Что можно входить в ядро системы кис
Что можно входить в ядро системы кис
Под различными способами организации ядра КИС в данной статье понимается использование различных моделей данных при реализации ядра в виде совокупности баз данных. Было решено остановить выбор на среде разработки СУБД ADABAS и Natural, как одной из самых эффективных для лесопромышленного предприятия [1]. СУБД ADABAS (Software AG, Германия) является профессиональной промышленной СУБД. В СУБД ADABAS можно проектировать БД с использованием практически любой модели данных. Это становится возможным благодаря тому, что ADABAS обеспечивает поддержку следующих моделей данных [5, 6]:
Структура функционального ядра КИС лесопромышленного предприятия определяется видами производств в составе предприятия, спецификой управления и используемых технологий. В общем виде (предположив, что на неком абстрактном предприятии используются все виды производств) ядро КИС может быть представлен как совокупность следующих компонентов:
1. Модуль «Планирование». Модуль может основываться как на одном из следующих принципов, так и на обоих принципах одновременно:
2. Модуль «Производство». Значения части переменных модуля определяется модулем «Планирование». Перечень переменных и специфика формирования учетных записей модуля «Производство» представлены в [7, 8]. Включает следующие подсистемы:
Модуль «Переработка отходов».
3. Модуль «Основные фонды». Значения части переменных модуля определяются модулем «Планирование» и составом модуля «Производство».
4. Модуль «Склад». Значения части переменных модуля определяются и в определенных случаях ограничиваются составом модуля «Производство» и видами основных средств в составе модуля «Основные фонды». Служит для учета сырья (древесина на определенной стадии обработки), готовой лесопродукции, дополнительных видов сырья и материалов, запчасти, незавершенное производство. Включает подсистемы:
5. Модуль «Заказы». Максимальные значения объемов заказов по видам лесопродукции определяются модулем «Склад».
Производит учет вида заказываемой лесопродукции, количества продукции, информации о заказчике, стоимости заказа, способе оплаты, способе погрузки, дате заказа, дате исполнения заказа, дате оплаты заказа, прочей сопутствующей информации.
6. Модуль «Учет». Значения части переменных модуля формируются модулями «Производство», «Основные фонды», «Склад» и «Заказы». Помимо учета данных перечисленных видов деятельности осуществляет налоговую отчетность; управление финансовой деятельностью (включая управление кредиторской и дебиторской задолженностью); кадровый учет и учет заработной платы; прочую учетную деятельность.
Взаимосвязи программных модулей ядра КИС лесопромышленного предприятия могут быть показаны в виде схемы (рисунок). На рисунке для редактируемых модулей (показанных входящими стрелками) также представлен перечень переменных, значения которых определяются редактирующими модулями (показанными исходящими стрелками).
На рисунке введены следующие обозначения переменных программных модулей:
Взаимосвязи компонентов ядра КИС лесопромышленного предприятия
Проектирование структуры модулей ядра КИС в рамках СУБД ADABAS производится при помощи объявления компонентов (полей), указания уровней компонентов, задания внутрисистемных связей (объединения полей в группы и периодические группы). Задание внутрисистемных связей компонентов производится объявлением вспомогательного компонента определенного уровня группой или периодической группой в рамках создаваемой таблицы определения данных (таблица FDT).
Каждой строкой определяется один компонент структуры ядра КИС. Каждая строка состоит из следующих базисных характеристик:
Ниже показан пример объединения полей в группы [2]:
В данном примере элемент группы AA имеет первый уровень, т.е. элементы 2-го уровня A1 и A2 являются элементами группы AA. Ниже приведены примеры реализации базы данных об отделах, сотрудниках, заказчиках и контрактах в СУБД ADABAS с использованием различных моделей данных.
Реляционная структура ядра
В СУБД ADABAS реляционная структура задается посредством создания одного файла БД для основного отношения (для хранения информации о контракте) и создания дополнительных файлов (для хранения справочной информации об отделах, сотрудниках, заказчиках):
Иерархическая структура ядра
В рамках СУБД ADABAS иерархическая модель БД реализуется следующим способом:
File 1 (реализующий связь ОТДЕЛЫСОТРУДНИКИ-ИСПОЛНИТЕЛИ):
File 2 (реализующий связь ЗАКАЗЧИКИ-КОНТРАКТЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ):
Многоуровневая структура ядра
Основными отличиями многоуровневой структуры ядра от иерархической являются:
Остальные связи и правила создания иерархических структур в СУБД ADABAS остаются теми же и при создании многоуровневой структуры [2].
В рамках СУБД ADABAS вышеописанная модель структуры ядра создается при помощи объединения полей в периодические группы.
В СУБД ADABAS многоуровневая структура БД реализуется следующим способом:
Мультипольная структура ядра
Характерной чертой мультипольной структуры ядра БД является возможность хранения нескольких значений в рамках одного, специальным способом определенного, поля. В СУБД ADABAS такое поле носит название «мультиполе» (или множественное поле). Фактическое количество значений, присутствующих в каждой записи мультиполя, может меняться от 0 до 191, но, по крайней мере, одно значение должно присутствовать в каждой входной записи.
Преимущества использования мультипольных структур проявляются, когда необходимо для каждой записи периодически вносить дополнительные данные.
В СУБД ADABAS мультипольная структура БД начисления заработной платы реализуется следующим способом:
File 1 (основное отношение):
Смешанная структура ядра
Организация смешанной структуры ядра КИС представляет синтез свойств вышеописанных структур ядра. Мультимодельность ADABAS в совокупности с рядом дополнительных возможностей, позволяет строить как сугубо традиционные иерархические, сетевые и реляционные SQL базы данных, так и сложные текстовые информационно-поисковые и интегрированные системы и системы обработки изображений, постpеляционные структуры для моделирования человеческой деятельности, экспертного анализа сложных производственных процессов и т.д. При этом можно сочетать преимущества различных подходов. Структуры ядра всех типов могут беспрепятственно использоваться как при создании одного или нескольких файлов различных структур.
Выводы
В рамках КИС лесопромышленного предприятия специфика видов деятельности предприятия определяет наиболее эффективную для использования модель данных ядра КИС (БД). Специфика видов деятельности лесопромышленного предприятия представлена в [4]. В среде СУБД ADABAS и Natural возможно использование всех основных моделей данных при создании ядра КИС.
Дальнейшее направление исследований состоит в корректном выборе предложенных в данной статье способов реализации ядра КИС в соответствии со спецификой каждого вида деятельности лесопромышленного предприятия.
Список литературы
Рецензенты:
Корпоративные информационные системы (КИС)
Корпоративные информационные системы (КИС) в целом можно рассматривать как управленческую идеологию, которая реализована на основе информационных систем и использует ключевые бизнес-стратегии организации или предприятия. Эти системы предназначены в первую очередь для упрощения выполнения задач по систематизации информации и автоматизации различных процессов, связанных с хранением и обработкой данных.
Преобладающее большинство средних и крупных компаний рано или поздно сталкиваются с проблемой, когда обычные офисные программные продукты (например, программы пакета MS Office), используемые для бухгалтерского, управленческого и других видов учета, не справляются с возросшим объемом данных. Для охвата всех аспектов хозяйственной деятельности организации требуется внедрение КИС, которая позволит повысить эффективность функционирования предприятия в целом – от работы рядовых сотрудников, до менеджеров любого звена.
В качестве наглядного примера можно рассмотреть деятельность мелкого фермера, имеющего в своем распоряжении несколько соток земли, с обработкой которой он может справиться собственными силами. Расширив свои землевладения до нескольких гектаров, он будет нуждаться в сельхозтехнике, которая в некоторой степени автоматизирует процессы: вспашка земли, посадка, сборка урожая. Подобно сельхозтехнике, КИС упрощает и автоматизирует выполнение большинства процессов на предприятии.
Основные цели и задачи внедрения корпоративной информационной системы
Ключевая задача приобретения и внедрения корпоративной информационной системы состоит в получении надежного инструмента для управления предприятием и повышения эффективности управленческих процессов.
Например, КИС для промышленных компаний позволяет собирать информацию о производственных процессах, финансовых операциях, закупках сырья, рынках сбыта. На основе этой информации управленцы могут вносить корректировки в деятельность предприятия. Таким образом, КИС позволяет увидеть предприятие «изнутри», оценить эффективность функционирования основных систем, выявить «лишние» издержки и факторы, мешающие увеличению прибыльности. Особую ценность КИС представляет для руководства холдингов, так как система позволяет консолидировать данные, поступающие из филиалов, осуществлять дистанционный мониторинг деятельности всех подразделений.
К типовым целям внедрения КИС относят:
Главное, что должны понимать владельцы организаций и предприятий, это то, что КИС не способствует повышению прибыльности напрямую. Основная задача системы заключается в ускорении и автоматизации процессов обработки данных для получения более точной и оперативной информации, необходимой для принятия ключевых решений.
Основные проблемы внедрения корпоративной информационной системы
На текущий момент доступен широкий выбор программного обеспечения, предназначенного для использования в качестве автоматизированных систем управления организацией. Каждый из программных комплексов предназначен для решения тех или иных задач, имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее, не каждое внедрение КИС оказывается успешным, о чем свидетельствует мировая статистика. Основные сложности с внедрением информационных систем связаны с тремя ключевыми аспектами:
Вторая проблема напрямую связана с возможностями самой системы, а именно – ее гибкостью. Поскольку предприятия функционируют в изменчивой среде, в которой увеличивается конкуренция, вводятся дополнительные нормы и правила, зачастую приходится вносить корректировки в бизнес-процессы. Поэтому, внедряемая система должна предоставлять возможности в настройке и модификации собственной конфигурации.
Третья проблема связана с квалификацией команды, которая занимается внедрением. Поскольку любая КИС представляет собой весьма сложное программное решение, для успешного внедрение требуется объединение усилий как разработчиков, так и представителей самого предприятия. Во-первых, любая система не может функционировать самостоятельно. Для управления ее работой требуется квалифицированный персонал, который в идеале должен получить все необходимые навыки на этапе внедрения системы. Во-вторых, разработчик или поставщик КИС не должен перекладывать ответственность по внедрению системы на заказчика. При этом особе значение имеет квалификация исполнителей – участие малоопытных специалистов может привести к неудовлетворительном результату.
Четвертая проблема напрямую связана с самим предприятием, а именно – некорректной постановки задачи его руководством. Во-первых, некоторые владельцы компаний имеют чрезмерно завышенные ожидания, предполагая, что внедрение системы позволит мгновенно превратить убыточный бизнес в процветающий. Во-вторых, часто возникает ситуация, когда руководитель самоустраняется от решения задач по внедрению КИС, перекладывая их на плечи руководителей низшего звена. Кроме того, причиной негативного результат внедрения может быть отказ от реорганизации бизнес-процессов.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить ключевые факторы, влияющие на успех внедрения КИС на предприятиях любых масштабов:
Кроме всего, один из этапов внедрения должен предусматривать тестовый период опытной эксплуатации системы с полным охватом всех участков учетной и управленческой деятельности. Это лучший способ проверки степени пригодности системы с относительно невысокими затратами в сравнении с убытками, которые возникнут при полноценном внедрении неподходящего варианта КИС.
Преимущества внедрения корпоративной информационной системы
Как известно, глобальной целью внедрения КИС является увеличение эффективности работы организации в целом. Окупаемость системы рассчитать крайне сложно, поскольку она способствует снижению трудноизмеримых транзакционных затрат и оптимизирует структуру организации в целом. Таким образом, дать количественную оценку приросту доходности предприятия, на котором проводилось внедрение информационной системы, не представляется возможным. Однако, можно оценить степень влияния на логистику, поскольку КИС способствует оптимизации материальных потоков и уменьшению потребности в оборотных средствах. Система финансового контроллинга, поставленная на базе корпоративной информационной системы, позволяет уменьшить накладные затраты, исключить нерентабельные продукты и малоэффективные (или убыточные) подразделения.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать несколько ключевых преимуществ внедрения КИС:
ERP как корпоративная информационная система
ERP является одной из разновидностью корпоративных информационных систем, которая предназначена для создания единого информационного пространства организации и обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, включая производственные процессы, ведение продаж и учет заказов. ERP обеспечивают полноценный контроль для операционной и административной деятельностью предприятий, создавая единую цепочку, в которую входят: учет финансовой деятельности, планирование, управление материальными потоками, производственные процессы, сбыт продуктов, сотрудничество с поставщиками сырья и партнерскими организациями.
Простыми словами, основная цель ERP – держать под полным контролем все ресурсы предприятия, объединяя все его части в единый механизм. В отличие от CRM и прочих типов КИС, ERP позволяет отладить работу всей компании в целом, а не только отдела продаж. Наиболее востребованными сферами для внедрения ERP-систем являются торговля, машиностроение, пищевая и химическая промышленность, а также строительство.
1C:ERP. Мы внедрили уже более 1000 проектов!
Результаты внедрения КИС ERP
Данная система позволяет объединить все бизнес-процессы в рамках единой системы, в чем и заключается ее ключевое преимущество. В результате внедрения ERP достигают следующих эффектов:
ERP-системы являются мощными, гибкими и универсальными программными решениями, содержащими функционал для реализации большинства бизнес-процессов. На этапе внедрения может использоваться лишь часть доступного функционала, при этом остальные возможности будут подключены в будущем с минимальными временными и финансовыми издержками. Таким образом, выбор в пользу ERP-системы можно рассматривать как инвестицию в будущее, которая будет раскрывать свой потенциал по мере роста и развития компании.
Корпоративные информационные системы. Информационные технологии предприятий
7. Корпоративные информационные системы. Информационные технологии предприятий
Введение
Современные корпоративные информационные системы (КИС) играют в наше время очень важную роль в бизнесе.
КИС отражает концептуальную и физическую архитектуру организации и сопровождает ее многофункциональную деятельность. Основой КИС предприятий на современном этапе являются так называемые системы планирования ресурсов предприятий (Enterprise Recourse Planning — ERP). Мировой опыт свидетельствует, что умело выбранная и внедренная ERP-система существенно улучшает управляемость предприятием и повышает эффективность его работы.
7.1. Управленческий учет и отчетность
Построение корпоративной информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией и соответствующих потоков данных и информации. Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня. Под управлением понимают достижение поставленной цели при условии реализации следующих основных функций: организационной, плановой, учётной, анализа, контрольной, стимулирования.
В последние годы в сфере управления всё активнее стали применяться понятие «принятие решения» и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятие решения. Принятие и исполнение делового решения — акт формирования и целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработки политики и программы (алгоритма) достижения этой цели.
Первым шагом на пути к эффективному управлению является создание системы сбора, оперативной обработки и получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия — системы для реализации управленческого учёта.
Управленческий учёт представляет собой проблему для значительной части руководителей предприятий в основном из-за отсутствия соответствующей системы обработки и представления данных, на основе которых принимаются решения. Иногда сведения, получаемые руководством для контроля и принятия решений, формируются из системы финансовой отчетности, кадрового учета и т. д. Проблема состоит в том, что эти сведения служат специфическим целям и не отвечают потребностям руководства для принятия решений. Поэтому на многих предприятиях существуют параллельно две системы учета — бухгалтерский и управленческий (практический), т. е. служащий обеспечению выполнения повседневных рабочих задач сотрудников и руководителей предприятия. Как правило, такой учет ведется по принципу «снизу-вверх». Сотрудники предприятия для выполнения своей работы фиксируют необходимые им данные (первичную информацию). Когда руководству предприятия нужно получить какие-то сведения о положении дел на предприятии, оно обращается с запросами [Ї к менеджерам более низкого уровня, а те, в свою очередь, к исполнителям.
Следствием такого самопроизвольного подхода к формированию системы отчетности является то, что, как правило, возникает конфликт между той информацией, которую хочет получить руководство, и теми данными, которые могут предоставить исполнители. Причина этого конфликта очевидна — на разных уровнях иерархии предприятия требуется разная информация, а при построении системы отчетности «снизу-вверх» нарушается основной принцип построения информационной системы — ориентация на первое лицо. Исполнители обладают либо не теми видами данных, которые нужны руководству, либо нужными данными не с той степенью детализации или обобщённости.
Большинство руководящих работников действительно получают отчеты о работе своих отделов, но эти сведения либо излишне пространны — например, подшивка договоров о продаже вместо сводного отчета с приведением цифр об общем объеме сбыта за указанный период, либо, наоборот, недостаточно полны. Кроме того, сведения поступают с запозданием — например, можно получить сведения о дебиторской задолженности через 20 дней по окончании месяца, а между тем отдел сбыта уже отгрузил товары заказчику с просроченным последним платежом. Неточные данные могут быть причиной неверных решений. Точные данные, полученные с запозданием, также теряют ценность.
Для того чтобы руководство предприятия могло получать необходимые ему для принятия управленческих решений данные, необходимо строить систему отчетности «сверху вниз», формулируя потребности верхнего уровня управления и проецируя их на нижние уровни исполнения. Только такой подход обеспечивает получение и фиксирование на самом низшем исполнительском уровне таких первичных данных, которые в обобщенном виде смогут дать руководству предприятия ту информацию, в которой оно нуждается.
Важнейшими требованиями к системе управленческого учета являются своевременность, единообразие, точность и регулярность получения информации руководством предприятия. Эти требования могут быть реализованы при соблюдении ряда простых принципов построения системы для формирования управленческой отчетности:
Очевидно, что эти требования наиболее полно могут быть реализованы с помощью автоматизированной системы. Однако опыт упорядочения систем управленческой отчетности на различных предприятиях показывает, что внедрению автоматизированной системы управленческого учета должна предшествовать достаточно большая «бумажная» работа. Ее выполнение позволяет промоделировать различные особенности управленческой отчетности предприятия и, тем самым, ускорить процесс внедрения системы и избежать многих дорогостоящих ошибок.
7.2. Автоматизированные информационные системы
Термин «автоматизированные системы управления» (АСУ), впервые появился в России в 1960-е гг. ХХ века в связи с применением компьютеров и информационных технологий в управлении экономическими объектами и процессами, что дало возможность повысить эффективность производства, лучше использовать ресурсы, избавить управленцев от выполнения обязательных рутинных операций.
Для любого предприятия возможность повышения эффективности производства в первую очередь определяется эффективностью существующей системы управления. Скоординированное взаимодействие между всеми подразделениями, оперативная обработка и анализ получаемых данных, долговременное планирование и прогнозирование состояния рынка — вот далеко не полный перечень задач, которые позволяют решить внедрение современной автоматизированной системы управления (рис. 7.2).
В этой связи, говоря о возросшем интересе российских предприятий к внедрению автоматизированных систем управления, нельзя не отметить, что в настоящее время на отечественном рынке преобладают две основные тенденции их разработки и внедрения.
Первая заключается в том, что предприятие пытается постепенно внедрить системы автоматизации лишь на отдельных участках своей деятельности, предполагая в дальнейшем объединить их в общую систему, либо довольствуясь «кусочной» («лоскутной») автоматизацией. Несмотря на то, что этот путь, на первый взгляд, кажется менее затратным, опыт внедрения таких систем показывает, что минимальные затраты в подобных проектах чаще всего оборачиваются и их минимальной отдачей, а то и вовсе не приносят желаемого результата. К тому же сопровождение и развитие таких систем чрезвычайно затруднено и затратно.
Вторая тенденция — комплексное внедрение систем автоматизации, что позволяет охватить все звенья системы менеджмента от низового уровня производственных подразделений до верхнего управленческого уровня. В этом случае такая система включает в себя:
Какая-либо однозначная и общепринятая общая классификация ИТ-предприятий отсутствует. Возможный вариант обобщенной структуры современных информационных технологий, внедряемых на промышленных производствах различного типа, приведен на рисунке 7.2, на котором сделаны следующие общепринятые сокращения:
С точки зрения внедрения информационных технологий все предприятия можно разделить на два больших класса: предприятия с дискретным типом производства (дискретное производство) и предприятия с непрерывным производством (непрерывное производство). Для непрерывного производства внедрение САПР (CAD/CAM) сводится, в основном, к внедрению графических систем.
В то же время, возрастает роль ТПП. Задачи ТПП значительно расширяются в сторону технологических расчетов, моделирования технологических процессов. Автоматизированные системы технологической подготовки производства — АС ТПП (CAE) начинают играть решающую роль в организации производства (процесс в непрерывном производстве практически невозможно организовать без технологических расчетов и моделирования).
Для непрерывного производства весьма актуальным становится внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами — АСУ ТП (SCADA), от эффективности которых прямо зависит эффективность производства. Основу большинства SCADA-решений составляют несколько программных компонентов (база данных реального времени, устройства ввода-вывода, предыстории типовых и аварийных ситуаций и т. д.) и администраторов (доступа, управления, сообщений).
Много специфики появляется при внедрении на непрерывном производстве комплексной автоматизированной системы управления предприятием — АСУ П.
7.3. Интегрированная информационная среда
Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение системы управления предприятием остается все еще на недостаточном уровне. Информационно-телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах высших уровней управления и, как правило, без необходимого их взаимодействия. Такое положение приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем.
Единое информационное пространство предприятия представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам. Такое пространство обеспечивает защищенное информационное взаимодействие всех участников, а также удовлетворяет их информационные потребности в соответствии с иерархией обязанностей и уровнем доступа к данным.
Интегрированная информационная среда рассматривается как комплекс проблемно-ориентированных, взаимоувязанных и взаимодействующих информационных подсистем. Концептуальная модель КИС в должной мере должна отражать эту среду (рис. 7.3). Такая среда как основа единого информационного пространства включает в себя следующие главные компоненты (рис. 7.4):
Создание интегрированной информационной среды должно осуществляться с учетом следующих требований:
Несомненно, анализ общего состояния информатизации, тенденций и перспектив ее развития должен базироваться на определенных предпосылках и методологических требованиях, без учета которых затруднительно говорить о ее успехах или неудачах.
Этими предпосылками и требованиями могут быть следующие:
7.4. Эволюция КИС
На развитие корпоративных информационных систем основное влияние оказывало развитие компьютерных систем и технологий, лежащих в основе их применения.
К первому этапу следует отнести системы обработки данных, в которых пользователь «напрямую» участвовал в постановке задачи и получении результата (рис. 7.5).
Этот период продолжался с начала 60-х годов ХХ века до начала 90-х. В это время появились мультипрограммные операционные системы, устройства прямого доступа к данным. Для информационных систем планирования ресурсов производства в это время был сформулирован стандарт MRPII.
Развитие ИТ к началу 90-х годов, с одной стороны, существенно повысило сложность организации работ ИС, а с другой, развитие техники сделало доступными большое количество дополнительных сервисов, начал активно использоваться многопользовательский режим работы с общесистемными ресурсами (рис. 7.6). В этот период времени сформировались основные принципы построения, разработки и эксплуатации ERP-систем предприятий.
2000-й год ознаменовался «бумом» Интернет-технологий, и хотя в начале ХХI века произошел некоторый спад в скорости развитии ИТ, к настоящему времени можно уверенно говорить о переходе корпоративных систем на следующий этап эволюции: организация прямого межкорпоративного взаимодействия с поставщиками и корпоративными заказчиками, а также с рядовыми клиентами (рис. 7.7).
На рисунке 7.8 показана типичная схема послойной компоновки современной КИС, а на рисунке 7.9 — схема технологической реализации КИС.
Для классификации систем нового поколения в некоторых источниках стали применять термин ERP-II и CSRP. Есть и другие представления. Наверное, для окончательной формулировки для нового типа КИС, основных характеристик и осознания места в эволюции еще не пришло время.