Что может быть живым и неживым одновременно

Что может быть живым и неживым одновременно

Изучение творческого мышления младших школьников с помощью тестов торренса

Тест «Что может быть одновременно» для диагностики 7-10 летних детей направлен на исследование вербального творческого мышления.

Стимульный материал. Набор вопросов, которые по очереди задают ребенку.

Что может быть одновременно:

3 – маленьким и большим;

4 – мягким и твердым;

5 – легким и тяжелым;

6 – горячим и холодным

7 – кислым и сладким.

Инструкция. Я тебе сейчас беде задавать вопросы, на которые должен мне ответить как можно быстрее.

Проведение теста. Детям по очереди задают вопросы: Что может быть одновременно белым и черным? Сладким и кислым? И так далее. Если ребенок не понял вопроса и дает два ответа, ему напоминают, что речь идет об одном предмете, который может в одно и то же время быть, например и белым, и черным, а не о двух предметах, один из которых белый, а другой – черный. В случае повторных ошибок или отказа отвечать тестирование прерывают.

Анализ результатов. При анализе подсчитывают количество баллов по следующим параметрам: беглость и оригинальность. Как правило, дети набирают 3-4 балла, что является средним уровнем креативности.

Определив уровень творческого мышления учащихся (см. Приложение 3), их гибкость, беглость и оригинальность, мы разделяем детей на четыре группы:

— самый высокий уровень мышления (12 баллов) – 3 человека;

— высокий уровень мышления (10-11 баллов) – 5 человек;

— средний уровень мышления (7-9 баллов) – 5 человек;

— низкий уровень мышления (6 баллов) – 4 человека.

Далее переходим ко второму этапу эксперимента – формирующему. Описанию которого посвятим п.3.2.

Источник

Новое в блогах

Что есть живое и неживое?

У меня, уже несколько заметок на эту тему. Но всё равно есть читатели, которые решительно требуют, что бы я конкретно определился с живыми субъектами и неживыми объектами динамики.

Например, человек, дерево, бактерия, вирус, это всё живое. А вот светило, планета, спутник, атом, молекула, это не живое. Наверное именно так люди хотят понимать? Только всё это, движется по определённым траекториям. Всё это, имеет некие центры и периферии. Всё это, должно быть иерархически построено и связано одно с другим, и каждый субъект или объект в каждой иерархии, должен находиться, как в составе иерархий живых субъектов или неживых объектов, так и в составе среды внутри объекта или субъекта. Где каждый субъект или объект в иерархии, имеет свою особую программу динамических взаимодействий, со множеством других субъектов или объектов. И одновременно программа иерархических субъектов или объектов, это тоже субъекты или объекты со своей программой.

Существуют ли вообще в мире, какие-то прерывистые процессы и явления? Я таких примеров не знаю. Например для нас, для людей, абсолютно незначительная условность, это уже барьер или рубеж. Вот до двенадцати часов, это один день, а после двенадцати это уже второй день, и точка.

И это, чудо извращённости что мы такие! Ни одна букашка в мире так не делит время как мы. И для них, время это вовсе не время, это просто сплошная непрерывная циклическая динамика преобразований, из живого в неживое, и наоборот из неживого в живое, без границ.

Доказывать нужно вовсе не то, что нет чётких границ между живым и неживым. Доказывать нужно то, что эта граница существует. Докажите, что существуют чёткие отдельные границы между живым и неживым в природе. В природе, в которой оказывается, корме границ о которых мы всегда думаем, между жизнью и смертью, больше вообще не существует никаких резких границ и переходов, во всём остальном. И даже цепная реакция взрыва, это непрерывное. постепенно развивающееся явление. Тогда почему, живое и не живое, это что-то отдельное друг от друга? Ведь жизнь клеток организма, это не жизнь сознания организма, хотя всё связано. В одной жизни организма всегда целая иерархия отдельных жизней клеток. И если мы, эти жизни клеток не ощущаем, это не значит что их вовсе нет, и что они бессознательны. Но тогда жизнь множества организмов на подобии нас, должна быть иерархией некой неизвестной нам жизни, пусть даже и бессознательной.

Если мы допускаем, что существует сознательная жизнь и бессознательная жизнь, то мы должны допускать, что существует частично живые субъекты или объекты, и частично неживые субъекты или объекты, которые постепенно переходят из одного в другое состояние.

Нет границ между живым и неживым, всё живое, это всегда почти частично неживое. А всё неживое, в бесконечной иерархичности строения мира, это тоже всегда какая-то часть чего-то живого. Но только того, которое мы не в состоянии замечать.

Тут есть ещё один нюанс. Что первично, яйцо или курица? Правильно, не то и не другое. Первична среда, в которой зарождается, наполовину живое и наполовину неживое. Тогда среда, это живое? Неживое? Наполовину живое? Или только на четверть живое? Что это? А то, что рождает среду, какое оно?

Источник

Связь между живой и неживой природой

Вадим Прибытков, физик-теоретик, постоянный корреспондент Терры Инкогнита.

Неживая природа является первичной, живая—вторичной.

Неживая природа существует вечно, она бесконечна в пространстве. Живая природа также существует вечно, но это вечное существование не является «непрерывным», как это характерно для неживой материи. Живая материя возникает, развивается и исчезает. Потом снова появляется, но уже совсем в другой звездной системе. Она может существовать одновременно на многих мирах, но эти миры отделены друг от друга такими гигантскими расстояниями, что говорить о каком-то едином, связанном, общем существовании нельзя.

Неживая природа является первичной и в том отношении, что все молекулы живой природы построены из атомов и молекул неживой. Для живой природы не существует особых элементов. Они едины. Все нужное, все необходимое мы черпаем из неживой природы. Из нее мы возникаем и в нее возвращаемся. Она—основа всего. Следовательно, эта основа требует бережного к себе отношения. Если раньше человечество пользовалось неживой природой, растительным и животным миром бездумно, то в последние годы начинает возникать сознание того, что бездумному отношению к природе постепенно приходит конец.

Возникла экология, т.е. наука об отношении к природе.

Наука эта является фактически произведением XX века, потому что до этого о природе почти не думали. Поэтому и появлялись классические примеры, когда овцы истребляли ландшафты целых стран.

Если говорить о возможности существования жизни, то для этого необходимо одновременное наличие большого количества физических факторов. Поэтому обстоятельства, дающие возможность возникать и развиваться живой материи, возникают чрезвычайно редко. И любой, на первый взгляд самый незначительный фактор, например, наклон земной оси, может настолько изменить условия существования живой природы, что будут происходить глобальные изменения в ее существовании. Стоит добавить в атмосферу немного «другого газа», как атмосфера потеряет все свои свойства стимулятора живого и будет действовать в противоположном направлении.

Из этого следует, что неживая материя не стимулирует живую материю и является по отношению к ней в целом «равнодушной», если можно употребить это слово. Если же быть более точным, то это не равнодушие, а лишь действие непреложных законов. Поэтому различные концентрации и сочетания материи и энергии создают различные условия для возможности жизни. Эти условия могут быть при исключительно редком совпадении огромного количества факторов благоприятными, и они же могут быть при господствующем несовпадении этих факторов—неблагоприятными.

Поэтому условия для существования жизни можно скорее рассматривать как исключение, чем, как правило. Слишком редко возникают те особые условия (их можно было бы назвать «тепличными»), которые дают возможность для существования жизни. Все это говорит о том, что человечество должно немедленно прекратить войны и внутренние конфликты и бросить все силы на сохранение атмосферы, которая является слишком тонкой и уязвимой, на сохранение океанов, лесов, почвы, природных ресурсов, на очищение нашей Земли, на создание чистоты в общей квартире. Т.е. давно пора заняться «генеральной уборкой», которой человек по существу еще никогда и не занимался.

Из всего этого следует, что Вселенная не наполнена «зародышами жизни», потому что они не могут быть вечно в неблагоприятных для них условиях. Поэтому жизнь возникает лишь там (и совершенно самостоятельно от «зародышей, или микробов жизни»), где для этого имеются условия. Земля—это уникум, и жизнь возникла на Земле. Когда условия для жизни на Земле исчезнут, исчезнет и жизнь, если человечество ничего не предпримет для своего спасения.

На это и надо (и срочно!) направить все международные усилия.

Источник

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Живая и неживая природа составляют основу окружающего мира. Интересные свойства живой и неживой природы стали причинами наук ботаники, биологии, химии, физики, астрономии.

Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.

Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему Кто есть кто.

1 класс подходящий для обсуждения темы Человек и природа с рассказами учителя. У 2 класса можно проводить тематические уроки Воздух, Вода, Почва в рамках цикла Введение в экологию.

3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.

Мир живой природы

Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Она является средой обитания всех живых организмов.

Классификация живых организмов в природе:

Объекты и явления неживой природы

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

К объектам неживой природы относят:

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Явления неживой природы называются физическими. Примеры таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.

Среди физических явлений различаются:

Чем живая природа отличается от неживой

Главное отличие способность к росту и развитию.

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.

Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).

Неживые объекты не имеют жизненного цикла.

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Законы природы заставляют неживую природу меняться:

Признаки живой и неживой природы

Свойства живых организмов:

Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Ни одно живое существо, кроме человека, не осознает временных границ своей жизни. Все рождаются и котята, и щенки, и кролики, и медвежата и никто из них не подозревает, что когда-нибудь умрет.

Наличие сознания признак человека.

Все умирает на земле и море,

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре,

Подписанном, когда он был рожден (С. Я. Маршак).

Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Планеты составляют Солнечную систему много веков подряд. Они не могут дышать, самостоятельно двигаться, питаться. Все, что окружает нас, состоит из одних и тех же веществ мельчайших компонентов, невидимых глазу (атомов).

Связь между живой и неживой природой

Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.

Человек часть живой природы. Он не может существовать в голой пустыне, где нет воды. Из камней он строит дома, на песках возводит дороги.

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Связи проявляются в следующих видах:

Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.

Связь между живой и неживой природой неразрывна. Природа в целом едина. Лес одновременно совокупность и живых, и неживых природных объектов. Деление природы на живую и неживую нужно для науки, для ее изучения.

Источник

Свобода, ведущая электроны. Как ученые ищут разум в (не)живой материи

Может ли жизнь самозародиться в «неживой» среде, как нас учили в школе, когда рассказывали о происхождении Вселенной и появлении первых организмов на Земле? Биологи и физики признают: провести четкую границу между живой и неживой материей невозможно — а значит, есть смысл поискать сознание в материи, которую мы (пока) считаем неживой. О том, что ученым удалось найти, рассказал журналу Nautilus исследователь из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и автор книг о панпсихизме и проблеме сознания Тэм Хант.

В прошлом году один из номеров журнала New Scientist вышел с заголовком «Наделена ли Вселенная сознанием?» на обложке.

Автор соответствующей статьи, Майкл Брукс, приводит слова немецкого математика и физика Йоханнеса Кляйнера из Мюнхенского центра математической философии — о том, что если мы хотим выработать математически точное определение сознания, нам, возможно, придется признать, что Вселенная разумна.

«Это может стать началом революции в науке», — сказал Кляйнер, ссылаясь на исследования, которые он проводит вместе со своими коллегами.

Кляйнер и его коллеги взяли за основу теорию интегрированной информации (ТИИ), одну из ведущих теорий сознания на данный момент. Как отмечает Кляйнер, ТИИ стоит на позициях панпсихизма, так как вся интегрированная информация содержит как минимум один бит сознания.

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Сторонники панпсихизма не проводят различия между одушевленной и неодушевленной природой. В 1974 философ Томас Нагель задался вопросом: каково это — быть летучей мышью, использовать эхолокацию и летать? Мы не можем знать наверняка, но на основе наблюдений за поведением летучих мышей и генетического родства между людьми и другими млекопитающими мы можем сделать вывод, что летучие мыши имеют развитый ум.

Наблюдая менее сложные формы поведения, мы также приходим к выводу, что все виды материи в той или иной степени наделены разумом. В том числе и электрон.

В отличии от одушевленной, неодушевленная материя не эволюционирует, но она все же действует и реагирует на силы. Электроны двигаются по-разному в разных условиях. Глядя на их поведение, некоторые физики высказали предположение, что электроны могут обладать некой формой сознания. Например, известный американский физик Фримен Дайсон в 1979 году в своей книге «Потревожить Вселенную» писал, что «человеческое сознание отличается количественно, а не качественно от происходящего в электроне процесса выбора между квантовыми состояниями, который мы называем случайностью». Квантовую случайность правильнее было бы обозначать как квантовый выбор.

Другой известный американский физик Дэвид Бом высказал схожее мнение: «Способность формы быть активной — характерная черта разума. Электроны ей обладают».

Многие биологи и философы признают, что нет четкой границы между одушевленным и неодушевленным. Придерживался этого взгляда и выдающийся британский биолог Джон Бердон Сандерсон Холдейн: «Мы не находим очевидных признаков жизни или разума в так называемой неодушевленной материи. Но если наука верна, то мы в итоге обнаружим их, по крайней мере в рудиментарном виде, повсюду во Вселенной».

Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть фото Что может быть живым и неживым одновременно. Смотреть картинку Что может быть живым и неживым одновременно. Картинка про Что может быть живым и неживым одновременно. Фото Что может быть живым и неживым одновременно

Датский физик Нильс Бор говорил, что «наше определение живого — это всего лишь вопрос удобства. Если бы вместо разграничения на живые организмы и неодушевленные тела мы расширили понятие жизни на все в природе, разделение физики и биологии потеряло бы смысл».

Недавно астробиолог Брюс Жакоски, который занимался в НАСА поиском внеземной жизни, сказал: «Был ли такой момент в истории Земли, когда отсутствие жизни сменилось наличием жизни? Скорее всего, нет».

Физик-теоретик Сабина Хоссенфельдер, автор книги «Затерянные в математике» (2018), придерживается противоположного мнения: «Чтобы частица могла считаться разумной, она как минимум должна иметь способность меняться, — написала она в посте, озаглавленном „Электроны не мыслят“. — Нельзя быть наделенным разумом и иметь лишь одну мысль. Если бы электроны могли мыслить, мы бы давно заметили это при столкновении частиц: количество частиц менялось бы».

Однако «меняться» можно по-разному, в том числе занимая разное положение в пространстве. Вышеприведенной цитатой Дайсон хотел сказать, что вероятностные результаты квантовых опытов (например, двухщелевого опыта) стоит считать следствием не случайности (что является лишь другим способом сказать «мы не знаем»), а многочисленных рудиментарных выборов каждого электрона в каждый отдельный момент.

Уайтхедовский вариант панпсихизма, который до сих пор остается наиболее разработанным, коренным образом переоценивает природу материи. По мнению Уайтхеда, все сущее, в том числе электроны, атомы и молекулы, хотя бы в минимальной степени наделено сознанием. На первый взгляд этот подход кажется странным, но при ближайшем рассмотрении он оказывается вполне разумным.

Вместо того, чтобы рассматривать частицы как постоянные образования, перемещающиеся в сосуде пространства-времени, Уайтхед считает их последовательными итерациями единого электрона, которые очень схожи друг с другом, но не идентичны.

Каждая итерация немного отличается от предыдущей. Не существует статичных и неизменных электронов. Степень отличия каждой последующей итерации — это и есть проявление выбора и разума. Эта йота выбора приводит в процессе эволюции к сложному уму и способности выбирать, присущей людям и другим млекопитающим.

Будучи философом математики, Уайтхед в подробностях описывает процесс «конкресценции», то есть осцилляторной природы электронов, в своем сборнике «Наука и современный мир». Многие современные мыслители в той или иной степени принимают панпсихизм Уайтхеда. В их числе был и Дэвид Бом, который черпал из трудов Уайтхеда вдохновение для своей главной книги о современной физике и природе реальности — «Целостность и скрытый порядок».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *