерживания цен на бензин и дизель
Российские нефтяные компании в марте впервые осуществили выплаты в бюджет в соответствии с демпферным механизмом, свидетельствуют опубликованные данные Минфина.
Демпферный механизм, действующий с 2019 года, призван удерживать цены на моторное топливо (бензин, дизельное топливо) внутри России на стабильном уровне. Упрощенно он действует так:
Нефтяники уже выплатили в бюджет примерно 10,5 млрд руб. в рамках демпферного механизма за бензин в феврале 2019 года, но одновременно получили выплаты из бюджета за дизельное топливо: в сумме получилось 0,7 млрд руб. в пользу нефтяных компаний. Минфин учитывает общие поступления (выплаты) от демпфера по бензину и дизелю.
Демпфер сокращает траты резервов
Благодаря демпферу российский бюджет сможет частично компенсировать выпадающие доходы от снижения экспортных пошлин на нефть и газ, а также налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении углеводородов. Это позволит уменьшить расходование резервных средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие этих выпадающих доходов.
В марте нефтяные компании поднимали вопрос об огромных ожидаемых выплатах по демпферу в 2020 году из-за низких цен на нефть и предлагали изменить формулу расчета, сказал РБК федеральный чиновник. По его словам, им объяснили, что формулу, конечно, поменять можно, но в этом случае правительство просто поднимет на ту же сумму НДПИ — «бюджету в трудные времена надо помогать».
РБК направил запросы в «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, а также в пресс-службу Минфина.
В марте нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились в годовом выражении:
В марте 2020 года (к январю) сильнее всего по сравнению с другими углеводородами снизились доходы бюджета от добычи и экспорта природного газа — более чем на треть (до 72 млрд руб.), показывает статистика Минфина. Экспорт газа в январе–феврале сократился в стоимостном выражении примерно на 51% год к году, в физическом объеме — на 25%, следует из данных ФТС (.xlsx). Это произошло на фоне теплой зимы в Европе и увеличенных закупок газа в конце 2019 года, сделанных еще до того, как «Газпром» договорился о продлении контракта на транзит газа через Украину.
Сколько резервов потратят в этом году
По действующему в России бюджетному правилу, если цена нефти опускается ниже базовой отметки ($42,4 в 2020 году), недополученные нефтегазовые доходы бюджета финансируются за счет средств ФНБ. Для этого Минфин продает валюту на открытом рынке. В предыдущие три года Минфин покупал валюту для пополнения ФНБ за счет сверхдоходов от нефти и газа.
В 2020 году расходование средств ФНБ для покрытия дефицита нефтегазовых доходов составит от 1 трлн до 1,7 трлн руб., прогнозируют экономисты. По оценке Deutsche Bank, из ФНБ будет профинансировано около 1,5 трлн руб. При этом на 1 апреля ликвидные резервы ФНБ, доступные для компенсации недополученных нефтегазовых доходов, составляли в рублевом эквиваленте чуть более 11 трлн руб.
Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х
Почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными котировками. Если вкратце, то таковы особенности налогового регулирования отрасли, они не предполагают снижения цен на бензин — только умеренный рост. С 2019 года в России заработал так называемый демпферный механизм. Его суть в том, что он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Так, если за рубежом цены на бензин высокие, бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина.
Зачем понадобился демпфер. Весной 2018 года на фоне роста нефтяных котировок в России резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. Правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. В результате совещаний нефтяников с правительством возникло джентльменское соглашение — нефтяники не будут повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, компании подтверждали такую договоренность. Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году, тогда и заработал демпферный механизм. Фактически он стал платой за это соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета, если цены на мировых рынках выше внутренних. Но в текущей ситуации демпферный механизм начинает работать против нефтяников.
Как сейчас работает демпферный механизм. Расчетная цена на тонну бензина в 2020 году составляет 53 600 рублей. Для подсчета демпфера она сравнивается с расчетной экспортной альтернативой — нетбэком. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Если разница между нетбэком и расчетной ценой положительная, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.
В январе 2020 года величина экспортной альтернативы составила 53 773 рубля — разница 173 рубля, компании получали по 117,6 рубля из бюджета за тонну бензина, объясняет старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. В апреле же величина экспортной альтернативы упала, по подсчетам Кокина, примерно до 27 400 рублей — компаниям предстоит заплатить в бюджет порядка 17 800 за тонну.
Таким образом, у нефтяников нет стимула снижать цены на бензин, наоборот — сохранение цен позволяет им за счет конечного потребителя делать бюджетные выплаты.
Почему дешевеет бензин на бирже. Оптовые цены просели из-за дисбаланса спроса и предложения. Из-за ограничений на передвижение россиян, связанных с пандемией коронавируса, спрос на топливо упал почти в два раза. Планы компаний по биржевым продажам существенно превышали потребности покупателей, говорит Максим Назаров. Сейчас компании сократили планы по суточным продажам топлива в два раза — с 12 600 тонн в апреле до 6 400 тонн в мае. Двадцатого апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составила 35 770 рублей за тонну, а издержки компаний (акциз плюс выплаты по демпферу) — 38 070 рублей за тонну, приводил подсчеты экспертов «Аналитика товарных рынков» РБК. Оптовые цены сделали производства бензина нерентабельным, говорит Назаров, и сейчас компании говорят, что продолжают продавать бензин из соображений социальной ответственности.
Кому нефтяники продают бензин. В 2019 году порядка 9% произведенного бензина уходило за рубеж, на внутреннем рынке реализовывалось свыше 90%, говорит Максим Назаров. Что касается внутреннего спроса, то, согласно требования ФАС, компании должны продавать не менее 10% на товарной бирже (этот показатель до 30 июня снижен до 5%), который покупают независимые АЗС. В 2019 году на бирже продавалось около 20% от всего производимого в стране бензина, еще 20% уходило нефтебазам и 60% — аффилированным АЗС.
Получается, что независимые заправки, удерживая розничные цены, должны получать хорошую маржу? Сейчас на заправках средняя цена составляет 42-43 рубля за литр, оптовая — 29,5 рубля, если вычесть издержки в районе 7,5 рублей за литр, то заправкам остается по 5,5 рублей с литра, подсчитал Максим Назаров. Текущая маржа почти вдвое больше той, что АЗС получали до кризиса. Могут ли заправки поделиться частью этой маржи с потребителем, снизив цены? Увы, нет. Если до кризиса среднестатистическая заправка прогоняла около 10 000 литров бензина, то сейчас этот объем снизился до 5000 литров, соответственно снизился и денежный поток, говорит Назаров. Расходы же остаются прежними — никто не отменял аренду, плату за электричество, охрану и выплаты зарплат сотрудникам. К тому же заправки в целом не любят снижать цены во время флуктуаций на рынке, так как ФАС очень строго следит за повышением цен, и при стабилизации ситуации у АЗС может появиться дополнительная головная боль, добавляет Назаров.
Стоит ли отменять демпфер. Механизм демпфера изначально не был настроен под действие при таких низких ценах на нефть, говорит главный экономист «ФК Открытие» Максим Петроневич. Но сейчас государство находится куда в более худших условиях, чем нефтяники, считает он. Если нефтяники могут позволить себе снижение расходов, то государству, наоборот, надо наращивать сейчас этот показатель — финансировать и нацпроекты, и антикризисные меры. Тем временем нефтегазовые доходы бюджета резко снижаются, ненефтегазовые налоговые поступления — тоже.
С одной стороны, в сложившихся условиях демпфер действительно неудобен нефтепроизводителям, с другой – сейчас в неудобной ситуации оказались все участники рынка: население, бизнес и государство, говорит Петроневич. А консенсуса о том, как именно будут профинансированы расходы государства, пока что нет. Один из путей финансирования дефицита бюджета без масштабного использования средств Фонда национального благосостояния — выпуск ОФЗ на 3-4 трлн рублей. Но очевидно, что в текущих условиях занимать будет все труднее, поэтому государству важны любые доходы, в том числе и от нефтяников за бензин. Поэтому, с высокой вероятностью, существенных уступок от правительства в вопросе перечислений от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок ждать не стоит, резюмирует Петроневич.
Проблема, что в нынешнем сценарии потребитель по сути оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды. Но правительство не может в срочном порядке отменить демпфер — на поправку к налоговому кодексу уйдет минимум полгода, полагает старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. К тому же даже если демпфер и будет снижен, не факт, что эти деньги дойдут до конечного потребителя и конвертируются в снижении цен на заправках — они вполне могут «застрять» где-то в структуре нефтяной компании, опасается Максим Назаров. Тогда вопрос – зачем это делать.
По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, если правительство вводит какие-то налоги, то они должны работать системно и иметь постоянную формулу на протяжении длительного времени. Постоянно менять правила игры нельзя. Но в текущей ситуации конечный потребитель сильно проигрывает от демпфера, а значит снижается конкурентоспособность для таких отраслей, как, например, сельское хозяйство. Раньше у России было преимущество, связанное с низкой стоимостью топлива, сейчас оно ушло, говорит Полищук.
Чиновники и сами не демонстрируют готовности менять сложившееся регулирование. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что нефтяники не обращаются к министерству с просьбами пересмотреть правила демпфера. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам», — сказал Силуанов. Новак также говорил в начале марта, что никаких изменений в инструмент вносить не планируется. А замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпфер очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.
Экономист рассказал, как работает демпферный механизм в России
В ходе совещания под руководством вице-премьеров Александра Новака и Дмитрия Григоренко было принято решение привести индексацию заложенных цен на нефтепродукты в соответствие с уровнем фактического роста в рознице. Об этом 11 марта сообщило издание EVO-RUS.
Налоговое регулирование отрасли не предполагает снижения цен на бензин, только умеренный рост. Артем Голубев, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук, рассказал ФАН о работе демпферного механизма и объяснил, как государство может регулировать цены на топливо.
«Демпферный механизм действует в России с 2019 года. Он нацелен на сдерживание внутри страны роста цен на моторное топливо. Его суть состоит в следующем: если экспортные цены на нефть высокие, то государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизельное топливо внутри страны», — поясняет экономист.
По данным Forbes весной 2018 в России резко возросли цены на бензин и дизельное топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. Таким образом, демпферный механизм стал платой за соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета.
«На протяжении двух десятков лет мы наблюдаем одну и ту же картину, когда цены на нефть растут, растут цены и на моторное топливо — вроде вполне объяснимые рыночные условия. Когда же цены на нефть падают, цены на моторное топливо на розничном рынке не снижаются, поскольку основные игроки на топливном рынке компенсируют выпадающие доходы от снижения цен на нефть выгодной ценой топлива на внутреннем рынке», — поделился своими наблюдениями эксперт.
Начиная с марта 2020 года нефтяники понесли значительные потери в связи с сокращением экспортных доходов от низких цен на нефть, обратил внимание Артем Голубев. Проблема в том, отметил он, что в нынешнем сценарии потребитель оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды.
«Суть корректировки демпфера со стороны правительства пока не ясна, однако любые попытки искусственного сдерживания роста цен дают лишь краткосрочный положительный эффект. В результате расширение конкуренции через создание благоприятных условий со стороны государства и регулирования акцизов не только в пользу постоянного их роста позволило бы рыночными методами сдерживать рост цен на моторное топливо более эффективно», — заключил Артем Голубев.
Ранее аналитики ФБА «Экономика сегодня» рассказали, чем грозит резкий рост цен на нефть. Рубль пытается укрепиться, но опасения новых санкций не дают ему это сделать в полной мере, уверены эксперты.
Демпфирующий механизм: в России цена бензина не зависит от стоимости нефти
На совещании правительства РФ, которое 28 января 2021 года проводил вице-премьер Александр Новак, присутствовали представители Минфина, Минэнерго, ФАС и нефтяных компаний страны.
Нефтяники безуспешно попытались договориться с властями об экономическом стимулировании выпуска бензина и других видов топлива, чтобы заинтересовать игроков рынка в росте объёмов производства.
Министерство финансов отказалось пересмотреть размеры демпфирующих выплат, посоветовав нефтяным компаниям вместо этого активнее работать с нефтеперерабатывающими заводами.
Как работает демпфер
Принцип работы демпфирующего механизма основан на том, что существует разница между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива. При этом она может быть как положительной, так и отрицательной. Когда разница положительна, экспортировать нефтепродукты выгоднее, чем продавать их внутри страны, а если отрицательная, то наоборот.
В России используют демпфер, чтобы не допускать резких колебаний цен на бензин и другое топливо. Когда мировые цены выше внутренних, государство компенсирует часть потерь нефтяной отрасли. Если цены ниже, нефтяные компании платят часть разницы в ценах в госбюджет.
Нефть, бензин и кризисы
Когда весной прошлого года разразился кризис, а цены на нефть резко рухнули, простые автомобилисты были почти уверены, что бензин и дизтопливо станет гораздо дешевле, но этого, к их глубокому сожалению, не произошло. В это время в европейских странах топливо тут же стало дешеветь.
Но обычные российские автолюбители не знали, что, в отличие от европейских стран, розничная цена бензина в России никак не зависит от нефтяных котировок. Впрочем, на наших отечественных заправках в определённый момент цены также снизились, но падение не превышало 5%.
Вообще, из-за особенностей ценообразования и налогообложения в России удешевление горючего на опте и в рознице не предусмотрено. Теоретически цены на топливо у нас могут лишь медленно расти.
Бывает и так, что падение цен на нефть сопровождается заметным удорожанием бензина и дизтоплива. К примеру, так случилось в 2014 году, когда падение цены на нефть марки Urals составило около 30%, а бензин на заправках поднялся в цене в среднем на 10%. Эксперты комментировали «РБК», что тот феномен был связан с ослаблением российской национальной валюты.
Нефтяники требуют откорректировать демпфирующий механизм
С начала 2021 года после серьёзного прошлогоднего обвала цены на нефть потихоньку начали восстанавливаться. Это привело к повышению привлекательности экспорта.
Чтобы избежать роста оптовых цен на топливо на внутреннем рынке, нефтяные компании предложили скорректировать механизм демпфирования. Главной претензией нефтяников к существующей системе является то, что индикативная внутренняя цена абсолютно оторвана от реальной рыночной ситуации.
Если бы правительство согласилось снизить размер индексации по предложению представителей нефтяного бизнеса, бюджет получил бы в этом году на 70 млрд рублей меньше. Они мотивируют свою просьбу тем, что существующий демпферный механизм делает невыгодной загрузку сырьём отечественных НПЗ.
Несмотря на это, Минэнерго РФ рекомендует увеличить объёмы переработки сырой нефти, чтобы довести запас бензина и дизтоплива до 1,6-1,7 млн т. Компании вроде бы согласились последовать рекомендациям министерства.
Следует отметить, что наиболее сложная обстановка сложилась с автомобильным бензином, оптовая цена которого внутри страны значительно ниже экспортной. Если она вырастет, в непростой ситуации окажутся АЗС, которые связаны ограничениями и поднять цены не могут.
Это означает, что демпферный механизм нуждается в корректировке. То есть, если рыночная ситуация в ближайшее время не изменится, правительству всё же придется пойти навстречу нефтяным компаниям.
Новак: Стоимость бензина не зависит от мировых цен на нефть
Глава Минэнерго Александр Новак считает демпфер действенным инструментом регулирования энергетического рынка России, о чём сам высказывался неоднократно.
«Правительством был создан очень эффективный инструмент в середине 2018 года, который эффективно работает уже 1,5 года. Цены у нас в основном стабильны и не превышают уровень инфляции», — говорил он в эфире телеканала «Россия 24» весной 2020 года.
А в начале 2021-ого он опять подтвердил свою позицию по этому вопросу, выступая на Гайдаровском форуме в дискуссии «Будущее энергетики», где описал собравшимся принцип действия демпфирующего механизма и его эффективность.
«В 2020 году цены на нефть очень сильно колебались от 20 до 50 долларов за баррель, а на заправках бензин АИ92 вырос только на 2%. Для сглаживания эффекта колебаний цен на мировом рынке на розничные цены эффективно действует демпфирующий механизм. В результате его действия в 2021 году темп роста цен на нефтепродукты в рознице также сохранится в пределах инфляции», — заявил вице-премьер.
По данным Росстата, в 2020 году рост инфляции составил 4,9%, то есть инфляция в России в прошлом году росла значительно быстрее, чем цены на бензин. И хотя в высших эшелонах власти утверждают, что всё под контролем, отмечается рост оптовых и розничных цен на топливо.
Или всё-таки зависит?
По данным издания Finanz, опубликованным 28 января 2021 года, в России отмечается дефицит бензина, а цена на него достигла наивысшей отметки за последние 2 года. Значительный рост отмечен в промежутке между 20-ыми числами декабря и серединой января, составив 20-22%. Чтобы притормозить его, было решено сократить экспорт нефти.
Поэтому в феврале в европейские страны через западные российские порты отгрузят на 20% меньше нефти, чем в январе. В частности, через порты Усть-Луга, Приморск и Новороссийск в январе отправили около 6 млн т, то на февраль запланирована отгрузка лишь 4,3 млн т.
Источники издания Bloomberg утверждают, что нефтяные компании России принесли в жертву выручку от экспорта ради того, чтобы насытить внутренний рынок и преодолеть дефицит сырья для НПЗ.
Это особенно неприятно, так как чиновникам из высшего эшелона и так трудно объяснять, почему дорожают продукты, а тут ещё и бензин, подорожание которого, кстати, повышает себестоимость практически любых групп товаров. Правда, в Минфине успокаивают, что увеличение оптовых цен на горючее будет сглажено за счёт действия демпфирующего механизма.