Что может сократить структурную безработицу

Как можно сократить безработицу

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер.

Познакомимся с некоторыми из них.

Создание условий для роста спроса на товары. Мы уже выяснили, что спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товар-ные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендует на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам — в 53—54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.

Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.

В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная Программа поддержки малого предпринимательства и созданы государственные органы, которые занимаются реализацией этой программы. Их цель — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их никто не хочет брать на работу из-за пока еще низкой квалификации и отсутствия опыта).

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработица — явление нормальное и не представляет угрозы для развития страны. Более того, без этих видов безработицы развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе (в Древнем Риме, где родилось слово «стимулус», им обозначали заостренную палку, которой вьючных ослов кололи в спину, чтобы они шли быстрее). Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной. Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Соответственно уровень полной занятости определяется уравнением:

Полная занятость = Рабочая сила х (1 — Естественная норма безработицы)

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для нее не существует. Например, в середине 70-х гг. американские экономисты считали, что для их страны эта норма составляет порядка 4%. В середине 80-х гг. эти оценки возросли до 6,5-7,0%.

Уровень естественной нормы безработицы для России ориентировочно составляет 3-3,5% общей численности трудоспособного населения. Между тем в мае 2004 г., по данным статистики, уровень безработицы (в процентах от численности экономически активного населения) составил в России 7,2%. Это выше, чем в Японии (4,6%), Великобритании (4,8%) и США (5,6%), столько же, сколько в Канаде, но меньше, чем, скажем, во Франции (9,8%) или Германии (11,5%).

Теперь мы можем сформулировать еще один рецепт экономического благоразумия.

Для предотвращения обнищания граждан и сохранения в стране социального мира необходимо стремиться к тому, чтобы безработица не превышала своего естественного уровня, и создавать системы помощи безработным в поиске работы.

Источник

Как можно сократить безработицу?

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимы прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства и в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

На протяжении первой половины 90-х годов в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются в их профессии. Например, в 1995 г. российские газеты были заполнены объявлениями, в которых на работу (с высокой зарплатой) приглашались бухгалтеры. На это приглашение охотно откликнулись бы отечественные инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов.

Увы, они не обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер. Познакомимся с некоторыми из них.

Создание условий для роста спроса на товары

Мы уже выяснили, что спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы:

Повышение доходов граждан => Рост спроса на товары => Рост производства пользующихся спросом товаров => Рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.

Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:
• стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;
• поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости;
• поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги — рост производства и занятости для россиян.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57—58 лет, а женщинам — в 53—54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.

Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости

Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.

В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале — и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
• экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);
• создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
• создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.

Источник

Омской области

Мероприятия по снижению безработицы

31.01.2019 Обычная важность

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

Что может сократить структурную безработицу. Смотреть фото Что может сократить структурную безработицу. Смотреть картинку Что может сократить структурную безработицу. Картинка про Что может сократить структурную безработицу. Фото Что может сократить структурную безработицу

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Выплата пособия по безработице признанным безработными,

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.

Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

По итогам третей главы необходимо отметить, что ситуацией в сфере труда и занятости, которая возникла в результате перехода от плановой экономики к рыночной. Этот процесс сопровождается ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Особую актуальность приобретают проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов, формирования их компетентности и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Формирование национальных рынков труда проходит по-разному в каждом из независимых государств, образованных на месте бывших союзных республик. Не является исключением и рынок труда, формирующийся в Приднестровской Молдавской республике. Его особенностями, как показал наш анализ, являются:

устойчивое сокращение общей численности трудовых ресурсов, вызванное абсолютной убылью и старением населения;

сокращение абсолютной численности занятых, как в целом по республике, так и по отдельным отраслям и административно-территориальным единицам;

перераспределение занятых по укладам экономической жизни, сопровождающееся сокращением численности занятых в государственном секторе и увеличением общей численности и доли работающих в частном секторе;

незначительный уровень официальной безработицы (в пределах естественных величин) и рост скрытой безработицы;

профессионально-квалификационное несоответствие предложения рабочей силы спросу на нее, что приводит к росту численности лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке;

непривлекательность и невостребованность безработными предлагаемых рабочих мест из-за нестабильного финансового положения предприятий,

низкого уровня и несвоевременности выдачи заработной платы, тяжелых условий труда, что ведет к оттоку населения и особенно «молодых умов».

Особенности регионального рынка труда накладывают отпечаток на профессиональную адаптацию выпускников вузов, требуют ее изучения, что обусловливает необходимость разработки и внедрения рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. В процессе профессиональной подготовки специалистов должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять. Однако на практике существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов усложнившимся условиям современного рынка труда. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, что и предопределяет актуальность избранной темы.

Методы борьбы с различными типами безработицы.

Общие для всех типов безработицы меры:

создание новых рабочих мест

· создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

Меры для борьбы со структурной безработицей:

С маргинальной безработицей:

С технологической безработицей:

С циклической безработицей:

Источник

Что может сократить структурную безработицу

В каждой стране приняты свои способы снизить безработицу. Начало 2020 года показало, что прежние методы не работают и необходимо внедрять новые. С помощью этой статьи мы разберем их эффективность и сравним с российскими мерами.

Согласно официальным данным Минтруда — безработица в 2020 году (на конец января) снизилась. И, пожалуй, это последние оптимистичные прогнозы 2020 года. Мы умышленно их приводим здесь, чтобы Вы сравнили как могло быть и как стало по факту после корректировок пандемии.

За неделю снижение численности безработных граждан произошло в 45 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение численности безработных граждан наблюдалось в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Белгородской, Вологодской, Кировской, Курганской, Псковской областях, Забайкальском, Пермском краях.

Что может сократить структурную безработицу. Смотреть фото Что может сократить структурную безработицу. Смотреть картинку Что может сократить структурную безработицу. Картинка про Что может сократить структурную безработицу. Фото Что может сократить структурную безработицу

В 38 регионах отмечен рост численности безработных граждан. Наибольший рост наблюдался в республиках Крым, Мордовия, Тыва, Чувашской Республике, Астраханской, Курской, Тюменской областях, Ненецком автономном округе, Камчатском крае, г. Севастополе.

Об этом мы еще поговорим более подробно, но для начала посмотрим другие данные.

СтранаПериодЗначениеЕд. изм.Пред. значение
Европейский Союзянв. 20206.2%6.2
Турцияянв. 202013.8%13.7
Черногорияянв. 202015.35%16.21
Босния и Герцеговинафев. 202032.62%32.75
Грецияфев. 202016.1%16.2
Киргизияфев. 20203%3
Норвегияфев. 20203.5%3.7
Пуэрто-Рикофев. 20207.8%9.6
Словенияфев. 20207.9%8.2
Уругвайфев. 202010.5%8.5
Руанданоя. 201915.4%16
Таджикистанноя. 20192.1%2.1
Австралиямар. 20205.2%5.1
Беларусьмар. 20200.2%0.3
Бельгиямар. 20205.3%5.2
Болгариямар. 20206.7%6.2
Бразилиямар. 202012.2%11.6
Венгриямар. 20203.7%3.5
Германиямар. 20203.5%3.4
Гонконгмар. 20204.2%3.7
Даниямар. 20204.1%3.7
Еврозонамар. 20207.4%7.3
Израильмар. 20203.4%3.3
Исландиямар. 20203.3%5
Италиямар. 20208.4%9.3
Казахстанмар. 20204.8%4.8
Канадамар. 20207.8%5.6
Кипрмар. 20206.7%5.8
Колумбиямар. 202012.6%12.2
Литвамар. 20209.8%9.4
Люксембургмар. 20206.1%5.5
Макаомар. 20202.1%1.9
Малайзиямар. 20203.9%3.3
Мексикамар. 20202.9%3.6
Нидерландымар. 20202.9%2.9
Перумар. 20207.8%7.1
Польшамар. 20205.4%5.5
Россиямар. 20204.7%4.6
Румыниямар. 20204.6%3.9
Словакиямар. 20205.2%5.1
СШАмар. 20204.4%3.5
Таиландмар. 20201%1.1
Тайваньмар. 20203.76%3.7
Финляндиямар. 20207.3%6.9
Хорватиямар. 20208.6%8.3
Чилимар. 20208.2%7.8
Швециямар. 20207.1%8.2
Южная Кореямар. 20203.8%3.3
Япониямар. 20202.5%2.4
Венесуэладек. 20186.4%7.3
Австрияапр. 202012.8%12.2
Ирландияапр. 20205.4%5.3
Чехияапр. 20203.4%3
Швейцарияапр. 20203.3%2.9
Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации
в возрасте 15 лет и старше
(по данным выборочных обследований рабочей силы
в среднем за ноябрь 2019 г.- январь 2020 г.)
Численность
рабочей
силы,
тыс. человек
В том числеУровень, в %
занятыебезра-
ботные
участия в рабочей силезаня-
тости
безра-
ботицы
Российская Федерация75639,272151,93487,262,559,64,6
Центральный
федеральный округ
21403,620779,3624,364,362,42,9
Белгородская область827,1795,231,863,561,13,9
Брянская область586,4566,519,957,955,93,4
Владимирская область726,7695,631,162,760,04,3
Воронежская область1180,81132,248,759,557,04,1
Ивановская область517,2499,018,260,658,53,5
Калужская область538,6517,820,863,360,93,9
Костромская область301,2289,511,656,954,73,9
Курская область566,3543,922,460,558,14,0
Липецкая область599,2577,321,962,260,03,7
Московская область4245,64134,8110,767,765,92,6
Орловская область343,0323,319,654,551,45,7
Рязанская область552,1527,724,458,055,54,4
Смоленская область467,8444,823,158,055,14,9
Тамбовская область502,4483,419,057,054,83,8
Тверская область654,7627,826,960,958,44,1
Тульская область798,2767,330,962,560,13,9
Ярославская область644,4613,930,561,058,14,7
г.Москва7352,07239,2112,868,467,41,5
Северо-Западный
федеральный округ
7492,97216,8276,164,061,63,7
Республика Карелия303,1280,722,459,154,77,4
Республика Коми428,8395,333,463,358,47,8
Архангельская область565,1530,035,159,856,16,2
в том числе
Ненецкий авт.округ
22,120,31,865,660,38,0
Архангельская область
без авт.округа
543,0509,633,359,655,96,1
Вологодская область554,4529,325,157,855,24,5
Калининградская область550,8528,222,666,463,64,1
Ленинградская область974,8939,934,962,560,23,6
Мурманская область422,2396,325,968,264,06,1
Новгородская область299,5285,713,759,556,84,6
Псковская область300,6284,416,256,253,25,4
г.Санкт-Петербург3093,83046,946,867,766,71,5
Южный
федеральный округ
8186,27756,7429,560,156,95,2
Республика Адыгея200,9184,416,554,349,98,2
Республика Калмыкия131,2119,911,360,355,18,6
Республика Крым924,0871,552,558,355,05,7
Краснодарский край2835,32697,9137,461,458,44,8
Астраханская область501,4464,836,661,256,77,3
Волгоградская область1248,31178,270,159,255,95,6
Ростовская область2124,92027,797,260,157,34,6
г.Севастополь220,2212,28,059,957,73,6
Северо-Кавказский
федеральный округ
4653,54128,5525,061,454,511,3
Республика Дагестан1430,81237,7193,161,753,313,5
Республика Ингушетия259,8191,468,472,653,526,3
Кабардино-Балкарская
Республика
441,7392,449,464,257,011,2
Карачаево-Черкесская
Республика
210,1186,224,056,049,611,4
Республика Северная
Осетия – Алания
304,6263,241,454,346,913,6
Чеченская Республика635,5549,685,964,956,213,5
Ставропольский край1370,91308,062,959,656,94,6
Приволжский
федеральный округ
14790,814172,9617,960,958,34,2
Республика Башкортостан1925,61834,990,758,856,04,7
Республика Марий Эл342,9328,714,261,959,44,1
Республика Мордовия435,2414,820,463,460,44,7
Республика Татарстан2035,51969,665,964,062,03,2
Удмуртская Республика783,2750,832,464,461,74,1
Чувашская Республика601,3574,027,459,857,14,5
Пермский край1212,01147,564,557,354,35,3
Кировская область632,2604,228,059,757,04,4
Нижегородская область1748,61677,271,464,561,94,1
Оренбургская область932,0891,540,658,455,84,4
Пензенская область654,0628,125,958,055,74,0
Самарская область1674,01612,461,662,860,53,7
Саратовская область1203,41153,350,158,255,84,2
Ульяновская область611,0586,025,058,255,84,1
Уральский
федеральный округ
6351,06084,3266,763,861,14,2
Курганская область372,2339,732,554,249,48,7
Свердловская область2155,92069,486,561,258,84,0
Тюменская область1951,81895,856,067,265,22,9
в том числе:
Ханты-Мансийский
авт.округ — Югра
910,2889,320,870,468,82,3
Ямало-Ненецкий
авт.округ
314,0308,25,875,474,01,8
Тюменская область
без авт.округов
727,6698,229,460,858,44,0
Челябинская область1871,11779,491,765,862,54,9
Сибирский
федеральный округ
8553,18059,6493,561,457,95,8
Республика Алтай95,983,612,360,052,312,9
Республика Тыва121,4107,114,356,149,511,8
Республика Хакасия242,0222,619,456,952,48,0
Алтайский край1144,11081,562,759,556,35,5
Красноярский край1492,71430,062,763,961,24,2
Иркутская область1185,41102,682,862,257,97,0
Кемеровская область1291,71227,164,659,056,15,0
Новосибирская область1426,11347,478,762,258,75,5
Омская область1009,1939,170,063,459,06,9
Томская область544,6518,626,061,758,74,8
Дальневосточный
федеральный округ
4208,13953,8254,363,859,96,0
Республика Бурятия436,3395,241,057,852,49,4
Республика Саха (Якутия)501,8464,537,267,962,97,4
Забайкальский край524,4476,348,262,556,79,2
Камчатский край181,2173,97,369,967,14,0
Приморский край1000,0948,851,163,059,75,1
Хабаровский край695,4671,124,363,961,73,5
Амурская область405,9384,920,963,159,95,2
Магаданская область85,081,13,972,268,94,6
Сахалинская область274,2260,114,168,765,15,1
Еврейская авт.область73,068,44,656,552,96,3
Чукотский авт.округ30,829,41,479,675,94,6
В целях повышения представительности данных показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.

По официальным данным количество безработных россиян с начала 2020 года выросло на 44 тыс. — до 735 тыс. человек, сообщил 15 апреля 2020г. министр труда и соцзащиты Антон Котяков. Годом ранее в это же время на учете в центрах занятости состояли 813 тыс. человек. То есть, безработица даже пошла на убыль, если ориентироваться на данные Минтруда. Однако…

Позже Котяков заявил, что количество безработных в России может достигнуть 5–6 млн человек, однако это только один из возможных сценариев.

«Когда мы говорим о 5–6 млн человек, о которых сейчас говорит Высшая школа экономики, это, в принципе, одно из сценарных развитий, один из сценариев, которые Министерство труда на сегодняшний день просчитывало у себя, то есть мы четко отследили тенденции, которые складываются на рынке, мы понимаем, что при развитии событий один из сценарных условий соответствовал такому уровню безработицы», — сказал глава Минтруда в эфире телеканала «Россия 24»

По его словам, сейчас в стране не имеют работы около 3,7 млн человек, из них стали на учет в центрах занятости почти 950 тыс. человек. Котяков отметил, что сейчас наблюдается тенденция к сохранению занятости, она является следствием принятых властями мер поддержки.

«Масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности»

Как сообщил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, пока масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности, окончательная продолжительность карантинных мер неизвестна, у разных бизнесов разный потенциал выживания и разная чувствительность к мерам поддержки.

«Однако, зная число занятых в сфере услуг вне малых и крупных предприятий (около 28 млн человек), мы можем предположить, что при потере 20% рабочих мест только в малом и микробизнесе безработица может увеличиться с 4,6% (в феврале) в несколько раз»,— отмечает Гимпельсон.

Крайне важно, по его словам, поддержать потерявших работу и доходы с помощью пособий, величина которых составила бы 1,5–2 МРОТ. «Если же не спасем от разрушения бизнес, то потеряем огромный физический и человеческий капитал, что затруднит восстановление и принесет затяжные социальные проблемы»,— отмечает он.

Какие меры приняты в России для борьбы с безработицей?

В России, чтобы предотвратить сокращение рабочих мест правительство составило несколько пакетов мер поддержки — подробнее читайте здесь.

Также в связи с пандемией пособие по безработице выросло с 8 тысяч до размера МРОТ — 12 130 рублей напоминает замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников. По его мнению, раньше россияне неохотно регистрировались в качестве безработных из-за низкого размера пособия. Многие россияне надеялись на единовременные выплаты от государства, как например, это было сделано в США, но чиновники сообщили, что «денег с вертолетов никто скидывать не будет» и что такие выплаты не эффективны.

Что может сократить структурную безработицу. Смотреть фото Что может сократить структурную безработицу. Смотреть картинку Что может сократить структурную безработицу. Картинка про Что может сократить структурную безработицу. Фото Что может сократить структурную безработицу

«Вы знаете, там тоже дискуссия идет о том, что надо немедленно всем выплатить из бюджета. Это тоже неправильно. Бюджеты треснут, они не смогут даже обеспечивать систему здравоохранения и так далее», — сказал Сергей Собянин в интервью «Первому каналу» 3 апреля.

Институт экономики роста имени Петра Столыпина оценивает потенциал сокращения занятости при продолжении карантине на 2-3 месяца в 4,5 млн человек, и до 14 млн человек в сценарии карантина на 6 месяцев.

На этом экспертные оценки возможного масштаба безработицы в России не заканчиваются. Еще год назад главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований ВАВТ Минэкономразвития Алексей Кашепов в научном журнале ВНИИ труда опубликовал статью, в которой предсказал рост безработицы с 3,5 — 4 млн до 7,7 — 7,8 млн человек, тогда еще без учета пандемии, без обвала нефтяного рынка и курса рубля. Эксперт закладывал лишь данные «Росстата» и прогнозы Минэкономразвития по росту производительности труда до 2024 года и увеличению пенсионного возраста.

Похожие цифры назвал и глава Счетной палаты Алексей Кудрин: те же 8 млн безработных. Но всех превзошел портал Superjob.ru, прогнозирующий 30 млн безработных к концу «выходного месяца», то есть, с апреля по май. Прогноз был обоснован тем, что в малом бизнесе занято порядка 20 млн человек. Из них 80% рискуют потерять работу уже за вторую нерабочую неделю.

Сокращения происходит и в крупных компаниях, отмечает портал, только в этом пока никто не признается публично.

По мнению Капелюшникова, прогноз Кудрина и подобные оценки антинаучны. Как быстро закончатся деньги, запланированные на пособия и субсидии, прогнозировать пока невозможно. Для этого нужно иметь данные хотя бы за два последних месяца по тем россиянам, которые окажутся безработными из-за пандемии нового коронавируса. Но даже если безработица вырастет с 4,5% до 7% от трудоспособного населения, катастрофы не случится, бюджет выдержит нагрузку, отмечает эксперт. «Мы это уже проходили в 90 — х годах прошлого века, в кризис 2008-2009 годов. Тогда тоже звучали страшные прогнозы, но все, кто их давал сели в калошу», — заключает эксперт.

По его словам, российская экономика научилась адаптироваться. Как только наступают кризисные времена работодатели снижают сотрудникам зарплату и применяют режим неполной занятости. По этой причине массовых увольнений не будет, считает эксперт. При условии, что сами компании не обанкротятся.

Для малых и средних предприятий, которые выплачивают зарплату не менее одного МРОТ, правительство решило предоставить налоговые отсрочки, освобождение от штрафов. Для МСП введен мораторий на проверки, снижен размер страховых взносов с 30 до 15%. Об этом в четверг на заседании правительства сообщил премьер Михаил Мишустин.

Цель всех усилий — «поддержка занятости и доходов как работающих, так и тех, кто временно остался без работы». Всего антикризисной программой будет охвачено полмиллиона МСП, более трех млн сотрудников.

МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В МИРЕ

США. Рекордный темп обвала на рынке труда демонстрируют США, несмотря на солидные меры поддержки населения. ​​Число заявок на получение пособия по безработице в США поставило очередной рекорд: с 14 по 21-е марта заявления подали 3.3 млн безработных, а с 21 по 28-е марта — уже 6.6 млн человек.

Это в 11 раз больше, чем неделей ранее (281 тысяча), абсолютный рекорд. Предыдущий был установлен в октябре 1982 года — 695 тысяч заявок.

Япония. Японский министр финансов Таро Асо на пресс-конференции заявил, что каждому гражданину Японии независимо от дохода и размера ущерба, нанесённого коронавирусом, будет выплачено по 100 тыс. йен (примерно 930 долларов).

Южная Корея. В Южной Корее 14 апреля приняли новый антикризисный пакет мер, согласно которому домохозяйства с доходом ниже среднего единовременно получат по 1 млн вон ($820).

Сингапур. Власти Сингапура пообещали каждому жителю страны старше 21 года единовременно выплатить по 600 сингапурских долларов ($417).

Германия. Для того, чтобы не допустить резкого роста увольнений из-за коронавируса правительство Германии выдвинуло инициативу по поддержке предприятий: промышленные компании могут подать заявку на перевод своих сотрудников на сокращённый рабочий день или на то, чтобы оставить их дома. Власти страны обязуются в таком случае компенсировать этим людям до 60% зарплаты из бюджетных средств. Такую тактику в Германии уже применяли в ходе экономического кризиса 2008-2009 годов, однако в этот раз ожидается, что число заявок от компаний будет значительно больше: по состоянию на 27 марта 2020 года от немецких компаний поступило уже 470 тыс. В каждой из заявок речь может идти как об одном сотруднике, так и о сотнях. По оценке IAB, на сокращённый рабочий день будет переведено порядка 650 тыс. человек за весь 2020 год, однако в немецком Бундестаге такой показатель считают слишком оптимистичным и потому маловероятным. Депутат от Христианско-демократического союза Петер Вайс, выступающий экспертом по рынку труда, уже заявил, что реальные цифры могут достичь четырёх миллионов.

Франция. Компаниям, сотрудники которых вынуждены оставаться дома, предложили подать заявку для оформления своим подчинённым пособия по «технической безработице». Предполагается, что государство будет выплачивать им 86% от чистой зарплаты, если она равна прожиточному минимуму, то — 100%. По словам министра труда Франции Мюриэль Пенико, властям поступили обращения преимущественно от представителей малого бизнеса на оформление пособий по технической безработице для 3,6 млн человек. Об этом сообщает «Рамблер». Также оплата за коммунальные счета и квартплату отменены для всех.

Израиль. На фоне введённых в стране ограничений для борьбы с коронавирусом работу потерял каждый четвёртый. Уровень безработицы в период с февраля по март 2020 года вырос с 4% до 24,1%. Всего работы лишились более миллиона человек.

Австрия. Уровень безработицы в марте 2020 года достиг рекордной отметки в 12,2% (+4,7%). В последний раз такие цифры в стране фиксировались в 1946-ом. В годовом исчислении рост числа безработных можно назвать драматическим: +52,2% по сравнению с мартом 2019-го. Такие показатели связаны, прежде всего, с крахом туристической отрасли: многочисленные горнолыжные курорты Австрии вынуждены были закрыться до окончания сезона. Сильно пострадали кафе и рестораны. Из-за специфики ряда регионов, тесно связанных с туризмом, сильнее всего последствия пандемии сказались на таких «туристических» городах, как Тироль и Зальцбург. Сейчас в республике более 560 тыс. человек остались без работы. На фоне столь драматичных показателей представители австрийского бизнеса просят власти страны принять меры по оказанию поддержки компаниям, предпринимателям и сотрудникам. Об этом сообщает «Рамблер».

Неутешительные прогнозы Европейского союза:

Еврокомиссия представила Весенний экономический прогноз, согласно которому темпы восстановления будут неравномерными и на процесс повлияет не только отмена карантинных ограничений, но и степень зависимости каждой из стран от туризма, а также финансовые возможности бюджета. В текущем году уровень безработицы в Евросоюзе поднимется с 6,7% до 9%.

Еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони отметил: «Безработица вырастет, но вместе с тем принимаемые меры ограничат этот рост. Ущерб от пандемии отразится на рынке труда, но своевременные и существенные мера правительств и европейских институтов помогут сократить потерю рабочих мест, вместе с тем ожидается значительное снижение отработанных часов».

Кстати, в 2019 году лидер по безработице в Европе была Украина.

Что может сократить структурную безработицу. Смотреть фото Что может сократить структурную безработицу. Смотреть картинку Что может сократить структурную безработицу. Картинка про Что может сократить структурную безработицу. Фото Что может сократить структурную безработицу

В России правительство увеличило размер выплаты пособия, ввели пакеты мер для поддержки бизнеса (в т.ч. беспроцентные кредиты на выплату зар.платы сотрудникам, чтобы те не пополнили ряды безработных).

В других странах ввели ежемесячные выплаты. А как Вы считаете какие меры самые эффективные? Пишите в комментариях.

В следующей статье мы расскажем про пособия по безработице в разных странах. Чтобы прочитать первыми свежие материалы ASP News достаточно оформить подписку здесь.

С уважением к Вашему делу, Ника Черемухина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *