Что такое даюс в исламе
Развод в Исламе. Развод по инициативе жены. Причины и правила.
Развод в Исламе встречается столь же часто, как и среди немусульман. Очень часто происходит так, что супруги ссорятся и в гневе муж произносит слова развода. Делает он это на эмоциях, необдуманно. Потом, остыв, супруги понимают, какую непоправимую ошибку они совершили.
А ведь если бы они знали условия развода, то вряд-ли такое бы произошло. Ведь это судьбоносный поступок, который на раз может перечеркнуть годы совместной супружеской жизни, негативно повлиять на судьбу детей.
Причины развода в Исламе, его виды и условия.
Эти нормы нужно знать не только тем, кто уже давно в браке, но и тем, кто только собирается пожениться. Это для того, чтобы в будущем не совершить больших ошибок. Итак, в этом аудио Али Хазрат Котенев рассказывает об условиях развода в Исламе. Какой же он, развод в Исламе? Послушайте короткое аудио.
Причины развода в Исламе.
Причины развода в Исламе могут как самые банальные, такие как бытовые проблемы, так и абсолютно немыслимые, такие как заранее спланированный «развод». Слово развод взято в кавычки, потому что в данном контексте означает мошенничество ради материальной выгоды либо ради удовлетворения каких-то больных сексуальных фантазий.
Чтобы не удлинять текст статьи приведем только несколько наиболее важных причин развода среди мусульман. Итак…
Топ 5 причин развода в мусульманских семьях.
Причина №1. Никах без Вали (уали, опекуна).
Да, никах без Вали (опекуна) может привести со временем к разводу. Никак без Вали недействителен по мнению абсолютного большинства Исламских ученых, которые опираются на хадисы:
«Нет никаха без опекуна». Имамы единогласны в достоверности этого хадиса.
Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджах. См. «Сахих аль-джами’» 7555.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина не выдает замуж женщину и не выдает замуж саму себя», а Абу Хурайра, передавая эти слова, добавил: «Выдаёт саму себя замуж только блудница».
Ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227.
Всевышний Аллах сказал в священной книги мусульман: «Не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют!»
В этом аяте Аллах ясно дает понять, что мусульманок замуж именно выдают. Сами себя мусульманки замуж выдать не могут, это противоречит Исламу и такой никах считается недействительным по шариату На самом деле, доказательств из Корана и Сунны о таких браках множество.
Конечно такой брак будет не только недействительным, но и по опыту почти всегда несчастным, калечащим судьбы мусульман. Для чего нужен Вали в Исламе? Вали, он же опекун — это отец или родной брат, если нет отца (или отец является немусульманином) родной дядя, сын или племянник. Если же нет никого из перечисленного, тогда мусульманке следует обратиться к Имаму мечети или же к уважаемому среди мусульман, знающему мужчине-мусульманину.
Запрет никаха без Вали связан во многом с тем, что девушку — мусульманку могут просто обмануть, заболтать, наобещать золотых гор. Причем, мужчина, который хочет жениться может лгать и избегать неудобных вопросов.
Он может оказаться со слабым иманом или же вовсе человеком с болезнью сердца, который намеревается просто использовать девушку для осуществления своих больных фантазий. И очень часто на крючок к таким «женихам» попадают девушки, которые знакомятся и общаются с ними без Вали.
Вали же — это в первую очередь мужчина, и он прекрасно знает все хитрости и уловки, на которые может пойти жених. Также, обладая связями и знакомствами в мужской среде Вали может разузнать о потенциальном женихе.
Кто он, как он ведет себя с мусульманами, не обидел ли он кого-то до этого. Также опекун может поинтересоваться по своим источникам, был ли жених женат до этого, сколько раз и по какой причине был развод.
Если жених сам попросил о Вали для нее — это признак сильного имана
Женщина же, в силу того, что не обладает знакомствами среди мужчин может узнать о женихе только с его слов. И то, практически всегда стесняется задавать неудобные, но необходимые вопросы, боясь задеть его. И часто бывает, что девушка просто «слепнет» из-за того, что влюбляется в мужчину и тогда она может стать очень легкой добычей для мошенника или извращенца.
И даже если потенциальный жених имеет хороший нрав, обладает сильным иманом, но возможно не знает об условии необходимости Вали для никаха, тогда просто окажите ему эту статью, а сами обратитесь к своему Вали за помощью. Просто скажите ему: «ко мне посватался такой-то такой-то, не могли бы Вы быть моим Вали».
Причина №2. «Слепой» никах. Не посмотрели друг на друга.
Как следует из названия, иногда причиной развода может стать неприязнь друг к другу, из-за того, что просто не посмотрели друг на друга. Ведь сам пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обращаясь к тем, кто собирается сочетаться никахом: «посмотрите друг другу в глаза, может быть между вами возникнет любовь«.
Надо обязательно посмотреть друг на друга, а если есть сомнения в чем то из особенностей тела, то можно отправить свою родственницу посмотреть на невесту когда она без хиджаба. Можно также расспросить например о цвете волос, но только если есть намерение жениться. В остальных случаях это запрещено.
Надо иметь ввиду, что сегодня очень развита косметология. Невеста может так накраситься, что на следующий день после никаха можете даже не узнать ее. И чтобы не произошло как на видео ниже, попросите маму или сестру разузнать о ее реальной внешности.
Причина №3. Когда семейная лодка разбивается о быт.
Мусульманская семейная лодка к сожалению тоже может разбиться о тяжелый многолетний затвердевший быт. В группу риска попадают моногамные браки.
Это как раз те семьи, где все тропы уже протоптаны, все моря исследованы а все острова уже открыты. С каждым годом все труднее вдохновляться, труднее открывать что-то новое друг в друге и нечем удивлять. Шутки не смешные, супы очевидно невкусные.
Семейные узы настолько крепки, что хочется разорвать их. Если раньше они были гарантией спокойствия и уверенности, то со временем превращаются цепи.
Если мужчины в возрасте остаются взрослыми, но детьми, для них жизнь — это игра, то женщины с возрастом практически полностью теряют интерес к каким бы то ни было играм, становятся более строгими, отчего со стороны взрослая пара выглядит всегда одинаково: Властная, голосистая жена и затюканный, иногда пытающийся отшучиваться безынициативный муж.
В полигамных браках эта проблема выражена намного меньше, конечно, при условии, что такой брак построен на правильных Исламских принципах. Польза многоженства выражается в том, что муж имеет возможность «отдыхать от однообразия», а жена имеет некоторую конкуренцию, что тоже привносит некоторую драму в ее жизнь.
Конечно же, при условии, что жены в курсе о существовании друг друга. Потому, что именно эта деталь дает тему для следующей причины разводов в Исламских семьях.
Причина №4. Многоженец — агент 007. Когда прячут вторую жену.
Еще одна стопроцентная причина и гарантия скорого развода — тайный никах на второй. Конечно, по шариату оповещать свою первую жену и тем более брать ее согласие жениться на второй условием для второго никаха не является, но это почти всегда заканчивается очень скорым разводом со второй женой.
О многоженстве в Исламе подробно написано в этой статье, поэтому останавливаться на ней не будем, а сразу перейдем к пятой причине разводов в Исламе.
Причина №4. Разлюбил/разлюбила. Угасание чувств — еще одна причина развода в Исламе.
Эта причина не совсем Исламская, а скорее общая и актуальна также и для немусульман. Но все же нельзя не упомянуть о ней, поскольку эта причина разводов одна из самых распространенных. Как бы прискорбно это ни звучало, беда угасания чувств друг к другу поражает и мусульманские семьи.
Почему угасают чувства? Любовь, как очаг. Огонь в нем нужно поддерживать. Любовь угасает постепенно, годами. И так же как пламя очага, она, прежде чем умереть навсегда, сначала то уменьшается, то разгорается, но с каждым новым проблеском все меньше, пока не угаснет совсем, оставив на месте былых отношений лишь пепел.
Как это происходит? Почти всегда отношения держатся на одном из супругов. Кто-то из двоих всегда идет на уступки у вечно прощает. Но прощение — не бесплатно. Каждое новое прощение требует жертвы — любви. И так, прощая, постепенно любовь уходит без остатка.
В такой ситуации трудно что-то советовать, но приведем один случай из жизни сподвижника пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, Умара ибн аль Хаттаба. Он известен как второй праведный Халиф. Что же случилось с ним?
Однажды он решил развестись со своей женой. Когда она узнала об этом, то сказала ему: «если ты разлюбил меня, но ведь есть милость«. И он не развелся с ней, несмотря на то, что разлюбил, просто из милости к ней, ведь другой причины у него не было.
В настоящее время мало кто готов поступать как Умар, да будет доволен им Аллах. Это все по причини большого эгоизма в наших сердцах. Мы перестали заботиться друг о друге, а стали больше требовать.
Развод в Исламе по инициативе жены — хула’а (الخلع).
Хула (развод по инициативе жены) согласно Исламскому фикху не является разводом, а это аннулирование брака. Поэтому, если после хулы бывшие муж и жена снова прочитают никах, у мужа все еще остается право на три таляка.
Что такое Хула? Иногда может быть так, что инициатором расставания может выступать жена (в последнее время даже не иногда довольно часто). Причина все та же: «разлюбила», «не обеспечивает».
Хула означает развод жены с возвращением махра (или больше того или меньше), муж забирает выкуп и позволяет жене уйти. При этом он произносит слова: «ты свободна«, но никак не «таляк«. При этом оба должны прийти к взаимному согласию и никто никого не принуждает.
Стоит напомнить, что жена не может требовать развода без причин. Об этом сказал пророк, салалЛаху алейхи уа саляма, в своем хадисе: «жена, которая требовала развод без веской причины не почувствует даже запаха рая«.
И как сказали ученые: «таляк, данный под давлением недействителен». Источник: «Умдатуль фикх», 400, «Аль-Мухаррар», 2/50
Хула – это выкуп, когда женщине неприятен (ненавистен) муж, и она боится, что не будет выполнять его права, или что он будет ненавидеть её, и не будет выполнять её права. И этот договор разрешен лишь по взаимному согласию
Разрыв супружеской связи по инициативе жены не происходит лишь по её слову, а лишь по решению судьи. За исключением ситуации когда муж сам передаст ей это право.
Аль-Маусуату аль-фикхия аль-кувейтия, 29/11
Что же касается Таляка в Исламе, то он исключительно в руках мужчины. Жена не может развести сама себя. В этом мудрость Аллаха и связано это с тем, что женщина по своей природе очень эмоциональна и безответственна. Она склонная к спонтанным решениям на эмоциях и частым сменам настроения. Если бы талак был в руках женщин, то не осталось бы на Земле мусульманских семей.
И для мужчины не требуется решение суда для того, чтобы дать развод. Но есть ряд условий. Первое условие — нужно выждать когда у женщины начнутся и закончатся месячные и только после этого дать развод. Это дает некоторую отсрочку на обдумывание и предохраняет от необдуманных поступков в приступах гнева.
Также, если все-таки развод произошел, необходимо удержать жену еще в течении двух месяцев у себя дома. Это дает еще один шанс снова все взвесить и возможно, передумать. И тогда, по истечению срока идды, она уже окончательно свободна и вернуть ее бывший муж не может. И она вправе выйти замуж за другого мужчину.
Восстановить отношения они могут только заново прочитав никах. Но и тут все не просто. Проделывать такие трюки мужчина может только 2 раза. И не важно, вернул он ее до наступления срока идды или после, заново заключив никах. Третий талак является уже окончательным и она уходит сразу без выжидания идды.
В ограничении количества разводов тремя тоже есть мудрость. Это не дает мужчине разводить-возвращать жену бесконечно, мучая ее и себя. Кроме того, прибавляет ответственности за свои поступки, ведь они поистине судьбоносны.
Как мы видим из условий для развода по шариату, все они направлены максимально на сохранение семьи и ответственности друг перед другом. Спасибо, что дочитали статью до конца, отправляйте ее своим знакомым и близким, если считаете, что она может им помочь. И Вы сами станете причиной многих благ и награда уже ждет Вас у Аллаха 😉 Ассаляму алейкум уа рахматулЛахи уа Баракатуху.
Оставьте комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Запретное уединение “хальуа”
С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Хальуа – это запретное уединение посторонних друг другу мужчин и женщин.
Это запрещено в Исламе, а более того, некоторые ученые отнесли сам этот поступок к числу больших грехов (кабаир), даже если это уединение не будет иметь последствия в виде прелюбодеяния и т.п. мерзости.
От Умара ибн аль-Хаттаба сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Какой бы человек не уединился с посторонней женщиной, то обязательно третьим с ними будет шайтан!” ат-Тирмизи 2165, Ибн Маджах 2363. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
А Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам шайтана. А если кто следует по стопам шайтана, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному”. (ан-Нур 24: 21).
От Ибн ‘Аббаса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Ни в коем случае не следует мужчине оставаться наедине с посторонней женщиной, если не будет с ней близкого родственника (махрам)”. аль-Бухари 3006, Муслим 1341.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Пусть после этого дня мужчина не входит к той женщине, чей муж отсутствует, кроме как с ним будет один или два человека!” Муслим 2173.
Къады ‘Ийяд говорил: “Это для того, чтобы не было запретного уединения, никаких подозрений и нехороших мыслей”. См. “Икмаль аль-му’лим” 7/62.
Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Идд говорил: “Необходимо, чтобы посещение посторонних женщин не сопровождалось уединением, но если не будет уединения, то нет запрета”. См. “Ихкаму аль-ахкам” 4/44.
Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили о дозволенности посещения человеком жены брата или дочери дяди, он ответил: “Ему не дозволено уединяться ни с одной из них! Однако, если он войдет к ним с кем-либо еще, чтобы не было запретного уединения и подозрения, то это ему дозволено”. См. “Ихкам аль-ахкам” 4/44.
Однако это является исключением при необходимости, и нельзя из-за этих и им подобных текстов открывать этому двери, ведь подобное может привести к искушениям, примеров чему великое множество. Имам Абу-ль-Аббас аль-Къуртуби в отношении приведенного хадиса писал: “Что же касается наших дней, то двух людей недостаточно (чтобы избежать плохих предположений), нужно заходить только с джама’атом людей, по причине распространения большого нечестия!” См. “аль-Муфхим” 5/503.
Если о распространении большого нечестия говорит этот имам, который жил около 900 лет назад, то что же нам говорить о распространенном нечестии и порочности наших дней?!
От ‘Укъбы ибн ‘Амира сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Пусть никто из вас ни в коем случае не входит к посторонним женщинам!” Один человек из из ансаров спросил: “Скажи мне, а если это будет близкий родственник мужа?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Близкий родственник мужа – это гибель!” аль-Бухари 5232, Муслим 2172.
Имам ан-Науауи сказал: “Смысл слов: «родственник мужа – смерть» в том, что опасение от него больше, чем от других, и зло ожидаемое от него и искушение больше, поскольку он имеет возможность войти к женщине и уединиться с ней, причем так, что его не будут порицать, в отличие от постороннего. И под родственниками мужа речь идет обо всех его родственниках за исключением его отца и сыновей, поскольку они (отец, дед, сыновья, внуки) являются махрамами для его жены, и им разрешено уединение с ней, и они не описаны гибелью. Но поистине, речь в этом хадисе идет о брате мужа, его племяннике, дяде, сыне дяди, и т.п., кто не является махрамом (для его жены). И принято среди людей послабление в этом вопросе, и уединяется с женой его брата, а это и есть гибель. И запрещать подобное важнее, чем запрещать уединение с посторонним!” См. “Шарх Сахих Муслим” 14/154
Все это указывает на то, как важно избегать в Исламе запретного уединения!
И недостаточно, чтобы избежать запретного уединения быть в присутствии маленького ребенка, который ничего не понимает. Имам ан-Науауи говорил: “Если женщина останется наедине с посторонним мужчиной с маленьким ребенком, которого не стесняются по причине того, что он маленький, то это относится к запретному уединению!” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/109.
Шейх Ибн Баз, шейх Ибн Усаймин, шейх аль-Фаузан и другие ученые говорили, что к запретному виду уединения также относится пребывание женщиной наедине с шофером в такси и т.п.
Что касается наказания за запретное уединение, то в мире этом нет за это наказания, потому что само по себе запретное уединение не указывает на то, что произошло что-то порочное в виде прелюбодеяния и т.п.
О мусульмане, не забывайте о многочисленных хадисах, в которых содержатся угрозы в адрес даюса! Со слов Ибн ‘Умара сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для троих Аллах сделал Рай запретным: Для пьяницы; для не слушающегося родителей; и для даюса, который позволяет в своей семье порочное!» Ахмад 2/96. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3052.
Даюс – это мужчина, который знает или предполагает совершение его женщинами (женами или дочерьми) нечестия, и не реагирует на это должным образом. См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” 2/473.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Из числа несчастий: Жена, на которую посмотрев, ты расстраиваешься, которая причиняет тебе вред своим языком, и которой ты не можешь доверять в отношении нее самой и твоего имущества в отсутствии». аль-Хаким 2/162. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3056.
Прошу Аллаха Всемогущего уберечь нас от жен, которым нельзя доверять.
Дополнение из труда шейха Салиха бин Фаузан аль-Фаузана (хафизаху-Ллах) “ Постановления касающиеся верующих женщин“:
К средствам охраны целомудрия относится запрет на уединение женщины с мужчиной, не являющимся ее махрамом.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Кто верит в Аллаха и в последний день, пусть не уединяется с женщиной, рядом с которой нет махрама, потому что третьим становится шайтан». Ахмад, (3/339). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Гъоятуль-Марам», 180.
Аль-Маджд сказал: « Оба эти хадиса передал Ахмад, а сходный по значению хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом от Ибн ‘Аббаса, был упомянут выше». «аль-Мунтакъа».
Имам аш-Шаукани сказал: « Уединение с чужой женщиной является запрещенным по всеобщему мнению ученых, как об этом сообщил Ибн Хаджар в «аль-Фатх». Причина запрещения, упомянутая в хадисе, – это то, что третьим является шайтан, и его присутствие толкает их на совершение греха. При наличии же махрама уединение с чужой женщиной разрешено из-за невозможности совершения греха в его присутствии». «Найль аль-Аутар», (6/120).
Разъяснение понятия «ибада» – поклонение
Тавхид-улюхийя – это убеждение в том, что только Аллах достоин поклонения. И нет никаких сомнений, что мушрики времён Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были мушриками в этом виде тавхида. Вследствие отнесения к их идолам некоторых качеств господства, они были убеждены, что их идолы также достойны поклонения, потому и поклонялись им. Однако наше разногласие с ваххабитами состоит в том, что именно является поклонением (ибадой). По причине их неправильного толкования понятия «ибада» они посчитали некоторые действия мусульман поклонением, к примеру, просьбу о помощи у тех, кто находится далеко, или у умерших.
Поэтому нам сначала следует разъяснить, что именно является поклонением, и дать понятию «ибада» конкретное определение.
Лексическое значение слова «Ибада» – принижение и покорность, но лексическое значение данного слова не может быть его определением в Шариате, потому что нам велено быть приниженными и покорными не только Аллаху, но и, например, Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), родителям, правителям и т.д. Если бы простое принижение и покорность считалось поклонением, то получалось бы, что Шариат повелевает делать запретное, а это абсурд.
Прежде чем разобрать понятие «ибада» в Шариатском значении, необходимо также ознакомиться со следующими понятиями: «та’а» и «курба». Эти три понятия близки по значению, но всё-таки каждое из них обособляется своими смысловыми нюансами. Разницу между ними разъясняет Мухаммад ат-Таханави (умер в 1158 г.) в своей книге «Кашшафу истиляхатиль-фунун»:
«Понятие «та’а» более общее, чем понятие «ибада»,потому что «ибада» в большинстве случаев используют для возвеличивания Аллаха предельным образом. А слово «та’а»используют в выполнении как повелений Всевышнего Аллаха, так и других повелений. Понятие «убудийя» есть проявление приниженности перед Всевышним, а понятие «ибада» более выразительное, потому что используется при предельной приниженности. Понятие «та’а» значит выполнение веленого, даже если это будет велено в желательной форме, и оставление запретного, даже если это будет указано как нежелательное. Выплата долга, содержание супруги и тому подобное есть (та’а) подчинение Аллаху, но не является (ибадой) поклонением. Дозволено подчинение (та’а) не Аллаху не в греховном, но не дозволено поклонение (ибада) кому-то, кроме Всевышнего Аллаха.
Понятие «курба» более частное, чем понятие «та’а», потому что в «курба» человек знает того, к кому он желает приблизиться этим действием. Понятие «ибада» – более частное, чем эти два понятия («та’а» и «курба»), так это приводится в книге «Кулийят» Абу аль-Бакаъ».
Мухаммад бин Али ат-Таханави, «Кашшафу истиляха аль-фунун», 2/1123, ИД «Мактабату Любнан», Бейрут, 1996 г.
В итоге получается, что есть три понятия:
1. «Та’а» – подчинение; чтобы что-то считалось «та’а», необходимо выполнение веленого и отказ от запрещённого.
2. «Курба» – доброе дело, которым приближаются к кому-либо; чтобы что-то считалось «курбатом», необходимо знание того, к кому приближаются.
3. «Ибада» – поклонение; чтобы какое-то действие считалось поклонением, необходимо подчинение.
Однако определение термина «ибада» как подчинение не есть его Шариатское определение, так как существует множество действий, в которых есть подчинение, но вместе с тем они не считаются поклонением, например, целование детьми ног родителей или земной поклон пророку Юсуфу (мир ему) его родителями и братьями.
Именно поэтому необходимо дать понятию «ибада» чёткое и ясное определение, чем мы сейчас и займёмся, по воле Аллаха.
Когда используют слово «поклонение», то под этим подразумевают две вещи:
1. Сам акт поклонения, то есть действие поклоняющегося.
2. То, каким образом поклоняются, то есть намаз, пост, хадж и т.д.
Рассмотрим каждое из них по отдельности.
1.Поклонение, в смысле действия поклоняющегося.
Подчинение и покорность не будут считаться поклонением, пока не будет соблюдено одно из двух условий.
Первое условие – убеждение в наличии какого-либо качества господства в том, кому подчиняются.
Это проясняется при детальном анализе аятов Корана, разъясняющих как убеждения и поклонение мусульман, так и убеждения и поклонение мушриков.
Из этих аятов становится ясным, что:
1) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения в том, что Он приносит ему помощь:
Смысл: «Нет помощи ни у кого, кроме как у Аллаха, Могущественного, Мудрого». (сура «Али Имран», 126)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол приносит ему помощь:
(Смысл): «Они (мушрики) поклоняются помимо Аллаха божествам, надеясь, что они им помогут». (сура «Ясин», 74)
2) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах его оберегает и защищает:
(Смысл): «Аллах – самый лучший Защитник и самый Милостивый». (сура «Юсуф», 64)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол его оберегает и защищает:
أَمْ لَهُمْ آلِهَةٌ تَمْنَعُهُمْ مِنْ دُونِنَا
(Смысл): «Неужели у них есть божества, которые защитят их от Нас». (сура «аль-Анбияъ», 43)
3) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах приносит пользу и вред:
وَإِن يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ ۖ وَإِن يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍ فَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
(Смысл): «Если Аллах принесет тебе вред, то никто не сможет устранить его, кроме Него, а если Аллах наделит тебя добром, то Он над каждой вещью мощен». (сура «аль-Ан’ам», 17)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол приносит пользу и вред:
إِنْ نَقُولُ إِلَّا اعْتَرَاكَ بَعْضُ آلِهَتِنَا بِسُوءٍ
(Смысл): «Мы (мушрики) только можем сказать, что один из наших богов причинил тебе (пророк Худ) вред». (сура «Худ», 54)
4) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах является его Покровителем:
فَاللّهُ هُوَ الْوَلِيُّ
(Смысл): «Аллах является Покровителем». (сура «Аш-Шура», 9)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол его покровитель:
وَالَذِّينَ اتَخَّذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ اللّهُ حَفِيظٌ عَلَيْهِمْ وَمَا أَنْتَ عَلَيْهِمْ بِوَكِيلٍ
(Смысл): «Если кто-либо взял себе в покровители кого-то иного, помимо Аллаха, то Он хранит их [дела и поступки до Дня Суда], а ты (Мухаммад) не в ответе за них». (сура «Аш-Шура», 6)
5) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах возвеличивает и унижает:
(Смысл): «Воистину, все величие принадлежит Аллаху». (сура «Юнус», 65)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол возвеличивает и унижает:
وَاتَخَّذُوا مِنْ دُونِ اللّهِ آلِهَةً لِيَكُونُوا لَهُمْ عِزًّا
(Смысл): «Они взяли себе, помимо Аллаха, божества, чтобы те возвеличивали их (помогали им)». (сура «Марьям», 81)
6) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах наделяет его пропитанием:
قُلْ إِنَّ رَبِّي يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
(Смысл): «Скажи (Мухаммад): воистину, мой Господь увеличивает и уменьшает пропитание, кому пожелает, однако большинство людей не ведают об этом».(сура «Ас-Сабаъ», 36)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол наделяет его пропитанием:
إِنَّ الَذِّينَ تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللّهَِ لَا يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِنْدَ اللّهِالرِّزْقَ
Смысл: «Воистину, те, кому вы поклоняетесь, неспособны наделить вас хоть чем-то из пропитания, так просите же у Аллаха пропитания». (сура «аль-Анкабут»,17)
Таким образом, становится ясным, что любое подчинение и принижение будет поклонением, если оно сопровождено убеждением о наличии каких-либо качеств господства в том, кому подчиняются. Если же не будет такого убеждения, то подчинение и принижение не считается поклонением и, следовательно, не будет считаться ширком.
Такое подчинение будет считаться почитанием и проявлением уважения, и оно может быть, как дозволенным, например, земной поклон ангелов пророку Адаму (мир ему), так и запретным, например, земной поклон Пророку(да благословит его Аллах и приветствует), шейхам, родителями т.д. Но все это никак не может быть ширком, без наличия убеждения господства в том, кому совершают земной поклон.
Земной поклон (суджуд) не считается поклонением в своей основе (ибадазатийя. Если бы было так, то Всевышний Аллах не повелел бы ангелам совершить суджуд Адаму (мир ему).
Известно, что их земной поклон не считается поклонением, потому что они не были убеждены в наличии качеств господства или божественности в Адаме (мир ему). Этот земной поклон считается приветствием и проявлением уважения и был дозволен до прихода нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Затем такой вид приветствия был отменен (мансух) и стал считаться запретным.
Второе условие – убеждение в наличии качества божественности в том, кому подчиняются.
Священный Коран во многих местах разъясняет нам, что мушрики подчинялись своим идолам из-за убеждённости в том, что они являются божествами. Подчинение чему-то с убежденностью, что оно является божеством, есть поклонение.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
أَئِنَّكُمْ لَتَشْهَدُونَ أَنَّ مَعَ اللِّه آلِهَةً أُخْرَى قُلْ لَا أَشْهَدُ قُلْ إِنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌوَإِنَّنِي بَرِيءٌ مِمَّا تُشْرِكُونَ
(Смысл): «Неужели вы свидетельствуете, что наряду с Аллахом есть другие божества? Скажи (Мухаммад): я не свидетельствую (об этом). Скажи: только Аллах– Единственный Бог, и я не причастен к тем, кого вы придаете Аллаху сотоварищем».(сура «Аль-А’нам», 19)
Мушрики были настолько убеждены в божественности своих идолов, что даже не могли понять, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мог призывать их к Единому Богу:
أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ
(Смысл): «Неужели он (Мухаммад) сделал божества Единым Богом? Воистину, это удивительное дело». (сура «Сад», 5)
Отсюда следует, что если кто-то подчиняется кому-то без убеждения наличия в нём каких-либо качеств господства или божественности, то такое подчинение не считается поклонением.
Напомним также, что убеждение в наличии в ком-то качества божественности неразрывно связано с убеждением наличия в нем качества господства. Если кто-то убеждён в наличии в ком-то качества божественности, то есть считает, что этот кто-то достоин поклонения, значит, он убежден в наличии в нём и каких-либо качеств господства. И наоборот, если кто-то убеждён в наличии в ком-то качеств господства, значит, он убеждён и в наличии в немкачества божественности, то есть считает, что он достоин поклонения.
Из книги «КИТАБУ АТ-ТАВХИД» – КНИГА ЕДИНОБОЖИЯ
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.