Что такое данность значение

Значение слова «данность»

Что такое данность значение. Смотреть фото Что такое данность значение. Смотреть картинку Что такое данность значение. Картинка про Что такое данность значение. Фото Что такое данность значение

ДА’ННОСТЬ, и, ж. (книжн.). То, что непосредственно дано, что находится в непосредственном обладании. Д. сознания.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

да́нность

1. то, что дано, что есть в наличии ◆ Нужно просто принять это как данность.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое данность значение. Смотреть фото Что такое данность значение. Смотреть картинку Что такое данность значение. Картинка про Что такое данность значение. Фото Что такое данность значениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ломака (существительное):

Ассоциации к слову «данность&raquo

Синонимы к слову «данность&raquo

Предложения со словом «данность&raquo

Цитаты из русской классики со словом «данность»

Сочетаемость слова «данность&raquo

Какой бывает «данность»

Понятия, связанные со словом «данность»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «данность&raquo

Это не хорошо и не плохо – просто объективная данность, но тоже логически вписанная в современность и отражающая знаковые культурные тенденции.

Третья особенность объекта – это абстрактность его актуальных для мышления свойств при его непосредственной данности субъекту.

Понимание природной данности позволит родителям трезво оценивать свой вклад в развитие личности ребёнка.

Источник

Значение слова данность

Данность в словаре кроссвордиста

данность

ж.То, что есть в наличии, что бесспорно существует, но необъяснимо.

Большой современный толковый словарь русского языка

ж. То, что дано, что есть в наличии; действительность, реальность.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь русского языка Лопатина

то, что дано, что есть в наличии, объективная действительность

Словарь русского языка Ожегова

данность ж. То, что дано, что есть в наличии; действительность, реальность.

Толковый словарь Ефремовой

данности, ж. (книжн.). То, что непосредственно дано, что находится в непосредственном обладании. Данность сознания.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Полный орфографический словарь русского языка

то, что дано, что есть в наличии

Анализируя эту проблему, Маркузе приходит к выводу, что основной порок многих построений философского идеализма, характерного для этой культуры (который, впрочем, в иных ракурсах оборачивается достоинством) заключается в том, что, верно осмысляя принцип развития как противоречие между скрытыми возможностями мира и человека и сковывающей их данностью (включая косную данность устаревших социально-политических структур), идеалистические системы «лишают это противоречие силы, утверждая его как онтологическое»[10][11] в том смысле, что переносят его из области конкретной истории в запредельную сферу чистых сущностей, тем самым полагая неоправданные границы его действию и влиянию.

Эстетическую данность – как точку интенсивности, как сингулярность можно понять и описать как данность чего-то особенного, Другого, то есть того, «что» не может быть сведено ни к субъекту, ни к объекту, ни к отношению того и другого.

Единство данности и конкретной ситуации сознания, в которой эта данность «имеет место», Гуссерль выражает с помощью понятия «интенциональность».

Источник

Значение слова данность

данность в словаре кроссвордиста

данность

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

данности, ж. (книжн.). То, что непосредственно дано, что находится в непосредственном обладании. Данность сознания.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-и, ж. (книжн.). То, что дано, что есть в наличии объективная действительность.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ж. То, что дано, что есть в наличии; действительность, реальность.

Примеры употребления слова данность в литературе.

Как бы ни подчеркивали эксперты опасность замедления темпов роста, нельзя не видеть, что стоимостные показатели, в которых исчисляется этот рост, сегодня все более отрываются от той объективной данности, которую представляет собой современная экономика.

Если экзистенциальная аналитика тем, что начинает с вышеназванной данности Я, попадает как бы в ловушку самого присутствия и его напрашивающегося самотолкования?

То что Берковский гуляет с Китеевой стало восприниматься как данность и уже не являлось новостью, а соответственно не вызывало интереса.

Они все принимали как данность: систему, собственное бессилие, нищету, своего непутевого сына.

Человеку, психологически установленному на восприятие, главным образом, сходства между вещами, собирательное понятие дается, так сказать, само собой, оно положительно навязывается ему так же несомненно, как фактическая данность чувственных восприятий.

Но человеку, психологически установленному на восприятие, главным образом, отличительных признаков вещей, их сходство воспринимается с трудом: то, что он видит, это их разнородность, различие, являющиеся для него столь же несомненной фактической данностью, как для другого сходство.

Органон той последней логической и трезвой абстракции, которая должна достигаться бесконечным отодвиганием точки приемлемости и в которой проявляется вся радикальность протестантского духа,- это то позитивистское двойное подтверждение земной данности и суровой аскетичности долга, которое было свойственно уже Лютеру и всему Возрождению и которое, реализовывая теперь свойственные ему и необходимые идеи, стремится к новому единству мышления и бытия, к новому единству этической и материальной бесконечности.

Ей, девушке из инквизиторского рода, было с детства привычно зрелище бесконечной Трактовой Равнины, и она воспринимала его как данность, не находя в нем ничего диковинного и поразительного.

Опять же и данная до сих пор позитивная интерпретация присутствия запрещает отправляться от формальной данности Я в видах феноменально удовлетворительного ответа на вопрос о кто.

Не идея как монологический вывод, хотя бы и диалектический, а событие взаимодействия голосов является последней данностью для Достоевского.

Если должно обнаружиться, что онтологический горизонт для определения доступного через прямую данность остается в принципе неопределенным?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: dannost’
Задом наперед читается как: ьтсоннад
Данность состоит из 8 букв

Источник

данность

Принять как да́нность кого-, что-л. (смиренно, без возмущения, негодования)

Смотреть что такое «данность» в других словарях:

ДАННОСТЬ — ДАННОСТЬ, данности, жен. (книжн.). То, что непосредственно дано, что находится в непосредственном обладании. Данность сознания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДАННОСТЬ — ДАННОСТЬ, и, жен. (книжн.). То, что дано, что есть в наличии, объективная действительность. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

данность — сущ., кол во синонимов: 4 • богоданность (1) • действительность (25) • … Словарь синонимов

Данность — ж. То, что есть в наличии, что бесспорно существует, но необъяснимо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

данность — данность, данности, данности, данностей, данности, данностям, данность, данности, данностью, данностями, данности, данностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

данность — д анность, и … Русский орфографический словарь

данность — (3 ж), Р., Д., Пр. да/нности … Орфографический словарь русского языка

данность — наяўнасць … Старабеларускі лексікон

данность — да/нн/ость/ … Морфемно-орфографический словарь

Источник

Лекция первая. Данность

Первую лекцию о философии Льва Шестова мы должны посвятить двум вопросам. Во-первых, надо понять предлагаемое объяснение наследия философа. Для этого важно объяснить, что такое образы философии. Во-вторых, поскольку лекция эта первая, мы ставим себе задачу рассказать о центральном для философии Льва Шестова понятии – данности. Имея в виду эти два вопроса, мы и начнем. Однако перед этим мы вынуждены сделать небольшое отступление.

Философия Шестова, как она предстает в нашей трактовке, была названа философией очевидности. Мы вполне допускаем, что это название введет некоторых слушателей в замешательство. Ведь мало того, что под именем философии очевидности выступал философ, ничем не похожий на Шестова, но и сам Шестов выступал против самоочевидностей. Затруднение это понятно и решать его здесь, как нам кажется, не место. Только после того, как мы познакомимся с предложенной трактовкой Шестова, мы сможем обсудить, что же означает философия очевидности в применении к Шестову.

Учитывая это замечание, приступаем.

Как принято смотреть на идеи великих философов? Искать в них систему. Философ от своего первого и до последнего произведения развивал определенную систему мыслей, все больше углубляя идеи, ставшие для него основными, уточняя формулировки. Задача же потомков – свести весь путь, который проделала мысль философа, к более или менее полной и четкой системе. Применим ли подобный подход к философскому наследию Льва Шестова? Нет.

Прежде всего, сам Шестов не стремился к тому, чтобы создать законченную философию. В его произведениях невозможно отыскать хотя бы тезисного обобщения основных идей и выводов. Объясняется это, скорее всего тем, что Шестов не ставил перед собой подобной задачи – создать систему. Философ хотел показать лишь то, что возможна философия до этого невиданная, которая стоит в стороне от главных направлений человеческой мысли. Другими словами, Шестов хотел показать образы философии, которые, по его мнению, и не могли быть сведены к системе.

В то же время, и сам Шестов, в своих произведениях не старался описывать философские концепции. Конечно, основной метод, которым он пользовался, чтобы донести свои мысли, это изложение мыслей великих представителей философии. Но в произведениях своих предшественников Шестов не искал законченных идей, а искал все те же образы философии.

Так или иначе, когда мы смотрим на философию Шестова, то упираемся в образы. Что же это такое? Представим себе, что философ стремится отыскать ответы на все сложные вопросы о мире и человеке. Для этого он развивает определенные идеи. Так мы и понимаем его творчество. А что если смотреть на философские системы как на отработанный материал, среди которого появляются то там, то здесь крупицы истины? Эти-то крупицы и есть образы.

Системы, создаваемые философами, это лишь попутный результат: далеко не самое главное. Перед их взором всегда находится философия, к которой они стремятся, которую они хотят «поймать» в слова и категории. Но у них это не получается по разным причинам. И поэтому в многочисленных произведениях остаются только следы такой философии. Следы эти и есть образы.

Образы какой философии искал в произведениях прошлого Шестов? Какие образы оставил сам Шестов в своих произведениях? Именно это мы должны показать.

Теперь мы можем только сказать, что образы эти представляют собой философию очевидности. Наша задача состоит не в том, чтобы пытаться дать сами образы. Главное наметить очертания философии очевидности, опираясь на эти образы. Для этого мы предлагаем ниже семь тезисов, которые и позволяют понять, чем же должна быть такая философия. Мы приводим эти тезисы без подробного описания каждого из них, так как описание будет дано в других лекциях. В этой же лекции мы остановимся на образе данности, без уяснения которого невозможно будет понять и всего остального. Итак, вот эти тезисы.

Тезис первый. Когда человек открывает себя как человека, то он открывает данность. Перед данностью человек испытывает страх, и так как человек хочет устроиться на земле, то он подчиняется разуму.

Тезис второй. Разум предложил человеку ведение, то есть знание об основаниях, и разум же с помощью оснований создал из данности мир возможного и невозможного. Человек стал ведающим, перед ним открылся мир возможного и невозможного, который он принял и подчинился разуму. Ведающий о мире возможного и невозможного человек избавился от страха. Разум же стал господином, диктующим миру возможного и невозможного законы и принципы.

Тезис третий. Основания – это согласованность и необходимость. Согласованность подбирает элементы данности так, что одно не может быть без другого, а необходимость объединяет эти элементы обязательной связью. С помощью оснований разум создает мир возможного и невозможного, в котором данность, имеющая основания, возможна, а данность, оснований не имеющая, невозможна.

Тезис четвертый. Выйти из подчинения разуму человек может, пройдя путь к очевидности, то есть путь от удивления через отчаяние к очевидности.

Тезис пятый. Удивление наступает, когда человек ищет оснований в данности, отыскивает их, но не может ими удовлетвориться и продолжает искать.

Тезис шестой. Отчаяние наступает, когда человек убеждается, что отыскать основания нельзя, и что данности основания не нужны.

Тезис седьмой. Перед отчаянием разум отступает, забирая у человека ведение и разрушая мир возможного и невозможного. Человек становится неведающим и перед ним открывается очевидность как данность, лишенная оснований, данность, только и всего. Приняв очевидность, человек обретает веру.

Чтобы начать разговор о данности, мы должны условиться в отношении некоторых понятий. Прежде всего, тот мир, который мы привыкли понимать как разумный и покоящийся на основаниях, мы будем называть миром возможного и невозможного. Далее, мир возможного и невозможного – это мир, созданный разумом, чтобы скрыть от человека как раз то, что мы хотим обсудить – данность. Делает это разум совершенно не против воли человека, как вы могли понять по тезисам.

Договорившись об этом, мы должны сделать несколько небольших указаний. Во-первых, человек не может обрести данность, пока он не прошел путь к очевидности. Что такое данность написано в первом тезисе, но чтобы представить себе данность, а уже затем пояснить сам этот тезис, мы предлагаем произвести сведение мира возможного и невозможного к данности. Во-вторых, осознание того факта, что разум скрывает от человека данность, подменяя ее миром возможного и невозможного, это, безусловно, заслуга Шестова. Именно этому он посвящал свои основные произведения, в которых разоблачал разум. В-третьих, Шестов один из немногих, кто увидел, чем так привлек человека разум. Философ показал, что утаил от человека разум, чем подменил действительность. Поэтому-то в его произведениях наиболее употребляемы категории «необходимость», «порядок и связь вещей».

Итак, проследим мысль Шестова. Прежде всего, философ говорит о том, что мир возможного и невозможного похож «как две капли воды на то, что действительно существует». При этом мир возможного и невозможного появляется только тогда, когда к данности разумом добавляется «некая прибавка» так, что этот мир состоит из «данного человеку и созданного человеком» (здесь, конечно, имеется ввиду, созданное разумом).

Получается, что данность есть и в мире возможного и невозможного, только она скрыта от человека разумом. Эта мысль – большая заслуга Шестова, который показал, что данность не есть нечто отличное от мира возможного и невозможного, но уже в мире возможного и невозможного, если можно так сказать, дана. Хорошо известно, что были и другие предположения. Так, вспомним Канта. Ведь то, что у Канта можно считать образом данности – «вещь в себе» – недоступно человеку, он не может к ней подобраться. За такую позицию Шестов критиковал великого немца. Нет, данность есть и в этом мире, но мы на нее не обращаем внимания, так как разум к «данному человеку» добавил «созданное». В этой-то «прибавке» к данности и состоит все дело. Мы не должны еще здесь говорить об этой прибавке подробно, но нам необходимо, чтобы двигаться дальше кое-что о ней узнать.

Данность есть и в мире возможного и невозможного, а значит добраться до данности можно и из мира возможного и невозможного. Все что для этого нужно, убрать мешающую увидеть данность прибавку. Что же это? И здесь, в ответе на этот вопрос, Шестов так же сказал нечто очень важное. Прибавкой, превращающей данность в мир возможного и невозможного, являются основания. В мире возможного и невозможного есть основания.

Вернемся к тезису третьему. Там сказано: данность, основания имеющая, возможна, данность, оснований не имеющая, невозможна. Нам еще предстоит вести разговор об основаниях, но пока нам хватит и этого. В данности разум находит основания, делая тем самым данность миром возможного и невозможного. Вот как пишет об этом сам Шестов: разуму «с одной стороны, нужно разбить внешний мир на части, чтобы овладеть им, с другой стороны, тоже нужно эти части возможно прочнее связать, чтобы не было непредвиденностей или чтоб было поменьше непредвиденностей». Из всего этого мы должны сделать вывод: чтобы представить, что такое данность, нам нужно из мира возможного и невозможного «вычесть» основания, то есть сначала разбить цепи оснований, а затем в разрушенных частях мира возможного и невозможного отыскать данность. И то, что мы отыщем, будет данностью, тем, что открывается человеку, когда человек открывает себя, как человека.

Почему это так? Потому что мир возможного и невозможного это искажение первоначального отношения человека к данности. Разум встал между человеком и данностью, при помощи оснований исказив данность. Но отстранение разума означает, что человек возвращается к первоначальному отношению к данности, где нет ничего, что было бы между ними посредником, что могло бы исказить данность. Поэтому-то не только данность открывается человеку, который открывает себя как человека, но и само открытие человеком самого себя как человека может быть только открытием себя как открывающего данность. В другом месте (во второй статье «Основной образ…») мы пишем, что данность это то, что открывается человеку, который открывает себя как человека, открывающего данность.

В этом и состоит «данное» человеку. Шестов указал, быть может первым, что данным может быть все что угодно, основания же, которые пытается отыскать разум, к данности отношения не имеют. И в этом различии данного и мира возможного и невозможного состоит образ данности Шестова, его учение о данности.

Теперь еще немного последим за мыслью Шестова, чтобы убедиться, что имел в виду под данностью философ. Шестов приводит такой пример: «Вода превратилась в пар или в лед – мы спрашиваем: почему? Вопрос имеет смысл только в том случае, если мы вперед решили, что пар – это не вода, и лед тоже не вода. Что, стало быть, было одно, а потом явилось другое, и мы хотим объяснить себе, как одно превращается в другое, как появляется на земле новое. Но если бы не было нас… то пар или лед вовсе не представляли бы сравнительно с водой чего-либо „нового“, „иного“… Когда в горах тает снег, реки разливаются: для человека, отделяющего снег в горах от воды в реке, тут есть отношение причины и действия. Когда снег превращается в воду, попадает в реку, а река заливает или разрушает деревню, человек тревожится, спрашивает и тогда только впервые и возникает кажущийся объективным вопрос о причинности. Но тут объективного нет ничего. „В целом“ мир каким был, таким и остался».

Как же это понимать? Сначала посмотрим на этот пример с позиции мира возможного и невозможного. Мы знаем, что возможно в мире только то, что имеет основания. Раз талый снег увеличивает уровень воды в горных реках, которая затем затопляет деревню, значит, все здесь имеет связь. Вспомним, что разум стремится как можно прочнее связать части мира. Но чтобы связать части мира необходимо сначала мир разделить на части. То есть надо в мире (мы уже должны понимать, что правильнее было бы говорить «в данности») отыскать части, а значит «разбить внешний мир», и уже затем его «связать». Так и происходит. То, что есть, делится разумом (превращение данности в мир возможного и невозможного именно разум и совершает) на части – лед, река, деревня, а уже затем связывает это в растаявший снег, наполнивший реки, которые оттого и затопили деревню.

Теперь посмотрим на этот пример с позиции данности. Для этого, как мы уже знаем, мы должны отказаться от предлагаемого разумом единства частей. Мир не един в своей взаимосвязи, а значит, нет льда, воды, реки и деревьев. Эти части не связаны, потому что их просто нет. Есть то, что лежит за связанностью частей, и это есть данность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *