Что такое деэссер в музыке
Динамическая обработка звука. Деэссер (Deesser). Часть 1.
Что делать если при записи у вокалиста проблемы с шипящими звуками и даже при изменении расположения микрофона или его смене ситуация не меняется? А если имеется уже готовая запись для сведения и перезаписать избыточное шипение вокалиста нет возможности? Вот здесь нас и спасёт особый компрессор — Деэссер (Deesser).
Почему же это устройство относится к компрессорам?
Дело в том, что Deesser — это динамический прибор. Он реагирует на сигнал (сжимает его) только тогда, когда его шипящий уровень превышает порог срабатывания (Threshold) в выбранной полосе частот. Во всех устройствах (плагинах) можно настроить диапазон в котором будет работать устройство. Обычно диапазон где находится шипение — от 2 до 10 Hz.
Вот несколько примеров Деэссеров:
Основные параметры:
Threshold (порог срабатывания) — уровень выше которого будет происходить подавление шипящих звуков. Чем ниже порог, тем тише они будут. Но не переусердствуйте, иначе они будут очень приглушены и звучать неестественно.
Режимы Split и Wide. Как видите, эти режимы в одном из деэссеров находятся в меню Mode, в другом Audio или написаны оба (в деэссере FabFilter DS). Режим Split разделяет звук на низкие и высокие частоты (это хорошо видно в Renaissance DeEsser), и работает только с высокочастотными звуками. Режим Wide (широкополосный) применяет ослабление ко всем частотам.
Freg — устанавливает частоту фильтрации сигнала. Или даже как в FabFilter DS пределы от и до.
SideСhain — переключает между двумя режимами. HighPass (пропускающий высокие) и BandPass (полосовой). Первый позволяет смотреть компрессору на все частоты выше установленного значения, а второй — только на узкую полосу вокруг выбранного значения Freg.
Attn. — отображает мгновенное подавление громкости применяемое к звуковому сигналу (в dB).
Range — чувствительность компрессора. Когда слишком большая энергия выше порог срабатывания, то лучше устанавливать бóльшие значения и наоборот.
Monitor — позволяет отдельно прослушивать сигнал Side Chain (боковой цепи), где происходит подавление шипящих звуков.
Чтобы лучше понять и разобраться с понятиями Split и Wide, Side Chain рассмотрим какие существуют способы реализации снижения высокочастотного шипения в сигнале.
Но об этом мы поговорим в следующей статье.
Подписывайтесь на новости New Style Sound и познавайте тонкости обработки звука.
Как это работает:
динамические эффекты
Вступление
В предыдущих статьях мы рассмотрели три основных инструмента, используемых в звукозаписи. Однако арсенал звукорежиссера не ограничивается только эквалайзером, ревербератором и компрессором, поэтому в этой и следующих статьях мы пробежимся по всем остальным эффектам. А начнем, пожалуй, с инструментов для динамической обработки.
Как следует из названия, динамическая обработка преобразует амплитуду сигнала. Из рассмотренных ранее инструментов к классу динамической обработки можно отнести эквалайзер и компрессор. Дабы плавно перейти от уже известного материала к новому, начнем статью с лимитера:
Лимитер (Limiter)
Лимитер (англ. Limiter — ограничитель)- ограничитель динамического диапазона. В большинстве случаев используется для предотвращения перегрузки (клиппинга) и подавления кратковременных всплесков уровня (пиков), при выравнивании динамики сигнала.
На картинке снизу очень наглядно показан результат работы лимитера:
На третьей диаграмме показана так называемая «кирпичная стена» (Brick wall). Это результат лимитирования, которое имеет очень высокий показатель соотношения, и очень быстрое время атаки. В идеале это гарантирует, что звуковой сигнал не сможет превысить установленный порог амплитуды. Соотношение от 20:1 вплоть до ∞:1, считается «кирпичной стеной». Получаемый результат звучит очень резко, жёстко и неприятно, поэтому такой вид лимитирования чаще всего используется для предохранения от перегрузок при живом выступлении и теле/радио вещании.
Лимитер с функцией soft-knee (мягкое колено) также называют софтклиппером. Благодаря возможности регулирования мягкости колена у софтклиппера есть возможность изменения плавности перехода к клиппированному сигналу, что делает клиппирование не таким заметным, и позволяет избавиться от резких углов в фонограмме, которые могут проявиться как щелчки.
Лимитер — инструмент весьма грубый, и при студийной записи его лучше не использовать совсем, удел лимитера — живые выступления.
Максимайзер (Maximizer)
Максимайзер (англ. Maximizer — максимизатор) — это прибор динамической обработки, повышающий уровень звукового сигнала при мастеринге. Задача максимайзера — максимально повысить уровень сигнала, но не допустить клиппинга. По принципу работы максимайзер очень схож с работой лимитера, также устанавливается самым последним в цепи обработки, но отличается от него более индивидуальными алгоритмами работы и нацелен на увеличение громкости с минимальным количеством искажений.
Главная цель максимайзера — сделать амплитудную огибающую плавной, без разрывов и изломов, поэтому в максимайзерах используется функция look-ahead (взгляд в будущее). Реализуется она с помощью небольшой задержки выходного сигнала относительно входного. Поскольку максимайзеры обычно применяются в процессе мастеринга последними в цепи устройств, это не создаёт проблем. Чаще всего задержки, вносимые максимайзерами, невелики, до 10 мс, но бывают и исключения.
Подавляющее большинство максимайзеров — цифровые приборы. В аналоге практически невозможно сделать «заглядывание вперед», и поэтому аналоговые пиковые лимитеры используют либо мгновенное время атаки (что приводит к изломам амплитудной огибающей), либо пропускают некоторую перегрузку, вызывая клиппирование.
Результат работы максимайзера на картинке. Громкая музыка чаще всего кажется «красивее» и «качественнее», чем тихая, и больше привлекает внимание. Поэтому большинство продюсеров всеми силами стремятся повысить уровень фонограммы при мастеринге, ведь от этого может зависеть ее коммерческий успех. Вторая причина повышения громкости — желание наиболее полно использовать динамический диапазон носителя аудиозаписи. Также важно максимально использовать динамический диапазон воспроизводящего устройства, чтобы запись не тонула в шумах.
Гейт(Gate)
Гейт (англ. gate — ворота) — устройство или плагин динамической обработки, который используется для контроля уровня звукового сигнала. Гейт пропускает или глушит сигнал в зависимости от установленного порогового значения. Очень часто используется для подавления шума в паузах.
Проще говоря, гейт пропускает сигнал только тогда, когда его уровень выше установленного порога (гейт «открыт»). Если сигнал ниже порогового значения, гейт его не пропустит, или значительно ослабит (гейт «закрыт»). Гейт настраивается так, что уровень «полезного сигнала» выше уровня «шума», поэтому, когда нет «полезного сигнала» (выше порога), гейт закрыт.
Классический гейт с минимумом настроек посылает сигнал на компаратор, который сравнивает его с порогом (Threshold) и подает открывающий сигнал на блок управления громкостью, если сигнал выше порога. В результате гейт не пропускает весь лишний шум, идущий в паузах между полезным сигналом.
Передаточная характеристика гейта представлена на картинке. В настоящее время существуют более продвинутые гейты с несколько иным устройством. Чаще всего перед компаратором стоит фильтр, который позволяет контролировать процесс отдельной полосой частот спектра. Для более плавного включения/выключения и более точного контроля, в схеме присутствуют огибающие (attack/hold/release). Также вместо полного закрытия гейта можно указать, на сколько децибел уменьшится уровень сигнала, если компаратор подаёт закрывающий сигнал. На вход компаратора и самого гейта можно подавать разные сигналы, чтобы управлять одним каналом с помощью другого (сайдчейн).
В некоторых гейтах реализован так называемый «гистерезис». Такие гейты имеют два пороговых значения, одно для открытия гейта, а другое устанавливается на несколько децибел ниже, для закрытия гейта. Это значит, что после того, как уровень сигнала упал ниже порога закрытия, то для того чтобы гейт открылся, сигналу необходимо будет подняться до порога открытия, который на несколько децибел выше, так что сигнал, который колеблется и постоянно пересекает порог, не открывает гейт. Сложновато выразился, надеюсь, картинка поможет разобраться с этой функцией:
Экспандер (Expander)
Экспандер (англ. expander — расширитель) — устройство, расширяющие динамический диапазон сигнала.
По принципу устройства экспандер полностью аналогичен компрессору, однако два этих инструмента преследуют противоположные цели.
Существует три типа экспандера: 1. Повышающий — увеличивает уровень сигнала, превышающего пороговое значение. Первый тип экспандера по принципу работы и устройству идентичен компрессору, соотношение (ratio) которого меньше единицы. Зачастую эти два прибора объединены с помощью расширенной шкалы соотношения. При превышении порога, как и в компрессоре, сигнал будет сжат в соотношении меньшем единицы (к примеру, 0.5:1), то есть, если сигнал превысил пороговое значение на 5 дБ, то его уровень будет 10 дБ (5/0.5 = 10). 2. Понижающий — уменьшает уровень сигнала, находящийся ниже порога. Данный тип также подобен компрессору, но работающему в обратную сторону. Компрессор сжимает уровень сигнала когда тот превышает пороговое значение, а экспандер сжимает сигнал тогда, когда он опускается ниже порогового значения. Если такому экспандеру задать крайние значения соотношения (60:1), то он сможет работать как гейт. 3. Компандер — компрессор-экспандер, по сути, это два прибора в одном, работающие на уменьшение уровня сигнала и выше, и ниже порогов срабатывания.
Деэссер (Deesser)
Деэссер (англ. Deesser) — устройство, предназначенное для уменьшения или устранения избыточно шипящих звуков в записи человеческого голоса. Избыток шипения может быть вызван компрессией, выбранным микрофоном или техникой, или даже просто губами вокалиста. Чаще всего избыточное шипение появляется при произношении таких звуков как «С», «Ч», «Щ». В отличие от эквалайзера, деэссер меняет уровень частот динамически, а не статически.
Деэссер может быть реализован следующими способами:
Сайдчейн-компрессия или широкополосный деэссер: сигнал подаётся по боковой цепи компрессора, отфильтрованный так, чтобы оставить только шипящие частоты. В результате компрессор сжимает сигнал только при наличии высокого уровня шипения. Этот метод сжимает весь диапазон частот, поэтому в деэссерах данного типа параметры атаки и восстановления чрезвычайно важны, к тому же параметр порога не может быть установлен очень низко, как в других видах деэссеров, так как возможно появление очевидных артефактов.
Компрессия разделённых полос: здесь сигнал разделяется на два частотных диапазона, первая часть диапазона содержит только чрезмерно шипящие частоты, а вторая часть все остальные. Сигнал, содержащий шипящие частоты посылается на компрессор, а другой частотный диапазон не обрабатывается. После прохождения обработки, два частотных диапазона смешиваются обратно в один сигнал. Исходный сигнал может быть разделён на высокие (шипящие) и низкие частоты, или разделён таким образом, что частоты выше и ниже шипения не будут затронуты. Этот метод похож на многополосную компрессию.
С динамическими эффектами разобрались, в следующий раз поговорим о частотной коррекции. До встречи.
Как использовать деэссер, чтобы ваш вокал звучал профессионально
Вы весь день записывали вокал для своей последней песни. Часы работы над процессом, тщательный отбор идеальных дублей… Но когда вы нажимаете кнопку воспроизведения, что-то звучит не так.
Каждый раз, когда вы поете слово с буквой «с» или «т», звук снимает эмаль с ваших зубов. Сибилянты в вашем вокальном треке СЛИШКОМ слишком громкие.
Как решить эту проблему?
Вот для чего нужен де-эссер. При правильном использовании он может быстро и легко укротить непослушное шипение в ваших вокальных композициях. И результат? Вокал, который звучит ровнее и профессиональнее.
В этой статье вы узнаете все, что вам нужно знать о деэссинге, в том числе…
— Простой, трехэтапный процесс, который вы можете легко применить для деэссинга любого вокала, как профессионал.
— Как избежать самых серьезных ошибок, которые помогут подойти к процессу с большим пониманием и уверенностью.
— Как настроить продвинутые элементы управления на вашем де-эссере, чтобы вы могли быстро добавить блеска и полировки своему вокалу
— Как настроить продвинутые элементы управления на вашем де-эссере, чтобы вы могли быстро добавить блеска и полировки своему вокалу
В следующем разделе вы откроете для себя простой трехэтапный процесс, который вы можете применить для быстрого и легкого дэ-эссинга любого вокала.
Шаг № 1: вставьте де-эссер на вокальную дорожку
Чтобы использовать деэссер, вы должны сначала добавить его к треку
Самый большой вопрос, который здесь задают: когда мне поместить деэссер в цепочку плагинов? Стоит ли добавлять перед компрессором и эквалайзером или после?
Вот почему размещение деэссера в конце цепочки работает лучше всего…
Допустим, вы настроили де-эссер, а позже решили усилить верхние частоты на вашем вокальном эквалайзере. Когда вы добавляете верхнюю границу, сибилянты в вокале тоже становятся громче. Но, если ваш де-эссер расположен после эквалайзера, он «услышит» это усиленное шипение и автоматически отреагирует, выключив его. Это означает, что вам не придется возвращаться и настраивать де-эссер вручную, чтобы снова решить проблему.
Если деэссер находится перед эквалайзером, он не сможет компенсировать это повышение сибилянтов. Это означает, что шипение снова станет слишком громким, и вам придется вернуться и настроить де-эссер, чтобы устранить проблему.
Помещая де-эссер в конец цепочки плагинов, вы упрощаете свою работу, сводя к минимуму ненужную настройку вперед-назад.
Дэ-эссинг группы вокальных треков.
Когда вы де-эссируете группу вокальных треков (например, группу бэк-вокала или ведущий вокал с несколькими дублями), лучше не применять один де-эссер к группе треков. Вместо этого примените отдельный плагин деэссера к каждой отдельной дорожке в группе.
Потому что сибилянты обычно появляются в немного разных местах на каждой вокальной дорожке. Если деэссер применяется ко всей группе, он может обработать группу только как единое целое. Каждый раз, когда де-эссер слышит «эсс» на одном из вокальных треков, ВСЕ вокальные треки будут обработаны. Это создаст кучу ненужных провалов громкости в вокальной группе, что будет звучать неестественно.
Применяя отдельный деэссер к каждой вокальной дорожке в группе, плагины могут реагировать независимо и выключать свист и шипение на отдельных дорожках всякий раз, когда они появляется. Хотя это может занять немного больше времени, результаты часто будут звучать более естественно.
Шаг № 2: Настройка фильтра боковой цепи Де-Эссера
Поскольку де-эссера «заботят» только сибилянты, он не «слушает» все частоты вашего вокала. Вместо этого он фильтрует звук и слушает только то место, где наиболее вероятно появление свиста и шипения. Эта фильтрация происходит внутри части деэссера, называемой «фильтром боковой цепи».
Однако большинство де-эссеров не умеют определять, на какую часть вокала им нужно обратить внимание, поскольку сибилянты часто проявляются в разных местах у разных вокалистов.
Вот почему так важно настроить фильтр боковой цепи деэссера. Это поможет направить де-эссер в правильном направлении, сообщив ему, где могут появиться сибилянты. Пропустите этот шаг, и ваш де-эссер может действовать беспорядочно, подавляя кажущиеся случайными части голоса, подавление которых вы не хотите. Однако правильно установите сайд-чейн фильтр и де-эссер отреагирует естественным и музыкальным образом.
Сначала засолируйте сайд-чейн фильтр де-эссера. Процесс варьируется от используемого деэссера. Найдите кнопку под названием «listen» или «audition». При нажатии на нее вокал должен звучать тонко и жестко.
Как только вы это сделаете, подбирайте частоту на деэссере до тех пор, пока не услышите сибилянты громко и ясно, но при этом, чтобы было как можно меньше «хорошего» материала, к которому вы не хотите, чтобы дэ-эссер прикасался.
Приведенные ниже примеры аудио помогут вам «услышать», как должен звучать правильно настроенный фильтр боковой цепи:
Сырой, необработанный вокал (из песни «Heroes of Hope» группы Clean Green Music Machine)
Фильтр боковой цепи установлен слишком широко (обратите внимание, как мы можем слышать много «хороших» частей вокала)
Фильтр боковой цепи настроен идеально (мы слышим много сибилянтов, но не много других вещей)
Шаг № 3: Регулируйте порог и диапазон, пока всё не станет звучать хорошо.
Теперь, когда вы правильно настроили фильтр боковой цепи, отключите его и снова прослушайте всю вокальную дорожку. Дайте ушам отдохнуть несколько секунд, прежде чем двигаться дальше.
Слушая вокал в контексте остальной части вашего микса, регулируйте порог деэссера и регуляторы диапазона до тех пор, пока сибилянты не начнут звучать сбалансировано с остальным вокалом.
Если у вас возникли проблемы с определением того, как должно звучать сбалансированное звучание, просто представьте, что вокалист поет вместе с вами в комнате. Постарайтесь, чтобы его голос звучал естественно, как если бы вы слышали его изо рта без какого-либо усиления.
Я считаю, что лучше всего регулировать порог и диапазон одновременно, поскольку они имеют тенденцию влиять друг на друга. (Обратите внимание, что некоторые деэссеры имеют только контроль порогового значения, тогда как другие дают вам также контроль диапазона. Если у вашего деэссера нет контроля диапазона, просто пропустите раздел ниже, где я говорю о нем.)
Как установить пороговое значение (threshold)
Порог определяет, насколько громким должны быть сибилянты, чтобы де-эссер включился. Установите достаточно низкий уровень, чтобы де-эссер начал реагировать на них. Если порог слишком низкий, де-эссер начнет опускать участки вокала, в которых нет сибилянтов. Если порог слишком высок, де-эссер не будет реагировать на них достаточно или вообще. Ключ в том, чтобы найти золотую середину.
Как установить диапазон
Диапазон определяет, насколько агрессивно де-эссер будет ослаблять сибиляниы. Поворачивайте этот регулятор вверх до тех пор, пока они не будут сбалансированы с остальным вокалом.
Если диапазон установлен слишком высоко, вокалист начнет звучать так, как будто он шепелявит. Если же слишком низко, то шипение и свист будут недостаточно подавлены. Опять же, все дело в поиске золотой середины.
Контекст всего микса является ключевым
Вот почему важно, чтобы вы слушали вокал в контексте с остальными треками в вашем миксе, когда вы настраиваете де-эссер. Это самый простой и лучший способ добиться идеальных настроек для вашей вокальной дорожки.
Выполните три приведенных выше шага, и сибилянты в вашем вокале теперь будут под контролем и зазвучать сбалансировано.
В следующем разделе мы поговорим о некоторых более сложных настройках, которые вы найдете в де-эссере, и о том, как их использовать, чтобы вывести свои вокальные треки на новый уровень.
Копаем дальше: расширенные настройки вашего де-эссера
Трехэтапного процесса, описанного выше, должно быть более чем достаточно для большинства вокальных треков. Но если вы такой же ботаник, как я, и хотите настроить свой де-эссер до совершенства, вам, вероятно, следует знать о дополнительных настройках
Широко полосный (Wide Band) режим против полосо-разделяющего (Split Band).
Некоторые деэссеры предоставят вам выбор между режимами с разделением диапазона и широкополосным. Вот что это значит.
На практике для подавления вокала лучше всего подходит широкополосный режим. Полосо-разделяющий режим может сделать вокальный звук тусклым и неестественным, поскольку верхний предел свистящего звука понижается, а нижний остается.
Режим Split-Band часто бывает полезен для задач, выходящих за рамки де-эссинга вокала. (Да, вы можете использовать де-эссер и для других вещей.) Например, я мог бы добавить де-эссер к треку электрогитары, который звучит слишком «шипучим». В этом случае я просто хочу, чтобы де-эссер укротил высокие частоты, а не убавил всю дорожку. Полосо-разделяющий деэссинг является здесь идеальным решением.
Типы фильтров боковой цепи
Некоторые деэссеры позволят вам изменить тип фильтра, используемого в сайдчейне. Например, в деэссере Waves ниже мы можем выбирать между фильтром высоких частот (high-pass) и полосовым фильтром (band-pass).
Полосовой фильтр часто работает лучше всего при нацеливании на звуки «ш» и «ч», поскольку они находятся ниже в частотном спектре. Фильтр высоких частот обычно лучше всего подходит для звуков «эс» и «т».
Параметр Lookahead
Lookahead велит де-эссеру «смотреть вперед» на несколько миллисекунд во времени и искать сибилянты до того, как оно действительно произойдет. Это помогает де-эссеру быстрее реагировать и выключать шипение в момент его появления.
Вы можете счесть упреждающий режим полезным при редактировании вокала, где слова проносятся очень быстро. Если вы слышите, что начальная часть сибилянта не отключается достаточно быстро, включите этот режим, чтобы решить эту проблему.
Но, откровенно говоря, я не нахожу этот элемент управления настолько полезным.
Что еще нужно учитывать при де-эссинге вокала
Вот еще несколько моментов, о которых стоит упомянуть.
Выбор плагина имеет значение
Я редко говорю людям покупать сторонние плагины. Стандартных плагинов, включенных в вашу DAW, более чем достаточно для создания отличных миксов.
Но я обнаружил, что стандартных деэссеров, включенных в некоторые DAW, серьезно не хватает. В Pro Tools штатные деэссеры (их два) ужасны.
Если вы выполняете описанные выше действия, но не получаете желаемых результатов, возможно, проблема в подключаемом модуле, который вы используете. Попробуйте сторонний де-эссер и посмотрите, не улучшилось ли звучание.
Я предпочитаю FabFilter’s Pro-DS. Если вам интересно, я определенно рекомендую попробовать этот плагин. (Они меня не спонсируют, но я искренне люблю их вещи.)
Иногда два де-эссера работают лучше, чем один
Как я уже упоминал в шаге № 2 выше, есть две области вокала, на которые нужно обратить внимание при деэссинге:
Будьте осторожны с эквалайзером
Многие при микшировании ухудшают сибилянты из-за слишком агрессивной эквализации вокала. Если вы переборщите с эквалайзером, сибилянты часто становятся большой проблемой.
Осторожно эквализуйте свой вокал, и у вас не будет столько выраженных сибилянтов, с которым придется справляться в дальнейшем. Это значительно упростит деэссинг.