Что такое дебютный альбом
Музыкальный альбом
Музыкальный альбом — набор музыкальных композиций, выпущенных вместе, в стандартном формате, доступном для проигрывания на популярных воспроизводящих устройствах.
Выражение «альбомная запись» появилось после того, как несколько грампластинок стали продаваться как одно издание, помещённые в книгу, напоминающую фотоальбом. Позже «альбомом» стали называть долгоиграющие 33⅓ об/мин 12-дюймовые пластинки (см. также LP), так как на них входило столько музыки, сколько раньше содержал целый альбом. Стандартом популярной музыки стало 12-14 песен в альбоме, первоначально авторские отчисления зависели от числа песен.
Сейчас термин «альбом» относится к любой коллекции звуковых записей, таких как компакт-кассета, минидиск, компакт-диск, SACD, DVD-Audio. В музыкальных онлайн-магазинах, таких как iTMS, группа из нескольких записей, выпущенных в одно и то же время, также называется альбомом.
Содержание
Классификация музыкальных альбомов
Классификация по объёму
См. также: сингл. Синглы обычно не относят к альбомам, так как они зачастую состоят только из одной-двух песен.
С увеличением доступности DVD дисков на рынке появились двойные альбомы и бокс-сеты, кроме диска (дисков) с аудиоматериалом на различных носителях (CD-DA, SACD, DVD-Audio) содержащие и DVD-Video диск с видеопрограммой, чаще всего представляющей или концертную версию альбома, или сборник видеоклипов на композиции, входящие в альбом. Такие издания, как правило, ориентированы на аудиофилов и коллекционеров и выходят небольшим тиражом. Ориентация на аудиофилов, кроме того, нередко подчёркивается и высоким качеством звука на DVD-Video диске, для чего на него записывается звук и в многоканальном формате Dolby Digital 5.1 (с использованием сжатия) с высоким битрейтом, и в несжатом PCM 2.0.
Классификация по типам записи и композиций
Прочие типы альбомов
См. также
Древняя музыка • Средневековье • Ренессанс • Барокко • Классицизм • Романтизм • XX век • Современность
ЧТО ДЕЛАЕТ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ ВЫДАЮЩИМСЯ: 4 КЛАССИЧЕСКИХ ПРИМЕРА
Почему некоторые альбомы становятся великими? Из-за отражения ли времени или положения в современном обществе? Из-за хайпа, которые они порождают? Из-за проявлений артистического гения и виртуозности исполнения?
Давайте разберем примеры этих четырех альбомов, и вполне возможно, вы найдете вдохновение для того, чтобы записать выдающийся дебют.
Полный суперхитов, таких как “Say It Ain’t So,” “Buddy Holly,” и “Undone – The Sweater Song,”, одноименный дебютный альбом Weezer (прозванный позже The Blue Album из-за цвета обложки), до сих пор звучит по радио и является одной из жемчужин рока 90-х годов.
Группа, изначально собиравшаяся записывать альбом самостоятельно, в итоге выбрала Рика Оказека, после того, как глава лейбла Дэвид Геффен убедил их поработать с продюсером. Именно он помог им найти свой уникальный звук. И звук этот стал визитной карточкой многих инди и альтернативных групп, которые стали их последователями.
Weezer отличала их честность. Их песни очень легко понять, спеть и все они рассказывают недвусмысленные истории. Дело ли в откровенности, которая связывала их с новыми потенциальными фанатами? Или, может быть, в обилии хитов, находящихся на одном альбоме?
Одно можно сказать точно: на альбоме нет ни одного проходного трека (как и во всех альбомах из нашего списка), и это гораздо более мощная вещь, нежели коллекция хороших синглов или альбом, на скорую руку заполненный не самыми лучшими треками и торопящийся поскорее попасть на полки магазинов.
Led Zeppelin открыли новую эру рок-н-ролла. После их молниеносного дебюта их клоны начали выскакивать тут и там по обе стороны Атлантики. Даже Deep Purple довольно быстро изменили свой звук. В “Paranoid” Black Sabbath мы также можем услышать реакцию на новую моду, заданную LZ. Не говоря уж о стремительно набравших высоту Grand Funk Railroad в Америке.
Пейдж и Джонс были опытными сессионными музыкантами, которые провели годы в студиях, держа руку на пульс переменчивых настроений 60-х годов. Плант и Бэнэм были вундеркиндами из глубинки, еще не успевшими поделиться своими талантами с миром. Вместе они образовали то, что моментально сбросило The Beatles с вершины и изменило музыку навсегда.
Led Zeppelin появились в идеальное время образовавшейся пустоты: The Beatles развалились, The Rolling Stones были “изгнаны” после скандала в Альтамонте, Джимми Хендрикс неожиданно умер…
Надо также понимать, что большие и важные дебюты являются катализаторами нечто большего, нежели только самой музыки. Они совпадают с новыми настроениями и правилами общества, которые меняются иногда быстрее, чем мы успеваем заметить. Они ставят перед нами вопросы и иногда отвечают на них.
Они подписали контракт с Atlantic Records, получив аванс в 200 000$ (сегодня это больше миллиона долларов), и представили студии альбом, готовый к выпуску, в который не было вложено ни копейки от руководства. Это было совершенно немыслимо, особенно, если речь шла о дебютном альбоме.
Можно сказать, что The Strokes представили гитарный рок 21-му веку. В то время как коммерческое радио было заполнено бойз-бэндами и высококачественными R’n’B треками, они ворвались на американскую сцену со всем своим мальчишеским задором и яростью.
Трудно поверить, что “Is this it?” лишь первая попытка группы, так как в нем уже присутствуют атрибуты, обычно появляющиеся на третьих и четвертых альбомах разных исполнителей. Он охватывает глубокую тоску молодых людей, которые ностальгируют по своим подростковым годам и беспечности. Прозаическое остроумие 22-летнего вокалиста Джулиана Касабланкаса никак не вяжется с его юным возрастом.
“Is this is?” был записан в нью-йоркском подвале, и моментально опроверг идею о том, что отличная запись нуждается в масштабном продакшне. Ценность lo-fi записи заключается в том, что на первый план выводится мастерство сонграйтинга, что совершенно не соответствует запросам всех капризных гаражных групп и инди-певиц.
Что такое дебютный альбом
Классификация по типам записи и композиций
Студийный альбом — альбом, записанный в студии звукозаписи.
Концертный альбом («концертник») — альбом с записью концертного выступления. Обычно на нём записано исполнение композиций на сцене «вживую», перед публикой (часто слышны аплодисменты и прочие звуки, издаваемые публикой).
Сборник — обычно сборник ранее опубликованного материала. На сборнике могут быть композиции как одного, так и нескольких исполнителей. Нередко исполнители выпускают одним альбомом сборник своих лучших вещей или хитов.
«Программный» альбом (он же «номерной», «основной», «стандартный», «порядковый» и просто «альбом» в более узком значении) — расплывчатое понятие для обозначения обычно тех альбомов одного исполнителя, которые, в отличие от сборников и большинства концертников, содержат только новый ранее неиздававшийся материал. Обычно это — каждый к моменту выпуска очередной свежезаписанный студийный альбом. Однако, существует множество гибридных явлений (например, концертный альбом с таким материалом, который никогда не был записан в студии), и это понятие, несмотря на распространённость, является только условным.
Прочие типы альбомов
Бутлег — неофициальный альбом. Например, выпущенный подпольно или нелегально сборник или концертная запись. Бутлеги в основном выпускались в США, Германии и большей частью в Италии. Где-то до середины 90-х годов в Европе бутлеги были в свободной продаже, несмотря на то, что они не являлись официальными изданиями, их можно было купить в любом музыкальном магазине. Позднее с расширением Евросоюза подобная практика прекратилась. На данный момент на CD бутлеги выходят очень редко. С другой стороны, многие пиратские записи выкладываются в интернет, откуда их можно скачать.
Демо — демонстрационная запись. Обычно это — одна из первых записей начинающего музыканта или группы, созданная ещё до выхода первых релизов (то есть официально не изданная), и предназначенная для ознакомления заинтересованных лиц (владельцы и агенты лейблов, организаторы концертов/фестивалей/конкурсов, создатели сборников, потенциальные фэны, музыкальные критики) с его музыкой и планируемым творческим направлением.
Дебютный альбом — первый альбом исполнителя (дебют).
Концептуальный альбом — альбом, все композиции которого объединены одной идеей (концепцией). На концептуальных альбомах, в сравнении с прочими, обычно усматривается некоторый авторский замысел в составе и порядке композиций(например альбом композитора Давида Тухманова «По волне моей памяти»).
Магнитоальбом — музыкальный альбом, выпущенный на магнитофонной ленте, аудиокассете. Обычно выпуск магнитоальбомов производился неофициально (что отличает их от официальных выпущенных лейблами аудиокассет), и зачастую самими же музыкантами.
Микстейп — особый вид музыкального релиза. Название происходит от английских слов mix и tape (буквально переводится как смикшированная запись, см. микс). Понятие «микстейп» родилось в США, в среде чёрных рэперов, поэтому микстейпы наиболее распространены в хип-хоп сообществе. Чаще всего микстейпы представляют собой смикшированные сборники отдельных треков разных артистов, хотя бывают и тематические (например микстейп из треков конкретного артиста или все артисты читают на биты определенного битмейкера).
Промо — специальный выпуск (как правило, сравнительно небольшим тиражом) музыкального альбома или другого релиза, для бесплатного распространения с целью промоушена. Не предназначен для продажи или широкого распространения, в отличие от основного выпуска. Промо-копии могут, например, рассылаться теле- и радиостанциям для трансляции новых песен или клипов в их эфире, а также музыкальным журналистам, чтобы те написали рецензии в преддверии официальной даты релиза.
Саундтрек (англ. soundtrack, дословно: звуковая дорожка) — альбом с музыкой из одного, реже — нескольких, фильмов, компьютерных игр. Может быть как сборником нескольких исполнителей, так и альбомом одного.
2.При самостоятельном выпуске альбома, Вам придётся продумать и решить массу вопросов: защита авторских прав на текст и музыку, создание обложки в нужном для тиража формате и многое другое. Многие музыканты сейчас уделяют массу своего времени на решение технических аспектов будущего альбома, забыв, что конечный продукт делается в первую очередь для слушателя, поэтому публикация и доведение музыки до слушателя отодвигается на второй план. В конечном итоге мы получаем массу музыки, которая не доходит до слушателя.
Я попытаюсь Вам рассказать как сделать своевременный выпуск альбома, как организовать продвижение альбома для максимальных продаж. Я уверен, что Вы не сделаете абсолютно так, как будет здесь написано, но вы будете владеть информацией, а как известно: «Кто владеет информацией, владеет Миром.»
Планирование альбома.
Я думаю, не помешает лишний раз напомнить о том, что каждый МС или группа должна иметь СВОЙ УНИКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. В ваших треках должно быть, нечто такое, что слушатель сразу поймёт, что это именно ВЫ! Например: оригинальный стиль читки, вокальная манера исполнения, специфическое исполнение определённого инструмента в Вашем минусе, определённая комбинация музыкальных инструментов, создающая определённый образ и настроение будущего трека. Если коротко, то Ваш альбом должен звучать так, чтобы слушатель сразу понял, что это ВАШ альбом.
Всегда держите в голове концепцию будущего альбома. Она должна в той или иной мере присутсвовать во всех треках данного диска. Только так будет достигнут высокий результат и будет понятно, что это целостный альбом, а не сборник песен. Предварительно набросайте список треков (инструментальных композиций) на бумаге, в том порядке, как Вы видите их в альбоме. Мысленно прослушайте свой альбом. Звучит ли он как целостная работа или некоторые треки выпадают из общего списка?
В любом случае, до того как приступать к аранжировке или студийной записи, крайне желательно иметь чёткое представление о каждом треке будущего альбома. В этом случае Вы гораздо быстрее достигните нужный результат. В процессе аранжировки можно варьировать различные варианты комбинаций инструментов, но основная идея должна сохраниться. На конечной стадии микширования и мастеринга, также стоит держать в голове целостную идею альбома. Всё должно быть связано между собой.
Запись и выпуск альбома.
Возможные варианты на данном этапе:
На конечном этапе у вас должен быть мастер-диск готовый к тиражированию.
Выбор обложки для альбома.
Размещайте собственную фотографию на обложке только в том случае, если вы обладаете модельной и яркой внешностью способной привлечь внимание. В противном случае, ваша фотография на обложке вряд ли будет способствовать продажам. В любом случае, если вы решитесь использовать свою фотографию, позаботьтесь о том, чтобы в ее создании участвовало как минимум два человека: стилист-визажист и профессиональный фотограф. Качественные фотографии, сделанные любителями – большая редкость.
Использование эксклюзивной графики – наиболее предпочтительный вариант для обложки своего альбома. В этом случае вы можете отразить содержание композиций и в то же время придать обложке необходимую индивидуальность. Единственное предостережение – если художник просит за выполнение заказа менее 500$, тщательно изучите его портфолио. Возможно ранее, он специализировался на создании этикеток для конфетной фабрики.
Существует еще один практически бесплатный вариант, получить обложку приемлемого качества. Это использование royalty-free графики. За 1-2 доллара, вы можете приобрести очень качественную картинку и в то же время, обладающую необходимой патентной чистотой. Просто введите в поисковой машине (желательно англоязычной) royalty-free graphics. В интернете сотни таких библиотек.
На что еще нужно обратить внимание? Обложка должна содержать: текст песен, название альбома и группы, ссылку на ваш сайт и штрих код. При экспериментах со шрифтами и оттенками, не забывайте о читабельности текста. Обязательно посмотрите как выглядит ваш альбом в уменьшенном масштабе. Если вы планируете продавать свой альбом через интернет, скорее всего ваша обложка будет уменьшена до размеров 150х150. Это накладывает определенные требования на применение шрифтов и использование мелких деталей. Обложка может идеально выглядеть в натуральную величину, но совершенно отвратительно выглядеть, когда вы попробуете ее уменьшить.
Как организовать продажи альбома.
Сколько нужно дисков? Над этим вопросом думают все перед выпуском, ведь ни кому не хочется быть в минусе. Для определения тиража необходимо учесть следующее: продумать рекламную кампанию, определить число раздачи дисков друзьям и знакомым, сколько разошлёте на радиостанции, и владельцам блогов и сайтов для обзора, сколько Вы планируете продать на презентации альбома или на концертах, сколько планируете продать через интернет-магазины. Если Вы уже пробовали продавать на концертах, то Вам будет проще определиться с цифрой. Если у Вас ни какого опыта нет, то думаю пару сотни Вам будет достаточно. При любом случае, если Вам понадобится дополнительный тираж, это легко сделать, современные компании по производству дисков как правило хранят все материалы и сделать повторный заказ очень просто.
Где заказать первую партию? Тираж заказывайте в том городе, где вы проживаете. Для небольшого тиража вполне подойдет маленькая фирма, которая специализируется на полиграфии. В любом городе с населением в 100 000 человек, вы сможете найти не менее десятка типографий. Возможно, она находится на соседней улице.
Продвижение альбома на радио
Второй вариант, воспользоваться готовой базой. Англоязычные ресурсы: www.musicsubmit.com – платный сервис по продвижению на радио, в музыкальных журналах, каталогах, блогах…. http://www.indiebible.com/ – книга которая содержит огромное количество контактных данных в музыкальной индустрии по всем странам. http://www.music-radio.ru/ – российский ресурс, образованный не так давно. Предлагает комплекс услуг по продвижению на радио а также массу сервисов по созданию альбома.
Продвижение в социальных сетях.
Возможно кто то уже понял мою мысль. Тем не менее поясняю. Находим социальную группу любителей Rap и Hip-Hop музыки. В каждой из таких групп свыше тысячи любителей данного направления музыки. Это ваши потенциальные фанаты. Нужно просто добавить их в качестве друзей. Теперь что касается автоматизации. Программа Friend Blaster позволяет одним нажатием кнопки собрать идентификаторы со целевой группы. Кроме того, задействовав систему фильтров вы можете отсеивать музыкантов или людей по половым или возрастным признакам. Просто запускаете программу и идете пить чай. Через 30 минут у вас готовая база потенциальных клиентов в количестве 30 000 человек. Рассылка предложений дружбы также осуществляется в автоматическом режиме. Более подробно программа описана здесь. Хочу сразу предостеречь. Не гонитесь за количеством фанатов с первых дней. Для начала наберите пару сотен и добейтесь регулярности в выходе ваших новостей. Как это сделать описано в этой статье. Планируйте, и выполняйте запланированное — вот основной принцип работы.
Чем заняться дома: дебютный роман Тарантино и новый сериал Marvel
«Соколиный глаз»
Мститель Клинт Бартон, известный как Соколиный глаз, проводит выходные перед Рождеством с детьми в Нью-Йорке. Параллельно студентка Кейт Бишоп во время благотворительного ужина проникает на подпольный аукцион, где продают экипировку еще одной личины Клинта — Ронина, и нарывается на неприятности. Пути Бишоп и Бартона пересекаются, и им приходится вместе участвовать в криминальных разборках с участием банды в спортивных костюмах, состоящей из братьев-славян (кличут друг друга «бро»). «Соколиный глаз» — очередной мини-сериал студии Marvel, который закрывает 12-летнюю историю «Мстителей» и готовит фундамент для новых супергероев.
«The Beatles: Get Back»
Документальный проект, еще одна трилогия от режиссера «Властелина колец», начала выходить на Disney+ на этой неделе. Питер Джексон монтировал 60 часов пленки, отснятой в 1969 году, когда битлы снимали свой фильм про то, как записывают новые песни, репетируют и выступают на лондонской крыше. Это был их последний совместный концерт. Весь материал собрали в 80-минутный фильм «Let It Be», вышедший в 1970 году после распада группы. Но Джексон пересмотрел архивные съемки и понял, что между участниками легендарного коллектива не произошло трагической ссоры или серьезного разлада. Практически весь киноматериал, вошедший в фильм Джексона, раньше никогда не публиковался.
«Берегите хулиганов»
Документальный фильм Романа Супера и Ивана Проскурякова об уникальном петербургском проекте для трудных подростков. Картина «Берегите хулиганов» снята в рамках расширения мира «Трудных подростков» — молодежного хита more originals. Сериал на протяжении трех сезонов исследует проблемы буллинга, домашнего насилия, бодишейминга и борьбы с зависимостями среди подростков. В фильме же рассказана история организации «Упсала-Цирк», деятельность которой показывает, как при помощи творчества можно подарить детям возможность прожить более интересную и успешную жизнь.
«Силуэт» Риналя Мухаметова
«Силуэт» — сольный музыкальный альбом актера Риналя Мухаметова («Притяжение»), который сам написал и тексты и музыкальное сопровождение к ним. На пластинке семь треков в электронном звучании, напоминающем раннее творчество дуэта «Агата Кристи». Заглавный сингл «Силуэт» вошел в саундтрек к сериалу Евгения Сангаджиева «Happy End», а на песню «Запах Эвкалипта» музыкант даже снял музыкальное видео, которое вышло на YouTube 25 ноября.
«Обе Две»
Екатеринбурженка Катя Павлова в сотрудничестве с Дмитрием Емельяновым, который играет с Земфирой, представила первый за пять лет лонгплей «Мне это не подходит». В нем десять треков в стиле «мрачный литературный поп», а концепция строится на серии магнетических образов и историй тех, кто споткнулся о собственные иллюзии, но несмотря ни на что остался стоять на ногах.
«Я не знаю, как вы справляетесь со своими демонами. Как их сбываете? В церковь ходите? Невозможно же настоящих имен и историй озвучить адресатам, потому что им потом с этим как-то жить. Песня — идеальный способ. Я творческий человечек. Соль-вода соль-вода», — говорит Павлова.
В поддержку альбома группа сыграет концерты в крупнейших городах: в Москве 2 декабря, в Екатеринбурге 11 декабря и в Санкт-Петербурге 19 декабря.
«Однажды в… Голливуде»
В издательстве Individuum вышел русский перевод литературного дебюта Квентина Тарантино. В книге изложены те же события, что и в одноименном фильме, но перспектива несколько иная. Во-первых, роман насыщен деталями, которым будут рады синефилы и любители тарантиновского творчества, во-вторых, реальные факты из жизни Голливуда 1970-х в книге сочетаются с вымышленными (напоминаем, что Клифф Бутт и Рик Далтон родились в голове режиссера), что производит еще более острое впечатление, чем на экране.
«Треть жизни»
Успешные digital-специалисты, лидеры мнений, комики, креаторы раскладывают по полочкам детали своей деятельности и рассказывают, что о ней думают их семьи. «Новые» профессии вроде диджитал-менеджера, креативного продюсера, продуктового редактора и других часто кажутся старшему поколению и самим работникам эфемерными. Если вы сталкивались с тем, что ваши родители или партнеры в отношениях скептически реагируют на то, как вы работаете за ноутбуком, подкаст точно для вас. Ведущими «Трети жизни» стали автор подкаста «Соседний столик», директор по маркетингу «Буду» и «Эйч» Федор Тормосов и Полина Победа, бывшая Head of SMM «Кухни на районе». Первый выпуск посвящен Татьяне Лазаревой и ее дочери Соне Шац. В следующем подкасте появятся сооснователь «Кухни на районе» Кирилл Родин и его отец.
50 лет исполнилось дебютному альбому ZZ Top «First Album»
На вершине южной дельты блюза
Материал об импозантных героях яркого и запоминающегося южного блюз-рокового музыкального стиля был написан и ждал своей очереди. Поводом к его публикации (помимо самого чудесного явления легендарных бородачей широкой публике) послужило печальное событие, когда 28 июля 2021 года пришло сообщение о смерти одного из бессменных участников группы – басиста Дасти Хилла.
Перелистаем страницы истории и для начала поинтересуемся, откуда пришла к нам эта формация? Из техасского городка Хьюстон, с самой южной оконечности Штатов. Изначально она появилась летом 1969 года. До основания ZZ Top Билли Гиббонс играл в им же организованной «в 1967 году техасской психоделической группе The Moving Sidewalks (англ. «Движущиеся Тропинки»), которая записала ряд синглов и один полноценный альбом. Команда часто играла в Техасе, в том числе открывала концерты Джими Хендрикса, Дженис Джоплин и других музыкантов. Во время выступления на концерте The Doors группу увидел на тот момент концертный промоутер Билл Хэм», ставший в дальнейшем в каком-то смысле «четвёртым» участником ZZ Top (как Джордж Мартин по праву считается «пятым» битлом в The Beatles). Хэм участвовал во многих «аспектах деятельности группы: от подготовки альбомов и их записи до выработки знаменитого образа ZZ Top и организации выступлений».
Но постоянный состав ZZ Top (после смены ряда музыкантов) окончательно сформировался лишь к февралю 1970 года, когда к основателю группы, талантливому гитаристу, вокалисту и автору песен Билли Гиббонсу (Billy Gibbons) присоединилась пара его приятелей по сцене – басист Дасти Хилл (Dusty Hill) и барабанщик Фрэнк Бирд (Frank Beard), также не обделенных музыкальными талантами. Сам Гиббонс так описывал свои музыкальные пристрастия в одном из интервью журналу Guitar World: «Блюзовая ли группа ZZ Top? Ну, мы, скорее, интерпретаторы блюза. Блюз – это то, что вдохновляло нас, и этому частично положили начало парни из Англии. Я думаю, будет честным сказать, что мы подсознательно ощущали влияние The Animals, The Rolling Stones,The Who, The Kinks, Клэптона, Бека и может быть ещё кого…». Дасти Хилл также говорил: «Мы рок-группа с большим влиянием блюза».
Как говорится, скромно и со вкусом. Немудрено, что их музыка пришлась «ко двору» многим зрителям. В ней был какой-то вульгарный, но очень добротный, цепляющий «нерв», который был подкреплен впечатляющим имиджем артистов, ставшим со временем их визитной карточкой. Чистая, по сути, энергетика традиционного хард-рока была талантливо помножена ZZ Top на заводную ритмику ритм-энд-блюза, чьи монотонные риффы, соединенные с куплетно-припевными рефренами с неизменным соло посередине, отлично «заходили» не только искушенным меломанам, но и байкерам, реднекам, фермерам, конезаводчикам, пивоварам, дальнобойщикам, да и многим другим людям. По поводу названия группы также существует несколько версий. Одна из них говорит о симпатиях Гиббонса к Би Би Кингу, другая – о названиях известных фирм, производящих бумагу для самокруток, третья – об еще одном певце, в имени которого фигурирует искомая аббревиатура.
Постепенно (где-то с 1973 года, когда вышел их альбом «Tres Hombres» с первым по-настоящему прославившим ZZ Top хитом под названием «La Grange», посвященным борделям и их колоритным обитателям, а также вполне провокационной композицией «Beer Drinkers And Hell Raisers») работы команды прочно обосновались в музыкальных чартах и стали блистать там наряду с композициями таких грандов, как Deep Purple, Led Zeppelin, Lynard Skynard, Thin Lizzy, Grand Funk Railroad и пр.
Билли Гиббонс не спеша «отточил» звук своей гитары до запредельного совершенства, сделав его непередаваемо «грязным». По сути, музыка ZZ Top очень похожа на творения другой звездной формации Motorhead. Только для искажения и придания особого звучания гитарному звуку вместо примочки «дисторшн» (чем увлекался покойный Лемми) Гиббонс и Хилл взяли за основу эффект «овердрайв». Отдельную «перчинку» выступлениям ZZ Top придавала обаятельная манера поведения музыкантов, которые часто шутили и много общались (в том числе используя слэнговые выражения) с публикой на концертах, что подкрепляло их репутацию своих «в доску» парней.
Отдельно стоит отметить серию примечательных видеоклипов группы, которые благодаря расцветшему в начале 1980-х музыкальному телевидению MTV сыграли немалую роль в мировой известности ZZ Top. Их сюжеты созданы в лучших традициях и манящей стилистической обертке «американской мечты»: красивые тачки (где фигурирует от души оттюнингованный Гиббонсом красный родстер «Форд» 1933 года выпуска), ковбойские шляпы, солнцезащитные очки, длинноногие модели, льющееся рекой шампанское, ключи от авто со сверкающим брелоком в виде логотипа группы, длинные и ухоженные бороды, кастомизированные гитары, неожиданно отделанные овчиной, и сами харизматичные бородачи, указывающие путь по прямой (как кишка) автостраде в «светлое будущее» специально отработанным жестом.
Все скроено по «лекалам», как во многих песнях Брюса Спрингстина и многих других артистов, бьет наотмашь и работает безотказно. Ибо музыка энергична (ближе к началу 1980-х в ней уже используется много модной тогда электроники). Сама картинка подана очень красиво. Все куда-то зачем-то едут, происходит классная, ни к чему не обязывающая «движуха». То есть перед зрителем разворачивается не трудная и полная стрессов жизнь, а иллюзорный сплошной праздник с сыплющимся с небес баблом и реками с кисельными берегами. Отличный пример шоу-бизнеса (показанного именно как способ зарабатывания денег) без прикрас, когда надо завоевать симпатии толпы (чего не отрицали и сами музыканты)!
Понятно, что с течением времени интерес к видеоклипам ZZ Top (как и к телевидению в целом) упал. Но дух 1980-х, зафиксированный в них, никуда не делся и остался живым свидетельством эпохи. Как и исследуемый нами, празднующий свой 50-летний юбилей в 2021 году «First Album» (1971), который не стал каким-то особо выдающимся в обширной дискографии ZZ Top (насчитывающей более 17 альбомов), в отличие от раскрученных «Fandango» (1975), «Antenna» (1994), «Eliminator» (1983) или более позднего «La Futura» (2012). Он (как я уже отметил во вступлении) ознаменовал собой появление уникального музыкального явления, которому было суждено просуществовать более 50 лет!
Все песни альбома написаны Билли Гиббонсом в соавторстве с продюсером Биллом Хэмом, Хиллом и Бирдом. В записи приняли участие: сыгравший на гитаре и спевший на вокале Билли Гиббонс; Дасти Хилл сыграл на бас-гитаре, спел на бэк-вокале и продемонстрировал вокал на «Goin’ Down to Mexico» и со-вокал на «Squank»; Фрэнк Бирд (как Рубе Бирд) показал класс игры на перкуссии и барабанах. Билл Нарум придумал дизайн обложки, а Фрэнк Жабер сделал к нему фотографию.
Сам диск резво стартует с «(Somebody Else Been) Shakin’ Your Tree». В ней повествуется о парне, уставшем от измен своей ветреной подруги. Любвеобильную тему продолжает блюз «Brown Sugar», в чьем названии зашифрованы слэнговые значения термина. «Squank» не менее насыщен блюзовыми риффами. «Goin’ Down to Mexico» повествует о поездках в Мексику в 1960-х–1970-х, где бытие нередко было смешано с кастанедовским магическим реализмом. «Old Man» по-стариковски медленна и проникновенна. «Neighbor, Neighbor» полна сарказма и рассказывает байку о соседе, любящем лезть в чужие дела, что привело его к печальному финалу. «Certified Blues» может приглянуться ни к чему не обязывающей, но запоминающейся задумчивой гитарной партией. «Bedroom Thang» и «Just Got Back from Baby’s» вновь заводят «пластинку» о сексе и непростых отношениях мужчин и женщин. А завершает все веселье шумная интрижка на стороне «Backdoor Love Affair».
В 1995 году ZZ Top позвал знаменитый кинорежиссер Роберт Родригес для того, чтобы подготовить саундтрек к его блокбастеру «От заката до рассвета». Бородачи не отказались. В 2004 году ZZ Top были введены в Зал Славы Рок-н-Ролла. Их концерты собирали толпы поклонников (в том числе в РФ), а количество проданных по миру альбомов превысило 50 миллионов. После наступления «нулевых» они еще продолжали ездить в мировые турне и не то чтобы почивали на лаврах, но, как мне кажется, уже никуда не торопились, просто кайфуя от музыки и пройденного немалого пути. Возможно, стараясь уйти от использования драм-машин и синтезаторов и вернуться к блюзовым корням прославившего их когда-то «Tres Hombres».
И вот, неожиданно, в конце июля приходит сообщение, что Хилл умер во сне. Ходили слухи, что в свое время у него был диагностирован трудноизлечимый гепатит С, имелись проблемы с бедром. Тем не менее Дасти играл до последнего и держался молодцом. Что будет дальше, не знаю. Так как на данный момент неизвестно, решат ли Гиббонс и Бирд выступать далее, без почившего Хилла, найдя ему достойную замену. Одно ясно точно: это не будет прежний ZZ Top, а что-то совсем другое.
P.S. Тем людям, кто вдруг захочет освежить в памяти «живое» выступление ZZ Top, я бы рекомендовал к просмотру их концерт, записанный в Техасе в 2008 году и выпущенный на их первом в истории концертном DVD под названием «Live From Texas». Здесь «родстер» ZZ Top работает на полных оборотах, формируя отличное представление о музыкальном масштабе и уникальности этих парней!
«Наша Версия» выражает соболезнования родным Дасти Хилла и всем поклонникам группы. RIP!